СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по истории. 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование к учебнику "История древнего мира" 5 класс, под редакцией С.П. Карпова

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по истории. 5 класс»

5


Календарно – тематическое планирование

на 2020 - 2021 учебный год

Предмет: история / всеобщая история: история древнего мира

УМК: В.О. Никишин, А.В. Стрелков, О.В. Томашевич, Ф.А. Михайловский; под научной редакцией С.П. Карпова.

Класс: 5 / 68 часов



№  п/п

Дата

Раздел,

тема программы, кол-во часов


Тема урока, формы контроля

Домашнее задание

План

Факт



Введение (2 ч)

Что изучает история. Место истории Древнего мира в периодизации всемирной истории. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Историческая карта.

РК. Исследователи ДВ. Археология и ее слуги.

§ 1



Счёт лет в истории. Многообразие способов счёта лет в древности: эра, век, календарь, даты. Линия времени. Правила соотнесения, определения последовательности и длительности исторических событий, решения элементарных хронологических задач.

§ 2

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 часов)



Глава 1. Люди каменного века (3 часа)

Появление людей на Земле. Происхождение человека. Признаки выделения человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей. Основные занятия людей в каменном веке (палеолите): охота и собирательство. Древнейшие орудия труда. Овладение огнём и его роль в развитии человека. «Человек разумный».

РК. Заселение древнейшим человеком бассейна Амура. Стоянки древнейших людей, орудия труда, образ жизни, занятия.

§3




Жизнь древних охотников. Причины освоения новых земель в каменном веке. Влияние природной среды на жизнь и занятия людей в древности. Великое оледенение. Охота на мамонтов и других крупных животных, жи- лища, одежда и др. Потепление. Изобретение лука и стрел, лодки и др. Постоянное усовершенствование орудий труда в результате изменения условий жизни древнего человека.

РК. Расселение «человека разумного». Совершенствование техники обработки орудий труда.

§ 4




Искусство и религия первобытных людей. Открытие пещерной живописи. Причины зарождения искусства в первобытном обществе. Связь искусства и религии в первобытном обществе. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Миф как часть духовной культуры первобытного человека и исторический источник.

РК. Искусство и религиозные верования народов ДВ. Петроглифы Сикачи-Алян.

§ 5




Глава 2. Возникновение цивилизации (3 часа)

Древние земледельцы и скотоводы. Переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества («неолитическая революция»). Отличия производящего хозяйства от присваивающего. Об- разование родовых общин и племён. Совершенствование орудий труда и техники земледелия. Развитие ремёсел и торговли.

РК. Своеобразие материальной культуры и хозяйства. Возникновение племен на ДВ.

§ 6




От первобытности к цивилизации. Смена каменного века бронзовым и последствия этого: появление излишков, разделение племён на земледельцев и скотоводов, появление обмена, денег и торговли. Возникновение социального неравенства: появление частной собственности, переход от родовой общины к соседской, формирование знати.

РК. Появление меди. Знакомство с бронзой. Своеобразие бронзового века на ДВ.

§ 7



Повторение и проверка знаний. Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Понятие «Древний мир».

РК. Вклад дальневосточных племен в мировую культуру.

§ 3-7

Раздел II. Древний Восток (17 часов)



Глава 3. Древний Египет (5 часов)

Возникновение государства в Древнем Египте. Природно-географическое положение Египта, роль реки Нила в развитии древнеегипетской цивилизации. Условия для занятия земледелием. Предпосылки возникновения государственной власти и управления в Египте и объединения страны под властью правителей Южного царства.

§ 8



Жизнь древних египтян. Положение различных слоёв древнеегипетского общества. Уп равление государством (фараон, чиновники). Жрецы. Условия жизни и занятия вельмож. Условия жизни и труда земледельцев и ремесленников. Положение рабов.

§ 9



Могущество и упадок державы фараонов. Отношения Египта с соседними народами. Устройство древнеегипетского войска. Завоевательные походы древнеегипетских фараонов в середине II тыс. до н.э. Ослабление Египта при преемниках Рамсеса II и распад Египетского государства.

§ 10



Религия древних египтян. Религия древних египтян как отражение природных и социокультурных особенностей Древнего Египта. Древнеегипетские храмы и культ богов. Пирамиды Египта и скальные гробницы и связь их строительства с заупокойным культом.

§ 11



Культура Древнего Египта. Понятие «культура». Каноны изобразительного искусства, особенности скульптуры и живописи Древнего Египта, памятники мирового значения. Научные знания в Древнем Египте. Древнеегипетская письменность. Научные знания в Древнем Египте.

§ 12




Глава 4. Западная Азия в древности

(7 часов)

Древнее Междуречье. Географическое положение Месопотамии (Междуречья), её природно-климатические особенности. Шумерские города-государства. Глиняные таблички и клинопись.

§13



Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Причины возвышения Вавилона в XVIII в. до н.э. Законы Хаммурапи как исторический источник.

§ 14




Финикийские мореплаватели. Географическое положение и природные особенности городов-государств на восточном берегу Средиземного моря. Занятия финикийцев. Финикийские колонии.

§ 15



Древняя Палестина. Географическое положение и природные особенности Палестины. Первые цари Израиля.

§ 16



Ассирийская держава. Географическое положение и природные условия Ассирии, обеспечившие её военное превосходство над соседними государс- твами с началом железного века. Ассирийская армия — армия нового типа (железное оружие, конница, тараны и др.). Образование Ассирийской державы и политика ассирийских царей в завоёванных странах.

§ 17



Нововавилонское царство. Борьба за раздел ассирийских владений и возвышение Нововавилонского царства. Научные познания вавилонян.

§ 18



Персидская держава. Объединение персов под властью Кира и образование Персидской державы в борьбе с Мидией, Лидией, Вавилоном и Египтом. Борьба за власть в Персидской державе после смерти Кира.

§ 19



Глава 5. Индия и Китай в древности

(5 часов)

Государства Древней Индии. Географическое положение Индии, особенности рек Инд и Ганг. Хозяйственное освоение долины Ганга в начале железного века. Образование государств и особенности цивилизации в долине Ганга.

§ 20



Общество и культура Древней Индии. Варны и касты, отношения в обществе. Верования индийцев. Культурные достижения и научные от- крытия древних индийцев.

§ 21



Государства Древнего Китая. Географическое положение Китая, особенности рек Хуанхэ и Янцзы. Начало железного века в Китае и освоение долины Янцзы. Образование новых государств и междоусобные войны между правителями этих стран в VI — III вв. до н.э. Объединение Китая под властью Цинь Шихуанди.

§ 22



Культура Древнего Китая. Конфуций и его учение. Лао Цзы и учение даосизма. Памятники искусства. Изобретения китайцев. Развитие наук в Древнем Китае.

§ 23



Повторение и проверка знаний. Где и почему возникли первые цивилизации. Понятие «Древний Восток».

§ 8-23

Раздел III. Древняя Греция (21 час)



Глава 6. Древнейшая Греция (4 часа)

Зарождение греческой цивилизации. Географические и природные условия Греции. Цивилизация Крита: организация управления, занятия жителей.

§ 24



Ахейская Греция. Вторжение ахейских племён в начале II тыс. до н.э. Ахейская Греция в XV — XII вв. до н.э. Троянская война.

§ 25



Поэмы Гомера. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как памятник культуры и исторический источник. «Гомеровская Греция».

§ 26



Боги и герои Древней Греции. Верования древних греков. Сказания о богах Олимпа. Древнегреческие храмы и культ богов. Герои Эллады.

§ 27



Глава 7. Греческие полисы и их борьба с персидским нашествием (7 часов)

Возникновение полисов. Характерные черты древнегреческого полиса. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.

§ 28



Великая греческая колонизация. Великая греческая колонизация. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Значение греческой колонизации.

§ 29



Возникновение демократии в Афинах. Географическое положение Аттики и занятия её жителей. Положение различных слоёв населения Афинского полиса.

§ 30



Древняя Спарта. Спарта: географическое положение, основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание.

§ 31



Греко-персидские войны. Греческие колонии в Малой Азии под властью персов. Причины вторжения персов в Грецию. Поход персов против Афин 490 г. до н.э.

§ 32 стр. 167-170



Греко-персидские войны. Поход персов под командованием Ксеркса на Грецию (480 г. до н.э.). Ведущая роль Афин и Спарты в организации освободительной борьбы. Итоги войн с Персией.

§ 33 стр. 170-175



Повторение и проверка знаний. Древнейшая и Древняя Греция в первой половине V века до н.э.




Глава 8. Могущество и упадок Афин

(3 часа)

Расцвет Афинского государства. Главенствующее положение Афин среди греческих полисов во второй половине V в. до н.э. Деятельность Перикла. Ограниченность афинской демократии.

§ 34



Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. Особенности рабовладения в Греции. Источники рабства в античном мире. Положение рабов и отношение к ним свободных греков. Быт и досуг древних греков.

§ 35



Упадок Эллады. Причины и начало Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н.э.). Поражение Афин в Пелопоннесской войне и её последствия для Греции в целом.

§ 36



Глава 9. Древнегреческая культура (3 часа)

Образование и наука в Древней Греции. Школа и образование в греческих полисах. Развитие наук в Древней Греции. Вклад древних греков в науки о человеке, природе, обществе и государстве.

§ 37



Древнегреческое искусство. Устройство древнегреческих храмов, особенности античной архитектуры. Афинский акрополь в «век Перикла». Выдающиеся скульпторы Древней Греции и их творения. Древнегреческий театр.

§ 38



Олимпийские игры. Спортивные состязания. Олимпийские игры.

§ 39



Глава 10. Македонские завоевания (4 часа)

Возвышение Македонии. Геополитическое положение Македонского царства. Возвышение Македонии при царе Филиппе II.

§ 40



Завоевания Александра Македонского. Причины побед Александра над персами в Малой Азии (битвы при Гранике и Иссе). Осада Тира и «освобождение» Египта. Решающее сражение при Гавгамелах (331 г. до н.э.) и падение Персидской державы. Образование Македонской державы.

§ 41



Греческие государства на Востоке. Эллинистический мир. Распад Македонской державы после смерти Александра и образование новых государств: царство Птолемеев, государство Селевкидов, Македонское царство, Пергам и др.

§ 42



Повторение и проверка знаний. Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока.

§ 24-42

Составить кроссворд «Древняя Греция»

Раздел IV. Древний Рим (21 час)



Глава 11. Образование Римской республики (3 часа)

Начало римской истории. Местоположение и природные условия Италии. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание.

§ 43



Республика римских граждан. Государственное устройство. Римские консулы. Римское гражданство. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Римские жрецы: понтифики, авгуры, фециалы. Пантеон римских богов.

§ 44



Завоевание Римом Италии. Подчинение Италии Римом. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Войны римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царём Пирром. Римская по- литика «разделяй и властвуй».

§ 45



Глава 12. Римские завоевания в Средиземноморье (4 часа)

Первая война с Карфагеном. Карфаген и его владения. Первая Пуническая война. Окончание войны. Подготовка сторон к новой войне.

§ 46



Война с Ганнибалом. Вторая Пуническая война. Битва при Каннах. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Итоги войны. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

§ 47



Рим — завоеватель Средиземноморья. Римские завоевания во II веке до н.э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Третья Пуническая война. Образование провинций и управление ими. Триумфы римских полководцев.

§ 48



Повторение и проверка знаний. Рост Римского государства. Причины возвышения Рима. Последствия римских завоеваний.

§ 43-48



Глава 13. Гражданские войны в Римской республики

(5 часов)

Народные трибуны — братья Гракхи. Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Обогащение знати. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха, борьба за передел «общественной земли».

§ 49



Сулла — первый военный диктатор Рима. Война с нумидийским царём Югуртой. Военная реформа Гая Мария и превращение римской армии в профессиональную. Гражданская война и захват Рима армией Луция Корнелия Суллы.

§ 50



Восстание Спартака. Источники рабства в Древнем Риме и причины увеличения количества рабов в III — I вв. до н.э. Особенности применения рабского труда в Риме. Гладиаторы. Восстание под предводительством Спартака.

§ 51



Цезарь — повелитель Рима. Триумвират (Марк Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь) и борьба его участников за власть. Войны Цезаря в Галлии и пе- реход Рубикона (49 г. до н.э.). Гражданская война 49–45 гг. до н.э. и установление единоличной власти Цезаря.

§ 52



Падение республики. Положение в Риме и судьба республики после убийства Цезаря. Борьба сторонников республики и «наследников Цезаря».

§ 53



Глава 14. Расцвет и могущество Римской империи (4 часа)

Император Октавиан Август. Властные полномочия Октавиана Августа и укрепление его единоличной власти (принципат). Новые завоевания и расширение границ Римской империи.

§ 54



Цезари Рима. Предпосылки отказа от восстановления республики при пре- емниках Октавиана Августа. Положение цезарей (императоров).

«Наихудшие» (Нерон) и «наилучшие» (Траян) императоры.

§ 55



Жизнь в Римской империи. Облик Рима в период наивысшего могущества империи. Осо- бенности римской архитектуры. Памятники культуры и истории Рима времён империи. Отдых и досуг римлян.

§ 56 стр. 279-285



Жизнь в Римской империи. Состояние дорог и их значение для управления провинциями. Облик провинциальных городов империи: общее и особенное. Проблемы использования рабского труда в сельском хозяйстве в связи с сокращением завоевательных походов. Колоны.

§ 57 стр. 185-287



Глава 15. Закат античной цивилизации

(5 часов)

Кризис Римской империи в III веке. Кризисные явления во всех сферах жизни римского общества и государства. Деятельность императора Аврелиана (270–275 гг.).

§ 58



Христианство. Условия возникновения нового религиозного учения в Палес- тине. Этапы распространения христианства в контексте социально-политической истории Римской империи.

§ 59



Императоры Диоклетиан и Константин. Личности римских императоров III — IV вв., способы борьбы за верховную власть в Риме и провинциях, роль армии в политической жизни империи. Диоклетиан (284–305 гг.) и его реформы управления Римом. Константин (306–337 гг.) и его реформы в религиозной, социально-экономической и культурной сферах жизни Римской империи.

§ 60



Падение Западной Римской империи. Натиск варварских племён на границы Римской империи в период Великого переселения народов. Политика Феодосия I по преодолению кризисных явлений. Нашествия варваров на Рим в V в. Причины падения Западной Римской империи. Закат античной цивилизации. Конец истории Древнего мира.

§ 61



Повторение и проверка знаний. Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и римлян в мировую культуру.

Подготовить рассказ о событие или человеке в истории Древнего Рима



Итоговое повторение (1 час)

Повторительно-обобщающий урок по курсу «Древний мир».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!