СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование во 2 классе по изобразительному искусству. Образовательная система «Школа России»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование во 2 классе. Образовательная система «Школа России».

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование во 2 классе по изобразительному искусству. Образовательная система «Школа России»»



































Составлена учителями начальной школы ГБОУ СОШ №910

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменения в образовании не происходят вдруг, а долго вызревают в ответ на изменения, происходящие в общественной жизни. Сегодня требуется не просто расширение круга задач в обучении и увеличение количества знаний. Причины – в чрезвычайном ускорении темпов развития общества и нарастании объёма информации. Школа должна готовить своих учеников к реалиям жизни, о которых мы мало что знаем. Ведь те, кто сегодня пришёл учиться, будут активно вести свою трудовую деятельность, например, в 2050-х годах. Каков будет этот мир, сказать непросто. Однако ясно, что надо учить детей жить в быстроизменяющихся условиях, учить мобильности, учить самостоятельности и нравственной ответственности за свой выбор.

Задачи духовного, нравственного развития, воспитания в детях человечности, умения любить, даже просто умения радоваться жизни не как увязший в алчности потребитель, а как человек, способный мечтать и созидать, - это и есть важнейшие наши задачи.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматри­вается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребён­ка. Цели художественного образования состоят в развитии эмо­ционально-нравственного потенциала ребёнка, его души сред­ствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание про­граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от род­ного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом от­крывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по­вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка — главный смысловой стержень программы.

Не бывает человеческого общества без искусства. С первых шагов нашим первобытным предкам потребовались все виды художественной деятельности, чтобы общаться между собой, понимать друг друга, иметь единую реакцию на явления жизни.

Сегодня образование рассматривается как передача человеческого опыта в системе из четырёх компонентов: опыт знаний, опыт умений, опыт творчества и опыт эмоционально-ценностных отношений. Именно каждое занятие, каждая тема курса «Изобразительное искусство» должны отвечать всем этим четырём параметрам человеческого опыта. В сумме это есть личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.


























ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в об­щеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духов­ной,

т. е. культуры мироотношений, выработанных поколения­ми.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

  • формирование художественно-творческой активности школьников;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами. От урока к уроку школьники учатся видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых, обыденных явлений.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников, при обсуждении творческих работ одноклассников.

Формирование художественно-творческой активности учащихся

позволяет им раскрыться, овладеть различными приёмами творческой деятельности. В этом возрасте для ребёнка является проблемой овладение письмом, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, тушью, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы.

Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Стимулирует рождение художественного образа музыкальный, литературный и визуальный

материал.

Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребёнка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами. В работе с учащимися необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы.

Одной из главных целей преподавания искусства во 2 классе является задача введения детей в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий, развития интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
























ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Предмет «Изобразительное искусство» прошёл очень большой путь развития в современной школе. Этот путь определяется задачами внедрения современных инновационных методов с учётом анализа зарубежных художественно-педагогических практик, на основе традиций российского художественного образования и понимания требований к результатам обучения.

«Изобразительное искусство» как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и эк­ранных искусствах.

Систематизирующим методом является выделение трёх ос­новных видов художественной деятельности:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в на­чальной школе выступают для детей в качестве хорошо им по­нятных, интересных и доступных видов художественной дея­тельности. Учащиеся на уроках встречаются с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень

важной является задача показать разницу их социальных функций:

изображение — это художественное познание мира, выра­жение

своего к нему отношения, эстетического переживания его;

конструктивная деятельность — это создание предметно-

пространственной среды;

декоративная деятельность — это способ организации общения

людей, имеющий коммуникативные функ­ции в жизни общества.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотвор­чество учителя и ученика; диалогичность; чёткость поставлен­ных задач и вариативность их решения; освоение традиций

художественной культуры и импровизационный поиск личностно

значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности практическая ху­дожественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребёнок выступает в роли художника) и деятельность по вос­приятию искусства (ребёнок выступает в роли зрителя, осваи­вая опыт художественной культуры) имеют творческий харак­тер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, пастель, пласти­лин, различные виды бумаги, ткани, природные мате­риалы; инструменты (кисти, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Восприятие произведений искусства предполагает разви­тие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практичес­кой работы происходит формирование образного художествен­ного мышления детей.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружаю­щей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего от­ношения к действительности должно служить источником раз­вития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдатель­ности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии,

т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контак­ты с искусством на каждом этапе обучения. Ребёнок поднима­ется год за годом, урок за уроком по ступенькам познания лич­ных связей со

всем миром художественно-эмоциональной куль­туры. Принцип опоры на личный опыт ребёнка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности: форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всём протяжении обучения.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Конечная цель — формирование у ребёнка способности самостоятельного видения мира, раз­мышления о нём, выражения своего отношения на основе ос­воения опыта художественной культуры.









СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 2 класса – «Искусство и ты». Задача всех тем – введение учащихся в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Каждая тема построена на последовательном развитии осознания детьми связей искусства с жизнью, т.е. основывается на имеющемся у школьников жизненном опыте. Именно поэтому не допускается перестановка тем четвертей и уроков.

Художественное развитие ребёнка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе – злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.

Чем и как работают художники?

«Три основных цвета – жёлтый, красный, синий»

«Белая и чёрная краски»

«Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные

возможности»

«Выразительные возможности аппликации»

«Выразительные возможности графических материалов»

«Выразительные возможности материалов для работы

в объёме»

«Выразительные возможности бумаги»

«Неожиданные материалы» (обобщение темы)

Основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.

По мере накопления в первой четверти умений в обращении с доступными материалами и знаний о многообразии художественных материалов у детей постепенно формируется эмоционально-оценочное отношение к материалам. У учащихся могут появляться любимые художественные материалы, однако увлекать их нужно возможностями разных материалов.

Реальность и фантазия

«Изображение и реальность»

«Изображение и фантазия»

«Украшение и реальность»

«Украшение и фантазия»

«Постройка и реальность»

«Постройка и фантазия»

«Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки

всегда работают вместе» (обобщение темы)

На этих уроках дети получают представление о природных истоках творчества художника и о значении в этом процессе фантазии и воображения.

Необходимо помочь ученикам осознать, что фантазия всегда опирается на реальные жизненные источники.

На уроках и вне урока учащиеся должны научиться вычленять в окружающей действительности украшение (человека, здания, предметы, а значит, и замечать, видеть их), а также владеть приёмами построения и изображения, видеть их соединение даже в одном предмете.

О чём говорит искусство

«Изображение природа в разных состояниях»

«Выражение характера изображаемых животных»

«Образ человека и его характер: женский образ»

«Образ человека и его характер: мужской образ»

«Образ человека в скульптуре»

«Человек и его украшения»

«О чём говорят украшения»

«В изображении, украшении, постройке, человек выражает

свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру»

(обобщение темы)

Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно всё это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

Как говорит искусство

«Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного»

«Тихие и звонкие цвета»

«Что такое ритм линий?»

«Характер линий»

«Ритм пятен»

«Пропорции выражают характер»

«Ритм пятен и линий, цвет, пропорции – средства

художественной выразительности»

Обобщающий урок года.

Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем?

На уроках идёт разговор о языке искусства, рассматривается, какими средствами достигается выражение отношения, каким образом художник добивается выражения своего отношения в работе.

На доступном уровне идёт знакомство с элементами профессионального языка художников: с линией, цветом, пятном, объёмом, а также ритмом как средствами композиции. Это пока первое знакомство, первые представления о методах и средствах художественного языка. В последующих классах эта тема будет углубляться.



















МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета отводится 1 час в неделю,

всего на курс — 135 часов.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 часа в год,

во 2 - 4 классах — 34 часа в год.


Наименование разделов

Всего часов

1

Чем и как работают художники

9

2

Реальность и фантазия

7

3

О чём говорит искусство

9

4

Как говорит искусство

9


Итого

34





ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Содержание предметного курса ориентировано на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это даёт возможность сохранить ценностные аспекты искусства.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.



РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

1) Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего

народа.

2) Уважительное отношение к культуре и искусству других

на­родов нашей страны и мира в целом.

3) Понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества

и каждого отдельного человека.

4) Формирование эстетических чувств, художественно-

творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

5) Формирование эстетических потребностей – потребностей в

общении с искусством, природой, творческом отношении к

окружающему миру, самостоятельной практической творческой

деятельности.

6) Овладение навыками коллективной деятельности в процессе

совместной творческой работы в команде одноклассников под

руководством учителя.

7) Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной

деятельности, соотносить свою часть работы с общим за­мыслом.

8) Умение обсуждать и анализировать собственную

художест­венную деятельность и работу одноклассников с

позиций творческих задач данной темы, с точки зрения

содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

характеризуют уровень сформированности универсальных

учебных действий (УУД), которые проявляются в

познавательной, регулятивной, коммуникативной, практической

творческой деятельности учащихся.

Регулятивные УУД

1) Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия

в соответствии с поставленной задачей, находить варианты

решения различных художественно-творческих задач.

2) Умение рационально строить самостоятельную творческую

деятельность, организовать место занятий.

3) Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к

достижению более высоких и оригинальных творческих

результатов.

Познавательные УУД

1) Овладение умением творческого видения с позиций художника,

т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное,

обобщать.

2) Использование средств информационных технологий для

решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска

дополнительного материала, выполнение творческих проектов.

Коммуникативные УУД

1) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность

признавать возможность существования различных точек зрения

и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

2) Определение общей цели и путей её достижения; умение

договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности, оценивать собственное поведение и поведение

окружающих.

Предметные результаты

1) Формирование первоначальных представлений о роли

изобразительного искусства в жизни человека, его роли в

духовно-нравственном развитии человека.

2) Формирование основ художественной культуры, в том числе

на материале художественной культуры родного края,

эстетического отношения к миру; понимание красоты как

ценности, потребности в художественном творчестве и в

общении с искусством.

3) Овладение практическими умениями и навыками в восприятии,

анализе и оценке произведений искусства.

4) Овладение элементарными практическими умениями и

на­выками в различных видах художественной деятельности

(рисунке, живописи, скульптуре), художественном

конструи­ровании.

5) Знание видов художественной деятельности: изобразитель­ной

(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и

архитектура), декоративной (народные и прикладные виды

искусства).

6) Понимание образной природы искусства.

7) Эстетическая оценка явлений природы, событий окружаю­щего

мира.

8) Применение художественных умений, знаний и представле­ний в

процессе выполнения художественно-творческих работ.

9) Способность узнавать, воспринимать, описывать и

эмоцио­нально оценивать несколько великих произведений

русско­го и мирового искусства.

10) Умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных

средствах.

11) Усвоение названий ведущих художественных музеев России и

художественных музеев своего региона.

12) Способность использовать в художественно-творческой

дея­тельности различные художественные материалы и

худо­жественные техники.

13) Способность передавать в художественно-творческой

дея­тельности характер, эмоциональные состояния и своё

отно­шение к природе, человеку, обществу.

14) Умение компоновать на плоскости листа и в объёме

заду­манный художественный образ.

15) Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из

пластилина, навыками изображения средствами аппликации и

коллажа.

16) Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообра­зие

и красоту природы различных регионов нашей страны.











ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

2 КЛАССА

Учащиеся 2 класса должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;

  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры;

  • разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);

  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

  • роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;

  • роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;

  • многообразие природных форм, их рациональность и красота;

  • основные и составные цвета;

  • отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;

  • имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.

Учащиеся 2 класса должны уметь:

  • пользоваться доступными средствами и материалами;

  • владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона;

  • свободно заполнять лист цветовым пятном;

  • творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников.







ВНЕУРОЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –

неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

Почти каждая тема, изучаемая на уроке, может с огромной пользой для учащихся стать основанием внеурочной формы сотрудничества педагогов и учеников. И не будет слишком высокопарно утверждать, что это важно для сохранения и развития культуры страны.

Для реализации в школе могут быть предложены следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая;

  • познавательная;

  • досугово-развлекательная;

  • художественное творчество.

Художественное творчество, конечно, важно выделить в отдельный вид деятельности. Однако и все остальные виды внеурочной деятельности могут и должны осуществляться в формах художественного творчества. Здесь может по-настоящему реализовываться интеграция видов искусства – театрализация, художественные представления, организация праздников и тематических познавательных событий и т. д.

Полученный на уроках изобразительного искусства школьником опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, направленный на организацию общения, жизненного пространства человека, эстетическое изучение природы и городского пространства, истории, краеведения и национальных особенностей, воплощающих духовные особенности народов в своеобразных формах их построек, одежды, материальной культуры, - всё это и многое другое, освоенное на уроке, может воплощаться в школьной жизни после уроков.

Занятия, построенные на основе жизненных функций искусства, связей искусства с жизнью, дают детям значимые социальные представления, понимание социальной реальности. Воспитательный эффект этих занятий может быть многократно усилен и развит в разнообразных формах внеурочной деятельности.






МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ













































Дата изучения

Количество часов на изучение темы

Содержание материала

(тема урока)

по окружающему миру

Характеристика деятельности учащихся

I четверть

Как и чем работает художник? (8 ч)

1.



1

Гуашь. Цветочная поляна

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

Овладеть первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

2.


1

Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.

Развивать навыки работы гуашью.

Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.

3.


1

Пастель. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)

Расширять знания о художественных материалах.

Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.

Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.

Овладеть первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).

Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

4.


1

Аппликация из природного материала «Осенний ковер»

Овладеть техникой и способами аппликации.

Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

5.


1

Графические материалы. Изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти)

Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Наблюдать за пластинкой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Изображать, используя графические материалы, зимний лес.

6.


1

Материалы для работы в объеме. Изображение животных родного края

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладеть приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать объемное изображение животного с передачей характера.

7.


1

Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей

Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Овладеть приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.

8.


1

Неожиданные материалы. Изображение ночного праздничного города

Повторять и закреплять полученные на прошлых уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.

Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

II четверть

Реальность и фантазия (7 ч)

9. (1.)


1

Изображение и реальность. Любимое животное

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

Передавать в изображении характер выбранного животного.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

10. (2.)


1

Изображение и фантазия. Фантастическое животное.

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.).

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.

Развивать навыки работы с гуашью.

11. (3.)


1

Украшение и реальность. Паутинка

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Эмоционально откликаться на красоту природы.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).

Развивать навыки работы с тушью пером, углем, мелом.

12. (4.)


1

Украшение и фантазия. Кружева

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде.

Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.

Работать графическими материалами (тушь, роллеры, фломастеры) с помощью линий различной толщены.

13. (5.)


1

Постройка и реальность. Подводный мир

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.

Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.

Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, склеивание, складывание).

Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

14. (6.)


1

Постройка и фантазия. Фантастический город

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.

Осваивать приемы работы с бумагой.

Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Участвовать в создании коллективной работы.

15. (7.)


1

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работаю вместе. Конструирование елочной игрушки

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Понимать роль, взаимодействие в работе трех Братьев Мастеров (их три единства).

Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растений) для новогодней елки.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

О чем говорит искусство (11 ч)

16. (8.)


1

Изображение природы в различных состояниях. Море

Наблюдать природу в различных состояниях.

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Развивать колористические навыки работы гуашью.

III четверть

17. (1.)


1

Изображение характера животных

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.

Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного.

Изображать животного с ярко выраженными характером и настроением.

Развивать навыки работы гуашью.

18. (2.)


1

Изображение характера человека: женский образ

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

19. (3.)


1

Изображение характера человека: женский образ

20. (4.)


1

Изображение характера человека: мужской образ

Характеризовать доброго и злого сказочного героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.

Учиться изображать эмоциональное состояние человека.

Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя (сказочные и былинные персоонажи).

21. (5.)


1

Изображение характера человека: мужской образ

22. (6.)


1

Образ человека в скульптуре. Сказочные герои

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

Овладеть приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.

23. (7.)


1

Человек и его украшения.

Понимать роль украшения в жизни человека.

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.

Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).

Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д.

24. (8.)


1

О чем говорят украшения

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

25. (9.)


1

Образ здания. Сказочные постройки

Учиться видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.

Приобретать опыт творческой работы.

IV четверть

26. (1.)


1

Обобщение темы

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

Как говорит искусство (8 ч)

27. (2.)


1

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь составлять теплые и холодные цвета.

Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов.

Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

Осваивать различные приемы боты кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т.п.)

28. (3.)


1

Тихие и звонкие цвета. Весенняя земля

Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета – глухого и звонкого.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.

Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.

Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.

Закреплять умения работать кистью.

29. (4.)


1

Что такое ритм линий? Весенние ручьи

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Получать представление б эмоциональной выразительности линии.

Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивыми, тихие и стремительные (в качестве подмалевка – изображение весенней земли).

Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.

30. (5.)


1

Характер линий. Нежные и могучие ветки

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создавать художественный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.

31. (6.)


1

Ритм пятен. Летящие птицы

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое ритм.

Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.

Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.

32. (7.)


1

Пропорции выражают характер. Лепка птиц с разными пропорциями

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.

33. (8.)


1

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Коллективное панно «Весна. Шум птиц»

Повторять и закреплять полученные знания и умения.

Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.

Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.

34. (9.)


1

Обобщающий урок года

Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.

Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.

Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!