«Утверждаю» зам. директора по НМР
МКОО АСШ ____________ (Соколова Е. А.) _________ 20___ г
Данное календарно-тематическое поурочное планирование разработано в соответствии с Рабочей программой курса коррекционно-развивающих занятий для 2 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (2 вариант) (индивидуальное обучение) и учебным графиком 2019-2020 учебный год. Программа рассчитана на 102 часов, в календарно-тематическом планировании 99 уроков, (выпадают праздничные дни: 24.02, 04.05, 5.05, ).
№ п/п | Дата | Тема занятия | Оборудование, техническое обеспечение |
1 | 02.09 | Обследование уровня форсированности моторных навыков. | Игры: мимику. |
Восприятие предметов на слух |
2 | 04.09 | Звучащие предметы. Их различение. | Колокольчик, бубен, погремушка |
3 | 06.09 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха. | Деревянные ложки, шуршащие пакеты. |
4 | 09.09 | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | Музыкальный колокольчик. |
5 | 11.09 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый. | Вата, кусочки металла, шерстяные нитки. |
6 | 13.09 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячом, ежиком. | Массажный мячик, резиновый ёжик. |
7 | 16.09 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой. | Картон, цветная бумага |
8 | 18.09 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом. | Кусочки материалов: шёлк, вельвет. |
9 | 20.09 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – фольгой, атласной лентой. | Фольга, атласная лента |
Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый. |
10 | 23.09 | Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами пластмассовым шариком, мягкой игрушкой. | Пластмассовый шарик, мягкая игрушка |
11 | 25.09 | Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла. | Вата, кусочки металла |
12 | 27.09 | Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – кубиком. резиновым мячиком, деревянным | Резиновый мячик, деревянный кубик |
Восприятие предметов по форме:круг, треугольник, квадрат |
13 | 30.09 | Круг. Восприятие круглых предметов по форме. | Круги, сделанные из дерева, из бумаги, пластмассы |
14 | 02.10 | Треугольник. | Треугольники, сделанные из различных материалов |
15 | 04.10 | Квадрат. | Квадраты, сделанные из различных материалов |
16 | 07.10 | Сортировка геометрических фигур по коробкам. | Геометрические фигуры основных цветов, коробочки. |
17 | 09.10 | Закрепление знаний детей о форме, упражнения в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. | Дидактическая игра «Волшебный мешочек». |
18 | 11.10 | Закрепление знаний детей о геометрических фигурах на основе упражнения «Залатай одеяло». | Картонные листы бумаги, вырезанные из них треугольник, квадрат, круг. |
Восприятие предметов по размеру:большой – маленький |
19 | 14.10 | Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное и зрительное взаимодействие с предметами. | Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), различные по размеру |
Восприятие предметов по цвету: |
20 | 16.10 | Предъявление предметов красного цвета. | предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки |
21 | 18.10 | Предъявление предметов жёлтого цвета. | предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки |
22 | 21.10 | Предъявление предметов зелёного цвета. | предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки |
23 | 23.10 | Предъявление предметов синего цвета. | предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки |
24 | 25.10 | Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик», « Найди пару». | Бусины разных цветов, коробочки, цветные палочки, прищепки четырёх цветов. |
Восприятие вкуса |
25 | 28.10 | Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов. | Банан, груша, шоколад |
26 | 30.10 | узнавание (различение) объектов по запаху). | лимон, банан, хвоя, кофе |
27 | 01.11 | «Зрительная гимнастика». Развитие и коррекция зрительного восприятия. | мультимедийное оборудование, магнитофон, презентация, раздаточный материал |
28 | 11.11 | «Найди отличия». Развитие и коррекция зрительного восприятия. | мультимедийное оборудование, магнитофон, презентация, раздаточный материал |
29 | 13.11 | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки). | мультимедийное оборудование, магнитофон, презентация, раздаточный материал. |
30 | 15.11 | «Найди тень белки». Развитие и коррекция зрительного восприятия. | мультимедийное оборудование, магнитофон, презентация, раздаточный материал |
31 | 18.11 | «Наложенные картинки» .Развитие и коррекция зрительного восприятия. | мультимедийное оборудование, магнитофон, презентация, раздаточный материал |
32 | 20.11 | «Что перепутал художник?» Развитие и коррекция зрительного восприятия. | мультимедийное оборудование, магнитофон, презентация, раздаточный материал |
33 | 22.11 | «Спрячь мышку». Развитие и коррекция знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий. | Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов — дверцы, мягкая игрушка — кошка. |
34 | 25.11 | «В стране фигурок «Человечков»». Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. | Картонные квадрат, круг, треугольник с нарисованными лицами — фигурки- «человечки»; у ребенка - одноцветные круги, |
35 | 27.11 | Аппликация «Салфеточки для фигурок «Человечков» Ознакомление детей с овалом и прямоугольником. | Картонный овал и прямоугольник с нарисованными лицами — фигурки- «человечки»; у ребенка - 2 прямоугольных листа бумаги для аппликации (один с контурным изображением овала, другой — с контурным изображением прямоугольника), по одному овалу и прямоугольнику, клей, кисточка, салфетка, клеенка. |
36 | 29.11 | Кто, Где Сидит? Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). | Большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки); у ребенка - те же фигуры меньших размеров с «лицами» — один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины. |
37 | 02.12 | «Разноцветные комнаты» Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом. | Оборудование: Карточка, разделенная на 6 клеток, карточки шести цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового), набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов. |
38 | 04.12 | «Построим Башню» Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький". | Картинки с изображением зверей: медведя, лисы, мышки; 3 квадрата постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький); у ребенка - по три квадрата (большой, поменьше, самый маленький). |
39 | 06.12 | Лото «Цвет» Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов. | Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями. |
40 | 09.12 | Лото «Цвет» Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по словесному описанию. | Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями. |
41 | 11.12 | «Гости» Ознакомление со способом группировки но форме геометрических фигур, различающихся по цвету и величине. | Картонные круг и овал с нарисованными лицами — фигурки«человечки»; большие листы бумаги с контурными изображениями круга и овала — «домики» фигурок- « человечков »; у ребенка - круги и овалы разных цветов и размеров — по 3—4 шт |
42 | 13.12 | Аппликация «Ёлочка» Использование способа расположения предметов на листе бумаги в порядке убывания величины. | Образец аппликации елочки; у ребенка - по 4—5 треугольников постепенно убывающей величины, лист бумаги для аппликации, клей, кисточка, салфетка, клеенка. |
43 | 16.12 | «Накормим мишку» Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2—3 предметными рядами. | Картинка с изображением 6—8 мишек, стоящих по росту, 6—8 мисочек постепенно убывающей величины; у ребенка - 6—8 мисочек убывающей величины. |
44 | 18.12 | «Зрительная гимнастика» Развитие и коррекция зрительного восприятия. | мультимедийное оборудование, магнитофон, презентация, раздаточный материал. |
45 | 20.12 | «Окраска воды» Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее». | 2 большие банки с наклейками темнокрасного и светлокрасного цветов, красная гуашевая краска, кисть; у ребенка - 2 маленькие баночки с водой, красная гуашевая краска, кисточка. |
46 | 23.12 | «Построим домики для фигурок». Развитие представлений о геометрических фигурах с целью воспроизведения | Большие фигуры пяти форм: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 13 палочек (можно неотточенные карандаши); тонкая проволока или толстая нитка (для круга - длина проволоки или нитки короче, чем для овала). у ребенка - фигурки«человечки» меньшего размера; 13 счетных палочек; тонкая проволока или толстая нитка. |
47 | 25.12 | Геометрическое Лото Ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном). | Пять карт, разделенных на пять квадратов; пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), изображенных на маленьких карточках; 25 маленьких карт с изображением предметов разной формы (по пять разной формы): круглой — часы, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин; квадратной — коврик, платок, оконная рама, телевизор, флаг; овальной — дыня, слива, лист, жук, яйцо; прямоугольной — портфель, конверт, книга, домино, картина; треугольной — елка, пирамидка, косынка, треугольный кусочек |
48 | 27.12 | Составление картинок Овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей. | Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, елочка, домик, человечек и т. д.; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники разной величины и пропорций. |
49 | 13.01 | «Закрой двери в домиках» Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине. | У ребенка - по 2 вырезанных из картона домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей; по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины — «двери» (соответственно прорезям в домиках); игрушка — лиса. |
50 | 15.01 | «Три воздушных шарика» Развитие представлений о светлотных оттенках цветов; при использовании белил, составление ряда по светлоте. | Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты; у ребенка - листы бумаги с контурами трех шариков, палитра, синяя и белая гуашь, вода, кисточка. |
51 | 17.01 | Игра с мячом. | Развитие представлений о высоте, развитие глазомера. Мяч, 5—6 картонных одноцветных кругов, разрезанных пополам, различающихся по величине последовательно на 1 см. |
52 | 20.01 | Аппликация «Радуга». Ознакомление детей с системой цветов, включая голубой цвет. | Картинка с изображением радуги; у ребенка - лист бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов для завершения радуги, клей, кисточка, салфетка, клеенка. |
53 | 22.01 | Аппликация «Орнамент». Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета. | Образец орнамента: в центре — зеленый квадрат, по углам — красные круги; у ребенка - лист бумаги меньшего, чем на образце, размера с контурным изображением того же орнамента: квадрат зеленого цвета, красные круги, клей, кисточка, салфетка, клеенка. |
54 | 24.01 | Лото «Цвет и форма» Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины). | Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами, тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов большей величины. |
55 | 27.01 | Волшебная вода Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие и коррекция кинестетического восприятия Ванна для игр с песком и водой, три бутылочки с холодной, теплой и горячей водой, картинки: зима, прорубь, ведро с водой; лето: речка, светит яркое солнышко; газовая плита с горящей конфоркой и на ней кипящий чайник, схематичные картинки – пиктограммы: чашка, кран с льющейся водой, душ, пловец в воде, мытье посуды и т.д.). |
56 | 29.01 | День и ночь Развитие и коррекция слухового восприятия | Пузырьковая колонна с рыбками (далее – аквариум), панно «Звездное небо», люминесцентные лампы, «сухой душ» (можно использовать разные по цвету (например: зеленые – весна, лето или желтые, красные – осень) полоски ткани или различные по тактильным ощущениям), аудиозапись «Дыхание Весны» |
57 | 31.01 | «По кочкам» Развитие и коррекция кинестетического восприятия | «Сенсорная тропа», пуф «Мягкий остров», массажная тропа, мягкая игрушка – заяц, аудиозапись «Звуки леса». |
58 | 03.02 | Прогулка по волшебному лесу Развитие и коррекция слухового восприятия | Сенсорная тропа, игрушка Ежик, «Сухой душ», муляж яблока и гриба, шишки сосновая и еловая, игрушка «Шум дождя» или аудиозапись с шумом дождя, вентилятор. |
59 | 05.02 | Путешествие к морю Развитие и коррекция кинестетического восприятия | «Сенсорная тропа», пособие «Шум океана», водная кровать, аудиозапись «Шум прибоя». |
60 | 07.02 | Формирование чувства равновесия ("Сенсорная тропа", балансировочная дорожка). | Магнитофон, музыка. |
61 | 10.02 | Психогимнастика. Снятие напряжения с помощью различных вариантов бега и ходьбы | Магнитофон, музыка. |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
62 | 12.02 | Кинестетические пробы. | Пальчиковый театр. |
63 | 14.02 | Пальчиковая гимнастика. | Пальчиковый театр |
64 | 17.02 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями ( простым карандашом). | Бумага, карандаши. |
65 | 19.02 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (цветными карандашами). | Бумага, карандаши. |
66 | 21.02 | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) . | Бумага, карандаши,трафареты. |
67 | 26.02 | Штриховка в заданном направлении . | Бумага, карандаши, прописи. |
68 | 28.02 | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) . | Шнурки, веревочки, крупные бусы. |
69 | 02.03 | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | Ножницы с тупыми концами, салфетки,бумага. |
70 | 04.03 | Психогимнастика. Игра в кляксы. | Магнитофон, веселая музыка.Дид.карточки |
Тактильно-двигательное восприятие |
71 | 06.03 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. | Плоские фигуры. Магнитофон, веселая музыка.Дид.карточки |
72 | 11.03 | Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | Мешочек из такни, игрушки. Магнитофон, веселая музыка.Дид.карточки |
73 | 13.03 | Сухой бассейн для рук. | Песок, теннисные шарики. |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
74 | 16.03 | Дидактическая игра «Море волнуется» . | Магнитофон, веселая музыка.Дид.карточки |
75 | 18.03 | Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, "сухой бассейн"). | Магнитофон, веселая музыка. |
76 | 20.03 | Имитация движений под звуки природы. | Магнитофон, звуки природы. |
77 | 02.04 | Формирование навыка релаксации. | Магнитофон, спокойная музыка. |
78 | 03.04 | Психогимнастика. | Магнитофон, спокойная музыка. |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
79 | 06.04 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат). | Бумага разного цвета, ножницы с тупыми концами. |
80 | 08.04 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (прямоугольник, треугольник). | Бумага разного цвета, ножницы с тупыми концами. |
81 | 10.04 | Выделение формы предмета. | Бумага разного цвета, ножницы с тупыми концами. |
82 | 13.04 | Обозначение формы предмета словом. | Магнитофон, веселая музыка.Дид.карточки |
83 | 15.04 | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) . | Бумага разного цвета, ножницы с тупыми концами. Дид.карточки. |
84 | 17.04 | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | Бумага разного цвета, ножницы с тупыми концами. Дид.карточки. |
85 | 20.04 | Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего»). | Конструктор. Магнитофон, музыка. |
86 | 22.04 | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета). | Магнитофон, музыка. |
87 | 24.04 | Различение предметов по величине (большой — маленький) . | Конструктор. Магнитофон, музыка. |
88 | 27.04 | Сравнение двух предметов по высоте и длине . | Бумага разного цвета, ножницы с тупыми концами. Дид.карточки. |
89 | 29.04 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | Бумага разного цвета, ножницы с тупыми концами. Дид.карточки. |
90 | 06.05 | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. | Бумага разного цвета, ножницы с тупыми концами. Дид.карточки. |
91 | 08.05 | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). | Бумага разного цвета, ножницы с тупыми концами. Дид.карточки. |
92 | 13.05 | Дидактическая игра «Назови цвет предмета». | Бумага разного цвета, ножницы с тупыми концами. Дид.карточки. |
93 | 15.05 | Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета». | Дид.карточки. |
94 | 18.05 | Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали). | Конструктор. Магнитофон, музыка. |
95 | 20.05 | Глазодвигательные упражнения. | Магнитофон, музыка. |
96-97 | 22.05 25.05 | Повторение. | Бумага разного цвета, ножницы с тупыми концами. Дид.карточки. Магнитофон, веселая музыка. |
98-99 | 27.05 29.05 | Итоговое занятие. | Бумага разного цвета, ножницы с тупыми концами. Дид.карточки. Магнитофон, веселая музыка. |