СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 8 классе в объёме 204 часа (6 часов в неделю) по программе В. Ф. Чертова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 8 классе составлено на основе  "Программы литературного образования " под  ред.В.Ф.Чертова,  5 – 9 кл.- М.: Просвещение, 2015. к  учебнику  «Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций»  В 2 ч.;  под ред. В.Ф.Чертова.- М.: «Просвещение», 2017.

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 8 классе в объёме 204 часа (6 часов в неделю) по программе В. Ф. Чертова»

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 8 классе

(204 часа, 6 ч. в нед.)

Программа литературного образования под ред. В. Ф. Чертова, 5 – 9 кл.- М.: Просвещение, 2015.

Учебник «Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций»

В 2 ч.; под ред. В. Ф. Чертова.- М.: «Просвещение», 2018.



урока

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

1

Художественный мир литературного произведения.




2

Древнерусская литература. Особенности развития древнерусской литературы.



Периодизация. жанры

3

Житийная литература. Особенности жития как жанра древнерусской литературы



Агиография

канон

4

«Житие Сергия Радонежского». Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии




5

«Ангел русской земли». Духовный путь Сергия Радонежского




6

Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя Жития.




7

РР Житийное и иконописное изображения человека в древнерусском искусстве. Образ Сергия Радонежского в живописи



М.В.Нестеров

Н.Рерих

8

Вн/чт «Житие протопопа Аввакума». Языковые особенности Жития. Образ Аввакума.




9

Духовная традиция в русской поэзии. Религиозные мотивы в русской поэзии 18 века. Тема Творца и духовного поиска человека




10

М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве». Человек в системе мироздания




11

Г.Р.Державин «Бог». Бог в окружающем мире и в душе человека. Жанровое и стилевое богатство духовной поэзии (лирика В.А.Жуковского, А.С.Хомякова, А.К.Толстого)




12

К.Р. «Молитва». Тема молитвы в русской поэзии 19 – 20 века (лирика А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой)




13

Практикум. Сочинение-эссе на литературную тему. Своеобразие содержания и композиции.




14-15

Обучение написанию сочинения-эссе на литературную тему




16

Входная диагностическая работа




17

Особенности развития зарубежной литературы 17 века (лекция)




18

Классицизм как литературное направление. Концепция мира и человека в искусстве классицизма




19

Ж.-Б. Мольер. Краткий биографический очерк. Рассказ о драматурге по книге М.Булгакова «Жизнь господина де Мольера»




20

Комедия «Мещанин во дворянстве». История создания комедии. Знакомство с афишей. Черты классицизма в произведении.




21

Своеобразие конфликта. Проблематика комедии. Жанровое своеобразие произведения. Комментированное чтение по ролям 1 действия комедии




22

Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей




23

Образы графа Доранта и маркизы Доримены. Цинизм и самовлюбленность аристократов в комедии




24

Смысл сюжетной линии Клеонт – Люсиль в композиции пьесы




25

Общечеловеческий смысл комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Комментированное чтение и анализ финала пьесы




26

РР Актерская мастерская. Инсценирование фрагментов комедии «Мещанин во дворянстве»




27

Вн/чт Ж.-Б.Мольер. Комедия «Тартюф». Система образов, сюжет, особенности конфликта в произведении. Лицемерие как маска агрессии. Тартюф – олицетворение ханжества и фальши




28

Комедия Тартюф» в кино и постановке Театра на Таганке и МХАТа. Злободневность и актуальность пьесы




29

РР Сочинение по творчеству Мольера



«Современные Журдены (Тартюфы)

30

Русская литература 18 века. Сентиментализм как литературное направление. Особенности изображения мира и человека в литературе сентиментализма




31

Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество. Труд писателя – «История государства Российского»




32

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Система образов повести. Своеобразие проблематики



Образ повествователя

33

Изображение внутреннего мира героев. Образ Лизы. Приемы создания образа



психологизм

34

Тема сословного неравенства в повести. Образ Эраста




35

Конфликт истинных и ложных ценностей в повести. Смысл заглавия повести




36

РР Письменная работа об особенностях изображения человеческих характеров в литературе сентиментализма




37

Русская литература 19 века. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Тема русской истории в творчестве писателя




38

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». История создания произведения.




39

Особенности изображения исторических событий и судеб в «Истории Пугачевского восстания» и «Капитанской дочке»




40

Формирование характера и взглядов Петра Гринева. Анализ 1 и 2 глав



Точность и лаконизм пушкинской прозы, роль эпиграфов, особенности композиции

41

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. Анализ

3 – 5 глав.




42

Падение Белогорской крепости. Анализ 6 – 7 глав




43

Четыре встречи Гринева с Пугачевым. Изображение народной войны и её вождя. Анализ 8 – 12 глав.




44

Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева и отношение к нему автора.



Фольклорные традиции в создании образа

45

Тема милосердия и справедливости в повести. Пугачев и Екатерина.



Особенности композиции

46

Гринев как герой-рассказчик: особенности эволюции характера. Литературные традиции в создании образа



Образ Савельича

47

Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Смысл названия повести



План характеристики, подбор цитат

48

Художественная функция сна Гринева. Особенности портрета, пейзажа в повести




49

РР Сочинение по повести «Капитанская дочка»




50

РР Сочинение по повести «Капитанская дочка»




51

А.С.Пушкин. Поэма «Полтава». Историческая основа поэмы




52

Мастерство А.С.Пушкина в изображении Полтавской битвы. Анализ эпизода «Полтавский бой»



Наизусть

53

Выражение чувства любви к Родине в поэме. Сопоставление Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям.




54

Вн/чт А.С.Пушкин «Пиковая дама». Романтическое двоемирие в произведении.



Исторические параллели

55

Образ Германна. Особенности характера. Тема наполеонизма в произведении




56

«Три злодейства». Проблема человека и судьбы.



Образ Петербурга

57

Нравственно-философская проблематика произведения. Злободневность идеи повести в наши дни




58

Практикум «Анализ проблематики литературного произведения». Особенности сочинений на темы нравственно-философского характера




59

Сочинение по произведениям А.С.Пушкина. Составление плана, подготовка тезисов, подбор цитат




60

РР Сочинение по произведениям А.С.Пушкина




61

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Своеобразие художественного мира Лермонтова




62

Лирический герой и его эмоциональное состояние в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива»



наизусть

63

Философская проблематика стихотворения «Сон». Картина сна и картина природы в стихотворении




64

РР Тема свободы в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Узник», «Пленный рыцарь», «Завещание».




65

Особенности романтизма как литературного направления. Романтическая поэма. (лекция)




66

«Мцыри» как романтическая поэма. Особенности жанра и композиции. Аналитическое чтение поэмы




67

Роль исповеди в создании образа главного героя. Мцыри как романтический герой.




68

Образ монастыря и образ кавказской природы в произведении. Смысл финала поэмы




69

Философский смысл эпиграфа к поэме. Тема свободы выбора и несбывшейся мечты незаурядной личности. Трагическое противостояние человека и обстоятельств



антитеза

70

РР Письменная характеристика Мцыри как романтического героя.



В.Г. Белинский о поэме «Мцыри»

71

Вн/чт М.Ю.Лермонтов. Поэма «Боярин Орша»




72

Великий сатирик Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Путь к театру




73

Возмущение столицы. Первая постановка комедии «Ревизор»




74

Жизненная основа комедии «Ревизор». «Парад» действующих лиц. Аналитическое чтение 1 действия комедии




75

Уездный город в изображении Гоголя. Смятение чиновников. Развитие конфликта в 1 действии



Роль авторских ремарок

76

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий. Анализ 2 действия комедии




77

Образы чиновников в комедии. Мастерство драматурга в создании образов



Речевые характеристики

78

Триумф Хлестакова. Анализ 3 действия комедии»



«Сцена вранья»

79

«Дары города». Чтение и анализ 4 действия комедии




80

Лестница славы и позорный крах городничего. Развязка конфликта




81

Хлестаков и хлестаковщина. Самонадеянный хвастун, пустой позёр, капризный баловень?



САТИРА

82

Почему обманулся городничий? Общечеловеческое значение характеров комедии



Два конфликта в комедии

83-84

«Ревизор» в театре и кино. Просмотр кинофильма по комедии «Ревизор»




85

Вн/чт Конфликт и система образов комедии Гоголя «Женитьба»




86

Художественное своеобразие комедии «Женитьба». Образ Подколесина. Инсценирование эпизодов комедии




87

Вн/чт Проблема истинного искусства в повести Гоголя «Портрет»




88

Контрольная диагностическая работа (по произведениям Н.В.Гоголя)




89

Практикум. Эпиграф в литературном произведении




90-91

РР Художественная функция эпиграфа в литературном произведении. Сочинение




92

Русский драматург А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества




93

Пьеса «Снегурочка». Фольклорно-мифологическая основа сюжета. Жанровое своеобразие «весенней сказки»




94

Мир берендеев как отражение авторского представления о сути национальной жизни. Символика образа Ярилы




95

Образ Снегурочки. Приемы создания образа




96

Тема любви в пьесе. Лирическое начало в произведении. Образы Купавы, Мизгиря, Леля




97

Мотив «горячего сердца» в пьесе. Просмотр эпизодов фильма «Снегурочка»




98

Символический смысл финала пьесы. Сочетание в нем трагизма и жизнеутверждения




99

Своеобразие языка «весенней сказки»




100

РР Образ Снегурочки в разных видах искусства (опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»)




101

Вн/чт Идейно-художественное своеобразие комедии А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся»




102

Система образов комедии. Тема власти денег




103

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель




104

Л.Н.Толстой. История создания рассказа «После бала». Особенности сюжета и композиции. Образ рассказчика



Рассказ в рассказе

105

Двойственность изображенных событий и поступков героев рассказа. Прием контраста



таблица

106

«Случай, который изменил…жизнь». Духовная эволюция Ивана Васильевича. Смысл названия рассказа



Анализ эпизода

107

Вн/чт Л.Н.Толстой. История создания рассказа «Утро помещика». Композиция произведения. Образ рассказчика




108

«Жалкое, бедственное положение мужиков» в рассказе Л.Н.Толстого «Утро помещика». Проблема барина и мужика




109

Социально-нравственные проблемы в рассказах Л.Н.Толстого «После бала» и «Утро помещика»




110

Русская литература XX века. Жизнь и творчество Максима Горького.




111

Рассказ М.Горького «Челкаш». Черты реализма и романтизма в рассказе. Своеобразие сюжета и композиции




112

Образ Гришки Челкаша. Приемы создания образа.




113

Челкаш и Гаврила как герои-антиподы. Изображение в рассказе двух полярных взглядов на жизнь



План сопост. хар-ки

114

Смысл финала рассакза. Авторская позиция и способы её выражения




115

М.Горький «Песня о Соколе». Композиция. Жанровое своеобразие «Песни»




116

Образы Ужа и Сокола в «Песне». Художественные приемы создания образов.



наизусть

117

«Песня о Буревестнике». Метафоричность языка произведения.




118

М.Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко). Аналитическое чтение легенды




119

Образ Данко как воплощение бескорыстной любви к людям. Отношение автора к герою




120

РР Сочинение-эссе по одному из афоризмов М.Горького




121

А.Блок. Слово о поэте. Художественный мир поэзии А.Блока




122

Основные образы и настроение лирического героя стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…». Историческая основа стихотворения



Лирический герой

Символ

123

Тема России в лирике А.Блока. Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия»



«Русь»

124

РР Урок выразительного чтения стихотворений А.Блока




125

М.А.Булгаков. По страницам биографии русского писателя




126

Мифологические и литературные источники сюжета повести «Собачье сердце». Особенности художественного мира повести



Сатирическая повесть

127

Нравственно-философская и социальная проблематика повести. Тема «нового человека»




128

Изображение реалий послевоенной действительности и приемы фантастики в повести



Гротеск

Фантастика

129

Образ профессора Преображенского. Символический смысл научного эксперимента




130

Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное и моральное явление




131

Смысл названия повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Приемы сатирического изображения




132-133

Экранизация повести М.Булгакова «Собачье сердце» (просмотр художественного фильма)




134

РР Устная характеристика литературного персонажа




135

Вн/чт М.Булгаков. Пьеса «Иван Васильевич»




136

Практикум. Интерьер в литературном произведении.




137

Интерьер как средство авторского отношения к изображаемому




138

А.Т.Твардовский. Слово о поэте




139

История создания поэмы «Василий Теркин». Особенности жанра. Своеобразие жанра «книги про бойца»




140

Лирическое и эпическое в поэме «Василий Теркин». Комментированное чтение глав «Переправа», «Два солдата», «О награде», «Гармонь»



наизусть

141

Изображение войны в поэме и человека на войне (главы «Поединок», «Кто стрелял?», «Смерть и воин»)




142

Василий Теркин как воплощение русского национального характера. Приемы создания образа




143

Образ автора-повествователя в поэме. Тема «малой» родины




144

Языковые особенности поэмы «Василий Теркин». Сочетание разговорного стиля и афористичности




145

Вн/чт Произведения о Великой Отечественной войне. Б.Васильев «А зори здесь тихие…» Старт проекта




146

Женщина на войне. Образы зенитчиц в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»




147

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе. А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь», Д.Самойлов «Сороковые»




148

Жанровое многообразие произведений на военную тему. Анализ стихотворения Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны…»




149

Тема памяти и преемственности поколений в стихотворениях В.Высоцкого «Он не вернулся из боя…» и «На братских могилах не ставят крестов…»







150-151

РР Поэзия военных лет.



Сообщения, иллюстрации

152

РР Письменный анализ стихотворения о Великой Отечественной войне




153

В.Л.Кондратьев. Повесть «Сашка».




154

Образ Сашки в повести. Проблема нравственного выбора человека на войне в повести В.Кондратьева




155

Изображение в повести «Сашка» суровых будней войны




156

Вн/чт Проза о Великой Отечественной войне (сообщения о прочитанных произведениях А.Лиханова, Б.Васильева, И.Богомолова и др.)




157

РР Защита проекта




158

А.И.Солженицын – публицист, писатель, патриот. Жизнь и творчество




159

Историческая и биографическая основа рассказа «Матренин двор»




160

Языковые особенности прозы А.Солженицына. Аналитическое чтение начала рассказа.




161

Изображение народной жизни в рассказе.



Притча, житие

162

Образ главной героини и тема праведничества в рассказе «Матренин двор»




163

Трагизм судьбы героини. Притчевое начало и традиции житийной литературы




164

Вн/чт А.Платонов «Юшка». Образ главного героя




165

Тема добра и жестокости в рассказе «Юшка». Смысл финала рассказа




166

Практикум. Сочинение об образе социальной группы.




167

Общее и индивидуальное в литературных персонажах, представляющих одну социальную группу




168

Подготовка развернутого плана к сочинению




169

РР Сочинение (Образы русских солдат в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)




170

Зарубежная литература 20-го века. Э.Хемингуэй. Слово о писателе




171

Повесть Э.Хемингуэя «Старик и море». Философская проблематика повести




172

Образ старика Сантьяго в повести. Тема изображения человека, оказавшегося в экстремальной ситуации




173

Язык произведения. Особенности описания моря в повести




174

Смысл финала повести «Старик и море»




175-176

Контрольная работа по литературе в рамках промежуточной аттестации




177

Практикум «Анализ жанрового своеобразия литературного произведения»



Роды и жанры литературы

178

Жанры и жанровые разновидности




179

Жанр сонета в мировой литературе. Особенности жанра сонета как твердой стихотворной формы



Сонет

строфика

180

Разновидности сонета («итальянский», «французский», «английский»). Сонеты Данте, Петрарки, Шекспира



Катрен

Терцет

рифма

181

Универсальное содержание сонета. Строгость композиции. Сонеты А.С.Пушкина «Суровый Дант не презирал сонета…» и «Мадонна»




182

Сонеты Ш.Бодлера и П.Верлена. Анализ сонетов




183

Сонет в русской поэзии. Сонеты В.Брюсова, И.Анненского, В.И.Иванова.




184

РР Выразительное чтение наизусть сонетов




185

Литературные жанры в зеркале пародии. Пародия как комическое подражание литературному произведению



пародия

186

Элементы пародии в произведениях мировой классической литературы. В.А.Жуковский «Война мышей и лягушек» (фрагменты)



Бурлеска

травестия

187

Бурлеска и травестия как два классических типа пародии. Пародии Козьмы Пруткова




188

Пародии на «чистую поэзию» Д.Д.Минаева




189

Жанр пародии в творчества А.П.Чехова. Элементы нонсенса и абсурда в пародии «Летающие острова»




190

РР Пародии на произведения музыкального и изобразительного искусства




191

Вн/чт Афоризмы Козьмы Пруткова.




192

Итоговый урок.




193-204

Резерв







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!