1 | Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). | | 1 | | | Ответ на уроке. | |
2 | Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени. Входная контрольная работа. | | 1 | 1 | | Контрольная работа | |
3 | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. Каша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | | 1 | | | Ответ на уроке. | |
4 | В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. | | 1 | | | Ответ на уроке. | |
5 | Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы. Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. | | 1 | | | Ответ на уроке. | |
6 | Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. | | 1 | | | Ответ на уроке. | |
7 | Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). | | 1 | | | Ответ на уроке. | |
8 | Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». НРЭО №1 Изучение этимологии названия своего города (Магнитогорск) | | 1 | | | Проверочная работа. | |
Язык в действии | |
9 | Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. | | 1 | | | Ответ на уроке. | |
10 | Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов. НРЭО №2 Составление устного рассказа о природе родного края «Осень в лесу» | | 1 | | | Ответ на уроке. | |
11 | Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. НРЭО №3 Составление устного рассказа о зимующих птицах родного края. | | 1 | | | Ответ на уроке. | |
12 | Как можно объяснить значение слова? Разные способы толкования значения слов. | | 1 | | | Ответ на уроке. | |
13 | Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» | | 1 | | 1 | Практическая работа. | |
Секреты речи и текста | |
14 | Участвуем в диалогах. Приемы общения (уговаривание, просьба, похвала). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. НРЭО №4 Написание письма знаменитым землякам. | | 1 | | | Ответ на уроке. | |
15 | Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление. . Учимся связывать предложения в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Составляем развёрнутое толкование значения слова. НРЭО № 5 Составление поздравлений членам своей семьи. Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования: заметки о посещении музеев, повествование об участии в народных праздниках. Анализ значения личных имён членов своей семьи | | 1 | | | Ответ на уроке. | |
16 | Контрольная работа. | | 1 | 1 | | Контрольная работа. | |
17 | Практическая работа. Представление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. НРЭО №6 Написание письма своим родственникам. | | 1 | | 1 | Практическая работа. | |