№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание | Виды деятельности учащихся | Домашнее задание |
По плану | Факт |
Введение (1 час) |
1 | | | У истоков российской модернизации | Общий обзор истории России XVIII века. | Сформировать представление о России изучаемой эпохи. | Введение стр 4-5 |
Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (15 часов) |
2 | | | Россия и Европа в конце XVII в. | Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. Сравнивать развитие России и Европы. | § 1 |
3 | | | Предпосылки Петровских реформ | Роль и место России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. | Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты. | § 2 |
4 | | | Начало правления Петра I | Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. | Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебников, фрагментов исторических источников. | § 3 |
5-6 | | | Великая Северная война 1700-1721 гг. | Начало Северной войны. Поражение под Нарвой. Реформа армии. Полатвская битва. Победы русского флота. Ништадтский мир. | Называть даты, основные сражения Северной войны. Выявлять причинно-следственные связи между проведением военной реформы и ходом войны. | § 4 |
7 | | | Реформы управления Петра I | Создание Сената и коллегий. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Реформа местного управления. | Оценивать реформы Петра I, их причины и последствия, влияние реформ на превращение России в европейскую державу. | § 5 |
8 | | | Экономическая политика Петра I | Роль государства в экономике. Развитие промышленности. Мануфактуры. Развитие торговли и сельского хозяйства. Итоги экономического развития. | Характеризовать экономическое, политическое, социальное развитие России в эпоху преобразований Петра I. | § 6 |
9 | | | Российское общество в Петровскую эпоху | Дворяне. Города и горожане. Положение крестьян. | Оценивать положение различных слоёв общества. Уметь извлекать информацию из исторических документов. | § 7 |
10 | | | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | Петр I и церковь. Упразднение патриаршества. Феофан Прокопович. Старообрядцы и другие конфессии. | Оценивать реформы Петра I, их причины и последствия, влияние реформ на превращение России в европейскую державу. | § 8 |
11-12 | | | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | Причины народных выступлений. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. | Называть даты народных движений; описывать положение разных соц. слоёв в данный период. Владеть компетенцией работы с исторической картой. | § 9 |
13 | | | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | Наука. Образование. Художественная культура. Изменения в быту. | Давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста. | § 10 |
14 | | | Повседневная жизнь и быт при Петре I | Дворянский, крестьянский и городской образы жизни. Новшества в повседневной жизни. | Исследовать влияние новшеств на изменение образа жизни и быта различных слоёв российского общества. | § 11 |
15 | | | Значение петровских преобразований в истории страны | Характер Петровских реформ. Успехи и неудачи преобразований. | Анализировать реформы и выявлять их сильные и слабые стороны, причины неудач и значение успехов реформ. | § 12 |
16 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме « Россия в эпоху преобразований Петра 1» | Повторение изученного по разделу: даты, события, термины, личности. | Систематизировать полученные знания и сформированные компетенции. | Повторение § 1-12 |
Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов) |
17-18 | | | Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762) | Причины и сущность дворцовых переворотов. Правители эпохи дворцовых переворотов. | Называть события дворцовых переворотов, даты и участников. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. | § 13-14 |
19 | | | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. | Система управления страной. Укрепление позиций дворянства. Экономика. | Называть основные направления внутренней политики преемников Петра. характеризовать изменения в системе управления. | § 15 |
20 | | | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | В сообществе европейских держав. Семилетняя война. На южных и восточных рубежах. | Называть основные направления внешней политики преемников Петра. Анализировать итоги внешней политики и последствия. | § 16 |
21 | | | Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. | Прибалтика и Украина. На восточных окраинах. Религиозная политика. | Оценивать национальную и религиозную политику империи в данную эпоху. | Стр.105- -109 |
22 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов» | Повторение изученного по разделу: даты, события, термины, личности. | Систематизировать полученные знания и сформированные компетенции. | Повторение § 13-16 |
Тема III. Российская империя при Екатерине II (11 часов) |
23-24 | | | Россия в системе между- народных отношений | Изменение международных отношений в середине XVIII в. Россия и Франция, Англия, Австрия, Пруссия, Речь Посполитая. | Оценивать роль и место России в системе международных отношений, работать с картой, анализировать документы. | § 17 |
25 | | | Внутренняя политика Екатерины II | Личность Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Реформы Екатерины II. | Уметь соотносить даты событий отечественной истории с веком ; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории. | § 18 |
26 | | | Экономическое развитие России при Екатерине II | Развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли, транспорта. | Определять существенные черты экономического развития. Делать выводы о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики. | § 19 |
27 | | | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | «Золотой век» дворянства. «Крестьянское житие». «Среднего рода люди». | Оценивать положение различных слоёв общества. Уметь извлекать информацию из исторических документов. | § 20 |
28 | | | Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва | Причины и основные этапы восстания. Расправа с восставшими. Значение восстания. | Раскрывать причины восстания и его значения. Показывать на исторической карте территорию и ход восстания. | § 21 |
29 | | | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II | Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Привлечение иностранцев в Россию. Религиозная политика. | Оценивать национальную и религиозную политику империи в данную эпоху. | Стр.32-37 |
30-31 | | | Внешняя политика Екатерины II | Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Итоги внешней политики. | Показать на исторической карте территории расселения народов, границ государств, города, места значительных исторических событий. | § 22 |
32 | | | Начало освоения Новороссии и Крыма | Образование Новороссии. Переселенческая политика. Освоение Крыма. Основание Севастополя. Значение освоения Новороссии и Крыма для России. | Оценивать значение присоединения к России Новороссии и Крыма. Доказывать историческую общность Крыма с Россией. | § 23 |
33 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме « Российская империя при Екатерине 2» | Повторение изученного по разделу: даты, события, термины, личности. | Систематизировать полученные знания и сформированные компетенции. | Повторение § 17-23 |
Тема IV. Россия при Павле I (5часов ) |
34-35 | | | Внутренняя политика Павла I | Личность Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Преобразования в армии. Бюрократия и полицейский произвол. Крестьянский вопрос. "Разжалованная грамота" дворянству. | Характеризовать основные направления внутренней политики Павла I. | § 24 |
36-37 38 | | | Внешняя политика Павла I Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Павле 1» | Выбор внешнеполитического курса. Покровительство Мальтийскому ордену. Итальянский и Швейцарский походы. Союз с Наполеоном. Заговор 11 марта 1801 г. | Характеризовать основные направления внешней политики Павла I. Уметь работать с картой и историческими документами. | § 25 Повторение параграфы 24-25 |
Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (14 часов) |
39 | | | Общественная мысль, публицистика, литература | Эпоха Просвещения в Европе и её влияние на общественную мысль в России. Особенности развития художественной культуры. | Использовать приобретённые знания и умения для понимания исторических причин событий и явлений современной жизни. | Стр.72-76 |
40 | | | Образование в России в XVIII в. | Век Просвещения и его влияние на российскую школу. Московский университет. Академия художеств. | Понимать влияние эпохи Просвещения на развитие российского образования, оценивать значение появления в России университета. | Стр .77 -81 |
41 | | | Российская наука и техника в XVIII в. | Создание Академии наук. Зарождение исторической науки и первые музеи. Развитие естественных наук и техники. | Понимать влияние эпохи Просвещения на развитие российской науки, оценивать значение появления в России Академии наук. | Стр.81-85 |
42 | | | Русская архитектура XVIII в. | В.В. Расстрелли. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. И.Е. Старов. Зарубежные мастера. | Знать направления в архитектуре и их характерные особенности. | Стр. 86-91 |
43-44 | | | Живопись и скульптура | Особенности развития живописи в XVIII в. Русские живописцы XVIII в. | Знать направления в живописи и их характерные особенности. | Стр.91-97 |
45-46 | | | Музыкальное и театральное искусство | Музыка и театр в европейской истории XVIII в. Иностранцы на русской сцене. Зарождение отечественного театра. | Понимать особенности российского и зарубежного театрального искусства, знать достижения в отечественной музыке данной эпохи. | Стр.97-101 |
47-48 | | | Народы России в XVIII в. | Русский народ. Украинцы и белорусы. Народы Поволжья. Народы Казахстана, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. | Оценивать национальную и религиозную политику империи в данную эпоху. | Стр.101-105 |
49 | | | Перемены в повседневной жизни российских сословий | Жилище. Одежда. Питание. Досуг. Чтение. Путешествия. | Исследовать изменение образа жизни и быта различных слоёв российского общества. | Стр.105-109 |
50 51 52 | | | Повторительно-обобщаю- щий урок по теме « Культурное пространство Российской империи в XV111 в» Итоговое повторение. Защита проектов Итоговое повторение. Исторический диктант | Повторение изученного по разделу: даты, события, термины, личности. Повторение изученных тем в 8 классе Повторение изученных тем в 8 классе | Систематизировать полученные знания и сформированные компетенции. | Итоговый Темы проектов стр.113-114 |