№ п/п | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания | Форма организации учебных занятий | Виды контроля | Д.З. | Дата |
| |
Тема 1. Пути и методы познания истории – 3 часа | | |
1 | Этапы развития человеческого знания | 1 | Значение изучения истории. Зарождение исторической науки. Историческая наука античного мира. Особенности развития исторической науки в Средние века и Новое время. Основные научные принципы и подходы исторического исследования. Развитие исторической науки в ХХ веке. Основные термины и понятия: движущие силы исторического развития, принципы историзма и объективности. Основные персоналии: Геродот, Фукидид, Плутарх, Тит Ливий. | Комбинированный урок | | П. 1 | | |
2 | Основы исторической науки | 1 | Движущие силы исторического развития в религиозно-мистических концепциях. Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII в. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Марксизм и формационная теория. Теории цивилизационного развития. Принципы периодизации в истории. Периодизация истории. Проблемы периодизации Новейшей истории. Основные термины и понятия: прогресс, регресс, классовая борьба, формация, цивилизация, первобытная эпоха, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время история. | Комбинированный урок | опрос | П. 2 | | |
3 | Россия во всемирной истории | 1 | Природно-климатическая специфика России. Цивилизационные особенности России. Культурно-исторические особенности развития России. Периодизация Отечественной истории. Основные термины и понятия: зона рискованного земледелия, многонациональность, поликонфессиональность. | Комбинированный урок | опрос | П. 3 | | |
Тема 2. От первобытной эпохи к цивилизации – 6 часов | |
4 | У истоков рода человеческого | 1 | Теории происхождения человека. Этапы становления человека. Освоение человеком планеты. Зарождение религии и искусства. Палеолит и мезолит на территории России: древнейшие стоянки и археологические культуры. Человек и природа. Неолитическая революция. Аграрно-скотоводческие культуры. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Развитие ремёсел и зарождение торговли. Переход от матриархата к патриархату. Переход к энеолиту. Основные термины и понятия: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, раса, фетишизм, археологическая культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, матриархат, патриархат, племя. Основные персоналии: Ч. Дарвин. | Комбинированный урок | опрос | П. 4 | | |
5 | Государства Древнего Востока | 1 | Предпосылки возникновения государства. Рабовладение и общественные отношения в древних государствах. Фараоны, жрецы и чиновники в древнеегипетском обществе. Особенности развития древних государств. Истоки слабости деспотий древности. Военные деспотии Древнего мира. Индия и Китай в эпоху древности. Основные термины и понятия: государство, рабовладельческий строй, общинное землевладение, деспотия, варновая и кастовая системы. | Комбинированный урок | опрос | П. 5 | | | |
6 | Культура стран Древнего Востока | 1 | Возникновение письменности. Верования в Древнем мире. Новый этап духовной жизни: зарождение новых религий. Архитектура Древнего мира. Зарождение научных знаний. Основные термины и понятия: иероглифическое письмо, клинопись, зороастризм, буддизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм. | Комбинированный урок | опрос | П. 6 | | |
7 | Цивилизация Древней Греции | 1 | Рождение и исчезновение цивилизации Крита. Ахейская цивилизация и её завоевание. Природно- географические условия развития греческой цивилизации. Города-государства Греции. Демократия и тирания. Афины и Спарта. Греко-персидские войны. Пелопоннесские войны IV—V вв. до н.э. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского. Основные термины и понятия: античность, полис, демократия. | Комбинированный урок | опрос | П. 7 | | |
8 | Древнеримская цивилизация | 1 | Основание Рима. Подчинение Италии. Пунические войны. Римское господство в Средиземноморье. Причины кризиса Римской республики и этапы становления Римской империи. Золотой век Рима. Внутренние и внешние причины упадка Римской империи. Упадок рабовладения и переход к колонату. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Основные термины и понятия: патриции, плебеи, народный трибун, республика, триумвират, империя, колоны, пекулии. | Комбинированный урок | опрос | П. 8 | | | |
9 | Культурно-религиозное наследие античной цивилизации | 1 | Дохристианские верования античности. Зарождение иудео-христианской духовной традиции, её мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Христианство в Римской империи. Культура Древней Греции. Культура Древнего Рима. Основные термины и понятия: стоицизм, эпикурейство, христианство, акрополь, портик, амфитеатр. Основные персоналии: Эпикур, Диоген, Платон, Аристотель, Архимед, Пифагор, Эсхил, Софокл, Сенека, Овидий, Вергилий, Гораций, Марк Аврелий, Лукиан. | Комбинированный урок | опрос | П. 9 | | |
Тема 3. Русь, Европа и Азия в средние века– 19 часов | |
10 | Европа в эпоху раннего средневековья | 1 | Хозяйственная и общественная жизнь народов Европы до Великого переселения народов. Социально-экономические отношения раннего Средневековья. Византия после крушения Западной Римской империи. Религиозное единство Западной Европы и создание Франкской империи. Нормандские завоевания и создание Священной Римской империи германской нации. Раскол христианства. Основные термины и понятия: конунг, родовая община, соседская община, феодал, вассал, рыцарь, Вселенские соборы, военная демократия, католичество, православие. | Комбинированный урок | опрос | П. 10 | | |
11 | Рождение исламской цивилизации | 1 | Аравийские племена в начале новой эры. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Социальные нормы общественного поведения человека в исламском обществе. Распад Арабского халифата: причины и последствия. Разногласия в исламской среде: возникновение шиизма, суннизма и других направлений ислама. Культурное наследие Арабского халифата. Основные термины и понятия: меджлис, ислам, Коран, Сунна, мулла, халифат, харадж, джизья, шиизм, суннизм, суфизм, дервиши. | Комбинированный урок | опрос | П. 11 | | |
12 | Славяне в раннем средневековье | 1 | Расселение славян, их разделение на три ветви. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Великое переселение народов и славяне. Соседи славян: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Великая Болгария, Волжская Булгария. Восточные славяне в VIII—IX вв. Соседи восточных славян: балты и финно-угры. Хозяйственное развитие восточных славян. Развитие торговых отношений с соседними странами и народами. Путь «из варяг в греки». Общественные отношения у восточных славян. Традиционные верования восточных славян. | Комбинированный урок | опрос | П. 12 | | |
13 | Образование Древнерусского государства | 1 | Исторические условия складывания русской государственности. Первые известия о Руси. Проблема образования древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Первые русские князья. Правление Святослава Игоревича. Отношения Руси с Византийской империей, кочевниками европейских степей. Основные термины и понятия: варяги, норманнская и антинорманнская теории, дань, полюдье, уроки, погосты. | Комбинированный урок | опрос | П.13 | | |
14 | Расцвет Древней Руси | 1 | Правление Владимира Святославича. Крещение Руси, значение принятия христианства. Усобица после смерти Владимира. Правление Ярослава Мудрого. Формирование древнерусского права: Русская Правда. Русь при Ярославичах. Любечский съезд 1097 г. Владимир Мономах. Отношения Руси с половцами. Основные термины и понятия: усобица, Русская Правда, вервь, вира, кровная месть, лествичная система престолонаследия. Основные персоналии: Владимир Святой, Святополк Окаянный, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Мстислав Великий. | Семинар | опрос | П. 14 | | |
15 | Социально-экономическое развитие Древней Руси | 1 | Складывание феодальных отношений на Руси. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское войско: структура, военное дело и оружие. Развитие городов и торговли. Русская церковь. Первые народные восстания на Руси. Русская Правда Ярославичей. Основные термины и понятия: кормление, закупы, рядовичи, смерды, холопы, челядь, дружинник, бояре, купцы, гости, гривна, митрополит, епархия, монастырь, Русская Правда. | Комбинированный урок | опрос | П. 15 | | |
16 | Политическая раздробленность Руси | 1 | Предпосылки, причины и распада Руси на самостоятельные земли. Особенности эпохи раздробленности и признаки сохранения единства русских земель в хозяйственной, политической и культурной жизни страны. Галицко-Волынское княжество. Господин Великий Новгород. Владимиро-Суздальское княжество. Основные термины и понятия: политическая раздробленность, тысяцкий, вече, посадник, ряд. Основные персоналии: Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Романович, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. | Семинар | опрос | П. 16 | | |
17 | Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации | 1 | Особенности культурного развития Руси. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности. Развитие летописания. Литература Руси. Архитектура, живопись, скульптура, музыка. Фольклор. Повседневная жизнь. Сельский и городской быт. Основные термины и понятия: кириллица, летопись, житие, пергамен, устав, иконопись, фреска, мозаика, былины. | Комбинированный урок | опрос | П. 17 | | |
18 | Католический мир на подъеме | 1 | Рост городов и создание органов сословного представительства в Западной Европе. Роль Церкви в европейском обществе. Светская и духовная власть в Западной Европе. Крестовые походы. Столкновение цивилизаций. Инквизиция и учение Фомы Аквинского. Основные термины и понятия: магистрат, университет, догмат, ересь, крестовый поход, уния, инквизиция, индульгенция. | Комбинированный урок | опрос | П. 18 | | |
19 | Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии | 1 | Китай до монгольского завоевания. Общественное устройство и хозяйственная деятельность монголов. Возникновение державы Чингисхана. Завоевания Чингисхана в Азии. Возникновение Османской империи. Османские завоевания. Падение Византии. Индия под властью Великих Моголов. Основные термины и понятия: курултай, хан, араты, султанат. Основные персоналии: Чингисхан, Осман I, Бабур. | Комбинированный урок | опрос | П. 19 | | |
20 | Монгольское нашествие на Русь | 1 | Битва на Калке. Походы Батыя на Русь и страны Восточной Европы. Последствия монгольского нашествия для Руси. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Основные термины и понятия: ордынское иго, выход, ярлык, баскак. Основные персоналии: Батый, Мстислав Удалой, Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Даниил Владимиро-Волынский. | Комбинированный урок | опрос | П. 20 | | |
21 | Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского | 1 | Натиск с Запада. Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище. Отношения с Ордой при Александре Ярославиче. Экономический и культурный подъём Руси в конце XIII – начале XIV в. Роль Русской Православной Церкви в возрождении Руси. Основные термины и понятия: Тевтонский орден, орден меченосцев, Ливонский орден. Основные персоналии: Александр Невский. | Комбинированный урок | опрос | П. 21 | | |
22 | Западная Европа в XIV – XV вв. | 1 | Усиление королевской власти. Усложнение социальных отношений. Создание органов сословного представительства. Причины и ход Столетней войны. Крестьянские восстания (Жакерия, восстание У. Тайлера): причины, характер восстаний и их итоги. Подъём национального самосознания в ходе Столетней войны. Феодальная раздробленность в Центральной Европе. Основные термины и понятия: домен, купеческие гильдии, кортесы, парламент, Генеральные штаты, Реконкиста, Жакерия, рейхстаг. | Комбинированный урок | опрос | П. 22 | | |
23 | Европейская культура, наука и техника в Средние века | 1 | Религиозная культура европейского Средневековья: религиозная мысль, влияние религии на архитектуру и искусство. Еретические учения и политика. Европейская светская культура: развитие науки, техники, литературы, книгопечатания. Ремесло эпохи Средневековья. Основные термины и понятия: схоластика, мистицизм, романский стиль, готика, схизма, секуляризация, новеллы, рыцарский роман. | Семинар | опрос | П. 23 | | |
24 | Мир за пределами Европы в Средние века | 1 | Особенности общественного и социокультурного развития доколумбовых цивилизаций Америки (цивилизации майя, ацтеков, инков). Древние цивилизации Африки. Торговые пути средневековья. Основные термины и понятия: майя, ацтеки, инки, Великий шелковый путь. | Семинар | опрос | П. 24 | | |
25 | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы | 1 | Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель Расцвет Тверского княжества. Первый московский князь Даниил. Борьба Твери и Москвы за первенство. Возвышение Москвы при Иване Калите. Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче. | Комбинированный урок | опрос | П. 25 | | |
26 | Эпоха Куликовской битвы | 1 | Русь накануне Куликовской битвы. Куликовская битва: подготовка и ход. Историческое значение Куликовской битвы. Поход хана Тохтамыша на Русь. Княжение Василия I: внутренняя и внешняя политика князя. Грюнвальдская битва. Роль Церкви в объединении Руси. Сергий Радонежский. Основные термины и понятия: Золотая Орда, темник. Основные персоналии: Дмитрий Иванович Донской, Мамай, хан Тохтамыш, митрополит Пётр, митрополит Алексий, Сергий Радонежский. | Комбинированный урок | опрос | П. 26 | | |
27 | Междоусобная война на Руси | 1 | Причины междоусобной войны. Юрий Звенигородский. Сторонники Василия II. Борьба дяди и племянника. Мятеж ДмитрияШемяки. Победа в династической войне Василия Тёмного. Основные персоналии: Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Софья Витовтовна, Василий II Тёмный, Дмитрий Шемяка. | Комбинированный урок | опрос | П. 27 | | |
28 | Обобщение по теме «Средневековье» | 1 | Основные события и даты | | тест | | | |
Тема 4. Россия и мир на рубеже нового времени – 12 часов | |
29 | На заре Нового времени | 1 | ОткрытиеАмерики. Великие географические открытия и их влияние на развитие европейского общества. Создание первых колониальных империй. Методы освоения новых земель и подчинения народов. Борьба за колонии и расцвет пиратства. Итоги колониальной политики. Переход к мануфактурному производству. Основные термины и понятия: Великие географические открытия, колония, метрополия, революция цен, мануфактура, разделение труда, огораживание. Основные персоналии: Х. Колумб, А. Веспуччи, Б. Диас, Э. Кортес, Ф. Писарро, Ф. Магеллан. | Семинар | опрос | П. 28 | | |
30 | Западная Европа – новый этап развития | 1 | Предпосылки и сущность эпохи Возрождения. Ренессанс в литературе и искусстве. Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе. Контрреформация в Европе. Причины перехода к абсолютизму в Западной Европе. Становление абсолютизма в Англии и Франции: общее и особенное. Основные термины и понятия: Возрождение, Реформация, гуманизм, секуляризация, протестантизм, англиканство, кальвинизм, иезуиты, Контрреформация, абсолютизм, меркантилизм, религиозные войны | Комбинированный урок | опрос | П. 29 | | |
31 | Тридцатилетняя война и первые революции в Европе | 1 | Европа в начале XVII века: предпосылки общеевропейского конфликта. Революция в Нидерландах. Тридцатилетняя война 1618—1648 гг.: причины, этапы, итоги. Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века. Начало революции в Англии. Установление диктатуры Кромвеля. Режим протектората и реставрация. Основные термины и понятия: Евангелическая уния, Католическая лига, революция, пуритане, диктатура, роялисты, индепенденты, левеллеры, диггеры, протекторат, еставрация. Основные персоналии: Фердинанд II Габсбург, Кристиан IV, А. Валленштейн, Густав II Адольф, Яков I, Карл I, Д. Лильберн, О. Кромвель. | Комбинированный урок | опрос | П. 30 | | |
32 | Образование Русского централизованного государства | 1 | Иван III. Освобождение Руси от ордынской зависимости. Подчинение Новгорода. Государь всея Руси. Централизация государственной власти. Судебник 1497 г. Выход Руси на международную арену. Формирование многонационального государства. Основные термины и понятия: герб, Боярская дума, Казна, Дворец, приказы, кормление, поместье, Судебник 1497 г., пожилое. | Комбинированный урок | опрос | П. 31 | | |
33 | Правление Ивана Грозного | 1 | Регентство Елены Глинской. Унификация денежной системы. Период боярского правления. Юные годы Ивана Васильевича и венчание на царство. Избранная рада: её состав и значение. Реформы Избранной рады. Появление Земских соборов. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Поход Ермака на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Опричнина и последние годы Грозного царя. Правление Фёдора Ивановича. | Комбинированный урок | опрос | П. 32 | | |
34 | Культура и быт России в 14-16 вв. | 1 | Летописи и другие исторические сочинения. Жития, сказания и хождения. Распространение грамотности. Начало книгопечатания. Зодчество. Складывание Кремлёвского ансамбля в Москве. Шатровый стиль. Изобразительное искусство. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублёва. Фольклор. Быт и повседневная жизнь. Основные термины и понятия: хождение, летописный свод, сказание, шатровый стиль. Основные персоналии: И. Фёдоров, А. Фиораванти, А. и М. Фрязины, П.А. Солари, Ф. Грек, А. Рублёв, Даниил Чёрный. | Комбинированный урок | опрос | П. 33 | | |
35 | Смутное время на Руси | 1 | Предпосылки Смуты. Династический кризис Правление Бориса Годунова. Личность и правление Лжедмитрия I. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Боярский царь Василий Шуйский и восстание И.И. Болотникова. Лжедмитрий II. Иностранное вмешательство в русскую Смуту. Семибоярщина. Первое ополчение и его распад. Второе ополчение. К. Минин и Д. Пожарский. Избрание Михаила Романова на царство. Основные термины и понятия: династический кризис, самозванство, интервенция, Семибоярщина, земское ополчение, Земский собор. | Комбинированный урок | опрос | П. 34 | | |
36 | Россия при первых Романовых | 1 | Царствование Михаила Романова: преодоление последствий Смуты. Царь Алексей Михайлович и Соборное Уложение. Окончательное закрепощение крестьян. Реформы Никона и раскол в Церкви. Усиление царской власти. Войны с Польшей, Швецией и присоединение Украины. Городские восстания. Восстание Степана Разина: причины, состав участников, ход, итоги. Основные термины и понятия: заповедные лета, Соборное Уложение, крепостное право, раскол, старообрядцы, самодержавие, Переяславская Рада, белые слободы. | Комбинированный урок | опрос | П. 35 | | |
37 | Экономическое и общественное развитие России в 17 в. | 1 | Развитие сельского хозяйства. Русская деревня XVII в. Промышленное развитие: появление первых мануфактур. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Ярмарки. Внешняя торговля. Новоторговый устав. Положение различных сословий. Окончательное присоединение Сибири и освоение Дальнего Востока. Основные термины и понятия: мануфактура, специализация, вотчина, крестьяне, оброк, барщина, тягло, ясак. | Комбинированный урок | опрос | П. 36 | | |
38 | Россия накануне преобразований | 1 | Царь Фёдор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. Русско- турецкая война 1672-1681 гг. Политика Фёдора Алексеевича в сфере культуры. Восстание стрельцов 1682 г. Правление царевны Софьи. Хованщина. Крымские походы. Приход к власти Петра Алексеевича. Основные термины и понятия: местничество, регентство. Основные персоналии: Фёдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, В.В. Голицын, И.А. Хованский. | Семинар | опрос | П. 37 | | |
39 | Культура и быт России в 17 в. | 1 | Новые культурные веяния. Развитие образования и научных знаний. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Литература Смутного времени. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. Архитектура XVII в. Появление театра в России. Развитие изобразительного искусства. Симон Ушаков Парсунная живопись. Музыка. Проникновенеие элементов европейской культуры в быт высших слоёв населения России. Основные термины и понятия: Славяно-греко-латинская академия, нарышкинское барокко, парсуна. | Комбинированный урок | опрос | П. 38 | | |
40 | Обобщение по теме «Новое Время» | 1 | Основные понятия и даты. | | | | | |
Тема 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации – 10 часов |
41 | Промышленный переворот в Англии и его последствия | 1 | Социально-экономические предпосылки промышленного переворота. Особенности политического развития Англии в эпоху промышленного переворота. От мануфактурного производства к промышленному. Промышленный переворот и общество. Основные термины и понятия: промышленный переворот, имущественный ценз, виги, тори, фабрика, луддизм, рабочие союзы, забастовка, «гнилые местечки». | Комбинированный урок | опрос | П. 39 | | |
42 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм | 1 | Политический идеал просветителей Англии и Франции. Формирование конституционализма как правовой идеологии и системы правоотношений. Феномен просвещённого абсолютизма. Политика просвещённого абсолютизма в Австрии и Пруссии. Основные термины и понятия: Просвещение, теория «общественного договора», энциклопедисты, разделение властей, просвещенный абсолютизм, веротерпимость. | Комбинированный урок | опрос | П. 40 | | |
43 | Государства Азии в 17-18 вв. | 1 | Причины, проявления и следствия кризиса Османской империи. Британское завоевание Индии. Ост-Индская кампания. Китай: на пути самоизоляции. Основные термины и понятия: военно-ленная система, янычары, паша, визирь, режим капитуляций, сипаи, конфуцианство. | Комбинированный урок | опрос | П. 41 | | |
44 | Россия при Петре 1. | 1 | Первые годы царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Северная война 1700—1721 гг. и начало реформ Петра I. Преобразования Петра I: реформы центрального и местного управления, сословная и экономическая политика. Оценка деятельности Петра I в исторической науке. Основные термины и понятия: Великое посольство, Азовские походы, Сенат, Священный синод, коллегии, подушная подать, губернии, Табель о рангах, протекционизм, меркантилизм, посессионные крестьяне, рекруты. | Комбинированный урок | опрос | П. 42 | | |
45 | Россия в период дворцовых переворотов | 1 | Дворцовые перевороты: причины и сущность. Борьба группировок знати за власть после смерти Петра I. Правление Екатерины I и Петра II. Правление Анны Иоанновны. Бироновщина. Правление Елизаветы Петровны. Царствование Петра III. Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Участие России в Семилетней войне. | Комбинированный урок | опрос | П. 43 | | |
46 | Расцвет дворянской империи | 1 | Личность Екатерины II. Россия в начале правления Екатерины II. Особенности просвещённого абсолютизма в России. Деятельность Уложенной комиссии. Внутренняя политика Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Восстание Е.И. Пугачёва: причины, состав участников, итоги. Основные термины и понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, Наказ, Жалованные грамоты дворянству и городам. | Комбинированный урок | опрос | П. 44 | | |
47 | Внешняя политика Российской империи | 1 | Международное положение Российской империи в середине XVIII в. и актуальные направления ее внешней политики. Русско-турецкие войны 1768-1774, 1787-1791 гг.: причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и адмиралы России. Территориальные приобретения России по условиям Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров. Освоение Новороссии и Крыма. Участие России в разделах Польши. Россия и революционная Франция. Основные термины и понятия: протекторат. | Комбинированный урок | опрос | П. 45 | | |
48 | Экономика и население во второй половине 18 в. | 1 | Особенности экономического развития страны во второй половине XVIII в. Развитие промышленности в городе и деревне. Успехи промышленного развития России во второй половине XVIII в. Развитие сельского хозяйства. Внутренняя и внешняя торговля. Финансы. Жизнь и хозяйство народов России. Основные термины и понятия: отходничество, завод. | Комбинированный урок | опрос | П. 46 | | |
49 | Культура и быт России в 18 в. | 1 | Особенности российской культуры XVIII в. Образование и просвещение народа. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет. Развитие сети общеобразовательных школ. Первые журналы. Российская наука в XVIII в. М.В. Ломоносов. Русская литература XVIII в. | Комбинированный урок | опрос | П. 47 | | |
50 | Обобщение по теме «18 век» | 1 | Основные понятия и даты. | | тест | | | |
Тема 6. Россия и мир в конце 18-19 в. – 18 часов |
51 | Война за независимость в Северной Америке | 1 | Английская колонизация СевернойАмерики в XVIII в. Положение переселенцев. Хозяйственное развитие колоний. Предпосылки и причины войны за независимость в Америке. «Бостонское чаепитие». Америка на пути к освобождению. Декларация независимости. Утверждение демократии в США. Конституция 1777 г. Основные термины и понятия: колонисты, рабство, фермеры, латифундии, лоялисты, Бостонское чаепитие, Декларация независимости, конституция, президент, Конгресс, Верховный суд. | Комбинированный урок | опрос | П. 48 | | |
52 | Великая французская революция и ее последствия | 1 | Кризис абсолютизма и начало революции во Франции. Декларация прав человека и гражданина. Учреждение конституционной монархии во Франции. Развитие революционной ситуации. Начало войны с Австрией и Пруссией. Созыв Национального конвента. Казнь Людовика XVI. Утверждение якобинской диктатуры во Франции. Термидорианская диктатура и Директория. Основные термины и понятия: Генеральные штаты, Учредительное собрание, конституционная монархия, Национальный конвент, якобинская диктатура, республика, жирондисты, роялисты, революционный террор, термидорианская диктатура, Директория. | Комбинированный урок | опрос | П. 49 | | |
53 | Европа и наполеоновские войны | 1 | Переворот 18 брюмера. Новая конституция Франции. Империя Наполеона I. Завоевательные войны Наполеона. Народы против империи Наполеона. Проявления кризиса империи. Основные персоналии: континентальная блокада, ландвер. Основные персоналии: Наполеон Бонапарт. | Комбинированный урок | опрос | П. 50 | | |
54 | Россия в начале 19 в. Отечественная война | 1 | Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796-1801). Личность Александра I. Проекты реформ и первые преобразования. Восточное и европейское направления внешней политики Александра I. Русско-французские отношения. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основные этапы и сражения, историческое значение войны. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс и его итоги. Основные термины и понятия: Негласный комитет, Государственный совет, министерства, континентальная блокада, партизаны, Венская система. | Комбинированный урок | опрос | П. 51 | | |
55 | Россия и Священный союз. Тайные общества | 1 | Священный союз: система безопасности для монархов. Особенности внутренней политики Александра I в послевоенный период. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное» и «Южное» общества. «Конституция» Н.М. Муравьёва и «Русская правда» П.И. Пестеля. Восстание декабристов. | Комбинированный урок | опрос | П. 52 | | |
56 | Реакция и революции в Европе 1820-1840-е гг. | 1 | Поражения политики Священного союза. Революция 1848 г. во Франции: причины, ход, результаты. Революции 1848—1849 гг. в Центральной Европе: общее и особенное. | Комбинированный урок | опрос | П. 53 | | |
57 | Европа – облик и противоречия промышленной эпохи | 1 | Технический прогресс и рост промышленного производства. Урбанизация. Проблемы социального развития индустриальных стран. Формирование пролетариата. Чартистское движение. Основные термины и понятия: промышленный переворот, пролетариат, чартизм, хартия, локаут. Основные персоналии: Ю. Либих, Р. Фултон, Дж. Стефенсон. | Семинар | опрос | П. 54 | | |
58 | Страны Западного полушария в 19 в. Гражданская война в США | 1 | Освободительные революции в странах Латинской Америки. Доктрина Монро. США в первой половине XIX в. Гражданская война в США: причины, ход, итоги. Основные термины и понятия: пеоны, Доктрина Монро, конфедераты, закон о гомстедах. Основные персоналии: М. Идальго, Х.М. Морелос, С. Боливар, М. Бельграно, Х. Сан- Мартин, А. Итурбиде, Дж. Монро, А. Линкольн, Д. Дэвис, Р. Ли, У. Грант, У. Шерман | Комбинированный урок | опрос | П. 55 | | |
59 | Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока | 1 | Индия под властью англичан. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные» войны в Китае и его закабаление европейскими державами. Восстание тайпинов. Япония: опыт модернизации. Основные термины и понятия: сипаи, тайпины, дайме, сегунат, самураи, реставрация Мэйдзи, патерналистский тип трудовых отношений | Комбинированный урок | опрос | П. 56 | | |
60 | Россия при Николае !. Крымская война | 1 | Внутренняя политика Николая I. Усиление центральной власти. Официальная идеология: «Православие, самодержавие, народность». Крестьянский вопрос и реформа государственных крестьян. Экономическая политика правительства Николая I. «Восточный вопрос». Россия в Крымской войне. Итоги Крымской войны. Основные термины и понятия: теория «официальной народности», танзимат, «восточный вопрос». Основные персоналии: Николай I, С.С. Уваров, Мухаммед Али, П.С. Нахимов. | Комбинированный урок | опрос | П. 57 | | |
61 | Объединение Италии и Германии | 1 | Воссоединение Италии. Роль Пруссии в объединении Германии. Франко-прусская война 1870—1871 гг. Провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Основные термины и понятия: Северогерманский союз, Парижская коммуна. Основные персоналии: К. Кавур, Виктор-Эммануил, О. фон Бисмарк, | Комбинированный урок | опрос | П. 58 | | |
62 | Россия в эпоху реформ Александра 2 | 1 | Крестьянская реформа 1861 г. и её последствия. Земская, городская, судебная, военная, университетская реформы. Польское восстание 1863-1864 гг. Присоединение Средней Азии. «Союз трёх императоров». Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Основные термины и понятия: выкупные платежи, уставные грамоты, земские собрания, присяжные заседатели, всеобщая воинская повинность, университетская автономия. Основные персоналии: Александр II. | Комбинированный урок | опрос | П. 59 | | |
63 | Правление Александра 3 | 1 | Упрочение основ самодержавия. Социально-экономическое развитие России в пореформенное время. Рабочее законодательство. Внешняя политика Александра III. Основные термины и понятия: контрреформы, рабочее законодательство. Основные персоналии: Александр III, К.П. Победоносцев, С.Ю. Витте. | Комбинированный урок | опрос | П. 60 | | |
64 | Общественно – политическое развитие стран Запада во второй половине 19 в. | 1 | Развитие либерализма в XIX в. Консервативная идеология. Утопический социализм. Марксизм и развитие рабочего движения. Основные термины и понятия: либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, классовая борьба, пролетариат, коммунизм, капитализм. | Комбинированный урок | опрос | П. 61 | | |
65 | Власть и оппозиция в России во второй половине 19 века | 1 | Власть и общество в России. Западники и славянофилы. Революционно-демократическое течение общественной мысли. Русские революционеры и Европа. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. «Хождение в народ». «Земля и воля» и её раскол. «Чёрный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Основные термины и понятия: славянофильство, западничество, народники, хождение в народ, анархизм, марксизм. | Комбинированный урок | опрос | П. 62 | | |
66 | Наука и искусство 18-19 вв. | 1 | Особенности науки XVIII-XIX вв. Развитие естественнонаучных знаний. Литература XVIII— XIX вв. Классицизм, романтизм и реализм в литературе и искусстве. Патриотические мотивы и идеи национального освобождения в литературе, живописи и музыке. Основные термины и понятия: эволюционизм, классицизм, реализм, романтизм. | Комбинированный урок | опрос | П. 63 | | |
67 | Золотой век русской культуры | 1 | Золотой век русской литературы. Русская литература второй половины XIX в. Основные стили, жанры, темы художественной культуры России XIX в. Выдающиеся архитекторы, скульпторы и художники XIX в.; основные темы их творчества и произведения. Театр и драматургия. Музыкальное искусство XIX в. Развитие образования, науки и техники. Основные термины и понятия: романтизм, реализм, классицизм, неорусский стиль, передвижники, Могучая кучка. Основные персоналии: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, О. Монферран, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К. Росси, К. А. Тон, А.Н. Померанцев, И.П. Мартос, М.О. Микешин, В.Н. Асенкова, В.А. Каратыгин, М.С. Щекин, П.М. Садовский, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов, А.Г. Веницианов, А.А. Иванов, | Комбинированный урок | опрос | П. 64 | | |
68 | Обобщение по теме «19 век» | 1 | Основные понятия и даты. | | тест | | | |
69-70 | Итоговое повторение | 2 | | | | | | |