СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Локотская средняя общеобразовательная школа»




Принято на заседании Утверждаю:

педагогического совета директор школы

протокол №____ от_______ _________ Коськов А.И.

приказ №____ от _________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Всеобщая история»

5 класс

(ФГОС ООО)









Разработала учитель истории

I квалификационной категории

Шамина Галина Александровна








Локоть, 2021

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка стр.3-7

1.1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса стр. 4-8

1.2. Содержание учебного курса стр. 8-9

2. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся стр. 10

3. Календарно-тематическое планирование ( на класс) стр. 11- 50

4. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса стр. 51

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по всеобщей истории составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, основной образовательной программой основного общего образования школы.

Программа, на основе которой составлена рабочая программа:

Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина – О. С. Сороко -Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др. – 2-е изд. Дораб. – М.: Просвещение.

Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:

Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для образовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенстицкая; под ред. А. А. Искендорова.-2-е изд. – М.: Просвещение,2015.

Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа по всеобщей истории для 5 класса рассчитана на 68 часов в год (2 ч в неделю).

Цели и задачи изучения предмета


Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.


Цели изучения предмета:


  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, для участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


Задачи изучения истории:


  • познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;

  • вырабатывать у школьников представления об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;

  • развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;

  • развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;

  • воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов

  • сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;

  • сформировать у обучающихся понимание места и роли России во всемирно – историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества.

    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

Гражданское воспитание включает:

    • формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

    • развитие культуры межнационального общения;

    • формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

    • воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

    • развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

    • развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

    • формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

    • разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.



  1. Патриотическое воспитание предусматривает:

    • формирование российской гражданской идентичности;

    • формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического воспитания;

    • формирование умения ориентироваться в современных общественно- политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

    • развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

    • развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.



  1. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:

    • развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

    • формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

    • развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

    • содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

    • оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

  2. Эстетическое воспитание предполагает:

    • приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;

    • создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

    • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

    • приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

    • популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

    • сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.



Метапредметные результаты.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;





Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения).

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

Предметные результаты.

  • целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

  • способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

  • представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

  • умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

  • уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

  • уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

  • уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

  • умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

  • умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

  • умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

  • готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.


Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

    1. Содержание учебного курса.

История Древнего мира

Понятие и хронология. Древние цивилизации Востока: Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай. Общественное устройство, экономика. Религии, культура. Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Древний Рим. Основные этапы исторического развития, формы политического и общественного устройства. Культура. Античное язычество. Возникновение и распространение христианства. Античное наследие и его значение для современного мира.

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.



п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

Из них (количество часов)

Основные направления воспитательной деятельности


Контрольные работы

1.

Введение

1


1

2.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей.

7

1

2,3

2.1

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники

3



2.2

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

2



2.3

Глава 3. Счет лет в истории.

2



3

Раздел 2. Древний Восток

20

2

1,4

3.1

Глава 4. Древний Египет.

8



3.2

Глава 5. Западная Азия в древности.

7



3.3.

Глава 6. Индия и Китай в древности.

5



4

Раздел 3. Древняя Греция

21

1

1,2

4.1

Глава 7. Древнейшая Греция

5



4.2

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с

персидским нашествием.

7



4.3

Глава 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и

расцвет демократии.

5



4.4

Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

4



5

Раздел 4. Древний Рим

19

2

2,3,4

5.1

Глава 11. Рим: от возникновения до установления господства над Италией.

3



5.2

Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

3



5.3

Глава 13. Гражданские войны в Риме

4



5.4

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры

5



5.5

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение

Западной Римской империи.

3



Итого

68

6








  1. Календарно-тематическое планирование ( 5 класс)

урока


Название раздела, темы, урока

Количество

часов

Дата проведения


Основное содержание

Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся

Планируемые результаты (УДД)

план

факт


Личностные



Мета-предметные


Предметные


1

Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки.

1

06.09


Что изучает история. Измерение времени в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Раскрывать значение терминов история, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Формирование познавательного интереса к изучению истории. Понимание значимости опыта предшествующих поколений для современного человека.

Умение работать с текстом учебника, со справочным материалом книги.


Первичные представления об исторической науке.

Умение работать

с исторической картой (памятка).


Раздел 1. Жизнь первобытных людей.


Глава 1. Первобытные собиратели и охотники.

3








2

Древнейшие люди.

1

08.09


Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния др. человека. Собирательство и охота. Овладение огнем.

Определение понятий: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Заполнение сравнительной таблицы «Первобытный и современный человек».

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира.

Пересказывать содержание текста учебника. Составлять рассказ по иллюстрациям. Выделять характерные, существенные признаки для сравнения, формулировать выводы.

Показывать на карте места расселения древнейших людей. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Сравнивать первобытного и современного человека.

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

13.09


Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины.

Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Называть новые способы охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Составлять простой план по тексту учебника, составлять рассказ по иллюстрациям.

Выделять признаки родовой и соседской общины.

Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

Характеризовать новые достижения древнего человека.

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

15.09


Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.

Рассмотреть разные версии о загадках древних художников.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира. Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий.


Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Умение анализировать и делать выводы.


Характеризовать первобытные верования и способы их выражения. Работать с несколькими историческими источниками.


Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

2








5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

20.09


Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремесел. Племя: изменение отношений. Управление племенем.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Схематически изобразить управление родовой общиной и племенем.

Формирование уважительного отношения к труду

Работать с текстом учебника, составлять схему по содержанию.

Формулирование собственного мнения и позиции.

Характеризовать
изменения

в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и

скотоводства. Обозначить последствия
появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.

Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общины.

6

Появление неравенства и знати.

1

22.09


Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины – к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати.

Исследовать причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. Сравнение родовой и соседской общины: составление сравнительной таблицы.


Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.

Пересказывать содержание текста учебника.

Выявлять причинно – следственные связи. Составлять сравнительную таблицу, формулировать вывода.


Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. Выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

7

Глава 3. Счет лет в истории.

Счет лет в истории.

1

27.09


Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени.

Осмысление различия понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Определение исторического времени по ленте времени.

Решение исторических задач и проблемных ситуации на счет времени.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Умение преобразовывать знаки и символы.

Объяснять, как ведется счет лет до н.э и н.э. Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.

8

Самостоятельная работа по теме: «Жизнь первобытных людей».

1

29.09


Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности.

Использование электронных ресурсов для виртуального исторического путешествия. Решение проблемных и развивающих задач с использованием мультимедиа ресурсов. Уметь доказать свою позицию (отличие мировоззрения первобытного человека от современного).

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям

Логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.

Оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Работать с легендой исторической карты, объяснять значение опыта первобытных людей для дальнейшего развития человечества.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие исторические задачи с использованием мультимедиаресурсов по алгоритму.



Раздел 2. Древний Восток.


Глава 4. Древний Египет.

8








9

Государство на берегах Нила.

1

04.10


Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Изучение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение влияния природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека.


Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории

Пересказывать содержание текста учебника.

Выявлять причинно – следственные связи. Умение составлять рассказ по иллюстрациям.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

06.10


Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.

Работа с текстом учебника и дополнительной литературы: поиск и группировка по признакам необходимой информации. Составление схемы: «Основные категории населения Древнего Египта».


Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Учитывать разные мнения. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения

Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, населявших Египет.

Оценивать достижения культуры.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы.

11

Жизнь египетского вельможи.

1

11.10


О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож.

Выделить основные категории населения, их положение. Определить понятия: фараон, жрец, пирамида, папирус.

Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Работать в малых группах.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.



Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, населявших Египет.

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

12

Военные походы фараонов.

1

13.10


Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска.

Определить причины, цели, направления военных походов, даты самых крупных военных походов, итоги военных походов, указать их по легенде карты.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Работать в малых группах.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.



Работать с картой в малых группах по единому заданию. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.

Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.


13

Религия древних египтян.

1

18.10


Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Представление древних египтян о «царстве мертвых». Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».

Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.

Разработка сюжетов для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира, творческой деятельности эстетического характера.


Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий.


Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в Древнем Египте.

14

Искусство Древнего Египта.

1

20.10


Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Археологические открытия в гробницах. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет.

Работать с информацией из разных исторических источников о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды по иллюстрации.


Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира, творческой деятельности эстетического характера.


Подготовить сообщение или презентацию по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).


Описывать предметы материальной культуры и произведений древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественной и исторической ценности.

Знать, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.

15

Письменность и знания древних Египтян.

1

01.11


Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов.

Определение понятий иероглиф. Описание процесса изготовления папируса.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Определять основные вопросы темы, составлять план ответа.

Характеризовать знания древних египтян

Из разных областей наук.

16

Самостоятельная работа по теме: «Древний Египет».

1

03.11


Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представления о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Анализ достижений древних египтян в земледелии.

Сравнение образа жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).


Умение создавать аналогии, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных исторических задач.

Уметь работать с иллюстрациями, определять значение событий.


Глава 5. Западная Азия в древности.

7








17

Древнее Двуречье.

1

08.11


Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни. Боги шумеров. Жрецы-ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек.

Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды.

Описание образа жизни, основных занятий населения.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения и познавательных задач.


Характеризовать влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства.

Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

10.11


Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представления о законах Хаммурапи как о законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках.

Определение хронологических рамок правления Хаммурапи, определение понятия «закон». Анализ исторического документа: основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст


Знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.

Уметь работать с первоисточниками, определять значение данного документа.

19

Финикийские мореплаватели.

1

15.11


География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

Рассказать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей.

Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.


Формирование понимания культурного многообразия мира.


Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст.

Определять причинно – следственные связи.


Характеризовать основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония.

Подготовить короткое сообщение

о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту: определять причины развитой торговли в городах Финикии.

20

Библейские сказания.

1

17.11


Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история и предания еврейских племен. Переход к единобожию. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу.

Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснить, почему Библия - наиболее читаемая книга

с древности и

до наших дней. Установить, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Формирование понимания культурного многообразия мира.

Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.


Давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации, читать несложные карты с опорой на их легенду.

Объяснять значение принятия единобожия
древнееврейскими племенами.

Знать назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия.

Уметь определять значение первоисточника.

21

Древнееврейское царство.

1

22.11


Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские сказания о героях.

Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Знакомство с библейскими сказаниями о героях.

Формирование понимания культурного многообразия мира

Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов.

Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида.)

Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

22

Ассирийская держава.

1

24.11


Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Выявление причин непобедимости ассирийского войска.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.


Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлурги, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. Определить какую роль в жизни человека сыграло появление железа и изготовление изделий из данного металла.

23

Персидская держава «царя царей».

1

29.11


Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя.

Определение основных дат истории создания Персидской державы.

Составление сравнительной таблицы «Три царства Западной Азии».


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Уметь определять причинно-следственные связи.

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях.


Глава 6. Индия и Китай в древности.

5








24

Природа и люди Индии.

1

01.12


Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Индии, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия – Буддизм. Обсуждение в группах ключевых понятий, характеризующих индийскую историю и культуру.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по плану.

Работать в малых группах.

Знать географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия – буддизм.

Уметь работать с картой, определять влияние природно-климатический условий на жизнь и деятельность жителей государства.

25

Индийские касты.

1

06.12


Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».

Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма.

Объединение Индии царем Ашока.

Рассказать о жизни и обучении брахмана.

Сравнить основные положения брахманизма и буддизма.

Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника».

Формирование понимания культурного многообразия мира, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний.


Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев.

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

08.12


Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Китая, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия – Конфуцианство. Обсуждение в группах ключевых понятий, характеризующих китайскую историю и культуру.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по плану.

Работать в малых группах

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии.

Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства.

27

Первый властелин единого Китая.

1

13.12


Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Описание отношений Китая с соседями. Выявление причин возведения Великой Китайской стены. Определение своеобразия древней китайской цивилизации.


Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Развивать умение определять причинно-следственные связи.

Составлять кроссворды по тематике урока.

Знать географическое положение Китая, условия возникновения единого государства, роль Великой китайской стены в жизни древних китайцев.

Уметь работать с картой, развивать умение определять причинно-следственные связи.

28

Контрольная работа: «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру».

1

15.12


Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Сравнение особенностей развития различных цивилизаций. Описание наиболее значимых достижений культуры цивилизаций Древнего Востока.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.


Знать основные понятия, даты по данной теме.

Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.

Раздел 3. Древняя Греция.


Глава 7. Древнейшая Греция.

5








29

Греки и критяне.

1

20.12


Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение местоположения Критского царства, Эгейского моря. Выделение отличительных признаки критской культуры. Выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа о Дедале и Икаре.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.


Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Называть отличительные признаки критской культуры. Способность применять исторические знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии греческой и критской цивилизациях.

30

Микены и Троя.

1

22.12


В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Облик города – крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.

Выявить отличия между микенской и критской культурами.

Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Сравнение достижений критской и микенской цивилизаций.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур (Микены и Троя).

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.


31

Поэма Гомера «Илиада».

1

27.12


Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Описание личности Гомера, основное содержание поэм. Определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека. Характеризовать образы основных героев «Илиады».

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы.

Характеризовать образы основных героев «Илиады».

32

Поэма Гомера «Одиссея».

1



География странствий царя с острова Итака – Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Проследить по карте путь Одиссея домой, в Итаку. Выделить основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.


Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет.

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Оценить поступки героев. Что нравится, что нет.


33

Религия древних греков.

1



Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Рассмотреть пантеон богов Древней Греции, по тексту учебника и его иллюстрациями описать связь богов с явлениями природы.

Познакомиться с мифами о Геракле.

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка».

Знать определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека.

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков.


Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7








34

Земледельцы Аттики теряют свою землю и свободу.

1



География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения. Определение признаков греческого полиса. Описание греческого демоса.


Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.


Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

35

Зарождение демократии в Афинах.

1



Демос восстает против знати. Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Сформулировать определение понятий «реформа», «демократия», установить хронологию проведения реформ Солона, их значение.

Составление схемы «правление в полисе»


Формировать уважение прав и свобод человека.


Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой.

Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении положения народа. Сравнивать законы Драконта и Солона.

36

Древняя Спарта.

1



Реография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь . Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.

Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни спартанцев.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы.

Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев.

Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.


37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1



Греческая колонизация побережья Средизем-ного и Черного морей. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов.

Описание внешнего вида грека.


Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.


Объяснять причины греч колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греч колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека.

38

Олимпийские игры в древности.

1



Праздник, объединяв-ший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабы-ваемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийс-ких игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр.

Описание организации и проведения олимпийских игр в древности. Сравнение древних олимпийских игр с современными. Перечисление и и описание видов олимпийских соревнований.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Составлять развернутый план одной части параграфа.


Знать хронологию первых Олимпийских игр.

Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.


39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1



Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Определение причин греко-персидских войн, хронологии, итогов Марафонской битвы и ее значение.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Развивать умение определять причинно-следственные связи.

Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по плану.


Знать причины Греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение. Уметь работать с картой, определять историческое значение событий. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве.

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1



Подготовка эллинов к новой войне. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях.

Определить причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.

Инсценировать события одного из сражений.

Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ – о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Уметь группировать факторы, причины событий, делать выводы.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Уметь работать с картой, опорной схемой, развивать умение определять историческое значение событий, делать выводы.


Глава 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.

5








41

В гаванях афинского порта Пирей.

1



В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли.

Сравнива причины событий, делать выводы.х соревнований.вности. ть военную и торговые гавани. Оценить, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту.

Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях.


42

В городе богини Афины.

1



Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

Описание наиболее значимых частей Афин по плану города.

Описание архитектурных сооружений Афин.

Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.


Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока).

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.


43

В афинских школах и гимнасиях.

1



Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Обучение красноречию.

Выявить и кратко описать особенности образования в Древней Греции.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Сравнивать, обобщать и делать выводы.

Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.


Последовательно рассказывать

о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них.


44

В афинском театре.

1



Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Описать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры.

Оценить роль современного театра для общества.


Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Выполнять практическую работу
с текстом по дифференцированным заданиям.

Знать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры.

Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».

45

Афинская демократия при Перикле.

1



Сущность афинской демократии в V в. До н.э. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.

Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах.

Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.


Формировать уважение прав и свобод человека.


Самостоятельно подготавливать

тематические сообщения по выбору.

Знать определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.

Называть заслуги Перикла

в восстановлении и процветании Афин.

Группировать информацию о демократических преобразованиях

во время руководства
полисом Перикла.


Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

4








46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1



Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции.

Определение причин поражения греков в борьбе с Македонией, дат основных сражений.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст.

Уметь определять причинно-следственные связи

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра.

Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость».

47

Поход Александра Македонского на Восток.

1



Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

Определение хронологии основных событий, причин военных успехов Александра Македонского. Определение направления походов А. Македонского по карте.


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор

Знать хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского.

Уметь составлять схему походов А. Македонского.

Уметь составлять оценочную характеристику государственного деятеля: исторический портрет.

Оценивать поступки А. Македонского, его противников.


48

В Александрии Египетской.

1



Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

Определение причин и хронологии распада державы Александра Македонского. Рассказать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Уметь определять причинно-следственные связи. Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту.

Называть причины распада державы Александра Македонского Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности

49

Контрольная работа по теме: «Вклад эллинов в мировую культуру».

1



Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе.

Назвать самое известное в Древней Греции: имя поэта,

название храма,

место сражения,

имя стратега,

завоевателей

Греции.

Объяснить значение понятий:демократия,

стратег, оратор,

спартанское

воспитание,

Олимпийские

игры.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.


Знать основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.


Раздел 4. Древний Рим.


Глава 11. Рим: от возникновения до установления господства над Италией.

3








50

Древнейший Рим.

1



Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни населения. Изучение легенды об основании Рима.


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников.

Знать географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

51

Завоевание Римом Италии.

1



Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.

Знакомство с новыми крылатыми выражениями.


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории

Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

Исследовать по карте территории, завоеванные Римом. Сравнивать территориальные приобретения Рима

во II и III вв. до н.э.

52

Устройство Римской республики.

1



Плебеи – равноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Определить основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Представлять сообщения и доклады

в соответствии

с требованиями регламента.

Знать основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика.

Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.



Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

3








53

Вторая война Рима с Карфагеном.

1



Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима Западном Средиземноморье.

Определение причин, хронологии основных событий, итогов войны, составление опорной схемы, Описание личности Ганнибала как правителя и полководца.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.


Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфаг войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1



Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима.

Определение причин, хронологии основных событий, итогов войны, составление опорной схемы, Л.: Описание по рисунку триумф (нравственно – эмоциональная оценка «Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Древнем Риме?»).

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Составлять простой план параграфа.

Работать с картой

в процессе изучения
событий, обеспечивших господство Рима
в Средиземноморье.

Характеризовать

способы подчинения государств власти Рима.


55

Рабство в Древнем Риме.

1



Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах.

Определение понятия рабство, положение рабов.

Описание гладиаторских боев.

Составление рассказа «путешественника».

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Умение работать в малых группах.

Определять причинно-следственные связи.

Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

Объяснять причины широкого распространения рабства во всех
сферах жизни римлян.

Доказывать бесправное положение рабов в Риме.


Глава 13. Гражданские войны в Риме.

4








56

Земельный закон братьев Гракхов.

1



Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх-продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Определение причин проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Уметь определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных людей.

57

Восстание Спартака.

1



Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие к свободе. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Определение причин, основных событий, их хронологию, итоги восстания, лидера восстания.

Составление рассказа от имени Спартака, сенатора, Красса.

Формировать уважение прав и свобод человека.


Разрабатывать

краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака».

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки.

58

Единовластие Цезаря.

1



Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели.

Анализ поступков и действий Ю.Цезаря.

Работа с крылатыми выражениями.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Умение работать в малых группах.

Определять причинно-следственные связи.

Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

Работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Анализировать

действия и поступки Ю. Цезаря.

Объяснять позиции

Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор,

заговорщики, гибель.

59

Установление империи.

1



Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю.

Определение понятия империя, дату установление империи в Риме.

Составление кроссворд по одному из пунктов параграфа.

Сопоставление действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Определять причинно-следственные связи.

Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

Определять причины поражения сторонников республики. Объяснять причины завершения гражданских войн

в Риме. Характеризовать правление Октавиана
Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых
греков.


Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.

5








60

Соседи Римской империи.

1



Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Определение территории расселения народов, попавших под власть империи в соответствии с легендой карты.

Составление заданий, вопросов по теме, обмен ими.

Описание образа жизни племен- соседей Римской империи и их взаимоотношениях.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях

61

Рим при императоре Нероне.

1



Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание и гибель Нерона.

Описание жизни Рима в 1 в. н. э. по тексту учебника и дополнительной литературе. Анализ версий о пожаре в Риме.

Описание личности Нерона как человека и правителя.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.


62

Первые христиане и их учение.

1



Проповедник Иисус из Палестины. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Определение понятия христианство, условия появления христианского учения.

Знакомство с комплексом моральных норм христиан. Выявление причин их актуальности .

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

Уметь определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства.

Комментировать
и оценивать комплекс моральных норм

христиан.

Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

63

Расцвет империи во II веке н.э.

1



Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века.

Сравнение положение свободного земледельца, колона и раба. Изучение периода правления императора Траяна.

Анализ достижении империи во 2 в.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты.

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

Характеризовать
период правления императора Траяна.
Рассказывать

о достижениях империи во II в. Доказывать,
что римляне строили на века.

64

Вечный город и его жители.

1



Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Инсценировка виртуальной экскурсии (презентации) и составление рассказа от лица разных персонажей об одном дне в Риме.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты.

Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Знать достопримечательности Рима, вклад жителей Рима в развитие цивилизации.



Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

2








65

Римская империя при Константине.



1



Рим и варвары. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток.

Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи.


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Составлять рассказ с опорой на иллюстрации

к параграфу.

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.

Сравнивать положение на границах империи в 1 в. и при императоре Константине.

Обосновывать факт переноса столицы империи.

Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.

66

Взятие Рима варварами.

1



Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток.

Обозначить причины раздела империи на две части. Высказать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую Империю.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Работать с исторической картой, историческими документами, делать выводы, составлять рассказ.

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и других с позиции общечеловеческих ценностей.

67

Контрольное тестирование по теме: «Особенности цивилизации Греции и Рима».

1



.



Определение территории и этапов расширения границ

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Решать кроссворды, проблемные задания. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала.


Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.

.

68

Итоговая контрольная работа

«Вклад народов древности в мировую культуру».

1





Уважение к народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству

Логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи


Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. Показывать на карте государства древности, давать краткую характеристику их





4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГОИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.



  • А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Учебник для общеобразовательных организаций «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». М.: Просвещение, 2015.


  • Г.И.Годер. Рабочая тетрадь «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». М.: Просвещение, 2018.


  • Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. М., Просвещение, 2016 г.


  • Н. И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017 г.


  • Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира к учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов: А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2018 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей