Пояснительная записка
Рабочая программа по “Окружающему миру” составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6, примерной программы начального общего образования по окружающему миру (М.: «Просвещение» 2010г.) с учётом авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (М.: Просвещение 2011г.)
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 2015.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2015.
Данный учебный предмет ставит цель:
-развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе, в обществе; формирование потребности сохранять и преумножать природные богатства, заботиться об экологической обстановке в окружающей среде сохранять и укреплять здоровье;
-воспитание позитивного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует решению следующих задач:
-формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира; подготовка к изучению естественно - научных дисциплин;
-воспитание патриотических чувств и бережного отношения к окружающему миру.
Для успешного решения задач курса в него включены экскурсии и практические работы.
На изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
Программа рассчитана на 270 ч:
1 класс — 66ч (33 учебные недели).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6» муниципального образования город Ноябрьск в форме теста в мае месяце.
Учитывая особенности первоклассников используются следующие педагогические технологии: деятельностный подход, фронтальная работа, работа в парах и группах, оценка достижений, творческая деятельность.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о причинах успеха в учебе;
интерес к учебному материалу;
этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
знание основных моральных норм поведения;
осознание своей семейной идентичности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
воспринимать смысл познавательного текста;
подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая - неживая, животные - растения и т.д.);
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами и группами;
допускать существование различных точек зрения;
договариваться, приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания;
задавать вопросы;
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
различать и называть основные части растений;
узнавать растения - деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
использовать иллюстративный определитель растений и животных.
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
различать прошлое, настоящее и будущее;
определять родственные связи в семье;
соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, в школе;
использовать правила поведения в общественных местах и на улице
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.
Содержание учебного предмета
Что и кто? (21 час)
Задавайте вопросы!
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Дорога от школы до дома: правила безопасного поведения.
Экскурсии с целью ознакомления с многообразием окружающего мира.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника. (по выбору учителя)
Распознавание деревьев по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение, безопасное обращение.
Обучение безопасному обращению с вещами. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улиц.
Наша Родина – Россия. Государственная символика России. Города России. Народы России. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Наша страна на глобусе.
Экскурсия: разнообразие растений, к местам исторических событий.
Практическая работа: сравнение листьев разных растений, части растений, исследование перьев, правила безопасного поведения на улице, работа с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 часов)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Явления природы: снег, дождь.
Изучение свойств снега, льда.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Экскурсии: на почтовое отделение.
Практические работы: отстаивание и фильтрация воды, простейшие приемы ухода за комнатными растениями, участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление кормушек, подкормка птиц), изучение свойств снега и льда, фильтрация воды.
Пространство и время в окружающем мире .(Где и когда?) (11 часов)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представления о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Практические работы: холодные и жаркие районы на глобусе.
Явления окружающего мира и деятельность человека (Почему и зачем?) (22 часов)
Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле. Форма и размеры звёзд. Созвездие Льва. Луна- естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Явления природы: дождь, ветер. Почему идёт дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений и животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь слух.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Правила поведения в природе. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Личная гигиена. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Режим дня школьника, значение сна в жизни человека. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолётов. Устройство самолёта. Самолёты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Экскурсия в природу (слушаем звуки окружающего мира).
Практические работы: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытьё рук и др.).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | В том числе на: |
Практические работы, экскурсии | контрольные работы |
| Название раздела | | | |
1. | Чт Что и кто? | 21 | Пр. р. – 11, 1 - экскурсия | |
2. | Как, откуда, куда? | 12 | Пр. р. – 10, 1 - экскурсия | |
3. | Где и когда? | 11 | Пр. р. – 3 | |
4. | Почему и зачем? | 22 | Пр. р. – 7, 1 - экскурсия | 1 |
| Итого: | 66 | Пр. р. – 31, экскурсий - 3 | 1 |
Календарно-тематическое планирвание
№ п/п | Тема урока | Дата |
По плану | По факту |
Раздел «Что и кто?» (21 час) |
1 | Задавайте вопросы! | 1 | |
2 | Что такое Родина? | 1 | |
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | |
5 | Моя малая Родина (Экскурсия в Ресурсный музей) | 1 | |
6 | Что у нас над головой? | 1 | |
7 | Что у нас под ногами? (Пр. р. № 1) | 1 | |
8 | Что общего у разных растений? (Пр. р. № 2) | 1 | |
9 | Что растет на подоконнике? (Пр. р. № 3) | 1 | |
10 | Что растет на клумбе? (Пр. р. № 4) | 1 | |
11 | Что это за листья? (Пр. р № 5) | 1 | |
12 | Что такое хвоинки? (Пр. р. № 6) | 1 | |
13 | Кто такие насекомые? | 1 | |
14 | Кто такие рыбы? (Пр. р. № 7) | 1 | |
15 | Кто такие птицы? | 1 | |
16 | Кто такие звери? (Пр. р. № 8) | 1 | |
17 | Что окружает нас дома? (Пр. р. № 9) | 1 | |
18 | Что умеет компьютер? (Пр. р. № 10) | 1 | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? (Пр. р. № 11) | 1 | |
20 | На что похожа наша планета? (Пр. р. № 12) | 1 | |
21 | Обобщение по разделу «Что и кто?» | 1 | |
Раздел «Как, откуда, куда?» (12 часов) |
22 | Как живет семья? (Пр. р. № 12) | 1 | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Пр. р. № 13) | 1 | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? ( Пр. р. № 14) | 1 | |
25 | Как путешествует письмо?( Экскурсия на почтовое отделение) | 1 | |
26 | Куда текут реки? (Пр. р. № 15) | 1 | |
27 | Откуда берутся снег и лед? (Пр. р. № 16) | 1 | |
28 | Как живут растения? (Пр. р. № 17) | 1 | |
29 | Как живут животные? (Пр. р. № 18) | 1 | |
30 | Как зимой помочь птицам? (Пр. р. № 19) | 1 | |
31 | Откуда берется и куда девается мусор? (Пр. р. № 20) | 1 | |
32 | Откуда в снежках грязь? (Пр. р. № 21) | 1 | |
33 | Обобщение по разделу «Как, откуда, куда?» | 1 | |
Раздел «Где и когда?» (11 часов) |
34 | Когда учиться интересно? | 1 | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа»
| 1 | |
36 | Когда придет суббота? | 1 | |
37 | Когда наступит лето? | 1 | |
38 | Где живут белые медведи? | 1 | |
39 | Где живут слоны? | 1 | |
40 | Где зимуют птицы? (Пр. р. № 22) | 1 | |
41 | Когда появилась одежда? (Пр. р. № 23) | 1 | |
42 | Когда изобрели велосипед? (Пр. р. № 24) | 1 | |
43 | Когда мы стали взрослыми? | 1 | |
44 | Обобщение по разделу «Где и когда?» | 1 | |
Раздел «Почему и зачем?» (22 часа ) |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью? | 1 | |
46 | Почему луна бывает разной? | 1 | |
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | |
48 | Почему звенит звонок? (Пр. р. № 25) | 1 | |
49 | Почему радуга разноцветная? (Пр. р. № 26) | 1 | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (Экскурсия. Слушаем звуки окружающего мира) | 1 | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Пр. р. № 27) | 1 | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (Пр. р. № 28) | 1 | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | |
59 | Зачем нужны поезда? (Пр. р. № 29) | 1 | |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | |
61 | Зачем строят самолеты? ( Пр. р. № 30) | 1 | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |
63 | Зачем люди осваивают космос? (Пр. р. № 31) | 1 | |
64 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | |
65 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Промежуточная аттестация в виде теста. | 1 | |
66 | Обобщение по разделу «Почему и зачем?» | 1 | |
| Итого: | 66 | |