СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование 5 класс (34 ч. в год- 1 час в неделю)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно тематическое планирование 5 класс Составлено на основе  программы Биология 5-9 классы  программа  М  Вентана  Граф 20133   Авторы И Н Понамарёва  ВС Кучменко  ОА Корнилова АГ Драгомилов ТС Сухова 

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование 5 класс (34 ч. в год- 1 час в неделю)»

Календарно-тематическое планирование 5 класс

п\п

урок по те

ме

Разделы, темы

Кол-во часов

Дата

Оборудование

УУД

план

факт




Тема 1. Биология — наука о живом мире.

8





1

1

Наука о живой природе.


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника.

Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Давать определение науки биологии.

Называть задачи, стоящие перед учёными-биологами

2

2

Свойства живого.


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология».Живые и неживые объекты.

Называть свойства живых организмов.

Сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника.

Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции.

Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности.

Формулировать вывод о значении взаимодей­ствия органов живого организма

3

3

Методы изучения природы

1



Измерительные приборы, оборудование

Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Различать и описывать методы изучения живой природы.

Обсуждать способы оформления результатов исследования.

4

4

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов».


1



Микроскоп, лупа, презентация, готовые микропрепараты.

Интерактивная доска, 3Dфильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Объяснять назначение увеличительных при­боров.

Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение.

Описывать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа.

Находить части микроскопа и называть их.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

5

5

Строение клетки. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Микроскоп, лупа, лабораторное оборудование

Называть части клетки по рисункам учебника.

Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

6

6

Химический состав клетки.


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», лабораторное оборудование.

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о ре­зультатах опытов

7

7

Процессы жизнедеятельности клетки







1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология».

Оценивать значение питания, дыхания, размножения.

Объяснять сущность понятия «обмен ве­ществ», характеризовать его биологическое значение.

Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события.

Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки.

Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема)

8

8

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология – наука о живом мире»

1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» микроскоп, лупа, лабораторное оборудование.

Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях.
Обсуждать проблемные вопросы темы 1, работая в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему строения клетки.
Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.



Тема 2. Многообразие живых организмов



12






9

1

Царства живой природы

1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Объяснять сущность термина «классификация».


Давать определение науке систематике.

Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.

Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

10

2

Бактерии: строение и жизнедеятельность.


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Называть главные особенности строения бактерий.

Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Различать свойства прокариот и эукариот.

Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот.

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

11

3

Значение бактерий в природе и для человека


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Характеризовать важную роль бактерий в природе.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».

Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерии, называть его продукты.

Различать бактерий по их роли в природе.

Приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве.

Обсуждать значение бактерий для человека.

Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий

12

4

Растения.


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология». Живые объекты

Характеризовать главные признаки растений.

Характеризовать мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, знать термин «спора».

Сопоставлять свойства растительной и бакте­риальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека


13

5

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»

1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Лабораторное оборудование, Живые объекты, лупа

Различать части цветкового растения на ри­сунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

Сравнивать цветковые и голосеменные расте­ния, характеризовать их сходство и различия.

Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп.


14

6

Животные.


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Распознавать одноклеточных и многоклеточ­ных животных.

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изо­бражённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Называть факторы неживой природы, оказы­вающие влияние на жизнедеятельность жи­вотных


15

7

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

1



Культура инфузорий, Микроскоп, лупа, лабораторное Интерактивная доска, 3Dфильмы,интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Рассматривать живые организмы под микро­скопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравни­вать передвижение двух-трёх особей. Зарисовать общий облик инфузории. Формулировать вывод о значении движения для животных.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правилаработы в кабинете биоло­гии, обращения с лабораторным оборудованием

16

8

Грибы


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология».Муляжи шляпочных грибов.

Устанавливать сходство гриба с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гриба, на­зывать его части.

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами


17

9

Многообразие и значение грибов


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», муляжи шляпочных грибов,

Характеризовать строение шляпочных гри­бов.

Подразделять шляпочные грибы на пластин­чатые и трубчатые.

Работать в паре — описывать строение плес­невых грибов по рисунку учебника. Знать значение терминов «антибиотик», «пе­нициллин».

Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов.


18

10

Лишайники


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Выделять и характеризовать главную особен­ность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учеб­ника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприят­ных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в при­роде и жизни человека


19

11

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Рассматривать на рисунках учебника изобра­жения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологиче­ского разнообразия для сохранения равнове­сия в природе.

Объяснять необходимость охраны редких ви­дов и природы в целом.


20

12

Обобщение и систематизация знаний по теме

« Многообразие живых организмов»

1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Обсуждать проблемные вопросы , ра­ботая в парах и малых группах.



Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля



8





21

1

Среды жизни планеты Земля

1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-пара­зиты, изображённые на рисунке учебника.

Приводить примеры обитателей организмен-ной среды — паразитов и симбионтов, объяс­нять их воздействие на организм хозяина


22

2

Экологические факторы среды


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Давать определения понятий: «экологиче­ский фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов сре­ды на организмы.

Рассказывать о собственном наблюдении дей­ствия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора

23

3

Приспособления организмов к жизни в природе


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология».Чучело птицы, влажные препараты «Рыба»

Выявлять взаимосвязи между влиянием фак­торов среды и особенностями строения и жиз­недеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у ор­ганизмов.

Работать в паре — характеризовать по рисун­кам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания


24

4

Природные сообщества

1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в кру­говороте веществ.

Объяснять сущность понятий: «производите­ли», «потребители», «разлагатели», «природ­ное сообщество».

Различать и характеризовать разные природ­ные сообщества.

Объяснять роль живых организмов и кругово­рота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение природного сооб­щества для жизни его обитателей

25

5

Природные зоны России


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»,

Объяснять сущность понятия «природная зона».

Распознавать и характеризовать природные зо­ны России по карте, приведённой в учебнике. Называть животных, обитающих в тайге, тунд­ре, широколиственных лесах, степи.

Различать и объяснять особенности живот­ных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и жи­вотных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы

26

6

Жизнь организмов на разных ма­териках


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приве­дённой в учебнике.

Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны матери­ков по рисункам учебника. Описывать свои впечатления от встречи с пред­ставителями флоры и фауны разных матери­ков в зоопарках, ботанических садах, музеях. Оценивать роль человека в сохранении мест­ных видов на Земле

27

7

Жизнь организмов в морях и океанах


1



Раковины моллюсков

.Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Работать в паре — описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.

Выделять существенные признаки приспособ­ленности организмов к среде обитания.

28

8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организ-мов на планете Земля»

1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Обсуждать проблемные вопросы , ра­ботая в парах и малых группах.



Тема 4. Человек на планете Земля


6





29

1

Как появился человек на Земле


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Описывать внешний вид раннего предка чело­века, сравнивать его с обезьяной и современ­ным человеком.

Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и усло­вия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием голов­ного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки со­временного человека.

Объяснять роль речи и общения в формиро­вании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе.

Формулировать вывод о том, что современ­ный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития


30

2

Как человек изменял природу


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Работать в паре — анализировать пути рассе­ления человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия чело­века на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка горо­дов, дорог и пр.

Обсуждать причины сокращения лесов, пони­мать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны при­роды.

Осознавать значимость знания законов раз­вития природы для охраны живого мира на Земле

31

3

Важность охраны живого мира планеты


1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»,

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов живот­ных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребле­ния некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране.

Объяснять значение Красной книги, заповед­ников.

Характеризовать запрет на охоту как меро­приятие по охране животных

32







4







Сохраним богатство живого мира




1



Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

Обсуждать ценность биологического разно­образия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в при­роде.

Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным.

Обсуждать планы и проекты охраны расте­ний и животных в период летних каникул (за­готовка кормов для зимующих птиц, построй­ка кормушек, охрана раннецветущих расте­ний и пр.).


33

5

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса




Интерактивная доска, 3D фильмы, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»,



Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов










34

6

Экскурсия №1 «Многообразие живого мира».





Блокноты

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе.



Итого: Л Р - 4;

Э - 1

34







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!