СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование учебного предмета "Биология" (8 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование учебного предмета "Биология" (8 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Костровская средняя общеобразовательная школа»

Принято Утверждено

на заседании педагогического совета приказом от 31.08.21 г. № 1-98

От «31» августа 2021 г. №1 Директор МБОУ «Костровская средняя

общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской области

________________________М.П. Мешкова


Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Биология»

для учащихся 8 класса

(базовый уровень)

Предметная область: «Естественно-научные предметы»

Учитель: Камаева Нина Григорьевна

первой квалификационной категории

2021-2022 учебный год



Пояснительная записка

Материалы учебно-методического комплекта

Учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: учебник – М.: Дрофа, 2015. – 416 с.

Программа курса: Программы общего образования по биологии УМК «Биология 5-9 кл.» В. В. Пасечника, В.В. Латюшина, В. М. Пакуловой.

Методические пособия для учителя:

  • Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2007.

  • Программы основного общего образования по биологии для 5-9класса, авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006, -172.)

  • Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) .

  • Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 класс.- М.: ВАКО, 2007.- 416 с. – ( В помощь школьному учителю).

  • Экология человека: практикум для вузов/ Л.И, Губарева, О.М. Мизирева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 112с. (Практикум).Биология.

  • Практикум по анатомии и физиологии человека. 10- 11 классы/ авт. – сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.- 175 с.


  • Список дополнительной литературы для учащихся:

  • Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

  • 2) Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"

  • 3) Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"

Полезные сайты:

1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).

2. http://iceage.ru/ - Музей-театр «Наш ледниковый период

3.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

4.http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

5. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

6. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

7. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

8http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  1. http://bird.geoman.ru/ - Птицы

  2. http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые

  3. http://animal.geoman.ru/ - Животные

  4. http://fish.geoman.ru/ - Рыбы

  5. http://www.gbmt.ru/ - Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева. Виртуальные экскурсии: Животные в мифах и легендах, Животные-строители, Забота о потомстве, Опасные животные. Цифровые копии фонда музея могут быть использованы в качестве иллюстраций на уроках и рекомендованы для самостоятельной работы при изучении мира животных.

  6. http://www.moscowzoo.ru/ - Московский зоопарк

  7. http://www.paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей

  8. http://zmmu.msu.ru/ - Зоологический музей Московского университета


Инструментарий для оценивания уровня образованности учащихся знаний

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.



Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

факт


Введение

2



1

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.

1



2

Становление наук о человеке.

1





Тема 1. Происхождение человека.


3






3

Систематическое положение человека.


1






4

Историческое прошлое людей.

1



5

Расы человека.


1





Тема 2. Строение и функция организма.


57ч.




Строение организма.

5 ч.



6

Общий обзор организма.

1



7

Клеточное строение организма.



1



8

Ткани.

Л\р.№ 1Рассматривание клеток и тканей в микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

1



9

Рефлекторная регуляция.

1



10

Обобшение по теме «Строение и функции организма»

1





11

Опорно-двигательная система.


Значение опорно-двигательной системы, её состав, строение костей.

Л\р.№2 Микроскопическое строение кости.


7ч.


1







12

Скелет человека. Осевой скелет.

1



13

Скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет.

Соединение костей.

1



14

Строение мышц.


1



15

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Л\р.№3 «Утомление при статической работе».

1



16

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Л\р.№4 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия».

1



17

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1




Внутренняя среда организма.

3 ч.



18


Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Л\р.№5 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»


1





19

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.


1



20

Иммунология на службе человеку.


1




Кровеносная и лимфатическая система.


6ч.







21

Транспортные системы организма.

1




22

Круги кровообращения.

Л. р. №6 «Функции венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

1



23

Строение и работа сердца.


1



24

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Л\р.№7 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Л\р.№8 «Опыты, выясняющие природу пульса»


1



25

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Л.\р.№9 «Функциональная проба».


1



26

Первая помощь при кровотечениях

1




Дыхательная система

5 ч



27

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути; голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

1



28

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

1



29

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1



30

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания; профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации.

Л.\р.№10 « Измерение обхвата грудной клетки».

1



31

Обобщение темы «Кровеносная система. Дыхание»

1




Пищеварительная система.

6ч.



32

Питание и пищеварение.

1



33

Пищеварение в ротовой полости.


1



34

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Л\р. №11 «Действие ферментов слюны на крахмал».


1



35

Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль. Аппендицит.


1



36

Регуляция пищеварения.


1



37

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.


1




Обмен веществ и энергии



38

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.


1



39

Витамины.


1



40

Энерготраты и пищевой рацион. Л/Р№12 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки


1



41

Обобщение по теме: Пищеварение. Обмен веществ и энергии». Тест

1




Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение.

4ч.




42


Кожа - наружный покровный орган


1



43


Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.


1



44

Терморегуляция организма. Закаливание.


1



45


Выделение.


1




Нервная система организма человека.



46

Значение нервной системы.


1





47

Строение нервной системы.

1



48

Строение головного мозга.

Л\р. №13 «Пальцевая проба».


1



49

Функции переднего мозга.


1



50

Соматический и автономный отделы нервной системы.


1




Анализаторы. Органы чувств.




51

Анализаторы.


1



52

Зрительный анализатор.

Л.\р.№14 «Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».


1



53

Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний.


1



54

Слуховой анализатор.


1




55

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.


1




Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5ч.



56

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.

1



57

Врождённые и приобретённые программы поведения.

Л.\Р №15 «Выработка навыка зеркального письма».


1



58

Сон и сновидения.


1



59

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.


1



60

Воля, эмоции, внимание.

1




Эндокринная система.

2ч.



61

Роль эндокринной регуляции.


1



62

Функции желез внутренней секреции.


1



Индивидуальное развитие организма.


6 ч.






63

Жизненные циклы. Размножение.


1



64

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.


1



65

Наследственные и врождённые заболевания, заболевания передаваемые половым путём.


1



66

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.


1



67

Интересы, склонности, способности.


1



68

Обобщение по теме «Индивидуальное развитие организма»

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!