СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс 2020-2021 уч. год

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс 2020-2021 уч. год»

Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2020. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю.









Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.



Тема урока.

Тип урока

Элементы содержания

Виды контроля

Формы и методы работы на уроке. Информационно-методическое обеспечение

Домашнее задание

1.

К читателям. Знакомимся с учебником





Вводный урок

Форзац, титульный лист, выходные данные, литература, обложка

Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.

Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь.

2.

Фольклор – коллективное устное народное творчество



Урок чтения и обсуждения произведений

Фольклор, фольклористика, жанр, малые жанры фольклора, загадка, пословица, поговорка.

Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку.

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам

3.

Детский фольклор





Урок чтения и обсуждения произведений

Колыбельная песня, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, небылицы

Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку

Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.

Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника). На отдельном листе написать одну скороговорку и нарисовать к ней рисунок.

4.

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.





Урок знакомства с теоретическими понятиями

Сказка, старины

Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями

Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10). Инд. зад.: подготовить рассказы об И. Билибине и В.Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором

5.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой





Урок чтения и изучения произведения

Постоянные эпитеты, сказочные формулы.

Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя»

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 25).

6.

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы



Урок чтения и изучения произведения

Постоянные эпитеты, сказочные формулы.

Пересказ сказки «Царевна- лягушка».

Самостоятельная работа

Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир»

Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 25).

7.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки



Урок чтения и изучения произведения

Повторы, постоянные эпитеты, формулы волшебных сказок

Практическая работа. Составить план характеристики главных героев.

Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки

Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке. Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка».

8.

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок



Урок развития речи


Ответить на вопросы статьи учебника

Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника

Подготовить пересказ сказки от лица Ивана-царевича

9.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»



Урок чтения и изучения произведения


Анализ сказок

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»

Читать выразительно сказки. Ответить на вопросы стр.29,31. Прочитать статью учебника стр.31-33

10.

Возникновение древнерусской литературы.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Внеклассное чтение

Летопись, летописание, погодная запись (год), отрок, печенеги, отчина

Чтение по ролям. Словарная работа

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.

Подготовить выразительное чтение отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

11.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

Урок чтения и изучения произведения

Устаревшие слова

Составление цитатного плана.

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова.

Подготовить пересказ по плану.

12.




Проект. Художники – иллюстраторы сказок (стр.33)

Проект

Начать работу над проектом


Подготовить проект

13

Контрольная работа по теме «Устное народное творчество»

Тест



Прочитать статью учебника стр.34

14.











15.






Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр



Урок чтения и изучения произведения

А.И. Сумароков «Кокушка»

Урок чтения и изучения произведения

Эпос, лирика, драма, басня, аллегория, мораль басни Эзопов язык







Басня, аллегория, мораль басни




Чтение по ролям.











Чтение по ролям.








Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказок





Чтение басни, ответы на вопросы






Выучить определения новых слов «басня», «мораль». Пересказ статьи учебника стр.34-35









Выразительное чтение басни.












16.



И.И. Дмитриев «Муха»

Урок чтения и изучения произведения



Басня, аллегория, мораль басни



Чтение по ролям



Чтение басни, инсценировка, ответы на вопросы



Подготовить выразительное чтение басни наизусть.

17.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

Урок чтения и изучения произведения

Басня, аллегория, мораль басни.


Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям

Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне». Нарисовать иллюстрацию к басне.

18.

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»



Урок чтения и изучения произведения

Басня, аллегория, мораль басни.


Инсценированное чтение

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица»

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом»

19.

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

Урок внеклассного чтения


Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Презентация иллюстраций

Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен

Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль»

20.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Урок чтения и изучения произведения

Пророк, хорунжий, концовка, сказочные формулы волшебной сказки

Беседа по прочитанному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка.

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи


Выразительное чтение сказки «Спящая царевна». Подготовить ответы на вопросы учебника (с. 60-61)

21.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Урок чтения и изучения произведения

Сказочные формулы волшебной сказки

Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной.».Доказать, что произведение Жуковского – сказка.

Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка)

22.

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

Урок чтения и изучения произведения

Баллада, ратник, латник

Чтение по ролям

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

Подготовить выразительное чтение баллады В.А. Жуковского «Кубок». Прочитать статью учебника (с. 67). Выучить определение.

23.











24.











25.









26











27











28

А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

Урок чтения и изучения произведения

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность

Урок чтения и изучения произведения



Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

Урок развития речи



Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.







Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

Урок внеклассного чтения







Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Урок чтения и изучения произведения

Инда, сочельник, ломлива, перст, полати Псевдоним































Ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок, прозаическая речь, стихотворная речь






Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов Ответы на вопросы





Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям, сравнительная характеристика героев





Самостоятельная работа по стилистике сказки А.С.Пушкина







Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом



Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы





Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение











Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа









Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение

Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 91)









Озаглавить эпизоды до конца сказки.











Ответить на вопросы стр.89-90









Выучить определения на стр.91-92. Рубрика «Размышляем о прочитанном»(с.93)









Выучить отрывок из поэмы «У лукоморья дуб зеленый…»









Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно беспокоил..»

Выписать непонятные слова и выражения. Краткий пересказ отрывка.

29.

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Урок чтения и изучения произведения

Сюжет, сюжетная линия, причудливый сюжет, репродуктивный, воспроизводящий, нрав

Выразительное чтение

Краткий пересказ, выразительное чтение

Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 147-151).

30.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородин»

Урок чтения и изучения произведения

Редут, картечь, поле грозной сечи, кивер, драгун, басурман, постоять головою

Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом. Аргументированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора - передать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?»

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Пересказ биографии поэта, выразительное чтение стихотворения

31
















Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

Урок чтения и изучения произведения


Монолог, диалог, строфа, эпитет, метафора, сравнение, звукопись

Устное словесное рисование, комментирование художественного текста. Чтение и осмысление материала рубрики «Поразмышляем над прочитанным». Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Родины?

Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников

Выучить наизусть отрывок

32.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»



Урок чтения, изучения и обсуждения произведений

Юмор, сатира, лирика

Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям

Подготовить пересказ биографии поэта

33.

Реальное и фантастическое в сюжете повести

Урок чтения, изучения и обсуждения произведений


Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести». Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?

Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести

Ответы на вопросы учебника (с. 146). Выразительное чтение произведения, пересказ

34.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Урок – презентация

Тип речи - повествование

Устные фантастические рассказы. Выписать слова и выражения, передающие колорит народной речи. Пересказ смешных эпизодов из повести «Майская ночь, или Утопленница»

Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями

Прочитать другие повести из сборника «Вечера…» Подготовиться к контрольной работе

35.

Контрольная работа

Урок контроля


Тест

Выбор ответа в тестовых заданиях

Прочитать статью в учебнике об Н.А.Некрасове

36.




Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

Внеклассное чтение

Поэзия. Композиция. Бурлаки

Чувствительный, сострадающий, потрясение, негодование, непонимание

Выразительное чтение

Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана

Выразительное чтение стихотворения «На Волге»

37.

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Урок чтения и изучения произведения

Рифма, сравнение, эпитет, виды рифмовок, поэма

Выразительное чтение

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы,

Выучить наизусть отрывок из поэмы

38.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

Урок - практикум

Вирши, чухна, мякина, лава, пожня, содом, обаянье

Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом.

Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Крестьянские дети»

39.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

Урок чтения и изучения произведения

Челядь, дворовые, дворня, тягловый мужик, гипербола, Аннибалова клятва, крепостничество

Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?










Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Пересказать статью учебника об И.С.Тургеневе

40.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

Урок чтения и изучения произведения

Нравственное превосходств, независимост, бескомпромиссность, человеческое достоинство

Чтение диалогов

Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

Прочитать рассказ до конца

41.

Герасим и Муму. Счастливый год.

Урок чтения и изучения произведения

Приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый

Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек? Почему рассказ называется «Муму»? Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму

Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы; 2) Капитона; 3) Татьяны.

42.

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

Урок чтения и изучения произведения


Обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа

Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме

Ответить на вопросы стр.199-200

43.

Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению

Урок развития речи

Портрет, пейзаж, литературный герой, тема, идея сочинения, план, тип речи: рассуждение, повествование

Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики литературного героя

Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму?

44.

Анализ сочинений. Работа над ошибками

Урок развития речи



Анализ сочинений, работа над ошибками

Выучить определения стр.200

45.

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

Урок чтения и изучения произведения

Метафора

Выразительное чтение

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями

Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь»

46.

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

Урок чтения и изучения произведения

Идея, сюжет, рассказ

Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного произведения

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру

Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине.

47.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

Урок чтения и изучения произведения

План (простой, сложный), говорящая фамилия, «жила», «костыль»

Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода «Неудавшийся побег». Ответить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина?

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей

Составить сравнительную характеристику героев. Выучить определения на стр.233

48.

Странная дружба Жилина и Дины.

Урок чтения и изучения произведения


Ответить на вопросы (устно): почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины (детали ее портрета, поведение, отношение к Жилину)

Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

49.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

Урок чтения и изучения произведения

Идея, сюжет, рассказ

Чтение по ролям

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Подготовить краткий рассказ о Чехове, выразительное чтение рассказа «Хирурги»

50.













51.

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

Урок внеклассного чтения







Контрольная работа

Подтекст, художественная деталь

Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование











Контрольный тест

Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста

Читать рассказы А.П. Чехова.













Прочитать статью учебника настр.244

52.

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

Урок чтения, изучения и обсуждения произведений

Олицетворение, эпитет

Ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет природы и сил человека, лето – зрелость, осень – увядание, зима – финал, конец, умирание? Устное словесное рисование

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете.

53.

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

Урок чтения и обсуждения произведения

Олицетворение, эпитет

Устное словесное рисование, выразительное чтение

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

54.

«Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях и фотографиях».Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Урок развития речи

Лирический герой, эпитет, метафора

Анализ стихотворения

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения

Подготовить пересказ биографии И.А. Бунина

55.













56.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «В деревне» как поэтическое воспоминание о Родине

Урок чтения и обсуждения произведения



И.А. Бунин. Рассказ «Лапти»

Урок чтения и обсуждения произведения


Рассказ, рассказчик















Рассказ, сострадание, милосердие

Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа?







Эпиграф к уроку: «Жизнь нуждается в милосердии…»

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста







Чтение рассказа и его полноценное восприятие, осмысление глубокой нравственной сущности

Ответить на вопросы учебника на стр.11













Пересказать рассказ «Лапти» близко к тексту

57.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

Урок чтения и изучения произведения

Повесть

Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке»

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. Подготовить рассказ о писателе.

58.

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Урок чтения и изучения произведения

Повесть, рассказ, роман, сюжет, сюжетная линия

Составление плана

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев

Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции

59.

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру

Урок чтения и изучения произведения

Деталь, контраст, авторское отношение, символ

Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья?

Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями

Ответить на вопросы учебника стр.51, выучить определение

60.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

Урок чтения и обсуждения произведения

Тема, заглавие

Анализ эпизодов

Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов

Выполнить письменно задание 12 (с. 48 учебника); подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключения»

61.

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

Урок развития речи

Редактирование, композиция, логическая связь

Написание сочинения

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание

Рубрика «Литература и изобразительное искусство», «Обогащаем свою речь»

62.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

Урок внеклассного чтения

Лал, эпитет, мужские рифмы, перекрестная рифмовка, метафора

Выразительное чтение

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»

63.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки

Урок чтения и изучения произведения

Сказка, сказ

Ответить на вопросы: похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки

Ответить на вопросы учебника стр.64, выучить определения

64.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

Урок чтения и изучения произведения

Реальность, фантастика

Выразительное чтение. Творческий пересказ

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

Выразительное чтение сказа «Малахитовая шкатулка»

65.

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок внеклассного чтения


Выразительное чтение

Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова,

Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение

Читать сказы П.П.Бажова

66.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

Урок чтения и изучения произведения

Эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка

Выразительное чтение

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки

Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»

67.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

Урок чтения и изучения произведения

Народная сказка, литературная сказка

Выразительное чтение, анализ эпизода

Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа

Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату. Читать «Заячьи лапы»

68.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

Урок чтения и изучения произведения

Ветеринар, онучи, коновал, суховей

Составить план рассказа

Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста

Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном

69.

Умение видеть необычное в обычном. Лиризм опиисаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказках К.Г.Паустовского.

Урок развития речи

Эпитеты, сравнения, олицетворение

Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…»

Анализ текста, работа над языком рассказа, над изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа,

Ответить на вопросы рубрики «Обогащаем свою речь» стр.84

70.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Урок чтения и изучения произведения

Драма, драматический сюжет, действующие лица, ремарки, диалог, монолог, драматург, пьеса

Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи).

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки)

Подготовиться к выразительному чтению по ролям

71.

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

Урок чтения и изучения произведения


Устное словесное рисование (описание костюмов двенадцати месяцев; какой представляют декорацию в картине встречи падчерицы и двенадцати месяцев). Инсценирование

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Выучить определение на стр.101, прочитать статью учебника стр.102-105. Ответить на вопросы (с.105). Повторить роды и жанры литературы.

72.

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

Урок чтения и изучения произведения

Лирика, драма, эпос; басня, ода, повесть, рассказ, пьеса

Самостоятельная работа «Роды и жанры литературы»

Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам

Подготовить выразительное чтение своей роли к инсценировки пьесы.

73.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

Урок чтения и изучения произведения


Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?

Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита»

74.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова

Урок чтения и изучения произведения

выражения

Самостоятельная работа над языком рассказа; сравнительный анализ произведений

Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П.Платонова; сравнительный анализ произведений

Ответить на вопросы учебника с.115-116

75.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

Урок чтения и изучения произведения

Слова и выражения, характерные для стиля В.П.Астафьева

Пересказ истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец»

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи

Подготовить рассказ о жизни писателя. Дочитать рассказ «Васюткино озеро»

76.

Человек и природа в рассказе

Урок чтения и изучения произведения

Тема, проблема произведения, авторская позиция

Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга… тайга … без конца…». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода «Первая ночь в лесу». Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя

Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения

Ответить на вопросы учебника (стр.145)

77.

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Урок внеклассного чтения


Выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева

Пересказ, выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева

Прочитать статью учебника (стр.147-148)

78.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

Урок чтения и изучения произведения

Баллада

Выразительное чтение

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

79.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

Урок чтения и изучения произведения


Выразительное чтение.

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

Подготовить выразительное чтение стихотворения К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

80.

Великая Отечественная война в жизни моей семьи

Урок развития речи


Сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи

Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет

Индивидуальные задания

81.

 Война и дети - тема многих стихотворений о войне в творчестве советских т поэтов

Урок чтения и изучения произведения


Чтение стихотворений, анализ произведений

Знакомство с тамбовскими поэтами, чтение стихотворений, анализ произведений

Повторить стихотворения И.А.Бунина, которые изучались в начальной школе

82.

Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…», И. М. Рубцова «Родная деревня», Дон- Аминадо «Города и годы»

Урок чтения и изучения произведения


Выразительное чтение, устное словесное рисование

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений

83.

Проект. «Родная природа в русской поэзии»


Выразительное чтение, устное словесное рисование, сравнительный анализ произведений

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи

Подготовить проект «Родная природа в русской поэзии»

84.

Саша Черный. Рассказ «Кавказский пленник», Юмор.

Урок внеклассного чтения

Интерьер, юмор, юмористический

Выразительное чтение по ролям

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям

Читать рассказ «Кавказский пленник»

85.











86.



















87.











88.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

Урок чтения и обсуждения произведения



Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

Урок чтения и обсуждения произведения











Два мира сказки «Снежная королева»

Урок чтения и обсуждения произведения



Писатели-сказочники и их герои

Урок внеклассного чтения

Робинзон, робинзонада









Подтекст; псалом, камердинер, вензель, форейтор, чертог















Авторская литературная сказка, авторский замысел, авторская позиция

Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов







Связный ответ «История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки». Подбор цитат к характеристике Кая, Герды, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает). Ответить на вопрос: что сближает и что разделяет Кая и Герду?



Пересказ «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?». Сопоставление схемы путешествия Герды в поисках Кая



Комментирование прочитанных сказок, устное словесное рисование, выразительное чтение. Конкурс знатоков

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений



Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями



Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне»



Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения; сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом, сопоставление литературных сказок и сказок народных

Дочитать роман «Робинзон Крузо», ответить на вопросы учебника (с.174)









Прочитать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева»

















Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?







Прочитать литературные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», Х.К.Андерсена «Огниво»,Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов»)(на выбор)

89.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

Урок чтения и обсуждения произведения


Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ гл. 12, 21. Инсценирование эпизодов «Том и тетя Поли», «Том – маляр»

Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); инсценирование эпизодов из главы 1 и 2; установление ассоциативных связей с произведением живописи

Подготовить краткий рассказ об авторе.

Дочитать роман «Приключения Тома Сойера»

90.









91













92.

Том Сойер и его друзья

Урок чтения и обсуждения произведения



Дж. Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

Урок чтения и обсуждения произведения



Дж. Лондон «Сказание о Кише». Характер мальчика – смелость, мужество.

Урок чтения и обсуждения произведения



Пересказ эпизода (игра Тома и Джеда в Робин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и свалил вину на Тома). Анализ сцены «В пещере»



Составление цитатного плана рассказа.











Выразительное чтение.

Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста







Чтение статьи о писателе. Осмысление сюжета произведения. Ответы на вопросы.









Анализ произведения.

Сравнить Тома и Сида. Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда.







Ответить на вопросы учебника (с.239)















Ответить на вопросы учебника (с.239)




93.

Контрольная работа



Выполнение контрольной работы


94.

Эрнест Сетон – Томпсон. Слово о писателе. «Арно». Произведения о животных.

Урок чтения и обсуждения произведения




Нравственность

Выразительное чтение произведения. Ответы на вопросы. Составление таблицы.

Чтение статьи учебника об Э. Сетон- Томпсоне.

Краткий пересказ об авторе. Отвечать на вопросы учебника стр. 248

95.

Ульф Старк. Слово о писателе. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Отношение между детьми и старшим поколением.

Урок чтения и обсуждения произведения


Милосердие, «трогательный»

Выразительное чтение произведения. Ответы на вопросы.

Чтение статьи учебника о писателе, осмысление прочитанного.

Ответить на вопросы учебника с.265

96.

Ая эН. Слово о писателе. «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом»

Урок чтения и обсуждения произведения


Реальность

Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.

Чтение статьи учебника о писателе, осмысление прочитанного. Ответы на вопросы

Краткий пересказ рассказа.

97.

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

Урок чтения и обсуждения произведения





Выразительное чтение

Чтение статьи учебника о б Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Ответить на итоговые вопросы учебника (с.281-282).

98.

Проект «Литературные места России»



Начать работу над проектом

Подготовить проект «Литературные места России»

99.

«Моя любимая книга»

Урок внеклассного чтения


Выразительное чтение любимых произведение.

Осмысление прочитанного, ответы на вопросы.

Подготовить пересказ любимого произведения.

100.

«Моя любимая книга»

Урок внеклассного чтения


Выразительное чтение любимых произведение.

Осмысление прочитанного, ответы на вопросы, инсценирование самостоятельно прочитанных книг.

Подготовиться к итоговой контрольной работе.

101.

Итоговая контрольная работа



Выполнение контрольной работы


102.

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

Итоговый урок


Ответить на вопрос: как с течением времени изменился диалог с детьми, который авторы вели в своих поэтических и прозаических текстах? Как менялся язык, темы?

Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям, инсценирование самостоятельно прочитанных книг, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?»









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!