Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом введения ФГОС начального общего образования и в соответствии со следующими документами
Приказами Минобразования России от 0.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального общего , основного общего и среднего (полного) общего образования» ( с изменениями) и дополнениями);
Приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» ( с изменениями и дополнениями);
примерная программа основного общего образования «Изобразительное искусство» автор О.А Куревиной и Е. Д. Ковалевской// Сборник нормативных документов. Изобразительное искусство/Сост.О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевской.М.: Баласс-136., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнением, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа адресована учащимся 4-го класса. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы по изобразительной деятельности. Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. По этому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
– расширение художественно-эстетического кругозора;
– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
– освоение простейших технологий дизайна и оформления;
– воспитание зрительской культуры.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
I. Основные художественно-эстетические понятия.
Настроение в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Законы построения произведения искусства.
Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.
Образ как часть и целое. Образ-название. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, фактура, композиция).
Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные.
Театр как синтетический вид искусства (образ обрамления и оформления).
II. Основы композиции.
1. Средства художественной выразительности.
2. Обобщенные знания о единстве формы и содержания как средства существования изобразительного искусства.
III. Из истории развития искусства.
От искусства Нового времени к искусству современности. Представление об общих закономерностях развития различных видов искусства и связи утилитарного и эстетического в них.
Общехудожественные умения: самостоятельное проведение анализа замысла, планирование последовательности выполнения художественно-практического задания, контролирование качества (точность, аккуратность) выполненной работы, владение средствами художественной выразительности, создание художественного образа в единстве формы и содержания.
Понятия:
1. Культурологические: средства художественной выразительности, целостный образ произведения искусства, музейная культура, анализ художественного произведения
2. Художественно-изобразительные: средства художественной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре (ритм, колорит, фактура, композиция), ассоциации, свет и тень, пленэр, декорации.
Согласовано действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение изобразительному искусству в объеме 1 час в неделю 34 часа за учебный год.
Содержание рабочей программы
4 класс( 34 часа)
В мире волшебных красок (8 ч.)
Летние зарисовки. Дары природы. Осень золотая. Уроки цветных карандашей.
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
-все цвета радуги.
Уметь:
- рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
- использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объема;
- выполнять с помощью опорной схемы композиции на определенную тему;
- эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
Уроки волшебного карандаша (8 ч.)
Уроки волшебного карандаша. Иллюстрирование сказки.
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
- правила готовности рабочего места.
Уметь:
- рисовать простым карандашом;
- передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
-разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
- использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объема;
- определять, откуда на постановку падает свет и как распределяется на предметах светотень;
- хорошо различать, тень, свет, полутень, блик, рефлекс и падающая тень.
Дизайн, перспектива, графика (11ч.)
Дизайн календаря. Наша история к 23 февраля и 8 марта. Чудеса акварели. Резные узоры. Русские узоры. Старый город.
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
-углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства (графика);
- иметь понятие об изобразительных средствах графики ( композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих);
-иметь представление о воздушной перспективе.
- что такое дизайн, перспектива, графика;
- что такое точка схода;
- как влияет на построение перспективы положение линии горизонта.
Уметь:
- делать простые построения перспективы;
- находить точку схода в произведениях известных художников.
Пропорции и образ (6 ч.)
Быстрее, выше, сильнее (пропорции мужской и женской фигуры). К сказке в гости (пропорции и образ). Алфавит.
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
-пропорции женской и мужской фигуры.
Уметь:
- делать наброски с натуры;
- иметь представление о необходимости соблюдения определенных пропорций при создании образов сказочных героев.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | В мире волшебных красок. | 8 |
2 | Уроки волшебного карандаша. | 8 |
3 | Дизайн, перспектива, графика. | 11 |
4 | Пропорции и образ | 6 |
| Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
К кону 4-го класса учащиеся должны знать:
– компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа; различные способы организации ритма в живописи, скульптуре, сценографии; основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.
Должны уметь:
– использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень); создавать произведения по словесным и музыкальным ассоциациям; разрабатывать сценические эскизы для театральных постановок;
– под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
– под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать оправданные замыслом материалы и техники.
Литература и средства обучения
1. Рабочая программа обеспечена рабочей тетрадью , авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Изобразительное искусство» для 4- класса «Разноцветный мир».- М.: Баласс, 2009. с методическим комментированием и пошаговыми рекомендациями;
2.Учебник для 4-го класса, авторы Куревина О. А., Лутцева Е. А. Технология. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2009