№ п/п | Наименование разделов и тем | Основное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата |
План | факт |
| 1 РАЗДЕЛ: «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»(17 Ч) | | |
1 | 1.«Музыка «старая» и «новая»»-2 часа Настоящая музыка не бывает «старой». | Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями. Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времён и поколений. Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое» и «новое» применительно к искусству. Музыкальный материал: Х. Родриго. «Пастораль» (слушание); Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть, фрагмент (слушание); А. Островский, стихи О. Острового. «Песня остаётся с человеком» (пение). | Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека (с учетом критериев, представленных в учебнике) Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве(с учетом критериев, представленных в учебнике) Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учетом критериев, представленных в учебнике). Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника. | 1.09 | |
2 | Живая сила традиции. | Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Художественный материал: Литература. А. Пушкин. «Борис Годунов», фрагмент. Живопись И. Билибин. «Келья в Чудовом монастыре» Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». Музыка М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание); Т. Хренников, стихи М. Матусовского. «Московские окна» (пение). | Рассуждать о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства(с учетом критериев, представленных в учебнике). Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства и средств выражения. Наблюдать за развитием одного образа в музыке | 8.09 | |
3 | 2.«Сказочно-мифологические темы» - (3 часа) Искусство начинается с мифа. | Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Сочетание реального и вымышленного в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Влияние сказочно-мифологической темы на музыкальный язык оперы. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка», из оперы «Садко» (слушание); Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Песня о земной красоте (пение). | Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов. Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Понимать характерные особенности музыкального языка. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы | 15.09 | |
4 | Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. | Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма). Музыкальный материал: И. Стравинский. «Весенние гадания», «Пляски щеголих», из балета «Весна священная» (слушание); Л. Квинт, стихи В. Кострова. «Здравствуй, мир» (пение). | 22.09 | |
5 | «Сказочно-мифологические темы» в классической музыкальной школе. | К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги. Утончённость выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения. Музыкальный материал: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», фрагмент (слушание); В. Чернышев, стихи Р. Рождественского. «Этот большой мир», из кинофильма «Москва-Кассиопея» (пение). | 29.09 | |
6 | 3.«Мир человеческих чувств» - (5 часов) Образы радости в музыке. | Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко из оперы «Садко» (слушание); В. А.Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру» (пение). | Исследовать разнообразие музыки XX века. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки ХХ века (с учетом критериев, представленных в учебнике). Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 5. Понимать характерные особенности музыкального языка | 6.10 | |
7 | «Мелодией одной звучат печаль и радость». | Изменчивость музыкальных настроений и образов – характерная особенность музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы – Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта. Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание); Б. Окуджава. «Песня о Моцарте» (пение). | 13.10 | |
8 | «Слёзы людские, о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной» | Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грёзы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана). Чувства одиночества, неразделённой любви, воплощённые в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души». Музыкальный материал: П. Чайковский. «Болезнь куклы», из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман «Грезы», из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано, I часть (слушание); А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду», из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение). | 20.10 | |
9 | Тема любви, трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. | Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма. Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти только на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства. Воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения. Музыкальный материал: Л. Бетховен увертюра «Эгмонт». П. Чайковский. Сцена письма из оперы «Евгений Онегин», фрагмент (слушание); Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание); А. Макаревич. «Пока горит свеча» (пение). | 27.10 | |
10 | Мотивы пути и дороги в русском искусстве. | Понятия путь и дорога, как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель». Музыкальный материал: Г. Свиридов. «Тройка», из оркестровой сюиты «Метель» (слушание); К. Кельми, стихи А. Пушкиной. «Замыкая круг» (пение). | 10.11 | |
11 | 4.«В поисках истины и красоты» - (2 часа) «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. Колокольный звон на Руси. | Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского. Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С. Рахманинова. Музыкальный материал: М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» (слушание); Пролог из оперы «Борис Годунов», фрагмент (слушание); С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра, фрагмент (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Колокола» (пение). | 1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа. 2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 4. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки. 5. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет 1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа. 2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 4. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки. 5. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет | 17.11 | |
12 | Рождественская звезда. От Рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. | Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты). Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Художественный материал: Поэзия В.Жуковский. «Светлана», фрагмент. Н. Гоголь. «Ночь перед Рождеством», фрагмент. Живопись Н. Кожин. «Святочное гадание»; Н. Пимоненко. «Святочное гадание»; К. Трутовский. «Колядки в Малороссии». Музыка А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш» (слушание); П. Чайковский. «Декабрь. Святки», из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); украинская щедривка «Небо ясне» (пение). | 24.11 | |
13 | 5. «О современности в музыке» - (5 часов) Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты | Трактовка понятия современность в музыке. Новые темы в искусстве начала ХХ века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»). Художественный материал: Поэзия М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты. Музыка А. Онеггер, Пасифик 231. Фрагмент(слушание); М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Попутная песня (пение) | 1. Анализировать стилевое многообразие музыки ХХ века. 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. 3. Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке ХХ века (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме. | 1.12 | |
14 | Философские образы ХХ века. | Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке ХХ века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения. Музыкальный материал: А. Хачатурян; Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак» (слушание); М.Дунаевский, стихи Ю. Рялинцева. Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера» (пение) | 1. Анализировать стилевое многообразие музыки ХХ века. 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. 3. Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке ХХ века (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме. 5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений 6. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (частях музыкального произведения). 7. Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов. 8. Понимать характерные особенности музыкального языка. 9. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и содержания. 10. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи | 8.12 | |
15 | Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов | Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра Музыкальный материал: Кармен-сюита» Р. Щедрина | 5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений 6. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (частях музыкального произведения). 7. Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов. 8. Понимать характерные особенности музыкального языка. 9. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и содержания. 10. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи | 15.12 | |
16 | Новые области в музыке ХХ века | Опера, оперетта, мюзикл, рок – опера. Музыкальный материал: И. Дунаевский «Песня об Одессе», сцена «Выход Ларисы и семи кавалеров» из оперетты «Белая акация» Ария Эсмеральды «Аве Мария»,«Belle» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари», муз. Ришара Кошана, автор сюжета Люк Пламмонд | 22.12 | |
17 | Лирические страницы советской музыки Диалог времен в музыке | Роль музыки в драматическом спектакле Музыкальный материал: «Галоп» и «Вальс» А. Хачатуряна, «Вальс-фантазия» М. Глинки, «Романс Николая и Кончиты» А. Рыбникова | 1. Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека. 2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве. Характеристика видов деятельности 3. Сотрудничать со сверстниками в процессе обсуждения проблемных вопросов учебника (отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнения товарищей) | 12.01 | |
| 2 РАЗДЕЛ: «МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА» - (17ЧАСОВ) | | |
18 | 1. «Что такое музыка сегодня» - (5 часов) Понятие «современная музыка» | Полисемичность понятия «современная музыка». Тема утраченной гармонии в современной музыке (на примере Симфонии № 6 Г. Канчели). Музыкальный материал: Г. Канчели. Симфония №6. I часть, фрагменты (слушание); А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» (пение). | 1. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве. 2. Анализировать стилевое своеобразие музыки ХХ века. 3. Анализировать приемы взаимодействия и развития образов в музыкальном произведении. 4. Эмоционально воспринимать художественные образы музыкального произведения 5.Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства. 6. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 7. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в различных видах искусства. 8. Анализировать стилевое многообразие музыки ХХ века. 9. Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства | 19.01 | |
19 | Почему и как меняется музыка. | Почему и как меняется музыка. Г. Свиридов Поэма «Отчалившая Русь»; Б. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром I часть. О неизменном в музыке. Б. Чайковский Концерт для кларнета и камерного оркестра I часть; А. Караманов «Ave Maria». «Новая» жизнь «старой» музыки. Ф. Шуберт Симфония №8 «Неоконченная» I часть. Виды музыки в современном мире. | 26.01 | |
20 | О неизменном в музыке. Музыкальная среда | Воплощение красоты и гармонии в музыке ХХ века (на примере I части концерта для кларнета и камерного оркестра Б. Чайковского). Преходящее и неизменное в искусстве (на примере стихотворения Р. Гамзатова «Вернулся я...»). Художественный материал: Музыка Б. Чайковский. Концерт для кларнета и камерного оркестра. I часть (слушание); К. Кельми «Замыкая круг» (пение). Поэзия Р. Гамзатов. «Вернулся я...» | 2.02 | |
21 | «Новая» жизнь «старой» музыки. | «Старая» музыка в условиях духовных запросов нашего современника. Новые варианты интерпретаций «старых» произведений (на примере I части «Неоконченной» симфонии Ф.Шуберта). Музыкальный материал: Ф. Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная», I часть, экспозиция (слушание); Е. Крылатов «Будь со мной» (пение). | 9.02 | |
22 | Виды музыки в современном мире. | Многообразие стилей и жанров в области академической и массовой музыки XX века. Знакомство с некоторыми из них и их обсуждение. Музыкальный материал: по выбору учащихся | 16.02 | |
23 | 2.«Человек в музыке» - (5 часов) «Искусство – это твой собственный голос» | «Искусство – это твой собственный голос». Музыка и музицирование. О любительской музыке. Ш. Гуно фрагменты из оперы «Фауст»; Р. Щедрин «Весёлый марш монтажников-высотников». Авторская песня и её герой. Песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Кима. Рок-музыка и её герой. Фрагменты песен рок-групп. О разности вкусов. | 1. "Участвовать в различных видах вокального исполнительства. 2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их исполнении. 3. Передавать в вокально-исполнительской деятельности интонационные черты исполняемой музыки. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении 5. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. 6. Принимать участие в коллективном проведении литературно-музыкальных композиций. | 02.03 | |
24 | Музыка и музицирование. О любительской музыке. | Облагораживающая роль музицирования в жизни людей. Различные виды музицирования. Домашние концерты как средство досуга, как воплощение душевного единения семьи, друзей. Различные культуры музицирования. Жанры и жанровые разновидности «прошлой» и современной любительской музыки. Вторая половина XX века - период расцвета любительской песни (репертуар, тематика, обстановка исполнения). Художественный материал: Литература М. Булгаков. «Белая гвардия», фрагмент. Музыка Ш. Гуно. Каватина Валентина; Куплеты Мефистофеля, из оперы «Фауст» (слушание); Романс «Когда на него ты глядишь» (в исполнении В. Паниной, слушание); А. Дольский. «Исполнение желаний» (слушание, участие в исполнении); Р. Щедрин. «Веселый марш монтажников-высотников», из кинофильма «Высота» (слушание). | 1. "Участвовать в различных видах вокального исполнительства. 2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их исполнении. 3. Передавать в вокально-исполнительской деятельности интонационные черты исполняемой музыки. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении 5. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. 6. Принимать участие в коллективном проведении литературно-музыкальных композиций. | 9.03 | |
25 | Авторская песня и её герой. | Отличительные особенности авторской песни (время возникновения, лирическая и гражданская направленность, соотношение стихов и музыки). Кто был создателем авторской песни. Авторская песня как социальное явление. «Осуществление» идеологических противоречий советского времени в произведениях искусства. Образ героя авторской песни; его приоритеты и ценности. Музыкальный материал: В. Высоцкий. «Песня о друге», из кинофильма «Вертикаль» (слушание, участие в исполнении); Б. Окуджава. «Песенка об Арбате» (слушание, участие в исполнении) | 1. "Участвовать в различных видах вокального исполнительства. 2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их исполнении. 3. Передавать в вокально-исполнительской деятельности интонационные черты исполняемой музыки. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении 5. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. 6. Принимать участие в коллективном проведении литературно-музыкальных композиций. | 16.03 | |
26 | Рок-музыка и её герой. | Революционное значение рок-музыки в массовой музыкальной культуре. Черты общности и отличия авторской песни и рок-песни. «Битлз» и «битломания». Современные направления рок-музыки. Образ героя рок-песни. Музыкальный материал: Песни из репертуара группы «Битлз»: «Мишель»; «Вчера»; «Земляничные поляны»; «Помогите!» (слушание); А. Макаревич. «Однажды мир прогнётся под нас» (слушание); Ю. Шевчук. «Родина»; «Осень» (слушание); В. Цой. «Хочу перемен»; «Звезда по имени солнце» (пение). | 1. "Участвовать в различных видах вокального исполнительства. 2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их исполнении. 3. Передавать в вокально-исполнительской деятельности интонационные черты исполняемой музыки. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении 5. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. 6. Принимать участие в коллективном проведении литературно-музыкальных композиций. | 23.03 | |
27 | О разности вкусов. | Музыкальные вкусы человека, формируемые временем, в котором он живёт. Несовпадения, конфликты музыкальных интересов и предпочтений между различными поколениями; причины этого явления, пути преодоления взаимных непониманий. Музыкальный материал: Повторение пройденного. Ю. Шевчук «Родина» (пение). | 1. "Участвовать в различных видах вокального исполнительства. 2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их исполнении. 3. Передавать в вокально-исполнительской деятельности интонационные черты исполняемой музыки. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении 5. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. 6. Принимать участие в коллективном проведении литературно-музыкальных композиций. | 6.04 | |
28 | 3. «Новые музыкальные взаимодействия» - (5 часов) О музыке «лёгкой» и «серьёзной». История. | «Лёгкая» и «серьёзная» музыка в творчестве композиторов прошлых столетий (на примере творчества М. Глинки и И. Штрауса). Понятие «музыкальный шлягер». Интонационные особенности некоторых музыкальных жанров, размывающие границы музыкального академизма. Музыкальный материал: М. Глинка «Не искушай меня без нужды»; И. Штраус «Сказки Венского леса» (слушание); А. Якушев «Вечер бродит» (пение). | 1. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. 3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации 4. Исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. | 13.04 | |
29 | О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность. | Размежевание и сближение «лёгкой» и «серьёзной» музыки в отечественной музыкальной культуре XX-XXI веков. Обращение композиторов-академистов к киномузыке (на примере творчества Д. Шостаковича, А. Эшпая, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Г. Канчели). Критерии оценки «лёгкой» и «серьёзной» музыки. Музыкальный материал: Музыка к кинофильмам А. Эшпая, Т. Хренников и др (слушание); Д. Шостакович «Песня о встречном» (пение). | 1. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. 3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации 4. Исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. | 20.04 | |
30 | Стилевые взаимодействия | Различные виды стилевых взаимодействий в музыкальном искусстве XX - начала XXI века. 1. Полистилистика в творчестве композиторов академического направления (на примере Серенады А. Шнитке). 2. Слияние академической и массовой музыки в современных аранжировках (на примере творчества В. Мэй). 3. Синтез различных музыкальных культур в условиях современной концертной жизни (на примере дуэта М. Кабалье и Ф. Меркьюри). Музыкальный материал: А Шнитке «Серенада»; А. Вивальди «Бури» из «Времён года» (исп. В. Мэй); Ф. Меркьюри «Exercises in Free Love» (слушание); М. Минков «Старый рояль» (пение). | 1. Воспринимать и сравнивать образцы музыки. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. 3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации 4. Исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. 5.Пониматьспецификусовременной популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. | 27.04 | |
31 | Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище. | Различные формы концерта; особенности его составного характера. Синтетическая природа концерта, ориентированная одновременно на слуховое и зрительное восприятие. Музыкально-визуальное выражение в лазерном шоу «В ожидании Кусто» Ж. М. Жарра. «Жанровая мозаика» в кукольном спектакле-пародии «Необыкновенный концерт». Коллективное обсуждение вопроса: «Роль композитора и исполнителя во время проведения концерта». Музыкальный материал: Ж. М.Жарр. «В ожидании Кусто», фрагмент (слушание); музыкальные фрагменты из кукольного спектакля «Необыкновенный концерт» (слушание); рок-группа | | 4.05 | |
32 | Музыкальная сцена сегодня. | Взаимосвязь между содержанием концерта и местом его проведения. Характер концерта в расчёте на состав аудитории. Специфика «синтетических» концертов (на примере «Декабрьских вечеров» в ГМИИ им. А. С. Пушкина). Художественный материал: Живопись Д. Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты»; П. Пикассо. «Портрет инфанты Маргариты» (по Веласкесу). Музыка А. Пярта «Коллаж на тему BACH» (слушание); А. Пахмутова «Как молоды мы были» (пение). | 1.Воспринимать и сравнивать образцы музыки. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. 3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации. 4..Понимать специфику современной популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. 1.Воспринимать и сравнивать образцы музыки. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. 3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации. 4..Понимать специфику современной популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. | 11.05 | |
33 | Выход за пределы сцены. | Концерты на открытом воздухе. Сближение «лёгкой» и «серьёзной» музыки в условиях демократизации концертной жизни: музыка на стадионах. Музыкальный материал: Г. Гендель «Музыка на воде»; Дж. Пуччини фрагмент из оперы (в исполнении Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса) (слушание); О. Митяев «Как здорово» (пение). | 18.05 | |
34 | 4. Обобщающий урок по теме года «О современности в музыке» (1 час) Музыка – целый мир. | Разнообразие современной музыки с присущим ей множеством стилей и направлений, главная задача которой, пробуждать в человеке лучшие, возвышенные чувства. Она призвана нести в мир гармонию и смысл. Тест, музыкальная викторина. Диагностика мотивационного компонента музыкально-эстетических вкусов. Музыкальный материал: Р. Вагнер Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (в исполнении «Оркестра мира») (слушание); И. Грибулина «Прощальная» (пение). | 1.Воспринимать и сравнивать образцы музыки. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. 3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации. 4..Понимать специфику современной популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. | 25.05 | |