СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс»

Тема урока

Кол.час.

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дом.

задание

Дата проведения урока

план

Факт

1.

Русский язык в современном мире

1

Понятие «государственный язык». Особый политико-правовой статус русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке.

Ответить на вопросы:

«В каких сферах деят- ти

функц-ет рус. язык как государственный?»

«Сколько госуд-ых яз. может быть в одной стране?», «Какие вы знаете слова, пришедшие в рус. язык из языков народов, населяющих Россию?»

Сост-ть уст.

высказ-ие, опираясь на слова К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

Упр 3,4




Повторение изученного в 5-7 классах (7+2 р/р)


2.

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки заверш-я, выдел-я, разделения.

1

Виды простых и сложных пред-ий. Знаки выделительные, разделительные и завершения.

Уметь определять простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания и определять их назначение.

Работа с таблицей

упр.№13 стр.11.

П. 1,2 упр 10



3-4.

Знаки препинания в слож. предлож-и.

2

Понятие о зн. препинания в слож. предлож-и. Уметь опр-ть вид слож-го предл-я, созд-ть граф-е схемы, правильно употр-ть выделит-е и разд-е запятые.

Уметь опознавать вид сложного предложения, распознавать выделительные и разделительные запятые.

Объяснительный диктант упр.20.

П 3 упр 17



5.

Буквы Н-НН в суффиксах прилаг-х, причастий, наречий.

1

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилаг-ых, причастий и наречий.

Уметь опознавать слова с

изуч-ми орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи.

Объяснительный диктант, анализ текста.

§4, упр. 24.




6-7

Изложение с грамм-м зад-ем

2

р/р

Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам.

Уметь пересказывать текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предл-ния, синтаксических функциях частей речи в тексте, уметь подбирать однокоренные слова, пересказывать текст от 3-го лица.


Упр 26, 27



8

Слитное и раздельное напис-е НЕ с разными частями речи.

Словарный диктант № 1

1

НЕ с глаголами и дееприч-ми, причастиями, именами суще-ми, прилагательными и наречиями на –О.

Уметь безошибочно писать НЕ

1 ) с глаголами и деепр-ми; 2) с причастиями; 3)с сущ, прилагательными и наречиями на -О; аргументировать такую группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием с НЕ.

Диктант «Проверь

себя».

§ 5, упр. 36. Из худ. произ-ий выписать

предл-ия со словами с НЕ, указать части речи и условия выбора орфограммы.



9

К/р № 1

Диктант с грамм-им заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».

1

Правописание Н и НН, слитное и раздельное написание НЕ, дефис в разных частях речи.

Уметь на письме соблюдать орфограф-е и пункт-е нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам.

Диктант с грамматическим зад-ем.




10

Анализ диктанта

1








Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7 ч.)


11

Основные ед-цы синтаксиса

1

Основные единицы синт-са: словосочетание, предложение. Виды и средства синтакс-й связи: интонация, окончание, предлоги, союзы.

Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, тон, темп, мелодичный рисунок), понимать их грам-ю и

смыслоразличительную роль; использовать синт-е средства: формы слов, смысловую и грамм-ую связь - в составлении

словос-й и предложений, знать роль служебных слов

Выраз-ое чтение поэтических и прозаических текстов с

использ-ем ср-в синтак-ой связи.

§ 6, упр. 39-40 (анализ видов и ср-в

синт-й связи).



12

Текст как единица синтаксиса

1

Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста.

Уметь определять смысл-ю связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевой ситуации, характера адресата речи, выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства.

Из слов составить

предл-я с указанным коммуникативным зада- нием, включить эти предложения в текст.

§ 7, упр. 47, 48.




13

Предложение как ед-ца синтаксиса

1

Предложение как осн. единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, средство выраж-я мысли. Структур-е, семантич-е, коммуник-е и интонационные признаки

предложения. Предлож-я утвердительные и отрицательные.

Знать осн. Признаки предл-я и его отличие от др. яз-х единиц. Уметь опознавать и характ-ть предл-я по эмоц-ой окраске, по характеру выраж-я отношения к действит-ти, опр-ть границы предл-й и способы передачи их в устной (интонация) и в письм-ой речи (зн преп-я конца предл-я), использ-ть вопросит-е слова и частицы в вопросит-х предл-х для точного формулир-я мысли и воздействия на собеседника, риторические вопросы и ритор-е воскл-я как экспрессивно стилистические ср-ва, способы выражения разных смысловых оттенков побуждения, речевые этикетные формулы, ср-ва выражения значения утверждения и отрицания.

Выразительное чтение.

Определение границ пред-я. Конструирование предложений.

§ 8, упр. 51

(письменно), упр. 52 (устно), дать харак-ку

предл-ям, расставить зн.препин-я.

Подготовить устное

сообщение «Что я знаю о предложении».



14

Словосочетание как единица синтаксиса

1

Основные виды словосочетаний по морфологич-м свойствам

главного слова. Основные признаки словосочетания.

Знать основные виды словос-ий: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словос-я всех видов.

Составление слово-ий по

схемам, распределение по

группам в зависимости от главного слова.

§9, 10, упр. 58. Сост-ть и записать по одному словос-ю с главным

сл. – сущ.-



15

Виды словосочетаний

1

Основные виды слов-ий по морфол-ким свойствам гл. слова. Основные признаки словосоч-я. Виды слов-ий по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический

разбор словосочетаний

Знать основные виды

словосоч-ий, признаки

словосоч-я , типы связи слов в слово-и: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания; уметь распознавать и модел-ть словосочетания всех видов.

Составление слов-ий по

схемам, распределение по

группам в зависимости от

главного слова.




16

Синтаксические связи слов в словосочетании

1







17

Синтаксический разбор словос-ий

1


Уметь производить синтак-ий разбор словос-я, определять главное и зависимое слово, правильно задавать вопрос.


Комментированное

письмо, разбор словосочетаний.





Простое предложение (3+1 р/р ч.)


18

Грамматическая основа предл-я

1

Структура простого предл-я. Главные члены двусоставного предл-я, Основные типы грамматических основ.

Уметь производить синт-й разбор простого предл-я, опр-ть грам-е основы в простом и сложном предл-и, использовать служебные слова, порядок слов в предл-и, интонацию для смысловой и грам-ой

связи слов в предложении.

Комментированное письмо, разбор предл-й по членам, конструирование предл-й с заданной грам-ой основой.

§ 13, упр. 75, списать, указать гр. основы.

Прочитать текст, составить его план в ф-ме вопр-х предл-й, повеств-х предл-й



19

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

Прямой и обратный порядок слов в предл-и. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение).

Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов.

Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы: «Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения?», «С какой целью используется ин-версия?»

§14, 15, упр. 87.



20

Описание памятника культуры

1

р/р

Сопоставительный анализ

репродукций картин . А. Баулина, С. В. Герасимова с изображением одного и того же памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения.

Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использ-ть изобразительно выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме

Сочинение – описание

памятника




21

Проверочная работа по теме «Словосочетание»«Простое предл-е»

1








Двусоставные предложения (16+1 р/р ч.)

Главные члены предложения (7 ч.)


22

Подлежащее

1

Главные члены двусоставного предл-я, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым.

Знать и пояснять функцию главных членов, находить и харак-ть подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выраж-я подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосоч-ем или сложносокращенным словом.

Составить предложение, использовать в качестве

подлежащих неделимые словосочетания. Предупредительный

диктант.

§ 17, упр. 93.



23

Сказуемое. Простое глаг-е сказуемое.

1

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения

Знать виды сказуемого. Уметь находить и харак-ть сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, опр-ть морфологические способы выражения простого глаг-го сказуемого.

Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное высказывание «Способы выражения

простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глаг-ми фразеологизмами в роли сказуемых

§18, 19, упр. 97. Прочитать отрывок из

рассказа Л. Н. Толстого «После бала» (от слов «Я взял перышко...»).




24

Составное глаг-е сказуемое

1

Составное глагольное сказуемое, способы его выраж-я.

Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и сост-е глагольное сказуемое.

Заменить составные глаг-е сказуемые со вспомогательным глаг. на составные глагольные с кратким прилагательным.

Составить , план параграфа 20, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами.

§20, упр. 106.

Списать, определить главную мысль текста.



25

Составное именное сказуемое

1

Составное именное сказуемое, способы его выражения.

Знать структуру составного

именного сказуемого, различать составные глаг. и составные им. сказуемые, опр-ть способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопост-ть предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.

Комментированное письмо. Устный связный ответ «Составное именное сказуемое, способы его выражения».

§21, упр. 108.

Составить предл-я с сост. им. сказуемым,

характ-им ч-ка или предмет, используя в качестве им. части полные и краткие

прилаг.



26

Тире между подлежащим и сказуемым

Словарный диктант № 2

1

Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым.

Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения.

Объяснительный

диктант.

§22, упр. 120.

Составить предл-я со словами грамматика, синтаксис, пунктуация, употребляя их как подлеж-е.



27

К/р № 2

Диктант по теме «Главные члены предложения»

1

Главные члены предложения.

Уметь определять грамм-е основы, способы выраж-я главных членов предл-я.

Диктант с грамм-ким заданием.




28

Анализ диктанта

1








Второстепенные члены предложения (9 + 1 р/р)


29

Роль второст-ых членов в предложении.

1







30

Дополнение.

1

Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения.

Знать определение доп-я,

различать прямое и косв-е

дополнение, способы их выражения, уметь опозн-ть их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение.

Разбор предложений по

членам . Осложненное списывание. Языковой анализ стихотворения

А. С. Пушкина «Зимний вечер»: Какие лексические,

фон-е, смыслообразова-

тельные, синт-е средства

языка делают картину бури осязаемой, видимой,

слышимой? Какова роль второстепенных членов в тексте?

§24, упр. 130. Найти ошибки в употр-и сущ-х, которыми выражены

дополнения, исправить их.



31

Определение.

1

Согласованные и несогл-е

определения. Способы выраж-я

определения.

Уметь различать опр-я соглас-е и несогл-е, опр-ть способы их выражения, уметь использовать

опред-я для хар-ки предмета, явления, а определения-эпитеты - как средства выразительности речи.

Творческое списывание. Найти в тексте согласо-

ванные и несогласов-е определения.

§25, упр. 135.

Заменить соглас-е определ-я на несогл-е, опр-ть роль опр-й в тексте.



32

Приложение. Знаки препинания при нём.

1

Приложение как разновидность опред-я. Знаки препинания при приложении.

Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи.

Составить план к теоретическому материалу параграфа.

§26, упр. 141.

Определить, что обозн.

приложения. Вып-ть из

уч-ка лит-ры



33-34

Обстоятельство

2

Виды обстоятельств по знач-ю. Способы выражения обст-ств

Уметь различать виды обст-ств по знач-ю, опр-ть способы их выраж-я, исп-ть обст-ства для придания речи точности, ясности, выраз-ти, исп-ть как ср-во связи предл-ий в повеств-ых текстах.

Конструирование предл-й. Заполнить таблицу «Виды обстоятельств» своими примерами.

§27, упр. 159.

Указать, чем выражены обст-ства, опр-ть их знач-я.



35

Синт-ий разбор двусоставного предложения

1







36

Характеристика человека

1

р/р

Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности.

Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать

яз. ср-ва, соблюдать на письме литер-е нормы.

Сочинение-характеристика

Привести свои примеры к каждому во-

Просу (контрольные

вопросы на стр. 82).



37.

Повторение и обобщение по теме «Двусоставное предложение» Словарный диктант № 3

1







38

К/р № 3

Диктант с грамм-м зад-ем по теме «Двусоставные предложения»

1

Главные и второстепенные члены предложения. Способы

выражения.

Уметь определять

грамм-е основы, способы

выраж-я главных и второстепенных членов предл-я, производить синонимическую замену разных видов сказуемого, соглас-ых и несоглас-ых определений, правильно ставить знаки преп-я м-у подлежащими и сказ-ми, при приложении.

Диктант с граммат-им заданием.





Односоставное предложение (8+2 р/р ч)


39

Анализ диктанта. Главный член односоставного предложения

1

Односоставные предл-я, их осн. группы. Главный член однос-ого предл-я.

Знать структурные особ-ти

одн-ных предложений, уметь различать двусост-е и односоставные предл-я, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения.


§30, упр. 172.



40

Назывные предложения.

1







41

Определённо-личные предл-я.

1

Определенно-личные предл-я. Их структурные и смысловые особ-ти.

Знать структурно грамм-ие

особенности определенно-личных предлож-й. Уметь различать односоставные и двусоставные предлож-я, находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использ-ть определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двус-ыми и определенно- личными предложениями как синт-ми синонимами, правильно ставить знаки преп-я в сложных пред-х, в состав которых входят определенно-личные предл-я.

Сост-ть диалоги с употр-ем форм 1 и 2 л. глаголов, повеств-ных, побуд-ных и вопрос-ных предложений. Проанализ-ть использ-ие определенно-личных предл-й в эпистолярном

жанре (анализ письма

Тряпичкина Хлестакову;

Н. В. Гоголь «Ревизор», явл. 8, деист. 5),- в разговорной речи (А. С.

Пушкин, §32, упр. 185.

Написать приглашение (поздравление) другу, использовав определенно-личные предложения. Подобрать пословицы, имеющие форму определенно-личных предл-й. «Капитанская дочка», глава «Сирота», сцена освобождения Маши).

§32, упр. 185.

Написать приглашение (поздравление) другу, использовав определенно-личные предл-я. Подобрать пословицы, имеющие

Форму определенно-личных предложений.



42

Неопределённо-личные предл-я.

1

Неопределенно-личные предл-я, их структурные и смысловые особенности.

Знать структурно-грамм-е

особ-ти неопределенно- личных предл-й, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их исп-ть в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными.

Сопоставительный анализ

определенно- личных и

неопределенно- личных предложений как сим-ки противоположных друг другу. Конструирование предложений.

§33, упр. 191.

Выписать неопределенно-личные

предл-я из худ-х

произведений



43

Инструкция.

1

р/р







44

Безличные предложения.

1

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.

Знать структурные особ-ти

безличных предложений, способы выражения сказуемого, особ-ти употр-я в речи, уметь опознавать

безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи.

Составить предложения по схемам. Включить в

связный текст безличные предложения, которые обозначают: 1) физическое или духовное состояние человека; 2) состояние природы или окружающей обстановки; 3) стихийное проявление сил природы; 4) невозможность совершения действия.

§ 35, упр. 205.

Составить сложные

предложения, употребив в них безличные предлож-я.



45

Рассуждение

1

р/р

Сочинение- рассуждение:

тезис, аргументы, вывод.

Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт

Уметь создавать собственные высказ-я, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, тему. ответст-ти человека за свои слова с опорой на личный опыт. высказывать свое мнение, соблюдать н а письме нормы русского литературного языка.

Сочинение- рассуждение.






46

Неполные предложения

1

Неполные предложения. Предложения полные и неполные. Неполные предлож-я в диалоге и сложном предл-и.

Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказ-х, наблюдать за употр-ем неполных предложений в разговорной речи и в письменном тексте, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от однос-х.

Преобразовать полные двусоставные предложе-

ния в неполные, проанал-ть язык («Недоросль»,

действие 4, явление 8) с т.

зр. использования в сцене неполных предложений.

§37, упр. 21 5.

Составить диалог на тему «После ремонта квартиры (дома, школы)» с использ-ем неполных предлож-й .



47

Синт-ий разбор односоставного предл-я. Повторение и обобщение по теме «Односоставные предл-я». Словарный диктант № 4

1

Употребление односос-ых предложений в устной и письменной речи. Синтакс-ий разбор односоставных предл-й.

Уметь проводить устный и

письменный синтакс-й разбор односоставных предложений,

производить сопоставит-й анализ, использовать синонимию двусоставных и односоставных предл-й; односоставные предл-я в обобщенном значении и в пословицах, афоризмах,

крылатых выражениях.

Составление предл-й-

ответов на подобранные

уч-ся вопросы. Распространить назывные предложения. Проанали-

зировать образцы текстов различных стилей.

§38, упр. 216.

Найти в газете или

журнале репортаж.

Определить, в каком стиле он написан? Привести примеры характерных

языковых средств.



48

К/р № 4

Диктант с грамм-им зад-ем

1

Виды односоставных предл-й. Употребление односоставных и неполных предложений.

Уметь различать виды односоставных предл-й, опр-ть способы главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выраз-но читать.

Диктант с грамматическим заданием





Простое осложнённое предложение ( 26+2р/р )


49

Анализ диктанта. Понятие об осложнённом предложении.

1

Осложненные и неосложненные

предложения.

Уметь находить в предл-и

смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными

правилами.

Конструирование

предл-й, разбор по членам, составление схем, графический

диктант.

§ 39, упр. 222.

Расставить пропущенные знаки пр-я, произвести

синтак-й и

пунктуацио-й разбор одного предложения.




Однородные члены предложения (10 + 1 р/р)


50

Понятие об одн-ых членах.

1

Предлож-я с однор-ми членами. Средства связи одн-х членов предл-я.

Интонационные и пункт-е особ-ти предложения с однородными

членами.

Уметь опознавать однор-е

члены (распространенные, нераспространенные, выраж-е различными частями речи, ряды одн-х членов), соблюдать переч-ю интонацию в пред-х с однородными чл-ми, строить предложения с несколькими рядами одн-х членов.

Сопоставить конструкции с распростр-ми и нераспр-ми однор-ми членами, определить функции соч-х союзов, дописать предл-я с данным началом

§ 40, упр. 226.

Подчеркнуть однор-е члены предложения, определить отношения

между ними.



51

Однор-ые члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них.

1







52

Изложение

1

р/р

Изложение сравнит-я характеристика.

Уметь дифференцировать главную и второстеп-ую,

известную и неизвестную

информацию прослуш-ого

текста, фиксир-ть инфор-ю прослушанного текста в виде полного пересказа, опр-ть принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка, пересказ-ть текст, сохраняя структуру и языковые

особ-ти исходного текста,

использ-ть изуч-е синт-е конструкции при описании внешности человека.

Изложение текста

- сравнительная хар-ка.




53

Однор-е и неоднор-е опред-я

1

Однор-е и неоднородные определения.

Уметь различать однор-е и

неодн-е определения на основе смыслового, интонационного и грамм-го анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предлож-х с однородными и неоднор-ми определениями.

Составить конспект текста правила, чтобы им удобно было польз-ся




54-55

Однор-е члены, связанные соч-ми союзами и пунктуация при них.

2

Однородные члены предл-я, связанные соч-ми союзами и пунктуация при них.

Уметь правильно ставить знаки препинания при одн-ых членах, связанных соч-ми союзами, сост-ть схемы предл-ий с одн-ми чл; опр-ть оттенки противоп-ния, контрастности, уступит-сти и несоответствия, выраж-е противительными союзами ; чередование или неопределенность оценки явл-ий, выраж-е раздел-ми союзами, расст-ть знаки препинания.

Коммент-ное письмо. Выделить однор-ые чл

и опр-ть отношения м-у ними. Составлять схемы

предл-й, конструировать

предложения по схемам.

§ 43, упр. 252.

Включить одиноч-е и

повторяющиеся соед-ые союзы в дан.

бессоюзные ряды, завер-ть построение

предл-й по данному началу.



56-57

Обобщающие слова при однор-х членах и знаки препинания при них.

2

Обобщающие слова при однор-х членах и знаки преп-ия при них.

Уметь находить обобщ-е слова при однор-ых членах, опр-ть место их по отнош-ю к однор-м чл, правильно ставить зн преп-я, сост-ть схемы предл-й с обобщ-ми словами при однор-х членах. Уметь различать предл-я с обобщ-ми словами при однор-х чл и предл-я с сост-м именным

сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расст-ть зн преп-я, исп-ть предл-я с обобщ-ми сл при однор-х чл в текстах различных стилей.

Сост-ть схемы. Вст-ть в предл-я обобщ-е слова. Сост-ть алгоритм прим-я правила. Подобрать к данным наимен-ям общих понятий соответ-щие наименованию частных понятий, сост-ть предл-я, используя наимен-я родовых и видовых понятий. Изменить взаиморасположение однор-ых чл и обобщ-их слов. Сост-ть связное высказ-е, включить изуч-е синт-е конструкции..

§ 44, упр. 272.

Проч-ть, указать обобщ-е сл, сп-ть, расст-ть зн преп-я, сост-ть схемы предл-й.

Исправить ошибки в

соглас-и од-х чл и обобщ-х слов. Отв-ть письм-но на вопросы, употр-я одн-е чл и обобщ-е сл: «Чем хороша пора шк-х каникул?», «Наблюдали ли картины природы во время каникул?»,

«Какими увлекат-ми занятиями наполнены

были дни вашего отдыха?»



58

Синт-ий и пункт-ый разбор предл-ий с однородными членами.

1

Синтак-ий и пункт-й разбор предл-й с однор-ми членами. Стил-е осо-бенности предл-й с однор-ми членами. Синонимия простых предл-й с однор-ми чл. и сложносоч-х предл-й

Уметь производить синтак-й и

пунк-й разбор предл-й с одн-ми

чл, использовать разные типы сочетаний одн-х чл (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выраз-ти, выбирать форму сказуемого при одн-х подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов.

Написать сочинение-миниатюру (на выбор): 1) в деловом стиле (рекламное объявление турбюро); 2) в научном стиле (о географических особ-ях

местности); 3) в худ. стиле

(о достопримечат-ях: что

может заинтер-ть туриста в

нашем городе ).

§ 45, 46, упр. 277,

280. Списать , расст-ть зн преп-я, озаглавить текст, графически обозначить изученные орфограммы.



59

Повторение и обобщение по теме «Однородные члены предл-я». Словарный диктант № 5

1

Ср-ва связи однор-х чл.

предл-я. Знаки преп-я при

однор-х членах. Интонац-е и пункт-е особ-ти предл-ий с однор-ми чл.

Уметь опознавать, строить и читать предл-я с однор-ми чл, правильно ставить зн преп-я, соблюдая интонационные особ-ти предложений.

Объяснительный диктант.

§ 40-46, упр. 277, 280.

Подг-ть сообщение «Пунктуация в предл-и с обобщ-ми сл при однородных членах».



60

К/р № 5

Диктант с грамм-ким зад-ем по теме «Однор-е члены предл-я».

1

Однородные члены предл-я.

Уметь анализ-ть текст по

след-м параметрам: композиционно-содержат-й анализ текста (опр-е темы, глав. мысли, кол-ва микротем) и стилист-ий (обосн-е принадл-сти текста к опр-му стилю речи, выдел-е хар-ых для стиля яз-х ср-ств и стил-их приемов); типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи); яз. анализ отд-х элементов текста; анализ прав-я отд-х слов и пунк-ции предл-и.

Диктант с грамм-м зад-ем.





Обособленные члены предложения (15+1р/р )


61

Анализ диктанта. Понятие об обособлении.

1







62-63

Обособление определения. Выделительные знаки препинания при них.

2

Обособл-е согласованных распр-ых и нераспр-ых опред-ий. Выделительные знаки препинания при них. Обособление опред-й. Выделительные зн преп-я при них.

Уметь находить грамм-ие условия обособления опред-ий, выраж-ых причастными оборо- тами и прилаг-ми с зависимыми словами, а также согласованные одиночные опред-я, относящ-ся к сущ-ым, интонационно правильно их произносить, ставить зн преп-я при пункт-ом оформлении письм-ого текста. Уметь опознавать условия обособл-я опред-й, интонац-но правильно произносить предл-я с обособленными опред-ми, при пунктуационном оформлении письменного

Констр-ие предл-ий, замена необособл-ых опр-ий обособленными.

Выраз-е чтение примеров, четкая оценка случаев обособ-я и необособления определений.

§ 48, упр. 299.

Прочитать, найти

обособл-е и необ-е

соглас-ые определ-я, определить причину обособления.

§ 48, упр. 300 (заменить обособл-е опред-я придат-ми

предл-ми, сложные

предл-я.



64

Рассуждение на дискуссионную тему.

1

р\р







65-66

Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. Словарный диктант № 6

2

Обособл-е соглас-х прилож-й.Выделительные

зн преп-я при обособ-ии

Обособл-е приложений. Выделительные знаки

преп-я при обособлении

Знать осн-е условия обособ-я приложений, интонационно

правильно произносить предл-я с обособл-ми прилож-ми, правильно ставить знаки преп-я при выделении обособленных приложений. Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания.

Конструирование, замена одних конструкций др.,

устно составить автобиографию. Оценка и разбор смешанных примеров из литер-х источников.

§ 50, упр. 307. Подг-ть устное сообщение «Общее и различное в обособлении опред-й и приложений»

§50, упр. 311,313.

Составить доверен-

ность и расписку,

назвать приложения.



67

К/р № 6

Диктант с грамм-м зад-ем по теме « Обособленные определения и приложения»

1







68-69

Анализ контрольного диктанта. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

2

Обособл-е обст-ств, выраж-х деепр-м об. и один-м деепр-ем. Отсут-ие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. Обособл-е обст-ств, выраженных сущ-ми с предлогами.

Уметь опр-ть границы деепр-го об., правильно ставить зн. пр-я при обособлении, констр-ть

предл-я с деепр-ым об., испр-ть ошибки в предл-ии. Уметь опозн-ть синт-е конструкции с

КАК, правильно ставить знаки

преп. в предл-и со сравн-м об. и

синтак-ми конструкциями с КАК. Знать осн-е усл-я обособл-я обст-ств, выраж-х сущ-ми в косвенных падежах, интонационно правильно произносить предл-я с об-ми обст-ми

Придумать и записать предложения, используя в

них один-е деепр-я и словос-я (лежа на берегу и т.д.) Синтак-й и пункт-ый

разбор предл-й. Диктант

«Проверяю себя».

§51, упр. 320. 322

Из текстов изуч-х худ.

произв-й вып-ть предл-я с КАК, объяс-ть написание. Нап-ть текст об ученом-лингвисте , опр-ть, к какому стилю относ-ся

текст, найти предл-я с одн-ми чл.



70

Повторение и обобщение по теме «Обособленные обстоятельства»

1







71-72

Обособленные уточняющие члены предл-я. Выделительные знаки препинания при них.

2

Обособл-е уточн-е чл.

предл-я. Выделительные

знаки преп-я при уточ-х

членах предложения.

Иметь представление об уточ-х членах предл-я и о св-вах, отличающих их от обособл-х оборотов, уметь опознавать уточ-е чл. на основе семантико-

интонационного анализа высказ-я.

Выраз-е чтение предл-й с

интонацией выделения уточняющих членов, сост-е предл-й, синтаксический разбор.

§ 52, упр. 326.

Списать, расставить

зн. преп-я. Составить предл-я с уточн-ми дополнениями.



73

Повторение и обобщение по теме «Обособленные уточняющие члены предл-я»

1


Уметь опр-ть и выд-ть обособл-е уточняющие чл предл-я.

Предупредительны

й диктант.

§ 47-54.




74

Синт-ий и пункт-ый разбор предл-я с обособленными членами.

1

Обособл-е второстепен-х членов предл-я. Пост-ка знаков преп-я при обособл-и. Наблюдение над употр-ем предл-й с

обособленными членами.

Уметь опр-ть и выделять на

письме обособл-е второст-е члены, опр-ть сходство и разл-е м-у обособл-ем соглас-ых и

несоглас-ых опред-ий, отличие в обособл-и соглас-ых опред-й и приложений, различие в обособлении определений, прилож-й, обст-в.

Составить небольшой рассказ (5-6 предложений)

«Вид из окна», «На реке», «На рыбалке», «На помощь старшим»




75

Повторение и обобщение по теме «Обособленные члены предл-я» Словарный диктант № 7

1

Обособл-е второстепен-х членов предл-я. Пост-ка знаков преп-я при обособл-и. Наблюдение над употр-ем предл-й с

обособленными членами.

Уметь опр-ть и выделять на

письме обособл-е второст-е члены, опр-ть сходство и разл-е м-у обособл-ем соглас-ых и

несоглас-ых опред-ий, отличие в обособл-и соглас-ых опред-й и приложений, различие в обособлении определений,


Подготовить уст.

сообщ-е (на выбор): «Сход-тво и разл-е между обособлением соглас-х опр-ий», «Отличие в обособл-и соглас-х опр-й».



76

К/р № 7

Диктант с грамм-м зад-ем по теме «Обособленные члены предл-я»

1

Обособленные члены, знаки препинания при них.

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфограф-е и пунктуационные нормы

Диктант.





Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращения (2+1 р/р)


77

Анализ контр-го диктанта. Назнач-е обращения. Распр-ые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении.

1

Обращение, его функции и способы выражения.

Выделительные знаки при обращении.

Иметь представление об обращении за счет осмысления осн-го назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характ-ть

синтакс-е, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

Составить таблицу «Запятая при обращении».

§ 55, 56, упр. 346.

Составить диалог (о

прочитанной книге,

фильме) используя

обращения, стоящие в начале, середине,

конце предложения



78

Употребление обращений

1

Обращение, зн. преп-я при нем. Интонация

предл-я с обращ-ми. Наблюдение за употр-ем обращений в разговорной

речи, языке худ. лит-ры и официально-деловом стиле.

Уметь интонационно правильно произносить предложения, употр-ть ф-мы обращений в различных реч. ситуациях, разл-ть обращ-я и подлежащие двусос-го предложения.

Прочитать стих-е А. С.

Пушкина «Няня». Объяс-ть пост-ку зн. преп-я при обращениях. Сделать вывод, как с помощью

обращ-я можно выразить свое отнош-е. Какие еще языковые ср-ва (лекс-е,

грамм-е) могут выражать авторское отношение? Найти их в стихотворении.

§ 57, 58, упр. 355.

Нап-ть письмо маме, бабушке. Испол-ть разнообразные обр-я как ср-во выражения своего отнош-я к самому близкому и

любимому человеку.



79

Составление делового письма

1

р/р

Составление

делового письма.

Уметь сост-ть собственное

высказ-е в оф-деловом стиле, сохраняя его особ-ти, соблюдая специфику жанра (деловое письмо), использ-ть обращение, учитывая адресат и цель дел-го письма.

Деловое письмо.





Вводные и вставные конструкции (8 ч)


80

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

Вводные констр-и (слова, словосоч-я, предлож-я). Группы вводных констр-й по значению. Выделит-е

зн. преп-я при вводных словах, словосочетаниях.

Знать группы вв-х констр-й по значению, понимать роль

ввод-х слов как ср-ва выраж-я субъективной оценки высказ-я, уметь выр-ть опред-е отнош-я к высказ-ю с помощью вводных

слов, правильно ставить знаки

преп. при .вводных словах,

различать вводные слова и

члены предложения.

Зап-ть таблицу «Значения

ввод-х слов» своими примерами, включив вв-е слова в предл-я. Коммент-е письмо.

§59-61, упр. 366,

367. Объяснить значение вводных слов.



81-82

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

2

Вводные слова, словос-я и знаки препинания при них.

Уметь употр-ть в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расст-ть

зн. преп-я при вв-х словах, соблюдать интонацию

при чтении предл-й, использ-ть вв-е слова как ср-во связи предл-й и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов.

Конструирование предл-й.

Взаимодиктант

§ 62, упр. 369.

Ввести в предл-я вв-е слова, выражающие большую степень уве-

ренности. Как изме нился характер высказываний?



83

Вставные слова, сочетания и предложения

1

Вставные конструкции, особенности употребл-я

вставных конструкций.

Иметь предст-е о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предл-й, уметь опозн-ть вст-е конструкции, правильно читать предл-я с ними, расст-ть знаки препинания на письме.

Диктант «Проверяю себя».

Составить ответ -рассуждение «Что общего между обращениями и вводными словами и чем они отличаются?».

Использовать вводные слова



84

Междометия в предложении

1







85

Синтаксич-й и пунктуац-й разбор предложений со словами, словосочет-ми, предложениями, грамм-ки не связанными с членами предлож-я.

1







86

Повторение и обобщение по теме «Слова, грамм-ки не связанные с членами предложения». Словарный диктант № 8

1

Вводные конструкции как ср-во выраж-я оценки

высказ-я, воздействия на собеседника. Группы

вв-х слов и выраж-й по знач-ю. Вв-е предл-я и

вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки пре- пинания.

Уметь производить синтакс-й разбор предл-й вв-и констр-ми, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки преп-я, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предл-я, использовать вводные слова как ср-во связи предл-й и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как прием публицистического и худ.стилей.

Проанализ-ть употребл-е

междометий в 3 явл. 1 дей-я комедии Н. В. Гоголя

«Ревизор». Какую роль играют междометия в речи

персонажей? Составить памятку «Как готовиться к уроку рус яз.»

Исправить предл-я со словами-сорняками (где вводные слова

употреблены неоправданно).



87

К/р № 8 Диктант с грамм-м заданием по теме «Слова, грам-ки не связанные с членами предложения»

1

Вв-е конструкции как ср-во выраж-я оценки высказ-я, воздействия на собеседника. Группы вв-х слов и выраж-й по знач-ю. Вв-е предл-я и вставные конструкции. Обращение и способы его выраж-я. Знаки преп-я.

Уметь производить синтакс-й разбор предл-й с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить зн преп-я, производить синоним-ю замену вв-х слов, разл-ть вводные слова и созвучные чл предл-я, использ-ть вводные слова как ср-во связи предл-й и смысловых частей текста, различные ф-мы обращений в речевом этикете, риторические обращения как прием публицистического и художественного стилей.

Диктант.





Чужая речь (7+1 р/р)


88

Анализ контрольного диктанта. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь.

1

Способы передачи чужой речи. Предл-я с прямой речью. Раздел-е и выдел-е знаки преп-я в предл-х с прямой речью.

Знать осн-е способы передачи чужой речи, уметь выраз-о читать предл-я с прямой речью, правильно ставить в них знаки преп-я и обосновывать их постановку

Сост-е схем, констр-е

предл-й с прямой речью по схемам. Подобрать свои примеры, проиллюстр-ть схемы предл-й с прямой речью в таблице.

Составить диалоги

§ 65, упр. 405.

Расст-ть знаки преп-я, составить схемы предл-й.



89

Косвенная речь. Прямая речь.

1

Предложения с косвенной речью. Замена прямой

речи косвенной.

Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков пре-

пинания при косвенной речи.

Конструирование предл-й с

разными способами передачи чужой речи.

§ 66-68. Из рассказа

М. Горького «Стару-

ха Изергиль» выпи-

сать примеры с пря-

мой речью и опреде лить, где слова авто-

ра используются для

характеристики.



90

Диалог.

1

Замена диалога предложениями с косвенной речью.

Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков пре-

пинания при косвенной речи

Конструирование предл-й с

разными способами передачи чужой речи.




91

Рассказ

1

р/р

Композиция рассказа, использование в рассказе

диалога как текстообразующего

элемента.

Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы.

Сочинение рассказ по

данному началу с включением диалога.




92

Цитата.

1

Цитаты и знаки преп-я при них.

Знать правила оформления

цитат, уметь вводить цитаты в

речь, правильно ставить знаки

препинания при цитировании.

Записать под диктовку текст, опр-ть, какую функцию в текст выполняет цитирование..

Подобрать 2-3 цитаты на одну из тем: 1) о рус яз, его богатстве;

2) о книге; 3) об отнош-и к природе; показать способы включения цитат в сочинение.



93

Синтаксмч-й и пунктуац-й разбор предложений с чужой речью. Повторение и обобщение по теме «Чужая речь».

1

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная

речь. Синонимия предл-й с прямой и косвенной речью. Использ-е разных способов цитир-я в собственных речевых

высказываниях

Уметь производить синтакс. разбор предл-й и моделировать предл-я с прямой речью, произв-ть синонимичную замену предл-й с прямой и косвенной речью, пункт-но оформлять предл-я с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предл-я с прямой и косвенной речью

Объяснительный диктант,

произвести пунктуацион-

ный разбор.




94

Повторение и обощение по теме «Чужая речь». Словарный диктант № 9

1

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная

речь. Синонимия предл-й с прямой и косвенной речью. Использ-е разных способов цитир-я в собственных речевых

высказываниях

Уметь производить синтакс. разбор предл-й и моделировать предл-я с прямой речью, произв-ть синонимичную замену предл-й с прямой и косвенной речью, пункт-но оформлять предл-я с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предл-я с прямой и косвенной речью

Объяснительный диктант,

произвести пунктуацион-

ный разбор.

Как вы понимаете слова М. Цветаевой

«Книга должна быть исполнена , как соната». Знаки - ноты, в воле читателя осуществить или иска- зить...» Запишите слова М. Цветаевой, используя прямую

и косвенную речь.



95

К/р № 9 Диктант с грамматическим заданием по теме «Чужая речь»

1








Повторение и систематизация изученного в 8 классе (6+1 р/р)


96

Анализ контрольного диктанта. Синтаксис и морфология.

1

Морфология и синтаксис как разделы грамматики.

Разнообразие синт-х

конструкций. Первичные

и вторичные функции

различных частей речи.

Уметь опознавать части речи

по их грамм-им признакам,

опр-ть синт-кую роль

в предл-и, использовать в речи разные виды омонимов, виды и ср-тва синтаксической связи.

Анализ текста.

§ 73, упр. 436.



97

Синтаксис и пунктуация.

1







98

Изложение с творческим заданием

1

р/р

Текст как речевое

произведение

Уметь переск-ть фрагмент

прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые

особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме.

изложение




99

Анализ изложения. Синтаксис и культура речи.

1

Нормы литературного

русского языка в построении словосоч-ий

и предложений

Уметь соблюдать орфогр-е,

грамм-е и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы – при построении предл-й, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в

соответствии с целями общения.

Тест.




100

Синтаксис и орфография. Словарный диктант № 10

1

Нормы литературного

русского языка в построении словосочетаний

и предложений

Уметь соблюдать орфогр-е, грамма-е и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предл-й, исправлять нарушения синт-х

норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями

взаимодиктант




101

К/р № 10 Итоговый тест по программе 8 класса.

1

Нормы литературного

русского языка в построении словосочетаний

и предложений.

Уметь соблюдать орфогр-е, грамма-е и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предл-й, исправлять нарушения синт-х

норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями

Комплексный анализ текста

§ 75, упр. 448

(отредактировать

письмо).



102

Анализ теста. Итоговый урок.

1


















Календарно – тематическое планирование

по русскому языку


Класс: 8

Учитель: Алесина Е.Н.

Количество часов:

Всего - 102 ч.; в неделю - 3 ч.

Плановых контрольных работ – 10

диктантов 10; изложений 3; сочинений 5

количество уроков развития речи: 7

Планирование составлено на основе программы по русскому языку

к УМК для 5-9 классов (Т.А.Ладыженской,

М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.)


Учебник : русский язык 8 класс под ред. Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др.

Издательство г. Москва «Просвещение», 2011г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!