№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые результаты | Примечание |
План. | Факт. | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1 | Знакомство со структурой и особенностями учебника. Лирические роды (эпос, лирика, драма) | 1 | 05.09 | | Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства Владение литературоведческими терминами лирика, эпос, драма | Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные УУД: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную Коммуникативные УУД: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВ А ( 4 часа) |
| Былины | 2 | | | | | | |
2 | Былины, их жанровые особенности. «Святогор и Микула Селянинович». | 1 | 07.09 | | Ученик научится понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их | Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; Познавательные УУД: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста Коммуникативные УУД: – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | |
3 | Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца | 1 | 12.09 | | |
| Русские народные песни | 2 | | | | | | |
4 | Русская народная песня. Многозначность поэтического образа | 1 | 14.09 | | Знать: песенные жанры в фольклоре, жанры обрядовой поэзии, тропы Уметь: выразительно читать произведения, определять жанр русской народной песни. | Познавательные УУД: Выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные УУД.: уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Формирование навыков исследования текста, опираясь на информа- цию, жанр, компози- цию, художественные особенности текста. | |
5 | Входной контроль Песенные жанры в фольклоре | 1 | 19.09 | | Знать: особенности русских народных песен Уметь: строить связное высказывание на определенную тему, составлять план. | Познавательные УУД: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные УУД: планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания | Формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа) |
6 | Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть временных лет», её значение. | 1 | 21.09 | | Выявление исторической основы летописной записи, параллельных сюжетов о смерти от коня в мировой литературе; особенностей языка летописи. Выявление особенностей жанра «Повести о Петре и Февронии Муромских», символического значения образов змееборца и премудрой девы Умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог | Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; Познавательные УУД: – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа | |
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе. | 1 | 26.09 | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века (6 часов) |
8 | М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного. Теория «трёх штилей». | 1 | 28.09 | | Воссоздание атмосферы эпохи, выявление особенностей классицизма как литературного направления Выявление значения научного наследия М.В. Ломоносова Владение литературоведческими терминами: ода Выявление роли теории «трёх штилей» М.В. Ломоносова в решении языковых проблем времени Выявление сущности понятия «просвещённый абсолютизм», значения деятельности Екатерины II | Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления роли науки в жизни современного общества. Духовная эволюция как условие торжества человечности в отношениях личности и государства Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми | |
9 | М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…» (отрывок) | 1 | 03.10 | | |
10 | Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией. Стихотворение «Властителям и судиям» | 1 | 05.10 | | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания | Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра | |
11 | Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Основной конфликт и проблематика. | 1 | 10.10 | | Формирование собственного отношения к произведениям русской литературы | |
12 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Социальные вопросы в комедии; позиция автора | 1 | 12.10 | | |
13 | Р.Р. Классное сочинение по произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | 17.10 | | | | | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века (16 часов) |
14 | А.С. Пушкин. Тема дружбы и долга в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву»,«Во глубине сибирских руд…». | 1 | 19.10 | | Знать: сведения о жизни поэта, тему, мотивы произведений Уметь: систематизировать изученный материал | Познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | |
15 | Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки к нам…».Человек и природа: «Туча» Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». | 1 | 24.10 | | Знать: сведения о жизни поэта, тему, мотивы произведений Уметь: систематизировать изученный материал | Познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | |
16 | «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина | 1 | 26.10 | | Знать: содержание летописи и баллады Уметь: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Познавательные УУД: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием. Регулятивные УУД: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные УУД: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Формирование мотивации к самосовершенствованию | |
17 | Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме | 1 | 09.11 | | Знать: содержание произведения, Уметь: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | |
18 | М.Ю.Лермонтов Стихотворения: «Три пальмы», «Родина» | 1 | 14.11 | | Знание терминов из теории литературы: градация. Анализ идейно-художественного содержания стихотворения Лермонтова «Родина»; показ новаторства поэта в разработке темы. | Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства. | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова. Осмысление философской темы «родина», гражданское воспитание. | |
19 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Центральные образы поэмы и художественные приемы их создания | 1 | 16.11 | | Познакомиться с произведением М.Ю Лермонтова, главными героями, композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте «Песни…»; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике и тексте произведения; обобщать, делать выводы. Регулятивные: организовывать своё рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи; оценивать свои достижения. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению литературы | |
20 | Фольклорные элементы в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…». Художественное богатство «Песни…». | 1 | 21.11 | | |
21 | Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». | 1 | 23.11 | | Знание терминов из теории литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика. Петербург как символ творчества Гоголя на примере повести «Шинель» и Невского проспекта. | Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавателные: лексическая работа; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; исторический экскурс в изображаемую Гоголем эпоху; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; участие в дискуссии; самостоятельная исследовательская работа с текстом. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма, целеустремленности, участии. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | |
22 | Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. История замысла. . | 1 | 28.11 | | |
23 | Р.Р. Классное сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Шинель» | 1 | 30.11 | | | | | |
24 | И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы». Отношение автора к героям. | 1 | 05.12 | | Знание терминов из теории литературы: портрет и характер. Умение выделять атрибуты в тексте ( сравнение крестьянина с «вечерним небом» , с Сократом и др.) | Познавательные УУД: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Регулятивные УУД: уметь анализировать текст Коммуникативные УУД: уметь понимать прочитанное | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. Размышление над вопросами взаимосвязи человека и природы через осмысление рассказов Тургенева. Знать: тему, идею произведения, Уметь: делать выводы, анализировать | |
25 | Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения. | 1 | 07.12 | | Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи | |
26 | Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народа – основная тема произведений. Своеобразие поэтической музы поэта. Писатель и власть. | 1 | 12.12 | | Знание терминов из теории литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы. Понимание своеобразия поэтической музы Н.А. Некрасова, новые типы героев и персонажей. Умение определять тематику творчества; определять худож. особенности поэзии Н.А. Некрасова. | Умение в чтении интонационно передавать настроение героев (нарастания напряжения в противостоянии двух воль: воли губернатора и воли княгини) и их отношение друг к другу, определять отношение автора к персонажам и событиям, соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей. | Размышление над вопросами роли декабристов в жизни страны, в освободительном движении; их патриотизма, стойкости мужества, а также верности их жен, гордости , самоотверженности, судьбы русской женщины, любви и чувства долга. | |
27 | Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость, стойкость. | 1 | 14.12 | | |
28 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. Сказка «Повесть о том как, как мужик двух генералов прокормил». Проблематика сказки: труд, власть, справедливость | 1 | 19.12 | | Знание терминов из теории литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория). Умение доказать, какова авторская позиция в изобличении мужика. | Познавательные УУД.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в зависимости от поставленной цели, определять понятия Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Знать: своеобразие сюжета, приемы создания образа, позицию писателя Уметь: владеть различными видами пересказа, писать отзыв, работать с иллюстрациями | |
29 | Промежуточный контроль Сказка «Дикий помещик». Своеобразие сюжета. Позиция писателя. | 1 | 21.12 | | |
30 | Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина» | 1 | 26.12 | | | | | |
31 | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. | 1 | 11.01 | | Владение литературоведческими терминами: рассказ, портрет. Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста | Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные УУД: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста Коммуникативные УУД: – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Воспитание патротизма, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края | |
32 | Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | 1 | 16.01 | | |
33 | Н.С.Лесков. Биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». | 1 | 18.01 | | Ученик научится выполнять краткий выборочный пересказ текста, сопоставлять характеры персонажей по заранее составленнному плану, давать письменный отзыв на эпизод, участвовать в дискуссии; выявлять сюжетную основу произведения, особенности языка и жанра сказа, способы создания образов Александра I и Николая I, позицию автора и рассказчика | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Познавательные УУД: – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); Коммуникативные УУД: – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем , формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | |
34 | Сказ Н.С. Лескова «Левша». Образный мир произведения. | 1 | 23.01 | | |
35 | Р/Р. Классное сочинение по произведению Н.С.Лескова «Левша» | 1 | 25.01 | | | | | |
36 | А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | 30.01 | | Ученик научится выразительно читать стихи А.А. Фета о природе, давать письменный отзыв о поэтическом тексте, подбирать ключевые слова для ответа, выявлять ведущий художественный прием и характеризовать его роль в тексте | Регулятивные УУД: – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Познавательные УУД: – осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения | Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | |
37 | А.П.Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета | 1 | 01.02 | | Ученик научится готовить рассказ о жизни писателя с подбором иллюстративного материала, определять тематику юмористических рассказов писателя, характеризовать роль антитезы и метафоры в рассказах Чехова, находить в тексте художественную деталь и характеризовать ее роль | Регулятивные УУД: – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Познавательные УУД: – осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | |
38 | «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Способы создания образов. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя | 1 | 06.02 | | |
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX века О РОССИИ | 1 | | | | | | |
39 | Произведения русских поэтов 19 века о России . (Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..») | 1 | 08.02 | | Знать: имена поэтов, их произведения о России Уметь: выразительно читать и анализировать произведения стихотворные | Познавательные УУД: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием. Регулятивные УУД: применять метод информационного поиска , в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные УУД: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование мотивации к самосовершенствованию | |
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века | 19 | | | | | | |
40 | А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство». Становление характера мальчика | 1 | 13.02 | | Ученик научится пересказывать произведение с заменой лица, характеризовать образы и сюжет рассказа, определять значение слов по контексту и с помощью словарей, выступать с сообщением об особенностях языка в рассказе | Регулятивные УУД: – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Познавательные УУД: – осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира | |
41 | М.Горький «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»): контраст как основной приём раскрытия замысла | 1 | 15.02 | | |
42 | Р.Р. Классное сочинение по произведению М. Горького «Легенда о Данко» | 1 | 20.02 | | | | | |
43 | И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Образ природы. | 1 | 22.02 | | Ученик научится характеризовать образ-пейзаж, определять выразительные средства создания образов и использовать их при характеристике героев и персонажей, определять характеры главных героев произведения, составлять цитатный план, определять особенности стихотворения-размышления | Регулятивные УУД: – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Познавательные УУД: – осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения | Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | |
44 | Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. | 1 | 27.02 | | |
45 | А.И. Куприн «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия и подтекст рассказа | 1 | 01.03 | | Ученик научится характеризовать тематику и проблематику рассказа, находить наиболее значимые эпизоды для характеристики героя, составлять тезисы для последующего рассказа-размышления о герое | Регулятивные УУД: – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Познавательные УУД: – осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения | Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | |
46 | А.И.Куприн «Allez!» - рассказ о цирке и цирковых артистах | 1 | 06.03 | | |
47 | А.С.Грин. Краткие сведения о писателе. Творческая история повести «Алые паруса». Своеобразие образного мира повести «Алые паруса» | 1 | 08.03 | | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания | Регулятивные УУД: – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; Познавательные УУД: – пользоваться словарями, справочниками; Коммуникативные УУД: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществлять анализ и синтез | Ученик научится внимательно и чутко относиться к природе, видеть ее красоту | |
48 | В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения. Приемы создания образов. | 1 | 13.03 | | Ученик научится выразительно читать стихи В.В. Маяковского, характеризовать образно-поэтический язык одного из стихотворений поэта | Регулятивные УУД: – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; Познавательные УУД: – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез | Развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | |
49 | С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа в стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…» | 1 | 15.03 | | Ученик научится самостоятельно находить произведения писателей родного края о природе, формировать вывод о богатстве изображения природы в творчестве писателей России XX века | Регулятивные УУД: – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; Познавательные УУД: – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | |
50 | И.С. Шмелев «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа, его проблематика. Национальный характер в изображении писателя. | 1 | 20.03 | | Ученик научится характеризовать творческую историю произведения, формулировать микровыводы и выводы об основных прблемах, поставленных в рассказе: о смысле жизни, справедливости, свободе, неволе; сопоставлять характеры центральных героев рассказа , формулировать идею произведения, определять способы выражения авторского отношения к событиям и героям | Регулятивные УУД: – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; Познавательные УУД: – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез; | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора | |
51 | М.М.Пришвин «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика. | 1 | 22.03 | | Ученик научится составлять план статьи учебника, готовить комментарии к книжной выставке, готовить аннотации к представленным на выставке книгам | Регулятивные УУД: – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; Познавательные УУД: – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез | Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | |
52 | К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (отдельные главы). Образ рассказчика в произведении. | 1 | 03.04 | | Ученик научится составлять развернутые тезисы, определять образно-выразительные средства произведения, понимать важность внимательного отношения к природе | Регулятивные УУД: – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; Познавательные УУД: – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез | Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; постижение истоков чувств, переживаний, рождающих привязанность к родным местам | |
53 | Мир природы в повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона». Человек и природа; малая родина. | 1 | 05.04 | | |
54 | Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея. | 1 | 10.04 | | Ученик научится участвовать в диспуте «Что есть доброта?», самостоятельно сопоставлять изучаемое произведение с ранее почитанными и формулировать выводы | Регулятивные УУД: – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; Познавательные УУД: – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора | |
55 | А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта. | 1 | 12.04 | | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Эстетическое восприятие произведенией литературы; формирование эстетического вкуса. Умение вести диалог | Регулятивные УУД: – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез | Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления | |
56 | Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга. | 1 | 17.04 | | |
| ЛИРИКА ПОЭТОВ – УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ | 4 | | | | | | |
57 | Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны. Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»; М.Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало». | 1 | 19.04 | | Знать: алгоритм анализа стихотворного произведения Уметь: анализировать стихотворный текст | Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные УУД: уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | |
58 | Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. | 1 | 24.04 | | Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Эстетическое восприятие произведенией литературы; формирование эстетического вкуса | Регулятивные УУД: – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез | Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма | |
59 | В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Чудик» | 1 | 26.04 | | Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. Понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней | Регулятивные УУД: – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности | |
| ПОЭТЫ XX века О РОССИИ | 1 | | | | | | |
60 | Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России | 1 | 01.05 | | Знать: алгоритм анализа стихотворного произведения Уметь: анализировать стихотворный текст | Познавательные УУД: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием. Регулятивные УУД: применять метод информационного поиска , в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные УУД: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | |
| ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 8 | | | | | | |
61 | У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. | 1 | 03.05 | | Ученик научится выявлять художественное своеобразие сонетов Шекспира, особенности переводов С.Я. Маршака | Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; Коммуникативные УУД: – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | |
62 | Образ поэта Мацуо Басё. Основные биографические сведения. Знакомство с тематикой и своеобразием стихотворений. | 1 | 08.05 | | Ученик научится выявлять особенности структуры хокку, смысловую нагрузку строк хокку, эстетические принципы сложения хокку, особенности эволюции жанра | Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; Коммуникативные УУД: – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | Формирование целостного мировоззрения | |
63 | Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата» (или «Джон ячменное зерно») Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. | 1 | 10.05 | | Ученик научится готовить сообщение о писателе и его герое, выразительно читать по ролям, рассказывать о приключениях героев | Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; Коммуникативные УУД: – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | Ученик научится соотносить характер героя с собственными чертами характера | |
64 | Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ». Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героев. | 1 | 15.05 | | Ученик научится готовить сообщение о писателе, составлять цитатный план по материалам отдельных глав книги, комментировать иллюстрации в учебнике | Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; Коммуникативные УУД: – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | Развитие морального сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора | |
65 | А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (Избранные главы). Основные события и позиция автора. | 1 | 17.05 | | Ученик научится давать оценку обстоятельствам и поступкам героев, создавать устный и письменный портрет героя, находить в тексте нужный эпизод | Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; Коммуникативные УУД: – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | Формирование у учащихся высоких нравственных качеств | |
66 | Итоговый контроль Сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. | 1 | 22.05 | | |
67 | Р. Брэдбери. Рассказ «Всё лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. | 1 | 24.05 | | Ученик научится характеризовать тематику и проблематику рассказа, находить наиболее значимые эпизоды для характеристики героя, составлять тезисы для последующего рассказа-размышления о герое | Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; Коммуникативные УУД: – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | |
68 | Я. Купала. Судьба белорусского народа в стихах. Рекомендации для летнего чтения | 1 | 25.05 | | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов | Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; Коммуникативные УУД: – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | Формирование представлений о мире, и международном сотрудничестве | |