Тема 1. Повторение и углубление знаний (8 ч) |
-
| 1. | Важнейшие классы неорганических и органических веществ, их краткая характеристика, свойства. | §8, №8, 9 (2,3), 10 стр.58 | | | |
-
| 2. | Атомно-молекулярное учение. Атом. Изотопы. Волновые свойства электрона. Орбитали, энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. | §1-2, вопросы после параграфа, №1 стр.38 | | | |
-
| 3 | Периодический Закон и Периодическая Система химических элементов Д.И. Менделеева. Изменение кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов, а также характера летучих водородных соединений при движении по периоду и группе. Длинная форма Периодической Системы. s-, р-, d-, f-элементы. | §3, №5-7 стр.25 | | | |
-
| 4 | Химическая связь, ее основные характеристики. | §4, №7-10 стр.33 | | | |
-
| 5 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Самостоятельная работа «Периодический закон. Химическая связь» | §7, №8 стр.54, №1 стр.44 | | | |
-
| 6 | Дисперсные системы. Демонстрация 1. Различные примеры дисперсных систем. | §9, 10, вопросы после параграфа, №2, 4 стр. 38 | | | |
-
| 7 | Комплексные соединения, их классификация, строение, свойства Демонстрация 2. Получение комплексных соединений меди. | §12, №6-8 стр.44 | | | |
-
| 8 | Контрольная работа 1 «Повторение и углубление знаний» | §1-4 повт. | | | |
Тема 2. Химия неметаллов (41 ч) | |
-
| 1. | Классификация простых веществ. Водород. Положение водорода в Периодической Системе. Демонстрация 1. Получение водорода Демонстрация 2. Горение водорода на воздухе и в хлоре Демонстрация 3. Взрыв гремучего газа | §13, №2-4 стр.90 | | | |
-
| 2. | Изотопы водорода. Свойства, получение и применение водорода. Топливные элементы. Водородная энергетика. Гидриды - соединения металлов с водородом. Демонстрация 4. Диффузия водорода через пористую перегородку Демонстрация 5. Восстановление оксида меди водородом Лабораторный опыт 1. Получение водорода и проверка его на чистоту Задача 10 стр.90 | §13, №8,9 стр. 90 | | | |
-
| 3. | Самостоятельная работа «Водород» Галогены. Общая характеристика подгруппы. Задание 5 стр.98 | §14, составить таблицу «Общая характеристика», №4 стр.98 | | | |
-
| 4. | Хлор - получение, физические и химические свойства (взаимодействие с простыми веществами, водой, растворами щелочей, бромидом натрия, йодом), применение. Хлорная вода и ее изменение на свету. Демонстрация 6. Горение свечи в хлоре Демонстрация 7. Горение сурьмы, железа, фосфора в хлоре (видео) Демонстрация 8. Отбеливающее действие хлорной воды и гипохлоритов Демонстрация 9. Разложение хлорной воды на свету Лабораторный опыт 2. Получение хлора (видеоопыт в пробирке) Лабораторный опыт 3. Изучение свойств хлорной воды, соляной кислоты и ее солей | §15, №7,8,12 стр.102 | | | |
-
| 5. | Кислородные соединения хлора. Бертолетова соль. Хлорная известь | §16, №4, 5, 8 стр.106 | | | |
-
| 6. | Хлороводород - получение, физические и химические свойства, применение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на галогенид-ионы (хлорид, бромид, иодид) Лабораторный опыт 4. Качественные реакции на галогенид-ионы № 3(б), 10 (б) стр 110 | §17, № 3 (а), 5. 10 (а) стр. 109-110 | | | |
-
| 7. | Фтор - самый сильный окислитель. Действие фтора на воду и оксид кремния (IV). Фтороводород и плавиковая кислота. Фториды Бром и иод. Сравнение химических свойств хлора, брома и иода. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей Демонстрация 10. Взаимодействие алюминия с бромом и иодом (видео) Лабораторный опыт 5. Окислительные свойства бромной воды Лабораторный опыт 6. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей | §18, №6, 12, 13 стр.114 | | | |
-
| 8. | Решение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа по теме «Галогены» | §18 повт.. №9 стр.110, стр. 434 подготовка к п.р. | | | |
-
| 9. | Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены». Инструктаж по БЖ | §14-17 повт. №3 (в) стр.109 | | | |
-
| 10. | Подгруппа кислорода. Общая характеристика. Кислород. Озон - аллотропная модификация кислорода. Получение озона, его свойства и применение. Качественная реакция на озон. Соединения кислорода и озона Демонстрация 11. Получение озона и изучение его свойств (видео) | §19, 20, 21, № 3,7 стр.116, №8 стр.123 | | | |
-
| 11. | Сера. Нахождение в природе. Физические свойства. Аллотропия (ромбическая, моноклинная, пластическая сера). Взаимодействие серы с металлами, неметаллами, растворами щелочей и сульфита натрия. Получение и применение серы Демонстрация 12. Плавление серы, получение моноклинной и пластической серы Демонстрация 13. Горение серы в кислороде | § 22, № 2,4, 8 стр.128 | | | |
-
| 12. | Сероводород - получение, кислотные и восстановительные свойства. Токсичность сероводорода. Сульфиды и гидросульфиды. Обжиг сульфидных руд Демонстрация 14. Получение сероводорода Демонстрация 15. Определение сероводорода бумажкой, смоченной раствором нитрата свинца Демонстрация 16. Горение сероводорода Демонстрация 17. Осаждение сульфидов металлов | §23, №5 стр.132 | | | |
-
| 13. | Сернистый газ - оксид серы (IV). Методы получения. Сернистая кислота и ее свойства (кислотные, восстановительные, окислительные). Отбеливающее действие сернистого газа и сульфитов. Окисление сернистого газа Демонстрация 18. Отбеливающее действие сернистого газа Демонстрация 19. Обесцвечивание сернистым газом раствора перманганата калия. Демонстрация 20. Пропускание сернистого газа через известковую воду | §24, №4,6 стр.135 | | | |
-
| 14. | Серный ангидрид и серная кислота. Различие химических свойств разбавленных и концентрированных растворов серной кислоты. Реакции концентрированной серной кислоты с металлами и неметаллами (уголь, сера, фосфор). Водоотнимающее действие концентрированной серной кислоты. Олеум Демонстрация 21. Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой Демонстрация 22. Почернение бумаги при действии концентрированной серной кислоты Демонстрация 23. Обезвоживание медного купороса | §25, №4(а), 7 стр.142, стр. 434-435 подготовка к п.р. | | | |
-
| 15. | Соли серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Термическая устойчивость сульфатов Лабораторный опыт 7. Качественная реакция на сульфит- и сульфат-ион Лабораторный опыт 8. Определение примеси сульфата в сульфите | §25, 8, 10, 11 стр.142 | | | |
-
| 16. | Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Халькогены». Инструктаж по БЖ | §25 повт., №9 стр.142 | | | |
-
| 17. | Решение тренировочных упражнений | Индивидуальное задание в тетради | | | |
-
| 18. | Контрольная работа 2 «Галогены. Подгруппа кислорода» | §22-25 повт. | | | |
-
| 19 | Анализ контрольной работы. Подгруппа азота. Общая характеристика. Азот. Причина низкой реакционной способности азота. Проблема связывания молекулярного азота. Физические и химические (реакции с литием, магнием, кислородом, водородом) свойства азота Демонстрация 24. Получение азота нагреванием раствора, содержащего нитрит натрия и хлорид аммония | §26, 27, № 3,7 стр.149, задача в тетр. | | | |
-
| 20. | Решение тренировочных упражнений | Индивидуальное задание в тетради | | | |
-
| 21. | Аммиак - строение молекулы, физические свойства, получение. Химические свойства аммиака (аммиак - донор, аммиак - восстановитель, аммиак - кислота). Водный раствор аммиака как слабое основание Различные теории кислот и оснований (Аррениуса, Бренстеда−Лоури, Льюиса) | §28, 2,3, 6 стр. 157 | | | |
-
| 22. | Соли аммония и их свойства (термическое разложение, взаимодействие с щелочами). Аммиачная селитра как удобрение и окислитель Демонстрация 25. Разложение нитрата аммония Лабораторный опыт 9. Термическое разложение хлорида аммония | §28, № 4, 10 стр.158 , стр.435-437 подготовка к п.р. | | | |
-
| 23. | Практическая работа 3. Получение аммиака и изучение его свойств. Инструктаж по БЖ | §28 повт., №8, 12 стр.158 | | | |
-
| 24. | Оксиды азота - общая характеристика. Оксид азота (II) и его окисление до оксида азота (IV). Димеризация оксида азота (IV) Демонстрация 26. Получение оксида азота (II) и его окисление на воздухе Демонстрация 27. Димеризация оксида азота (IV) | §29, №6, 8 стр.163 | | | |
-
| 25. | Самостоятельная работа «Аммиак» Азотистый ангидрид и азотистая кислота. Окислительно-восстановительная двойственность нитритов | §29 повт., задача в тетр. | | | |
-
| 26. | Азотный ангидрид и азотная кислота. Особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами. Зависимость глубины восстановления нитрат-иона от активности металла и концентрации кислоты. Реакции азотной кислоты с неметаллами Получение и применение азотной кислоты Демонстрация 28. Получение дымящей азотной кислоты и испытание ее отношения к скипидару, горящей лучине Демонстрация 29. Взаимодействие меди с разбавленной азотной кислотой Лабораторный опыт 10. Свойства разбавленного раствора азотной кислоты | §30, № 5, 6 (а,б) стр.168 | | | |
-
| 27 | Термическая устойчивость нитратов. Калийная селитра и ее применение. «Царская водка» Демонстрация 30. Взаимодействие расплавленной калийной селитры с углем Демонстрация 31. Разложение нитрата свинца | §30, № 6(в) стр.168 | | | |
-
| 28 | Решение тренировочных упражнений | №7, 9 стр.169 | | | |
-
| 29 | Фосфор. Аллотропия фосфора (белый, красный, черный). Взаимодействие фосфора с металлами, неметаллами, растворами щелочей. Применение фосфора. Фосфиды, фосфин Демонстрация 32. Получение белого фосфора из красного Демонстрация 33. Взаимодействие фосфора с иодом Демонстрация 34. Свечение белого фосфора в темноте | §31, №6,9 стр.173 | | | |
-
| 30 | Оксид фосфора (V) и фосфорные кислоты. Ортофосфаты, метафосфаты, пирофосфаты. Качественная реакция на ортофосфат-ион. Низшие кислоты фосфора (фосфористая, фосфорноватистая) Демонстрация 35. Взаимодействие фосфорного ангидрида с водой Лабораторный опыт 11. Качественная реакция на фосфат-ион | §32, 3,4,5 стр.175, стр.437 подготовка к п.р. | | | |
-
| 31 | Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы подгруппы азота». Инструктаж по БЖ | §30-32 повт., № 6-8 стр.176 | | | |
-
| 32 | Самостоятельная работа «Элементы подгруппы азота». Решение тренировочных упражнений | №9,10 стр.176 | | | |
-
| 33 | Подгруппа углерода. Углерод. Аллотропия углерода - алмаз, графит, карбин, фуллерены. Получение искусственных алмазов. Стеклоуглерод. Уголь. Химические свойства углерода (реакции с металлами, неметаллами, оксидами металлов). Уголь как восстановитель в народном хозяйстве | §33, № 4,5,7 стр. 182-183 | | | |
-
| 34 | Угарный газ - получение, физические и химические (реакции с оксидами металлов, с кислородом) свойства. Токсичность угарного газа. Углекислый газ Демонстрация 36. Горение угарного газа Демонстрация 37. Пропускание углекислого газа через известковую воду. Переливание углекислого газа из одного сосуда в другой Демонстрация 38. Тушение пламени углекислым газом | §34 (до угольной кислоты стр.187), №9 стр.183, №2 стр.189 | | | |
-
| 35. | Карбонаты и гидрокарбонаты - соли угольной кислоты. Термическая устойчивость карбонатов. Карбонат кальция - кальцит и арагонит. Гипс и его разновидности Лабораторный опыт 12. Свойства мрамора (прокаливание на пламени спиртовки, действие кислот). | §34, № 9,10,13 стр.190, №14 * | | | |
-
| 36 | Решение тренировочных упражнений Задача на тепловой эффект реакции | Индивидуальное задание в тетради | | | |
-
| 37 | Кремний - основа полупроводниковой техники. Физические и химические свойства кремния. Кремнезем (оксид кремния (IV)) и его природные формы. Силикагель Демонстрация 39. Получение кремния восстановлением кремнезема магнием | §35, №3,4 стр.192 | | | |
-
| 38 | Силикаты и алюмосиликаты. Глина, полевой шпат, слюда. Выветривание. Химические свойства оксида кремния (IV) - реакции с щелочами, углем, металлами. Сравнение строения углекислого газа и кремнезема. Растворимое стекло. Кремниевые кислоты Демонстрация 40. Неорганический сад Лабораторный опыт 13. Получение золя и геля кремниевых кислот | §36, №6, 11* стр.199 | | | |
-
| 39 | Бор. Акцепторный характер некоторых соединений бора. Особенности электролитической диссоциации борной кислоты. Бура Демонстрация 41. Свойства борной кислоты (окрашивание пламени, реакция с щелочью) | § 37, № 3,5,6 стр.200 | | | |
-
| 40 | Решение тренировочных упражнений | Индивидуальное задание в тетради | | | |
-
| 41 | Контрольная работа 3 «Подгруппа азота, углерода» | §33-36 повт. | | | |
Тема 3. Химия металлов (32 ч) |
-
| 1 | Металлы. Строение электронных оболочек атомов металлов. Общие свойства металлов. Получение и применение металлов. | §38, № 8, 10, 11 стр.207 | | | |
-
| 2 | Сплавы. Твердые растворы. Интерметаллиды №8,9, 10 стр.211 | § 39, №12, 14 стр.207, №5 стр.211 | | | |
-
| 3 | Металлы главных подгрупп. Щелочные металлы. Общая характеристика. | §40 №6 стр.217 | | | |
-
| 4 | Натрий и калий – методы получения, свойства Демонстрация 1. Взаимодействие натрия и калия с водой Демонстрация 2. Плавление натрия в запаянной ампуле | §41, №11 (а,б) стр.222 | | | |
-
| 5 | Важнейшие соединения натрия и калия - едкие щелочи, сода, поташ. Глауберова соль. Производство соды Демонстрация 3. Получение соды из поваренной соли | §42, №6 стр.226 | | | |
-
| 6 | Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. Амфотерный характер оксида и гидроксида бериллия | §43, № 5,8 стр.230 | | | |
-
| 7 | Магний - физические и химические свойства. Жженая магнезия, горькая соль. Сплавы магния и их использование в технике Лабораторный опыт 1. Взаимодействие магния с водой | §44, №6,8 стр.233 | | | |
-
| 8 | Щелочноземельные металлы - кальций, стронций, барий и радий. Сходство и различие щелочных и щелочноземельных металлов Демонстрация 4. Взаимодействие кальция с водой Демонстрация 5. Вспышка смеси пероксида бария с магнием Лабораторный опыт 2. Окрашивание пламени солями щелочных и щелочноземельных металлов | §45, № 5,8 стр.239 | | | |
-
| 9 | Жесткость воды и способы ее устранения. Соединения кальция в природе и технике. Гипс. Гашеная и негашеная известь Лабораторный опыт 3. Изучение свойств жесткой воды | §46, № 12 (в) стр.239, №5 стр.243 | | | |
-
| 10 | Самостоятельная работа «Щелочные, щелочноземельные металлы» Алюминий - физические и химические свойства, получение, применение. Алюмотермия как метод получения металлов. Дуралюмин, силумин. Реакции алюминия с растворами кислот и щелочей. Отношение амальгамированного алюминия к воде Демонстрация 6. Взаимодействие алюминия с серой Демонстрация 7. Плавление алюминия. Удаление оксидной пленки с поверхности алюминия. Взаимодействие амальгамированного алюминия с водой. Взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами Лабораторный опыт 4. Свойства соединений алюминия Задача 14 стр.251 | §47, № 9,13 стр.251 | | | |
-
| 11 | Оксид алюминия в природе. Алюмосиликаты. Бокситы. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия. Соли алюминия. Алюмокалиевые квасцы. Алюминаты, полученные из раствора, и сплавление. Полный необратимый гидролиз солей алюминия и слабых двухосновных кислот | §48, № 2, 5, 9(а) стр.255, стр.438 подготовка к п.р | | | |
-
| 12 | Олово и свинец - металлы главной подгруппы четвертой группы. Физические и химические свойства, применение. Белая жесть. Свинцовый аккумулятор. Токсичность соединений свинца Демонстрация 8. Горение олова в парах брома Демонстрация 9. Осаждение иодида свинца и его перекристаллизация («золотой дождь») | §49, № 4, 9 стр.261 | | | |
-
| 13 | Практическая работа 5. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы главных подгрупп» | §47-49 повт. | | | |
-
| 14 | Промежуточная аттестация Самостоятельная работа «Алюминий, олово и свинец» | Индивидуальное задание в тетради | | | |
-
| 15 | Переходные металлы и их особенности. Строение электронных оболочек 3d-элементов. «Проскок» электрона. Важнейшие переходные металлы. Хром - физические и химические свойства, применение. | §50, 51, №4, 8, 9 стр.268 | | | |
-
| 16 | Изменение кислотно-основных и окислительно- восстановительных свойств соединений хрома при увеличении степени окисления. Восстановительные свойства соединений хрома (II). Амфотерный характер оксида и гидроксида хрома (III). Хроматы и дихроматы. Хромовый ангидрид. Окислительные свойства хромового ангидрида и дихромата калия. Хромовая смесь Демонстрация 10. Взаимодействие хрома с соляной кислотой. Осаждение гидроксида хрома (III), его растворение в щелочи и окисление бромной водой. Получение хромового ангидрида. Воспламенение этанола хромовым ангидридом | §52, № 9, 10(а), 12 стр.277 | | | |
-
| 17 | Марганец - физические и химические свойства, применение. Соединения марганца (II), оксид марганца (IV). Перманганат калия. Продукты восстановления перманганат-ионов в кислотной, нейтральной и сильнощелочной средах Демонстрация 11. Взаимодействие марганца с соляной кислотой | § 53, № 3, 4(а,в), 5 стр.281 | | | |
-
| 18 | Решение тренировочных упражнений | Индивидуальное задание в тетради | | | |
-
| 19 | Железо. Полиморфизм железа. Химические свойства железа - отношение к водяному пару, кислотам, кислороду воздуха, галогенам, сере. Коррозия железа и методы борьбы с ней Демонстрация 12. Получение железа из оксида алюмотермией Демонстрация 13. Горение железа в кислороде. Взаимодействие железа с серой | §54, 55, № 3 стр.284, №4 стр.287, №7 стр. 288 | | | |
-
| 20 | Соединения железа (II). Железный купорос. Соль Мора. Окисление гидроксида железа (II) на воздухе. Соединения железа (III). Желтая и красная кровяные соли. Качественные реакции на ионы железа Лабораторный опыт 6. Осаждение гидроксида железа (II) и его окисление на воздухе Лабораторный опыт 7. Качественные реакции на ионы железа (II) и железа(III) | §56, №4, 12, 14 (а) стр.292 | | | |
-
| 21 | Решение тренировочных упражнений | §56, №7,13, 14(б) стр.292 | | | |
-
| 22 | Медь - физические и химические свойства, важнейшие сплавы (латунь и бронза), применение. Соли меди (II). Медный купорос и его применение. Действие аммиака на раствор соли меди (II). Восстановление соединений меди (II) до соединений меди (I) Демонстрация 14. Взаимодействие меди с раствором нитрата серебра Демонстрация 15. Осаждение хлорида меди (I) при восстановлении раствора сульфата меди (II) сернистым газом Демонстрация 16. Восстановление меди из оксида углем или угарным газом Лабораторный опыт 8. Осаждение гидроксида меди (II) и изучение его свойств | §57, 9-11 стр.297 | | | |
-
| 23 | Самостоятельная работа «Железо» Решение тренировочных упражнений | Индивидуальное задание в тетради, стр.438-439 подготовка к п.р. | | | |
-
| 24 | Практическая работа 6. Получение медного купороса | §54-57 повт, №14(в) стр.292 | | | |
-
| 25 | Серебро - физические и химические свойства, отношение к азотной кислоте. Ляпис - нитрат серебра. Осаждение оксида серебра и его растворение под действием аммиака. Качественная реакция на ионы серебра | §58, №4, 6 стр.299 | | | |
-
| 26 | Золото - благородный металл. Пробирование изделий из золотых сплавов. Отношение золота к галогенам, «царской водке» | §59, задачи в тетр. | | | |
-
| 27 | Цинк - физические и химические свойства, применение. Амфотерный характер оксида и гидроксида цинка Лабораторный опыт 9. Свойства гидроксида цинка | §60, № 6-8 стр.304, стр.439 -440 подготовка к п.р. | | | |
-
| 28 | Ртуть - жидкий при комнатной температуре металл. Важнейшие свойства, токсичность соединений. Сулема | §61, № 5,7 стр.307 | | | |
-
| 29 | Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы побочных подгрупп» | §50-55 повт., стр. 440 подготовка к п.р. | | | |
-
| 30 | Практическая работа 8. Получение соли Мора | §56-60 повт. | | | |
-
| 31 | Решение тренировочных упражнений | Индивидуальное задание в тетради | | | |
-
| 32 | Контрольная работа 4 «Металлы» | §61 повт. | | | |
Тема 8. Основы физической химии (34 ч.) |
-
| 1 | Современные представления о строении атома. Ядро атома. Нуклиды и изотопы. Радиоактивность. Реакции ядерного деления и синтеза Элементарные представления квантовой механики. Принцип неопределенности и дуализм «волна−частица». Двойственная природа электрона | §29 | | | |
-
| 2 | Атомные орбитали. Волновые числа. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденное электронные состояния атомов | §30 | | | |
-
| 3 | Решение тренировочных упражнений | Индивидуальное задание в тетради | | | |
-
| 4 | Современная формулировка Периодического Закона и современное состояние Периодической Системы химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам | §31 | | | |
-
| 5 | Решение тренировочных упражнений | Индивидуальное задание в тетради | | | |
-
| 6 | Химическая связь. Типы химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная. Характеристики ковалентной связи. Валентность и степень окисления | §32, 33 | | | |
-
| 7 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки Демонстрация 1. Кристаллические решетки (хлорид натрия, хлорид цезия, алмаз, иод, медь) | §34, 35 | | | |
-
| 8 | Самостоятельная работа «Периодическая система химических элементов. Химическая связь» Решение тренировочных упражнений | § | | | |
-
| 9 | Элементарные понятия термодинамики: энергия, теплота, работа. Тепловой эффект химической реакции. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях. Расчет теплового эффекта химической реакции. Термохимические уравнения. | §36 | | | |
-
| 10 | Закон Гесса. Понятие об энтальпии. | §37 | | | |
-
| 11 | Энтропия как функция состояния. Второй закон термодинамики. Энергия Гиббса | §38, 39 | | | |
-
| 12 | Решение тренировочных упражнений | § | | | |
-
| 13 | Скорость химической реакции. Элементарные и сложные реакции. Энергетическая кривая химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. | §40 | | | |
-
| 14 | Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации. Уравнение Аррениуса | §41 | | | |
-
| 15 | Катализ. Катализаторы, их классификация и механизмы действия Лабораторный опыт 1. Каталитическое разложение пероксида водорода (гомогенный и гетерогенный катализ) | §42 | | | |
-
| 16 | Самостоятельная работа «Расчет теплового эффекта химической реакции. Скорость химической реакции» Решение тренировочных упражнений | § | | | |
-
| 17 | Практическая работа 9. Скорость химических реакций | § | | | |
-
| 18 | Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения. Константа равновесия Демонстрация 2. Димеризация оксида азота (IV) Демонстрация 3. Взаимодействие иодата калия с сульфитом натрия в кислотной среде (реакция Ландольта) | §43, 44 | | | |
-
| 19 | Растворы электролитов. Степень и константа диссоциации | | | | |
-
| 20 | Решение тренировочных упражнений | | | | |
-
| 21 | Вода как слабый электролит. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Расчет pH растворов сильных и слабых электролитов Лабораторный опыт 2. Определение pH растворов сильных и слабых кислот одинаковой молярной концентрации | | | | |
-
| 22 | Самостоятельная работа «Химическое равновесие и условия его смещения» Решение тренировочных упражнений | | | | |
-
| 23 | Произведение растворимости Демонстрация 4. Последовательное превращение нерастворимых солей серебра как иллюстрация темы «Произведение растворимости» Демонстрация 5. Отношение сульфидов меди (II) и железа (II) к действию соляной кислоты | | | | |
-
| 24 | Гидролиз солей | | | | |
-
| 25 | Решение тренировочных упражнений | | | | |
-
| 26 | Практическая работа 10. Химическое равновесие | | | | |
-
| 27 | Окислительно-восстановительные реакции Лабораторный опыт 3. Действие раствора перманганата калия на растворы фторида, хлорида, бромида и иодида натрия в кислотной и нейтральной средах | | | | |
-
| 28 | Электродные потенциалы. Электрохимический ряд напряжений металлов Лабораторный опыт 4. Опыты по вытеснению одного металла другим из растворов солей | §46 | | | |
-
| 29 | Гальванические элементы. Аккумуляторы Демонстрация 6. Элемент Даниэля Демонстрация 7. Электролиз воды | §47 | | | |
-
| 30 | Самостоятельная работа «Окислительно-восстановительные реакции» Решение тренировочных упражнений | | | | |
-
| 31 | Электролиз | | | | |
-
| 32 | Коррозия металлов | | | | |
-
| 33 | Решение тренировочных упражнений | | | | |
-
| 34 | Контрольная работа 5 «Основы физической химии» | | | | |
Тема 9. Химическое производство (6 ч) | |
-
| 1 | Общие научные принципы организации химического производства. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды. «Зеленая химия» Демонстрация 1. Плакаты, иллюстрирующие важнейшие химические производства | §48 | | | |
-
| 2 | Производство серной кислоты | §49 | | | |
-
| 3 | Производство аммиака | §50 | | | |
-
| 4 | Производство чугуна и стали | §51, 52 | | | |
-
| 5 | Принципы производства органических веществ | §53-54 | | | |
-
| 6 | Решение тренировочных упражнений Итоговый контроль по теме | | | | |
Тема 10. Химия в повседневной жизни (6 ч) | |
-
| 1 | Химия пищи. Важнейшие компоненты мясных и молочных продуктов. Приготовление кисломолочных продуктов Пищевые добавки и их виды (эмульгаторы, антиоксиданты, стабилизаторы, подсластители и др.). Примеры синтезов некоторых пищевых красителей Демонстрация 1. Этикетки на продуктах питания с перечислением калорийности продукта, его жирности, а также с указанием различных пищевых добавок | | | | |
-
| 2 | Лекарства. Некоторые группы лекарств (анальгетики, антибиотики, антациды, антигистаминные средства, сульфамидные препараты). Наркотики. Стероиды и их роль в организме человека. Получение лекарственных препаратов Демонстрация 2. Образцы лекарственных средств | | | | |
-
| 3 | Практическая работа 11. Синтез ацетилсалициловой кислоты | | | | |
-
| 4 | Бытовая химия. Принципы, на которых основано действие моющих средств. Понятие о поверхностно- активных веществах. Важнейшие поверхностно-активные вещества, используемые в современных моющих средствах. Синтез поверхностно-активных веществ. Отбеливатели и их типы Лабораторный опыт 1. Знакомство с моющими средствами Лабораторный опыт 2. Изучение кислотности среды растворов различных моющих средств | | | | |
-
| 5 | Пигменты и краски. Неорганические пигменты и их производство. Лаки, олифа, эмали Природные и синтетические органические красители. Вещества, придающие характерный цвет цветам, ягодам, плодам и корнеплодам (каротиноиды, флавоноиды). Синтез важнейших красителей. Виды крашения (прямое, кислотное, кубовое) Демонстрация 3. Образцы синтетических моющих средств, отбеливателей, пигментов, красителей | | | | |
-
| 6 | Практическая работа 12. Крашение тканей | | | | |
Тема 11. Химия на службе общества (5 ч) | |
-
| 1 | Химия в строительстве. Важнейшие строительные материалы (известь, гипс, цемент, бетон, железобетон). Процессы, происходящие при высыхании штукатурки, при затвердевании гипса, цемента и бетона. Клеи. Принципы, на которых основано действие клеящих веществ. Различные виды клеев Неорганические материалы. Металлы, композиты, полупроводниковые материалы. Стекло, керамика и ее виды (фарфор, фаянс, майолика). Оксидная керамика. Магнитные материалы. Наноматериалы Демонстрация 1. Коллекции строительных материалов, керамики, пластмасс, эластомеров, природных, | | | | |
-
| 2 | Химия в сельском хозяйстве. Минеральные удобрения. Азотные, фосфорные, калийные, комплексные и органические удобрения. Микроэлементы. Средства защиты растений (инсектициды, гербициды и др.). Ускорители роста растений и стимуляторы роста корней. Репелленты Лабораторный опыт 2. Знакомство с минеральными удобрениями и изучение их свойств | | | | |
-
| 3 | Практическая работа 13. Идентификация минеральных удобрений | | | | |
-
| 4 | Полимеры. Методы синтеза полимеров (полимеризация, поликонденсация). Сополимеризация. Важнейшие полимеры - полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиметилметакрилат, полиэтилентерефталат, поливинилхлорид, тефлон, поликарбонаты, полиуретаны. Фенолформальдегидные смолы. Современные полимерные материалы. Пластики, эластомеры, волокна. Каучуки и их виды. Эбонит. Резина. Гуттаперча Искусственные и синтетические волокна. Полиамиды и полиэфиры. Производство важнейших полимерных материалов Проблемы загрязнения окружающей среды. Принципы, лежащие в основе «зеленой химии» Демонстрация 2. Получение лавсана | | | | |
-
| 5 | Контрольная работа 6 по темам 10,11 | | | | |
Тема 8. Химия в современной науке (8 ч) |
-
| 1 | Особенности современной химии: коллективный характер науки, рост объема информации, развитие компьютерных методов. Источники химической информации: научная литература, базы данных, Интернет | | | | |
-
| 2 | Взаимодействие химии с другими науками. Важнейшие направления современной химии: водородная энергетика, супрамолекулярная химия, нанотехнологии, молекулярное моделирование | | | | |
-
| 3 | Решение тренировочных упражнений | | | | |
-
| 4 | Итоговая контрольная работа | | | | |
-
| 5 | Анализ итоговой контрольной работы | | | | |
-
| 6 | Повторение и обобщение материала | | | | |
-
| 7 | Повторение и обобщение материала | | | | |
-
| 8 | Повторение и обобщение материала | | | | |