1. | Русский язык в современном мире | 1 | Понятие «государственный язык». Особый политико-правовой статус русского языка как государственного языка Российской Федерации. | Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке. | Ответить на вопросы: «В каких сферах деят- ти функц-ет рус. язык как государственный?» «Сколько госуд-ых яз. может быть в одной стране?», «Какие вы знаете слова, пришедшие в рус. язык из языков народов, населяющих Россию?» | Сост-ть уст. высказ-ие, опираясь на слова К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Упр 3,4 | | |
Повторение изученного в 5-7 классах (7+2 р/р) |
2. | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки заверш-я, выдел-я, разделения. | 1 | Виды простых и сложных пред-ий. Знаки выделительные, разделительные и завершения. | Уметь определять простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания и определять их назначение. | Работа с таблицей упр.№13 стр.11. | П. 1,2 упр 10 | | |
3-4. | Знаки препинания в слож. предлож-и. | 2 | Понятие о зн. препинания в слож. предлож-и. Уметь опр-ть вид слож-го предл-я, созд-ть граф-е схемы, правильно употр-ть выделит-е и разд-е запятые. | Уметь опознавать вид сложного предложения, распознавать выделительные и разделительные запятые. | Объяснительный диктант упр.20. | П 3 упр 17 | | |
5. | Буквы Н-НН в суффиксах прилаг-х, причастий, наречий. | 1 | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилаг-ых, причастий и наречий. | Уметь опознавать слова с изуч-ми орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи. | Объяснительный диктант, анализ текста. | §4, упр. 24. | | |
6-7 | Изложение с грамм-м зад-ем | 2 р/р | Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам. | Уметь пересказывать текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предл-ния, синтаксических функциях частей речи в тексте, уметь подбирать однокоренные слова, пересказывать текст от 3-го лица. | | Упр 26, 27 | | |
8 | Слитное и раздельное напис-е НЕ с разными частями речи. Словарный диктант № 1 | 1 | НЕ с глаголами и дееприч-ми, причастиями, именами суще-ми, прилагательными и наречиями на –О. | Уметь безошибочно писать НЕ 1 ) с глаголами и деепр-ми; 2) с причастиями; 3)с сущ, прилагательными и наречиями на -О; аргументировать такую группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием с НЕ. | Диктант «Проверь себя». | § 5, упр. 36. Из худ. произ-ий выписать предл-ия со словами с НЕ, указать части речи и условия выбора орфограммы. | | |
9 | К/р № 1 Диктант с грамм-им заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». | 1 | Правописание Н и НН, слитное и раздельное написание НЕ, дефис в разных частях речи. | Уметь на письме соблюдать орфограф-е и пункт-е нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам. | Диктант с грамматическим зад-ем. | | | |
10 | Анализ диктанта | 1 | | | | | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7 ч.) |
11 | Основные ед-цы синтаксиса | 1 | Основные единицы синт-са: словосочетание, предложение. Виды и средства синтакс-й связи: интонация, окончание, предлоги, союзы. | Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, тон, темп, мелодичный рисунок), понимать их грам-ю и смыслоразличительную роль; использовать синт-е средства: формы слов, смысловую и грамм-ую связь - в составлении словос-й и предложений, знать роль служебных слов | Выраз-ое чтение поэтических и прозаических текстов с использ-ем ср-в синтак-ой связи. | § 6, упр. 39-40 (анализ видов и ср-в синт-й связи). | | |
12 | Текст как единица синтаксиса | 1 | Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста. | Уметь определять смысл-ю связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевой ситуации, характера адресата речи, выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства. | Из слов составить предл-я с указанным коммуникативным зада- нием, включить эти предложения в текст. | § 7, упр. 47, 48. | | |
13 | Предложение как ед-ца синтаксиса | 1 | Предложение как осн. единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, средство выраж-я мысли. Структур-е, семантич-е, коммуник-е и интонационные признаки предложения. Предлож-я утвердительные и отрицательные. | Знать осн. Признаки предл-я и его отличие от др. яз-х единиц. Уметь опознавать и характ-ть предл-я по эмоц-ой окраске, по характеру выраж-я отношения к действит-ти, опр-ть границы предл-й и способы передачи их в устной (интонация) и в письм-ой речи (зн преп-я конца предл-я), использ-ть вопросит-е слова и частицы в вопросит-х предл-х для точного формулир-я мысли и воздействия на собеседника, риторические вопросы и ритор-е воскл-я как экспрессивно стилистические ср-ва, способы выражения разных смысловых оттенков побуждения, речевые этикетные формулы, ср-ва выражения значения утверждения и отрицания. | Выразительное чтение. Определение границ пред-я. Конструирование предложений. | § 8, упр. 51 (письменно), упр. 52 (устно), дать харак-ку предл-ям, расставить зн.препин-я. Подготовить устное сообщение «Что я знаю о предложении». | | |
14 | Словосочетание как единица синтаксиса | 1 | Основные виды словосочетаний по морфологич-м свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания. | Знать основные виды словос-ий: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словос-я всех видов. | Составление слово-ий по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова. | §9, 10, упр. 58. Сост-ть и записать по одному словос-ю с главным сл. – сущ.- | | |
15 | Виды словосочетаний | 1 | Основные виды слов-ий по морфол-ким свойствам гл. слова. Основные признаки словосоч-я. Виды слов-ий по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний | Знать основные виды словосоч-ий, признаки словосоч-я , типы связи слов в слово-и: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания; уметь распознавать и модел-ть словосочетания всех видов. | Составление слов-ий по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова. | | | |
16 | Синтаксические связи слов в словосочетании | 1 | | | | | | |
17 | Синтаксический разбор словос-ий | 1 | | Уметь производить синтак-ий разбор словос-я, определять главное и зависимое слово, правильно задавать вопрос. | Комментированное письмо, разбор словосочетаний. | | | |
Простое предложение (3+1 р/р ч.) |
18 | Грамматическая основа предл-я | 1 | Структура простого предл-я. Главные члены двусоставного предл-я, Основные типы грамматических основ. | Уметь производить синт-й разбор простого предл-я, опр-ть грам-е основы в простом и сложном предл-и, использовать служебные слова, порядок слов в предл-и, интонацию для смысловой и грам-ой связи слов в предложении. | Комментированное письмо, разбор предл-й по членам, конструирование предл-й с заданной грам-ой основой. | § 13, упр. 75, списать, указать гр. основы. Прочитать текст, составить его план в ф-ме вопр-х предл-й, повеств-х предл-й | | |
19 | Порядок слов в предложении. Интонация. | 1 | Прямой и обратный порядок слов в предл-и. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение). | Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов. | Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы: «Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения?», «С какой целью используется ин-версия?» | §14, 15, упр. 87. | | |
20 | Описание памятника культуры | 1 р/р | Сопоставительный анализ репродукций картин . А. Баулина, С. В. Герасимова с изображением одного и того же памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения. | Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использ-ть изобразительно выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме | Сочинение – описание памятника | | | |
21 | Проверочная работа по теме «Словосочетание»«Простое предл-е» | 1 | | | | | | |
Двусоставные предложения (16+1 р/р ч.) Главные члены предложения (7 ч.) |
22 | Подлежащее | 1 | Главные члены двусоставного предл-я, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым. | Знать и пояснять функцию главных членов, находить и харак-ть подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выраж-я подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосоч-ем или сложносокращенным словом. | Составить предложение, использовать в качестве подлежащих неделимые словосочетания. Предупредительный диктант. | § 17, упр. 93. | | |
23 | Сказуемое. Простое глаг-е сказуемое. | 1 | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | Знать виды сказуемого. Уметь находить и харак-ть сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, опр-ть морфологические способы выражения простого глаг-го сказуемого. | Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное высказывание «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глаг-ми фразеологизмами в роли сказуемых | §18, 19, упр. 97. Прочитать отрывок из рассказа Л. Н. Толстого «После бала» (от слов «Я взял перышко...»). | | |
24 | Составное глаг-е сказуемое | 1 | Составное глагольное сказуемое, способы его выраж-я. | Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и сост-е глагольное сказуемое. | Заменить составные глаг-е сказуемые со вспомогательным глаг. на составные глагольные с кратким прилагательным. Составить , план параграфа 20, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами. | §20, упр. 106. Списать, определить главную мысль текста. | | |
25 | Составное именное сказуемое | 1 | Составное именное сказуемое, способы его выражения. | Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глаг. и составные им. сказуемые, опр-ть способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопост-ть предложения с синонимичными сказуемыми разных видов. | Комментированное письмо. Устный связный ответ «Составное именное сказуемое, способы его выражения». | §21, упр. 108. Составить предл-я с сост. им. сказуемым, характ-им ч-ка или предмет, используя в качестве им. части полные и краткие прилаг. | | |
26 | Тире между подлежащим и сказуемым Словарный диктант № 2 | 1 | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым. | Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения. | Объяснительный диктант. | §22, упр. 120. Составить предл-я со словами грамматика, синтаксис, пунктуация, употребляя их как подлеж-е. | | |
27 | К/р № 2 Диктант по теме «Главные члены предложения» | 1 | Главные члены предложения. | Уметь определять грамм-е основы, способы выраж-я главных членов предл-я. | Диктант с грамм-ким заданием. | | | |
28 | Анализ диктанта | 1 | | | | | | |
Второстепенные члены предложения (9 + 1 р/р) |
29 | Роль второст-ых членов в предложении. | 1 | | | | | | |
30 | Дополнение. | 1 | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения. | Знать определение доп-я, различать прямое и косв-е дополнение, способы их выражения, уметь опозн-ть их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение. | Разбор предложений по членам . Осложненное списывание. Языковой анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»: Какие лексические, фон-е, смыслообразова- тельные, синт-е средства языка делают картину бури осязаемой, видимой, слышимой? Какова роль второстепенных членов в тексте? | §24, упр. 130. Найти ошибки в употр-и сущ-х, которыми выражены дополнения, исправить их. | | |
31 | Определение. | 1 | Согласованные и несогл-е определения. Способы выраж-я определения. | Уметь различать опр-я соглас-е и несогл-е, опр-ть способы их выражения, уметь использовать опред-я для хар-ки предмета, явления, а определения-эпитеты - как средства выразительности речи. | Творческое списывание. Найти в тексте согласо- ванные и несогласов-е определения. | §25, упр. 135. Заменить соглас-е определ-я на несогл-е, опр-ть роль опр-й в тексте. | | |
32 | Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 | Приложение как разновидность опред-я. Знаки препинания при приложении. | Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи. | Составить план к теоретическому материалу параграфа. | §26, упр. 141. Определить, что обозн. приложения. Вып-ть из уч-ка лит-ры | | |
33-34 | Обстоятельство | 2 | Виды обстоятельств по знач-ю. Способы выражения обст-ств | Уметь различать виды обст-ств по знач-ю, опр-ть способы их выраж-я, исп-ть обст-ства для придания речи точности, ясности, выраз-ти, исп-ть как ср-во связи предл-ий в повеств-ых текстах. | Конструирование предл-й. Заполнить таблицу «Виды обстоятельств» своими примерами. | §27, упр. 159. Указать, чем выражены обст-ства, опр-ть их знач-я. | | |
35 | Синт-ий разбор двусоставного предложения | 1 | | | | | | |
36 | Характеристика человека | 1 р/р | Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности. | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать яз. ср-ва, соблюдать на письме литер-е нормы. | Сочинение-характеристика | Привести свои примеры к каждому во- Просу (контрольные вопросы на стр. 82). | | |
37. | Повторение и обобщение по теме «Двусоставное предложение» Словарный диктант № 3 | 1 | | | | | | |
38 | К/р № 3 Диктант с грамм-м зад-ем по теме «Двусоставные предложения» | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения. | Уметь определять грамм-е основы, способы выраж-я главных и второстепенных членов предл-я, производить синонимическую замену разных видов сказуемого, соглас-ых и несоглас-ых определений, правильно ставить знаки преп-я м-у подлежащими и сказ-ми, при приложении. | Диктант с граммат-им заданием. | | | |
Односоставное предложение (8+2 р/р ч) |
39 | Анализ диктанта. Главный член односоставного предложения | 1 | Односоставные предл-я, их осн. группы. Главный член однос-ого предл-я. | Знать структурные особ-ти одн-ных предложений, уметь различать двусост-е и односоставные предл-я, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения. | | §30, упр. 172. | | |
40 | Назывные предложения. | 1 | | | | | | |
41 | Определённо-личные предл-я. | 1 | Определенно-личные предл-я. Их структурные и смысловые особ-ти. | Знать структурно грамм-ие особенности определенно-личных предлож-й. Уметь различать односоставные и двусоставные предлож-я, находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использ-ть определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двус-ыми и определенно- личными предложениями как синт-ми синонимами, правильно ставить знаки преп-я в сложных пред-х, в состав которых входят определенно-личные предл-я. | Сост-ть диалоги с употр-ем форм 1 и 2 л. глаголов, повеств-ных, побуд-ных и вопрос-ных предложений. Проанализ-ть использ-ие определенно-личных предл-й в эпистолярном жанре (анализ письма Тряпичкина Хлестакову; Н. В. Гоголь «Ревизор», явл. 8, деист. 5),- в разговорной речи (А. С. Пушкин, §32, упр. 185. Написать приглашение (поздравление) другу, использовав определенно-личные предложения. Подобрать пословицы, имеющие форму определенно-личных предл-й. «Капитанская дочка», глава «Сирота», сцена освобождения Маши). | §32, упр. 185. Написать приглашение (поздравление) другу, использовав определенно-личные предл-я. Подобрать пословицы, имеющие Форму определенно-личных предложений. | | |
42 | Неопределённо-личные предл-я. | 1 | Неопределенно-личные предл-я, их структурные и смысловые особенности. | Знать структурно-грамм-е особ-ти неопределенно- личных предл-й, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их исп-ть в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными. | Сопоставительный анализ определенно- личных и неопределенно- личных предложений как сим-ки противоположных друг другу. Конструирование предложений. | §33, упр. 191. Выписать неопределенно-личные предл-я из худ-х произведений | | |
43 | Инструкция. | 1 р/р | | | | | | |
44 | Безличные предложения. | 1 | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности. | Знать структурные особ-ти безличных предложений, способы выражения сказуемого, особ-ти употр-я в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи. | Составить предложения по схемам. Включить в связный текст безличные предложения, которые обозначают: 1) физическое или духовное состояние человека; 2) состояние природы или окружающей обстановки; 3) стихийное проявление сил природы; 4) невозможность совершения действия. | § 35, упр. 205. Составить сложные предложения, употребив в них безличные предлож-я. | | |
45 | Рассуждение | 1 р/р | Сочинение- рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | Уметь создавать собственные высказ-я, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, тему. ответст-ти человека за свои слова с опорой на личный опыт. высказывать свое мнение, соблюдать н а письме нормы русского литературного языка. | Сочинение- рассуждение. | | | |
46 | Неполные предложения | 1 | Неполные предложения. Предложения полные и неполные. Неполные предлож-я в диалоге и сложном предл-и. | Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказ-х, наблюдать за употр-ем неполных предложений в разговорной речи и в письменном тексте, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от однос-х. | Преобразовать полные двусоставные предложе- ния в неполные, проанал-ть язык («Недоросль», действие 4, явление 8) с т. зр. использования в сцене неполных предложений. | §37, упр. 21 5. Составить диалог на тему «После ремонта квартиры (дома, школы)» с использ-ем неполных предлож-й . | | |
47 | Синт-ий разбор односоставного предл-я. Повторение и обобщение по теме «Односоставные предл-я». Словарный диктант № 4 | 1 | Употребление односос-ых предложений в устной и письменной речи. Синтакс-ий разбор односоставных предл-й. | Уметь проводить устный и письменный синтакс-й разбор односоставных предложений, производить сопоставит-й анализ, использовать синонимию двусоставных и односоставных предл-й; односоставные предл-я в обобщенном значении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях. | Составление предл-й- ответов на подобранные уч-ся вопросы. Распространить назывные предложения. Проанали- зировать образцы текстов различных стилей. | §38, упр. 216. Найти в газете или журнале репортаж. Определить, в каком стиле он написан? Привести примеры характерных языковых средств. | | |
48 | К/р № 4 Диктант с грамм-им зад-ем | 1 | Виды односоставных предл-й. Употребление односоставных и неполных предложений. | Уметь различать виды односоставных предл-й, опр-ть способы главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выраз-но читать. | Диктант с грамматическим заданием | | | |
Простое осложнённое предложение ( 26+2р/р ) |
49 | Анализ диктанта. Понятие об осложнённом предложении. | 1 | Осложненные и неосложненные предложения. | Уметь находить в предл-и смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами. | Конструирование предл-й, разбор по членам, составление схем, графический диктант. | § 39, упр. 222. Расставить пропущенные знаки пр-я, произвести синтак-й и пунктуацио-й разбор одного предложения. | | |
Однородные члены предложения (10 + 1 р/р) |
50 | Понятие об одн-ых членах. | 1 | Предлож-я с однор-ми членами. Средства связи одн-х членов предл-я. Интонационные и пункт-е особ-ти предложения с однородными членами. | Уметь опознавать однор-е члены (распространенные, нераспространенные, выраж-е различными частями речи, ряды одн-х членов), соблюдать переч-ю интонацию в пред-х с однородными чл-ми, строить предложения с несколькими рядами одн-х членов. | Сопоставить конструкции с распростр-ми и нераспр-ми однор-ми членами, определить функции соч-х союзов, дописать предл-я с данным началом | § 40, упр. 226. Подчеркнуть однор-е члены предложения, определить отношения между ними. | | |
51 | Однор-ые члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них. | 1 | | | | | | |
52 | Изложение | 1 р/р | Изложение сравнит-я характеристика. | Уметь дифференцировать главную и второстеп-ую, известную и неизвестную информацию прослуш-ого текста, фиксир-ть инфор-ю прослушанного текста в виде полного пересказа, опр-ть принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка, пересказ-ть текст, сохраняя структуру и языковые особ-ти исходного текста, использ-ть изуч-е синт-е конструкции при описании внешности человека. | Изложение текста - сравнительная хар-ка. | | | |
53 | Однор-е и неоднор-е опред-я | 1 | Однор-е и неоднородные определения. | Уметь различать однор-е и неодн-е определения на основе смыслового, интонационного и грамм-го анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предлож-х с однородными и неоднор-ми определениями. | Составить конспект текста правила, чтобы им удобно было польз-ся | | | |
54-55 | Однор-е члены, связанные соч-ми союзами и пунктуация при них. | 2 | Однородные члены предл-я, связанные соч-ми союзами и пунктуация при них. | Уметь правильно ставить знаки препинания при одн-ых членах, связанных соч-ми союзами, сост-ть схемы предл-ий с одн-ми чл; опр-ть оттенки противоп-ния, контрастности, уступит-сти и несоответствия, выраж-е противительными союзами ; чередование или неопределенность оценки явл-ий, выраж-е раздел-ми союзами, расст-ть знаки препинания. | Коммент-ное письмо. Выделить однор-ые чл и опр-ть отношения м-у ними. Составлять схемы предл-й, конструировать предложения по схемам. | § 43, упр. 252. Включить одиноч-е и повторяющиеся соед-ые союзы в дан. бессоюзные ряды, завер-ть построение предл-й по данному началу. | | |
56-57 | Обобщающие слова при однор-х членах и знаки препинания при них. | 2 | Обобщающие слова при однор-х членах и знаки преп-ия при них. | Уметь находить обобщ-е слова при однор-ых членах, опр-ть место их по отнош-ю к однор-м чл, правильно ставить зн преп-я, сост-ть схемы предл-й с обобщ-ми словами при однор-х членах. Уметь различать предл-я с обобщ-ми словами при однор-х чл и предл-я с сост-м именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расст-ть зн преп-я, исп-ть предл-я с обобщ-ми сл при однор-х чл в текстах различных стилей. | Сост-ть схемы. Вст-ть в предл-я обобщ-е слова. Сост-ть алгоритм прим-я правила. Подобрать к данным наимен-ям общих понятий соответ-щие наименованию частных понятий, сост-ть предл-я, используя наимен-я родовых и видовых понятий. Изменить взаиморасположение однор-ых чл и обобщ-их слов. Сост-ть связное высказ-е, включить изуч-е синт-е конструкции.. | § 44, упр. 272. Проч-ть, указать обобщ-е сл, сп-ть, расст-ть зн преп-я, сост-ть схемы предл-й. Исправить ошибки в соглас-и од-х чл и обобщ-х слов. Отв-ть письм-но на вопросы, употр-я одн-е чл и обобщ-е сл: «Чем хороша пора шк-х каникул?», «Наблюдали ли картины природы во время каникул?», «Какими увлекат-ми занятиями наполнены были дни вашего отдыха?» | | |
58 | Синт-ий и пункт-ый разбор предл-ий с однородными членами. | 1 | Синтак-ий и пункт-й разбор предл-й с однор-ми членами. Стил-е осо-бенности предл-й с однор-ми членами. Синонимия простых предл-й с однор-ми чл. и сложносоч-х предл-й | Уметь производить синтак-й и пунк-й разбор предл-й с одн-ми чл, использовать разные типы сочетаний одн-х чл (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выраз-ти, выбирать форму сказуемого при одн-х подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов. | Написать сочинение-миниатюру (на выбор): 1) в деловом стиле (рекламное объявление турбюро); 2) в научном стиле (о географических особ-ях местности); 3) в худ. стиле (о достопримечат-ях: что может заинтер-ть туриста в нашем городе ). | § 45, 46, упр. 277, 280. Списать , расст-ть зн преп-я, озаглавить текст, графически обозначить изученные орфограммы. | | |
59 | Повторение и обобщение по теме «Однородные члены предл-я». Словарный диктант № 5 | 1 | Ср-ва связи однор-х чл. предл-я. Знаки преп-я при однор-х членах. Интонац-е и пункт-е особ-ти предл-ий с однор-ми чл. | Уметь опознавать, строить и читать предл-я с однор-ми чл, правильно ставить зн преп-я, соблюдая интонационные особ-ти предложений. | Объяснительный диктант. | § 40-46, упр. 277, 280. Подг-ть сообщение «Пунктуация в предл-и с обобщ-ми сл при однородных членах». | | |
60 | К/р № 5 Диктант с грамм-ким зад-ем по теме «Однор-е члены предл-я». | 1 | Однородные члены предл-я. | Уметь анализ-ть текст по след-м параметрам: композиционно-содержат-й анализ текста (опр-е темы, глав. мысли, кол-ва микротем) и стилист-ий (обосн-е принадл-сти текста к опр-му стилю речи, выдел-е хар-ых для стиля яз-х ср-ств и стил-их приемов); типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи); яз. анализ отд-х элементов текста; анализ прав-я отд-х слов и пунк-ции предл-и. | Диктант с грамм-м зад-ем. | | | |
Обособленные члены предложения (15+1р/р ) |
61 | Анализ диктанта. Понятие об обособлении. | 1 | | | | | | |
62-63 | Обособление определения. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | Обособл-е согласованных распр-ых и нераспр-ых опред-ий. Выделительные знаки препинания при них. Обособление опред-й. Выделительные зн преп-я при них. | Уметь находить грамм-ие условия обособления опред-ий, выраж-ых причастными оборо- тами и прилаг-ми с зависимыми словами, а также согласованные одиночные опред-я, относящ-ся к сущ-ым, интонационно правильно их произносить, ставить зн преп-я при пункт-ом оформлении письм-ого текста. Уметь опознавать условия обособл-я опред-й, интонац-но правильно произносить предл-я с обособленными опред-ми, при пунктуационном оформлении письменного | Констр-ие предл-ий, замена необособл-ых опр-ий обособленными. Выраз-е чтение примеров, четкая оценка случаев обособ-я и необособления определений. | § 48, упр. 299. Прочитать, найти обособл-е и необ-е соглас-ые определ-я, определить причину обособления. § 48, упр. 300 (заменить обособл-е опред-я придат-ми предл-ми, сложные предл-я. | | |
64 | Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 р\р | | | | | | |
65-66 | Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. Словарный диктант № 6 | 2 | Обособл-е соглас-х прилож-й.Выделительные зн преп-я при обособ-ии Обособл-е приложений. Выделительные знаки преп-я при обособлении | Знать осн-е условия обособ-я приложений, интонационно правильно произносить предл-я с обособл-ми прилож-ми, правильно ставить знаки преп-я при выделении обособленных приложений. Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания. | Конструирование, замена одних конструкций др., устно составить автобиографию. Оценка и разбор смешанных примеров из литер-х источников. | § 50, упр. 307. Подг-ть устное сообщение «Общее и различное в обособлении опред-й и приложений» §50, упр. 311,313. Составить доверен- ность и расписку, назвать приложения. | | |
67 | К/р № 6 Диктант с грамм-м зад-ем по теме « Обособленные определения и приложения» | 1 | | | | | | |
68-69 | Анализ контрольного диктанта. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | Обособл-е обст-ств, выраж-х деепр-м об. и один-м деепр-ем. Отсут-ие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. Обособл-е обст-ств, выраженных сущ-ми с предлогами. | Уметь опр-ть границы деепр-го об., правильно ставить зн. пр-я при обособлении, констр-ть предл-я с деепр-ым об., испр-ть ошибки в предл-ии. Уметь опозн-ть синт-е конструкции с КАК, правильно ставить знаки преп. в предл-и со сравн-м об. и синтак-ми конструкциями с КАК. Знать осн-е усл-я обособл-я обст-ств, выраж-х сущ-ми в косвенных падежах, интонационно правильно произносить предл-я с об-ми обст-ми | Придумать и записать предложения, используя в них один-е деепр-я и словос-я (лежа на берегу и т.д.) Синтак-й и пункт-ый разбор предл-й. Диктант «Проверяю себя». | §51, упр. 320. 322 Из текстов изуч-х худ. произв-й вып-ть предл-я с КАК, объяс-ть написание. Нап-ть текст об ученом-лингвисте , опр-ть, к какому стилю относ-ся текст, найти предл-я с одн-ми чл. | | |
70 | Повторение и обобщение по теме «Обособленные обстоятельства» | 1 | | | | | | |
71-72 | Обособленные уточняющие члены предл-я. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | Обособл-е уточн-е чл. предл-я. Выделительные знаки преп-я при уточ-х членах предложения. | Иметь представление об уточ-х членах предл-я и о св-вах, отличающих их от обособл-х оборотов, уметь опознавать уточ-е чл. на основе семантико- интонационного анализа высказ-я. | Выраз-е чтение предл-й с интонацией выделения уточняющих членов, сост-е предл-й, синтаксический разбор. | § 52, упр. 326. Списать, расставить зн. преп-я. Составить предл-я с уточн-ми дополнениями. | | |
73 | Повторение и обобщение по теме «Обособленные уточняющие члены предл-я» | 1 | | Уметь опр-ть и выд-ть обособл-е уточняющие чл предл-я. | Предупредительны й диктант. | § 47-54. | | |
74 | Синт-ий и пункт-ый разбор предл-я с обособленными членами. | 1 | Обособл-е второстепен-х членов предл-я. Пост-ка знаков преп-я при обособл-и. Наблюдение над употр-ем предл-й с обособленными членами. | Уметь опр-ть и выделять на письме обособл-е второст-е члены, опр-ть сходство и разл-е м-у обособл-ем соглас-ых и несоглас-ых опред-ий, отличие в обособл-и соглас-ых опред-й и приложений, различие в обособлении определений, прилож-й, обст-в. | Составить небольшой рассказ (5-6 предложений) «Вид из окна», «На реке», «На рыбалке», «На помощь старшим» | | | |
75 | Повторение и обобщение по теме «Обособленные члены предл-я» Словарный диктант № 7 | 1 | Обособл-е второстепен-х членов предл-я. Пост-ка знаков преп-я при обособл-и. Наблюдение над употр-ем предл-й с обособленными членами. | Уметь опр-ть и выделять на письме обособл-е второст-е члены, опр-ть сходство и разл-е м-у обособл-ем соглас-ых и несоглас-ых опред-ий, отличие в обособл-и соглас-ых опред-й и приложений, различие в обособлении определений, | | Подготовить уст. сообщ-е (на выбор): «Сход-тво и разл-е между обособлением соглас-х опр-ий», «Отличие в обособл-и соглас-х опр-й». | | |
76 | К/р № 7 Диктант с грамм-м зад-ем по теме «Обособленные члены предл-я» | 1 | Обособленные члены, знаки препинания при них. | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфограф-е и пунктуационные нормы | Диктант. | | | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения Обращения (2+1 р/р) |
77 | Анализ контр-го диктанта. Назнач-е обращения. Распр-ые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. | 1 | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении. | Иметь представление об обращении за счет осмысления осн-го назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характ-ть синтакс-е, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | Составить таблицу «Запятая при обращении». | § 55, 56, упр. 346. Составить диалог (о прочитанной книге, фильме) используя обращения, стоящие в начале, середине, конце предложения | | |
78 | Употребление обращений | 1 | Обращение, зн. преп-я при нем. Интонация предл-я с обращ-ми. Наблюдение за употр-ем обращений в разговорной речи, языке худ. лит-ры и официально-деловом стиле. | Уметь интонационно правильно произносить предложения, употр-ть ф-мы обращений в различных реч. ситуациях, разл-ть обращ-я и подлежащие двусос-го предложения. | Прочитать стих-е А. С. Пушкина «Няня». Объяс-ть пост-ку зн. преп-я при обращениях. Сделать вывод, как с помощью обращ-я можно выразить свое отнош-е. Какие еще языковые ср-ва (лекс-е, грамм-е) могут выражать авторское отношение? Найти их в стихотворении. | § 57, 58, упр. 355. Нап-ть письмо маме, бабушке. Испол-ть разнообразные обр-я как ср-во выражения своего отнош-я к самому близкому и любимому человеку. | | |
79 | Составление делового письма | 1 р/р | Составление делового письма. | Уметь сост-ть собственное высказ-е в оф-деловом стиле, сохраняя его особ-ти, соблюдая специфику жанра (деловое письмо), использ-ть обращение, учитывая адресат и цель дел-го письма. | Деловое письмо. | | | |
Вводные и вставные конструкции (8 ч) |
80 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | Вводные констр-и (слова, словосоч-я, предлож-я). Группы вводных констр-й по значению. Выделит-е зн. преп-я при вводных словах, словосочетаниях. | Знать группы вв-х констр-й по значению, понимать роль ввод-х слов как ср-ва выраж-я субъективной оценки высказ-я, уметь выр-ть опред-е отнош-я к высказ-ю с помощью вводных слов, правильно ставить знаки преп. при .вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. | Зап-ть таблицу «Значения ввод-х слов» своими примерами, включив вв-е слова в предл-я. Коммент-е письмо. | §59-61, упр. 366, 367. Объяснить значение вводных слов. | | |
81-82 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 2 | Вводные слова, словос-я и знаки препинания при них. | Уметь употр-ть в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расст-ть зн. преп-я при вв-х словах, соблюдать интонацию при чтении предл-й, использ-ть вв-е слова как ср-во связи предл-й и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов. | Конструирование предл-й. Взаимодиктант | § 62, упр. 369. Ввести в предл-я вв-е слова, выражающие большую степень уве- ренности. Как изме нился характер высказываний? | | |
83 | Вставные слова, сочетания и предложения | 1 | Вставные конструкции, особенности употребл-я вставных конструкций. | Иметь предст-е о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предл-й, уметь опозн-ть вст-е конструкции, правильно читать предл-я с ними, расст-ть знаки препинания на письме. | Диктант «Проверяю себя». | Составить ответ -рассуждение «Что общего между обращениями и вводными словами и чем они отличаются?». Использовать вводные слова | | |
84 | Междометия в предложении | 1 | | | | | | |
85 | Синтаксич-й и пунктуац-й разбор предложений со словами, словосочет-ми, предложениями, грамм-ки не связанными с членами предлож-я. | 1 | | | | | | |
86 | Повторение и обобщение по теме «Слова, грамм-ки не связанные с членами предложения». Словарный диктант № 8 | 1 | Вводные конструкции как ср-во выраж-я оценки высказ-я, воздействия на собеседника. Группы вв-х слов и выраж-й по знач-ю. Вв-е предл-я и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки пре- пинания. | Уметь производить синтакс-й разбор предл-й вв-и констр-ми, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки преп-я, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предл-я, использовать вводные слова как ср-во связи предл-й и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как прием публицистического и худ.стилей. | Проанализ-ть употребл-е междометий в 3 явл. 1 дей-я комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Какую роль играют междометия в речи персонажей? Составить памятку «Как готовиться к уроку рус яз.» | Исправить предл-я со словами-сорняками (где вводные слова употреблены неоправданно). | | |
87 | К/р № 8 Диктант с грамм-м заданием по теме «Слова, грам-ки не связанные с членами предложения» | 1 | Вв-е конструкции как ср-во выраж-я оценки высказ-я, воздействия на собеседника. Группы вв-х слов и выраж-й по знач-ю. Вв-е предл-я и вставные конструкции. Обращение и способы его выраж-я. Знаки преп-я. | Уметь производить синтакс-й разбор предл-й с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить зн преп-я, производить синоним-ю замену вв-х слов, разл-ть вводные слова и созвучные чл предл-я, использ-ть вводные слова как ср-во связи предл-й и смысловых частей текста, различные ф-мы обращений в речевом этикете, риторические обращения как прием публицистического и художественного стилей. | Диктант. | | | |
Чужая речь (7+1 р/р) |
88 | Анализ контрольного диктанта. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. | 1 | Способы передачи чужой речи. Предл-я с прямой речью. Раздел-е и выдел-е знаки преп-я в предл-х с прямой речью. | Знать осн-е способы передачи чужой речи, уметь выраз-о читать предл-я с прямой речью, правильно ставить в них знаки преп-я и обосновывать их постановку | Сост-е схем, констр-е предл-й с прямой речью по схемам. Подобрать свои примеры, проиллюстр-ть схемы предл-й с прямой речью в таблице. Составить диалоги | § 65, упр. 405. Расст-ть знаки преп-я, составить схемы предл-й. | | |
89 | Косвенная речь. Прямая речь. | 1 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков пре- пинания при косвенной речи. | Конструирование предл-й с разными способами передачи чужой речи. | § 66-68. Из рассказа М. Горького «Стару- ха Изергиль» выпи- сать примеры с пря- мой речью и опреде лить, где слова авто- ра используются для характеристики. | | |
90 | Диалог. | 1 | Замена диалога предложениями с косвенной речью. | Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков пре- пинания при косвенной речи | Конструирование предл-й с разными способами передачи чужой речи. | | | |
91 | Рассказ | 1 р/р | Композиция рассказа, использование в рассказе диалога как текстообразующего элемента. | Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы. | Сочинение рассказ по данному началу с включением диалога. | | | |
92 | Цитата. | 1 | Цитаты и знаки преп-я при них. | Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. | Записать под диктовку текст, опр-ть, какую функцию в текст выполняет цитирование.. | Подобрать 2-3 цитаты на одну из тем: 1) о рус яз, его богатстве; 2) о книге; 3) об отнош-и к природе; показать способы включения цитат в сочинение. | | |
93 | Синтаксмч-й и пунктуац-й разбор предложений с чужой речью. Повторение и обобщение по теме «Чужая речь». | 1 | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предл-й с прямой и косвенной речью. Использ-е разных способов цитир-я в собственных речевых высказываниях | Уметь производить синтакс. разбор предл-й и моделировать предл-я с прямой речью, произв-ть синонимичную замену предл-й с прямой и косвенной речью, пункт-но оформлять предл-я с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предл-я с прямой и косвенной речью | Объяснительный диктант, произвести пунктуацион- ный разбор. | | | |
94 | Повторение и обощение по теме «Чужая речь». Словарный диктант № 9 | 1 | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предл-й с прямой и косвенной речью. Использ-е разных способов цитир-я в собственных речевых высказываниях | Уметь производить синтакс. разбор предл-й и моделировать предл-я с прямой речью, произв-ть синонимичную замену предл-й с прямой и косвенной речью, пункт-но оформлять предл-я с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предл-я с прямой и косвенной речью | Объяснительный диктант, произвести пунктуацион- ный разбор. | Как вы понимаете слова М. Цветаевой «Книга должна быть исполнена , как соната». Знаки - ноты, в воле читателя осуществить или иска- зить...» Запишите слова М. Цветаевой, используя прямую и косвенную речь. | | |
95 | К/р № 9 Диктант с грамматическим заданием по теме «Чужая речь» | 1 | | | | | | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (6+1 р/р) |
96 | Анализ контрольного диктанта. Синтаксис и морфология. | 1 | Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Разнообразие синт-х конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи. | Уметь опознавать части речи по их грамм-им признакам, опр-ть синт-кую роль в предл-и, использовать в речи разные виды омонимов, виды и ср-тва синтаксической связи. | Анализ текста. | § 73, упр. 436. | | |
97 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | | | | | | |
98 | Изложение с творческим заданием | 1 р/р | Текст как речевое произведение | Уметь переск-ть фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме. | изложение | | | |
99 | Анализ изложения. Синтаксис и культура речи. | 1 | Нормы литературного русского языка в построении словосоч-ий и предложений | Уметь соблюдать орфогр-е, грамм-е и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы – при построении предл-й, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения. | Тест. | | | |
100 | Синтаксис и орфография. Словарный диктант № 10 | 1 | Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений | Уметь соблюдать орфогр-е, грамма-е и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предл-й, исправлять нарушения синт-х норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями | взаимодиктант | | | |
101 | К/р № 10 Итоговый тест по программе 8 класса. | 1 | Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений. | Уметь соблюдать орфогр-е, грамма-е и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предл-й, исправлять нарушения синт-х норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями | Комплексный анализ текста | § 75, упр. 448 (отредактировать письмо). | | |
102 | Анализ теста. Итоговый урок. | 1 | | | | | | |