Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тылгынинская средняя общеобразовательная школа им. И.Н.Ханды»
Рассмотрено на заседании Согласовано «____»_______ 2017 г Утверждаю «_____»______ 2017 г
МО «Тобул» Протокол №___ зам. директора по УВР:______(С.В.Иванова) Директор: ______(И.Г,Филиппов)
Рук МО ________(С.Д.Алексеева)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 11 классе
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Филиппова Анна Павловна
педстаж: 18 лет, категория 1
год аттестации: 2013 г
с. Тылгыны 2017 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классы авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова //Программы для общеобразовательных учреждений. Примерная программа по биологии для среднего (полного) образования составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования. На изучение биологии в 11 м классе отводится 70 часов, 2 ч в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии:
освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науке в формировании современной естественно – научной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитие современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющее адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно- научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки» и полностью соответствуют стандарту. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения биологии в 11 классе учащиеся должны:
Знать:
основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно)
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать: глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов | Лабораторные работы |
Глава 1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение | 19 ч | 2 ч |
Глава 2. Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений | 3 ч | |
Глава 3. Развитие жизни на Земле | 5 ч | |
Глава 4. Происхождение человека | 5 ч | |
Глава 5. Биосфера, ее структура и функции | 4 ч | |
Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии. | 11 ч | |
Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера | 12 ч | |
Повторение | 7 ч | |
Всего часов: | 66 + 4 резерв | 2 ч |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Глава 1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.
Развития биологии в додарвинский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Глава 2. Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди—Вайнберга. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Глава 3. Развитие жизни на Земле
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся). Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Глава 4. Происхождение человека
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
Глава 5. Биосфера, ее структура и функции
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы. Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ.
Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (гинь человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел. Тема уроков. | План дата | Факт дата | Виды и формы контроля | Примечание (корректировка выполнения программы) |
Раздел 1. Учение об эволюции органического мира Глава 1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение Вводный инструктаж. История представлений об эволюции живой природы Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка Первые русские эволюционисты Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе Учение Ч.Дарвина о естественном отборе Лабораторная работа «Изучение изменчивости» Вид. Критерии и структура Борьба за существование Естественный отбор Эволюционная роль мутаций Генетическая стабильность популяций Генетические процессы в популяциях Формы естественного отбора Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» Видообразование как результат микроэволюции Повторение. Эволюционное учение. | 01.09 06.09 08.09 13.09 15.09 20.09 22.09 27.09 29.09 04.10 06.10 11.10 13.10 18.10 20.10 25.10 27.10 08.11 10.11 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Лабораторная работа Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Лабораторная работа Фронтальный опрос Тематический | |
Глава 2. Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений Пути достижения биологического прогресса Основные закономерности биологической эволюции Результат эволюции | 15.11 17.11 22.11 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос | |
Глава 3. Развитие жизни на Земле Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле Развитие жизни в палеозойскую эру Развитие жизни в мезозойскую эру Развитие жизни в кайнозойскую эру Повторение. Развитие жизни на Земле | 24.11 29.11 01.12 06.12 08.12 13.12 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Тематический | |
Глава 4. Происхождение человека Положение человека в системе животного мира Эволюция приматов Стадии эволюции человека Современный этап эволюции человека Повторение. Происхождение человека | 13.12 15.12 20.12 22.12 27.12 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Тематический опрос | |
Раздел 2. Взаимоотношение организма и среды. Глава 5. Биосфера, ее структура и функции Структура биосферы Вводный инструктаж. Компоненты биосферы Круговорот веществ в природе Повторение. Биосфера, структура и функции | 29.12 12.01 17.01 19.01 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Тематический опрос | |
Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии. История формирования сообществ живых организмов Биогеография. Основные биомы суши Взаимоотношение организма и среды. Биогеоценозы Абиотические факторы среды Взаимодействие факторов среды Биотические факторы среды Смена биоценозов Позитивные отношения – симбиоз Антибиотические отношения Нейтрализм Повторение. Основ экологии | 24.01 26.01 31.01 02.02 07.02 09.02 14.02 16.02 21.02 23.02 28.02 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Тематический | |
Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера Воздействие человека на природу в процессе становления общества Природные ресурсы и их использование Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды Антропогенное изменение почвы Влияние человека на растительный и животный мир Радиоактивное загрязнение биосферы Охрана природы и перспективы рационального природопользования Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое образование Пути решения экологических проблем. Бионика Повторение. Биосфера и человек Итоговой урок по курсу общая биология 11 класс | 02.03 07.03 09.03 14.03 16.03 21.03 04.04 06.04 11.04 13.04 18.04 20.04 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Тематический | |
Повторение Биология – наука о живой природе Клетка как биологическая система Организм как биологическая система Многообразие организмов Человек и его здоровье Эволюция органического мира Экосистема и присущие им закономерности | 25.04 27.04 02.05 04.05 09.05 11.05 16.05 | | Тематический Тематический Тематический Тематический Тематический Тематический Тематический | |
Резерв | 18.05 23.05 25.05 30.05 | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2005
Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод пособие к учебнику / В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2006 – 140с.
Л.П.Анастасова Самостоятельные работы по общей биологии, М.«Просвещение», 2006
Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа,2006
В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике. Саратов «Лицей», 2010
З.С.Киселева, А.Н.Мягкова. Генетика уч. пособие, М. «Просвещение», 2007
Г.И.Легнер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998
Т.И.Чайка. Поурочные планы по учебнику В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, И.Н.Сонин, Е.Т.Захарова «Биология. Общая биология 10 класс» Издательство «Учитель»
Мультимедийное учебное издание CD-ROM «Биология. Общая биология 10 класс» М.; Дрофа 2008 г
Демонстрационные таблицы
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторные оборудования
Гербарии растений, муляжи, коллекции насекомых, готовые микропрепараты