СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по курсу "Я - исследователь» для 5 класса"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по курсу "Я - исследователь» для 5 класса"

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по курсу "Я - исследователь» для 5 класса"»

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Я - исследователь»

для 5 класса

2016 — 2017г.

Информационная карта образовательной программы

Ф. И. О. педагога Корелина Райса Закивна

1. Направление деятельности

Познавательно - развивающая

2. Образовательная область

Окружающий мир, литературное чтение, гражданское образование, русский язык, трудовое обучение, математика.

3. Форма и название творческого объединения (кружка, студии, секции, группы, ансамбля и т.д)

«Я - исследователь»

4. Название образовательной программы

Проектный час

5. Вид программы

комбинированная

6.Продолжительность образовательного процесса

1 год

7. Класс

5-8

8. Форма организации образовательного процесса

Эвристическая беседа, творческая работа,

практические занятия, проекты,

исследовательские работы

9. Форма организации и содержания педагогической деятельности

Практическая и теоретическая деятельность


10. Достижения обучающихся (на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях)





П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А


Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Личностно-ориентированный подход в образовании как путь достижения цели реформ предполагает максимальную персонификацию обучения и воспитания детей.

Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.

К знаниям детей применяются следующие требования: знания учащихся должны быть актуальны, системны, мобильны, продуктивны, научно обоснованы, персонально оценены ими. Всё это позволяет ученикам сформировать свою активную позицию в окружающем мире. В соответствии с этими требованиями разработана программа курса «Я - исследователь». Программа имеет интеллектуальную направленность. Она является продолжением урочной деятельности, составлена на основе программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Курс «Я - исследователь» является курсом по выбору для учащихся 5-8 классов. Курс рассчитан на четыре года обучения по 34 часа. Занятия проводятся по 1 разу в неделю для всех годов обучения.

Изучение курса позволит учащимся выявить свои способности, сформирует умение занимать исследовательскую позицию, является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий.

Данный курс включает в себя практическое освоение знаний, необходимых для научно-практической, исследовательской и творческой деятельности младших школьников.

Освоение знаний, необходимых для научно-практической, исследовательской и творческой деятельности младших школьников осуществляется в ходе практических занятий, подготовки и проведения научно-практических конференций, создания творческих проектов, проведения исследований в областях, вызывающих активный интерес учеников 5-8 классов.

Ценность программы - заключается в том, что учащиеся и родители получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность - основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.


Цель программы:

создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

– формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

– обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

– формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

– развивать познавательные потребности и способности, креативность.


Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.


Основные знания и умения:

К концу первого года обучения

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;



Содержание курса «Я – исследователь» 5 класс


Основным содержанием курса «Я - исследователь» во 5 классе является коллективная и групповая работа учащихся над интересующими их темами. Цель этого года обучения в формировании уверенности учащихся в собственных силах, обучении основным навыкам исследовательской деятельности и публичному представлению результатов собственной экспериментальной и опытной работы. В качестве темы исследования рассматриваются темы прикладного характера, чётко сформулированные и достаточно хорошо изученные в современных областях знаний.

1. Я задаю вопросы и ищу на них ответы (13 часов).

Занятия 1-2.

Что я люблю?

Занятия носят организационный характер и направлены на вычленение вопросов, интересующих учащихся. В результате личной беседы, фронтальной работы, мониторинга интересов и увлечений детей составляются таблицы интересов, учащиеся разбиваются на группы в соответствии с направлением познавательных интересов, что позволяет оптимизировать и структурировать работу педагога с группами учащихся при выполнении исследований.

Занятие 3.

Я спрашиваю.

Учитель рассказывает детям о том, какие бывают вопросы. Учащиеся тренируются в постановке прямых вопросов для формирования понятия «однозначное суждение».

Занятия 4 -5.

Я спрашиваю.

Учащиеся тренируются в постановке наводящих вопросов. Основная задача данного блока – сформировать предпосылки для формулировки основополагающего вопроса, как основы для проведения исследования.

Занятия 6 -7.

Кто мне помогает?

Занятия предусматривают формирование умения распределять обязанности в группе, определять вклад в решение поставленной проблемы, мобильно перераспределять их.

Занятия 8 -9.

Что мне помогает?

На этих и последующих занятиях учащиеся осуществляют поиск информации в различных источниках: справочной литературе, научно – популярных изданиях, учатся обращаться за помощью к научному руководителю.

Занятия 10 – 11.

Как рассказать о том, что я узнал?

На занятиях отрабатываются способы представления результатов исследований в виде ответов на поставленные вопросы с использованием иллюстраций, таблиц, схем.

Занятия 12 – 13.

Я выполняю отчёт о проделанной работе.

На этих занятиях учащиеся учатся и письменно оформляют работы.

2. Я показываю всем, что я узнал (11 часов).

Занятия 14 – 15.

Я выдвигаю гипотезу.

Формирование умения строить предположения и намечать пути их подтверждения.

Занятия 16 – 17.

Я провожу исследования того, что известно.

Осуществляется сбор и обработка информации по теме исследования с привлечением максимального количества источников. Производится сортировка собранной информации, корректировка исходных предположений.

Занятия 18 – 19.

Я исследую проблему.

Учащиеся проводят опыты и наблюдения, служащие подтверждением выдвинутой гипотезы.

Занятия 20 – 21.

Я нахожу решение.

Под руководством учителя осуществляется поиск выхода из сложившихся противоречий исследования. Проводится корректировка и отбор данных.

Занятия 22 – 23.

Я подтверждаю решение практикой.

На этих занятиях проводится оформление результатов экспериментов и опытов в форме, пригодной для публичного представления.

Занятие 24.

Я показываю мою работу.

Учащиеся на практике осваивают приёмы презентации результатов опытно-исследовательской деятельности. Проводится психологический тренинг, ученики овладевают приёмами релаксации.

3. Я исследую новое (10 часов).

Занятие 25.

Я изучаю литературу.

Закрепление приёмов работы с различными источниками с целью отбора и сортировки информации по степени важности.

Занятия 26 – 27.

Я отбираю нужную информацию.

Основное содержание данных занятий в обучении приёмам работы с различными информационными источниками, поиске наиболее оптимальных способов иллюстрации темы научно-практической работы.

Занятия 28 – 29.

Я иллюстрирую свою работу.

Проводится при поддержке и консультации учителя анализ выполненных работ, вычленение недостающих данных, доработка материалов статьи.

Занятия 30 – 31.

Что мне помогает выступить?

Проводится структурирование материала статьи, вычленение главного и второстепенного, составляются тезисы статьи и выступления.

Занятие 32.

Я выступаю.

Учащиеся знакомятся с порядком публичного выступления. Совместно с учителем выполняется постановка презентации, закрепляются приёмы психологического тренинга во время и перед проведением презентации.

Занятия 33 – 34.

Я выступаю. Помоги мне.

На этих занятиях осуществляется тренировка в ораторских приёмах. Рассматриваются ответы на вопросы по содержанию выступления. Отрабатывается свободное владение материалами исследований.

Ожидаемые результаты работы кружка «Я - исследователь»:

  • обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;

  • развитие навыков общения при групповой работе и во время анкетирования (интервьюирования) людей;

  • умение использовать различные методы организации и планирования своей деятельности;

  • умение вести регулярные записи в дневниках проектов;

  • выработка умения работать с источниками информации;

  • умение использовать в своей работе вновь приобретённые знания и навыки;

  • умение работать над проектом индивидуально, самостоятельно;

  • умение правильно представить свою исследовательскую работу;

  • укрепление навыков публичного выступления, умение представлять работу и отвечать на вопросы;

  • развитие творческого мышления, кругозора, уверенности в себе и организованности

Мониторинг уровня овладения программой

  • диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате всего курса;

  • участие в НПК школы, района, города;

  • презентации проектов учащихся;

  • анкетирование учащихся.

Календарно – тематическое планирование


Дата

Тема занятия

Тип занятия


1-2

5.09-12.09

Что я люблю?

Практические


3-4

19.09-26.09

Я спрашиваю.

Комбинированное


5

03.10

Я спрашиваю.

Практические


6-7

10.10-17.10

Кто мне помогает?

Практические


8-9

24.10-31.10

Что мне помогает?

Практические


10-11

07.11-14.11

Как рассказать о том, что я узнал?

Практические


12-13

21.11-28.11

Я выполняю отчёт о проделанной работе.

Практические


14

05.12

Я выдвигаю гипотезу.

Комбинированные


15

12.12

Я провожу исследование того, что известно.

Практические


16-17

19.12-26.12

Я исследую проблему.

Практические


18-19

16.01-23.01

Я нахожу решение.

Практические


20-21

30.01-06.02

Я подтверждаю решение практикой.

Практические


22-23

13.02-20.02

Я показываю мою работу.

Практическое


24-25

27.02-06.03

Я изучаю литературу.

Практическое


26-27

13.03-20.03

Я отбираю нужную информацию.

Практические


28-29

27.03-03.04

Я иллюстрирую свою работу.

Практические


30-31

10.04-17.04

Что мне помогает выступить?

Практические


32-33

24.04-30.04

Я выступаю.

Комбинированное


34-35

08.05-15.05

Я выступаю. Помоги мне.

Практические


36-37

22.05-29.05

Урок-игра «Я-исследователь»

Практические




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!