СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс УМК УМК В. Я. Коровина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс УМК УМК В. Я. Коровина»

К

Приложение к программе предмета «Литература» для 8 класса Утверждаю пр. № от ____________



алендарно – тематическое планирование по литературе 8 класс

( УМК: УМК В. Я. Коровина, 8 кл.)





№в раз-деле

Раздел, тема урока

Дата

Планируемые результаты

Основные виды деятельности

Оборудование, ЭОР

Формы организации учебных занятий

Предметные

Метапредметные

Личностные


Русская литература и история


Понимание ключевых проблем изученных произведений русского

фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,

литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

Познавательные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Коммуникативные: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознанное чтение статьи учебника «Русская литера-

тура и история», эмоциональный отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения

к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи

учебника. Устный или письменный ответ на вопрос.

Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестовых заданий.


Урок общеметодологической направленности;

1

Устное народное творчество (2 ч). Русские народные песни. Частушка. Исторические песни


Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих

нравственных ценностей и их современного звучания;

Познавательные: Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Регулятивные: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей

словесного искусства – фольклорной и литературной. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Русские народные песни». Выразительное чтение (исполнение) народных песен, частушек. Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения песен. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «народная песня», «частушка».

Презентация, аудио

Урок общеметодологической направленности;

2

Предания как исторический жанр

русской народной прозы


Умение анализировать литературное произведение: определять его

принадлежность к одному из литературных родов и жанров; пони-

мать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Познавательные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях ((готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Выразительное чтение преданий


Урок открытия нового

3

Из древнерусской литературы (2 ч).

«Житие Александра

Невского» (фрагменты).


Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

Познавательные: Смысловое чтение. Регулятивные: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Чтение статьи учебника «Из древнерусской литературы» и письменный ответ на вопрос «Что нового появилось в русской литературе XVII века?». Выразительное чтение по ролям фрагментов «Жития Александра

Невского» в современном переводе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).

Составление лексических и историко-культурных

комментариев. Формулирование вопросов к тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Соотнесение

содержания жития с требованиями житийного канна. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие

«воинская повесть». Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский».

Практическая работа. Составление плана характеристики князя Александра Невского.

презентация

Урок получения новых знаний

4

«Шемякин суд» как

сатирическое произведение

XVII века.


Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

Познавательные: Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Регулятивные: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

Чтение и составление тезисов статьи «О „Повести о Шемякином суде“». Выразительное чтение фрагментов сатирической повести XVII века в современном переводе (в том числе по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Формулирование вопросов по тексту произведения. Обсуждение древнерусских иллюстраций. Характеристика героя сатирической повести.


Работа со словарём

литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «сатирическая повесть».

презентация

Урок получения новых знаний

1

Из литературы XVIII века (3 ч).

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нрав-

ственная проблематика комедии.


Знать сведения о жизни и творчестве Д.И. Фонвизина, понятие классицизма как направления в литературе и сатиры. Уметь опреде­лять идейно-этиче­скую направленность комедии, выделять проблему воспитания как главную.

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удержи­вать уч. задачу, планировать и регули­ровать свою деятельности; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Формирование этических чувств, доброжелательно­сти и эмоциональ­но-нравственной отзывчивости

Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин»

и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Выразительное

чтение комедии (по ролям). Составление лексических

и историко-культурных комментариев. Формулирование

вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Практическая работа. Составление таблицы «Основные правила классицизма в драме».


Урок получения новых знаний

2

Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации в комедии «Недоросль»


Владеть изученной терми­нологией по теме, выразительно читать и рецензировать выразительное чтение отрывков комедии. Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владеть монологической речью

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции

Формирование внутренней пози­ции школьника на основе по­ступков положи­тельного героя, формирование нравственно-эти­ческой ориента­ции, обеспечиваю­щей личностный моральный выбор

Чтение статьи учебника «Фонвизин и классицизм» и

выявление в комедии канонов классицизма, национальной самобытности русского классицизма. Работа

со словарём литературоведческих терминов. Поиск

примеров, иллюстрирующих понятие «классицизм».

Выявление в комедии характерных для произведений

русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов

изображения человека. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Анализ

различных форм выражения авторской позиции.


Комбинированный урок

3

Р/Р Д. И. Фонвизин.

«Недоросль». Подготовка к

домашнему сочинению



Уметь строить монологическое высказывание, на основе владения изученной терми­нологией по теме, понимания идейно- нравственного содержания комедии

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. 

Регулятивные:  уметь оценивать и формули­ровать то, что уже усвоено. 

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое




высказывание, аргументи­ровать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности

Формирование навыков иссле­дования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства

Повторение основных литературоведческих понятий,

связанных с анализом комедии классицизма. Участие

в коллективном диалоге. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Какие черты поэтики


классицизма проявились в

комедии «Недоросль»?

2. Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема

воспитания?

3. Против чего направлена сатира автора комедии

«Недоросль»?

Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.


Урок развития речи

1

Из литературы XIX века (36 ч).

И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе. «Обоз»

«Лягушки, просящие царя»


Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова, тематику басен. Понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению), выявлять способы самообразования. Уметь находить цитатные примеры из басни для аргументации высказывания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять об­щую цель и пути ее достижения

Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Устный рассказ о писателе и истории создания бас-

ни. Выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения

одноклассников, исполнения актёров (см. задания

фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения

человека. Формулирование вопросов по тексту басни.

Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выявление в басне признаков эпического произведения.

Практическая работа. Составление плана басни, в

том числе цитатного. Подбор цитат из текста басни

по заданной теме. Анализ различных форм выражения авторской позиции.


Урок «открытия» нового знания

2

К. Ф. Рылеев. Краткий рассказ

о писателе. «Смерть

Ермака»


Знать сведения о жизни и творчестве. Понимать своеобразие исторического содержания думы «Смерть Ермака». Научиться участвовать в коллективном диалоге при составлении характеристики героя и обсуждении художественных особенностей думы

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике

Формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в со-ставе пары, группы

Составление тезисов статьи учебника «Кондратий

Фёдорович Рылеев» и одноимённой статьи практикума «Читаем, думаем, спорим…». Устный рассказ о

писателе и истории создания произведения. Выразительное чтение думы (в том числе наизусть). Устное

рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Формулирование вопросов по

тексту произведения. Устный или письменный ответ

на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «дума».

Обсуждение иллюстраций учебника.


Урок «открытия» нового знания

3

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «19 октября», «Туча».


Знать: сведения о жизни и творчестве, понятие «лирика». Понимать: философский смысл и гуманистический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; вести беседу по прочитанным произведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Научиться анализировать текст стихотворения

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Устные сообщения о поэте и истории создания стихотворений. Подбор и обобщение дополнительного

материала о биографии и творчестве Пушкина. Вы-

разительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для

стихотворений Пушкина тем, образов и приёмов изображения человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Практическая работа. Составление плана и устный

анализ одного из стихотворений.

Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть и письменный

анализ одного из них.

Презентация

Урок «открытия» нового знания

4

А. С. Пушкин. «К***»


Понимать: философский смысл и гуманистический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; вести беседу по прочитанным произведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Выразительное чтение стихотворений (в том числе

наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания

фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Презентация

Урок «открытия» нового знания

5

ВН/чт А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки)


Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести. Уметь: выразительно читать и пересказывать эпизоды повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений,

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Составление тезисов статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и статьи «Всегда с нами» из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Устный рассказ

об А. С. Пушкине-историке. Повторение сведений

о Пушкине-историке (на основе ранее изученного).

Подбор и обобщение дополнительного материала о

биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение

фрагментов «Истории Пугачёва». Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.


Урок внеклассного чтения

6

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман.


Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести. Уметь: выразительно читать и пересказывать эпизоды повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений,

уметь характеризовать особенности сюжета композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

Познавательные: узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию

Устный рассказ об истории создания романа. Вы-

разительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного

чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и

историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Формулирование вопросов к тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-

эмоционального содержания. Толкование эпиграфов

к главам романа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих

понятия «историзм», «реализм», «роман».

Иллюстрации учебника

Урок «открытия» нового знания

7

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя


Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести. Уметь: выразительно читать и пересказывать эпизоды повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений,

уметь характеризовать особенности сюжета композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

Познавательные: узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию

Составление лексических и историко культурных

комментариев. Различные виды пересказов. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный

или письменный ответ на вопрос (с использованием

цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика Гринёва и средств

создания его образа. Выявление в романе характерных для произведений русской литературы первой

половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека.

Практическая работа. Анализ эпизода «Первая

встреча Гринёва с Пугачёвым». Составление плана

характеристики Гринёва.

Эпизоды из фильма

Урок «открытия» нового знания

8

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система

образов романа.


Понимать, что самостоятельная жизнь Гринёва - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его внутреннего мира;

уметь анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести героя и человеческой порядочности, давать сравнительную характеристику героям

Познавательные: узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию

Различные виды пересказов. Характеристика от-

дельного персонажа и средств создания его образа.

Сопоставительная характеристика героев. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный

или письменный ответ на вопрос (с использованием

цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Практическая работа. Составление цитатной та-

блицы «Сравнительная характеристика Гринёва и

Швабрина» и плана сравнительной характеристики

героев. Устный рассказ о героях по плану.


Урок «открытия» нового знания

9

15. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой


Понимать: отношение автора и других действующих лиц к героине;

уметь анализировать текст художественного произведения, оценивая высокие духовные качества Маши, ее близость к народу, объяснять роль эпиграфов, народных песен в раскрытии характера героини, глубины ее натуры, силы любви, способности к большому и глубокому чувству; объяснять смысл названия романа



Устное рецензирование исполнения актёрами фрагментов романа (см. задания фонохрестоматии). Различные

виды пересказов. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героинь романа и средств создания их образов. Составление плана

сравнительной характеристики героинь романа.Практическая работа. Анализ эпизодов «Гибель капитана Миронова», «В императорском саду».

Презентация

Урок «открытия» нового знания

10

Тема «русского бунта» и образ Пугачева


Уметь: объяснять, как изображен восставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восстания, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному», масштаб и сложность личности Пугачева, роль Пугачева в жизни героя; сравнивать изображение Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Истории пугачевского бунта», сравнивать Пугачева и Екатерину II; оценивать сложность и противоречивость человеческого облика Пугачева, мотив превращения в создании образа Пугачёва, пришедший из фольклора

Познавательные: уметь синтезировать поученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Формирование навыков анализа, самоанализа и са-моконтроля

Устное рецензирование исполнения актёрами фрагментов романа (см. задания фонохрестоматии). Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Объяснение жизненной основы и художественной ус-

ловности, индивидуальной неповторимости и типической обобщённости художественного образа. Анализ различных форм выражения авторской позиции.Практическая работа. Составление плана характеристики Пугачёва. Устная характеристика Пугачёва и средства создания его образа.

Таблица

Урок «открытия» нового знания

11

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенно-

сти содержания и структуры.


Знать, почему роман «Капитанская дочка» называют поэтическим завещанием Пушкина; как соотносится в произведении историческая правда и художественный вымысел; понимать: особенности жанра, идейно-художественное содержание романа, место обычного человека в великих исторических событиях;

уметь: находить и объяснять приметы романа в его композиции, смысл эпиграфов, различать историческую правду и художественный вымысел, анализировать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев; объяснять связь описания картин природы с развитием сюжета

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Соотнесение содержания

романа с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выявление

черт фольклорной традиции в романе, определение

в нём художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Характеристика

художественного мира романа. Обсуждение иллюстраций к роману и фрагментов его киноверсий.

Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва».

Презентация

Урок «открытия» нового знания

12

Р/Р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно - следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Пишут сочинение.

Письменный ответ на один из

проблемных вопросов:

1. Что повлияло на формирование характера Петра Гринёва?

2. Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина?

3. Какова авторская позиция в оценке Пугачёва и народного восстания?

4. Почему Пугачёв не расправился с Петром Гринёвым?

5. Как анализ композиции романа «Капитанская дочка» помогает понять его идею?

6. Какие вечные вопросы поднимает Пушкин в романе?

Презентация

Урок развития речи

13







Презентация

Урок развития речи

6







Презентация

Урок «открытия» нового знания

7








Урок «открытия» нового знания

8








Урок «открытия» нового знания




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!