СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс 2020-2021 уч.год

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс 2020-2021 уч.год»

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе (по программе Т.А.Ладыженской)


урока

Дата

прове

дения

Наименование раздела и тем

Часы учеб

ного вре

ме

ни

Характеристика основных видов учебной деятельности

Контроль

Примечание

п.

ф.




1



Язык и общение (3ч+1ч)

Язык и человек


1


Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение.




2








3



Общение устное и письменное.








Читаем учебник. Слушаем на уроке

1

Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий общения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализируя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение.


Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенностями ознакомительного и изучающего чтения.

Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе.



4



Р/р Стили речи

1

Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определён- ной функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упраж- нений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета.





5



Вспоминаем, повторяем, изучаем (19 ч + 4 ч)

Звуки и буквы. Произношение и правописание



1



Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте. Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают понятие орфографического правила. Работают в группе





6



Орфограмма

1

Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове.



7



Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

1

Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант.



8



Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова

1

Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием.



9



Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание.



10



Буквы и,у,а после шипящих

1

Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила, работают с орфографическим словарём, составляют предложения.



11



Разделительные Ъ и Ь

1

Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком.



12







13




Раздельное написание предлогов с другими словами. Словарный диктант.





Входной контроль (диктант)

1







1

Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней.


Выполнение контрольной работы.



14-15



Р/р Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г.А. Скребицкому)

2

Определяют признаки текста. Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана.



16



Части речи

1

С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписывают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи.



17



Глагол

1

Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведённых в упражнениях. Ставят глаголы в неопределённую форму.



18



-Тся и -ться в глаголах

1

Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом.



19



Р/р Тема текста.

1

Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант



20-21



Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами.

2

Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют предложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами.



22



Имя существительное

1

Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизируют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных



23



Имя прилагательное

1

Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж.



24



Местоимение

1

Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пере- сказывают текст, выписывают из него местоимения.



25



Р/р Основная мысль текста

1

Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на заданную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания.



26-27



Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

2

Написание контрольного диктанта


Выполнение работы над ошибками





28



Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (29 ч + 6 ч)

Синтаксис. Пунктуация



1



Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста





29



Словосочетание.

1

Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании.



30



Разбор словосочетания

1

Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или предлог). Выполняют разборы словосочетаний.



31



Предложение

1

Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении. Пишут сжатое изложение по тексту.



32-33



Р/р Сжатое изложение по рассказу В.П. Катаева

2

Реализация домашнего задания (краткий пересказ сказки), составление памятки для краткого изложения текста, работа над изложением.




34



Виды предложения по цели высказывания

1

Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений. Пишут диктант. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Обращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А. С. Пушкина.



35



Восклицательные предложения

1

Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах. Пишут сочинение и готовят устный отзыв о сочинении товарища



36



Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют основы в предложениях. Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым.



37



Сказуемое

1

Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-сочинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых.



38



Тире между подлежащим и сказуемым

1

Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения.



39



Нераспространённые и распространённые предложения.

1

Различают распространённые и нераспространённые предложения. Составляют нераспространённые предложения и распространяют их однородными членами.



40



Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения.

Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями.

5.3


41



Определение

1

Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями.



42



Обстоятельство

1

Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство графически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства.



43



Предложения с однородными членами.

1

Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами.



44-45



Знаки препинания в предложениях с однородными членами

2

Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами.



46



Предложения с обращениями

1

Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют предложения с обращениями.



47



Р/р Письмо

1

Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу.



48



Синтаксический разбор простого предложения

1

Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Выполняют устный и письменный разборы предложений.



49



Р/р Подготовка к обучающему сочинению по картине Решетникова «Мальчишки»

1

Работа с текстами, выполнение упражнений, творческая работа



50



Р/р Написание обучающегося сочинения по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»

1

Написание сочинения.



51



Пунктуационный разбор простого предложения

1

Выполнение устного и письменного пунктуационного разбора простого предложения.



52



Простые и сложные предложения.

1

Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные предложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам.



53-54



Синтаксический разбор сложного предложения

2

Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений.



55-56



Прямая речь. Знакомство с косвенной речью

2

Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами слова автора и прямую речь).



57



Диалог

1

Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди читают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Моделируют диалог, описывая происходящее на картинке.



58



Р/р Составление текста на тему: « Телефонный разговор»

1

Творческая работа



59-60




61-62



Повторение изученного.

Проверочная работа по теме: «Синтаксис. Пунктуация»


Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

2




2

Выполнение заданий различного уровня и содержания, проверочная работа.



Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Выполнение работы над ошибками.






63



Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (13 ч + 5 ч)

Фонетика. Гласные звуки




1




Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука. Составляют таблицу «Гласные звуки».






64



Согласные звуки.

1

Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков.



65



Изменение звуков в потоке речи

1

Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анализируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.



66



Согласные твёрдые и мягкие

1

Распознают твёрдые и мягкие согласные. Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/ мягкой согласной.



67



Р/р Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка»)

1

Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к определённому стилю. Составляют план текста.



68



Согласные звонкие и глухие

1

Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламируют его.



69-70



Графика. Алфавит

2

Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии. Активизируют знание алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре



71-72



Р/р Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета.

2

Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет.



73



Обозначение мягкости согласных с помощью ь

1

Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.



74



Двойная роль букв е,ё,ю,я

1

Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.



75



Слог. Ударение. Орфоэпия.

1

Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки.



76



Фонетический разбор слова

1

Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические раз- боры слов.



77




78



Повторение и систематизация изученного по разделу: «Фонетика».


Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1




1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раз дела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы.


Написание диктанта и выполнение грамматического задания.



79-80



Р/р Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

2

Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём





81



Лексика. Культура речи

(8 ч + 4 ч)

Слово и его лексическое значение



1



Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова. Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов.





82



Однозначные и многозначные слова

1

Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста.



83



Прямое и переносное значение слова

1

Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные предложения со словами в переносном значении. Пишут диктант.



84



Омонимы

1

Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы.



85






86-87



Синонимы.






Р.р. Контрольное сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1






2

Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам.


Написание сочинения.



88





89



90



Антонимы.






Паронимы




Повторение изученного в разделе «Лексика»

1





1



1

Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов.



Знакомятся с новым лексическим значением — паронимы. Дают определение понятия паронимы, определяют их значение в речи.

Контрольный опрос и выполнение заданий по темам раздела.



91



Р/р Подготовка к контрольному изложению на тему: «Первый снег» (упр.408)


1

Работа с текстами, выполнение упражнений, творческая работа



92



Р/р Написание контрольного изложения на тему: «Первый снег» (упр.408)


1

Пишут изложение, попутно определяя функциональный стиль текста и объясняя знаки препинания.






93-94



Морфемика. Орфография. Культура речи (20 ч + 7 ч)

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов



2



Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определяют форму слов, подбирают однокоренные слова.





95




96



Окончание




Р.р. Сочинение по личным впечатлениям (упр.420)

1




1

Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу.


Написание сочинения.



97



Основа слова

1

Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, выделяют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания.



98



Корень слова.

1

Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.



99



Р/р Сочинение «Дни недели рассказывают о себе» (упр.433)

1

Написание сочинения.



100-101



Р/р Рассуждение. Сочинение — рассуждение.

2

Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи. Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Написание сочинения — рассуждения.



102



Суффикс

1

Опознают суффикс как словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.



103



Приставка

1

Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают при- ставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. Пишут выборочное изложение по тексту упражнения.



104



Р/р Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр.455)

1

Пишут выборочное изложение по тексту упражнения.



105



Чередование звуков. Анализ изложения

1

Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов).



106



Беглые гласные

1

Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделяют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывают слова с таким чередованием.



107



Варианты морфем

1

Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов.



108



Морфемный разбор слова

1

Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; приставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов.



109



Правописание гласных и согласных в приставках

1

Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок.



110



Буквы з и с на конце приставок.

1

Усваивают правило написания букв з и с на конце приставок. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой.



111



Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-.

Словарный диктант

1

Усваивают правило написания букв а — о в корне -лаг- — -лож-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой.



112



Буквы о-а в корне -раст- - -рос- ,-ращ-

1

Усваивают правило написания букв а — о в корне -раст- — -рос-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма.



113



Буквы ё-о после шипящих в корне

1

Усваивают правило написания букв ё — о после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма.



114



Буквы и-ы после ц.

Словарный диктант

1

Усваивают правило написания букв и — ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма.



115





116-117



Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография»



Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками.

1





2

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Заполняют и анализируют таблицы




Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Выполнение работы над ошибками.



118-119



Р/р Сочинение - описание изображенного по картине Н.П.Кончаловского «Сирень в окне» (упр.470)

2

Описывают картину устно.








120



МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное

(19 ч + 6 ч)

Имя существительное как часть речи






1






Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются при- ведённые в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имён существительных.








121



Р/р Доказательства в рассуждении

1

Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?»



122



Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.




123




Имена существительные собственные и нарицательные. Контрольный словарный диктант

1

Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры имён существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные.



124



Род имён существительных

1

Определяют род имён существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имён существительных, определение рода которых вызывает затруднения.



125





126-127



Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа



Р.р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк «Перо и чернильница»)

1





2

Распознают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог.


Написание изложения.



128



Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

Распознают имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения.



129



Три склонения имён существительных

1

Определяют тип склонения имён существительных. Склоняют имена существительные. С учётом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике.



130-131



Падеж имён существительных

2

Определяют падеж имён существительных. Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с именами существительными в родительном падеже.



132



Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.



133-134



Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

2

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений (составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам).



135



Р/р Подробное изложение с изменением лица (упр.587).

1

Работа по материалу учебника, анализ текста, написание изложения. Пишут изложение по тексту упражнения.



136



Р/р Написание изложения с изменением лица (упр.587)

1

Пишут изложение по тексту упражнения.



137



Множественное число имён существительных

1

Определяют морфологические признаки множественного числа имён существительных. Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками.



138



Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

Усваивают правило написания о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.



139



Морфологический разбор имени существительного.

1

Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных.



140-141



142



Повторение изученного по теме: «Имя существительное»



Р/р. Устное сочинение по картине Г. Нисского «На лодке. Вечер.»

2




1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают тексты, выделяя морфемы, обозначая падежи имён существительных.


Составление устного описания картины



143-144



Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

2

Написание диктанта и выполнение грамматического задания


Выполнение работы над ошибками.





145-146



Имя прилагательное

(12 ч + 4 ч)

Имя прилагательное как часть речи.



2



Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными.





147



Правописание гласных в падежных окончания прилагательных

1

Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.



148



Правописание гласных в падежных окончания прилагательных

1

Закрепляют правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.



149



Правописание гласных в падежных окончания прилагательных

1

Закрепляют правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Пишут диктант, выделяя окончания имён прилагательных.



150-151



Р/р Описание животного

2

Воспринимают описание животного как вариант описания



152-153






154-155



Прилагательные полные и краткие





Р/р. Контрольное сочинение. Описание животного по фотографии «Камчатский бурый медведь»

2







2

Распознают полные и краткие формы имён прилагательных. Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными.


Описывают животное по фотографии.



156



Морфологический разбор имени прилагательного

1

Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных.



157-158



Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное»

2

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Работают со словарём: выписывают прилагательные с непроверяемым написанием.



159-160



Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

2

Написание контрольного диктанта.


Выполнение работы над ошибками.




161



Глагол (26 ч + 8 ч)

Глагол как часть речи

1

Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими.



162



Не с глаголами

1

Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя глаголы с не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи.



163



Р.р. Рассказ (упр.664)

1

Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему.



164



Неопределённая форма глагола

1

Распознают неопределённую и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, используя глаголы в неопределённой форме.



165



Неопределённая форма глагола. Контрольный словарный диктант

1

Распознают неопределённую и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывают текст, озаглавливают его, выписывают из текста глаголы в неопределённой форме.



166



Правописание –тся и –ться

1

Усваивают правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся.



167



Виды глагола

1

Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз- (рас-), составляют с ними словосочетания.



168



Виды глагола

1

Образуют от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенно- го видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами.



169



Буквы е – и в корнях с чередованиями.

1

Усваивают правило написания букв е — и в корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.



170



Буквы е – и в корнях с чередованиями. Проверочная работа

1

Закрепляют правило написания букв е — и в корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.



171



Р.р Невыдуманный рассказ (о себе) (упр.692)

1

Знакомятся с рассказом от первого лица. Анализируют приведённое в упражнении изложение ученика, указывают недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды...».



172



Время глагола

1

Определяют время глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов.



173



Прошедшее время

1

Определяют способ образования глаголов прошедшего времени. Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно.



174



Настоящее время

1

Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице...» или «Новости дня». Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени.



175



Будущее время

1

Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Пишут сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять — двадцать лет. Подбирают слова на тему «Спорт».



176-177



Спряжение глаголов

2

Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания или предложения.



178



Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовят устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам.



179



Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

Применяют правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут диктант с продолжением.



180



Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Производят наблюдение за движением на улице и пишут по нему сочинение-описание.



181-182



Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

2

Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.



183



Употребление времён

1

Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени.



184-185



Р/р Употребление «живописного настоящего» в повествовании (упр.737)

2

Составление устного рассказа по рисунку, создание черновых материалов сочинения



186



187-188



Морфологический разбор глагола


Р/р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф. Савчук «Шоколадный торт»)

1



2

Устный и письменный морфологический разбор глагола



Написание изложения



189-190



Повторение изученного по теме: «Глагол»



2

Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рисунок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозначают орфограммы. Составляют диктант из слов с непроверяемыми написаниями, данных в разделе.



191-192




193-194



Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.


Р/р. Сочинение — рассказ по рисунку О. Поповича «Не взяли на рыбалку»

2





2

Написание контрольного диктанта


Выполнение работы над ошибками



Написание сочинения.






195



Повторение и систематизация изученного

(8ч +2ч)

Разделы науки о языке




1




Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык». Указывают лексическое и 41 грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах. Составляют план сообщения об одной из частей речи.



196-197



Р/р Контрольное сочинение на одну из тем по выбору (упр763)

2

Составляют рабочие материалы к сочинению-рассказу.



198



Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, составляют таблицы




199





200



Орфограммы в окончаниях слов.





Употребление букв ь и ъ.


1





1

Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают примеры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами.

Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь.



201-202



203-204



Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.


Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

2




2

Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графически выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записывают его по памяти.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Выполнение работы над ошибками.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!