№ | Дата | Тема урока | Элементы содержание | Формируемые (УУД) |
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ ( 9ч ) | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1. | 02.09 | Свет знания. | Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, обогащение духовных сил. | Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) | Личностные результаты: 1) широкой мотивационной основе учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; 2) осознанному устойчивому эстетическому предпочтению и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; 3) к чувству прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные результаты: 1) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; 2) самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; 3) осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; 4) самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные результаты: 1)осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; 2) записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; 3) создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Коммуникативные результаты: 1)адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; 2)осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 3) осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 4) осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. |
2,3 | 07.09 09.09 | Как изучают окружающий мир. ПДД. Дорожные термины. Дороги вне населённых пунктов. Правила безопасного передвижения по дороге вне населённых пунктов. | Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты. П/р «Наблюдение», «Опыт», «Измерение массы», «Измерение длины». Знать дорожные термины. Составить правила безопасного передвижения по дороге вне населённых пунктов. |
4. | 14.09 | Книга – источник знаний. | Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера. |
5 | 15.09 21.09 | Отправимся на экскурсию. ПДД: Дорога, ее элементы и правила поведения на ней | Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры. Экскурсия |
6,7 | 22.09 | О чём расскажет план. ПДД: Пешеходные переходы | План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём |
8. | 24.09 | Планета на листе бумаги. | Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света. |
9. | 28.09 | Средства информации и связи. | Средства связи как способ обмена информацией. Виды средств связи. Дидактическая игра по усвоению номеров телефонов первой помощи. Интернет как способ познания мира. |
МИР КАК ДОМ ( 21ч ) |
10. | 05.10 | Мир природы в народном творчестве. | Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества. | 1) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); | Личностные результаты: 1) внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; -выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; 2) к устойчивому учебнопознавательному интересу к новым общим способам решения задач; Регулятивные результаты: 1) учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; 2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные результаты: 1) создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 2) осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 3) осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 4) осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; Коммуникативные результаты: 1) допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; 2)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
11. | 07.10 | Из чего всё состоит. | Твердые ела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель. П/р «Вода - растворитель» |
12. | 14.10 | Мир небесных тел. | Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. |
13. | 19.10 | Невидимое сокровище. | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Как сохранить воздух. П/р «Исследование свойств воздуха» |
14. | 20.10 | Самое главное вещество. ПДД:Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | Вода, её состояние. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе. П/р «Исследование свойств воды» Беседа на тему: «Тормозной путь транспортных средств» |
15. | 21.10 | Контрольная работа. | |
16. | 25.10 | Анализ контрольной работы. | |
17. | 27.10 | Природные стихии в народном творчестве. | Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества. Беседа на тему: « Чрезвычайная и экстремальная ситуация (стихийные бедствия, аварии, экологическая катастрофа) и правила поведения в случае их возникновения» |
18. | 08.11 | Кладовые Земли. | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. П/р «Состав гранита» |
19. | 10.11 | Чудо под ногами. | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. П/р «Исследование свойств почвы» |
20. | 15.11 | Мир растений. | Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растения в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. |
21. | 17.11 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества. |
22. | 22.11 | Мир животных. | Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение к животным. Животные родного края. |
23. | 24.11 | Образы животных в народном творчестве. | Способы изображения животных в разных видах народного творчества (в загадках и песенках, в архитектурных деталях старинного жилья. В предметах быта, игрушках. Традиционной одежде |
24. | 29.11 | Невидимые нити в живой природе. | Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. |
25. | 01.12 | Лес – волшебный дворец. ПДД: Нерегулируемые перекрестки. | Лес - единство живой и неживой природы. Природное сообщество леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. |
26. | 06.12 | Луг – царство цветов и насекомых. | Луг - единство живой и неживой природы. Природное сообщество луг, его отличие от леса. Взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. |
27. | 08.12 | Водоём – дом из воды. | Водоем - единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга. Взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоема. |
28. | 13.12 | Как сохранить богатство природы. | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. |
29. | 15.12 | Охрана природы в культуре народов России и мира. | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы |
30. | 20.12 | За страницами учебника. Контрольная работа. | |
31. | 27.12 | Чудесное путешествие. Проект на тему: «Нерегулируемые перекрестки.» | |
ДОМ КАК МИР (24ч ) |
32. | 29.12 | Родной дом – уголок Отчизны. | Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников. | Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) | Личностные результаты: 1) внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; -выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; 2) адекватному пониманию причин успешности/неуспешности учебной деятельности Регулятивные результаты: 1) учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; 2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 3) проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; 4) самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные результаты: 1) создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 2) осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме 3) проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; 4) устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные результаты: 1) допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; 3) формулировать собственное мнение и позицию; 4) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
33. | 12.01 | Свой дом – свой простор. | Трехчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края. |
34. | 17.01 | В красном углу сесть – великая честь. | Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники. Проект «Юный краевед» |
35. | 19.01 | Побываем в гостях. ПДД: Регулируемые перекрестки. Светофор | Особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Традиции гостеприимства. |
36. | 24.01 | На свет появился – с людьми породнился. | Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание. |
37. | 26.01 | Родословное дерево. | Способы составления родословного древа. Семейные династии. Профессии членов семьи (рода). Старинные традиции трудолюбия и мастерства. |
38. | 31.01 | Муж и жена – одна душа. | Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях |
39. | 02.02 | Святость отцовства и материнства. | Представление о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах. |
40. | | Добрые дети – дому венец. | Традиции воспитания девочки и мальчика. Определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца. |
41. | | Детские игры – школа здоровья. ПДД. Катание на роликовых коньках и скейтбордах. Меры предосторожности при катании на роликах и скейтборде. | Народная игровая культура: различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие. Беседа : «Опасные ситуации на дорогах. Где можно и где нельзя играть» |
42. | | Строение тела человека. | Общее представление о строении тела человека.. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их роль в жизнедеятельности организма. |
43. | | Как работает наш организм. | Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. П/р «Измерение пульса» |
44. | | Что такое гигиена. | Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания. П/р «Уход за зубами» |
45. | | Наши органы чувств. Строение и работа. | Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств. П/р «Измерение температуры тела» |
46. | | Наши органы чувств. Гигиена. | Узнают строение органов чувств, правила гигиены органов чувств. |
47. | | Школа первой помощи. | Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Номера телефонов экстренной помощи. Беседа : «Правила безопасного поведения в различных ситуациях, укрепление здоровья» |
48. | | Здоровью цены нет. | Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях. Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам. |
49. | | Дом невелик, а стоять не велит. | Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края. |
50. | | Семейный бюджет. | Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства. |
51. | | Мудрость старости. | Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах и произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края. |
52. | | Путешествие к А.С.Пушки ну. | История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на близости интересов, на продолжении доброго дела. |
53. | | Контрольная работа по разделу «Дом как мир». | Урок контроля и проверки знаний. |
В ПОИСКАХ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ( 14 ч ) |
54. | | Всемирное наследие. | Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия. | Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) | Личностные результаты: 1) широкой мотивационной основе учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы 2) осознанному устойчивому эстетическому предпочтению и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; Регулятивные результаты: 1) проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; 2) самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; 3) осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; 4) оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; 5) различать способ и результат действия. Познавательные результаты: 1) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; 2) записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; 3) создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 4) осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные результаты: 1) аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 2) продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; 3) с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; 4) задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
55. | | Московский Кремль. ПДД «Метрополитен» | Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России. |
56. | | Озеро Байкал. Озеро на карте России. | Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Уникальный объект мира. |
57. | | Озеро Байкал. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера | Узнают о природных особенностях озера, его животном мире, экологическом состоянии. |
58. | | Путешествие в Египет. Египет и Каир на карте мира. | Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного наследия. |
59. | | Путешествие в Египет. Пирамиды как объект Всемирного культурного наследия. | Узнают об Александрийской библиотеке, монастыре Святой Екатерины, Великой Пирамиде. |
60. | | Путешествие в Грецию. Греция и Афины на карте Европы. | Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурного наследия для всего мира. |
61 | | Путешествие в Грецию. Афинский Акрополь. | Узнают о Греции и ее столице, афинском Акрополе. |
62. | | Путешествие в Иерусалим. Израиль и Иерусалим на карте Европы. | Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из мировых религий – иудаизм, христианство, ислам. |
63. | | Путешествие в Иерусалим. Старый город. | Узнают об Иерусалиме, памятных местах города – Стене Плача, храме Скалы, храме Гроба Господня. |
64. | | Путешествие в Китай. Китай и его столица на карте. | Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стен как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира. |
65 | | Путешествие в Китай. Великая Китайская стена. | Узнают о Китае, Императорском дворце в Пекине, Великой Китайской стене. |
66. | | Всемирные духовные сокровища. | Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища. |
67. | | Итоговая промежуточная аттестация. Тест. | Научатся выбирать главное. | | |
68. | | Закрепление изученного. «КВН- ПДД» | Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе. |