СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения . 4 класс, "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению для 4 класса средней общеобразовательной школы составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературному чтению с использованием авторской программы по литературному чтению для учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой   «Литературное чтение».

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения . 4 класс, "Школа России"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елизовская средняя школа № 9»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ЕСШ №9

_____________/Кукоба О. П./


от «____»________2020 г.



«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора МБОУ ЕСШ №9

_____________/Грачева Л.А./


«____»__________2020 г.


Программа рассмотрена

на заседании школьного методического объединения

Протокол № ­____

от «____»__________2020 г.

Руководитель ШМО __________ /Малинина И.В./









Календарно-тематическое

планирование уроков

по литературному чтению

4 класс





Учитель: Мартьянова Татьяна Петровна






2020-2021 учебный год

Пояснительная записка


Календарно- тематическое планирование уроков по литературному чтению для 4 класса средней общеобразовательной школы составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературному чтению с использованием авторской программы по литературному чтению для учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (Москва: «Просвещение», 2008 год) без изменений.

Рабочая программа для 4 класса рассчитана на 102 часов в год (3 часа в неделю). Программой предусмотрено заучивание наизусть 10 произведений (7 произведений по рекомендации учителя и 3 произведения по выбору ученика).

В преподавании курса используется учебник «Литературное чтение» (в двух частях) авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова – Москва: «Просвещение», 2016.

Содержание календарно тематического планирования уроков

по литературному чтению

Летописи, былины, сказания, жития 8 ч.

Чудесный мир классики 16 ч.

Поэтическая тетрадь 11 ч.

Литературные сказки 10 ч.

Делу время – потехе час 8 ч.

Страна детства 7 ч.

Поэтическая тетрадь 5 ч.

Природа и мы 10 ч.

Поэтическая тетрадь 6 ч.

Родина 6 ч.

Страна Фантазия 6 ч.

Зарубежная литература 9 ч


Всего за год 102 часа


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Учащиеся должны иметь общее представление:
о юморе, иронии в литературе;
о наличии бродячих сюжетов в мировой литературе;
об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
об особенностях жанра басни;
о своеобразии стихов в прозе;
о способах выражения авторского отношения в разных родах литературы.
о родовом делении литературы (эпос, лирика, драма).

Учащиеся должны знать:
наизусть 10-15 стихотворений разных авторов по выбору ученика, из них ряд стихотворений любимого поэта;
некоторые факты из биографии любимого писателя или поэта, изученные в классе.

Учащиеся должны уметь:
читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 100 - 120 слов в минуту;
эмоционально воспринимать средства художественной выразительности в литературном
произведении;
отличать сказку о животных от небылицы;
отличать волшебную сказку от былины;
понимать высказывание - метафору;
чувствовать тональность народной песни;
воспринимать оттенки чувств в лирике;
находить черты сходства и различия в рассказе и повести;
практически различать эпические, лирические и драматические произведения;
рассказывать о любимом писателе, поэте;
устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.



Учебно-методические материалы

Программа

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция  и программы для начальных классов (в  2-х частях). – М.: Просвещение, 2008. – 158 с.

Литература для учащихся

  1. КлимановаЛ. Ф.  Литературное чтение, 4 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: « Просвещение», 2016. – 223 с.


Методическая литература

1. Байкова М.И. Поурочные разработки  по предмету «Литературное чтение», 4 класс. Москва: « Вако», 2010 – 250 с.


Дополнительная литература

  1. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004

  2. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004. – 150 с.



Материально-техническое обеспечение


  • Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения( в том числе и в цифровой форме).

  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием  обучения по литературному чтению( в том числе и в цифровой форме).

  • Портреты поэтов и писателей.

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров      и картинок. Магнитная доска с набором маркеров.

  • Магнитофон. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

  • Интерактивная доска. Мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального образования по литературному чтению.















Календарно-тематическое планирование


п/п

дата

Название раздела,


тема урока

Виды учебной деятельности

по плану

факт

Летописи, былины, сказания, жития (8ч)

1.



Знакомство с учебником и разделом. Летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Находить в былине аналогии с реальными историческими событиями.

Знакомиться с отрывками из летописей, понимать необходимость знания истории.

Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое). Осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Самостоятельно составлять характеристики героя.

Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду.

Обобщать знания, полученные при изучении раздела.

2.



«И вспомнил Олег коня своего».

3.



«Ильины три поездочки».

4.



«Ильины три поездочки Ильи Муромца»

5.



«Житие Сергия Радонежского».

6.



«Житие Сергия Радонежского».

7.



Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания, жития» Оценка достижений.

8.



Проект «Создание календаря исторических событий».

Чудесный мир классики (16ч)

9.



Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конёк - Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

Понимать идеи произведения. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста в слух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.

Видеть языковые средства, использованные автором.

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

10.



П.П. Ершов «Конёк - Горбунок». Характеристика героев.

11.



А.С. Пушкин «Няне».

12.



А.С. Пушкин «Туча»,

13.



А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..».

14.



А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

15.



А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

16.



М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

17.



М.Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

18.



М.Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб». Характеристика героев.

19.



Л.Н. Толстой «Детство».

20.



Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня.

21.



А.П. Чехов «Мальчики».

22.



А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

23.



Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики». Оценка достижений.


24.



Проект «Чудесный мир классики»

Поэтическая тетрадь (11ч)

25.



Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…»

Чувствовать красоту художественного слова,

стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста в слух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию.

26.



Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…».

27.



А.А. Фет « Весенний дождь», «Бабочка».

28.



Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..».

29



Е.А. Баратынский «Где сладкий шёпот…»

30.



А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

31.



И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

32.



Н.А. Некрасов «Школьник».

33.



Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…».

34.



И.С. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.

35.



Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

Литературные сказки (10ч)

36.



Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

Достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

37.



В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.

38.



В.М Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

39.



В.М Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения.

40.



П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

41.



П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

42.



С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.

43.



С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.

44.



Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Оценка достижений.

45.



Проект «Сказочная страна»

Делу время – потехе час (8ч)

46.



Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Ориентироваться в жанрах по определенным признакам. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение.

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Читать по ролям.

Прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты.

47.



Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

48.



В.Ю. Драгунский «Главные реки».

49.



В.Ю. Драгунский «Главные реки».

50.



В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

51.



В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

52.



В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

53.



Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Оценка достижений.

Страна детства (7ч)

54.



Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации), отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.

55.



Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

56.



К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

57.



К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

58.



М.М. Зощенко «Ёлка».

59.



М.М. Зощенко «Ёлка».

60.



Обобщающий урок. «Страна детства». Оценка достижений.


Поэтическая тетрадь (5ч)

61.



Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

Прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Читать вслух поэтические произведения.

62.



С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

63.



М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…».

64.



М.И. Цветаева «Наши царства».

65.



Проект «По дорогам любимых книг»

Природа и мы (10ч)

66.



Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе.

Прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.

67.



Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

68.



А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

69.



А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

70.



М.М. Пришвин «Выскочка».

71.



М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

72.



Е.И. Чарушин «Кабан».

73.



В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

74.



В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

75.



Обобщающий урок. Проект «Природа и мы».

Поэтическая тетрадь (6ч)

76.



Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

Прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличение темпа чтения вслух исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.


77.



С.А. Клычков «Весна в лесу».

78.



Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

79.



Н.М. Рубцов «Сентябрь».

80.



С.А. Есенин «Лебедушка».

81.



Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений.

Родина (6ч)

82.



Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь».

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.

Называть произведения, характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; находить необходимую информацию в соответствии с заданием; определять основную мысль.

83.



И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

84.



С.С. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

85.



А.В. Жигулин» О, Родина! В неярком блеске…».

86.



Обобщающий урок «Родина».

87.



Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений.

Страна Фантазия (6ч)

88.



Знакомство с названием раздела. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

Прогнозировать содержание раздела и произведения, определять особенности фантастических рассказов, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельно составлять фантастические рассказы.

Называть произведения изучаемого раздела, самостоятельно составлять фантастические рассказы.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.

89.



Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

90.



К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

91.



К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

92.



Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений.

93.



Как составить список литературы.

Зарубежная литература (9ч)

94.



Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Называть произведения зарубежной литературы, определять ее особенности, составлять пересказы самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельно составлять рассказы о герое с использованием авторского текста.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.

95.



Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

96.



Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.

97.



М.Твен «Приключения Тома Сойера».

98.



М.Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

99.



С. Лагерлеф «Святая ночь».

100.



С. Лагерлеф «В Назарете».

101.



Обобщающий урок «Зарубежная литература».

102.



Урок-игра «Литературные тайны».






























Скачать

© 2020 166 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!