Основное содержание программы
Класс: 4-А
Программа: «Экономика: первые шаги»
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 | Богатство и бедность | 11 |
2 | Труд— основа жизни | 11 |
3 | Как товары производят | 12 |
| Всего | 34 |
Календарно – тематическое планирование
30 часов
В связи с праздничными днями количество часов уменьшено до 30 часов. В разделе «Богатство и бедность» уменьшено количество часов на 2 часа. В разделе «Как товары производят» уменьшено количество часов на 2 часа. Программа будет выполнена за счет уплотнения материала.
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Количество часов | Дата проведения | Приме чание |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | по плану | по факту |
Богатство и бедность (9 часов) |
1 | Как создаётся богатство. | 1 | Учить определять источники формирования богатства | «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»; | 03.09 | | |
2 | Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). | 1 | Учить определять источники формирования богатства | Экскурсия в Краеведческий музей: «Природные богатства нашей местности», | 10.09 | | |
3 | Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. | 1 | Учить определять источники формирования богатства | Просмотр фильма: «Источники богатства человека» | 17.09 | | |
4 | Открытия и изобретения. Создание новых технологий. | 1 | Сравнивать возможные пути распоряжения богатством | Изготовление поделок из картона | 24.09 | | |
5 | Важность знаний в создании богатства. | 1 | Объяснять важность знаний в создании богатства. | Подбор пословиц по теме | 01.10 | | |
6 | Ценности материальные и нематериальные. | 1 | Различать материальные и нематериальные ценности | Составление памятки: «Ценности материальные и нематериальные». | 08.10 | | |
7 | Богатство и культура. | 1 | Установить связь между богатством и культурой | Конкурс рисунков | 15.10 | | |
8 | Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. | 1 | Обосновывать важность меценатства и милосердия | Доклады «Русские меценаты». | 22.10 | | |
9 | Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. | 1 | Объяснять, что такое налоги и для чего они нужны | Проект «Как распорядиться богатством» | 12.11 | | |
Труд — основа жизни (11 часов) |
10 | Ценность и значимость труда. | 1 | Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей | Игра «Служба быта» | 19.11 | | |
11 | Труд как потребность человека. | 1 | Обсудить роль труда в жизни общества и развитии человека | Сочинение на тему: «Труд в жизни человека» | 26.11 | | |
12 | Труд как источник материальных благ. | 1 | Показать ценность труда на современном этапе | Экскурсия в библиотеку | 03.12 | | |
13 | Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. | 1 | Знакомство с мероприятиями по определению качества труда | Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд | 10.12 | | |
14 | Заработная плата. Трудовые награды. | 1 | Понятие: «Заработная плата» | Проект «Трудовые награды в моей семье» | 17.12 | | |
15 | Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. | 1 | Обосновывать важность учебного труда школьников | Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде | 24.12 | | |
16 | Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. | 1 | Выявление причин различий в оплате труда | Ролевые игры по теме | 14.01 | | |
17 | В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. | 1 | Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей | Изготовление поделок из картона и цветной бумаги | 21.01 | | |
18 | Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. | 1 | Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей | Проект: Как увеличить богатства природы» | 28.01 | | |
19 | Результатом труда людей является продукт труда. | 1 | Беседа по теме | Работа с пластилином | 04.02 | | |
20 | Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения. | 1 | Воспитывать бережное отношение к продуктам труда людей | Ремонт книг из школьной библиотеки | 11.02 | | |
Как товары производят (10 часов) |
21 | Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар. | 1 | Учить формулировать собственное мнение | Прогулка в парк за природным материалом | 18.02 | | |
22 | Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы | 1 | Учить различать виды ресурсов | Изготовление изделий из природного материала для подарка; | 04.03 | | |
23-24 | Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. | 2 | Познакомить с материальными ресурсами | Игры: «Парикмахерская», «Поликлиника» | 11.03 18.03 | | |
25-26 | Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. | 2 | Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. | Игры: «Супермаркет», «Ярмарка» | 01.04 08.04 | | |
27 | Производители — люди, которые создают (производят) товары. | 1 | Уметь обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей | Проект: «Как рубашка в поле выросла» | 15.04 | | |
28 | Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. | 1 | Показать на примерах, как продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. | Работа в группах | 22.04 | | |
29 | Фабрика, завод — места, где производят товары. | 1 | Презентации по теме | Проект «Родословная книжечки» | 06.05 | | |
30 | Итоговый урок по теме | 1 | Прививать любовь к труду и уважение к людям труда | Защита проекта | 20.05 | | |
Содержание программы факультатива
4 класс
1. Богатство и бедность (11 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий.
Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Универсальные учебные действия:
определять источники формирования богатства;
сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
различать материальные и нематериальные ценности;
обосновывать важность меценатства и милосердия;
объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
экскурсия в Краеведческий музей: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
тема проекта «Как распорядиться богатством»;
тема доклада «Русские меценаты».
2. Труд — основа жизни (11 часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Универсальные учебные действия:
обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
игра «Служба быта»;
встреча с человеком интересной профессии;
экскурсия в школьную столовую;
экскурсия в библиотеку;
экскурсия в художественный музей;
темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
3. Как товары производят (12 часов)
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Универсальные учебные действия:
различать виды ресурсов;
обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
прогулка в парк за природным материалом;
изготовление изделий из природного материала для подарка;
игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
экскурсия в магазин;
экскурсия на почту;
проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и др.;
рисование на темы проектов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе.
2.Иллюстрации к литературным произведениям.
3.Детские книги, энциклопедии по экономике.
4.Настольные игры.
5.Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой.
6.Методические разработки занятий.
7. Презентации по темам факультатива.
8.Аудиозаписи детских песенок, видеозаписи детских мультфильмов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом:
Сборник программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой. «Экономика: первые шаги». О.С. Корнеева.
Землянская Е. Экономика для младших школьников.
Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебн. Пособие. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2007
«Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013
«Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013
«Экономика для младших школьников. Путешествие в компании Белки и ее друзей», автор Т.В.Смирнова, Самара, «Федоров», 2013
«Экономический сказочный словарь», автор Т.В.Смирнова, Самара, изд-во «Учебная литература», 2009
Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей:
1.Словари, справочные и энциклопедические издания
2. И. Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-Пресс, 2011
3. О.Гозман, В.Правоторова, Е.Шахова. Что такое бизнес? М.: Альпина паблишер, 2010