№ урока | Календарные сроки | Тема, тип урока | Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся, форма работы | Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся | Формы контроля |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД |
Глава 1. Личность и общество. (6 часов) |
1 | | 8в- 8д- 8е- | Введение в курс. Урок обобщения и систематизации знаний. | Повторение понятий за 5-7классы. Знакомство с задачами, содержанием курса в 8 классе. | Формирование основ гражданской идентичности. | Индивидуальная и групповая, тестирование; высказывание своей точки зрения и ее аргументация | Обсуждение темы проектов. | Взаимоконтроль. |
2 | | 8в- 8д- 8е- | Что делает человека человеком? Р.К. Обычаи народов Югры. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Человек, индивид, личность, мировоззрение, интеграция, адаптация, индивидуализация. | Обеспечение способности анализа разных видов взаимоотношений | Работа по схеме. Индивидуальная и групповая. | Презентации по теме. | Работа по карточкам. |
3 | | 8в- 8д- 8е- | Человек, общество, природа. (Проф. р.). Психолог, эколог. Комбинированный урок | Общество, общественные отношения, основные сферы жизни общества, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. | Знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения | Работа с таблицей - заполнение и корректировка. Групповая | Подборка сообщений-иллюстраций из СМИ по теме. | Выполнение заданий практикума. |
4 | | 8в- 8д- 8е- | Общество как форма жизнедеятельности людей. (Проф. р.). Профессиональные формы. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Социальная революция, реформа, глобализация, информационная революция, глобальные проблемы современности. | Осуществление поиска, обработки и использования знаний; построение логической цепи рассуждений. | Работа с таблицей: «Основные виды и формы жизнедеятельности». Индивидуальная и групповая. | Собрать информацию по тему: «Цели и особенности прав человека». | Вопросы и задания. |
5 | | 8в- 8д- 8е- | Развитие общества. Р.К. Достижения народов Югры. Урок закрепления знаний. | Общество – динамическая система. Цивилизационное развитие, прогресс, исторический путь, Реформы и революции. Глобализация. Толерантное отношение к окружающим. | Знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения | Работа по схеме: «Виды цивилизаций». Индивидуальная и групповая. | Собрать сведения из прессы последних достижениях в области науки. | Пересказ и анализ схемы |
6 | | 8в- 8д- 8е- | Как стать личностью. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Человек, индивид, личность, индивидуальность, мировоззрение, социализация. | Осуществление поиска, обработки и использования знаний. | Пересказ и групповое тестирование | Составить план для сообщения. | Работа по карточкам |
Глава II. Сфера духовной культуры. (8 часов) |
7 | | 8в- 8д- 8е- | Сфера духовной жизни. (Проф. р.). Профессии в области культуры. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Духовный мир личности. Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. | Самостоятельное формулирование целей, осуществление поиска, обработки и использования знаний. | Пересказ, индивидуальная работа по схеме: «Роль духовной культуры в жизни человека». | Анализ информации из СМИ, дополнительной литературы. | Работа с текстом, вопросы. |
8 | | 8в- 8д- 8е- | Мораль. Урок комплексного применения знаний. | Моральные ценности общества. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. | Дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о культуре общения. | Чтение, пересказ. Индивидуальная и групповая. | Игра «Займи позицию». | Работа по карточкам. |
9 | | 8в- 8д- 8е- | Долг и совесть. Комбинированный урок. | Долг и совесть. Совесть — внутренний самоконтроль человек. | Самостоятельное формулирование целей, осуществление поиска, обработки и использования знаний. | Пересказ, тестирование. | Мини-сочинение «Долг – это обязанность, помноженная на ответственность». | Ответ на вопрос. |
10 | | 8в- 8д- 8е- | Моральный выбор – это ответственность. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. | Обеспечение способности познания окружающего мира. | Составление плана урока и рассказа с заданными словами. Индивидуальная и групповая. | Составление рекомендаций. | Выполнение заданий практикума. |
11 | | 8в- 8д- 8е- | Образование. (Проф. р.). Педагог. Комбинированный урок. | Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. | Понимание значения знаний для человека, умение принимать и сохранять учебную задачу. | Завершить схему «Роль образования в жизни общества» и охарактеризовать каждую ситуацию. | Составление плана самообразования. | Ответы на вопросы. |
12 | | 8в- 8д- 8е- | Наука в современном обществе. (Проф. р.). Профессии в области науки. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Виды наук, прогресс техники и культуры, перспективы развития. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. | Осуществление поиска, обработки и использования информации. | Опорный конспект по теме. Индивидуальная и групповая. | Заполнение таблицы «Виды наук». | Практикум. |
13 | | 8в- 8д- 8е- | Религия как одна из форм культуры. (Проф. р.). Историк, священнослужитель, писатель. Р.К. Особенности религиозных верований народов ханты Комбинированный урок. | История религий, религиозное мировоззрение, свобода вероисповедания. Религия. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Виды и формы религии. | Обеспечение организации учащимися своей учебной деятельности. | Составление кроссворда «Признаки и виды религий». Индивидуальная и групповая. | Презентация «Особенности религиозных верований народов ханты» (ИКТ). | Вопросы и задания. |
14 | | 8в- 8д- 8е- | Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры». Урок контроля знаний и умений. | Повторение всех изученных терминов и понятий. | Построение логической цепи рассуждений. Использование знаний и умений в новой ситуации. | Индивидуальная работа по карточкам. Индивидуальная, фронтальная. | Составление плана. | Тест. |
Глава III. Социальная сфера. (5 часов) |
15 | | 8в- 8д- 8е- | Социальная структура общества. Р.К. Особенность социальной структуры Югры. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Строение общества. Социальная мобильность. Социальный конфликт, пути его разрешения. Конфликт и его составляющие. Классификация конфликтов. | Обеспечение организации учащимися своей учебной деятельности. | Индивидуальная и групповая. | Составление социального портрета по заданной схеме. | Практикум. |
16 | | 8в- 8д- 8е- | Социальные статусы и роли. (Проф. р.). Социолог. Комбинированный урок. | Социальная роль и социальный статус. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы Достигаемый и врожденный статусы человека. Соответствие ролей и статусов. | Осуществление поиска, обработки и использования информации. | Индивидуальное тестирование. | Составление плана. | Вопросы и задания. |
17 | | 8в- 8д- 8е- | Нации и межнациональные отношения. Р.К. Особенности национального состава Югры. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. | Обеспечение организации учащимися своей учебной деятельности. | Составление плана темы. Индивидуальная и групповая. | Проект «Правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей». | Вопросы и задания, проект. |
18 | | 8в- 8д- 8е- | Отклоняющееся поведение. Комбинированный урок. | Девиантное поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. | Осуществление поиска, обработки и использования информации. | Составление опорного конспекта. Индивидуальная и групповая. | Советы «Как научиться говорить «нет». | Практикум. |
19 | | 8в- 8д- 8е- | Толерантность в межличностных отношениях. Урок систематизации и обобщения полученных знаний. (Проф.р.). Психолог. | Межличностный отношения в современном информационном обществе. | Осуществление поиска, обработки и использования знаний. | Групповая работа с таблицей «Способы решения конфликтов в обществе». | Презентации о секретах успеха в обществе. | Решение творческих заданий. |
Экономика. (12 ч.) |
20 | | 8в- 8д- 8е- | Экономика и ее роль в жизни общества. Р.К. Особенности экономики Югры. Изучение и закрепление новых знаний. | Экономические ресурсы. Ограниченность ресурсов. Потребности человека. Экономические блага. Рыночная и командно-административная, смешанная экономики. | Обеспечение способности познания окружающего мира. | Заполнение таблицы: «Сферы экономики». Групповая. | Подбор сообщений из СМИ по теме. | Взаимный контроль, работа по карточкам. |
21 | | 8в- 8д- 8е- | Главные вопросы экономики. (Проф. р.). Экономист. Комбинированный урок . | Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Факторы производства. | Знание экономических норм и правил бизнеса. | Составление рассказа на тему «Как я могу в будущем стать успешным бизнесменом». | Работа с текстом документа (поиск ответа на вопросы). | Вставить в текст пропущенные слова. |
22-23 | | 8в- 8д- 8е- | Собственность. (Проф. р.). Экономист, предприниматель. Комбинированный урок. | Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Виды собственности. | Обеспечение способности познания окружающего мира. | Составление плана темы, работа с терминами. Индивидуальная и групповая. | Мини-исследование «Объекты собственности моей семьи». | Ответы на вопросы. |
24 | | 8в- 8д- 8е- | Рыночная экономика. Р.К. Особенности экономики Югры. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Рынок, его формы, виды, эволюция. Спрос и предложение Рыночное равновесие. Основные функции цены. Конкуренция, монополия. | Осуществление поиска, обработки и использования знаний. | Составление схемы «Признаки рыночной экономики». Индивидуальная и групповая. | Участие в дискуссии «Кому выгодна конкуренция в рыночной экономике». Презентация на тему: «Товар XXI века». | Практикум |
25 | | 8в- 8д- 8е- | Производство – основа экономики. Комбинированный урок. | Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация Товар и его свойства. | Знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения. | Опорный конспект, пересказ. Составление схемы «Затраты производства». Групповая, парная. | Анализ списка самых востребованных профессий в Югре. | Ответы на вопросы. |
26 | | 8в- 8д- 8е- | Предпринимательская деятельность. (Проф. р.). Экономист, предприниматель. Комбинированный урок. | Предпринимательство. Фермерское хозяйство и малый бизнес. Организационно- правовые формы предпринимательства. | Осуществление поиска, обработки и использования знаний. | Составление схемы «Виды предпринимательства». Индивидуальная и групповая. | Составление интеллект карты «Успешный предприниматель» | Повторить термины. Составить предложения. |
27 | | 8в- 8д- 8е- | Роль государства в экономике. Р.К. Особенности экономики Югры. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог. | Формирование основ гражданской идентичности. | Составление схемы «Виды налогов». Индивидуальная и групповая. | Решение проблемной задачи (стр.200, №3). | Заполнение схемы, терминологический диктант. |
28 | | 8в- 8д- 8е- | Распределение доходов. (Проф. р.). Экономист. Комбинированный урок. | Доходы, их виды и источники. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. | Осуществление поиска, обработки и использования информации. | Групповая работа по составлению схемы: «Роль денег в жизни общества». | Игра «Хочу поделиться опытом моей семьи». | Тестирование. |
29 | | 8в- 8д- 8е- | Потребление. (Проф. р.). Экономист. Комбинированный урок. | Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. | Обеспечение способности познания окружающего мира. | Заполнение схемы: «Доходы и расходы семьи». Индивидуальная и групповая. | Разработка «Памятки покупателя» с разделами: «Права и обязанности потребителя», «Как сэкономить деньги?». | Практикум. |
30 | | 8в- 8д- 8е- | Инфляция и семейная экономика. (Проф. р.). Экономист. Урок комплексного применения знаний. | Инфляция, семейная экономика. Реальные и номинальные доходы. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит, потребительская корзина. | Осуществление поиска, обработки и использования знаний. | Индивидуальная работа по составлению рассказа по рисункам картинной галереи. | Презентация: «Семейный бюджет». | Практикум. |
31 | | 8в- 8д- 8е- | Безработица, ее причины и последствия. (Проф. р.). Экономист. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Труд: сущность, виды труда, значение труда. Рабочая сила и рынок труда. Безработица, ее причины и последствия. | Знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения. | Индивидуальная работа по составлению опорного конспекта по теме «Правила выживания во время безработицы». | Подбор и анализ пословиц об отношении к труду у разных народов. | Работа по карточкам. |
32 | | 8в- 8д- 8е- | Мировое хозяйство и международная торговля. Р.К. Югра в системе мирового хозяйства. Комбинированный урок. | Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика, интеграция. Глобализация, мировая специализация, корпорации, монополии. | Обеспечение способности познания окружающего мира. | Составление рассказа: «Глобализация торговли», схемы «Импорт и экспорт России». Индивидуальная и групповая. | Практическое задание (наблюдение, анализ) стр 240, №4. | |
Итоговое обобщение. (2 ч.) |
33 | | 8в- 8д- 8е- | Итоговое обобщение по курсу по теме «Человек и общество». Урок повторения и обобщения знаний. | Повторение терминов и понятий по всем темам курса. | Умения применять знания и умения. | Парная, индивидуальная. | Участие в игре «Займи позицию». | Итоговые вопросы. |
34 | | 8в- 8д- 8е- | Контрольная работа по теме: «Человек и общество». Урок проверки и оценки знаний. | Повторение терминов и понятий, основных положений по всем темам курса. | Осуществление поиска, обработки и использования знаний. | Индивидуальная. | Решение познавательных задач. | Тестирование тестирование по типу ОГЭ. |