Календарно-тематическое планирование
по курсу «Я - исследователь»
для 5 класса
2016 — 2017г.
Информационная карта образовательной программы
Ф. И. О. педагога Корелина Райса Закивна
1. Направление деятельности | Познавательно - развивающая |
2. Образовательная область | Окружающий мир, литературное чтение, гражданское образование, русский язык, трудовое обучение, математика. |
3. Форма и название творческого объединения (кружка, студии, секции, группы, ансамбля и т.д) | «Я - исследователь» |
4. Название образовательной программы | Проектный час |
5. Вид программы | комбинированная |
6.Продолжительность образовательного процесса | 1 год |
7. Класс | 5-8 |
8. Форма организации образовательного процесса | Эвристическая беседа, творческая работа, практические занятия, проекты, исследовательские работы |
9. Форма организации и содержания педагогической деятельности | Практическая и теоретическая деятельность |
10. Достижения обучающихся (на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях) | |
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Личностно-ориентированный подход в образовании как путь достижения цели реформ предполагает максимальную персонификацию обучения и воспитания детей.
Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.
К знаниям детей применяются следующие требования: знания учащихся должны быть актуальны, системны, мобильны, продуктивны, научно обоснованы, персонально оценены ими. Всё это позволяет ученикам сформировать свою активную позицию в окружающем мире. В соответствии с этими требованиями разработана программа курса «Я - исследователь». Программа имеет интеллектуальную направленность. Она является продолжением урочной деятельности, составлена на основе программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Курс «Я - исследователь» является курсом по выбору для учащихся 5-8 классов. Курс рассчитан на четыре года обучения по 34 часа. Занятия проводятся по 1 разу в неделю для всех годов обучения.
Изучение курса позволит учащимся выявить свои способности, сформирует умение занимать исследовательскую позицию, является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий.
Данный курс включает в себя практическое освоение знаний, необходимых для научно-практической, исследовательской и творческой деятельности младших школьников.
Освоение знаний, необходимых для научно-практической, исследовательской и творческой деятельности младших школьников осуществляется в ходе практических занятий, подготовки и проведения научно-практических конференций, создания творческих проектов, проведения исследований в областях, вызывающих активный интерес учеников 5-8 классов.
Ценность программы - заключается в том, что учащиеся и родители получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность - основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы:
создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
– формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
– обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
– формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
– развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Основные знания и умения:
К концу первого года обучения
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
Содержание курса «Я – исследователь» 5 класс
Основным содержанием курса «Я - исследователь» во 5 классе является коллективная и групповая работа учащихся над интересующими их темами. Цель этого года обучения в формировании уверенности учащихся в собственных силах, обучении основным навыкам исследовательской деятельности и публичному представлению результатов собственной экспериментальной и опытной работы. В качестве темы исследования рассматриваются темы прикладного характера, чётко сформулированные и достаточно хорошо изученные в современных областях знаний.
1. Я задаю вопросы и ищу на них ответы (13 часов).
Занятия 1-2.
Что я люблю?
Занятия носят организационный характер и направлены на вычленение вопросов, интересующих учащихся. В результате личной беседы, фронтальной работы, мониторинга интересов и увлечений детей составляются таблицы интересов, учащиеся разбиваются на группы в соответствии с направлением познавательных интересов, что позволяет оптимизировать и структурировать работу педагога с группами учащихся при выполнении исследований.
Занятие 3.
Я спрашиваю.
Учитель рассказывает детям о том, какие бывают вопросы. Учащиеся тренируются в постановке прямых вопросов для формирования понятия «однозначное суждение».
Занятия 4 -5.
Я спрашиваю.
Учащиеся тренируются в постановке наводящих вопросов. Основная задача данного блока – сформировать предпосылки для формулировки основополагающего вопроса, как основы для проведения исследования.
Занятия 6 -7.
Кто мне помогает?
Занятия предусматривают формирование умения распределять обязанности в группе, определять вклад в решение поставленной проблемы, мобильно перераспределять их.
Занятия 8 -9.
Что мне помогает?
На этих и последующих занятиях учащиеся осуществляют поиск информации в различных источниках: справочной литературе, научно – популярных изданиях, учатся обращаться за помощью к научному руководителю.
Занятия 10 – 11.
Как рассказать о том, что я узнал?
На занятиях отрабатываются способы представления результатов исследований в виде ответов на поставленные вопросы с использованием иллюстраций, таблиц, схем.
Занятия 12 – 13.
Я выполняю отчёт о проделанной работе.
На этих занятиях учащиеся учатся и письменно оформляют работы.
2. Я показываю всем, что я узнал (11 часов).
Занятия 14 – 15.
Я выдвигаю гипотезу.
Формирование умения строить предположения и намечать пути их подтверждения.
Занятия 16 – 17.
Я провожу исследования того, что известно.
Осуществляется сбор и обработка информации по теме исследования с привлечением максимального количества источников. Производится сортировка собранной информации, корректировка исходных предположений.
Занятия 18 – 19.
Я исследую проблему.
Учащиеся проводят опыты и наблюдения, служащие подтверждением выдвинутой гипотезы.
Занятия 20 – 21.
Я нахожу решение.
Под руководством учителя осуществляется поиск выхода из сложившихся противоречий исследования. Проводится корректировка и отбор данных.
Занятия 22 – 23.
Я подтверждаю решение практикой.
На этих занятиях проводится оформление результатов экспериментов и опытов в форме, пригодной для публичного представления.
Занятие 24.
Я показываю мою работу.
Учащиеся на практике осваивают приёмы презентации результатов опытно-исследовательской деятельности. Проводится психологический тренинг, ученики овладевают приёмами релаксации.
3. Я исследую новое (10 часов).
Занятие 25.
Я изучаю литературу.
Закрепление приёмов работы с различными источниками с целью отбора и сортировки информации по степени важности.
Занятия 26 – 27.
Я отбираю нужную информацию.
Основное содержание данных занятий в обучении приёмам работы с различными информационными источниками, поиске наиболее оптимальных способов иллюстрации темы научно-практической работы.
Занятия 28 – 29.
Я иллюстрирую свою работу.
Проводится при поддержке и консультации учителя анализ выполненных работ, вычленение недостающих данных, доработка материалов статьи.
Занятия 30 – 31.
Что мне помогает выступить?
Проводится структурирование материала статьи, вычленение главного и второстепенного, составляются тезисы статьи и выступления.
Занятие 32.
Я выступаю.
Учащиеся знакомятся с порядком публичного выступления. Совместно с учителем выполняется постановка презентации, закрепляются приёмы психологического тренинга во время и перед проведением презентации.
Занятия 33 – 34.
Я выступаю. Помоги мне.
На этих занятиях осуществляется тренировка в ораторских приёмах. Рассматриваются ответы на вопросы по содержанию выступления. Отрабатывается свободное владение материалами исследований.
Ожидаемые результаты работы кружка «Я - исследователь»:
обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;
развитие навыков общения при групповой работе и во время анкетирования (интервьюирования) людей;
умение использовать различные методы организации и планирования своей деятельности;
умение вести регулярные записи в дневниках проектов;
выработка умения работать с источниками информации;
умение использовать в своей работе вновь приобретённые знания и навыки;
умение работать над проектом индивидуально, самостоятельно;
умение правильно представить свою исследовательскую работу;
укрепление навыков публичного выступления, умение представлять работу и отвечать на вопросы;
развитие творческого мышления, кругозора, уверенности в себе и организованности
Мониторинг уровня овладения программой
диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате всего курса;
участие в НПК школы, района, города;
презентации проектов учащихся;
анкетирование учащихся.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Тип занятия | |
1-2 | 5.09-12.09 | Что я люблю? | Практические | |
3-4 | 19.09-26.09 | Я спрашиваю. | Комбинированное | |
5 | 03.10 | Я спрашиваю. | Практические | |
6-7 | 10.10-17.10 | Кто мне помогает? | Практические | |
8-9 | 24.10-31.10 | Что мне помогает? | Практические | |
10-11 | 07.11-14.11 | Как рассказать о том, что я узнал? | Практические | |
12-13 | 21.11-28.11 | Я выполняю отчёт о проделанной работе. | Практические | |
14 | 05.12 | Я выдвигаю гипотезу. | Комбинированные | |
15 | 12.12 | Я провожу исследование того, что известно. | Практические | |
16-17 | 19.12-26.12 | Я исследую проблему. | Практические | |
18-19 | 16.01-23.01 | Я нахожу решение. | Практические | |
20-21 | 30.01-06.02 | Я подтверждаю решение практикой. | Практические | |
22-23 | 13.02-20.02 | Я показываю мою работу. | Практическое | |
24-25 | 27.02-06.03 | Я изучаю литературу. | Практическое | |
26-27 | 13.03-20.03 | Я отбираю нужную информацию. | Практические | |
28-29 | 27.03-03.04 | Я иллюстрирую свою работу. | Практические | |
30-31 | 10.04-17.04 | Что мне помогает выступить? | Практические | |
32-33 | 24.04-30.04 | Я выступаю. | Комбинированное | |
34-35 | 08.05-15.05 | Я выступаю. Помоги мне. | Практические | |
36-37 | 22.05-29.05 | Урок-игра «Я-исследователь» | Практические | |