№ урока п/п | Наименование раздела, тема урока | Сроки прохождения учебного материала |
по плану | фактически |
Введение (1 ч) |
1 | Выявление уровня литературного развития учеников. Знакомство с учебником | | |
Устное народное творчество (6 ч) |
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | | |
3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа | | |
4 | Русские былины Киевского и Новгородского циклов. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко» | | |
5 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос | | |
6 | «Песнь о Роланде» - французский средневековый героический эпос | | |
7 | Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц | | |
Древнерусская литература (2 ч) |
8 | «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы | | |
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Домашнее сочинение | | |
Из русской литературы XVIII века (2 ч) |
10 | Стихотворения М.В. Ломоносова | | |
11 | Стихотворения Г.Р. Державина | | |
Из русской литературы XIX века (27 ч) |
12 | История в произведениях А.С. Пушкина | | |
13 | А.С. Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине | | |
14 | А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге» | | |
15 | А.С. Пушкин «Борис Годунов»: образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры | | |
16 | А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека» | | |
17 | М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проект | | |
18 | Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» | | |
19 | Р.р. Подготовка к сочинению на тему «История России в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» | | |
20 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои | | |
21 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести | | |
22 | Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | | |
23 | Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | | |
24 | Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба – национальный герой». Проект | | |
25 | И.С. Тургенев. Нравственные проблемы рассказа «Бирюк» | | |
26 | И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» | | |
27 | Н.А. Некрасов. Историческая основа поэмы «Русские женщины» | | |
28 | Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» | | |
29 | «Размышления у парадного подъезда» и другие произведения о судьбе народа | | |
30 | А.К. Толстой «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады | | |
31 | М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | | |
32 | Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» | | |
33 | Вн. чт. Обличение социальных пороков в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» | | |
34 | Л.Н. Толстой «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых | | |
35 | Нравственный смысл поступков в повести Л.Н. Толстого «Детство» | | |
36 | А.П. Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе | | |
37 | Художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» | | |
38 | Вн. чт. Смех и слёзы в рассказах Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» | | |
39 | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Обучение анализу лирического произведения | | |
Из русской литературы XX века (21 ч) |
40 | И.А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых, авторское решение этой проблемы | | |
41 | Вн. чт. И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа | | |
42 | М. Горький. «Детство» (главы). Изображение «свинцовых мерзостей жизни» | | |
43 | Р.р. Подготовка к сочинению на тему «Золотая пора детства» | | |
44 | М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко. Романтический характер легенды | | |
45 | Л.Н. Андреев «Кусака». Гуманистический пафос произведения. Проект | | |
46 | Слово о Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | | |
47 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое | | |
48 | А.П. Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Юшка» | | |
49 | Вн. чт. А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» | | |
50 | Р. р. Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?» | | |
51 | Б.Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…». Способы создания поэтических образов | | |
52 | А.Т. Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…» | | |
53 | Вн. чт. Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне. Проект | | |
54 | Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа | | |
55 | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа | | |
56 | Е.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека | | |
57 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки | | |
58 | Д.С. Лихачёв «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи | | |
59 | М.М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | | |
60 | Вн. чт. Стихотворения о родной природе, восприятии окружающего мира. Домашнее сочинение | | |
61 | Песни на слова русских поэтов ХХ века | | |
Из литературы народов России (1 ч) |
62 | Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля…» и др. Размышления поэта об истоках и основах жизни | | |
Из зарубежной литературы (6 ч) |
63 | Р. Бёрнс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности | | |
64 | Д.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..» Прославление подвига во имя свободы Родины. | | |
65 | Японские трёхстишия (хокку) | | |
66 | О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | | |
67 | Р.Д. Брэдбери Слово о писателе. «Каникулы» | | |
68 | Детективная литература. Итоги года и задание на лето | | |
Итого: 68 часов |