СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 7 класс (4часа в неделю) 140 часов

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе»

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС

140 часов (4 часа в неделю)



урока

Наименование раздела/ темы

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды деятельности

формы работы, формы контроля

Дата проведения

план

факт

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Беседа по оформлению учебника, группы и подгруппы славянских языков, развитие и совершенствование языка. Вопросы учителя, самостоятельная работа.

Сочинение-миниатюра

«Живой, как жизнь»



ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 6 КЛАССАХ (14 ч, к.д-1, р/р-5)

2

Синтаксис.

Синтаксический разбор

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического разбора).

Самостоятельная работа




3

Пунктуация.

Пунктуационный разбор

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения пунктуации.

Функции знаков препинания; знаки завершения.

Беседа по вопросам о пунктуации.

Диктант по учебнику – повторение однородных членов и знаков препинания между ними





4




Лексика и фразеология

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, беседа по вопросам учебника, практикум: игра «Кто больше» (подбор фразеологизмов). Лексический диктант.

Сочинение-миниатюра (используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своём друге, указав положительные и отрицательные черты его характера)




5




Фонетика и орфография.

Фонетический разбор слова

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Беседа, составление таблицы «Употребление мягкого знака на конце слова»

(с использованием пословиц), фонетический разбор.

Самостоятельная работа



6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения словообразования. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Порядок морфемного и словообразовательного разбора. Практикум, анализ текста. Орфографическая диктовка




7




8




Морфология и орфография.

Морфологический разбор слова


Морфология и орфография (практикум).


2

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи, морфологический и орфографический разборы, беседа, анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений.

Словарный дик­тант

















9

Р.Сочинение по картине И.Бродского «Летний сад осенью»

1

Урок развития речи




10

Р. Текст. Средства связи предложений в тексте.Типы речи

1


Урок развития речи

Беседа по вопросам учебника, работа с текстами: составление плана, выделение смысловых частей



11

Р.Диалог. Виды диалога.


Урок развития речи




12

Р.Стили литературного языка


1


Урок развития речи

Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы



13

Р.Публицистический стиль

1

Урок развития речи

Беседа о назначении публицистического стиля, анализ текстов; составление таблицы, работа с учебником.




14


Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

1

Урок контроля

Проверка знаний, полученных в 5-6 классах.

Диктант с грамматиче­ским заданием




15

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками


1

Урок работы над ошибками

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками



МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ПРИЧАСТИЕ (27 ч, к.д-1, р/р-4)

16

Причастие как часть речи

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Вопрос о причастии в системе час­тей речи. Причас­тие, его грамматические признаки. Признаки гла­гола и прилагательного в при­частии. Синтакси­ческая роль.

Подбор суще­ствительных к прилагательным и при­частиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи



17

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Склонение полных причастий и

пра­вописание

глас­ных в падежных окончаниях

при­частий.

Осложнённое списывание



18



19

Причастный оборот.

Выделение причастного оборота запятыми



2




Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Причастный

обо­рот, выделение запятыми

прича­стного оборота.

Объясни­тельный,

срезовый словарный диктанты







20





Р. Описание внешности человека.

1

Урок развития речи

Описание

внеш­ности человека: структура текста, языковые

особен­ности

(«портрет­ные» слова). Описание по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы». Наблюдение над фрагмен­тами художественных про­изведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радо­сти, огорче­ния, за интересным заня­тием и др.









21





Действительные и страдательные причастия

1

Урок сообщения новых знаний

Действительные и страдательные причастия.

Нормы употребления.

Словарный дик­тант



22

Краткие и полные страдательные причастия

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении. Свободный диктант.



23



24



Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Образование

дей­ствительных

при­частий настояще­го времени.

Пра­вописание глас­ных в суффиксах действительных причастий

на­стоящего времени.

Работа по карточкам. Тест. Соста­вить словосо­четания с при­частиями, ко­торые можно использовать при описании внешности человека.









25




Действительные причастия прошедшего времени.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Образование

дей­ствительных при­частий прошед­шего времени.

Орфоэпические нормы.

Творческое списывание



26






27

Р. Вопросный план. Изложение от 3-го лица с употреблением причастий, которые являются ключевыми словами отрывка

Анализ изложения

2

Урок развития речи

Развитие речи учеников. Закрепление знаний о причастии. Обсуждение плана. Пересказ.

Письмо изложения.

1.С какими чувствами вспоминает Т.Л.Сухотина своё детство?

2.В какой атмосфере выросла дочь Л.Толстого?

3.Кому она особенно благодарна за своё детство?

4.Какую роль сыграл отец в жизни дочери?

5.За что Т.Сухотина благодарна своей матери?

6.Что дала детям семьи Толстых Ханна, английская воспитательница?







28


Страдательные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Образование страдательных причастий

настоя­щего времени. Правописание гласных в суффик­сах страдательных причастий настоя­щего времени. Синтаксическая синонимия.

Объясни­тельный диктант,

допол­нить таблицу «Суффиксы причастия».



29






Страдательные причастия прошедшего времени

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования страдательных причастий про­шедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

Тренировочные упражнения, работа с учебником, работа по карточкам.

Словарный диктант







30


Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Словарный диктант.



31



32




Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола.

Тест.

Объяс­нительный диктант







33


34







Н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора Н и НН в

суффик­сах кратких

стра­дательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные

при­частия и при­лагательные?





35




Р. Выборочное изложение по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»

1

Урок развития речи

Отбор материала, составление плана изложения. Приемы описания предмета.

Выборочное из­ложение повествовательного тек­ста с элементами описания внешно­сти человека






36





Морфологический разбор причастия.

Анализ изложений.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Общее значение причастия,

мор­фологические признаки,

синтак­сическая роль.

Комплексный анализ текста



37-38

Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ

2





39



40


Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора слитного и

раз­дельного написа­ния НЕ с причас­тиями.

Составление таблицы «НЕ с причастием»






41


Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора Е, Ё в суф­фиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, обобщать и систематизировать знания о

пра­вописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; пра­вильно ставить ударение, сопостав­лять с другими случаями правописа­ния О-Е-Ё после шипящих.

Контрольный словарный диктант.

Вы­борочный диктант



42

Р.Сочинение – описание внешности по личным наблюдениям

1

Урок развития речи.




43-44


Повторение изученного. Зачёт по теме «Причастие»

1

Урок повторения и закрепления изученного материала

Обобщение сведений о причастии.

Морфологические признаки причастия, орфография причастия. Применение изученных орфографических правил на практике.

Зачёт



45

Контрольная работа по теме «Причастие»

1

Урок контроля

Проверка знаний о причастии. Контрольный диктант с грамматическим заданием.



46





Работа над ошибками. Повторение изученного о причастии

1

Урок работы над ошибками

Работа над ошибками. Повторение изученного о причастии. Значение,

морфо­логические при­знаки, синтаксиче­ская роль полных и кратких причас­тий. Правописа­ние причастий. Работа с текстами разных стилей и жан­ров



ДЕЕПРИЧАСТИЕ (8 ч, к.р-1, р/р-1)

47

Деепричастие как часть речи

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Вопрос о

деепри­частии в системе частей речи.

Гла­гольные и нареч­ные признаки

дее­причастия, син­таксическая роль

дееприча­стий.

Объясни­тельный дик­тант



48


49

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Деепричастный оборот; знаки

пре­пинания при дее­причастном обо­роте. Выделение одиночного

дее­причастия запя­тыми.

Словарный диктант






50

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Правило правописания НЕ с деепричастиями. Выбор написания НЕ с деепри­частиями, сопоставление написания НЕ с причастиями и глаголами,

со­ставление связного рассказа на

грам­матическую тему. Работа по карточкам



51

Деепричастия несовершенного вида

1


Деепричастия

не­совершенного ви­да и их

образова­ние.

Диктант «Про­верь себя».






52




Деепричастия совершенного вида

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Деепричастия совершенного вида и их образование.

Словарный диктант с обозначением деепричастных оборотов





53

Р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

1

Урок развития речи

Особенности текста – описания действий, повествования; главная мысль.

Сочинение



54

Морфологический разбор деепричастия

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образо­вания дееприча­стий. Правописа­ние НЕ с деепри­частиями. Знаки препинания при деепричастном обороте. Редактирова­ние текста, осложнённое списывание



55

Повторение изученного по теме «Деепричастие»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Закрепление и обобщение знаний и умений о деепричастии. Морфологические признаки, орфография, применение знаний на практике.

Словарный диктант.

Тест


56

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

1

Урок контроля

Систематизация знаний. Контрольный диктант с грамматическим заданием



НАРЕЧИЕ (28 ч, к.д-1, р/р-6)

57





Наречие как часть речи

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Наречие как само­стоятельная неизме­няемая часть речи: значение, морфоло­гические признаки, синтаксическая роль. Выписать

слово­сочетания гла­голов с

наре­чиями, проанализировать их структуру, опре­делить, чем на­речие отличает­ся от других час­тей речи. Работа с текстом





58




Смысловые группы наречий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Разряды наречий по значению. Употреб­ление наречий. Составить

таб­лицу, распреде­лить наречия по группам в зави­симости от зна­чения








59


Р. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег»


1

Урок развития речи

Составление плана, написание сочинения.

Формировать навык построения связного текста, рассказа, умение подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись)



60





Степени сравнения наречий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования степеней сравнения

(сравни­тельной, превосходной), кри­терии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней

при­лагательных и наречий, приемы распознавания морфологиче­ских омонимов. Рассказать по плану о

степе­нях сравнения наречия,

подоб­рать к глаголам различные

на­речия, образо­вать степени сравнения






61






Морфологический разбор наречия

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Морфологические признаки наречия. Разграничение наре­чий и других частей речи.

Дик­тант. Устный ответ: что обще­го у наречия с другими частями речи и чем они отличаются?



62

Р.Сочинение-рассуждение

1

Урок развития речи




63


64


Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Слитное и раздельное написание НЕ с наре­чиями на О-Е.

Подобрать к на­речиям си­нонимы с приставкой НЕ, за­тем антонимы





65-66



Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Правописание отри­цательных наречий. Условия выбора на пись­ме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, опознавание наречий с орфограммой, различение при­ставки НЕ-/НИ- в отрицатель­ных наречиях и отрицательных местоимениях.

Словарный дик­тант. Ответить на вопрос: что общего в напи­сании НЕ-/НИ - в отрицательных наречиях и

ме­стоимениях?



67




68

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е



Р. Описание действий

1




1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Урок развития речи

Правило написания н и нн в наречиях на -о и –е.

Значение наречий при описании действий.

Условия выбора написания н и нн в наречиях на –о и –е, совершенствование навыков монологической речи. Анализировать текст, исправлять речевые ошибки.

Словарная работа.

Тренировочные упражнения








69

Анализ сочинений

1





70

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Правило выбора и напи­сания букв О-Е после шипящих на конце наречий,

опо­знавание наречий с этой орфо­граммой, определение общего в написании разных частей речи с

Распределительный дик­тант. Заменить наречия сино­нимами,

имею­щими после ши­пящих на конце -0/-Е



71

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Условия выбора букв о и а на конце наречий.

«Четвертое лишнее».

Опре­делить роль на­речий в тексте



72-73


Р.Сочинение по картине Е.И.Широкова «Друзья» и его анализ

2

Урок развития речи

Особенности описания внешности и действий человека; композиция рассказа по картине. Беседа,

сочинение по картине.



74

Дефис между частями слова в наречиях

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Правила дефисного на­писания наречий. Распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструи­ровать словосочетания с наре­чием.

Образовать на­речия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи



75-76

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях.

Дик­тант. Составить таблицу

«Слит­ное и раздель­ное написание наречий»

6.02


77

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Формирование умений опознавать наречия с орфограммой, правильно

пи­сать, определять синтаксиче­скую функцию предложения, различать и безошибочно пи­сать части речи с шипящей на конце.

Выборочный диктант

8.02


78-79

Повторение изученного по теме «Наречие»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Морфологические признаки,

синтаксиче­ская роль, правописа­ние наречий. Обобщение сведений о наречии как части речи. Повторение орфограмм по теме. Редактирование текста.

Привес­ти примеры на каждый случай правописания наречий,

ис­пользуя табли­цы. Дик­тант

9.02


80

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

Урок контроля

Диктант с дополнительными заданиями

10.02


81

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

Урок работы над ошибками

Работа над ошибками, работа по карточкам, тестирование

13.02


82

Р.Отзыв

1





83-84

Р.Учебный доклад

2





КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (4 ч, р/р-1)

85






86








Категория состояния как часть речи





Морфологический разбор категории состояния




1





1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков



Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Знакомство с основными значениями слов категории состояния.

Выделение грамматической основы односоставного предложения



Морфологический разбор слов категории состояния.


Тренировочные упражнения



15.02

























87

Р.Сжатое изложение по тексту К.Паустовского «Обыкновенная земля»

1

Урок развития речи

Элементы анализа текста.

Сжатое изложение.

Цель текста – привлечь внимание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном










88

Анализ сочинений. Повторение изученного по теме «Слова категории состояния»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знакомство с основными заслугами А.Х.Востокова. Составление плана статьи. Рассуждение на тему: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?»



СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (37 ч, к.д-3, р/р -)

89

Самостоятельные и служебные части речи

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Служебные части речи. Служебные слова и их отли­чия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Работа с тек­стом



ПРЕДЛОГ (9 ч, р/р -1)

90

Предлог как часть речи

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Предлог как слу­жебная часть ре­чи.

Роль предло­гов в словосоче­тании и предло­жении.

Определить роль предло­гов в

предло­жении. Сгруп­пировать

сло­восочетания по значению предлога



91

Употребление предлогов










1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Предлоги

одно­значные и много­значные.

Упот­ребление предло­гов с существительными, числи­тельными, место­имениями. Пред­лог перед прилагательными, по­рядковыми

числи­тельными и при­частиями.


Дик­тант.

Редак­тирование текста



92



Непроизводные и производные предлоги

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Отличие производных предлогов от непроизводных. Неморфологический способ образования производных предлогов. Проверочная работа: заме­нить непроиз­водные пред­логи производными



93





Простые и составные предлоги


Морфологический разбор предлога

1


Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Простые и со­ставные предлоги.

Предлог как слу­жебная часть речи и средство связи слов в словосоче­тании и предложе­нии. Употребление предлога с одним или несколькими падежами.

Основ­ное грамматиче­ское значение предлога. Разряды предлогов по

про­исхождению и со­ставу. Правописа­ние производных предлогов.

Разли­чение на письме производных

пред­логов и созвучных словосочетаний. Работа по карточкам.

Из словаря фразеологиз­мов выписать 4-5 устойчи­вых выраже­ний, куда

вхо­дили бы про­изводные предлоги,

за­писать с ними предложения, разобрать синтаксически










94-95

Р.Рассказ-репортаж на основе увиденного по картине А.В.Сайкина «Детская спортивная школа». и его анализ

2

Урок развития речи




96-97




Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Условия слитного, раздельно­го, дефисного написания предлогов. Формирование умения отличать производные пред­логи от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи.

Осложнённое списывание.

Объясни­тельный дик­тант.

Соста­вить таблицу «Различайте предлоги и существительные»






СОЮЗ (12 ч, к.д-1, р/р -1)

98



99

Союз как часть речи



Простые и составные союзы

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Союз как служеб­ная часть речи, как средство связи однородных чле­нов предложения и частей сложного предложения. Син­таксическая роль союзов в предло­жениях. Союзы-синонимы. Простые и со­ставные союзы.

Объясни­тельный дик­тант. Графический диктант.

Со­ставление предложений по схемам







100


Сочинительные и подчинительные союзы

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Союзы сочини­тельные и

подчи­нительные. Запя­тая перед союзами в простом и слож­ном предложении. Употребление со­чинительных и подчинительных союзов. Разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение; разграничи­вать сочинительные и подчинитель­ные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препина­ния. Закончить начатое предложение. Синтаксиче­ский разбор



101


Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Формирование умений разграничивать

сочинитель­ные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчи­ненные предложения, правильно ставить знаки препинания, выби­рать союз в соответствии с его

зна­чением и стилистическими особен­ностями. Конструиро­вать предло­жения по схе­ме. Созда­вать текст, используя осложненное простое предложение и сложное



102



Сочинительные союзы

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Группы сочинительных

сою­зов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями.

Дик­тант




103


Подчинительные союзы

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Группы

подчини­тельных союзов по значению. Конструиро­вание пред­ложений




104

Морфологический разбор союза

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Порядок морфологического разбора. Разряды союзов по строе­нию и значению. Комплексный анализ тек­ста. Найти ошибки в по­строении предложений, исправить их



105

Р.Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему

1

Урок развития речи




106-107



108

Анализ сочинений. Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ


Повторение изученного о союзах и предлогах

2





1

Урок формирования знаний, умений и навыков


Урок повторения, обобщения изученных знаний

Слитное написа­ние союзов.

От­личие написания союзов зато, то­же, чтобы от ме­стоимений с пред­логами и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же. Союз как средство связи предложений в тек­сте. Употребление союзов. Составить таблицу

«От­личайте сою­зы от других частей речи». Ответы на теоретиче­ские вопросы. Работа с тек­стом. Распре­делить союзы по группам








109-110

Контрольный диктант по теме «Союз и предлог» и его анализ

2

Урок контроля

Диктант с грамматиче­ским задани­ем



ЧАСТИЦА (14 ч, к.р-1, р/р -3)

111


Частица как часть речи.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков



Работа над ошибками. Частица как

слу­жебная часть ре­чи. Роль частиц в предложении. Определить значение час­тиц в тексте.



112




Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков



Разряды частиц. Формообразую­щие частицы. Составить связный текст «Мир и друж­ба», употре­бить глаголы в повели­тельном на­клонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения.





113-114






Смысловые частицы.






2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определённых стилях речи.

Словарная работа.

Тренировочные упражнения.








115


Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Правила раздельного и дефисного написания частиц. Формирование умения выде­лять их среди других частей речи;

оп­ределять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безоши­бочно писать местоимения, прилага­тельные, наречия с частицами.

Свободный диктант.

Ра­бота с тек­стом.



116-117

Р.Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» и его анализ

2

Урок развития речи




118


Морфологический разбор частиц.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Порядок морфологического разбора частицы. Общее значение, правописание

час­тиц. Формирование умения определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать.

Составить тек­сты (3-4 предложения),

ко­торые бы за­канчивались восклицательными части­цами («Как

чу­десно в ле­су!») или на­чинались

вопросительными частицами («Разве это лето?»). Со­ставить и за­писать

пред­ложения, включив в них функциональ­ные омонимы ДА (союз-частица), ЛИ (частица-союз).





119



120


Отрицательные частицы не и ни.

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков


Отрицательные частицы. Положительный смысл предложения при наличии в нем двойного отрицания. Предупредительный дик­тант.

Заме­нить личные формы глаго­ла синонимами с частицей НЕ.







121



122

Различение частицы и приставки НЕ-

2

Урок формирования знаний, умений и навыков

Формирование умений применять правила

написа­ния НЕ с различными частями речи, опознавать части речи, обосновы­вать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях, неопределенных ме­стоимениях. Объяснитель­ный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ – приставкой, частью корня и частью приставки.






123

Частица НИ, приставка НИ-,

союз НИ – НИ.

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Правописание НИ с разными частя­ми речи. Осложнённое списывание. Работа с

пер­фокартами. Объясни­тельный дик­тант.



124

Р.Сочинение- рассказ по данному сюжету

1

Урок развития речи




125

Обобще­ние и

система­тизация по теме «Частица»

1

Урок повторения и обобщения изученного материала

Использование частиц для

пере­дачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и

со­ставу. Смысловые различия частиц НЕ - НИ.

Упот­ребление частиц с разными частями речи. Объяснить, как вы пони­маете выска­зывание лин­гвиста Т. Николаева о том, что час­тицы - «это слова,

макси­мально ответ­ственные за передачу об­щения».







126-127

Контрольная работа по теме «Частица» и ее анализ

2

Урок контроля

Диктант с грамматиче­ским заданием



МЕЖДОМЕТИЕ (2 ч)

128

Междометие как часть речи

1


Урок формирования знаний, умений и навыков

Классификация и исправление

до­пущенных ошибок.

Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий.

Составить таблицу «Ис­пользование междометий для выраже­ния эмоций, некоторых форм обще­ния, команд, приказов». Конструирова­ние предложе­ний с междо­метиями



129


Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Правописание дефиса в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Составление диалога с включением в него междометий



ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 классах

(9 ч, к.р-1, р/р-2)

130-131


Разделы науки о языке.

Р. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь.


2


Урок повторения и закрепления изученного

Повторение разделов науки о языке.

Текст. Стили и типы речи.

Пря­мой и обратный порядок слов. Способы и сред­ства связи пред­ложений в тексте. Анализ тек­стов разных типов и сти­лей



132

Р.Контрольное сочинение на предложенную тему.

1

Урок контроля




133


Фонетика. Графика

1

Урок повторения и закрепления изученного

Основные виды языковых и рече­вых норм.

Орфо­эпические нормы.

Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их. Работа с тек­стом, с от­дельными предложения­ми. Пользуясь орфоэпиче­ским слова­рем, составить упражнение: определить цель

выпол­нения, сфор­мулировать задание, по­сле этого по­добрать мате­риал из

сло­варика



134


Лексика и фразеология

1

Урок повторения и закрепления изученного

Повторение лексики и фразеологии.

Лексические

нор­мы (повтор слова, неуместное упот­ребление слов, употребление сло­ва в несвойствен­ном ему значении). Редакторская правка.

Объ­яснить причи­ну появления ошибок.



135

Морфемика. Словообразование.

1

Урок повторения и закрепления изученного

Повторение морфем. Спосо­бы образования слов. Правописание морфем. Работа с пер­фокартами, объяснитель­ный диктант, диктант «Про­верь себя».



136


Морфология. Орфография.

1

Урок повторения и закрепления изученного

Повторение системы частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение,

мор­фологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение

ос­новных морфоло­гических норм

рус­ского языка.

Работа по карточкам,

дик­тант.



137

Синтаксис и пунктуация.

1

Урок повторения и закрепления изученного

Повторение синтаксиса и пунктуации. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический и пунктуационный разборы.

Словарно-орфографическая работа.

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам. Тренировочные упражнения.



138-139

Контрольная работа за курс 7 класса и ее анализ

2

Урок контроля




140

Заключительный урок . Повторение.

1

Урок повторения и закрепления изученного




























МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно – методический комплект:

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений , 2014.

  2. Развёрнутое тематическое планирование по программе под редакцией М. Баранова, Т. Ладыженской, М. Шанского.- Волгоград: «Учитель», 2011.

  3. «Русский язык. 7 класс. Поурочные разработки», авт.- сост. Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2008.


Дополнительная литература


1. Современные открытые уроки 7 класс. Е. А. Полежаева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

2. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Л. И. Косивцева.- Волгоград: «Учитель», 2003.

3. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 5 – 7 класс. А. Б. Малюшкина.- М.: ТЦ «Сфера», 2003.

4. Как написать сочинение? (справочник школьника).- Москва, 1997.

5.Тесты по русскому языку 7 класс. Е. М. Сергеева.- М.: «Экзамен», 2012.


6. Репродукции картин по развитию речи (русский язык и литература) 5 – 7 класс. Л. М. Зельманова, Е. И. Колокольцев, 1998.

7. Русский язык для 5 – 8 классов ( основные правила, образцы разбора, словарные слова и др.). Л. А. Орлова. – Волгоград: «Учитель – АСТ».

8. Обучение сочинениям. 5 – 8 класс. А. М. Гринина – Земскова.- Волгоград: «Учитель».

9. Сочинения по русскому языку и литературе для 5 – 8 классов. Л. Н. Ситникова. – Волгоград: «Учитель – АСТ».

10. Нестандартные уроки русского языка 5 – 7 класс. Л. В. Булгакова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

11. Диктанты и изложения. 5 – 8 класс. В. О. Зюба. – Волгоград: «Учитель – АСТ».

12. Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс. Г. А. Богданова.

13. Русский язык. 5-11классы: диктанты. Г. П. Попова, 2015.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!