СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса. (Г.С. Меркин)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

п/п

Наименование раздела и тем Кол-во часов

Дата

проведения

Планируемые результаты



Примечание

План.

Факт.

Предметные

Метапредметные

Личностные


ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Знакомство со структурой и особенностями учебника.

Лирические роды (эпос, лирика, драма)

1

05.09


Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства

Владение литературоведческими терминами лирика, эпос, драма

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию


ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВ А ( 4 часа)


Былины

2







2

Былины, их жанровые особенности. «Святогор и Микула Селянинович».


1

07.09


Ученик научится понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста

Коммуникативные УУД:

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию


3

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца


1

12.09




Русские народные песни

2







4

Русская народная песня. Многозначность поэтического образа

1

14.09


Знать: песенные жанры в фольклоре, жанры обрядовой поэзии, тропы

Уметь: выразительно читать произведения, определять жанр русской народной песни.

Познавательные УУД: Выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные УУД.: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

Формирование навыков исследования текста,

опираясь на информа-

цию, жанр, компози-

цию, художественные особенности текста.


5

Входной контроль

Песенные жанры в фольклоре


1

19.09


Знать: особенности русских народных песен

Уметь: строить связное высказывание на определенную тему, составлять план.

Познавательные УУД: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные УУД: планировать и регулировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания

Формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

6

Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть временных лет», её значение.

1

21.09


Выявление исторической основы летописной записи, параллельных сюжетов о смерти от коня в мировой литературе; особенностей языка летописи.

Выявление особенностей жанра «Повести о Петре и Февронии Муромских», символического значения образов змееборца и премудрой девы

Умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД:

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа


7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе.

1

26.09



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века (6 часов)

8

М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного. Теория «трёх штилей».

1

28.09


Воссоздание атмосферы эпохи, выявление особенностей классицизма как литературного направления

Выявление значения научного наследия М.В. Ломоносова

Владение литературоведческими терминами: ода

Выявление роли теории «трёх штилей» М.В. Ломоносова в решении языковых проблем времени

Выявление сущности понятия «просвещённый абсолютизм», значения деятельности Екатерины II

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Познавательные УУД:

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления роли науки в жизни современного общества.

Духовная эволюция как условие торжества человечности в отношениях личности и государства

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми


9

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…» (отрывок)

1

03.10



10

Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией. Стихотворение «Властителям и судиям»



1

05.10


Понимание

связи литературных произведений с эпохой их написания; выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Познавательные УУД:

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра


11

Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Основной конфликт и проблематика.

1

10.10


Формирование собственного отношения к произведениям русской литературы


12

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Социальные вопросы в комедии; позиция автора

1

12.10





13

Р.Р. Классное сочинение по произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

17.10






ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века (16 часов)

14

А.С. Пушкин. Тема дружбы и долга в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву»,«Во глубине сибирских руд…».

1

19.10


Знать: сведения о жизни поэта, тему, мотивы произведений

Уметь: систематизировать изученный материал

Познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания


15

Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки к нам…».Человек и природа: «Туча» Тема власти, жестокости, зла: «Анчар».

1

24.10


Знать: сведения о жизни поэта, тему, мотивы произведений

Уметь: систематизировать изученный материал

Познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания


16

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина

1

26.10


Знать: содержание летописи и баллады

Уметь: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием.

Регулятивные УУД: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний

Коммуникативные УУД: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Формирование мотивации к самосовершенствованию


17

Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме

1

09.11


Знать: содержание произведения,

Уметь: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.


18

М.Ю.Лермонтов Стихотворения: «Три пальмы», «Родина»

1

14.11


Знание терминов из теории литературы:

градация.

Анализ идейно-художественного содержания стихотворения Лермонтова «Родина»; показ новаторства поэта в разработке темы.

Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства.

Пробуждение осознанного интереса к личности

и творчеству М. Ю. Лермонтова. Осмысление философской темы «родина», гражданское воспитание.


19

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Центральные образы поэмы и художественные приемы их создания

1

16.11


Познакомиться с произведением М.Ю Лермонтова, главными героями, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте «Песни…»; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике и тексте произведения; обобщать, делать выводы.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи; оценивать свои достижения.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению литературы


20

Фольклорные элементы в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…». Художественное богатство «Песни…».

1

21.11



21

Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

1

23.11


Знание терминов из теории литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

Петербург как символ творчества Гоголя на примере повести «Шинель» и Невского проспекта.

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавателные: лексическая работа; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; исторический экскурс в изображаемую Гоголем эпоху; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; участие в дискуссии; самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма, целеустремленности, участии. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.


22

Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. История замысла.

.

1

28.11



23

Р.Р. Классное сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Шинель»

1

30.11






24

И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы». Отношение автора к героям.

1

05.12


Знание терминов из теории литературы:

портрет и характер.

Умение выделять атрибуты в тексте

( сравнение крестьянина с «вечерним небом» , с Сократом и др.)

Познавательные УУД: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста

Регулятивные УУД: уметь анализировать текст

Коммуникативные УУД: уметь понимать прочитанное

Пробуждение осознанного интереса к личности

и творчеству писателя.

Размышление над вопросами взаимосвязи человека и природы через осмысление рассказов Тургенева.

Знать: тему, идею произведения,

Уметь: делать выводы, анализировать


25

Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения.

1

07.12


Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи


26

Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народа – основная тема произведений. Своеобразие поэтической музы поэта. Писатель и власть.

1

12.12


Знание терминов из теории литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Понимание

своеобразия

поэтической музы Н.А. Некрасова,

новые типы героев и персонажей. Умение определять тематику творчества; определять худож. особенности поэзии Н.А. Некрасова.

Умение в чтении интонационно передавать настроение героев (нарастания напряжения в противостоянии двух воль: воли губернатора и воли княгини) и их отношение друг к другу, определять отношение автора к персонажам и событиям, соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей.


Размышление над вопросами роли декабристов в жизни страны, в освободительном движении;

их патриотизма, стойкости мужества, а также верности их жен, гордости , самоотверженности, судьбы русской женщины, любви и чувства долга.



27

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость, стойкость.

1

14.12



28

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. Сказка «Повесть о том как, как мужик двух генералов прокормил». Проблематика сказки: труд, власть, справедливость

1

19.12


Знание терминов из теории литературы: сатира, сатирический образ, сатириче­ский персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатири­ческих сказок; мораль; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Умение доказать, какова авторская позиция в изобличении мужика.

Познавательные УУД.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Знать: своеобразие сюжета, приемы создания образа, позицию писателя

Уметь: владеть различными видами пересказа, писать отзыв, работать с иллюстрациями


29

Промежуточный контроль

Сказка «Дикий помещик». Своеобразие сюжета. Позиция писателя.

1

21.12



30

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина»

1

26.12






31

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.

1

11.01


Владение литературоведческими терминами: рассказ, портрет. Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста

Коммуникативные УУД:

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Воспитание патротизма, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края


32

Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

1

16.01



33

Н.С.Лесков. Биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша».

1

18.01


Ученик научится выполнять краткий выборочный пересказ текста, сопоставлять характеры персонажей по заранее составленнному плану, давать письменный отзыв на эпизод, участвовать в дискуссии; выявлять сюжетную основу произведения, особенности языка и жанра сказа, способы создания образов Александра I и Николая I, позицию автора и рассказчика

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Коммуникативные УУД:

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем , формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам


34

Сказ Н.С. Лескова «Левша». Образный мир произведения.

1

23.01



35

Р/Р. Классное сочинение по произведению Н.С.Лескова «Левша»

1

25.01






36

А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

30.01


Ученик научится выразительно читать стихи А.А. Фета о природе, давать письменный отзыв о поэтическом тексте, подбирать ключевые слова для ответа, выявлять ведущий художественный прием и характеризовать его роль в тексте


Регулятивные УУД:

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной


37

А.П.Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета

1

01.02


Ученик научится готовить рассказ о жизни писателя с подбором иллюстративного материала, определять тематику юмористических рассказов писателя, характеризовать роль антитезы и метафоры в рассказах Чехова, находить в тексте художественную деталь и характеризовать ее роль

Регулятивные УУД:

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию


38

«Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Способы создания образов. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя

1

06.02




ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX века О РОССИИ

1







39

Произведения русских поэтов 19 века о России . (Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»)


1

08.02


Знать: имена поэтов, их произведения о России

Уметь: выразительно читать и анализировать произведения стихотворные

Познавательные УУД: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием.

Регулятивные УУД: применять метод информационного поиска , в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные УУД: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование мотивации к самосовершенствованию



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века

19







40

А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство». Становление характера мальчика

1

13.02


Ученик научится пересказывать произведение с заменой лица, характеризовать образы и сюжет рассказа, определять значение слов по контексту и с помощью словарей, выступать с сообщением об особенностях языка в рассказе

Регулятивные УУД:

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира


41

М.Горький «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»): контраст как основной приём раскрытия замысла

1

15.02



42

Р.Р. Классное сочинение по произведению М. Горького «Легенда о Данко»

1

20.02






43

И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Образ природы.

1

22.02


Ученик научится характеризовать образ-пейзаж, определять выразительные средства создания образов и использовать их при характеристике героев и персонажей, определять характеры главных героев произведения, составлять цитатный план, определять особенности стихотворения-размышления

Регулятивные УУД:

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения

Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях


44

Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

1

27.02



45

А.И. Куприн «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия и подтекст рассказа

1

01.03


Ученик научится характеризовать тематику и проблематику рассказа, находить наиболее значимые эпизоды для характеристики героя, составлять тезисы для последующего рассказа-размышления о герое

Регулятивные УУД:

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи


46

А.И.Куприн «Allez!» - рассказ о цирке и цирковых артистах

1

06.03



47

А.С.Грин. Краткие сведения о писателе. Творческая история повести «Алые паруса». Своеобразие образного мира повести «Алые паруса»

1

08.03


Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

осуществлять анализ и синтез

Ученик научится внимательно и чутко относиться к природе, видеть ее красоту


48

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения. Приемы создания образов.

1

13.03


Ученик научится выразительно читать стихи В.В. Маяковского, характеризовать образно-поэтический язык одного из стихотворений поэта

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез

Развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях


49

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа в стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…»

1

15.03


Ученик научится самостоятельно находить произведения писателей родного края о природе, формировать вывод о богатстве изображения природы в творчестве писателей России XX века

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками


50

И.С. Шмелев «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа, его проблематика. Национальный характер в изображении писателя.

1

20.03


Ученик научится характеризовать творческую историю произведения, формулировать микровыводы и выводы об основных прблемах, поставленных в рассказе: о смысле жизни, справедливости, свободе, неволе; сопоставлять характеры центральных героев рассказа , формулировать идею произведения, определять способы выражения авторского отношения к событиям и героям

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез;


Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора


51

М.М.Пришвин «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика.


1

22.03


Ученик научится составлять план статьи учебника, готовить комментарии к книжной выставке, готовить аннотации к представленным на выставке книгам

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез

Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам


52

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (отдельные главы). Образ рассказчика в произведении.

1

03.04


Ученик научится составлять развернутые тезисы, определять образно-выразительные средства произведения, понимать важность внимательного отношения к природе

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез

Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; постижение истоков чувств, переживаний, рождающих привязанность к родным местам


53

Мир природы в повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона». Человек и природа; малая родина.

1

05.04



54

Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея.

1

10.04


Ученик научится участвовать в диспуте «Что есть доброта?», самостоятельно сопоставлять изучаемое произведение с ранее почитанными и формулировать выводы

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора


55

А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта.

1

12.04


Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Эстетическое восприятие произведенией литературы; формирование эстетического вкуса.

Умение вести диалог

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез

Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления


56

Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга.

1

17.04




ЛИРИКА ПОЭТОВ – УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

4







57

Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны. Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»; М.Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало».

1

19.04


Знать: алгоритм анализа стихотворного произведения

Уметь: анализировать стихотворный текст

Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные УУД: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор


58

Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного.

1

24.04


Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Эстетическое восприятие произведенией литературы; формирование эстетического вкуса

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез

Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма


59

В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Чудик»

1

26.04


Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. Понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности



ПОЭТЫ XX века О РОССИИ

1







60

Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России

1

01.05


Знать: алгоритм анализа стихотворного произведения

Уметь: анализировать стихотворный текст

Познавательные УУД: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием.

Регулятивные УУД: применять метод информационного поиска , в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные УУД: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

8







61

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов.

1

03.05


Ученик научится выявлять художественное своеобразие сонетов Шекспира, особенности переводов

С.Я. Маршака

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками


62

Образ поэта Мацуо Басё. Основные биографические сведения. Знакомство с тематикой и своеобразием стихотворений.

1

08.05


Ученик научится выявлять особенности структуры хокку, смысловую нагрузку строк хокку, эстетические принципы сложения хокку, особенности эволюции жанра

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Формирование целостного мировоззрения


63

Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата» (или «Джон ячменное зерно») Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.


1

10.05


Ученик научится готовить сообщение о писателе и его герое, выразительно читать по ролям, рассказывать о приключениях героев

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Ученик научится соотносить характер героя с собственными чертами характера


64

Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ». Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героев.


1

15.05


Ученик научится готовить сообщение о писателе, составлять цитатный план по материалам отдельных глав книги, комментировать иллюстрации в учебнике

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Развитие морального сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора


65

А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (Избранные главы). Основные события и позиция автора.

1

17.05


Ученик научится давать оценку обстоятельствам и поступкам героев, создавать устный и письменный портрет героя, находить в тексте нужный эпизод

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Формирование у учащихся высоких нравственных качеств


66

Итоговый контроль Сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядоч­ность, честь в понимании писателя и его героев.

1

22.05



67

Р. Брэдбери. Рассказ «Всё лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем.

1

24.05


Ученик научится характеризовать тематику и проблематику рассказа, находить наиболее значимые эпизоды для характеристики героя, составлять тезисы для последующего рассказа-размышления о герое

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи


68

Я. Купала. Судьба белорусского народа в стихах. Рекомендации для летнего чтения

1

25.05


Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Формирование представлений о мире, и международном сотрудничестве










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!