СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование внеуроной деятельности "Экономика: первые шаги". 4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: введению элементов знаний математического и гуманитарного циклов.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование внеуроной деятельности "Экономика: первые шаги". 4 класс»


Основное содержание программы

Класс: 4-А

Программа: «Экономика: первые шаги»


Учебно-тематический план



Наименование раздела

Часы учебного времени

1

Богатство и бедность

11

2

Трудоснова жизни

11

3

Как товары производят

12


Всего

34


Календарно – тематическое планирование

30 часов

В связи с праздничными днями количество часов уменьшено до 30 часов. В разделе «Богатство и бедность» уменьшено количество часов на 2 часа. В разделе «Как товары производят» уменьшено количество часов на 2 часа. Программа будет выполнена за счет уплотнения материала.

п/п




Тема занятия

Всего часов

Количество часов

Дата проведения

Приме

чание

Теоретическая

часть занятия

/форма организации

деятельности

Практическая часть занятия

/форма организации

деятельности


по плану


по факту

Богатство и бедность (9 часов)

1

Как создаётся богатство.

1

Учить определять источники формирования богатства

«Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

03.09



2

Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса).

1

Учить определять источники формирования богатства

Экскурсия в Краеведческий музей: «Природные богатства нашей местности»,

10.09



3

Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

1

Учить определять источники формирования богатства

Просмотр фильма: «Источники богатства человека»

17.09



4

Открытия и изобретения. Создание новых технологий.

1

Сравнивать возможные пути распоряжения богатством

Изготовление поделок из картона

24.09



5

Важность знаний в создании богатства.

1

Объяснять важность знаний в создании богатства.

Подбор пословиц по теме

01.10



6

Ценности материальные и нематериальные.

1

Различать материальные и нематериальные ценности

Составление памятки: «Ценности материальные и нематериальные».

08.10



7

Богатство и культура.

1

Установить связь между богатством и культурой

Конкурс рисунков

15.10



8

Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

1

Обосновывать важность меценатства и милосердия

Доклады «Русские меценаты».

22.10



9

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу.

1

Объяснять, что такое налоги и для чего они нужны

Проект «Как распорядиться богатством»


12.11



Труд основа жизни (11 часов)

10

Ценность и значимость труда.

1

Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей

Игра «Служба быта»


19.11




11

Труд как потребность человека.

1

Обсудить роль труда в жизни общества и развитии человека

Сочинение на тему: «Труд в жизни человека»

26.11



12

Труд как источник материальных благ.

1

Показать ценность труда на современном этапе

Экскурсия в библиотеку

03.12



13

Оценка труда. Почему труд по-разному ценится.

1

Знакомство с мероприятиями по определению качества труда

Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд

10.12



14

Заработная плата. Трудовые награды.

1

Понятие:

«Заработная плата»

Проект «Трудовые награды в моей семье»

17.12



15

Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе.

1

Обосновывать важность учебного труда школьников

Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде

24.12



16

Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы.

1

Выявление причин различий в оплате труда

Ролевые игры по теме

14.01



17

В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда.

1

Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей

Изготовление поделок из картона и цветной бумаги

21.01



18

Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы.

1

Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей

Проект: Как увеличить богатства природы»

28.01



19

Результатом труда людей является продукт труда.


1

Беседа по теме

Работа с пластилином

04.02



20

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.


1

Воспитывать бережное отношение к продуктам труда людей

Ремонт книг из школьной библиотеки

11.02



Как товары производят (10 часов)

21

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.


1

Учить формулировать собственное мнение

Прогулка в парк за природным материалом

18.02



22

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы

1

Учить различать виды ресурсов

Изготовление изделий из природного материала для подарка;


04.03



23-24

Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров.

2

Познакомить с материальными ресурсами

Игры: «Парикмахерская», «Поликлиника»


11.03

18.03



25-26

Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

2

Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.


Игры: «Супермаркет», «Ярмарка»


01.04

08.04



27

Производители — люди, которые создают (производят) товары.

1

Уметь обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей

Проект: «Как рубашка в поле выросла»

15.04




28

Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара.

1

Показать на примерах, как продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара.

Работа в группах

22.04



29

Фабрика, завод — места, где производят товары.

1

Презентации по теме

Проект «Родословная книжечки»

06.05




30

Итоговый урок по теме

1

Прививать любовь к труду и уважение к людям труда

Защита проекта

20.05





Содержание программы факультатива

4 класс

1. Богатство и бедность (11 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий.

Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Универсальные учебные действия:

  • определять источники формирования богатства;

  • сравнивать возможные пути распоряжения богатством;

  • различать материальные и нематериальные ценности;

  • обосновывать важность меценатства и милосердия;

  • объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

  • экскурсия в Краеведческий музей: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

  • тема проекта «Как распорядиться богатством»;

  • тема доклада «Русские меценаты».

2. Труд основа жизни (11 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Универсальные учебные действия:

  • обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

  • проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

  • осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

  • игра «Служба быта»;

  • встреча с человеком интересной профессии;

  • экскурсия в школьную столовую;

  • экскурсия в библиотеку;

  • экскурсия в художественный музей;

  • темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

3. Как товары производят (12 часов)

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Универсальные учебные действия:

  • различать виды ресурсов;

  • обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;

  • уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

  • прогулка в парк за природным материалом;

  • изготовление изделий из природного материала для подарка;

  • игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;

  • экскурсия в магазин;

  • экскурсия на почту;

  • проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и др.;

  • рисование на темы проектов.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе.

2.Иллюстрации к литературным произведениям.

3.Детские книги, энциклопедии по экономике.

4.Настольные игры.

5.Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой.

6.Методические разработки занятий.

7. Презентации по темам факультатива.

8.Аудиозаписи детских песенок, видеозаписи детских мультфильмов.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом:

  1. Сборник программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой. «Экономика: первые шаги». О.С. Корнеева.

  1. Землянская Е. Экономика для младших школьников.

  2. Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебн. Пособие. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2007

  3. «Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013

  4. «Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013

  5. «Экономика для младших школьников. Путешествие в компании Белки и ее друзей», автор Т.В.Смирнова, Самара, «Федоров», 2013

  6. «Экономический сказочный словарь», автор Т.В.Смирнова, Самара, изд-во «Учебная литература», 2009


Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей:

1.Словари, справочные и энциклопедические издания

2. И. Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-Пресс, 2011

3. О.Гозман, В.Правоторова, Е.Шахова. Что такое бизнес? М.: Альпина паблишер, 2010










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!