Краснодарский край, Каневской район, станица Привольная (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 имени дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина муниципального образования Каневской район (наименование образовательной организации) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по _______________истории________________ Класс ___6 «А», 6 «Б»____ Учитель ___Ткаченко Марина Леонидовна____________________________________ Количество часов: всего ___68__ часов; в неделю ___2___ часа; Планирование составлено на основе рабочей программы учителя истории и обществознания Супруненко Л. И., утвержденной протоколом педагогического совета МАОУ СОШ № 13 № 2 от 31.08.2017 Планирование составлено на основе: примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)) и рабочей программы курса «История России» 6—9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразовательных организаций. Авторы: А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.___________________________________________ В соответствии с ФГОС основного общего образования Учебник: 1.История средних веков. 6 класс, Агибалова Е.В, М., «Просвещение», 2014г. 2.История России с древнейших времён до конца XVI века, Данилов А.А. М., «Просвещение», 2014г. 3.История России Торкунов А. В. М., «Просвещение», 2017 г. |
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол.час. | Даты проведения | Оборудование урока | Основные виды учебной деятельности учащихся (УУД) |
план | факт |
1. | Средние века: понятие и хронологические рамки. | 1 | | | Презентация, иллюстрации из учебника | Определять место средневековья на ленте времени. Характеризовать источники по истории средневековья, понятия: хронология, лента времени. |
| Раннее средневековье | 7 | | | | |
2. | Великое переселение народов. Образование варварских королевств. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Показывать на карте перемещения народов и территории варварских королевств. |
3. | Народы Европы в раннее Средневековье. Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Показывать на карте территорию государства франков и империи Карла Великого. Составлять хронологическую таблицу основных событий, связанных с возникновением, расцветом и распадом империи. Составлять характеристику Карла Великого как исторического деятеля, используя информацию учебника и дополнительные материалы. |
4. | Британия и Ирландия в раннее Средневековье. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Раскрывать понятие феодальная раздробленность. Рассказывать о складывании феодальных отношений в странах Европы в IX—XI вв. Показывать на карте территориальные изменения в Западной Европе. Давать оценку культуры раннего Средневековья |
5. | Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Раскрывать значение понятий римский папа, епископ, монах. Объяснять причины и значение распространения христианства. |
6 | Византийская империя в IV—XI вв. Юстиниан. Кодификация законов. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Объяснять особенности исторического пути Восточной Римской империи. Показывать на карте территориальные изменения Византийской империи. Характеризовать внешнюю политику Византии, её отношения с соседями. Объяснять особенности государственного устройства Византийской империи. Составлять характеристику императора Юстиниана как исторического деятеля. |
7 | Ранние славянские государства. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Показывать на карте территорию «славянского мира», расселение западных, южных и восточных славян. Называть причины образования славянских государств. Сопоставлять основные этапы истории славянских государств, представляя информацию в форме таблицы. |
8 | Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Показывать на карте территории, населённые арабами. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племён. Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат. Объяснять значение принятия ислама арабскими племенами. Характеризовать положение и особенности жизни различных народов, входивших в Арабский халифат. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры. |
| Зрелое Средневековье | 14 | | | | |
9 | Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Раскрывать значение понятий сословие, феодал, сеньор вассал, рыцарь. Рассказывать о жизни и кодексе чести рыцарей, используя свидетельства источников и иллюстрации учебника. Давать оценку роли рыцарского сословия в средневековом обществе. |
10 | Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. | 1 | | | учебник, дидактический раздаточный материал. | Описывать занятия средневекового крестьянства. Рассказывать о жизни крестьян, используя свидетельства источников и иллюстрации учебника. Давать оценку роли крестьянства средневековом обществе. |
11 | Города — центры ремесла, торговли, культуры. | 1 | | | Презентация, иллюстрации из учебника | Раскрывать значение понятий цех, гильдия, цеховой устав. Объяснять причины возникновения средневековых городов. Рассказывать о занятиях и образе жизни горожан (ремесленников, торговцев), используя свидетельства источников и иллюстрации учебника. Сравнивать положение крестьян и горожан. Давать оценку роли горожан в средневековом обществе. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору) |
12 | Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Раскрывать значение понятий цех, гильдия, цеховой устав. Объяснять причины возникновения средневековых городов. Рассказывать о занятиях и образе жизни горожан (ремесленников, торговцев), используя свидетельства источников и иллюстрации учебника. Сравнивать положение крестьян и горожан. Давать оценку роли горожан в средневековом обществе. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). |
13 | Крестовые походы | 1 | | | Карта, дидактический материал | Раскрывать значение понятия Крестовые походы. Показывать на карте направления Крестовых походов. Отбирать информацию, характеризующую отдельные Крестовые походы, и представлять её в форме таблицы. Высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях Крестовых походов. |
14 | Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Франция | 1 | | | Карта, дидактический материал | Раскрывать значение понятий сословно- представителъная монархия, абсолютная монархия, централизованное государство, Генеральные штаты. Отбирать информацию об усилении королевской власти во Франции, представлять её в форме таблицы. Составлять характеристику одного из французских королей как исторического деятеля. Определять значение образования централизованного государства |
15 | Образование централизованных государств в Англии. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Определять последствия Нормандского завоевания. Раскрывать значение понятия парламент, причины возникновения парламентаризма и особенности парламента по сравнению с Генеральными штатами.-Сравнивать государственное устройство Франции и Англии. Определять историческое значение принятия Великой хартии вольностей |
16 | Столетняя война. Жанна д’Арк. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Показывать на карте основные события Столетней войны. Называть причины войны и объяснять цели воюющих сторон. Отбирать информацию о ходе войны и представлять её в форме таблицы. Составлять характеристику Жанны д'Арк как исторической личности. Давать оценку её роли в истории Франции. Характеризовать итоги и значение Столетней войны. |
17 | Усиление королевской власти в конце 15 в во .Франции и в Англии. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Отбирать информацию о централизаторской политике французских королей (в борьбе с бургундскими герцогами) и английских королей (Людовика XI, Генриха VII Тюдора), представлять её в форме таблицы. Высказывать суждения о значении объединения Франции. Давать оценку войне Алой и Белой розы в Англии |
18 | Германские государства в XII—XV вв. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Объяснять причины противостояния римских пап и германских императоров, приводить примеры взаимоотношений. Характеризовать политику Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена. Показывать на карте направления колонизации земель западных славян. Рассказывать об усилении князей и ослаблении императорской власти во второй половине XIII—XIV вв. |
19 | Государства Европы в XII—ХV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Объяснять причины необходимости централизации. Раскрывать значение понятия кортес, реконкиста. Характеризовать роль итальянских республик в развитии экономики Европы. |
20 | Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. Гуситское движение в Чехии. | 1 | | | Карта, дидактический материал | Рассказывать об ухудшении условий жизни европейцев в XIV в. Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе. Объяснять причины Гуситских войн. Составлять характеристику Яна Гуса как исторического деятеля. Сравнивать взгляды Яна Гуса и Яна Жижки. Давать оценку значения Гуситских войн. Давать оценку освобождению крестьян от личной зависимости. |
21 | Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Показывать на карте направления завоеваний турок-османов и территорию созданного ими государства. Рассказывать об особенностях управления в Османской империи. Объяснять причины ослабления и падения Болгарии, Сербии, Византийской империи. Давать оценку значения византийской культуры |
22 | Культура средневековой Европы. Контрольная работа по теме «Зрелое средневековье». | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | |
| Страны Востока в Средние века | 4 | | | | |
23 | Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Показывать на карте древние государства Азии. Рассказывать о культуре, верованиях, жизни народов Китая. |
24 | Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Показывать на карте древние государства Азии. Рассказывать о культуре, верованиях, жизни народов Индии. |
25 | Монгольская держава. Япония. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Объяснять значение понятий сёгун, самурай. Сравнивать отношения власти и подданных, систему управления, основные религии Индии, Китая и Японии |
26. | Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия. Раскрывать значение понятий Возрождение, гуманизм. Называть изменения в культуре на примере культуры Возрождения в Италии. Рассказывать об изобретении книгопечатания. Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества. Давать оценку деятельности гуманистов. |
| Государства доколумбовой Америки. | 1 | | | | |
27 | Государства доколумбовой Америки. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Характеризовать общие черты цивилизаций Месоамерики. Высказывать суждения об историческом своеобразии доколумбовых цивилизаций Америки и факторах, способствовавших появлению этого своеобразия. Описывать наиболее яркие примеры изобретений, открытий и достижений жителей доколумбовой Америки в науке и культуре. Группировать (классифицировать) факты о майя, инках, ацтеках по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Анализировать историческую карту Америки с опорой на легенду. |
| Итоговое повторение. | 1 | | | | |
28 | Контрольная работа по теме «Историческое и культурное наследие Средневековья». | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Систематизировать знания об эпохе Средневековья. Высказывать аргументированные суждения о значении наследия Средних веков для современного мира. Выполнять контрольную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья. |
| История России | 40 | | | | |
29 | Введение. Роль и место России в мировой истории. | 1 | | | Иллюстрации из учебника, карта | Актуализировать знания о видах исторических источников и о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по истории России. Использовать карту для объяснения своеобразия геополитического положения России |
| Народы и государства на территории нашей страны в древности. | 3 | | | | |
30 | Заселение территории нашей страны человеком. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. |
31 | Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. |
32 | Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. |
| Восточная Европа в середине I тыс. н. э. | 3 | | | Дидактический раздаточный материал | |
33 | Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Хозяйство. Традиционные верования. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Характеризовать на основе карты расселение восточных славян, природные условия, их жизнь и занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять основные понятия темы |
34 | Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Характеризовать на основе карты расселение народов Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока, природные условия, их жизнь и занятия. Объяснять основные понятия темы |
35 | Контрольная работа по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности». | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. |
| Образование государства Русь | 3 | | | | |
36 | Исторические условия складывания русской государственности. Первые известия о Руси. | 1 | | | Карта, дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника. | Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей. Характеризовать положение отдельных групп населения Древней Руси. Осуществлять поиск информации из различных источников. Систематизировать исторический материал. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. |
37 | Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал |
38 | Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Принятие христианства и его значение. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал |
| Русь в конце X – начале XII в. | 5 | | | | |
39 | Территория и население государства Русь. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы. Территориально-политическая структура Руси. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце 10-первой начале 12 вв. Характеризовать положение отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха. Составлять характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Характеризовать развитие культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город». Систематизировать исторический материал. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. |
40 | Ярослав Мудрый. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал |
41 | Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал |
42 | Русская церковь. Общественный строй Руси | 1 | | | Дидактический раздаточный материал |
43 | Внешняя политика и международные связи. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал |
| Культурное пространство | 1 | | | | |
44 | Русь в культурном контексте Евразии. Повседневная жизнь. Положение женщины. Древнерусская культура. Письменность. | 1 | | | Презентация, иллюстрации из учебника. | Характеризовать развитие культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город». Систематизировать исторический материал. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Характеризовать повседневную жизнь населения. Сравнивать культуру Руси и Европы: выделять общее и особенное. |
45 | Контрольная работа по теме «Русь в конце X – начале XII в.» | 1 | | | Карта, дидактический раздаточный материал | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица). |
| Русь в середине XII – начале XIII в. | 4 | | | | |
46 | Формирование системы земель – самостоятельных государств. Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская земли. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Определять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. Составлять характеристики Андрея Боголюбского, Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. |
47 | Суздальская земля. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал |
48 | Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал |
49 | Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал |
50 | Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. | 4 | | | | |
51 | Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. | 1 | | | Иллюстрации к учебнику, карта | Описывать образ жизни монгольских племён. Сравнивать данные разных источников (текстовых, изобразительных) о монгольской армии, выявлять их сходство и различия. Высказывать суждения о причинах быстрых успехов монгольского войска по завоеванию государств Средней Азии, Китая, Арабского халифата, русских княжеств. Характеризовать действия Чингисхана по созданию мощной империи, выделять и анализировать факторы, способствовавшие её распаду.Сопоставлять данные разных картографических источников о владениях монголов, выявлять их сходство и различия. |
52 | Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Ослабление государства во второй половине XIV в. | 1 | | | Карта, дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника. |
53 | Распад Золотой орды, образование татарских ханств. | 1 | | | Карта, дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника. | Объяснять причины распада Золотой Орды. Показывать на исторической карте территории Казанского ханства, Сибирского ханства, Астраханского ханства, Ногайской орды, Крымского ханства. |
54 | Контрольная работа по теме «Русь и Золотая Орда в середине XII – начале XIII в.» | 1 | | | Карта, дидактический раздаточный материал | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. |
| Русские земли в середине XIII - XIV в. | 5 | | | | |
55 | Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведения древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Определять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Характеризовать повинности населения. Характеризовать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы Невскую битву и Ледовое побоище. Составлять характеристику Александра Невского. Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. |
56 | Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал |
57 | Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский. Княжества Северо-Восточной Руси. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал |
58 | Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал |
59 | Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси. Проводить поиск информации для сообщений учащихся о памятниках культуры. Описывать памятники культуры и другие ее достижения, используя различные источники. |
| Культурное пространство | 1 | | | | |
60 | Культурное взаимодействие цивилизаций. Летописание. Жития. Архитектура. Изобразительное искусство. | 1 | | | Презентация, иллюстрации из учебника. | Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. |
| Формирование единого Русского государства в XV веке | 4 | | | | |
61 | Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. | | | | Карта, дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника. | Показывать на исторической карте рост территории Руси Московской Руси. Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой. Определять причины и последствия феодальной войны. Определять смысл понятия централизованное государство. Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Определять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста и схем учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Составлять характеристику Ивана 3. |
62 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Василий Темный. | | | | Карта, дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника. |
63 | Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Расширение международных связей Московского государства. | | | | Карта, дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника. |
| Культурное пространство | 2 | | | | |
64 | Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). | | | | Презентация, иллюстрации из учебника. | Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. |
65 | Развитие культуры единого Русского государства. Повседневная жизнь. | | | | Презентация, иллюстрации из учебника. | Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. |
| Региональный компонент. | 1 | | | | |
66 | Наш регион в древности и средневековье. | 1 | | | Презентация, иллюстрации из учебника. | Проводить поиск исторической информации о положении нашего региона в древности и средневековье. |
| Итоговое повторение | 2 | | | | |
67 | Контрольная работа за курс истории России 6 класса. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Систематизировать знания по разделу. |
68 | Защита проекта по истории за курс 6 класса. | 1 | | | | Представлять и защищать проект по истории за курс 6 класса. Защищать проекты |