СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно тематическое планирование по русскому языку 4 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по русскому языку для 4 класса Школа России

Просмотр содержимого документа
«Календарно тематическое планирование по русскому языку 4 класс Школа России»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное приложение к рабочей программе ООП НОО по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» составлено на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной образовательной программы по русскому языку (Москва «Просвещение» 2011 г.) и программы по русскому языку Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский языу: Рабочие программы: 1-4 классы (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г), основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ №29, учебного плана МБОУ СОШ №29 на 2018-2019 учебный год и предназначено для изучения РУССКОГО ЯЗЫКА в 4 классе общеобразовательной школы по УМК «Школа России».


В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №29 на изучение учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» отводится 170 часов в год (5 часов в неделю).


Цели обучения:

  1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)

  2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

  3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

  4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.


Задачи  обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать  средства  языка в соответствии с условиями  общения, развитие интуиции и   «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами  анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать   в диалоге,           оставлять несложные монологические высказывания;



УМК:

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 4 класс «Русский язык». М.: «Просвещение» 2017г. в 2 х частях.

Учебник соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по технологии входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253.







Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.

3. Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.

4. Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.

5. Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.

6. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

7. Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.

8. Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).

9. Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Основное  содержание

      Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи ( 170 ч)

Вспоминаем, повторяем, изучаем (41 ч)

Части речи (114 ч)

Повторение изученного за год (15 ч)

           Вспоминаем, повторяем, изучаем (41 ч)

   Язык и речь (2 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

   Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

   Предложение (15 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

  Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

       Слово и его лексическое значение (4 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

      Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

     Состав слова (8 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи (114 ч)

Имя существительное (43 ч)

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (30 ч)

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

      Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (7 ч)

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями(к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах(тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

                                           

Глагол (34 ч)

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Связная речь

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

     Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение изученного (15ч)

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

   изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.

                                 обучающиеся должны уметь:

   орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

   производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

   производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типапозвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

   производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

    определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

    определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;

   писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

    в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Календарно – тематическое планирование по русскому языку4 класс

В соответствии с новым ФГОС (количество часов в неделю по учебному плану 5 часов ) 170 часов


п/п

Плано-вые сроки прохождения

Скоррек-

Тирован-ные сроки прохожде-ния

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Домашнее задание


Повторение 11 часов.

1



1.Наша речь и наш язык

  • Анализировать высказывания о русском языке.

  • Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.

  • Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

  • Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога.


2



2.Текст и его план.


  • Определять тему и главную мысль текста.

  • Подбирать заголовок к тексту.

  • Соотносить заголовок и текст.

  • Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

  • Составлять план текста.

  • Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соот-етствие теме и др.).

  • Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

  • Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы.

  • Самостоятельно подготовиться к написанию изложения.

  • Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

  • Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

  • Сопоставлять тексты разного стиля.

  • Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».

  • Сочинять рассказ в соответствии с выбран- ной темой.


3



3.Обучающее изложение (упр.8)



4






































4.Анализ изложения. Типы текстов.



5




5.Предложение как единица речи.

  • Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

  • Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

  • Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

  • Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

  • Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.


6





6.Виды предложений по цели высказывания.


7



7.Виды предложений по интонации.


8



8.Обращение.

  • Находить обращение в предложении.

  • Составлять предложения с обращением.

  • Выделять обращения на письме.


9








9.Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

  • Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

  • Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

  • Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения.

  • Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение.

  • Моделировать предложения.

  • Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».

  • Разбирать предложение по членам.


10



10.Входной контрольный диктант.


11



11.Словосочетание.

Проверочная работа

  • Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

  • Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.

  • Выделять в предложении словосочетания.

  • Разбирать предложение по членам предложения.

  • Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания.

  • Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений.

  • Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера.

  • Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику



Предложение 9 часов

12






1. Однородные члены предложения. Общее понятие.

  • Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

  • Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

  • Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

  • Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

  • Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение.

  • Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

  • Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

  • Продолжать ряд однородных членов.

  • Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

  • Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

  • Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану


13





2.Связь однородных членов предложения.


14







3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.


15






4.Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».


16



5.Наши проекты. «Похвальное слово знакам препинания».


17








6.Простые и сложные предложения. Как отличить простое предложение от сложного.

  • Сравнивать простые и сложные предложения.

  • Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

  • Наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения

  • Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

  • Выделять в сложном предложении его основы. Составлять сложные предложения.

  • Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

  • Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану


18







7.Сложное предложение и предложение с однородными членами.


19




8.Обучающее изложение (упр 56)



20





9.Контрольный диктант по теме «Предложение».



Слово в языке и речи 21 час.

21




1.Лексическое значение слова


  • Анализировать высказывания о русском языке.

  • Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

  • Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

  • Объяснять принцип построения толкового словаря.

  • Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

  • Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

  • Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова.

  • Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях.

  • Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении

  • Подбирать к слову синонимы, антонимы.

  • Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

  • Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.

  • Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове.

  • Работать со страничкой для любознательных: знакомиться с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио.

  • Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

  • Работать со словарём иностранных слов.

  • Наблюдать за изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значении фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму


22






2.Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные и устаревшие слова.

  • Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

  • Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок.

  • Работать с памяткой «Разбор слова по составу».

  • Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу.

  • Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

  • Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

  • Моделировать слова.


23




3.Синонимы, антонимы, омонимы.




24



4.Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.



25




5.Значимые части слова



26




6.Распознавание значимых частей слова.



27



7. Распознавание значимых частей слова.



28





8.Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.


  • Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

  • Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

  • Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

  • Анализировать разные способы проверки орфограмм.

  • Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.


29





9.Прпвописание гласных и согласных в значимых частях слова.



30




10. Правописание приставок и суффиксов.



31



11.Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками



32





12.Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками


  • Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова».

  • Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

  • Работать с орфографическим словарём.


33



13.Обучающее изложение. (упр.110)

  • Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

  • Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

  • Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.

  • Сочинять объявление


34





14. Части речи. Морфологические признаки самостоятельных частей речи.


  • Различать изученные части речи.

  • Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

  • Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

  • Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.

  • Подбирать примеры изученных частей речи


35





15.Склонение имён существительных и имён прилагательных



36




16.Имя числительное.



37



17.Глагол.



38




18.Наречие как часть речи.


  • Находить наречия среди данных слов и в тексте.

  • Анализировать грамматические признаки наречия.

  • Определять роль наречий в предложении и тексте.

  • Классифицировать наречия по значению и вопросам.

  • Образовывать наречия от имён прилагательных.

  • Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

  • Обсуждать представленный отзыв С. И. Мамонтова о картине В. М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст- отзыв о картине художника



39




19. Правописание наречий.



40





20.Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».



41



21.Контрольный диктант по теме «Части речи».



Имя существительное 40 часов

42




1.Распознавание падежей им. существительных


  • Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

  • Изменять имена существительные по падежам.

  • Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

  • Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

  • Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

  • Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.

  • Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи.

  • Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.


  • Подбирать примеры существительных 1-го склонения.


  • Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения.


  • Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя).

  • Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

  • Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие.

  • Классифицировать имена существительные по склонениям.

  • Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

  • Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

  • Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

  • Классифицировать имена существительные по склонениям.

  • Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения.

  • Подробно излагать содержание повествовательного текста.

  • Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.


  • Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.



  • Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.


  • Обосновывать написание безударного падежного окончания.



  • Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.


  • Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом — задачей).



















  • Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница».


43







2.Упражнение в распознавании именительного, родительного и винительного падежей неодушевлённых им. существительных.


44







3. Упражнение в распознавании дательного, родительного и винительного падежей одушевлённых им. существительных.


45




4.Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания.



46



5.Несклоняемые им. существительные.



47






6.Три склонения имен существительных (общее понятие).

1 - е склонение им. существительных.



48




7.Упражнение в распознавании 1-го склонения им.сущ.



49



8.Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»



50





9. 2 - е склонение им. существительных.


51




10. Упражнение в распознавании

2-го склонения им.сущ.



52




11. 3 - е склонение им. существительных.



53




12. Упражнение в распознавании

3-го склонения им.сущ.


54




13.Типы склонения. Алгоритм определения склонения им. сущ.



55




14.Обучающее изложение ( упр.180)


56







15.Анализ изложения. Падежные окончания им. сущ. 1,2 и 3 – го склонения ед.числа. Способы проверки безударных падежных окончаний им.сущ.



57




16.Именительный и винительный падежи.



58





17.Правописание падежных окончаний имён существительных в

родительном падеже.



59






18.Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.



60




19.Правописание окончаний им сущ. в дательном падеже.



61






20. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных в

родительном и дательном падежах.


62






21.Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных в

родительном и дательном падежах


63





22.Правописание падежных окончаний имён существительных в

творительном падеже.


64





23. Правописание падежных окончаний имён существительных в

творительном падеже.


65





24.Правописание падежных окончаний имён существительных в

предложном падеже.


66





25.Правописание падежных окончаний имён существительных в

предложном падеже.


67





26.Правописание падежных окончаний имён существительных во всех падежах.


68





27.Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён сущ.


69





28. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён сущ.



70





29.Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница».



71







30.Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».


72





31. Анализ контрольного диктанта. Повторение.


73




32. Склонение им. прилагательных во множественном числе.


  • Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

  • Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

  • Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.).

  • Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи».

  • Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.


74





33.Именительный падеж имён прилагательных множественного числа.


75





34.Родительный падеж имён прилагательных множественного числа.



76






35. Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в родительном падеже. Родительный и винительный падежи им. сущ. множественного числа.


77





36.Дательный, творительный, предложный падежи им. сущ. множественного числа.



78



37.Обучающее изложение.(упр. 273)



  • Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста.


  • Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу.


  • Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже


79






38.Анализ изложения. Правописание падежных окончаний им.сущ. в единственном и множественном числе.



80




39.Контрольный диктант за первое полугодие.



81



40.Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа.




Имя прилагательное 31 час

82




Имя прилагательное

1.Имя прилагательное как часть речи.


  • Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

  • Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

  • Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

  • Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

  • Различать начальную форму имени прилагательного.

  • Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

  • Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

  • Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста».

  • Сочиять текст о любимой игрушке.

  • Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль.

  • Проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.


83





2. Род и число имён прилагательных.



84





3.Сочинение – описание «Описание игрушки».



85


4. Склонение имён прилагательных.





86


5.Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов» (упр. 21-22)

  • Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».

  • Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин).

  • Работать с текстом-памяткой «Как определить падеж имён прилагательных».

  • Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

  • Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения».

  • Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины.


87





6.Склонение им. прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.


  • Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

  • Работать с текстом-памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

  • Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

  • Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.

  • Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного.

  • Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца


88





7.Правописание окончаний им. прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.



89





8. Правописание окончаний им. прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.



90





9.Правописание окончаний им. прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.



91




10.Именительный, винительный, родительный падежи.



92





11. Правописание окончаний им. прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.



93




12.Упражнение в правописании окончаний им. прилагательных мужского и среднего рода.



94





13.Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты.



95


14.Правописание падежных окончаний имён прилагательных. мужского и среднего рода в единственном числе



96




15. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе


  • Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице.


  • Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.


  • Записывать текст по памяти.


  • Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение.


97




16.Именительный и винительный падежи им. прилагательных женского рода.



98






17.Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода в единственном числе.



99





18.Винительный и творительный

падежи им. прилагательных женского рода.



100





19.Упражнения в правописании падежных окончаний им. прилагательных.



101


20.Излодение описательного текста. (упр.76)



102


21.Склонение имён прилагательных во множественном числе

  • Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

  • Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

  • Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его.

  • Проверять написанное.

  • Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

  • Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

  • Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.


103




22.Сочинение – отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости».



104





23.Именительный и винительный падежи имён прилагательных во множественном числе



105





24.Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе.


106




25.Дательный и творительный имён прилагательных во множественном числе



107


26. Обобщение знаний об имени прилагательном.


108




27.Сочинение – отзыв по картине И.Э Грабаря «Февральская лазурь»

  • Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

  • Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного

  • Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

  • Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь


109




28. Обобщение знаний об имени прилагательном.


110




29. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».


111


30.Анализ контрольного диктанта. Повторение.



112

31. Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверим свои знания.



Местоимение 9


113





1.Местоимения как часть речи.



  • Распознавать местоимения среди других частей речи.

  • Определять наличие в тексте местоимений

  • Определять лицо, число, род личных местоимений 3-го лица.

  • Работать с таблицами склонений личных местоимений;

  • изменять личные местоимения по падежам.

  • Различать начальную и косвенную формы личных местоимений.




114


2.Личные местоимения


115





3.Изменение по падежам личных местоимений 1 – го и 2 – го лица.


  • Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

  • Оценивать уместность употребления местоимений в

  • тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена

  • существительные соответствующими местоимениями.

  • Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.


116


4. Изменение по падежам личных

местоимений 3 – го лица.


117


5.Изменение личных местоимений по падежам.

  • Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.


  • Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.


  • Раздельно писать предлоги с местоимениями.


  • Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».

  • Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алго ритмом, данным в учебнике


  • Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений.


  • Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста.

  • Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта


118


6.Изложение повествовательного текста с элементами описания. (упр. 138)


119


7.Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение»



120-121


8-9 Контрольный диктант по теме «Местоимение». Повторение.




Глагол 32

122



Глагол

1.Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи.

  • Различать глаголы среди других слов и в тексте.

  • Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

  • Трансформировать текст, изменяя время глагола


123



2.Изменение глаголов по временам.


124




3.Неопределенная форма глагола



  • Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).

  • Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола

  • Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?

  • Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.

  • Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

  • Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нём языковых средств


125



4. Неопределенная форма глагола



126



5.Изменение глаголов по временам.



127



6.Изложение повествовательно текста по цитатному плану. (упр.162)


128


7.Анализ изложения. Спряжение глаголов.


129



8.Спряжение глаголов


  • Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

  • Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

  • Определять лицо и число глаголов.

  • Выделять личные окончания глаголов.

  • Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.).

  • Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).

  • Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

  • Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.


130





9.2 – е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.



131




10.Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».



132





11. I и II спряжение глаголов настоящего времени.


133


12. I и II спряжение глаголов будущего времени.



134


13. Наши проекты.


  • Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и

  • будущем (простом и сложном) времени; наблюдать за

  • написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

  • Определять спряжение глаголов.

  • Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

  • Работать с текстом-памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

  • Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

  • Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

  • Обосновывать правильность написания без ударного личного окончания глагола.

  • Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

  • Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола.

  • Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

  • Отличать возвратные глаголы, употреблённые в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

  • Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы).


135


14.Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.


136





15. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.



137





16. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.



138





17. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.



139




18. Правописание возвратных глаголов


140




19.Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.



141




20. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.



142




21. Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.



143




22. Правописание глаголов в прошедшем времени.


144





23.Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.



145





24.Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.



146


25.Изложение повествовательного текста по вопросам (упр. 241).



147



26. Контрольный диктант по теме «Глагол».


  • Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

  • Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

  • Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

  • Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности).

  • Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи».

  • Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

  • Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

  • Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

  • Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное


148




27. Анализ контрольного диктанта. Повторение.


140




28. Обобщение по теме «Глагол»


150



29.Обобщение по теме «Глагол»


151




30. Изложение повествовательного текста. (упр.253)



152



31.Анализ изложения. Тестовая работа. Повторение.


153




32. Итоговая комплексная работа.



Повторение 17 часов


154


1.Язык. Речь. Текст.



155


2. Предложение и словосочетание


156


3.Предложение и словосочетание


157


4. Предложение и словосочетание


158


5.Лексическое значение слова.


159


6.Сочинение на тему «Моё впечатление от картины И.И.Шишкина «Рожь»»


160


7.Состав слова.


161


8.Правописание корней слов.


162


9.Правописание ударных

безударных окончаний.



163


10. Правописание суффиксов и приставок.



164


11.Основа слова.


165


12.Части речи.



166


13. Части речи.



167


14.Итоговый контрольный диктант.



168


15. Анализ диктанта. Части речи.



169


16. Звуки и буквы



170


17. Повторение.





Учебно-методическое  обеспечение  программы.


Программа

Сборник  рабочих  программ  «Школа  России»  1-4 классы. М. :«Просвещение»,  2012г. 528с.

В.П.Канакина , В.Г.Горецкий,  М.В.Бойкина  Рабочие  программы «Русский  язык» Предметная  линия  учебников  «Школа России»  1- 4  классы  М. :  «Просвещение»  2015г. 208с.


Учебник

В.П.Канакина  В.Г.Горецкий  «Русский  язык» 4 класс  с приложением на электронном носителе.

М.: «Просвещение»,  2014г., 1ч. -159с; 2ч. -159с.


Методическая литература

Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко   Поурочные  разработки по русскому  языку  4  класс  к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого  «Школа России»  М. : «ВАКО» 2015г.


Материалы для проведения проверочных работ

В.П.Канакина, Г.С.Щёголева  Русский  язык. сборник  диктантов  и  самостоятельных  работ.  

М.: «Просвещение»,  2014г

В.В.Никифорова  КИМ  Русский язык  4 класс. М. : «ВАКО» 2016г.

Русский  язык . Итоговая аттестация  4 класс

М: «ЭКЗАМЕН».  2015г









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!