МБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г.О КРАСНОГОРСК
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Трошина М.С. «28» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________ Брянцева О.Н.. Приказ №___ от 28 августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 А класс
на 2020 – 2021 учебный год
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей физической культуры и ОБЖ Руководитель ШМО _____________/Маралян А.В. / Протокол заседания ШМО № 1 от 27.08.2020 г | Составитель /разработчик программы Щербакова Наталья Сергеевна, учитель ОБЖ, без квалификационной категории |
КРАСНОГОРСК, 2020 г.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
II. Содержание учебного материала
Раздел программы | Содержание |
Раздел I.ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА. |
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера | В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера: неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью люде, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей. Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных аварий и катастрофы. |
Пожары и взрывы | Условия возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. |
Аварии с выбросом опасных химических веществ | Химические вещества и опасные объекты. Правила поведения и действия населения при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ. |
Аварии с выбросом радиоактивных веществ | Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. Ионизирующие излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Правила населения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. |
Гидродинамические аварии | Причины и виды гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий. |
Нарушение экологического равновесия | Экология и экологическая безопасность. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ ПДКА. Краткая характеристика обстановки в России. |
Раздел Ⅱ.ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ |
Безопасное поведение на улицах и дорогах | Велосипед. Правила движения велосипедистов. Скутеры и мотоциклы. Правила пользования и движения. Транспортные средства. Обязанности водителя. Правила проезда перекрестков. Опасные и экстремальные ситуации в повседневной жизни. |
III. Календарно-тематическое планирование
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часов в год ( 1 час в неделю).
№ урока | Тема занятия | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Понятия аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера. | 2.09 – 6.09 | |
2. | Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия. | 09.09-13.09 | |
3. | Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. | 16.09-20.09 | |
4 | Пожары. | 23.09-27.09 | |
5. | Взрывы. | 30.09-4.10 | |
6. | Условия и причины возникновения пожаров и взрывов | 14.10-18.10 | |
7 | Последствия пожаров и взрывов | 21.10-25.10 | |
8. | Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. | 28.10-01.11 | |
9. | Химические вещества и опасные объекты. | 04.11-08.11 | |
10 | Характеристики АХОВ и их поражающих факторов. | 11.11-15.11 | |
11. | Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. | 25.11-29.11 | |
12. | Правила поведения и защитные меры при авариях на химически опасных объектах. | 02.12-06.12 | |
13 | Первая помощь пострадавшим от АХОВ. | 09.12-13.12 | |
14. | Радиоактивность и радиационно опасные объекты. | 16.12-20.12 | |
15. | Ионизирующее излучение: природа, еденицы измерения, биологические эффекты. | 23.12-27.12 | |
16. | Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты | 09.01-10.01 | |
17. | Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. | 13.01-17.01 | |
18. | Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения | 20.01-24.01 | |
19. | Причины и виды гидродинамических аварий. | 27.01-31.01 | |
20. | Последствия гидродинамических аварий. | 03.02-07.02 | |
21. | Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий | 10.02-14.02 | |
22. | Экология и экологическая безопасность | 24.02-28.02 | |
23. | Биосфера и человек | 02.03-06.03 | |
24. | Загрязнение атмосферы | 09.03-13.03 | |
25. | Загрязнение почв. | 16.03-20.03 | |
26. | Загрязнение природных вод | 23.03-27.03 | |
27. | Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России | 30.03-03.04 | |
28. | Правила для велосипедистов | 13.04-17.04 | |
29. | Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения | 20.04-24.04 | |
30. | Водитель – главный участник дорожного движения. | 27.04-01.05 | |
31. | Проезд перекрестка | 04.05-08.05 | |
32. | Экстремальные ситуации аварийного характера. | 11.05-15.05 | |
33. | Как уберечь себя от террористического акта | 18.05-22.05 | |
34. | Контрольно-обобщающий урок | 25.05-29.05 | |
ИТОГО: 34 часа