Календарно- тематическое планирование уроков по литературному чтению для 4 класса средней общеобразовательной школы составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературному чтению с использованием авторской программы по литературному чтению для учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (Москва: «Просвещение», 2008 год) без изменений.
Рабочая программа для 4 класса рассчитана на 102 часов в год (3 часа в неделю). Программой предусмотрено заучивание наизусть 10 произведений (7 произведений по рекомендации учителя и 3 произведения по выбору ученика).
В преподавании курса используется учебник «Литературное чтение» (в двух частях) авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова – Москва: «Просвещение», 2016.
Летописи, былины, сказания, жития 8 ч.
Чудесный мир классики 16 ч.
Поэтическая тетрадь 11 ч.
Литературные сказки 10 ч.
Делу время – потехе час 8 ч.
Страна детства 7 ч.
Поэтическая тетрадь 5 ч.
Природа и мы 10 ч.
Поэтическая тетрадь 6 ч.
Родина 6 ч.
Страна Фантазия 6 ч.
№ п/п | дата | Название раздела, тема урока | Виды учебной деятельности |
по плану | факт |
Летописи, былины, сказания, жития (8ч) |
1. | | | Знакомство с учебником и разделом. Летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Находить в былине аналогии с реальными историческими событиями. Знакомиться с отрывками из летописей, понимать необходимость знания истории. Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое). Осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Самостоятельно составлять характеристики героя. Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. Обобщать знания, полученные при изучении раздела. |
2. | | | «И вспомнил Олег коня своего». |
3. | | | «Ильины три поездочки». |
4. | | | «Ильины три поездочки Ильи Муромца» |
5. | | | «Житие Сергия Радонежского». |
6. | | | «Житие Сергия Радонежского». |
7. | | | Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания, жития» Оценка достижений. |
8. | | | Проект «Создание календаря исторических событий». |
Чудесный мир классики (16ч) |
9. | | | Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конёк - Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | Понимать идеи произведения. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста в слух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции. Видеть языковые средства, использованные автором. Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. |
10. | | | П.П. Ершов «Конёк - Горбунок». Характеристика героев. |
11. | | | А.С. Пушкин «Няне». |
12. | | | А.С. Пушкин «Туча», |
13. | | | А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..». |
14. | | | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. |
15. | | | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. |
16. | | | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». |
17. | | | М.Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. |
18. | | | М.Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб». Характеристика героев. |
19. | | | Л.Н. Толстой «Детство». |
20. | | | Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня. |
21. | | | А.П. Чехов «Мальчики». |
22. | | | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. |
23. | | | Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики». Оценка достижений. |
24. | | | Проект «Чудесный мир классики» |
Поэтическая тетрадь (11ч) |
25. | | | Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…» | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста в слух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию. |
26. | | | Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». |
27. | | | А.А. Фет « Весенний дождь», «Бабочка». |
28. | | | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». |
29 | | | Е.А. Баратынский «Где сладкий шёпот…» |
30. | | | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. |
31. | | | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». |
32. | | | Н.А. Некрасов «Школьник». |
33. | | | Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…». |
34. | | | И.С. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина. |
35. | | | Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. |
Литературные сказки (10ч) |
36. | | | Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | Достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. |
37. | | | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. |
38. | | | В.М Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. |
39. | | | В.М Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. |
40. | | | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. |
41. | | | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. |
42. | | | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. |
43. | | | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. |
44. | | | Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Оценка достижений. |
45. | | | Проект «Сказочная страна» |
Делу время – потехе час (8ч) |
46. | | | Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | Ориентироваться в жанрах по определенным признакам. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Читать по ролям. Прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты. |
47. | | | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. |
48. | | | В.Ю. Драгунский «Главные реки». |
49. | | | В.Ю. Драгунский «Главные реки». |
50. | | | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». |
51. | | | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. |
52. | | | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. |
53. | | | Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Оценка достижений. |
Страна детства (7ч) |
54. | | | Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации), отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст. Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию. |
55. | | | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения. |
56. | | | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». |
57. | | | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». |
58. | | | М.М. Зощенко «Ёлка». |
59. | | | М.М. Зощенко «Ёлка». |
60. | | | Обобщающий урок. «Страна детства». Оценка достижений. |
Поэтическая тетрадь (5ч) |
61. | | | Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». | Прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение. Читать вслух поэтические произведения. |
62. | | | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». |
63. | | | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». |
64. | | | М.И. Цветаева «Наши царства». |
65. | | | Проект «По дорогам любимых книг» |
Природа и мы (10ч) |
66. | | | Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе. | Прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение. Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию. |
67. | | | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». |
68. | | | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. |
69. | | | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». |
70. | | | М.М. Пришвин «Выскочка». |
71. | | | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. |
72. | | | Е.И. Чарушин «Кабан». |
73. | | | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. |
74. | | | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. |
75. | | | Обобщающий урок. Проект «Природа и мы». |
Поэтическая тетрадь (6ч) |
76. | | | Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | Прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух поэтическое произведение. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличение темпа чтения вслух исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение. |
77. | | | С.А. Клычков «Весна в лесу». |
78. | | | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». |
79. | | | Н.М. Рубцов «Сентябрь». |
80. | | | С.А. Есенин «Лебедушка». |
81. | | | Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений. |
Родина (6ч) |
82. | | | Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь». | Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух поэтическое произведение. Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию. Называть произведения, характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; находить необходимую информацию в соответствии с заданием; определять основную мысль. |
83. | | | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. |
84. | | | С.С. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. |
85. | | | А.В. Жигулин» О, Родина! В неярком блеске…». |
86. | | | Обобщающий урок «Родина». |
87. | | | Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений. |
Страна Фантазия (6ч) |
88. | | | Знакомство с названием раздела. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | Прогнозировать содержание раздела и произведения, определять особенности фантастических рассказов, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельно составлять фантастические рассказы. Называть произведения изучаемого раздела, самостоятельно составлять фантастические рассказы. Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию. |
89. | | | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. |
90. | | | К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. |
91. | | | К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. |
92. | | | Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений. |
93. | | | Как составить список литературы. |
Зарубежная литература (9ч) |
94. | | | Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | Называть произведения зарубежной литературы, определять ее особенности, составлять пересказы самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельно составлять рассказы о герое с использованием авторского текста. Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию. |
95. | | | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. |
96. | | | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. |
97. | | | М.Твен «Приключения Тома Сойера». |
98. | | | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. |
99. | | | С. Лагерлеф «Святая ночь». |
100. | | | С. Лагерлеф «В Назарете». |
101. | | | Обобщающий урок «Зарубежная литература». |
102. | | | Урок-игра «Литературные тайны». |