1 | Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев». | Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы | 7.09 | | |
2 | Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре — этюды. | Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства | 14 | | |
3 | Открытое и закрытое пространство. «Подводные обитатели» | Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок) | 21 | | |
4 | Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. Создание карты региона с указанием достопримечательностей. Исследовательские проекты. | Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.) | 28.09 | | |
5 | Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и др. «Закат солнца, сумерки». | Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа | 5.10 | | |
6 | Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». | Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше. Воздушная перспектива | 12.10 | | |
7 | Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. «Прогулка в парке». | Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета | 19.10 | | |
8 | Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). «Морской натюрморт с ракушкой». | Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический | 9.11 | | |
9 | Изображение человека в движении. | Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению) | 16.11 | | |
10 | Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки | Передача объёма в живописи и графике. Зависимость штриха от используемого графического материала и характера изображаемого предмета. | 23.11 | | |
11 | Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков с насекомого. | Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект | 30.11 | | |
12 | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах. «Хоккеист и балерина» | Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал) форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура | 7.12 | | |
13 | Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. | Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении | 14.12 | | |
14 | Работа в малых группах. Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. Примерная тема: «Детский городок». Использование несложного каркаса. Предварительное обсуждение эскиза будущей работы и распределение обязанностей | Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек | 21.12 | | |
15 | Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказкам Х.-К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари. «Городок, где жил Чиполлино» | Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа | 11.01 | | |
16 | Создание вазы из «камня» Лепка из цветного пластилина или работа с помощью бумаги и клея. | Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт | 18.01 | | |
17 | Растительные мотивы в искусстве. «Цветочный город» | Знакомство с разнообразием растительного мира. Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи» | 25.01 | | |
18 | Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. | Развитие умения определять выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии. | 1.02 | | |
19 | Композиции на передачу контраста в рисунке «День и ночь» | Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом | 8.02 | | |
20 | Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа. | Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа. Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме. Воспитание потребности выразить визуальными средствами звуки природы | 15.02 | | |
21 | Иллюстрирование прочитанной сказки. | Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением. Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации) | 27.02 За 22.02 | | |
22 | Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете. | Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений | 1.03 | | |
23 | Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки | Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля. | 5.03+ | | |
24 | Создание необычного сказочного пространства. | Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда) | 15.03 | | |
25 | Создание предметов декоративно-прикладного искусства на темы: «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной» | Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами. Зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. | 31.03+ | | |
26 | Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. | Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек. Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики. Применение в работе пузырьков, бутылочек, коробок для каркаса. | 5.04 | | |
27 | Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. | Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы небольших форм. Роль знака и символа в жизни. Цвет и форма в знаковом изображении. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. Примерные темы композиций: «Тотемное дерево индейцев», «Древо жизни». Работа на небольших форматах. Декоративная роспись камня узором. Работа фломастерами или цветными карандашами. | 12.04 | | |
28 | Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д. | Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Формирование представления о характере и форме украшений (драгоценные и поделочные камни). Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин), созвучных повтору звуков в скороговорке (по выбору) или по сказке (например, «Кот, дрозд, лиса и петух»). Обратить внимание на ритм и проговаривание слов в скороговорке | 19.04 | | |
29 | Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). | Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция | 26.04 | | |
30 | Восприятие произведений разных видов искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики | Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства | 26.04+ | | |
31 | Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Виды графики. | Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин. Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Виды графики | 30.04 | | |
32 | Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий. | Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа | 13.05 | | |
33 | Юмор в народном искусстве. Рисование карикатур. | Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства. Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин, В. Ван Гог, И.К. Айвазовский | | | |
34 | Заочная экскурсия по архитектурным достопримечательностям Ярославля. | Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей | 17.05 | | |