ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
УТВЕРЖДАЮ:
директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6»
________ Федоренко В.И.
«_____» _____ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В МИРЕ КНИГ»
для 3-А класса
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
Составитель рабочей программы:
Мельникова Ирина Валерьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
учитель-методист
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТАТУС ПРОГРАММЫ
Программа факультатива внеурочной деятельности «В мире книг» разработана на основе:
Государственного образовательного стандарта Луганской Народной Республики;
типовых образовательных программ внешкольного дополнительного образования Луганской Народной Республики, утвержденные приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 18.01.2017 № 13 «Об утверждении типовых образовательных программ внешкольного дополнительного образования»
Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под. ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168 с.
авторской программы Л.А.Ефросининой «В мире книг» (общеинтеллектуальное направление) /Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы под. ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – с.4-22 (в соответствии с «Методическими рекомендациями по проектированию рабочих программ внеурочной деятельности общеобразовательных организациях (учреждениях) в 2017-2018 учебном году», утвержденными приказом МОН ЛНР от 28 июля 2017 года № 505);
методических рекомендаций НМЦРО ЛНР (приказ МОН ЛНР от 28.07.2017 № 505);
учебного плана ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Внеурочная работа имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Поэтому для того чтобы усилить воздействие книги как источника знаний и эмоциональных впечатлений была создана программа внеурочной деятельности «В мире книг».
Программа «В мире книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Актуальность данной программы состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности заключаются в преемственности кружка с основным курсом литературного чтения, что позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Ценностные ориентиры содержания факультатива. Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа факультатива — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Факультатив «В мире книг» реализует следующие цели:
расширение представления учащихся о детской литературе;
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
Формирование художественного вкуса, культуры чувств и общения.
Для достижения поставленных целей на занятиях необходимо решать следующие задачи:
воспитание грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
овладение учениками-читателями основами самостоятельной читательской деятельности;
развитие памяти, внимания и воображение детей в процессе общения с книгой;
создание условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 7-10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Формы организации факультативных занятий:
занятие-диспут
занятие-спектакль
занятие-праздник
занятие-интервью
встречи с писателями родного края
интегрированное занятие
библиотечные уроки
путешествия по страницам книг
конференция
устный журнал
проекты
конкурсы
конкурсы-кроссворды
литературная игра
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Учебный план школы отводит на проведение факультатива «В мире книг» 1 час в неделю. Из расчёта 34 учебных недель количество часов за учебный год составляет 34 часа.
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление внеурочной деятельности | Наименование рабочей программы | Количество часов в учебном году |
I класс | II класс | III класс | IV класс |
общеинтеллектуальное | В мире книг | 33 часа | 34 часа | 34 часа | 34 часа |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Важно, чтобы младшие школьники осознавали, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям или аннотации, пользоваться оглавлением и т. п., что способствует развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.
В ходе реализации программы «В мире книг» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы представления:
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
– о правилах поведения в школе, в библиотеке, дома;
– о правилах игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
Обучающийся научится/ получит возможность научиться:
– анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
– налаживать контакт с людьми;
– соблюдать правила игры и дисциплину;
– правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
– выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится/ получит возможность научиться:
– работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
– самостоятельно работать с новым произведением;
– работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
– определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
– строить речевое высказывание в устной форме.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится/ получит возможность научиться:
– участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
– оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
– высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
– участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
– соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится/ получит возможность научиться:
– прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
– отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
– ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
– составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
– пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
– распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
– рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы представления:
– о значимости чтения для личного развития;
– о потребности систематического чтения.
Обучающийся научится:
– использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
– уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
– пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
– уметь анализировать поступки свои и других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В 3 КЛАССЕ
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
сравнивать басни по структуре и сюжету;
выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
собирать информацию для библиографической справки об авторе;
составлять таблицу жанров произведений писателя;
выполнять поисковую работу по проекту;
презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
находить по каталогу нужную книгу;
заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
писать отзыв о книге или героях книги;
пользоваться библиографическим справочником;
рассматривать и читать детские газеты и журналы;
находить нужную информацию в газетах и журналах;
собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
готовить материал для классной и школьной газеты;
пользоваться электронными газетами и журналами
.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Класс: 3-А
Программа: «В мире книг»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
01 | История книги. Библиотеки | 4 |
02 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 |
03 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 |
04 | Книги о родной природе | 3 |
05 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 |
06 | Животные — герои детской литературы | 4 |
07 | Дети — герои книг | 3 |
08 | Книги зарубежных писателей | 2 |
09 | Книги о детях войны | 3 |
10 | Газеты и журналы для детей | 4 |
11 | «Книги, книги, книги... » | 2 |
| Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В МИРЕ КНИГ (33 часа)
В связи с праздничными днями количество часов уменьшилось до 33 часов. В разделе «Газеты и журналы для детей» уменьшено количество часов на 1час. Программа будет выполнена за счёт уплотнения учебного материала.
№ п/п | № занятия в теме | Тема занятия | Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | Дата проведения | Примечание |
по плану | фактически |
История книги. Библиотеки (4 часа) |
01 | 01 | Книги-сборники былин, легенд, сказов | Беседа | Практическое занятие работы с книгой | 04.09 | | |
02 | 02 | Первые книги. Библия. Детская библия | Диалог | Рассматривание книг | 11.09 | | |
03 | 03 | Летописи. Рукописные книги | Познавательная беседа | Рассматривание книг | 18.09 | | |
04 | 04 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров | Познавательная беседа | Сравнение книг | 25.09 | | |
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 часа) |
05 | 01 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С.Пушкина» | Книжная выставка Диалог-игра. | Практическая работа с книгами | 02.10 | | |
06 | 02 | Сказки бытовые, волшебные, о животных | Викторина | Рассматривание книг. Творческая работа | 09.10 | | |
07 | 03 | Сказки с загадками | Диалог-игра. Русская народ. сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). | Слушание и рассматривание детских книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы» | 16.10 | | |
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 часа) |
08 | 01 | История басни. Басни Эзопа и И.Крылова. Аппарат книги-сборника | Познавательная беседа | Конкурсы «Знатоки басен». Подготовка инсценировок | 30.10 | | |
09 | 02 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н.Толстого. Сборники басен | Диалог-игра | Самостоятельная поисковая работа в группах. Изготовление масок для инсценировок | 06.11 | | |
10 | 03 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами | Диалог-игра | Рисование эпизодов к понравившимся жанрам устного народного творчества. Конкурс «Лучшее чтение басни» | 13.11 | | |
Книги о родной природе (3 часа) |
11 | 01 | Родные поэты | Презентация. Игра-викторина | Творческая работа. Изготовление книжек-малышек | 20.11 | | |
12 | 02 | Книги-сборники стихотворений Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова | Игра-викторина | Выставка рисунков. Конкурс | 27.11 | | |
13 | 03 | Проект «Краски и звуки поэтического слова» | Презентация. Проектная деятельность. | Творческая работа. Конкурс «Лучшее чтение стихотворения» | 04.12 | | |
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 часа) |
14 | 01 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | Презентация. Выставка книг с литературными сказками. Игра-викторина | Творческая работа | 11.12 | | |
15 | 02 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок | Познавательная беседа | Слушание сказок. Творческая работа: лепка героев – кукол из пластилина. | 18.12 | | |
16 | 03 | Проектная деятельность «Сказки Л.Н.Толстого», «Сказки в обработке Л.Н.Толстого» | Проект «Путешествие в страну сказок» | Изготовление книжных закладок и оформление их по сюжетам прочитанных книг. Творческая работа | 25.12 | | |
Животные — герои детской литературы (4 часа) |
17 | 01 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка | Диалог-игра | Пересказ и иллюстрирование прочитанного | 15.01 | | |
18 | 02 | Рассказы о животных А.Куприна. Аннотация к рассказу А.Куприна «Ю-ю» | Путешествие по страницам книги | Моделирование. Творческая работа | 22.01 | | |
19 | 03 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв | Диалог-игра | Выполнение иллюстраций. Творческая работа | 29.01 | | |
20 | 04 | Художники-иллюстраторы книг о животных | Выставка книг о животных | Литературная игра «Послушай и назови» | 05.02 | | |
Дети — герои книг (3 часа) |
21 | 01 | Дети — герои книг. Типы книг | Чтение книг | Иллюстрирование книг | 12.02 | | |
22 | 02 | Книги-сборники произведений о детях | Познавательная беседа | Выборочное чтение | 19.02 | | |
23 | 03 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках» | Познавательная беседа. Путешествие по страницам книги | Праздник сказки | 26.02 | | |
Книги зарубежных писателей (2 часа) |
24 | 01 | Книги зарубежных писателей | Выставка. Чтение книг | Чтение книг. Выполнение иллюстраций. | 05.03 | | |
25 | 02 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях | Познавательная беседа Чтение книг | Чтение книг Творческая работа | 12.03 | | |
Книги о детях войны (3 часа) |
26 | 01 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация | Мини-проекты. Рукописная книга «Семья» | Мини-проекты Создание рукописной книги | 19.03 | | |
27 | 02 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая» | Презентация. Познавательная беседа | Обсуждение слайдов презентации. Составление рассказа о герое из прочитанной книги | 02.04 | | |
28 | 03 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» | Познавательная беседа Встречи, сбор фотографий | Составление рассказ о герое. Оформление «Книги памяти» | 16.04 | | |
Газеты и журналы для детей (3 часа) |
29 | 01 | Детские газеты и журналы. История создания журнала | Игра | Чтение книг | 23.04 | | |
30 | 02 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | Игра | Чтение книг | 30.04 | | |
31 | 03 | Создание классной газеты «Книгочей» | Познавательно-творческая игра. Проект «Наша классная газета» | Презентация любимого журнала | 07.05 | | |
«Книги, книги, книги... » (2 часа) |
32 | 01 | Библиотечный урок: Книги, их типы и виды. Справочники. Энциклопедии для детей. Библиографические справочники. | Диалог-игра | Практическая работа в библиотеке. Сбор информации о Л.Н.Толстом и Х.К.Андерсене | 14.05 | | |
33 | 02 | Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?» | Игра-викторина | Оформление еженедельника «Дневник читателя» | 21.05 | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (34 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (4 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги...» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе.
Иллюстрации к литературным произведениям
Детские книги, раскрывающие духовно-нравственное воспитание из круга детского чтения.
Наборы пословиц и поговорок.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой.
Портреты писателей, поэтов.
Методические разработки занятий.
Презентации по темам факультатива.
Аудиозаписи детских произведений, видеозаписи детских мультфильмов.
«Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей» (Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей».– М.: Вентана-Граф, 2012.)
Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы. Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом:
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Литература, рекомендуемая для родителей:
Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998
Литература, рекомендуемая для учащихся 3 классов:
Русская литература 19 - начала 20 века
Пушкин А. «Стихи и сказки»
Толстой Л. «Рассказы. Сказки. Басни»
Чехов А. «Белолобый», «Каштанка», «Ванька»
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Приёмыш», «Зимовье на Студеной»
Григорович Д. «Гуттаперчевый мальчик».
Русская литература 20 века
Куприн А. «Чудесный доктор»; «Белый пудель»;
Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»;
Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»,
Ларри Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»;
Некрасов В. « Приключения капитана Врунгеля»;
Олеша Ю. «Три толстяка»;
Успенский Э. «Меховой интернат»;
Лагин Л. «Старик Хоттабыч»;
Бажов П. «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка»,
Крапивин В. «Дети синего фламинго»;
Гайдар А. «Тимур и его команда»;
Зарубежная литература
Андерсен Г.-Х. «Сказки и истории»;
Бжехва «Академия пана Кляксы»;
Линдгрен А. Повести;
Твен М. «Приключения Тома Сойера»; «Принц и нищий»;
Трэверс П. «Мери Поппинс»;
Бернет Ф. «Маленькая принцесса»;
Вестли А. «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик»;
Познавательная литература
Перехвальская Е. «Откуда азбука пришла»;
Горьков В. «Космическая азбука»;
Сахарнов С. «История корабля»;
Чаплина В. «Питомцы зоопарка»;
Алексеев С. «От Москвы до Берлина», «Рассказы из русской истории»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов
от № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _______________ А.Ю. Фомичева
« ______» __________ 2017 г.
19