В 2 ч.; под ред. В. Ф. Чертова.- М.: «Просвещение», 2018.
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечания |
1 | Художественный мир литературного произведения. | | | |
2 | Древнерусская литература. Особенности развития древнерусской литературы. | | | Периодизация. жанры |
3 | Житийная литература. Особенности жития как жанра древнерусской литературы | | | Агиография канон |
4 | «Житие Сергия Радонежского». Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии | | | |
5 | «Ангел русской земли». Духовный путь Сергия Радонежского | | | |
6 | Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя Жития. | | | |
7 | РР Житийное и иконописное изображения человека в древнерусском искусстве. Образ Сергия Радонежского в живописи | | | М.В.Нестеров Н.Рерих |
8 | Вн/чт «Житие протопопа Аввакума». Языковые особенности Жития. Образ Аввакума. | | | |
9 | Духовная традиция в русской поэзии. Религиозные мотивы в русской поэзии 18 века. Тема Творца и духовного поиска человека | | | |
10 | М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве». Человек в системе мироздания | | | |
11 | Г.Р.Державин «Бог». Бог в окружающем мире и в душе человека. Жанровое и стилевое богатство духовной поэзии (лирика В.А.Жуковского, А.С.Хомякова, А.К.Толстого) | | | |
12 | К.Р. «Молитва». Тема молитвы в русской поэзии 19 – 20 века (лирика А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой) | | | |
13 | Практикум. Сочинение-эссе на литературную тему. Своеобразие содержания и композиции. | | | |
14-15 | Обучение написанию сочинения-эссе на литературную тему | | | |
16 | Входная диагностическая работа | | | |
17 | Особенности развития зарубежной литературы 17 века (лекция) | | | |
18 | Классицизм как литературное направление. Концепция мира и человека в искусстве классицизма | | | |
19 | Ж.-Б. Мольер. Краткий биографический очерк. Рассказ о драматурге по книге М.Булгакова «Жизнь господина де Мольера» | | | |
20 | Комедия «Мещанин во дворянстве». История создания комедии. Знакомство с афишей. Черты классицизма в произведении. | | | |
21 | Своеобразие конфликта. Проблематика комедии. Жанровое своеобразие произведения. Комментированное чтение по ролям 1 действия комедии | | | |
22 | Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей | | | |
23 | Образы графа Доранта и маркизы Доримены. Цинизм и самовлюбленность аристократов в комедии | | | |
24 | Смысл сюжетной линии Клеонт – Люсиль в композиции пьесы | | | |
25 | Общечеловеческий смысл комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Комментированное чтение и анализ финала пьесы | | | |
26 | РР Актерская мастерская. Инсценирование фрагментов комедии «Мещанин во дворянстве» | | | |
27 | Вн/чт Ж.-Б.Мольер. Комедия «Тартюф». Система образов, сюжет, особенности конфликта в произведении. Лицемерие как маска агрессии. Тартюф – олицетворение ханжества и фальши | | | |
28 | Комедия Тартюф» в кино и постановке Театра на Таганке и МХАТа. Злободневность и актуальность пьесы | | | |
29 | РР Сочинение по творчеству Мольера | | | «Современные Журдены (Тартюфы) |
30 | Русская литература 18 века. Сентиментализм как литературное направление. Особенности изображения мира и человека в литературе сентиментализма | | | |
31 | Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество. Труд писателя – «История государства Российского» | | | |
32 | Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Система образов повести. Своеобразие проблематики | | | Образ повествователя |
33 | Изображение внутреннего мира героев. Образ Лизы. Приемы создания образа | | | психологизм |
34 | Тема сословного неравенства в повести. Образ Эраста | | | |
35 | Конфликт истинных и ложных ценностей в повести. Смысл заглавия повести | | | |
36 | РР Письменная работа об особенностях изображения человеческих характеров в литературе сентиментализма | | | |
37 | Русская литература 19 века. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Тема русской истории в творчестве писателя | | | |
38 | Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». История создания произведения. | | | |
39 | Особенности изображения исторических событий и судеб в «Истории Пугачевского восстания» и «Капитанской дочке» | | | |
40 | Формирование характера и взглядов Петра Гринева. Анализ 1 и 2 глав | | | Точность и лаконизм пушкинской прозы, роль эпиграфов, особенности композиции |
41 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. Анализ 3 – 5 глав. | | | |
42 | Падение Белогорской крепости. Анализ 6 – 7 глав | | | |
43 | Четыре встречи Гринева с Пугачевым. Изображение народной войны и её вождя. Анализ 8 – 12 глав. | | | |
44 | Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева и отношение к нему автора. | | | Фольклорные традиции в создании образа |
45 | Тема милосердия и справедливости в повести. Пугачев и Екатерина. | | | Особенности композиции |
46 | Гринев как герой-рассказчик: особенности эволюции характера. Литературные традиции в создании образа | | | Образ Савельича |
47 | Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Смысл названия повести | | | План характеристики, подбор цитат |
48 | Художественная функция сна Гринева. Особенности портрета, пейзажа в повести | | | |
49 | РР Сочинение по повести «Капитанская дочка» | | | |
50 | РР Сочинение по повести «Капитанская дочка» | | | |
51 | А.С.Пушкин. Поэма «Полтава». Историческая основа поэмы | | | |
52 | Мастерство А.С.Пушкина в изображении Полтавской битвы. Анализ эпизода «Полтавский бой» | | | Наизусть |
53 | Выражение чувства любви к Родине в поэме. Сопоставление Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям. | | | |
54 | Вн/чт А.С.Пушкин «Пиковая дама». Романтическое двоемирие в произведении. | | | Исторические параллели |
55 | Образ Германна. Особенности характера. Тема наполеонизма в произведении | | | |
56 | «Три злодейства». Проблема человека и судьбы. | | | Образ Петербурга |
57 | Нравственно-философская проблематика произведения. Злободневность идеи повести в наши дни | | | |
58 | Практикум «Анализ проблематики литературного произведения». Особенности сочинений на темы нравственно-философского характера | | | |
59 | Сочинение по произведениям А.С.Пушкина. Составление плана, подготовка тезисов, подбор цитат | | | |
60 | РР Сочинение по произведениям А.С.Пушкина | | | |
61 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Своеобразие художественного мира Лермонтова | | | |
62 | Лирический герой и его эмоциональное состояние в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» | | | наизусть |
63 | Философская проблематика стихотворения «Сон». Картина сна и картина природы в стихотворении | | | |
64 | РР Тема свободы в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Узник», «Пленный рыцарь», «Завещание». | | | |
65 | Особенности романтизма как литературного направления. Романтическая поэма. (лекция) | | | |
66 | «Мцыри» как романтическая поэма. Особенности жанра и композиции. Аналитическое чтение поэмы | | | |
67 | Роль исповеди в создании образа главного героя. Мцыри как романтический герой. | | | |
68 | Образ монастыря и образ кавказской природы в произведении. Смысл финала поэмы | | | |
69 | Философский смысл эпиграфа к поэме. Тема свободы выбора и несбывшейся мечты незаурядной личности. Трагическое противостояние человека и обстоятельств | | | антитеза |
70 | РР Письменная характеристика Мцыри как романтического героя. | | | В.Г. Белинский о поэме «Мцыри» |
71 | Вн/чт М.Ю.Лермонтов. Поэма «Боярин Орша» | | | |
72 | Великий сатирик Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Путь к театру | | | |
73 | Возмущение столицы. Первая постановка комедии «Ревизор» | | | |
74 | Жизненная основа комедии «Ревизор». «Парад» действующих лиц. Аналитическое чтение 1 действия комедии | | | |
75 | Уездный город в изображении Гоголя. Смятение чиновников. Развитие конфликта в 1 действии | | | Роль авторских ремарок |
76 | Растерянный Хлестаков и испуганный городничий. Анализ 2 действия комедии | | | |
77 | Образы чиновников в комедии. Мастерство драматурга в создании образов | | | Речевые характеристики |
78 | Триумф Хлестакова. Анализ 3 действия комедии» | | | «Сцена вранья» |
79 | «Дары города». Чтение и анализ 4 действия комедии | | | |
80 | Лестница славы и позорный крах городничего. Развязка конфликта | | | |
81 | Хлестаков и хлестаковщина. Самонадеянный хвастун, пустой позёр, капризный баловень? | | | САТИРА |
82 | Почему обманулся городничий? Общечеловеческое значение характеров комедии | | | Два конфликта в комедии |
83-84 | «Ревизор» в театре и кино. Просмотр кинофильма по комедии «Ревизор» | | | |
85 | Вн/чт Конфликт и система образов комедии Гоголя «Женитьба» | | | |
86 | Художественное своеобразие комедии «Женитьба». Образ Подколесина. Инсценирование эпизодов комедии | | | |
87 | Вн/чт Проблема истинного искусства в повести Гоголя «Портрет» | | | |
88 | Контрольная диагностическая работа (по произведениям Н.В.Гоголя) | | | |
89 | Практикум. Эпиграф в литературном произведении | | | |
90-91 | РР Художественная функция эпиграфа в литературном произведении. Сочинение | | | |
92 | Русский драматург А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества | | | |
93 | Пьеса «Снегурочка». Фольклорно-мифологическая основа сюжета. Жанровое своеобразие «весенней сказки» | | | |
94 | Мир берендеев как отражение авторского представления о сути национальной жизни. Символика образа Ярилы | | | |
95 | Образ Снегурочки. Приемы создания образа | | | |
96 | Тема любви в пьесе. Лирическое начало в произведении. Образы Купавы, Мизгиря, Леля | | | |
97 | Мотив «горячего сердца» в пьесе. Просмотр эпизодов фильма «Снегурочка» | | | |
98 | Символический смысл финала пьесы. Сочетание в нем трагизма и жизнеутверждения | | | |
99 | Своеобразие языка «весенней сказки» | | | |
100 | РР Образ Снегурочки в разных видах искусства (опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка») | | | |
101 | Вн/чт Идейно-художественное своеобразие комедии А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся» | | | |
102 | Система образов комедии. Тема власти денег | | | |
103 | По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель | | | |
104 | Л.Н.Толстой. История создания рассказа «После бала». Особенности сюжета и композиции. Образ рассказчика | | | Рассказ в рассказе |
105 | Двойственность изображенных событий и поступков героев рассказа. Прием контраста | | | таблица |
106 | «Случай, который изменил…жизнь». Духовная эволюция Ивана Васильевича. Смысл названия рассказа | | | Анализ эпизода |
107 | Вн/чт Л.Н.Толстой. История создания рассказа «Утро помещика». Композиция произведения. Образ рассказчика | | | |
108 | «Жалкое, бедственное положение мужиков» в рассказе Л.Н.Толстого «Утро помещика». Проблема барина и мужика | | | |
109 | Социально-нравственные проблемы в рассказах Л.Н.Толстого «После бала» и «Утро помещика» | | | |
110 | Русская литература XX века. Жизнь и творчество Максима Горького. | | | |
111 | Рассказ М.Горького «Челкаш». Черты реализма и романтизма в рассказе. Своеобразие сюжета и композиции | | | |
112 | Образ Гришки Челкаша. Приемы создания образа. | | | |
113 | Челкаш и Гаврила как герои-антиподы. Изображение в рассказе двух полярных взглядов на жизнь | | | План сопост. хар-ки |
114 | Смысл финала рассакза. Авторская позиция и способы её выражения | | | |
115 | М.Горький «Песня о Соколе». Композиция. Жанровое своеобразие «Песни» | | | |
116 | Образы Ужа и Сокола в «Песне». Художественные приемы создания образов. | | | наизусть |
117 | «Песня о Буревестнике». Метафоричность языка произведения. | | | |
118 | М.Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко). Аналитическое чтение легенды | | | |
119 | Образ Данко как воплощение бескорыстной любви к людям. Отношение автора к герою | | | |
120 | РР Сочинение-эссе по одному из афоризмов М.Горького | | | |
121 | А.Блок. Слово о поэте. Художественный мир поэзии А.Блока | | | |
122 | Основные образы и настроение лирического героя стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…». Историческая основа стихотворения | | | Лирический герой Символ |
123 | Тема России в лирике А.Блока. Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия» | | | «Русь» |
124 | РР Урок выразительного чтения стихотворений А.Блока | | | |
125 | М.А.Булгаков. По страницам биографии русского писателя | | | |
126 | Мифологические и литературные источники сюжета повести «Собачье сердце». Особенности художественного мира повести | | | Сатирическая повесть |
127 | Нравственно-философская и социальная проблематика повести. Тема «нового человека» | | | |
128 | Изображение реалий послевоенной действительности и приемы фантастики в повести | | | Гротеск Фантастика |
129 | Образ профессора Преображенского. Символический смысл научного эксперимента | | | |
130 | Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное и моральное явление | | | |
131 | Смысл названия повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Приемы сатирического изображения | | | |
132-133 | Экранизация повести М.Булгакова «Собачье сердце» (просмотр художественного фильма) | | | |
134 | РР Устная характеристика литературного персонажа | | | |
135 | Вн/чт М.Булгаков. Пьеса «Иван Васильевич» | | | |
136 | Практикум. Интерьер в литературном произведении. | | | |
137 | Интерьер как средство авторского отношения к изображаемому | | | |
138 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте | | | |
139 | История создания поэмы «Василий Теркин». Особенности жанра. Своеобразие жанра «книги про бойца» | | | |
140 | Лирическое и эпическое в поэме «Василий Теркин». Комментированное чтение глав «Переправа», «Два солдата», «О награде», «Гармонь» | | | наизусть |
141 | Изображение войны в поэме и человека на войне (главы «Поединок», «Кто стрелял?», «Смерть и воин») | | | |
142 | Василий Теркин как воплощение русского национального характера. Приемы создания образа | | | |
143 | Образ автора-повествователя в поэме. Тема «малой» родины | | | |
144 | Языковые особенности поэмы «Василий Теркин». Сочетание разговорного стиля и афористичности | | | |
145 | Вн/чт Произведения о Великой Отечественной войне. Б.Васильев «А зори здесь тихие…» Старт проекта | | | |
146 | Женщина на войне. Образы зенитчиц в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» | | | |
147 | Тема Великой Отечественной войны в русской литературе. А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь», Д.Самойлов «Сороковые» | | | |
148 | Жанровое многообразие произведений на военную тему. Анализ стихотворения Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны…» | | | |
149 | Тема памяти и преемственности поколений в стихотворениях В.Высоцкого «Он не вернулся из боя…» и «На братских могилах не ставят крестов…» | | | |
150-151 | РР Поэзия военных лет. | | | Сообщения, иллюстрации |
152 | РР Письменный анализ стихотворения о Великой Отечественной войне | | | |
153 | В.Л.Кондратьев. Повесть «Сашка». | | | |
154 | Образ Сашки в повести. Проблема нравственного выбора человека на войне в повести В.Кондратьева | | | |
155 | Изображение в повести «Сашка» суровых будней войны | | | |
156 | Вн/чт Проза о Великой Отечественной войне (сообщения о прочитанных произведениях А.Лиханова, Б.Васильева, И.Богомолова и др.) | | | |
157 | РР Защита проекта | | | |
158 | А.И.Солженицын – публицист, писатель, патриот. Жизнь и творчество | | | |
159 | Историческая и биографическая основа рассказа «Матренин двор» | | | |
160 | Языковые особенности прозы А.Солженицына. Аналитическое чтение начала рассказа. | | | |
161 | Изображение народной жизни в рассказе. | | | Притча, житие |
162 | Образ главной героини и тема праведничества в рассказе «Матренин двор» | | | |
163 | Трагизм судьбы героини. Притчевое начало и традиции житийной литературы | | | |
164 | Вн/чт А.Платонов «Юшка». Образ главного героя | | | |
165 | Тема добра и жестокости в рассказе «Юшка». Смысл финала рассказа | | | |
166 | Практикум. Сочинение об образе социальной группы. | | | |
167 | Общее и индивидуальное в литературных персонажах, представляющих одну социальную группу | | | |
168 | Подготовка развернутого плана к сочинению | | | |
169 | РР Сочинение (Образы русских солдат в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») | | | |
170 | Зарубежная литература 20-го века. Э.Хемингуэй. Слово о писателе | | | |
171 | Повесть Э.Хемингуэя «Старик и море». Философская проблематика повести | | | |
172 | Образ старика Сантьяго в повести. Тема изображения человека, оказавшегося в экстремальной ситуации | | | |
173 | Язык произведения. Особенности описания моря в повести | | | |
174 | Смысл финала повести «Старик и море» | | | |
175-176 | Контрольная работа по литературе в рамках промежуточной аттестации | | | |
177 | Практикум «Анализ жанрового своеобразия литературного произведения» | | | Роды и жанры литературы |
178 | Жанры и жанровые разновидности | | | |
179 | Жанр сонета в мировой литературе. Особенности жанра сонета как твердой стихотворной формы | | | Сонет строфика |
180 | Разновидности сонета («итальянский», «французский», «английский»). Сонеты Данте, Петрарки, Шекспира | | | Катрен Терцет рифма |
181 | Универсальное содержание сонета. Строгость композиции. Сонеты А.С.Пушкина «Суровый Дант не презирал сонета…» и «Мадонна» | | | |
182 | Сонеты Ш.Бодлера и П.Верлена. Анализ сонетов | | | |
183 | Сонет в русской поэзии. Сонеты В.Брюсова, И.Анненского, В.И.Иванова. | | | |
184 | РР Выразительное чтение наизусть сонетов | | | |
185 | Литературные жанры в зеркале пародии. Пародия как комическое подражание литературному произведению | | | пародия |
186 | Элементы пародии в произведениях мировой классической литературы. В.А.Жуковский «Война мышей и лягушек» (фрагменты) | | | Бурлеска травестия |
187 | Бурлеска и травестия как два классических типа пародии. Пародии Козьмы Пруткова | | | |
188 | Пародии на «чистую поэзию» Д.Д.Минаева | | | |
189 | Жанр пародии в творчества А.П.Чехова. Элементы нонсенса и абсурда в пародии «Летающие острова» | | | |
190 | РР Пародии на произведения музыкального и изобразительного искусства | | | |
191 | Вн/чт Афоризмы Козьмы Пруткова. | | | |
192 | Итоговый урок. | | | |
193-204 | Резерв | | | |