СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по музыке 8 клас

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП "Музыка"

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по музыке 8 клас»

Тематическое планирование уч. предмета «Музыка»

8 класс:

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ

п/п

Тема

Количество часов

1

I раздел. «Традиции в музыке»

17


1.«Музыка «старая» и «новая»»

2


2.«Сказочно-мифологические темы»

3


3.«Мир человеческих чувств»

5


4.«В поисках истины и красоты»

2


5. «О современности в музыке»

5

2

II раздел. «Музыка как часть духовной культуры человека»

17


1. «Что такое музыка сегодня»

5


2.«Человек в музыке»

5


3. «Новые музыкальные взаимодействия»

5


4. Музыка с нами

1


5. Обобщающий урок по теме года «О современности в музыке»

1


Всего часов:34





























Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Искусство. Музыка» 8 класс:



п/п


Наименование разделов и тем


Основное содержание темы


Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Дата

План

факт


1 РАЗДЕЛ: «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»(17 Ч)




1

1.«Музыка «старая» и «новая»»-2 часа

Настоящая музыка не бывает «старой».

Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями. Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времён и поколений.

Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое» и «новое» применительно к искусству.

Музыкальный материал:

Х. Родриго. «Пастораль» (слушание); Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть, фрагмент (слушание);

А. Островский, стихи О. Острового. «Песня остаётся с человеком» (пение).


  1. Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека (с учетом критериев, представленных в учебнике)

  2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве(с учетом критериев, представленных в учебнике)

  3. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.

  4. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учетом критериев, представленных в учебнике).

  5. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

  6. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника.

1.09


2

Живая сила традиции.


Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М. Мусоргского «Борис Годунов».

Художественный материал:

Литература.

А. Пушкин. «Борис Годунов», фрагмент.

Живопись

И. Билибин. «Келья в Чудовом монастыре» Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».

Музыка

М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание);

Т. Хренников, стихи М. Матусовского. «Московские окна» (пение).

  1. Рассуждать о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства(с учетом критериев, представленных в учебнике).

  2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

  3. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства и средств выражения.

Наблюдать за развитием одного образа в музыке


8.09


3

2.«Сказочно-мифологические темы» - (3 часа)

Искусство начинается с мифа.


Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Сочетание реального и вымышленного в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Влияние сказочно-мифологической темы на музыкальный язык оперы.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка», из оперы «Садко» (слушание); Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Песня о земной красоте (пение).

  1. Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов.

  2. Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы

  3. Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы

  4. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

  5. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

  6. Понимать характерные особенности музыкального языка.

  7. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы




15.09


4

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.

Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).

Музыкальный материал:

И. Стравинский. «Весенние гадания», «Пляски щеголих», из балета «Весна священная» (слушание); Л. Квинт, стихи В. Кострова. «Здравствуй, мир» (пение).


22.09


5

«Сказочно-мифологические темы» в классической музыкальной школе.

К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги. Утончённость выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», фрагмент (слушание);

В. Чернышев, стихи Р. Рождественского. «Этот большой мир», из кинофильма «Москва-Кассиопея» (пение).

29.09


6


3.«Мир человеческих чувств» - (5 часов)

Образы радости в музыке.

Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко из оперы «Садко» (слушание);

В. А.Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру» (пение).

  1. Исследовать разнообразие музыки XX века.

  2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки ХХ века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

  3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания

и формы.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка


6.10


7

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

Изменчивость музыкальных настроений и образов – характерная особенность музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы – Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);

Б. Окуджава. «Песня о Моцарте» (пение).


13.10


8

«Слёзы людские, о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной»

Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грёзы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана). Чувства одиночества, неразделённой любви, воплощённые в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души».

Музыкальный материал:

П. Чайковский. «Болезнь куклы», из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман «Грезы», из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано, I часть (слушание); А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду», из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение).


20.10


9

Тема любви,

трагедия любви в музыке.

Подвиг во имя свободы.


Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма. Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти только на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства. Воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен увертюра «Эгмонт».

П. Чайковский. Сцена письма из оперы «Евгений Онегин», фрагмент (слушание); Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание); А. Макаревич. «Пока горит свеча» (пение).

27.10


10

Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

Понятия путь и дорога, как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. «Тройка», из оркестровой сюиты «Метель» (слушание); К. Кельми, стихи А. Пушкиной. «Замыкая круг» (пение).



10.11


11

4.«В поисках истины и красоты» - (2 часа)

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

Колокольный звон на Руси.

Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского. Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С. Рахманинова.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» (слушание); Пролог из оперы «Борис Годунов», фрагмент (слушание); С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра, фрагмент (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Колокола» (пение).

1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.

5. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет







1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.

5. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет

17.11


12

Рождественская звезда. От Рождества до Крещения.

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.

Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты). Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Художественный материал:

Поэзия

В.Жуковский. «Светлана», фрагмент.

Н. Гоголь. «Ночь перед Рождеством», фрагмент.

Живопись

Н. Кожин. «Святочное гадание»;

Н. Пимоненко. «Святочное гадание»;

К. Трутовский. «Колядки в Малороссии».

Музыка

А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш» (слушание); П. Чайковский. «Декабрь. Святки», из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); украинская щедривка «Небо ясне» (пение).

24.11


13

5. «О современности в музыке» - (5 часов) Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты

Трактовка понятия современность в музыке. Новые темы в искусстве начала ХХ века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»).

Художественный материал:

Поэзия

М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты. Музыка

А. Онеггер, Пасифик 231. Фрагмент(слушание);

М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Попутная песня (пение)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки ХХ века.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств

выражения.

3. Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке ХХ века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

4. Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме.


1.12


14

Философские

образы ХХ века.

Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке ХХ века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»:

содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Музыкальный материал:

А. Хачатурян; Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»

(слушание);

М.Дунаевский, стихи Ю. Рялинцева.

Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера» (пение)



1. Анализировать стилевое многообразие музыки ХХ века.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств

выражения.

3. Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке ХХ века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

4. Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме.

5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

6. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (частях музыкального произведения).

7. Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов.

8. Понимать характерные особенности музыкального языка.

9. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и содержания.

10. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи

8.12


15

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов

Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра

Музыкальный материал:

Кармен-сюита» Р. Щедрина

5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

6. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (частях музыкального произведения).

7. Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов.

8. Понимать характерные особенности музыкального языка.

9. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и содержания.

10. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи

15.12


16

Новые

области в музыке

ХХ века


Опера, оперетта, мюзикл, рок – опера.

Музыкальный материал:

И. Дунаевский «Песня об Одессе», сцена «Выход Ларисы и семи кавалеров» из оперетты «Белая акация»

Ария Эсмеральды «Аве Мария»,«Belle» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари», муз. Ришара Кошана, автор сюжета Люк Пламмонд

22.12


17

Лирические

страницы советской музыки

Диалог времен

в музыке


Роль музыки в драматическом спектакле

Музыкальный материал:

«Галоп» и «Вальс» А. Хачатуряна,

«Вальс-фантазия» М. Глинки,

«Романс Николая и Кончиты» А. Рыбникова

1. Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека.

2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве.

Характеристика видов деятельности

3. Сотрудничать со сверстниками в процессе обсуждения проблемных вопросов учебника (отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнения товарищей)

12.01




2 РАЗДЕЛ: «МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА» - (17ЧАСОВ)




18

1. «Что такое музыка сегодня» - (5 часов)

Понятие «современная музыка»



Полисемичность понятия «современная музыка». Тема утраченной гармонии в современной музыке (на примере Симфонии № 6 Г. Канчели).

Музыкальный материал:

Г. Канчели. Симфония №6. I часть, фрагменты (слушание); А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» (пение).


1. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве.

2. Анализировать стилевое своеобразие музыки ХХ века.

3. Анализировать приемы взаимодействия и развития образов в музыкальном произведении.

4. Эмоционально воспринимать художественные образы музыкального произведения

5.Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства.

6. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

7. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в различных видах искусства.

8. Анализировать стилевое многообразие музыки ХХ века.

9. Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства

19.01


19

Почему и как меняется музыка.

Почему и как меняется музыка. Г. Свиридов Поэма «Отчалившая Русь»; Б. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром I часть. О неизменном в музыке. Б. Чайковский Концерт для кларнета и камерного оркестра I часть; А. Караманов «Ave Maria». «Новая» жизнь «старой» музыки. Ф. Шуберт Симфония №8 «Неоконченная» I часть. Виды музыки в современном мире.

26.01


20

О неизменном в музыке. Музыкальная среда

Воплощение красоты и гармонии в музыке ХХ века (на примере I части концерта для кларнета и камерного оркестра Б. Чайковского). Преходящее и неизменное в искусстве (на примере стихотворения Р. Гамзатова «Вернулся я...»).

Художественный материал:

Музыка

Б. Чайковский. Концерт для кларнета и камерного оркестра. I часть (слушание); К. Кельми «Замыкая круг» (пение).

Поэзия

Р. Гамзатов. «Вернулся я...»

2.02


21

«Новая» жизнь «старой» музыки.

«Старая» музыка в условиях духовных запросов нашего современника. Новые варианты интерпретаций «старых» произведений (на примере I части «Неоконченной» симфонии Ф.Шуберта).

Музыкальный материал:

Ф. Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная», I часть, экспозиция (слушание); Е. Крылатов «Будь со мной» (пение).

9.02


22

Виды музыки в современном мире.

Многообразие стилей и жанров в области академической и массовой музыки XX века. Знакомство с некоторыми из них и их обсуждение.

Музыкальный материал: по выбору учащихся

16.02


23

2.«Человек в музыке» - (5 часов)

«Искусство – это твой собственный голос»

«Искусство – это твой собственный голос». Музыка и музицирование. О любительской музыке. Ш. Гуно фрагменты из оперы «Фауст»; Р. Щедрин «Весёлый марш монтажников-высотников». Авторская песня и её герой. Песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Кима. Рок-музыка и её герой. Фрагменты песен рок-групп. О разности вкусов.


1. "Участвовать в различных видах вокального исполнительства.

2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при

их исполнении.

3. Передавать в вокально-исполнительской деятельности интонационные черты исполняемой музыки.

4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении

5. Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.

6. Принимать участие в коллективном проведении литературно-музыкальных композиций.

02.03


24

Музыка и музицирование. О любительской музыке.

Облагораживающая роль музицирования в жизни людей. Различные виды музицирования. Домашние концерты как средство досуга, как воплощение душевного единения семьи, друзей. Различные культуры музицирования. Жанры и жанровые разновидности «прошлой» и современной любительской музыки. Вторая половина XX века - период расцвета любительской песни (репертуар, тематика, обстановка исполнения).

Художественный материал:

Литература

М. Булгаков. «Белая гвардия», фрагмент.

Музыка

Ш. Гуно. Каватина Валентина; Куплеты Мефистофеля, из оперы «Фауст» (слушание); Романс «Когда на него ты глядишь» (в исполнении В. Паниной, слушание); А. Дольский. «Исполнение желаний» (слушание, участие в исполнении); Р. Щедрин. «Веселый марш монтажников-высотников», из кинофильма «Высота» (слушание).

1. "Участвовать в различных видах вокального исполнительства.

2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при

их исполнении.

3. Передавать в вокально-исполнительской деятельности интонационные черты исполняемой музыки.

4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении

5. Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.

6. Принимать участие в коллективном проведении литературно-музыкальных композиций.


9.03


25

Авторская песня и её герой.

Отличительные особенности авторской песни (время возникновения, лирическая и гражданская направленность, соотношение стихов и музыки). Кто был создателем авторской песни. Авторская песня как социальное явление. «Осуществление» идеологических противоречий советского времени в произведениях искусства. Образ героя авторской песни; его приоритеты и ценности.

Музыкальный материал:

В. Высоцкий. «Песня о друге», из кинофильма «Вертикаль» (слушание, участие в исполнении); Б. Окуджава. «Песенка об Арбате» (слушание, участие в исполнении)

1. "Участвовать в различных видах вокального исполнительства.

2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при

их исполнении.

3. Передавать в вокально-исполнительской деятельности интонационные черты исполняемой музыки.

4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении

5. Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.

6. Принимать участие в коллективном проведении литературно-музыкальных композиций.

16.03


26

Рок-музыка и её герой.

Революционное значение рок-музыки в массовой музыкальной культуре. Черты общности и отличия авторской песни и рок-песни. «Битлз» и «битломания». Современные направления рок-музыки. Образ героя рок-песни.

Музыкальный материал:

Песни из репертуара группы «Битлз»: «Мишель»; «Вчера»; «Земляничные поляны»; «Помогите!» (слушание); А. Макаревич. «Однажды мир прогнётся под нас» (слушание); Ю. Шевчук. «Родина»; «Осень» (слушание); В. Цой. «Хочу перемен»; «Звезда по имени солнце» (пение).


1. "Участвовать в различных видах вокального исполнительства.

2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при

их исполнении.

3. Передавать в вокально-исполнительской деятельности интонационные черты исполняемой музыки.

4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении

5. Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.

6. Принимать участие в коллективном проведении литературно-музыкальных композиций.

23.03


27


О разности вкусов.

Музыкальные вкусы человека, формируемые временем, в котором он живёт. Несовпадения, конфликты музыкальных интересов и предпочтений между различными поколениями; причины этого явления, пути преодоления взаимных непониманий.

Музыкальный материал: Повторение пройденного.

Ю. Шевчук «Родина» (пение).


1. "Участвовать в различных видах вокального исполнительства.

2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при

их исполнении.

3. Передавать в вокально-исполнительской деятельности интонационные черты исполняемой музыки.

4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении

5. Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.

6. Принимать участие в коллективном проведении литературно-музыкальных композиций.


6.04


28

3. «Новые музыкальные взаимодействия» - (5 часов)

О музыке «лёгкой» и «серьёзной». История.

«Лёгкая» и «серьёзная» музыка в творчестве композиторов прошлых столетий (на примере творчества М. Глинки и И. Штрауса). Понятие «музыкальный шлягер». Интонационные особенности некоторых музыкальных жанров, размывающие границы музыкального академизма.

Музыкальный материал:

М. Глинка «Не искушай меня без нужды»; И. Штраус «Сказки Венского леса» (слушание); А. Якушев «Вечер бродит» (пение).


1. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации

4. Исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.

13.04


29

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность.

Размежевание и сближение «лёгкой» и «серьёзной» музыки в отечественной музыкальной культуре XX-XXI веков. Обращение композиторов-академистов к киномузыке (на примере творчества Д. Шостаковича, А. Эшпая, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Г. Канчели). Критерии оценки «лёгкой» и «серьёзной» музыки.

Музыкальный материал: Музыка к кинофильмам А. Эшпая, Т. Хренников и др (слушание); Д. Шостакович «Песня о встречном» (пение).


1. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации

4. Исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.

20.04


30

Стилевые взаимодействия

Различные виды стилевых взаимодействий в музыкальном искусстве XX - начала XXI века.

1. Полистилистика в творчестве композиторов академического направления (на примере Серенады А. Шнитке).

2. Слияние академической и массовой музыки в современных аранжировках (на примере творчества В. Мэй).

3. Синтез различных музыкальных культур в условиях современной концертной жизни (на примере дуэта М. Кабалье и Ф. Меркьюри).

Музыкальный материал:

А Шнитке «Серенада»; А. Вивальди «Бури» из «Времён года» (исп. В. Мэй); Ф. Меркьюри «Exercises in Free Love» (слушание); М. Минков «Старый рояль» (пение).

1. Воспринимать и сравнивать образцы музыки.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации

4. Исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.

5.Пониматьспецификусовременной популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

27.04


31

Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище.

Различные формы концерта; особенности его составного характера. Синтетическая природа концерта, ориентированная одновременно на слуховое и зрительное восприятие. Музыкально-визуальное выражение в лазерном шоу «В ожидании Кусто» Ж. М. Жарра. «Жанровая мозаика» в кукольном спектакле-пародии «Необыкновенный концерт». Коллективное обсуждение вопроса: «Роль композитора и исполнителя во время проведения концерта».

Музыкальный материал:

Ж. М.Жарр. «В ожидании Кусто», фрагмент (слушание); музыкальные фрагменты из кукольного спектакля «Необыкновенный концерт» (слушание); рок-группа


4.05


32

Музыкальная сцена сегодня.

Взаимосвязь между содержанием концерта и местом его проведения. Характер концерта в расчёте на состав аудитории. Специфика «синтетических» концертов (на примере «Декабрьских вечеров» в ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Художественный материал:

Живопись

Д. Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты»; П. Пикассо. «Портрет инфанты Маргариты» (по Веласкесу).

Музыка

А. Пярта «Коллаж на тему BACH» (слушание); А. Пахмутова «Как молоды мы были» (пение).


1.Воспринимать и сравнивать образцы музыки.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации.

4..Понимать специфику современной популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.








1.Воспринимать и сравнивать образцы музыки.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации.

4..Понимать специфику современной популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

11.05


33

Выход за пределы сцены.

Концерты на открытом воздухе. Сближение «лёгкой» и «серьёзной» музыки в условиях демократизации концертной жизни: музыка на стадионах.

Музыкальный материал:

Г. Гендель «Музыка на воде»; Дж. Пуччини фрагмент из оперы (в исполнении Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса) (слушание); О. Митяев «Как здорово» (пение).


18.05


34

4. Обобщающий урок по теме года «О современности в музыке» (1 час)

Музыка – целый мир.

Разнообразие современной музыки с присущим ей множеством стилей и направлений, главная задача которой, пробуждать в человеке лучшие, возвышенные чувства. Она призвана нести в мир гармонию и смысл. Тест, музыкальная викторина. Диагностика мотивационного компонента музыкально-эстетических вкусов.

Музыкальный материал:

Р. Вагнер Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (в исполнении «Оркестра мира») (слушание); И. Грибулина «Прощальная» (пение).


1.Воспринимать и сравнивать образцы музыки.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации.

4..Понимать специфику современной популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

25.05









Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту














































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!