Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2020. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю.
№ | Тема урока. Тип урока | Элементы содержания | Виды контроля | Формы и методы работы на уроке. Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание |
1. | К читателям. Знакомимся с учебником Вводный урок | Форзац, титульный лист, выходные данные, литература, обложка | Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника. | Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами. | Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь. |
2. | Фольклор – коллективное устное народное творчество Урок чтения и обсуждения произведений | Фольклор, фольклористика, жанр, малые жанры фольклора, загадка, пословица, поговорка. | Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку. | Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. | Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам |
3. | Детский фольклор Урок чтения и обсуждения произведений | Колыбельная песня, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, небылицы | Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку | Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. | Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника). На отдельном листе написать одну скороговорку и нарисовать к ней рисунок. |
4. | Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. Урок знакомства с теоретическими понятиями | Сказка, старины | Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок | Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями | Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10). Инд. зад.: подготовить рассказы об И. Билибине и В.Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором |
5. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой Урок чтения и изучения произведения | Постоянные эпитеты, сказочные формулы. | Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя» | Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки | Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 25). |
6. | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы Урок чтения и изучения произведения | Постоянные эпитеты, сказочные формулы. | Пересказ сказки «Царевна- лягушка». Самостоятельная работа | Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир» | Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 25). |
7. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки Урок чтения и изучения произведения | Повторы, постоянные эпитеты, формулы волшебных сказок | Практическая работа. Составить план характеристики главных героев. | Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки | Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке. Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». |
8. | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок Урок развития речи | | Ответить на вопросы статьи учебника | Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника | Подготовить пересказ сказки от лица Ивана-царевича |
9. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» Урок чтения и изучения произведения | | Анализ сказок | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках» | Читать выразительно сказки. Ответить на вопросы стр.29,31. Прочитать статью учебника стр.31-33 |
10. | Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Внеклассное чтение | Летопись, летописание, погодная запись (год), отрок, печенеги, отчина | Чтение по ролям. Словарная работа | Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. | Подготовить выразительное чтение отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» |
11. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Урок чтения и изучения произведения | Устаревшие слова | Составление цитатного плана. | Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова. | Подготовить пересказ по плану. |
12. | Проект. Художники – иллюстраторы сказок (стр.33) | Проект | Начать работу над проектом | | Подготовить проект |
13 | Контрольная работа по теме «Устное народное творчество» | Тест | | | Прочитать статью учебника стр.34 |
14. 15. | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр Урок чтения и изучения произведения А.И. Сумароков «Кокушка» Урок чтения и изучения произведения | Эпос, лирика, драма, басня, аллегория, мораль басни Эзопов язык Басня, аллегория, мораль басни | Чтение по ролям. Чтение по ролям. | Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказок Чтение басни, ответы на вопросы | Выучить определения новых слов «басня», «мораль». Пересказ статьи учебника стр.34-35 Выразительное чтение басни. |
16. | И.И. Дмитриев «Муха» Урок чтения и изучения произведения | Басня, аллегория, мораль басни | Чтение по ролям | Чтение басни, инсценировка, ответы на вопросы | Подготовить выразительное чтение басни наизусть. |
17. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» Урок чтения и изучения произведения | Басня, аллегория, мораль басни. | Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям | Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне». Нарисовать иллюстрацию к басне. |
18. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» Урок чтения и изучения произведения | Басня, аллегория, мораль басни. | Инсценированное чтение | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица» | Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» |
19. | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова Урок внеклассного чтения | | Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Презентация иллюстраций | Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен | Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль» |
20. | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» Урок чтения и изучения произведения | Пророк, хорунжий, концовка, сказочные формулы волшебной сказки | Беседа по прочитанному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка. | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Выразительное чтение сказки «Спящая царевна». Подготовить ответы на вопросы учебника (с. 60-61) |
21. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Урок чтения и изучения произведения | Сказочные формулы волшебной сказки | Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной.».Доказать, что произведение Жуковского – сказка. | Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт | Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка) |
22. | Баллада В.А.Жуковского «Кубок» Урок чтения и изучения произведения | Баллада, ратник, латник | Чтение по ролям | Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. | Подготовить выразительное чтение баллады В.А. Жуковского «Кубок». Прочитать статью учебника (с. 67). Выучить определение. |
23. 24. 25. 26 27 28 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил Урок чтения и изучения произведения Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность Урок чтения и изучения произведения Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки Урок развития речи Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» Урок внеклассного чтения Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» Урок чтения и изучения произведения | Инда, сочельник, ломлива, перст, полати Псевдоним Ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок, прозаическая речь, стихотворная речь | Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов Ответы на вопросы Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям, сравнительная характеристика героев Самостоятельная работа по стилистике сказки А.С.Пушкина Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение | Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 91) Озаглавить эпизоды до конца сказки. Ответить на вопросы стр.89-90 Выучить определения на стр.91-92. Рубрика «Размышляем о прочитанном»(с.93) Выучить отрывок из поэмы «У лукоморья дуб зеленый…» Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно беспокоил..» Выписать непонятные слова и выражения. Краткий пересказ отрывка. |
29. | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание Урок чтения и изучения произведения | Сюжет, сюжетная линия, причудливый сюжет, репродуктивный, воспроизводящий, нрав | Выразительное чтение | Краткий пересказ, выразительное чтение | Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 147-151). |
30. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородин» Урок чтения и изучения произведения | Редут, картечь, поле грозной сечи, кивер, драгун, басурман, постоять головою | Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом. Аргументированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора - передать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?» | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией | Пересказ биографии поэта, выразительное чтение стихотворения |
31 | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» Урок чтения и изучения произведения | Монолог, диалог, строфа, эпитет, метафора, сравнение, звукопись | Устное словесное рисование, комментирование художественного текста. Чтение и осмысление материала рубрики «Поразмышляем над прочитанным». Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Родины? | Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников | Выучить наизусть отрывок |
32. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» Урок чтения, изучения и обсуждения произведений | Юмор, сатира, лирика | Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям | Подготовить пересказ биографии поэта |
33. | Реальное и фантастическое в сюжете повести Урок чтения, изучения и обсуждения произведений | | Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести». Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести? | Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести | Ответы на вопросы учебника (с. 146). Выразительное чтение произведения, пересказ |
34. | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Урок – презентация | Тип речи - повествование | Устные фантастические рассказы. Выписать слова и выражения, передающие колорит народной речи. Пересказ смешных эпизодов из повести «Майская ночь, или Утопленница» | Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями | Прочитать другие повести из сборника «Вечера…» Подготовиться к контрольной работе |
35. | Контрольная работа Урок контроля | | Тест | Выбор ответа в тестовых заданиях | Прочитать статью в учебнике об Н.А.Некрасове |
36. | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге» Внеклассное чтение | Поэзия. Композиция. Бурлаки Чувствительный, сострадающий, потрясение, негодование, непонимание | Выразительное чтение | Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана | Выразительное чтение стихотворения «На Волге» |
37. | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» Урок чтения и изучения произведения | Рифма, сравнение, эпитет, виды рифмовок, поэма | Выразительное чтение | Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы, | Выучить наизусть отрывок из поэмы |
38. | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Урок - практикум | Вирши, чухна, мякина, лава, пожня, содом, обаянье | Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом. | Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Крестьянские дети» |
39. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Урок чтения и изучения произведения | Челядь, дворовые, дворня, тягловый мужик, гипербола, Аннибалова клятва, крепостничество | Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы? | Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Пересказать статью учебника об И.С.Тургеневе |
40. | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение Урок чтения и изучения произведения | Нравственное превосходств, независимост, бескомпромиссность, человеческое достоинство | Чтение диалогов | Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами | Прочитать рассказ до конца |
41. | Герасим и Муму. Счастливый год. Урок чтения и изучения произведения | Приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый | Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек? Почему рассказ называется «Муму»? Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму | Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы; 2) Капитона; 3) Татьяны. |
42. | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. Урок чтения и изучения произведения | | Обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа | Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме | Ответить на вопросы стр.199-200 |
43. | Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению Урок развития речи | Портрет, пейзаж, литературный герой, тема, идея сочинения, план, тип речи: рассуждение, повествование | Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики литературного героя | Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами | Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? |
44. | Анализ сочинений. Работа над ошибками Урок развития речи | | | Анализ сочинений, работа над ошибками | Выучить определения стр.200 |
45. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» Урок чтения и изучения произведения | Метафора | Выразительное чтение | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями | Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь» |
46. | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. Урок чтения и изучения произведения | Идея, сюжет, рассказ | Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного произведения | Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру | Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине. |
47. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы Урок чтения и изучения произведения | План (простой, сложный), говорящая фамилия, «жила», «костыль» | Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода «Неудавшийся побег». Ответить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина? | Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей | Составить сравнительную характеристику героев. Выучить определения на стр.233 |
48. | Странная дружба Жилина и Дины. Урок чтения и изучения произведения | | Ответить на вопросы (устно): почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины (детали ее портрета, поведение, отношение к Жилину) | Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? |
49. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» Урок чтения и изучения произведения | Идея, сюжет, рассказ | Чтение по ролям | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией | Подготовить краткий рассказ о Чехове, выразительное чтение рассказа «Хирурги» |
50. 51. | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова Урок внеклассного чтения Контрольная работа | Подтекст, художественная деталь | Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование Контрольный тест | Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста | Читать рассказы А.П. Чехова. Прочитать статью учебника настр.244 |
52. | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев Урок чтения, изучения и обсуждения произведений | Олицетворение, эпитет | Ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет природы и сил человека, лето – зрелость, осень – увядание, зима – финал, конец, умирание? Устное словесное рисование | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете. |
53. | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. Урок чтения и обсуждения произведения | Олицетворение, эпитет | Устное словесное рисование, выразительное чтение | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» |
54. | «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях и фотографиях».Рифма, ритм. Анализ стихотворения Урок развития речи | Лирический герой, эпитет, метафора | Анализ стихотворения | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения | Подготовить пересказ биографии И.А. Бунина |
55. 56. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «В деревне» как поэтическое воспоминание о Родине Урок чтения и обсуждения произведения И.А. Бунин. Рассказ «Лапти» Урок чтения и обсуждения произведения | Рассказ, рассказчик Рассказ, сострадание, милосердие | Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа? Эпиграф к уроку: «Жизнь нуждается в милосердии…» | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста Чтение рассказа и его полноценное восприятие, осмысление глубокой нравственной сущности | Ответить на вопросы учебника на стр.11 Пересказать рассказ «Лапти» близко к тексту |
57. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» Урок чтения и изучения произведения | Повесть | Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке» | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. Подготовить рассказ о писателе. |
58. | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» Урок чтения и изучения произведения | Повесть, рассказ, роман, сюжет, сюжетная линия | Составление плана | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев | Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции |
59. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру Урок чтения и изучения произведения | Деталь, контраст, авторское отношение, символ | Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья? | Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями | Ответить на вопросы учебника стр.51, выучить определение |
60. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести Урок чтения и обсуждения произведения | Тема, заглавие | Анализ эпизодов | Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов | Выполнить письменно задание 12 (с. 48 учебника); подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключения» |
61. | Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением Урок развития речи | Редактирование, композиция, логическая связь | Написание сочинения | Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание | Рубрика «Литература и изобразительное искусство», «Обогащаем свою речь» |
62. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина Урок внеклассного чтения | Лал, эпитет, мужские рифмы, перекрестная рифмовка, метафора | Выразительное чтение | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение | Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…» |
63. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки Урок чтения и изучения произведения | Сказка, сказ | Ответить на вопросы: похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее? | Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки | Ответить на вопросы учебника стр.64, выучить определения |
64. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя Урок чтения и изучения произведения | Реальность, фантастика | Выразительное чтение. Творческий пересказ | Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций | Выразительное чтение сказа «Малахитовая шкатулка» |
65. | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова Урок внеклассного чтения | | Выразительное чтение | Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова, Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение | Читать сказы П.П.Бажова |
66. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки Урок чтения и изучения произведения | Эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка | Выразительное чтение | Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки | Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой» |
67. | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки Урок чтения и изучения произведения | Народная сказка, литературная сказка | Выразительное чтение, анализ эпизода | Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа | Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату. Читать «Заячьи лапы» |
68. | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» Урок чтения и изучения произведения | Ветеринар, онучи, коновал, суховей | Составить план рассказа | Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста | Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном |
69. | Умение видеть необычное в обычном. Лиризм опиисаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказках К.Г.Паустовского. Урок развития речи | Эпитеты, сравнения, олицетворение | Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…» | Анализ текста, работа над языком рассказа, над изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа, | Ответить на вопросы рубрики «Обогащаем свою речь» стр.84 |
70. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Урок чтения и изучения произведения | Драма, драматический сюжет, действующие лица, ремарки, диалог, монолог, драматург, пьеса | Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи). | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки) | Подготовиться к выразительному чтению по ролям |
71. | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки Урок чтения и изучения произведения | | Устное словесное рисование (описание костюмов двенадцати месяцев; какой представляют декорацию в картине встречи падчерицы и двенадцати месяцев). Инсценирование | Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | Выучить определение на стр.101, прочитать статью учебника стр.102-105. Ответить на вопросы (с.105). Повторить роды и жанры литературы. |
72. | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом Урок чтения и изучения произведения | Лирика, драма, эпос; басня, ода, повесть, рассказ, пьеса | Самостоятельная работа «Роды и жанры литературы» | Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам | Подготовить выразительное чтение своей роли к инсценировки пьесы. |
73. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» Урок чтения и изучения произведения | | Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом? | Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита» |
74. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова Урок чтения и изучения произведения | выражения | Самостоятельная работа над языком рассказа; сравнительный анализ произведений | Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П.Платонова; сравнительный анализ произведений | Ответить на вопросы учебника с.115-116 |
75. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои Урок чтения и изучения произведения | Слова и выражения, характерные для стиля В.П.Астафьева | Пересказ истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец» | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи | Подготовить рассказ о жизни писателя. Дочитать рассказ «Васюткино озеро» |
76. | Человек и природа в рассказе Урок чтения и изучения произведения | Тема, проблема произведения, авторская позиция | Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга… тайга … без конца…». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода «Первая ночь в лесу». Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения | Ответить на вопросы учебника (стр.145) |
77. | В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» Урок внеклассного чтения | | Выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева | Пересказ, выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева | Прочитать статью учебника (стр.147-148) |
78. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» Урок чтения и изучения произведения | Баллада | Выразительное чтение | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» |
79. | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста» Урок чтения и изучения произведения | | Выразительное чтение. | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений | Подготовить выразительное чтение стихотворения К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» |
80. | Великая Отечественная война в жизни моей семьи Урок развития речи | | Сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи | Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет | Индивидуальные задания |
81. | Война и дети - тема многих стихотворений о войне в творчестве советских т поэтов Урок чтения и изучения произведения | | Чтение стихотворений, анализ произведений | Знакомство с тамбовскими поэтами, чтение стихотворений, анализ произведений | Повторить стихотворения И.А.Бунина, которые изучались в начальной школе |
82. | Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…», И. М. Рубцова «Родная деревня», Дон- Аминадо «Города и годы» Урок чтения и изучения произведения | | Выразительное чтение, устное словесное рисование | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений |
83. | Проект. «Родная природа в русской поэзии» | | Выразительное чтение, устное словесное рисование, сравнительный анализ произведений | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи | Подготовить проект «Родная природа в русской поэзии» |
84. | Саша Черный. Рассказ «Кавказский пленник», Юмор. Урок внеклассного чтения | Интерьер, юмор, юмористический | Выразительное чтение по ролям | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям | Читать рассказ «Кавказский пленник» |
85. 86. 87. 88. | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» Урок чтения и обсуждения произведения Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» Урок чтения и обсуждения произведения Два мира сказки «Снежная королева» Урок чтения и обсуждения произведения Писатели-сказочники и их герои Урок внеклассного чтения | Робинзон, робинзонада Подтекст; псалом, камердинер, вензель, форейтор, чертог Авторская литературная сказка, авторский замысел, авторская позиция | Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов Связный ответ «История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки». Подбор цитат к характеристике Кая, Герды, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает). Ответить на вопрос: что сближает и что разделяет Кая и Герду? Пересказ «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?». Сопоставление схемы путешествия Герды в поисках Кая Комментирование прочитанных сказок, устное словесное рисование, выразительное чтение. Конкурс знатоков | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне» Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения; сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом, сопоставление литературных сказок и сказок народных | Дочитать роман «Робинзон Крузо», ответить на вопросы учебника (с.174) Прочитать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева» Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? Прочитать литературные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», Х.К.Андерсена «Огниво»,Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов»)(на выбор) |
89. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера Урок чтения и обсуждения произведения | | Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ гл. 12, 21. Инсценирование эпизодов «Том и тетя Поли», «Том – маляр» | Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); инсценирование эпизодов из главы 1 и 2; установление ассоциативных связей с произведением живописи | Подготовить краткий рассказ об авторе. Дочитать роман «Приключения Тома Сойера» |
90. 91 92. | Том Сойер и его друзья Урок чтения и обсуждения произведения Дж. Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» Урок чтения и обсуждения произведения Дж. Лондон «Сказание о Кише». Характер мальчика – смелость, мужество. Урок чтения и обсуждения произведения | | Пересказ эпизода (игра Тома и Джеда в Робин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и свалил вину на Тома). Анализ сцены «В пещере» Составление цитатного плана рассказа. Выразительное чтение. | Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста Чтение статьи о писателе. Осмысление сюжета произведения. Ответы на вопросы. Анализ произведения. | Сравнить Тома и Сида. Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Ответить на вопросы учебника (с.239) Ответить на вопросы учебника (с.239) |
93. | Контрольная работа | | | Выполнение контрольной работы | |
94. | Эрнест Сетон – Томпсон. Слово о писателе. «Арно». Произведения о животных. Урок чтения и обсуждения произведения | Нравственность | Выразительное чтение произведения. Ответы на вопросы. Составление таблицы. | Чтение статьи учебника об Э. Сетон- Томпсоне. | Краткий пересказ об авторе. Отвечать на вопросы учебника стр. 248 |
95. | Ульф Старк. Слово о писателе. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Отношение между детьми и старшим поколением. Урок чтения и обсуждения произведения | Милосердие, «трогательный» | Выразительное чтение произведения. Ответы на вопросы. | Чтение статьи учебника о писателе, осмысление прочитанного. | Ответить на вопросы учебника с.265 |
96. | Ая эН. Слово о писателе. «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом» Урок чтения и обсуждения произведения | Реальность | Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении. | Чтение статьи учебника о писателе, осмысление прочитанного. Ответы на вопросы | Краткий пересказ рассказа. |
97. | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». Урок чтения и обсуждения произведения | | Выразительное чтение | Чтение статьи учебника о б Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток | Подготовить выразительное чтение стихотворения. Ответить на итоговые вопросы учебника (с.281-282). |
98. | Проект «Литературные места России» | | | Начать работу над проектом | Подготовить проект «Литературные места России» |
99. | «Моя любимая книга» Урок внеклассного чтения | | Выразительное чтение любимых произведение. | Осмысление прочитанного, ответы на вопросы. | Подготовить пересказ любимого произведения. |
100. | «Моя любимая книга» Урок внеклассного чтения | | Выразительное чтение любимых произведение. | Осмысление прочитанного, ответы на вопросы, инсценирование самостоятельно прочитанных книг. | Подготовиться к итоговой контрольной работе. |
101. | Итоговая контрольная работа | | | Выполнение контрольной работы | |
102. | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. Итоговый урок | | Ответить на вопрос: как с течением времени изменился диалог с детьми, который авторы вели в своих поэтических и прозаических текстах? Как менялся язык, темы? | Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям, инсценирование самостоятельно прочитанных книг, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?» | |