СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование история 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

календарно-тематическое планирование история 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование история 7 класс»

Пояснительная записка

Программа по истории Нового времени и Истории России с конца 16 – 18 века 7 классе составлена в соответствии с

  - Федеральным компонентом государственного стандарта (основного) общеобразовательных учреждений, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03. 2004 г.

- Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждёнными Приказом МО РФ №1312 от 09.03. 2004 г.;

- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных)  Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, утверждённым Приказом Минобрнауки РФ от 27.12.2011 N 2885;

- Примерной программой основного общего образования по истории (базовый уровень);

Рабочая программа обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения обозначенной учебной дисциплины (курса) в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно- воспитательного процесса МБОУ СОШ №15.

- учебным планом МОУ СОШ №15 на 2016-2017 учебный год.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение истории в 7 классе 70 часов (2 часа в неделю), из них на изучение истории России с конца XVI-XVIII вв  - 46 часа (Рабочая программа курс «История России» включает 2 часа на изучение региональной истории) и на изучение Всеобщей истории Нового времени -24 часов. Программа рассчитана на использование учебников  для 7 класса общеобразовательных учреждений по всеобщей истории -  «Новая история» авт. А.Я. Юдовская «Просвещение»2015 год, по истории России – «История России» авт.  А.А. Данилов,  Л.Г. Косулина, «Просвещение»,2015 год

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «История России», авторы А.А Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю Морозов (Рабочие программы Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.. 6-9 классы - М.: Просвещение, 2015)

Программа продолжает курс 5 - 6  классов по  формированию у учащихся целостного представления об историческом пути России и мира, о судьбах народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и мировой  истории. Отобранный фактологический материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории   Рабочая программа выполняет две основные функции:

  Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

  Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Изучение истории на ступени основного общего образования, и в 7 классе в частности, направлено на достижение следующих

 Целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

   Задачи:

  • - выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма;

  • о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.

  • - должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;

  • - анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;

  • - научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

  • - уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных, точек зрения;

  • - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • - освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История на Историю России и Всеобщую историю в 7 классе 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 24 часов и на историю России – 44 часов.

   В Рабочей программе учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы  (при выборе форм контроля  используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности гимназистов). Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

Общая характеристика предмета

Учебник –А.Я, Юдовская, Л.М Ванюшкина,П.А.Баранов История Нового времени – Просвещение, 2015 год

План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 классы. Издательство «Просвещение». Программа рассчитана на 24 часа

Учебник - «История России», авторы А.А Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю Морозов (Рабочие программы Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.. 6-9 классы - М.: Просвещение, 2015) Программа расчитана на 44 часа. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;  Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Программа курса охватывает период с 1500-1800 гг., с периода начала Великих географических открытий до периода Великой Французской буржуазной революции.  Основное содержание изучаемого в 7 классе курса «Новая история. 1500—1800» составляет процесс развития общества в период раннего Нового времени: кризис традиционного общества, появление первых ростков зарождающегося индустриального общества, сосуществование и противоречия старого и Нового, их различия и, главное, человек Нового времени. История – один из важнейших компонентов гуманитарного образования, она необходима для приобретения конкретных знаний в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

     В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

17-18 века – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений последующих времен. В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества были поставлены следующие цели изучения Истории в 7 классе:

    Основные содержательные линии рабочей программы в 7 классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции рабочая программа устанавливает распределение учебного времени. 

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

    Знать:

  • основные виды исторических источников;

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с  конца XVI-XVIII вв ; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития в период нового времени.

  • роль революций и реформ в развитии общества, необходимость разумного компромисса в политической жизни

   

 Уметь:

  • работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории);

  • работать с историческим источником (уметь отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических  событиях; сравнивать свидетельства разных источников);

  • работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);

  • описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов источников;

  • анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);





Требования к результатам обучения:

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;

- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, творческую и общественную;

- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;

- использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);

- готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;

- формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.































 Критерии оценки достижения учащихся

Критерии

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворител)

Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными, грамотное сопоставление факторы, понимание ключевой проблемы и ее элементов, способность задавать разъясняющие вопросы, понимание противоречий между идеями.

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны, не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме, ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко, не все вопросы удачны, не все противоречия выделяются.

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны, факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме.

Большинство важных фактов отсутствуют, выводы не делаются, факты не соответствуют рассматриваемой проблеме.

Иллюстрация мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу.

Смешиваются теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия.

Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные, четко и полно определяются правильное и полное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются, определяются четко, но не всегда полно.

Нет разделения на важные и второстепенные понятия, определяются, но не всегда четко и правильно.

Неумение выделить понятия, нет определений понятий, не могут описать или не понимает собственного описания

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в V, VI, VII, VIII, IX классах по 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа по истории Нового времени и Истории России с конца 16 – 18 век, для параллели 7 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В ее основе лежат примерные программы основного (общего) образования по истории, а так же авторская рабочая программа: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г. В соответствии с бинарным характером курса, выраженным в выделении отечественной истории, обучение реализуется на основе двух учебников: Новая История 1500 – 1580 год, авт. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.: Просвещение, 2014 , История России А.А. Данилов Л.Г. Косулина М.: Просвещение, 2015 Рабочая программа обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения обозначенной учебной дисциплины (курса) в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно - воспитательного процесса МБОУ СОШ №15. В соответствии с общепринятыми нормами рабочая программа по предмету история (7 класса) направлена на реализацию ряда следующих задач: – создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления и определения собственной жизненной позиции; – воспитание у подростков патриотизма – уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности; – овладение обучающимися, знаниями о важнейших событиях мировой и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; – освоение учащимися базовых методов исторического познания, аналитического восприятия информации и навыков работы с различными источниками информации; – формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений. Структура и график прохождения программного материала. Объем рабочей программы, разработанной для 7–го класса, согласно действующим нормам, составляет 70 часов в год, и распределяется по 2 учебных часа в неделю. В соответствии со спецификой разделов программы, данный объем распределяется следующим образом: Всеобщая История История России 70 ч. История Нового времени 24 ч. История России 46 ч.


Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

• воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

• усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания;

• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (например, определение и разграничение понятий);

• использование современных источников информации, в том числе материалов н электронных носителях. Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

• формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

• овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории.


Содержание учебного курса  70 ЧАСОВ (2 часа в неделю)

 История России. конец XVI -XVIII в. 7 класс (46 часов) ВВЕДЕНИЕ 1 час

Тема 1РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI – XVII В. (3 часа.)Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613г. Начало династии Романовых.

Тема 2РОССИЯ В XVII В. (9 часов.)Политически строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии.Экономическое и социальное развитиеЭкономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товаро-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.Народы России в XVII в. Освоение Сибири.Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666 — 1667 гг.Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины к России. Русско-польская война 1653 — 1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676 — 1681 гг. Крымские походы.Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера кульутры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С.И.Дежнев. В.Д.Поярков. М.В.Стадухин. Е.П.Хабаров. Литература. Сатирические повести. Автобиографические повести. Зодчество. Б.Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян. Повторение и обобщение.

Тема 3РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. (9 часов.)Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра I. Великое посольство 1697 — 1698гг.Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов Цена и последствия реформ Петра I.Внешняя политика Петра I. Северная война 1700 — 1721 гг. «Нарвская конфузия» Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход Итоги внешней политики Петра I.Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А.Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений. Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я.В.Брюс. Л.Ф.Магницкий. Развитие техники. А.К.Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д.Трезини, В.В.Растрелли. И.К.Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. А.Ф.Зубов. Светская живопись. И.Н.Никитин.Изменения в быту. Новый порядок летоисчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культур ного наследия Петровской эпохи.

Тема 4РОССИЯ В 1725 — 1762 ГГ. (5часов)Дворцовые перевороты. Причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.Внутренняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735 — 1739 гг. Русско-шведская война 1741 — 1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756 — 1762 гг. П.А.Румянцев. П.С.Салтыков.

Тема 5РОССИЯ В 1762 — 1801 ГГ. (13 часов.) Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянам и городам. Ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы.  Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития. Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н.И.Новиков. А.Н.Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством. Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А.В.Суворов. Ф.Ф.Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г.А.Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы и части Латвии. Русско-турецкая война 1787 — 1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I. Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета. Становление отечественной науки. Академия наук. М.В.Ломоносов. М.И.Шеин. Г.В.Рихман. В.Н.Татищев. Академические экспедиции. В.Беринг. С.П.Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И.Ф. И М.И. Моторины. И.И.Ползунов. К.Д.Фролов. И.П.Кулибин. Литература. Новое стихосложение. В.К.Тредиаковский. Драматургия. А.П.Сумароков. Русские просветители. Д.И.Фонвизин. Г.Р.Державин. А.Н.Радищев. Н.И.Новиков. Русский сентиментализм. Н.М.Карамзин. Театр. Ф.Г.Волков. Крепостные театры. П.И. Ковалева — Жемчугова. Т.В. Шлыкова — Гранатова. Музыка. Д.С.Бортнянский. В.А.Пашкевич. Е.И.Фомин. Русская народная музыка Изобразительное искусство. Историческая живопись. А.П.Лосенко. Г.И.Угрюмов. Портрет. А.П.Антропов. И.П. и Н.И. Аргуновы. Ф.С.Рокотов. В.Л.Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М.Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф.И.Шубин. Архитектура. Барокко. В.В.Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском селе). Русский классицизм. В.И.Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М.Ф.Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И.Е.Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.Итоговое обобщение  Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. 1 час

История Нового времени конец 18 начало 19 века. (24ч.)

Тема 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение реформация (10 ч.)Эпоха Великих Географических открытий. Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.Европа: от Средневековья к Новому времени Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.Социальные слои европейского общества, их отличительные  черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная  гигиена. Изменения в структуре питания.  «Скажи  мне,  что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась  мода.   Костюм — «визитная  карточка»  человека.   Европейский      город Нового времени, его роль в культурной жизни общества. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения. От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное     искусство    Западной     Европы.     Развитие    светской музыкальной культуры.

 Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль  (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового   представления   о   Вселенной.   «Земля   вращается   вокруг Солнца и  вокруг своей  оси» —ядроучени Николая Коперника.Джордано   Бруно  о   бесконечности   и   вечности  Вселенной.   Важнейшие  открытия  Галилео  Галилея.  Создание  Исааком  Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей. Реформация и контрреформация в Европе. Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Тема 2.    Первые революции Нового времени. Международные отношения Борьба за первенсто в Европе и колониях  (3 ч).

Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для  развития  индустриального общества.Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Тема 3 Эпоха Просвещения и время преобразований (8 ч)

 культура XVIII в. Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп.Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры Промышленный переворот в Англии. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки. Великая французская революция XVIII в. Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения  реформ.  Созыв  Генеральных Штатов.  Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Тема 3. Традиционные общества в раннее Новое время (2 ч)Колониальный период в Латинской Америке Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

Итоговое повторение (1 час)       
















Рабочая карта

Тема урока

Кол- во

Уроков

Тип урока

Элементы содержания

Вид деятельности учащихся

Вид контроля

Д \З

Дата

П /Ф


«Мир в начале

Нового

времени»

(14час)





1

От Средневекрвья к новому времени

1

Урок изучения нового

материала

Европа в конце средневековья. Что изучает новая история. Хронологические рамки нового времени. Человек Нового времени. Черты нового общества.

Использовать ранее изученный материал; анализировать источники.

Повторить лекцию



2

Технические открытия и выход к Мировому океану

1

Урок изучения нового

Материала

Новые изобретения и усовершенствования. Новое в военном деле и судостроении.

Работать с картой (показывать маршруты путешествий); выделять главное в тексте; анализировать документы

Таблица.

Пар.№1

В: 1-4 (п)

Словарная

Работа

Сообщение


3-

Встречи миров.Великие географические открытия и их последствия

1

Комбинированный

Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Начало создания колониальных империй.

Знать последствия географических открытий, уметь характеризовать деятельность конкистадоров

Таблица


Пар.№4

В: 1-4 (п)

Словарная работа


4

Усиление королевской власти в 16 – 17 вв. Абсолютизм в Европе

1

Комбинированный

Значение абсолютизма для развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Короли и церковь. Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви.

Выделять главное в рассказе учителя и в тексте; составлять схемы; составлять устный рассказ по сюжету.

Составление схем; составление устного рассказа по сюжету, беседа

Пар№3

В: 1-3 (п)

Словарная

Работа,

Прочитать

«Этикет при дворе»



5

Дух предпринимательства преобразует экономику

1

Комбинированный

Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

Устанавливать причинно-следственные связи; работать с учебником.

тест, работа с терминами

Пар №5

В 1-4 (п)

Словарная работа

«Прочитать

Жизнь Фугеров»


6

Европейское общество в раннее новое время. Повседневная жизнь.

1

Комбинированный

Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде.

Уметь представлять сословия европейского общества, называть условия их жизни

таблица

Пар № 5,6

Словарная работа

Сочинение –

Эссе «Жизнь богатого», «Жизнь простого человека»


7

Великие гуманисты Европы

1

Комбинированный

Высокое Возрождение: античное наследие и «диалог культур». Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас мор. Шекспир и Сервантес: спор о Человеке. Музыкальное искусство Западной Европы.

Сравнивать особенности развития культуры разных периодов, делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом

Таблица, опережающее задание – сообщения


8

Мировая художественная  культура Возрождения

1

Комбинированный

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Особенности искусства Испании и Голландии


Характеризовать особенности развития культуры, описывать достижения культуры;

Таблица.

Таблица опережающее задание – сообщения


9

Рождение новой европейской науки


Комбинированный

. Новые шаги в постижении тайн природы. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, г. Галилея. Создание И.Ньютоном новой картины мира. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Д. Локк.

Сравнивать и анализировать взгляды ученых

Таблица. Сообщения

Таблица

Опережающее задание


10

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

1

Комбинированный

Причины Реформации и её распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Народная Реформация и крестьянская война. Томас Мюнцер. Католики и протестанты.

Составлять план ответа на вопрос; объяснять термины и понятия.

Задания с развёрнутым ответом

Пар №11

В: 1-5(п)

Словарная работа


11

Распространение реформации в Европе. Контрреформация

1

Комбинированный

Ж.Кальвин и его учение о предопределении человека. Кальвинистская церковь. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба католической церкви с реформацией. Филипп II против Реформации.

Использовать документы при ответе на вопрос.

Задания с кратким ответом

Пар № 12

В: 1-5

Словарная работа


12

Королевская власть и Реформация в Англии.

Борьба за господство на морях

1

Комбинированный

Генрих VIII и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской реформации. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. Борьба с Испанией.

Делать сравнительный анализ англиканской и католической церквей.

Схема.

Пар № 13

В: 1-5

Словарная работа

Работа с документом


13

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

1

Комбинированный

Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Усиление Франции к середине XVII века.

Составлять характеристику историческим деятелям; оценивать явления.

Задания с развёрнутым ответом

Пар №14

В: 1-6

Работа с документом




Первые

революции Нового времени

Международные отношения

( 3час)



14

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соеденных провинций.

1

Комбинированный

Особенности экономического и политического развития Нидерландов. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны.

Выделять главное в тексте; работать с документами.

Таблица

Пар № 15

В: 1-6

Словарная работа

Работа с документом


15

Парламент против короля.Революции в Англии

1

Комбинированный

Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. Реставрация монархии. Славная революция».

Составлять характеристику историческим деятелям.

Задания с кратким ответом

Пар № 16,17

В: 1-8

Словарная работа,

Работа с документом



16

Международные отношения в XVI – XVIII вв.

1

Комбинированный

Причины международных конфликтов в XVI – XVIII вв. Тридцатилетняя война: причины и ход войны. Военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Окончание войны и её последствия. Вестфальский мир.

Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме; работать с картой.

Задания с кратким ответом

Таблица

Словарная работа

Работа с картой Опережающее задание




Эпоха

просвещения. Время

преобразований (7час)




17

Великие просветители Европы

1

Комбинированный

Просветители XVIII в. Идеи просвещения. Экономические учения А. Смита, Ж.Тюрго. Художественная культура. Особенности развития литературы и музыки.

Выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу.

Таблица.

Пар № 20, 21.Таблица


18

На пути к индустриальной эре

1

Комбинированный

Аграрная революция в Англии. Промышленный переворот, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм).

Составлять план и таблицу; выделять главное в тексте.

Задания с развёрнутым ответом

Пар № 21

В: 1-6

Работа с документами


18

Английские колонии в Северной Америке.


Комбинированный

Первые колонии в Северной Америке. Колониальное общество: хозяйственная и политическая жизнь. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией.


 

Работать с текстом учебника и дополнительными источниками.

Задания с кратким ответом

Пар№ 22

В:1-7



19

Война за независимость и образование США.

1

Комбинированный

Причины войны за независимость и её начало. Д.Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Ход войны, итоги и значение. Образование США. Конституция 1787 г.

Работать со схемой государственного устройства США.

Задания с развёрнутым ответом

Пар № 23

Сочинение – эссе



20

Франция в XVIII в. Причины и начало Великой Французской революции.

1

Комбинированный

Франция в середине XVIII в.: экономическое и политическое развитие. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции.

Устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями.

Таблица.

Конспект, словарная работа


21

Французская революция. От монархии к республике


Комбинированный

Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт.

Анализировать текст документа; выделять главное.

Задания с кратким ответом.

Пар № 25,26

В: 1-7, словарная работа



Традиционное


Общество

Востока. Начало Европейской

Колонизации

(1 час)



22

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации

1

Урок изучения нового

материала

Земля принадлежит государству.Деревенская община. Сословный строй.

Империя Великих Моголов в Индии. Маньчжурские завоевания Китая. Правление сегунов в Японии.

Работать с текстом учебника и дополнительными источниками.

Задания с ответами

Пар № 27,28,29,30

Работа с документами


23

Контрольно – обоб щающий урок

1

Повторение изученного материала




Все параграфы учебника


24

Проверочная работа

1

Исправление ошибок







Тема урока

Кол – во

часов

Тип урока

Элементы содержания уроков

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Д/З

Дата П/Ф


Тема 1Россия на -рубеже


XVI

XVII в в

(13 часов)




1

Вводный урок. Россия в конце ХVI века

1

Урок – рассказ с элементами повторительной беседы

Территория Российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй

Знать понятия: Сословно-представительная

монархия.  

Уметь: Работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)

Опрос.




2-3

Внутренняя и внешняя  политика Бориса Годунова

1

Урок-историчес

кий обзор

Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий.

Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов

Знать понятия: Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание уметь:

отмечать основные тенденции развития государства,  работать с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты

Опрос.


Пар № 1

В: 1-5

Словарная работа,

Работа с документами


4

Смута

1

Комбинированный урок

Польская и шведская интервенция. Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И. Болотникова.

Понятия: Смута, интервенция

Определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц периода

Письмен-

ные задания

Пар № 2

В: 7(п)словарная работа, работа с документами


4

Окончание смутного времени

1

Комбинированный урок

Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против интервентов. Начало династии Романовых

Знать: причины распада тушинского лагеря, первое ополчение, второе ополчение, освобождение Москвы ,Земский собор 1613 года.

Объяснять какие обстоятельства привели к краху авантюры Лжедмитрия II.

Опрос.


Пар № 3

Словарная работа

В: 1-8 (п)


5

Повторительно-обобщающий урок

1








Россия в 17 веке


(11 часов)






6-7

Новые явления в экономике.

Основные сословия российского общества.

1

Изучение нового материла

Ликвидация последствий Смуты. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торговля. Новоторговый устав. Складывание Всероссийского рынка. Становление абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии.

Знать: первое сословие, крестьянство, городское население, духовенство, казачество.

Уметь объяснять как изменилось положение дворянства, каковы причины этих изменений.

Опрос.

Творческие работы.

Беседа

Пар № 4

В : 1-8 (п)

Словарная работа, работа с документами


8

Оформление сословного строя

1

комбинированный урок

Феодалы, дворяне, дворянское сословие, барщина, оброк, городское население, духовенство.

Знать: как изменилось положение дворянства, крестьян, какие категории духовенства существовали

Опрос.


Составить схему « Социальная структура российского общества»


9-10

Политическое развитие страны

1

Урок изучения нового материала

Первые Романовы, Земские соборы, Боярская дума, Приказы, Соборное Уложение 1649 года

Знать: Откуда берут свое начало династия Романовых, Почему проводился ряд реформ, Принятие Соборного Уложения


Составить рассказ

Пар № 6

В 1-7

Работа с документами


11

Власть и церковь .

Церковный

раскол

1

Урок изучения нового материала

Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум

Знать: положение церкви после Смуты, реформа патриарха Никона, усиление разногласий между церковной и светской властью, Церковный Собор 1666-1667 года.

Уметь объяснять какую роль сыграла Русская православная церковь в преодолении последствий смуты.

Опрос.

Беседа с элемен-

тами дискуссии

Пар № 7

В: 1-6

Словарная работа,

Опережающее сообщение

С. Разин


12

Народные

движения.

1

Комбинированный урок

Социальные движения второй половины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина

Знать: причины и особенности народных выступлений, соляной бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, выступление старообрядцев.

Объяснять причины народных выступлений в XVII в

Опрос.

Письмен-

ные задания

Таблица


13

Внешняя политика

1

Изучение нового материала

Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Знать: причины Смоленской войны, воссоединение Украины с Россией, русско -польская война(1654-16667),русско-турецкая война(1676-1681),освоение Сибири.

Опрос.

Беседа

Таблица, словарная работа


14-15

Образование и культура

Сословный быт, обычаи и нравы

1

Изучение нового материала

Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. С. Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни

Знать: развитие образования, выпуск печатных книг, появление научных знаний, русские первопроходцы, литература, архитектура, живопись.


Устный опрос.

Решение проблем-

ных воп-

росов

Пар № 10

В: 1-6


16

Сословный быт. Обычаи и нравы

1

Изучение нового материала

Царский двор , дворянский быт, крестьянский быт

Знать: Какие перемены произошли в царском дворе, что изменилось в быте и обычаях бояр и дворян. Влияние запада на быт Российского общества

Беседа

Сочинение


17

Повторительно – обобщ.

1

урок







Россия в первой четверти

18

века

(21 час)





18

Предпосылки петровских преобразований

1

Урок - изучение нового материала

Усиление западного влияния на Россию. Реформы

Знать: причины усиления западного влияния на Россию, деятельность Симеона Полоцкого, реформы А.Ордина-Нащокина, преобразовательные планы В.Голицына, деятельность Ю.Крижанич.

Опрос.

Письмен-

ные задания

Пар № 12

В: 1-7

Работа с документами

Опережающее сообщение


19

Петр I Россия на рубеже веков

1

комбинированный урок

Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Великое посольство. Внешняя политика. Азовские походы

Знать: детство Петра I, двоевластие, начало царствования Петра, Азовские походы, великое посольство 1697-1698.

Уметь объяснять как формировалась личность царя Петра, почему Пётр был объявлен царём минуя старшего брата Ивана.

Опрос

Пар № 13

В: 1-7 (п)



20-21

Северная война

1

комбинированный урок

Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва.

Знать:  начало войны, «Нарвская кон-фузия»,реорганизация армии, Полтавская битва, Прутский поход, морские сражения, Ништадский мир.

Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, работать с картой.


Опрос.

Беседа

таблица


22

Реформы

 Петра I.

1

комбинированный урок

Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа.

Знать: реформу центрального управления, указ о единонаследии, табель о рангах, реформа городского управления, областная реформа, выступления против реформ.

«Дело царевича Алексея»

Опрос.

Конспект, работа с документами


23

Экономика России в первой четверти 18 века

1

Урок изучения нового материала

Сельское хозяйство, мануфактуры, денежная реформа

Знать: Каковы были главные направления экономической политики Петра 1, Уметь подводить итоги.

Опрос.

Беседа

Пар № !6

В: 1-6 (п)

Словарная работа


24

Социальные движения

Движения

Первой четверти

XVIII века

1

комбинированный урок

Последствия социальной политики. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей К. Булавин

Знать: причины народных восстаний, Астраханское восстание, восстание К.Булавина ,башкирское восстание, религиозные выступления, выступления работных людей.

Опрос.


Таблица, словарная работа


25-26

Изменение

в культуре

и быту первой чет-

верти XVIII века

1

Урок изучения нового материала

Изменения в культуре, в быту. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве.

Знают: о развитии образования, науки, художественной культуры, перемены в быту, значении культурного наследия Петровской эпохи.

Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы

Опрос.

Письмен-

ные задания

Пар № 18 – 19, В: 1-6 (п)

Словарная работа, работа с документами


27

Повторительно -обобщаю-

щий  урок

1

Урок

Повторения пройденного






Россия в 1725 –

1762 г.

(3 часа)






28

Дворцовые перевороты

1

Урок изучения нового материала

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни

Знать: причины и сущность дворцовых переворотов, Екатерина I, Пётр II, «верховники»,Анна Иоанновна (1730-1740),Иван Антонович (1740-1741),Елизавета Петровна, Пётр III.

Устный опрос.

Задания в тетради.

Пар №21

В: 1-6,



29-30

Внутренняя политика в 1752-1762г

1

комбинированный урок

Расширение привилегии дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества

Знать: перемены в системе управления, укрепление позиций дворянства, политика в отношении крестьянства, изменения в системе городского  управления, политика в отношении казачества,

Устный опрос.

Задания в тетради.

Пар №22,

В: 1-6 (п) работа с документами


31-32

Внешняя политика

в 1752-1762 годах

1

Изучение нового материла

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель

Знать: основные направления внешней политики, русско-турецкая война 1735-1739гг.,Россия и Речь Посполитая. Русско-шведская война, продвижение России на восток, Россия в семилетней войне 1756-1762, итоги внешней политики.

Опрос.

Письмен-

ные задания

Таблица


33

Повторительно-обобщающий урок

1

Урок проверки знаний



Тестирование.




Россия в 1762 – 1801 годах


( 8 часов)






34


Внутренняя политика Екатерины II.                                                                   

1

Урок изучения нового материала

Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А. Н. Радищев.

Знать: особенности внутренней политики Екатерины II, политика «просвещённого абсолютизма»,уложенная комиссия, «золотой век» российского дворянства, ужесточение внутренней политики в 70-90х годах.

Опрос.


Пар № 24

В : 1-6, работа с документами


35

Крестьянская война

под предводительст-

вом Е.Пугачёва

1

комбинированный урок

Социальные движения второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. Пугачева

Знать: причины войны, Пугачёв и его программа., основные этапы войны, расправа с восставшими, значение крестьянской войны.

Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, работать с картой.

Опрос.

Беседа

Пар № 25

В: 1-7



36

Экономическое

развитие России

во второй полови-

не XVIII в.

1

Изучение нового материала.

Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития

Знать: начало разложения феодально -

крепостнической системы, вольное экономическое сообщество, развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли.

Умеют характеризовать итоги развития экономики.

Опрос.

Беседа

Составить рассказ


37

Внешняя политика

Екатерины

II.

1

Комбинированный урок

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение территорий. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Т. Т. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой.

Знать: основные направления внешней политики, русско-турецкая война 1768-1774,  русско-турецкая война 1787-1791,греческий проект Екатерины

II., участие Росси в разделах Речи Посполитой, война со Швецией, политика « вооружённого нейтралитета», борьба Екатерины

II с революционной Францией.

Опрос.


таблица


38-39

Российская империя в конце 18 века. Внутренняя и внешняя политика Павла 1

1

комбинированный урок

Павел I. Попытки укрепления режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине

Знать: особенности деятельности «романтического императора»,внутренняя политика  Павла I, внешняя политика  Павла I, заговор 11 марта 1801 года.

Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, работать с картой.

Устный опрос.

Задания в тетради.

Пар № 29

В: 1-8, работа с документами


41

42

Наука и образование

1

Изучение нового материала

Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции

Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему

Сообщения


Таблица


43

Художественная культура

1

Комбинированный урок

Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков.

Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве

Знать: особенности развития художественной культуры, литература, музыка, живопись.

Уметь характеризовать особенности художественной культуры в XVIII веке

Опрос

Таблица, словарная работа


44

Быт и обычаи

1

комбинированный урок

Быт народов России.

Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан

Знать особенности жилища, одежды, питания, досуга народа России XVIII века.

Объяснять, почему основные перемены в быте затронули лишь высшие слои общества, как изменилось дворянство на протяжении века.

Опрос.

работа в группах

Составить рассказ


45

Итоговое повторение








46

Проверочная работа



Исправление ошибок





Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История России : Конец  XVI- XVIII  век. 7 класс– М.: Просвещение, 2014.

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история, 1500-1800: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014

История России Рабочие программы Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.. 6-9 классы / А.А Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю Морозов. - М.: Просвещение, 2014

Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2014

Поурочные рекомендации к учебнику А.Н. Сахарова «История России. XVII-XVIII века»: 7 класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003

Ревякин А.В., Несмелова М.Л. Новая история, 1500-1800: 7 кл.: метод. рекомендации: пособие для учителя – М.: Просвещение. 2004

Серов Б.Н., Гаркуша А.М., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII века. 7 класс. – М.: ВАКО, 2004

Серов Б.Н., Соловьёв К.А. Поурочные разработки по истории России. 7 класс.- М.: ВАКО, 2006

Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 7 класс: к учебнику А.А. Данилова. Л.Г. Косулиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Соловьёв К.А.Поурочные разработки по новой истории (1500-1800). 7 класс. – М.: ВАКО, 2006

Дополнительная литература для учителя

XVI век. Сотворение России // Родина. — 2004. — № 12.

Антология мировой политической мысли. В 5 т. — Т. 3. Политическая мысль в России. X — первая половина XIX в. — М., 1997.

 Барг М. Великая английская революция в портретах ее деятелей. – М., 1991.

Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М., 1989.

Валишевский К. Первые Романовы. М.,1993.

Волкова И. И., Курукин И. В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII—XX вв. // Вопросы истории. — 1995. — № 5—6.

Гордон А. Падение жирондистов. – М., 1988.

Записки Н. А. Саблукова // Цареубийство 11 марта 1801 г. Записки участников и современников. — М., 1990.

История Отечества: новые подходы к содержанию предмета / Под ред. Е. П. Иванова. — Псков, 1994.

Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. — М., 1989.

Копсокин Е. Государство и народ: От Фронды до Великой французской революции. – М., 1989.

 Курукин И. В., Волкова И. В., Леонов С. В. История Отечества. Пособие для школьников и поступающих в вузы. — М., 2003.

 Манфред А. Великая французская революция 18 века. – М., 1983.

Манфред А. Три портрета эпохи Великой французской революции. – М., 1978.

Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1990.

Платонов С.Ф. Время Екатерины. / С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. М., 2000. С. 622-653

Нольте Г.-Г. Русские «крестьянские войны» как восстания окраин // Вопросы истории.— 1994.— № 11

Песков А. М. Павел I. — М., 1999. — (Серия ЖЗЛ).

Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005 .

Чуковский М. Итальянское Возрождение. – Л., 1990.

Основные интернет ресурсы

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образовательный портал

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образов ресурсов

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

Дополнительная литература для детей

Стецюра Т.Д.. Рабочая тетрадь . «Всеобщая история. История Нового времени». М.: Русское слово, 2014

Атлас. История России: XVII-XVIII века. М.: Дрофа, 2014

Верн Ж. История великих путешествий. М. 1993.

Павлова Т.А. Кромвель. М. ЖЗЛ.1980.

Хэммонд И. Конкистадоры. М.200

Валишевский К. Петр Великий. М. 1992.

Валишевский К. Преемники Петра. М. 1992.

Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории.М.1992.

Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.1990.

Заичкин И. А., Почкарев И.Н. Екатерининские орлы. М. 1996.

Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М.1964.

Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII в. М.1987.

Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.1989.

Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.1993.

Павленко Н.И. Петр Первый и его время. М. 1983.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М.1991.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!