СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Колендарно -тематичекое планирование для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса»

5.Календарно-тематическое планирование

п/п

Блок.Тема.

Элемент содержания

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Специальные требования

Общеучебные требования

по плану

по факту

I четверть (32 часа)

1

Повторение («Развитие речи»)


Повторение. Пишем письма.


Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная беседа по вопросам рубрики «Вспомни ... »: повторение пройденного материала.

Уметь создавать текст письма

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать).

Знать способы решения конкретных учебных задач.

Планировать действия по их решению.

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



2

Фонетика

(«Как устроен наш язык»)


Повторяем фонетику.

Аа

Ал

Ап

Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов.

Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук.

Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством.

Знать способы решения конкретных учебных задач.

Планировать действия по их решению.



3

Словообразование. Состав слова

(«Как устроен наш язык»)


Повторение состава слова и словообразование



Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в разборе слов по составу. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов.

Уметь применять изученные правила правописания в 3 классе (без повторения в классе после летних каникул)

Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством.

Знать способы решения конкретных учебных задач.

Планировать действия по их решению.



4

Повторение орфографии («Правописание»)


Вспоминаем изученные орфограммы


Обсуждение вопросов рубрик «Вспомни ... » и «Обрати внимание»: орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм подготовка к словарному диктанту

Уметь произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова; разными способами проверять правописание слов (изменяя нормы слова, подбирая однокоренные слова, используя орфографический словарь), соблюдать изученные нормы орфографии

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).



5

Повторение («Развитие речи»)


Повторение. Пишем письма.



Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная беседа по вопросам рубрики «Вспомни ... »: повторение пройденного материала.

Уметь создавать текст письма

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать).

Знать способы решения конкретных учебных задач.

Планировать действия по их решению.

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



6

Повторение орфографии («Правописание»)

Стартовая работа



Тренировочные упражнения.

Уметь произносить и обозначать на письме парные согласные в корне слова; соотносить звуки и буквы в словах с двойными и непроизносимыми согласными




7

Правописание Повторение орфографии

Работа над ошибками

Вспоминаем изученные орфограммы

Бб

Бр

Бя


Написание текста под диктовку с орфограммами 3 класса.

Дополнительные задания: синтаксический разбор предложения, разбор слов по составу, выписывание из текста различных частей речи.

Уметь применять изученные правила правописания в 3 классе (без повторения в классе после летних каникул)




8

Морфология.

Имя существительное

(«Как устроен наш язык»)


Повторяем признаки имени существительного



Работа в парах: род имени существительного. Обсуждение материала рубрики «Путешествие в прошлое»: славянские имена, их значение. Повторение типов склонения имен существительных - работа с таблицей. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Упражнение по выбору.

Уметь различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 склонения

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) з

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).



9

Окончания имен

существительных

(«Правописание»)


Повторяем правописание окончаний имен существительных

l-гo, 2-го, 3-го склонения



Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни ... ». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».







Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 1-го склонения

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством..





10

Письмо («Развитие речи»)


Пишем письма



Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание»: постскриптум и его роль в письме. Анализ письма с использованием постскриптума, корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь

Уметь создавать текст письма

Уметь выбирать решение из нескольких предложенных и его обосновывать.

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



11

Морфология. Имя существительное.

(«Как устроен наш язык»)


Морфологический разбор имени существительного.

Вв

Ве

Вл


Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Повторение признака одyшевленности-неодушевленности имен существительных в рубрике «Вспомни ... », классификация слов по данному признаку. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: характеристика слова как части речи. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени существительного. Работа в парах: анализ и исправление ошибок в морфологическом разборе. Выполнение трудного задания

Знать морфологические признаки имён существительных

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) з

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).





12

(«Правописание» Списывание по теме «Правописание изученных орфограмм»




Коллективная работа с текстом- рассуждением. Подбор заголовков. Нахождение признаков текста-рассуждения


Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения



Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

объяснять причины сделанных ошибок



13

Окончания имен существительных

(«Правописание» )

Работа над ошибками

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных






14

Текст.

(«Развитие речи»)


Текст – рассуждение

Гг

Го

Гл


Коллективная работа с текстом- рассуждением. Подбор заголовков. Нахождение признаков текста-рассуждения

Знать признаки текста-рассуждения.

Уметь выделять в тексте тему, основную мысль.

Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…)

Уметь ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия.

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



15

Морфология.

Имя прилагательное

(«Как устроен наш язык»)


Повторяем признаки имени прилагательного



Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни ... »; признаки имени прилагательного, как части речи. Решение проблемной задачи В рубрике «Давай подумаем». Работа в парах. Анализ материала рубрики «Путешествие в прошлое»

Уметь определять род, число и падеж имен прилагательных

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.




16

Окончания имен прилагательных.

(«Правописание»)


Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. Контрольный словарный диктант



Работа с рубрикой «Вспомни ... ». Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Работа в группах: подбор прилагательных к тексту

Знать и уметь применять изученные правила правописания имен прилагательных

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.




17

Морфология.

Имя прилагательное

(«Как устроен наш язык»)

Работа над ошибками.

Морфологический разбор имени прилагательного



Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни ... ». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору

Знать морфологические признаки имён прилагательных.

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача.




18

Текст («Развитие речи»)


Типы текстов





Работа в группах с текстом: подбор заголовка, составление плана, продолжение, узнавание типа текста, аргументация своего мнения. Исправление речевых ошибок в предложениях

Уметь различать текст, тип текста, выделять основную мысль текста

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

Выполнять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценку выполнения каждой операции.



19


Орфограммы в словах («Правописание»)


Буквы о - ё после шипящих и ц.

Чч

Цц

Че Цы


Обсуждение проблемных вопросов в рубрике «Вспомни ... », анализ правила - работа с таблицей учебника. Упражнения на классификацию слов с буквами о - ё, графическое выделение изученной орфограммы. Рубрика «Обрати внимание»: слова с буквой о после шипящих

Знать и применять правило правописания букв о-ё после шипящих и ц.

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.



20

Как устроен наш язык

Тест по теме «Фонетика, словообразование, грамматические признаки»






Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.




21

Морфология Местоимение

(«Как устроен наш язык»)

Работа над ошибками

Повторяем личные местоимения. Морфологический разбор



Группировка слов: местоимения-существительные и местоимения-прилагательные (в рубрике «Вспомни ... »). Наблюдение за языковым материалом: личные местоимения, их признаки. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из латинского языка

Уметь различать местоимение как часть речи

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия)










22









23






Приставка («Правописание»)


Орфограммы приставок

Дд

Ди

Дм



Развитие речи


Самостоятельная работа по теме: «Текст, типы текста, план текста»

Определение принципа классификации слов. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках, нахождение лишних слов в группах. Выделение группы слов с приставками пре- и при-

Знать орфограммы приставок, уметь применять при письме.

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством.

объяснять причины сделанных ошибок










24

Твердый и мягкий знак («Правописание»)

Работа над ошибками

Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак.



Подбор примеров слов с ъ и Ь, соответствующих схемам. Обсуждение рубрики «Тайны языка»: разделительный ъ в сложных словах с первой частью двух-, трёх-и т. д. Наблюдение за языковым материалом. Повторение: правописание окончаний имен существительных и прилагательных

Знать и применять правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия.

Выявлять сходства и различия предметов.

Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации.










25







26



Работа над изложением («Развитие речи» )


Изложение повествовательного текста




Итоговая контрольная работа к блоку «Как устроен наш язык»

Работа с рубрикой «Вспомни ... ». Коллективная работа с текстом, сопоставление текста с изложением ученицы, анализ и исправление ошибок. Самостоятельная передача текста по памяти

Уметь анализировать, пересказывать текст

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



27










28

Синтаксис. Простое предложение

(«Как устроен наш язык»)


Работа над ошибками

Простое предложение

Ее

Ёё





Правописание

Итоговый диктант за 1 четверть.


Работа с таблицей и обсуждение вопросов, связанных с членами предложения. Коллективная работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам. Наблюдение за материалом рубрики «Обрати внимание»: прилагательное в роли сказуемого. Выполнение упражнения по выбору

Уметь различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения


Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями.

Знать способы решения конкретных учебных задач.

Планировать действия по их решению



29

Синтаксис. Простое предложение.

(«Как устроен наш язык»)


Работа над ошибками.

Синтаксический

разбор простого предложения




Анализ и исправление ошибок в разборе предложения по членам. Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание» и алгоритма синтаксического анализа предложения. Упражнения. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа по выбору и с трудным заданием


Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов


Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.





30

Предложение с однородными членами.(«Правописание»)


Знаки препинания при однородных членах предложения



Наблюдение за языковым материалом, повторение правила (рубрика «Вспомни ... »). Упражнения: нахождение однородных членов, постановка знаков препинания при них, доказательство. Подготовка к словарному диктанту

Уметь применять правила постановки запятой между однородными членами предложения

Уметь работать с моделями.

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия.




31

Синтаксис. Простое предложение.

(«Как устроен наш язык»)


Синтаксический разбор предложения

Жж

Шш

Жи

Ши



Тренировочные упражнения.

Работа с трудным заданием


Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

Выполнять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценку выполнения каждой операции.



32

Текст

(«Развитие речи»)


Деление текста на абзацы





Работа в группах по восстановлению последовательности абзацев, подбору заголовков, составлению плана текста. Сопоставление своего варианта с предложенным в учебнике. Анализ и устранение речевых ошибок в предложениях

Уметь выделять основную мысль текста, подбирать к нему заголовок

Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями.

Знать способы решения конкретных учебных задач.

Планировать действия по их решению

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



2 четверть (31 (ч)

33

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)

Глагол как часть речи.

Зз

удз


Обобщение известных сведений о глаголе в рубрике «Вспомни ... ». Наблюдение за языковым материалом в рубриках «Давай подумаем» и «Обрати внимание»: глагол может называть не только действия. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнение по выбору

Уметь характеризовать глагол как часть речи

Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…)

Уметь ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия.



34















35

Правописание глаголов

(«Правописание»)


Правописание приставок в глаголах.








Работа над изложением.

(«Развитие речи» )


Изложение «Карабасик»





Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. Отработка материала рубрики «Обрати внимание»: отсутствие у глаголов форм с предлогами. Повторение: разделительный твердый знак в глаголах. Составление слов с приставками.







Коллективная подготовка к изложению: составление плана, языковой разбор текста. Запись по памяти части текста

Знать правила правописания приставок в глаголах, применять их на практике.


Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия.




36

Правописание глаголов

Работа над ошибками

Правописание не

с глаголами

(«Правописание»)



Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация.

Подготовка к словарному диктанту.

Знать и применять правила правописания не с глаголами

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.











37

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)


Вид глагола



Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание»:

вид глагола как постоянный признак. Упражнения: определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации.

Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из греческого языка

Знать понятие вид глагола

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.




38

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)


Начальная форма глагола

Ии

Йй

ия ие


Наблюдение за материалом рубрик «Вспомни ... » и «Обрати

внимание»: формы глагола. Работа с рубрикой «Тайны языка». Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть,-ти.

Знать понятие начальная форма глагола

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

Выполнять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценку выполнения каждой операции.



39

Текст

(«Развитие речи»)


Учимся писать сочинение. Виды сочинений





Работа в группах по восстановлению последовательности абзацев, подбору заголовков, составлению плана текста. Сопоставление своего варианта с предложенным в учебнике. Анализ и устранение речевых ошибок в предложениях

Уметь выделять основную мысль текста, подбирать к нему заголовок

Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями.

Знать способы решения конкретных учебных задач.

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



40

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)


Личные

формы глагола



Обсуждение рубрик «Вспомни ... », «Давай думаем», «0брати внимание». Распределение глаголов по группам (в начальной форме и в личной форме), соотнесение глаголов с личными местоимениями. Наблюдение за окончаниями глаголов в рубрике «Тайны языка». Работа в парах и по выбору

Знать понятие личные формы глагола

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).




41











42

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)


Лицо и число глаголов




Как устроен наш язык

Контрольная работа по теме «Глагол как часть речи»

Коллективная работа с рубриками «Тайны языка», «Обрати внимание». Упражнения на классификацию глаголов по лицам и числам. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно». Работа с трудным заданием

Знать морфологические признаки глаголов

Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями.

Знать способы решения конкретных учебных задач.

Планировать действия по их решению



43

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Работа над ошибками

Мягкий знак после

шипящих в глаголах



Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Классификация глаголов с ь. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих» (изученные случаи)

Знать и применять правила правописания мягкого знака после шипящих в глаголах

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.




44

Текст («Развитие речи»)

Текст – описание. Кк

Ка

Кл


Работа с рубрикой «Обрати внимание». Фронтальная работа: выбор типа текста (описание или повествование), обоснование своего выбора. Самостоятельное составление текста





45

Правописание глаголов

(«Правописание»)


Правописание -ться и–тсяв глаголах



Наблюдение за языковым материалом, выведение правила в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Тайны языка». Упражнения: классификация, перевод, транскрипции в буквенную запись (слова с [ца]). Подготовка к словарному диктанту

Знать и применять на практике правило правописания-ться и -тся в глаголах.

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством.



46

(«Правописание»)


Правописание глаголов.


Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся.

Использование алгоритма применения правила

Знать и применять на практике правила правописания глаголов.




47

Текст

(«Развитие речи»)

Контрольный словарный диктант.

Связь абзацев в тексте



Фронтальный анализ текста: подбор заголовка, составление плана. Обсуждение связи абзацев в тексте. Самостоятельная работа: поиск выразительных средств, передающих осеннее настроение

Знать связь абзацев в тексте.

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



48

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)

Работа над ошибками.

Спряжение глаголов.

Лл

Мм

млм лмл


Наблюдения за окончаниями личных форм глагола в рубрике «Обрати внимание», формулирование выводов. Обсуждение материала рубрики «Тайны языка»; что такое спряжение. Выполнение упражнений по образцу. Работа в парах и по выбору. Знакомство с материалом рубрики «Путешествие в прошлое»

Знать спряжение глаголов, глаголы 1 и 2 спряжения, глаголы-исключения

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.




49

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)


Спряжение глаголов



Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Определение спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. В рубрике «Тайны языка» знакомство с алгоритмом определения спряжения глагола, с распределением глаголов по спряжениям. Наблюдение за разноспрягаемыми глаголами. Работа в парах и по выбору


Знать спряжение глаголов, глаголы 1 и 2 спряжения, глаголы-исключения

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойсвом.




Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности



50

(«Правописание»)


Диктант по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах, на тся, ться».


Применение правил правописания глаголов.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами

51

Правописание глаголов.

(«Правописание»)

Работа над ошибками.

Правописание глаголов



Самостоятельная работа: упражнения на повторение правописания глаголов. Обсуждение рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка»

Знать и применять правила правописания глаголов начальной формы, не с глаголами

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.



52

« Правописание глаголов

(«Правописание»)


Правописаниебезударных

окончаний глаголов


Нн

Не ни

На ня


Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем»: система личных окончаний l-го и 2-го спряжения. Упражнения на изменение формы глаголов, группировку по спряжениям. Подготовка к словарному диктанту

Знать правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения)

Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения)

Уметь применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации.

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в составучебногодействия



53

Правописание глаголов

(«Правописание»)


Правописаниебезударных

окончаний глаголов




Правописание безударных

окончаний глаголов


Уметь находить языковые средства, делающие текст выразительным

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности








54







55

Текст

(«Развитие речи»)


Роль слов в тексте




Правописание.

Итоговый диктант за 2 четверть


Обсуждение рубрики «Вспомни ... »: значение слова и его контекст. Индивидуальная работа с текстом: выявление эмоционально окрашенных слов и словосочетаний. Сравнение своей работы с вариантом учебника. Поиск приема построения текста

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



56

(«Правописание»)

Работа над ошибками.

Правописание глаголов



Повторение алгоритма определения спряжения глагола. Развитие орфографической зоркости: поиск допущенных ошибок


Знать правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения)

Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения)

Уметь применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов




Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия.

Выявлять сходства и различия предметов.

Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации.



57








58












59

Правописание.

Повторение изученных орфограмм





Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)


Настоящее время глаголов.

Оо

Ол ло

Ор ро



Правописание.

Комплексная итоговая контрольная работа (ко всем блокам)







Сравнение языкового материала в рубрике «Давай подумаем».

Обсуждение рубрики «Тайны языка» работа со схемой.


Упражнения: поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов. Работа по выбору



Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.




60









61

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Работа над ошибками.

Правописание суффиксов глаголов




Правописание глаголов

(«Правописание»)


Правописание суффиксов глаголов.Закрепление.



Наблюдение за языковым материалом - рубрики «Обрати внимание» и «Давай подумаем». Коллективное выведение правила, Сравнение с правилом в учебнике. Упражнения на закрепление

Знать правило правописания суффиксов глаголов


Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

Выполнять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценку выполнения каждой




62

Правописание глаголов

(«Правописание»)


Правописание глаголов


.

Тренировочные упражнения на отработку написания безударных личных окончаний, правописание тсяиться


Уметь определять время глагола, изменять глаголы по временам, , различать глаголы настоящего времени.




63

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)


Прошедшее время глагола



Обсуждение материала рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка». Упражнения: нахождение глаголов в форме прошедшего времени. Задание по выбору. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»

Уметь определять время глагола, изменять глаголы по временам, различать глаголы прошедшего времени.

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).




3 четверть (44 часа)


64

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)


Прошедшее время глагола

Пп

Па пл

гпр


Наблюдение за формами глаголов в рубриках «Обрати внимание» и «Давай подумаем», формулирование выводов. Сопоставление с материалом рубрики «Тайны языка»


Уметь письменно пересказывать текст (обучающее изложение)


Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



65

Работа над изложением («Развитие речи»)


Изложение «Штора»



Самостоятельная подготовка к изложению: соответствие заголовка, составление плана текста. Создание возможного окончания текста (элемент сочинения)



66

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)


Будущее время глагола



Работа со схемой в рубрике «Вспомни ... ». Выведение правила об образовании форм будущего времени («Давай подумаем»). Задания по выбору и трудное задание

Уметь определять время глагола, изменять глаголы по временам, различать глаголы будущего времени.

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия.




67

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)


Изменение глаголов по временам



Выполнение заданий на образование глагольных форм. Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание», формулирование и сравнение выводов. Работа в парах, по выбору и с трудным заданием

Уметь определять время глагола, изменять глаголы по временам

Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…)

Уметь ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия.



68

Текст

(«Развитие речи»)


Изложение с элементами сочинения



Индивидуальная работа с текстом. Пересказ текста от 1-го лица с элементами сочинения. Анализ и исправление речевых ошибок в предложениях

Уметь письменно пересказывать текст с элементами сочинения (обучающее изложение)

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



69

Как устроен наш язык

Контрольная работа по теме «Время глаголов»



Правила правописания глагола.

Знать правила правописания глаголов


Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности



70

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)

Работа над ошибками

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение



Урок повышенной сложности. Введение понятий «изъявительное, повелительное и условное наклонение» на основе противопоставления реально происходящего действия (изъявительное наклонение) и действия нереального (повелительное и сослагательное наклонение). Наблюдение за языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективное выполнение упражнения 1. Остальные - по выбору

Иметь представление о наклонениях глагола, о понятии «изъявительное, повелительное и условное наклонение»

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

Выполнять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценку выполнения каждой операции.



71

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)


Условное наклонение глагола

Рр

Ра Ря

Рв вз


Урок повышенной сложности. Ознакомление со способом образования условного наклонения. Коллективная работа с упражнением 1. Остальные - по выбору


Иметь представление о наклонениях глагола, о понятии «изъявительное, повелительное и условное наклонение»

Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий.

-Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними.



72

« Правописание глаголов

(«Правописание)


Правописание окончаний глаголов впрошедшем времени



Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос от чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

Выполнение упражнений на отработку нового правила. Письмо по памяти. Упражнение на повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту

Знать правило правописанияокончаний глаголов впрошедшего времени


Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия.

объяснять причины сделанных ошибок





73

Текст

(«Развитие речи»)


Изложение с элементами сочинения.



Коллективная работа с текстом учебника. Составление плана для продолжения рассказа. Написание продолжения рассказа В. Драгунского. Чтение и обсуждение работ учащихся. Сравнение детских работ и авторского текста

Уметь создавать текст.

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



74

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)

Контрольный словарный диктант

Повелительное наклонение глагола



Работа с текстом учебника: поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ. 3накомство с формой повелительного наклонения и способом ее образования (простая форма). Выполнения упражнения 2 (коллективно). Работа с рубрикой «Говори правильно». Наблюдение за языковым материалом: изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Выполнение упражнений по выбору

Иметь представление о наклонениях глагола, о понятии «изъявительное, повелительное и условное наклонение»

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия.



75

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)

Работа над ошибками.

Повелительное наклонение глагола.Закрепление.





76
















77

Глагол («Как устроен наш язык»)


Словообразование глаголов

Сс

Ээ

Сл вс







Развитие речи

Сочинение-повествование


Повторение материала, изученного в теме «Словообразование» во 2 классе. Коллективная и индивидуальная работа с упражнениями учебника. Знакомство с материалом рубрики «Путешествие в прошлое»

Уметь различать способы образования глаголов

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.




78

Глагол («Как устроен наш язык»)

Глагол в предложении



Наблюдение за языковым материалом: как ведет себя глагол в предложении и в словосочетании. Ознакомление со связью управления в словосочетании (пропедевтика). Выполнение тренировочных упражнений

Уметь определять значение глагола в предложении




Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…)

Уметь ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия.



79

Правописание глаголов

(«Правописание»)


Правописание глаголов.



Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов и алгоритмов применения изученных правил. Выполнение тренировочных упражнений.










Уметь применять правила правописания глаголов

Выявлять сходства и различия предметов.

Выявлять особенности объектов изучения.

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.



80

Текст

(«Развитие речи»)


Работа с текстом Тт

Те то

Тр тл




Работа с текстом учебника: обсуждение заголовка, особенностей строения текста (передается разговор двух людей). Ознакомление с понятиями «монолог», «диалог». Работа над исправлением речевых ошибок в приведенных высказываниях

Практически овладеть диалогической речью

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



81

Правописание

Диктант по теме «Правописание окончаний и суффиксов глаголов»








82

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)

Работа над ошибками.

Морфологический

разбор глагола



Повторение порядка выполнения морфологического разбора. Обсуждение вопроса: какие признаки глагола являются неизменными? Ознакомление с порядком выполнения морфологического разбора глагола. Выполнение тренировочных упражнений на овладение порядком проведения морфологического разбора глагола

Знать морфологические признаки глагола, производить морфологический разбор глагола.


Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

Выполнять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценку выполнения каждой операции.



83

Закрепление пройденного материала.

(«Как устроен наш язык»)


Закрепление изученного



Выполнение заданий к тексту на повторение тем, изученных во 2, 3 и 4 классах

Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые–мягкие, звонкие–глухие, парные–непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук


Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.




84

Морфология. Наречие.

(«Как устроен наш язык»)


Наречие

Хх

Ха Хи Хо

Хл



Урок повышенной сложности. Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к пересказу от 3-го лица. Написание краткого изложения. Сравнение и анализ приведенных в учебнике детских работ с изложениями учеников класса. Выявление достоинств и недостатков текстов

Практически овладеть диалогической и монологической формами речи, уметь выделять основной смысл текста

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности



85


Текст

(«Развитие речи»)


Изложение с элементами сочинения



Знакомство с наречием как частью речи: вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция. Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы кнаречиям и определять, каким членом предложения они являются. Наблюдение за языковым материалом: особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Выполнение тренировочных упражнений

Знать наречие как часть речи: вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция

находить наречия в тексте,

уметь задавать вопросы кнаречиям и определять, каким членом предложения они являются










Выявлять сходства и различия предметов.

Выявлять особенности объектов изучения.

Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации.

Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…)

Уметь ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия.

Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий.

-Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними.



86

Морфология. Наречие

(«Как устроен наш язык»)

Работа над ошибками.

Как образуются наречия



Наблюдение за языковым материалом: сопоставление качественных имен прилагательных и образованных от них наречий. Формулирование выводов на основе наблюдения. Выполнение тренировочных упражнений




87

Правописание наречий

(«Правописание»)


Правописание гласных на конце наречий



Наблюдение за языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы и повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту и его проведение

Знать правило правописания гласных на конце наречий,

Уметь применять на практике.


Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.




88








89

Правописание наречий

(«Правописание»)


Правописание гласных на конце наречий. Закрепление.



Правописание

Списывание по теме «Гласные на конце наречий, ь на конце слов после шипящих»



90

Текст

(«Развитие речи»)

Работа над ошибками.

Учимся писать сочинение



Коллективная работа с текстом учебника: чтение, Озаглавливание, составление плана, поиск образных слов и выражений. Ответ на вопрос зачем автор использует образные выражения в тексте? Коллективное обсуждение: какие еще слова и выражения можно использовать в описании природы зимой? Индивидуальная работа

Уметь создавать текст (сочинение) на заданную тему

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия.




91











Морфология. Наречие

(«Как устроен наш язык»)


Морфологический разбор наречий

Вв

Фф

Вл фл



Выполнение упражнений на повторение и закрепление знаний, полученных в теме «Наречие». Коллективное обсуждение особенностей морфологического разбора наречий (рубрика «Давай подумаем» ). Упражнения на овладение порядком проведения морфологического разбора наречий

Знать морфологические признаки наречия, производить морфологический разбор наречия.


Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



92

Правописание наречий

(«Правописание»)


Мягкий знак на конце наречий после шипящих



Наблюдения за языковым материалом: правописание наречий на шипящие. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы

Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих

.Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством.













Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.


















93

Итоговая контрольная работа к блоку «Как устроен наш язык»




94

Текст

(«Развитие речи»)

Работа над ошибками.

Учимся писать сочинение



Чтение и анализ текста учебника. Выявление особенностей построения данного текста. Проведение игры-соревнования «Кто знает больше народных примет». Выбор наиболее ярких, выразительных примет. Самостоятельная работа: написание рассказа-описания, в основе которого лежит народная примета.



95

Мягкий знак после шипящих («Правописание»)

Мягкий знак на конце слов после шипящих



Комплексное повторение правил, связанных с правописанием мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих. Работа с таблицей учебника (коллективно). Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы

Правила правописания наречий.





96

Мягкий знак после шипящих («Правописание»)


Мягкий знак на конце слов после шипящих

Чч

Че

Чу










97

Морфология.

Имя числительное

(«Как устроен наш язык»)

Контрольный словарный диктант

Имя числительное



Знакомство с именем числительным как частью речи. Понятие о порядковых и количественных числительных. Упражнения на нахождение числительных в тексте, на умение задавать вопросы к числительным и различать порядковые и количественные имена числительные. Введение понятий «простое, сложное и составное числительное». Упражнение в определении состава данных имен числительных. Запись числа словами

Знать имя числительное как часть речи: вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция,

находить имя числительное в тексте,

уметь задавать вопросы и определять, каким членом предложения они являются






Выявлять сходства и различия предметов.

Выявлять особенности объектов изучения.

Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации.






98

Морфология.

Имя числительное

(«Как устроен наш язык»)

Работа над ошибками.

Имя числительное. Словообразование


.



99

Текст

(«Развитие речи»)

Определение типов текста и создание собственных текстов.

Изложение.


Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Коллективная работа с рубрикой «Обрати внимание». Повторение ранее изученного материала (образные слова и выражения в тексте, цель их использования). Самостоятельная работа с текстом учебника. Сравнение и обсуждение результатов

Уметь использовать средства языка в речи в соответствии с условиями общения

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



100












101

Морфология.

Имя числительное

(«Как устроен наш язык»)


Изменение имен числительных

ь ъ

съе

вьи



Правописание


Итоговый диктант за 3 четверть


Материал 3 четверти.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами


Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности



102

Правописание числительных

(«Правописание»)

Работа над ошибками.

Слитное и раздельное написание числительных


.

Наблюдения за языковым материалом: право писание простых, сложных и составных числительных. Формулирование выводов на основе наблюдения. Работа с правилом. Выполнение тренировочных упражнений. Ознакомление с правилами употребления названий месяцев в сочетании с числительным в косвенных падежах. Выполнение упражнений на усвоение новых правил

Знать правило правописания числительных,

Уметь применять на практике.


Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…)

Уметь ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия.

Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий.

-Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними.



103

Правописание числительных

(«Правописание»)


Правописание мягкого знака в именах числительных


.

Работа с таблицей учебника. Ответ на вопрос в каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких на конце слова? Чтение и обсуждение правила. Выполнение упражнений на отработку нового правила

Знать правило правописания гласных на конце наречий,

Уметь применять на практике.





104

Правописание числительных

(«Правописание»)


Правописание числительных

Ээ

Эл

Эс



Выполнение упражнений на закрепление умения применять изученные правила правописания числительных «Слитное и раздельное написание числительных», «Правописание мягкого знака в именах числительных»

Знать правило правописания гласных на конце наречий,

Уметь применять на практике.


Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.




105

Текст

(«Развитие речи»)


Учимся писать сочинение



Чтение и анализ текста учебника. Выявление особенностей построения данного текста. Проведение игры-соревнования «Кто знает больше народных примет». Выбор наиболее ярких, выразительных примет. Самостоятельная работа: написание рассказа-описания, в основе которого лежит народная примета.

Уметь создавать текст (сочинение) на заданную тему

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



106

Правописание мягкого знака («Правописание»)


Повторяем правила

правописания мягкого знака в словах


Выполнение упражнений на повторение орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи

Уметь применять правила правописания мягкого знака в словах

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Выявлять сходства и различия предметов.

Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательствапроведённойклассификации.



107

Синтаксис. Словосочетания.

(«Как устроен наш язык»)


Словосочетание.

Дд

Тт

Дл тл





Ознакомление с новыми понятиями:«словосочетание», «подчинительная связь слов». Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и несловосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании









4 четверть


Уметь устанавливать связь слов в предложении.

Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий.-Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними.



108

Синтаксис. Словосочетания.

(«Как устроен наш язык»)

Различие слова, словосочетания и предложения..



Умение различать слова, словосочетания и предложения. Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и несловосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании


Уметь устанавливать связь слов в предложении

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Выявлять сходства и различия предметов.

Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательствапроведённойклассификации.




109

Синтаксис. Словосочетания.

(«Как устроен наш язык»)

Связь слов

в предложении.

Словосочетание.



Уметь устанавливать связь слов в предложении

Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий.-Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними.



110







Текст

(«Развитие речи»)

Изложение текста «Сказка об осени»

Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту. Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини-сочинения (рассуждения) с опорой на вопросы к тексту

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



111

Правописание словосочетаний

(«Правописание»)

Работа над ошибками.

Правописание слов

в словосочетаниях


Выполнение тренировочных упражнений на повторение правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний

Знать правописание слов в словосочетании

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.



112

Синтаксис. Словосочетание.

(«Как устроен наш язык»)


Связь слов

в словосочетании.

Согласование.



Повторение материала, изученного в 3 и 4 классах. Ответ на вопрос: как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения

Знать связь слов в словосочетании-

Согласование


Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия.

Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий.

-Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности



113

Правописание словосочетаний

(«Правописание»)


Правописание слов в словосочетаниях. Чч

Че чё

Оч




Повторение и отработка правил согласования слов, входящих в состав словосочетаний (прил. + нескл. сущ., сущ. + порядк. числит.). Упражнение на повторение изученных орфограмм

Знать правописание слов в словосочетании




114

Синтаксис. Словосочетания.

(«Как устроен наш язык»)


Связь слов

в словосочетании.

Управление



Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос: меняется ли форма зависимого слова при изменении формы главного в словосочетаниях с типом связи управление? Введение понятия управления как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи управление. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом

Знать связь слов в словосочетании-управление.

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности





115


Развитие речи.

Текст Работа над планом.

Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание личных окончаний глаголов, правописание мягкого знака у глаголов 2-го лица ед. ч.). Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях

Знать правописание слов в словосочетании

Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий.

-Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними.



116












117

Синтаксис. Словосочетания.

(«Как устроен наш язык»)


Связь слов

в словосочетании.

Примыкание.



Правописание словосочетаний

(«Правописание»)


Итоговая контрольная работа работа(списывание, словарный диктант)

Виды словосочетаний

Знать связь слов в словосочетании-

Примыкание


Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…)

Уметь ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия.







118

Правописание словосочетаний

(«Правописание»)

Работа над ошибками.

Правописание слов

в словосочетаниях. Бб

Бд Ба




Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание глаголов, числительных, наречий)

Знать правописание слов в словосочетании




119

Текст

(«Развитие речи»)

Учимся писать сочинение-рассуждение



сочинение-рассуждение

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему




120

Синтаксис. Сложноепредложение («Как устроен наш язык»)


Сложное предложение.


Наблюдение за языковым материалом: предложения с несколькими грамматическими основами. Введение понятия «сложное предложение». Упражнение на нахождение сложного предложения в тексте.

Анализ языкового материала. Ответ на вопрос: в каких сложных предложениях можно задать вопрос от одной части речи к другой? Введение понятий «сложносочиненное и сложноподчиненное предложение». Знакомство с алгоритмом различения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений и овладение этим алгоритмом

Знакомство со схемами сложных предложений

Уметь находить

сложное

предложение.

Знать алгоритм различения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений


Уметь работать с моделями.

Выявлять сходства и различия предметов.

Выявлять особенности объектов изучения.

Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации.

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.




121

Синтаксис. Сложное

предложение («Как устроен наш язык»)


Как связаны части

сложносочиненного

предложения



Наблюдение за языковым материалом (рубрика «Давай подумаем» ): союзы и, а, или, в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Формулирование выводов наблюдения (рубрика «Обрати внимание»). Тренировочные упражнения: различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы и, или, а, но. Знакомство с сочинительными союзами заmо, однако, да.

Уметь находить

сложное

предложение.

Различать сложные предложения и предложения с однородными членами.


Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия.

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Уметь работать с моделями.



122

Знаки препинания

в сложном предложении

(«Правописание»)


Знаки препинания в сложном

предложении

Фф

Вв

Фи фа



Наблюдение за языковым материалом: как разделяются части сложного предложения. Работа с правилом - рубрика «Тайны языка». Знакомство с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочиненного предложения и овладение этим алгоритмом. Тренировочные упражнения: различение простых и сложных предложений, постановка запятой в сложносочиненном предложении. Повторение материала 4 класса: обобщающее слово и знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах.

Уметь находить

сложное

предложение, ставить знаки препинания в сложном предложении.


Уметь работать с моделями.

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.




123

Знаки препинания

в сложном предложении

(«Правописание»)


Учимся ставить запятые между частями сложного

предложения.


Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении

Уметь находить

сложное

предложение, ставить знаки препинания в сложномпрдложении.


Уметь работать с моделями.

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.



124

Текст

(«Развитие речи»)


Учимся писать сочинение


Запятые между частями сложного

предложения

Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности



125


(«Как устроен наш язык»)



Контрольная работа по теме «Словосочетание, слово и предложение»


Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к написанию сочинения: определение типа будущего текста, составление плана. Обсуждение работ учащихся

Уметь создавать текст- на заданную тему

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



126

Синтаксис. Сложное

предложение («Как устроен наш язык»)

Работа над ошибками.

Как связаны части

сложноподчиненного предложения.

Гг

Кк

Га




Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос можно ли между частями любого сложного предложения поставить точку? Обсуждение особенностей сложноподчиненного предложения. Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчиненного предложения. Отработка умения задавать вопрос от одной части сложноподчиненного предложения к другой

Уметь находить

сложноподчинённое

предложение, ставить знаки препинания в сложном предложении.


Уметь работать с моделями.

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).




127




128

(«Правописание»)

Итоговая работа

( итоговый диктант) по тексту администрации


Итоговая работа (проверочная работа) по тексту администрации








129

Синтаксис. Сложное

предложение («Как устроен наш язык»)

Работа над ошибками.

Сложносочиненное

и сложноподчиненное предложения



Наблюдение за языковым материалом: место придаточной части в сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов. Тренировочные упражнения в различении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений (нахождение соответствий между предложениями и схемами этих предложений)

Уметь находить

Сложноподчинённое и сложносочинённое

предложение, ставить знаки препинания в сложном предложении.


Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Выявлять сходства и различия предметов..

Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации.



130

Знаки препинания

в сложном предложении

(«Правописание»)


Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. Самостоятельная работа «Знаки препинания в сложном предложении»



Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении

Изученные орфограммы.

Орфографический тренинг.


Знать изученные орфограммы,

Уметь находить и проверять их.













Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения












131

Развитие речи


Текст.





132

(«Правописание»)

Повторение изученных орфограмм



Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание глаголов, числительных, наречий)

Знать изученные орфограммы,

Уметь находить и проверять их.


Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности



133

Морфология.

Имя существительное

(«Как устроен наш язык»)


Повторение. Имя существительное.

Пп

Тт


Повторение. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор

Уметь производить морфологический разбор

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 1,2,3-го склонения

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

объяснять причины сделанных ошибок






134

Морфология.

Имя прилагательное

(«Как устроен наш язык»)


Повторение. Имя прилагательное.



Повторение. Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор

Знать орфографические правила

Уметь производить морфологический разбор

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.




135

«Правописание»


Повторение изученных орфограмм

Повторение. Глагол как часть речи. Морфологический разбор

Знать орфографические правила

Уметь производить морфологический разбор

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.




136

(«Развитие речи»)

Повторение.


Типы текстов.



Повторение. Орфографический тренинг.

Знать и уметь определять тексты

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия.

объяснять причины сделанных ошибок











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!