№ п/п | Тема урока | Ко-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата про-ведения |
Раздел 1. Смутное время |
1 | В преддверии Смуты | 1 | Урок сообщения нового исторического материала | Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов | Знать даты: 1591 г., 1598— 1605 гг., 1603— 1604 гг. и их значение в истории России | Охарактеризовать личность и правление Бориса Годунова | § 1 — повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
2 | Лжедми-трий I | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Династические, социальные и международные причины Смуты. Начало самозванства. Правление Лжедмитрия | Уметь работать с историческими документами (анализ документов на с. 13 учебника) | Составить схему «Причины недовольства политикой Лжедмитрия со стороны Русской Православной Церкви, русских дворян» | § 2 — повто-рить, выполнить задания в рабочей тетради | |
3 | Царь Василий Шуйский. | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Восстание И.И. Болотникова. Расцвет самозванства | Уметь работать с историческим документом и другими источниками информации | Проанализировать движение И.И. Болотнико-ва, указав его причины, состав участников, их требования, степень организованности, причины поражения | §3,4- повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
4 | Лжедми-трий II | 1 |
5 | Междуцарствие | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Семибоярщина. Первое ополчение. Лжедмитрий III | Уметь анализировать исторические источники, работать с дополнительным материалом | Составить таблицу «Первое народное ополчение» | § 5 — повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
6 | Второе ополчение и освобождение Москвы | 2 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д.М. Пожарского. Начало династии Романовых | Уметь работать с тестом учебника, составлять план ответа | Подготовить рассказ о создании Второго ополчения | § 6 — повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
Раздел II. Россия при первых Романовых |
7 | Правление царя Михаила Федоровича | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Последствия Смуты. Внутренняя и внешняя политика России при Михаиле Федоровиче. Смоленская война. Взятие Азова | Уметь работать с историческим документом (с. 45 учебника). Ответить на вопрос: «Как казаки объясняют причины взятия Азова?» | Подготовить сообщение о Смоленской войне | § 7 — повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
8 | Царь Алексей Михайлович | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Народные движения. Соляной бунт. Уложение 1649 г. Медный бунт | Знать понятия: «бунташный» век, Соборное уложение. Уметь работать с историческим документом (фрагмент Соборного уложения на с. 51 учебника) | Дать характеристику Алексею Михайловичу, объяснив, почему он в русской истории остался с прозвищем Тишайший | § 8 — повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
9 | Россия в XVII в. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок-практикум) | Территория и население. Государственное управление, экономика в XVII в. | Знать понятия: самодержавная монархия, приписные крестьяне, рейтарские полки. Уметь работать с контурной картой, отметить на ней новые промышленные районы, торговые пути. Анализировать текст и представить материал в виде схемы «Система органов государственной власти в России» | Составить тезисы: новые черты в экономической жизни страны | § 9 — повторить, выполнить задания 6 рабочей тетради | |
10 | Присоединение Украины к России | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Присоединение Левобережной Украины и Киева к России | Знать понятия: Запорожская Сечь, гетман, реестровые казаки. Знать основные направления внешней политики России в середине XVII в. • Определять причины русско-польской и русско-шведской войн 1650—1660-х гг., рассказывать о военных действиях на основе карты | Письменно ответить на вопрос: «В чем историческое значение воссоединения украинских и русских земель для обоих народов?» | § 10 —выполнить задания в рабочей тетради | |
11 | Раскол в Русской Православной Церкви | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Самодержавие и Церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум | Знать понятия: церковный раскол, старообрядчество. Уметь приводить примеры, подтверждающие, что раскол Православной Церкви глубоко затронул духовенство и мирян, объяснять причины конфликта власти и Церкви | Письменно дать характеристику патриарха Никона и протопопа Аввакума | § 11 — повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
12 | Народные волнения в 1660— 1670-е гг. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок-практикум) | Социальные движения второй половины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина | Уметь определять причины выступлений, обосновывать понятие «бунташный» век, знать важнейшие персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные волнениями | Составить таблицу «Движение под руководством Степана Разина» | § 12 —выполнить задания в рабочей тетради, подготовить сообщения о землепроходцах XVII в. | |
13 | Сибирь в XVII в. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок-практикум) | Завершение присоединения Сибири. Землепроходцы и мореходы | Уметь работать с исторической картой, историческим документом, анализировать материал и систематизировать его | Составить таблицу «Землепроходцы и мореходы» | § 13 — выполнить задания в рабочей тетради | |
14 | Просвещение и литература в XVII в. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Обмирщение культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. Новые жанры в литературе. Становление истории как науки. Симон Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни | Знать понятия: узорочье, нарышкинское барокко, парсуна, секуляризация культуры. Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения, уметь слушать и анализировать сообщения одноклассников | Проверка таблиц, заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений, составление кроссвордов по теме | §14,15- повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
15 | Культура и быт в XVII в. | 1 |
Раздел III. Эпоха реформ Петра I |
16 | Наследники Алексея Михайловича. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Личность Федора Алексеевича. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. | Уметь систематизировать и анализировать материал и составлять развернутый план параграфа | Подготовить сообщение о сподвижниках Петра I | §16, 17- повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
17 | Начало правления Петра I | 1 | Воцарение Петра I. Внешняя политика. Азовские походы. Великое посольство |
18 | Начало северной войны. Перелом в войне. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок- практикум) | Начало Северной войны. Первые победы. Основание Петербурга. Полтавская битва. Реформы армии | Уметь работать с текстом учебника, исторической картой, анализировать изученный материал, представляя его в виде таблицы | Подготовить сообщение о полководческом искусстве Петра I | §18,19- повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
19 | Конец Северной войны | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Морские сражения Северной войны. Ништатский мир. Каспийский поход | Уметь работать с исторической картой, иметь навыки сравнительного анализа | Сравнить результаты Ливонской и Северной войн | § 20 — по-вторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
20 | Контрольная работа | 1 | Повторительно- обобщающий урок | | Систематизировать полученные знания по теме | | | |
21 | Государственные преобразования Петра I | 1 | Урок сообщения нового исторического материала | Реформы государственного управления, административная реформа, церковная реформа | Знать понятия: Сенат, Святейший Синод, Табель о рангах. Сравнить новое устройство России с государственными системами западных стран | Составить схему «Государственное управление в Петровское время» | §21 —повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
22 | Экономика при Петре I | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок-практикум) | Промышленность и торговля. Приписные крестьяне | Знать понятия: меркантилизм, приписные'крестьяне, подушная подать, протекционизм, экспорт, импорт. Уметь анализировать материал и доказывать, что государство покровительствовало развитию отечественной промышленности | Дать характеристику особенностям российских мануфактур Петровской эпохи, определить их отличия от западноевропейских | §22-повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
23 | Народные движения при Петре I | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок-исследование) | Причины народных движений, состав восставших, их требования, ход, причины поражения | Знать причины восстаний, участников, их требования, уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения | | § 23 — повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
24 | Преобразования в области культуры | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Изменения в культуре, в быту. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. Роль петровских преобразований в истории страны | Уметь работать с различными источниками дополнительной информации, подготовить и представить сообщение на заданную тему | Составление плана-конспекта параграфа | § 24 — повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
25 | Династия Романовых в первой четверти XVIII в. | 1 | Материал для самостоятельной работы | Семья Петра I. «Дело» царевича Алексея. Устав о наследии престола | Знать основные факты, помогающие сделать вывод о сложном положении династии Романовых в первой половине XVIII в. | Познакомиться с документом «Из устава о наследии престола» на с. 166 учебника. Ответить на вопросы | §25 —прочитать, выполнить задания в рабочей тетради | |
Раздел IV. Россия после Петра Великого |
26 | Наследники Петра 1 | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Екатерина I, Петр II, верховники | Знать понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, конституционная монархия, кондиции; объяснять их значение | Тестовый контроль | § 26 — повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
27 | Правление императрицы Анны Ио-анновны. | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Анна Иоанновна, Иоанн Антонович, Э. Бирон, А.П. Волынский | Уметь проводить сравнительный анализ по проблеме «Общее и различие в правлении Петра I и Анны Иоан-новны» | Подготовить сообщение о Э.Бироне и А.П. Волынском | § 27,28 - повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
28 | Браунш-вейгское семейство | 1 |
29 | Императрица Елизавета Петровна | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Елизавета Петровна. Укрепление позиций дворянства. Семилетняя война | Уметь работать с исторической картой и систематизировать материал, представляя полученные знания в виде таблицы | Составление таблицы «Правление императрицы Елизаветы Петровны» | § 29 — выполнить задания в рабочей тетради | |
30 | Наука, просвещение и культура России в середине XVIII в. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции | Знать понятия: воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, Институт благородных девиц, университет, агрономия, паровая машина. Уметь работать с дополнительными источниками информации | Подготовить сообщения по теме (возможно, с применением средств мультимедиа) | § 30 — выполнить задания в рабочей тетради | |
Раздел V. Золотой век Екатерины Великой и правление Павла 1 |
31 | Император Петр III. | 1 | Урок сообщения нового исторического материала | Петр III. Манифест о вольности дворянства. Екатерина II. Наказ | Уметь работать с различными источниками информации (с историческими документами, иллюстрациями) | Проанализировать и сравнить положение крепостного крестьянства в России во времена Петра III и Екатерины II. Представить информацию в виде таблицы | §31,32 — повторить, выполнить задания в рабочей тетради | |
32 | Екатерина II. Личность и эпоха | 1 |
33 | Внешняя политика при Екатерине II | 1 | Урок сообщения нового исторического материала | Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Ново-россии.Русское военное искусство. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой, присоединение Правобережной Украины, части Литвы,Курляндии | Определять основные направления внешней политики России в конце XVIII в., показывать на карте территориальные приращения, рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты | Составить таблицу «Разделы Польши во второй половине XVIII в.» | § 33 — выполнить задания в рабочей тетради | |
34 | Движение Е.И. Пугачева | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Социальные движения второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева | Знать понятия: крестьянская война, уложенная комиссия. Объяснять причины,итоги восстания, уметь показывать на карте район восстания | Письменный анализ высказывания А.С. Пушкина: «Бегство Пугачева казалось нашествием» | § 34 — выполнить задания в рабочей тетради | |
35 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | Урок сообщения нового исторического материала | Политика просвещенного абсолютизма. Золотой век русского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А.Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством | Знать понятия: просвещенный абсолютизм, золотой век русского дворянства, либерализм. Анализировать политику Екатерины (выделять цели, подводить итоги), работать с документами, развивать умение работать с текстом учебника | Сравнить абсолютизм и просвещенный абсолютизм (письменно) | § 35 — выполнить задания в рабочей тетради | |
36 | Правление Павла 1 | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Павел I. Попытки укрепления самодержавия. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине | Показывать противоречивый характер политики Павла I, объяснять причины последнего дворцового переворота, выражать свое отношение к личности монарха, работать с текстом учебника и картой | Подготовить сообщения об А.В. Суворове и Ф.Ф. Ушакове | § 36 — выполнить задания в рабочей тетради | |
37 | Просвещение и наука во второй половине XVIII в. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки | Уметь работать с дополнительной литературой и другими источниками информации | Подготовить сообщение о деятельности И. П.Кулибина | § 37 — выполнить задания в рабочей тетради | |
38 | Литература и искусство во второй половине XVIII в. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф.Г. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве | Определять особенности развития русской культуры во второй половинеXVIII в., прослеживать ее связь с западной культурой, знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры, работать с иллюстрациями, описывать памятники культуры | Составить таблицу «Жанры русской литературы второй половины XVIII в.» | § 38 — выполнить задания в рабочей тетради | |
39 | Россия в XVIII в. Контрольная работа | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Систематизировать знания о России в XVIII в. | Уметь работать с тестами, документами и теоретическими заданиями Систематизировать полученные знания по курсу | | | |