СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе с УУД . 8 класс. Учебник- хрестоматия в 2 ч. Курдюмова Т.Ф.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе с УУД . 8 класс. Учебник- хрестоматия в 2 ч. Курдюмова Т.Ф.»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС


№ урока


Дата проведения


Тема урока


Тип урока


Формирование УУД


Предметные


Личностные


Метапредметные

Литература и время (1 ч.)

1

04.09

Литература и время

История на страницах художественных произведений . X. Г. Андерсен «Калоши счастья»

Комбинированный урок

Литература и время: рас­суждение юных читателей о том, как литература убеж­дает читателя в тесной связи каждого человека со своим временем — по вопросам и заданиям, сопровождающим чтение сказки Андерсена «Калоши счастья».

Работа со словарем: его рас­ширение, обогащение пояснений, насыщение примерами

Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности


Коммуникативные:

выступление перед аудиторией сверстников ,работа со словарем: его расширение, обогащение пояснений, насыщение примерами


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения.

История в устном народном творчестве ( 2 ч.)

2

07.09

Фольклор. История в произведениях фольклора. Народная историческая песня.

Комбинированный урок

Обсуждение записей народ­ных песен на темы истории. Рецензия ученика на произ­ведения, объединяющие музыку и поэзию. Герои исторических песен и их описание в строках песен — ответы на вопросы. Коммен­тарии учащихся на темы: «Как читатель понимает отражение картин истории в произведениях фольклора», «Почему Наполеон и Потем­кин участвуют в одной народной пьесе?»

Понимание

значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

3

11.09

«Как француз Москву брал» . Наполеон и Потемкин в одной исторической пьесе


Урок открытия новых знаний

Развитие эстетического сознания через освоение художественного  наследия 

Комментарии учащихся на темы: «Как читатель понимает отражение картин истории в произведениях фольклора», «Почему Наполеон и Потемкин участвуют в одной народной пьесе?»

Зарубежная литература ( 1 ч.)

4

14.09

М. де  Сервантес  Сааведра.

«Дон Кихот»

Урок открытия новых знаний

Обсуждение в коллективной беседе проблемы «вечных образов». Подготовка подроб­ного пересказа одного из «под­вигов» грустного рыцаря. Обсуждение иллюстраций, созданных к роману Серван­теса. Создание собственных иллюстраций к одному из эпизодов и их рецензирование одноклассниками

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

История на страницах произведений древнерусской литературы (4 ч.)

5

25.09

«Повесть временных́́ лет»

Урок открытия новых знаний

Обсуждение вопроса о жанрах древнерусской литературы. Подготовка к чтению — ис­полнению фрагментов летопи­си. Работа со словарем. Исполнение и комментарии в оценке одноклассников- рецензентов.

Подготовка выразительного чтения фрагментов «Жития Сергия Радонежского». Краткий пересказ (события жизни Сергия Радонежского)

Понимание

значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

6

28.09

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Урок – беседа

Развитие эстетического сознания через освоение художественного  наследия 

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

Логические универсальные действия

7

02.10

Жанр житие. Сказание о житие Александра Невского

Урок открытия новых знаний

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

8

05.10

«Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский»

Урок – беседа

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

Логические универсальные действия


Литература эпохи Просвещения (1 ч.)

9

12.10

Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

Урок открытия новых знаний

Место драматургии на уроках литературы литературы — обсуждение пьес и их исполнения.

Чтение фрагментов пьес Мольера и подготовка учеников-исполнителей.

Обсуждение сцены, которую знают зрители многих стран — сцены урока в комедии «Мещанин во дворянстве» (выбор исполнителей, обсуждение облика героев, создание мизансцен, использование бутафории, комментарий реплик диалога)

Развитие эстетического сознания через освоение художественного  наследия 

Коммуникативные:

выступление перед аудиторией сверстников с чтением наизусть;

Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения.

История на страницах произведений XVIII века (4 ч.)



10


Классицизм в драматургии. Д. И. Фонвизин «Недоросль».

Урок открытия новых знаний

Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного  наследия 

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

Логические универсальные действия

11

26.10

Д. И. Фонвизин «Недоросль».


Урок открытия новых знаний

Создание устного коментария к афише пьесы «Недоросль».

Подготовка чтения по ролям важного эпизода — еще одного урока — урока Митрофанушки.

Сравнение «уроков» двух комедий: мизансцены, бутафория, реплики. Ученики в роли критиков исполнения — обсуждение чтения — игры героев

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

Логические универсальные действия

12

26.10

Д. И. Фонвизин «Недоросль».


Урок – беседа

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

Применять методы информационного поиска

Познавательные:

Обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

13

30.10

Р/р Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Развитие речи

Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Историческое прошлое в литературе XIX века (28 ч.)

14


Былины и их герои в произведениях XIX в. А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда» и др.

Урок открытия

новых знаний

Анализ стихотворений авторов XIX в., посвященных истории, выбранных учениками. Подготовка к их исполнению. Коллективное обсуждение исполнения.

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

Логические универсальные действия

15

4

Г. Л о н г ф е л л о «Песнь о Гайавате»

Урок открытия новых знаний

Подгоовка исполнения «Песни о Гайавате» в переводе И. А. Бунина.

Обсуждение вопросов:

1. Пафос произведения.

2. Герой и его оценка.

3. Анализ мастерства стиха.

4. Создание партитуры исполнения (разметка важнейших моментов исполнения знаменитых монологов)

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

Логические универсальные действия

16

5

Г. Л о н г ф е л л о «Песнь о Гайовате»

Урок обобщения

Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

Применять методы информационного поиска

Познавательные:

Обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

17

6

Исторический роман. В а л ь т е р  С к о т т  . Исторические романы: «Айвенго» и др.

Урок открытия новых знаний

Беседа об истории создания исторического романа: Вальтер Скотт и его романы. Пересказ романа «Айвенго» или другого романа (по вы­бору учащихся) и ответ на во­прос: «Как роман стал истори­ческим?», по мнению юных читателей.

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

логические универсальные действия

18

7

И. А. К р ы л о в . «Волк на псарне» и другие басни

Комбинированный урок

Обсуждение того, как Оте­чественная война 1812 года отразилась в баснях. Подготовка к исполнению. Обсуждение вопроса об алле­гории на примере басни.


Понимание

значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования


Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

19

8

А. С. П у ш к и н . «Песнь о вещем Олеге»

Урок открытия новых знаний

Беседа на тему «История в творчестве Пушкина». Исторический словарь в лирике и прозе Пушкина — выбор слов и их комментарий. Летопись и стихотворные строки Пушкина о вещем Олеге. Сопоставление как форма анализа.


Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

выступление перед аудиторией сверстников с чтением наизусть;

Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения.

20

9

А. С. П у ш к и н . «Полтава»

Урок открытия новых знаний

Комментарий учеников при анализе стихотворения. Строки «Полтавы» как исторический комментарий Пушкина к событиям истории в понимании учеников.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного  наследия 

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

Применять методы информационного поиска

Познавательные:

Обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

21

10

А. С. П у ш к и н .

«Борис Годунов»

Урок открытия новых знаний

Особая роль выразительного чтения подготовленных к исполнению текстов. Два произведения разных жанров, созданные одним автором об одном герое и одном событии: исторический роман и исторический труд. Обсуждение этой проблемы.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

Применять методы информационного поиска

Познавательные:

Обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

22

11

А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка»

Урок открытия новых знаний

Беседа на тему «История в творчестве Пушкина». Исторический словарь в ли­рике и прозе Пушкина — выбор слов и их комментарий

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

23

12

А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка»

Комбинированный урок

Становление характера Гринёва. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы.

Понимание

значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

логические универсальные действия

24

13

А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка»

Урок – беседа

Исторические событие и исторические герои на страницах повести. Пугачёв как вождь народного восстания и как человек.

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

25

14

А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка»

Комбинированный урок

Особая роль выра­зительного чтения подготов­ленных к исполнению тек­стов.

Анализ образов героев произведения

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

26


А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка»

Комбинированный урок

Исторические событие и исторические герои на страницах повести. Пугачёв как вождь народного восстания и как человек.

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

27


А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка»

Комбинированный урок

Герои исторические и герои вымышленные: Гринёв и Пугачёв, Гринёв и Швабрин, Гринёв и Маша.

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

28


А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка»

Урок обобщения

Герои исторические и герои вымышленные: Гринёв и Пугачёв, Гринёв и Швабрин, Гринёв и Маша.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

29

15

Р/Р Сочинение по роману

А. С. П у ш к и н а «Капитанская дочка»

Развитие речи

Написание работы

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

30

17

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок открытия нового знания

Подготовка рассказа о герое и сопоставление героев. Работа над планом сопоставления героев поэмы

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

Логические универсальные действия

31

18

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

.Комбинированный урок

Образ Ивана Грозного в поэме Лермонтова как исторический герой и как герой романти­ческого произведения — тема коллективного обсуждения нравственной проблематики поэмы. Подготовка рассказа о герое и сопоставление героев. Работа над планом сопоставления героев поэмы

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

32

19

М. Ю. Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок обобщения

Образ Ивана Грозного в поэме Лермонтова как исторический герой и как герой романти­ческого произведения — тема коллективного обсуждения нравственной проблематики поэмы. Подготовка рассказа о герое и сопоставление героев. Работа над планом сопоставления героев поэмы

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

33

20

Н. В. Г о г о л ь .

«Тарас Бульба».

Историческая повесть и ее герои. Эпический размах изображения исторических событий и картин природы. Патриотический пафос произведения.

Урок открытия нового знания

Обсуждение сюжета повести «Тарас Бульба» как героического произведения.

Понимание

значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования

Коммуникативные:

выступление перед аудиторией сверстников с чтением наизусть;

Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения.

34

21

Н. В. Г о г о л ь .

«Тарас Бульба».

Комбинированный урок

Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, её нравы и обычаи.

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

35

22

Н. В. Г о г о л ь .

«Тарас Бульба».

Урок обобщения

Анализ мастерства Гоголя в создании батальных сцен и героических характеров в процессе подготовки к исполнению текста и его пересказу.

Создание электронного альбома «Тарас Бульба» в иллюстрациях и фотографиях.

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

36


Н. В. Г о г о л ь .

«Тарас Бульба».


Анализ мастерства Гоголя в создании батальных сцен и героических характеров в процессе подготовки к исполнению текста и его пересказу.

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

37


Н. В. Г о г о л ь .

«Тарас Бульба».


Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести

Понимание

значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

38


Н. В. Г о г о л ь .

«Тарас Бульба».


Подготовка рассказа о герое с использованием активной цитации фрагментов. Романтическая яркость красок и художественных приемов повести при создании портретов, пейзажа, батальных сцен как важная составляющая самостоятельного анализа текста учениками.

Понимание

значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

39


Н. В. Г о г о л ь .

«Тарас Бульба».

Урок обобщения

XVI в. Южной Руси в повести Гоголя. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

40

23

Р/р Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Развития речи

Написание сочинения

Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Историческое прошлое в литературе ХIХ века (13 ч.)

41


В.А. Жуковский.

«Воспоминание»,

«Песня». А.С.Пушкин.

«Воспоминание», «Стансы», «Анчар

Урок открытия нового знания

Анализ стихотворений авто­ров XIX в., посвященных истории, выбранных учени­ками.


Подготовка к их испол­нению. Коллективное обсуж­дение, исполнение

Понимание

значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

42


Д.В.Давыдов

«Бородинское поле».

И.И.Козлов

«Вечерний звон».

Ф.Н.Глинка

«Москва».

А.Н.Апухтин «Песня о Севастополе»

Урок открытия нового знания

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

43


А.К.Толстой

«Василий Шибанов»

Урок открытия нового знания

Острота постановки нравственных проблем в творчестве А. К. Толстого.

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

44


А.К.Толстой

«Князь Серебряный»

Комбинированный урок

Обсуждение образа Василия Шибанова как нравственного идеала автора.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

45


А.К.Толстой

«Князь Серебряный»

Комбинированный урок

Эпоха и её воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица – царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

46


А.К.Толстой

«Князь Серебряный»

Комбинированный урок

Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

47


А. Дюма

«Три мушкетера»

Урок открытия нового знания

Обсуждение сюжета — героев — выявления авторской позиции.

Обсуждение проблемы популярности авантюрно-исторических романов на примере «Трех мушкетеров» А. Дюма.

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

48


Л. Н. Т о л с т о й . «После бала».

Урок открытия нового знания

Как ученики понимают роль истории в творчестве писателя? — беседа по постановке вопроса и решению проблемы.

Решение читателей, прочитавших еще и «Посмертные записки старца Федора Кузмича», вопроса о судьбе человека и о том, от чего она зависит

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

Логические универсальные действия

49


Л. Н. Т о л с т о й . «После бала».

Комбинированный урок

Контраст как прием изображения событий и героев в рассказе. Анализ приема контраста в оценке учеников.

Картины былого и современные автору выводы. Прием контраста. Герои, события и судьба

Коммуникативные:

выступление перед аудиторией сверстников с чтением наизусть;

Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения.

50


Л. Н. Т о л с т о й . «После бала».

Урок – беседа

Сопоставление картин «на балу» и «после бала».

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

Логические универсальные действия

51


Сочинение по рассказу Л.Н Толстого «После бала»

Развитие речи

. Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли рассказа, умения письменно оформлять свои мысли.

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

Историческое прошлое в литературе ХХ века (6 ч.)

52


И.А.Бунин.

«На распутье», «Святогор»,

«Святогор и Илья».

К.Д.Бальмонт

«Живая вода»

Урок открытия нового знания


Понимание

значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

53


. Ю.Н.Тынянов

«Восковая персона

Урок открытия нового знания

Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного  наследия 

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

54


Ю.Н.Тынянов

«Восковая персона»

Урок открытия нового знания

Как живет тема истории в рассказах Тынянова? — отзыв юных читателей, прочитавших его рассказы.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного  наследия 

«Восковая персона» как отлитое из воска изображение Петра I, хранящееся в Эрмитаже, и как герой рассказа — тема обсуждения. Рассуждения учеников по поводу обращения к темам истории в литературе

55


М.Алданов

«Чертов мост»

Урок открытия нового знания

Суворов как подлинный герой альпийского похода. Название произведений на темы истории и обоснование этих названий: «Чертов мост» как роман о великом подвиге полководца.

Обсуждение вопроса о том, как звучит тема подвигов русской армии.

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

56


Б.Л.Васильев

«Утоли мои печали…»

Урок открытия нового знания

Обсуждение вопроса о роли произведений о трагических событиях истории: трагедия Ходынки в Москве и др.

Связь исторических ошибок и их изображение как урок следующим поколениям.


Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

57


Б.Л.Васильев

«Утоли мои печали…»

Комбинированный урок

Главная героиня Наденька Олексина, её искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Связь исторических ошибок и их изображение как урок следующим поколениям.


Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.


Великая Отечественная война в лирике ХХ века (3 ч.)

58


Поэзия Великой Отечественной Войны.

А.А.Ахматова

«Клятва», «Мужество»

Ю.В.Друнина

«Зинка»

М.А.Дудин

«Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…»

А.А.Сурков

«Бьётся в тесной печурке огонь…»

М.В.Исаковский

«Огонёк»

Б.Ш.Окуджава

«До свидания, мальчики»

Е.М.Винокуров

«В полях за Висй сонной…

В.С.Высоцкий

«Штрафные батальоны»

Урок – беседа

Обзор произведений на тему Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в литературе послевоенных лет.

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

выступление перед аудиторией сверстников с чтением наизусть;

Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения.

59-60


Л.М.Леонов

«Золотая карета»

Урок открытия нового знания

Решение нравственных проблем в процессе ее изображения и оценки. «Золотая карета» как пьеса-притча о судьбе послевоенных поколений и ее оценка юными читателями


Важность поставленных в этих произведениях проблем

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века (6 ч.)

63


В.Я.Брюсов

«Тени прошлого»

Урок открытия нового знания

Читательская оценка лирики на темы истории в литературе XX в.: выбор героя, сюжета, стиля. Чтение наизусть произведений по выбору. История и фольклор в иллю­стративном материале — по­иск и подбор иллюстраций

Эссе или очерк на тему «Исто­рия на страницах художест­венного текста». Создание сводных таблиц Эссе или очерк на тему «История на страницах художественного текста».

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

64


З.Н.Гиппиус

«14 декабря»

Урок открытия нового знания

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

65


Н.С.Гумилёв

«Старина». «Прапамять»

Урок открытия нового знания

Развитие эстетического сознания через освоение художественного  наследия 

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

Познавательные:

Логические универсальные действия

66


М.И.Цветаева

«Домики старой Москвы». «Генералам двенадцатого года»

Урок открытия нового знания

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска

Познавательные:

обнаружить те или иные понятия в работе с текстом.

67


Е.А.Евтушенко

«Когда звонят колокола»

В.С.Высоцкий

«Зарыты в нашу память на века…»







Урок открытия нового знания

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий

Познавательные:

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

68


Итоги (1 ч). Богатство жанров. Важность проблематики. Связь истории с сегодняшним днем

Урок – беседа

Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Создание сводных таблиц






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006

Презентации уроков.

Литература 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014г.

Материальная база:

мультимедиа проектор;

компьютер;

экран;

музыкальный центр;


Интернет-ресурсы:

http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино
http://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова

Я иду на урок литературы - материалы к урокам литературы

В мире мудрых мыслей - высказывания великих людей от древности до современности.










«Согласовано» «Согласовано»

Руководитель ШМО Зам.директора по УВР

___________Игнатова Ю.С. ___________Быкова Л.И.

«_____»_______ 2017 г. «_____»_______ 2017 г.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!