Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основании программно-методического комплекса:
Несмелова М.Л. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.Л. Несмелова. – М. Просвещение, 2020. С. 11-12
Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2017. С. 37-43 (72-76).
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области».
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник
Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [А.Я. Юдовская и др.]; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019. – 239 с.
История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2. ч. Ч. 1. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2. ч. Ч. 2. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 2019. – 143 с.
Учебно-методические материалы:
Книга для чтения. История России.6-9 классы. Данилов А.А.
Комплект карт. История России. 9 класс.
Поурочные рекомендации. История России. 9класс.
Хрестоматия. История России. 6-10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2015. — 160 с. ISBN 978-5-09-034754-9.
Медиаресурсы:
- Презентации по темам курса «История России» (7класс), «История в лицах» (1500-1800гг.) (ИКТ)
Федеральные информационно-образовательные порталы
Федеральный портал «Российское образование»: http: // www. edu. ru.Российский общеобразовательный портал: http: // www. school. edu. ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»: http: // www. ict. edu. ru
Министерство образования и науки РФ: http: // mon. gov. Ru
Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http: // school-collection. edu. ru. / Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http: // www. km. Ru
Средства массовой информации образовательной направленности
Учительская газета: http://www.ug.ru/
Газета «Первое сентября»: http://ps.1september.ru/
Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО: http://rizon.pro/support/?yclid=5281512085483166262
Журнал «Вестник образования России»: http://vestniknews.ru/
Развивающая система обучения Л. Занкова: http://fb.ru/article/222705/leonid-vladimirovich-zankov-sistema-razvivayuschego-obucheniya
Газета «Здоровье детей»: http://window.edu.ru/resource/595/32595
Издательства учебной литературы:
Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru/
Издательская фирма «Сентябрь»: http://www.september.ru/
Образовательные каталоги:
http://edu-top.ru/katalog/?cat=1
На изучение истории в 9 классе отводится 68 часов, 2 учебных часа в неделю.
Распределение часов по разделам программы
Всеобщая история. История Нового времени.
История России XIX – начало ХХ в.
п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Введение. «Долгий XIX век». | 1 |
2 | Начало индустриальной эпохи. | 8 |
3 | Страны Европы и США в первой половине XIX в. | 8 |
4 | Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в. | 3 |
5 | Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX в. | 8 |
| Всего | 28 |
|
п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Россия в первой четверти XIX в. | 9 |
2 | Россия во второй четверти XIX в. | 8 |
3 | Россия в эпоху Великих реформ. | 7 |
4 | Россия в 1880-1890-е гг. | 7 |
5 | Россия в начале ХХ в. | 9 |
| Всего | 40 |
Планируемые результаты освоения программы по истории в 9-м классе.
Цели, задачи и планируемые результаты исторического образования изучения
• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве. На основе принятия единой концепции исторического образования будут разработаны учебно-методические комплексы для каждой ступени школьного исторического образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета "История" в 9-м классе.
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (периодXIX – начало ХХ в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Предметные планируемые результаты
Обучающийся научится:
• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Обучающийся получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России и других стран в Новое время;
• используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
Изучение предмета «История» завершается промежуточной аттестацией, которая проводится в соответствии с календарным учебным графиком.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ В 9-М КЛАССЕ (68 часов).
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1800-1900 (28 часов).
№ урока | Дата по КТП | Дата фактического проведения урока | Тема урока | Примечание |
| | | Введение (1 час) | |
1 | | | Введение. «Долгий» XIX век. | |
| | | Тема 1. Начало индустриальной эпохи (8 часов). | |
2 | | 9.09 | Экономическое развитие в XIX – начале ХХ в. | |
3 | | 13.09 | Меняющееся общество. | |
4 | | | Век демократизации. | |
5 | | | «Великие идеологии». | |
6 | | | Образование и наука. | |
7 | | | XIX век в зеркале художественных изысканий. Крах просветительских иллюзий. | |
8 | | | XIX век в зеркале художественных изысканий. «Огненные кисти романтиков». | |
9 | | | Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. | |
| | | Тема 2. Страны Европы и США в первой половине XIX в. (8 часов) | |
10 | | | Консульство и Империя. | |
11 | | | Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи. | |
12 | | | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. | |
13 | | | «От Альп до Сицилии»: объединение Италии. | |
14 | | | Германия в первой половине XIX в. | |
15 | | | Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в. | |
16 | | | США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост | |
17 | | | Повторительно-обобщающий урок по темам «Начало индустриальной эпохи» и «Страны Европы и США в первой половине XIX в.» | |
| | | Тема 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в. (3 часа). | |
18 | | | Страны Азии в XIX – начале ХХ в. | |
19 | | | Африка в XIX – начале ХХ в. | |
20 | | | Латинская Америка: нелегкий груз независимости. | |
| | | Тема 4. Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX в. (8 часов). | |
21 | | | Великобритания до Первой мировой войны. | |
22 | | | Франция: Вторая империя и Третья республика. | |
23 | | | Германия на пути к европейскому лидерству. | |
24 | | | Австро-Венгрия и Балканы до Первой Мировой войны. | |
25 | | | Италия: время реформ и колониальных захватов. | |
26 | | | США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры». | |
27 | | | Международные отношения в XIX – начале XX в. | |
28 | | | Заключение. Повторительно-обобщающий урок по теме «Основные итоги истории XIX – начала ХХ в.» | |
ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX – начало ХХ в. (40 часов). |
| | | Тема 1. Россия в первой четверти XIX в. (9 часов). | |
29 | | | Россия и мир на рубеже XVIII-XIXвв. | |
30 | | | Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского. | |
31 | | | Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. | |
32 | | | Отечественная война 1812 г. | |
33 | | | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825 гг. | |
34 | | | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг. | |
35 | | | Национальная политика Александра I. Родной край в первой четверти XIX в. | |
36 | | | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | |
37 | | | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. | |
| | | Тема 2. Россия во второй четверти XIX в. (8 часов). | |
38 | | | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. | |
39 | | | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | |
40 | | | Общественное движение при Николае I. | |
41 | | | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. | |
42 | | | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг. | |
43 | | | Крымская война 1853-1856 гг. | |
44 | | | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | |
45 | | | Повторительно-обобщающий урок по темам: «Россия в первой четверти XIX в.» и «Россия во второй четверти XIX в.» | |
| | | Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов). | |
46 | | | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. | |
47 | | | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | |
48 | | | Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. | |
49 | | | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. | |
50 | | | Общественное движение при Александре II и политика правительства. | |
51 | | | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. | |
52 | | | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | |
| | | Тема 4. Россия в 1880-1890-е гг. (7 часов). | |
53 | | | Александр III: особенности внутренней политики. | |
54 | | | Перемены в экономике и социальном строе. | |
55 | | | Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. | |
56 | | | Контрольный тест на промежуточной аттестации | |
57 | | | Внешняя политика Александра III. | |
58 | | | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | |
59 | | | Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | |
| | | Тема 5. Россия в начале ХХ в. (9 часов). | |
60 | | | Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития. | |
61 | | | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв. | |
62 | | | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг. | |
63 | | | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг. | |
64 | | | Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг. | |
65 | | | Социально-экономические реформы П.А. Столыпина. | |
66 | | | Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. | |
67 | | | Серебряный век русской культуры. | |
68 | | | Повторительно-обобщающий урок по темам «Россия в эпоху Великих реформ», «Россия в 1880-1890-е гг.», «Россия в начале ХХ в.». | |