ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №4»
РЕКОМЕНДОВАНО На заседании педагогического совета _________________________ Протокол от «28» августа 2019 № 9 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________ Л.Н.Белик «29» августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы-интерната __________ О.В.Плотницкая Приказ от «30» августа 2019 г. № 207 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Базовый уровень
1 класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
Назарова Лариса Васильевна
Амвросиевка
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя по предмету «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе: «Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (утверждён приказом Министерства образования Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года №665), Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир. 1-4 кл.» / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 95 с. .
Данная программа направлена на формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; на основе комплекса предметных знаний о человеке, природе и обществе, универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; на развитие умений работать с разными источниками информации, наблюдать, экспериментировать, обобщать, характеризовать и моделировать объекты окружающего мира, решать творческие задачи; на воспитание гармонично развитой, духовно- нравственной личности, стремящейся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольной образовательной организации, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с ограниченными возможностями здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
В основу отбора компонентов учебной деятельности положен личностно- ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивают познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему возможность выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации. В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением, и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
В основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит личностно-ориентированный подход в обучении. Процесс образования организуется как процесс формирования личности, готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса дополнительного материала, расширяющего кругозор ученика. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность процесс учения организовать на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации. Наряду с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности и преемственности процесс учения строится с учётом краеведческого, экологического, сезонного, культурологического, хронологического принципов обучения. Обеспечивает «открытие» нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего детьми проблемно-поисковый подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий мир» (1 класс)
(32 часа, 1 ч в неделю)
№ п/п | № урока в теме | Содержание учебного материала | Дата | Примеча-ния |
план | факт |
РАЗДЕЛ «ЧТО И КТО?» (11 ч.) |
1 | 1 | Звёзды и планеты. Солнце. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) | | | |
2 | 2 | Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | | | |
3 | 3 | Растения, их разнообразие. Деревья | | | |
4 | 4 | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Бережное отношение человека к Растениям. | | | |
5 | 5 | Животные, их разнообразие. Насекомые | | | |
6 | 6 | Правила поведения в природе | | | |
7 | 7 | Животные, их разнообразие. Рыбы | | | |
8 | 8 | Животные, их разнообразие. Птицы | | | |
9 | 9 | Животные, их разнообразие. Звери | | | |
10 | 10 | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Особенности питания разных животных. Бережное отношение человека к животным. | | | |
11 | 11 | Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов жизни природы. | | | |
РАЗДЕЛ «КАК, ОТКУДА И КУДА?» (5 ч.) |
12. | 1 | Водоёмы, их разнообразие, использование человеком. Вода. Состояния воды, её распространение в природе. | | | |
13. | 2 | Вода. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. | | | |
14. | 3 | Основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | | | |
15. | 4 | Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.)Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Правила безопасного поведения с предметами домашнего обихода и на дорогах. | | | |
16. | 5 | Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. | | | |
РАЗДЕЛ «ГДЕ И КОГДА?» (5 ч.) |
17. | 1 | Человек – часть природы. Посильное участие в охране природы. Охрана природных богатств | | | |
18. | 2 | Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Культура поведения в школе. | | | |
19 | 3 | Время и его течение. Времена года, их особенности. Смена времён года в родном крае. | | | |
20. | 4 | Время и его течение. Времена года, их особенности. Смена времён года в родном крае. Перелёты птиц. | | | |
21. | 5 | Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | | | |
РАЗДЕЛ «ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?» (12ч.) |
22 | 1 | Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. | | | |
23 | 2 | Звёзды и планеты. Солнце –ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. | | | |
24 | 3 | Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) | | | |
25 | 4 | Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. | | | |
26 | 5 | Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. | | | |
27 | 6 | Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. | | | |
28 | 7 | Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер) | | | |
29 | 8 | Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер) | | | |
30 | 9 | Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. | | | |
31 | 10 | Наземный, воздушный и водный транспорт | | | |
32 | 11 | Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. | | | |
33. | 12 | Правила пользования транспортом. | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий мир. 1-4 кл.» / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 95 с.
Учебники
1. Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 1 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 1 кл. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016.
3. Методические пособия
1. Плешаков А.А., Ионова М.А., Кирпичева О.Б., Соловьева А.Е. Окружающий мир: метод. рекомендации: 1 кл. – М.: Просвещение, 2012.
4. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.
5. Телевизор .