№ п/п | Дата | Раздел, тема программы, кол-во часов | Тема урока, формы контроля | Домашнее задание |
План | Факт |
| | | Введение (2 ч) | Что изучает история. Место истории Древнего мира в периодизации всемирной истории. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Историческая карта. РК. Исследователи ДВ. Археология и ее слуги. | § 1 |
| | | Счёт лет в истории. Многообразие способов счёта лет в древности: эра, век, календарь, даты. Линия времени. Правила соотнесения, определения последовательности и длительности исторических событий, решения элементарных хронологических задач. | § 2 |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 часов) |
| | | Глава 1. Люди каменного века (3 часа) | Появление людей на Земле. Происхождение человека. Признаки выделения человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей. Основные занятия людей в каменном веке (палеолите): охота и собирательство. Древнейшие орудия труда. Овладение огнём и его роль в развитии человека. «Человек разумный». РК. Заселение древнейшим человеком бассейна Амура. Стоянки древнейших людей, орудия труда, образ жизни, занятия. | §3 |
| | | Жизнь древних охотников. Причины освоения новых земель в каменном веке. Влияние природной среды на жизнь и занятия людей в древности. Великое оледенение. Охота на мамонтов и других крупных животных, жи- лища, одежда и др. Потепление. Изобретение лука и стрел, лодки и др. Постоянное усовершенствование орудий труда в результате изменения условий жизни древнего человека. РК. Расселение «человека разумного». Совершенствование техники обработки орудий труда. | § 4 |
| | | Искусство и религия первобытных людей. Открытие пещерной живописи. Причины зарождения искусства в первобытном обществе. Связь искусства и религии в первобытном обществе. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Миф как часть духовной культуры первобытного человека и исторический источник. РК. Искусство и религиозные верования народов ДВ. Петроглифы Сикачи-Алян. | § 5 |
| | | Глава 2. Возникновение цивилизации (3 часа) | Древние земледельцы и скотоводы. Переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества («неолитическая революция»). Отличия производящего хозяйства от присваивающего. Об- разование родовых общин и племён. Совершенствование орудий труда и техники земледелия. Развитие ремёсел и торговли. РК. Своеобразие материальной культуры и хозяйства. Возникновение племен на ДВ. | § 6 |
| | | От первобытности к цивилизации. Смена каменного века бронзовым и последствия этого: появление излишков, разделение племён на земледельцев и скотоводов, появление обмена, денег и торговли. Возникновение социального неравенства: появление частной собственности, переход от родовой общины к соседской, формирование знати. РК. Появление меди. Знакомство с бронзой. Своеобразие бронзового века на ДВ. | § 7 |
| | | Повторение и проверка знаний. Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Понятие «Древний мир». РК. Вклад дальневосточных племен в мировую культуру. | § 3-7 |
Раздел II. Древний Восток (17 часов) |
| | | Глава 3. Древний Египет (5 часов) | Возникновение государства в Древнем Египте. Природно-географическое положение Египта, роль реки Нила в развитии древнеегипетской цивилизации. Условия для занятия земледелием. Предпосылки возникновения государственной власти и управления в Египте и объединения страны под властью правителей Южного царства. | § 8 |
| | | Жизнь древних египтян. Положение различных слоёв древнеегипетского общества. Уп равление государством (фараон, чиновники). Жрецы. Условия жизни и занятия вельмож. Условия жизни и труда земледельцев и ремесленников. Положение рабов. | § 9 |
| | | Могущество и упадок державы фараонов. Отношения Египта с соседними народами. Устройство древнеегипетского войска. Завоевательные походы древнеегипетских фараонов в середине II тыс. до н.э. Ослабление Египта при преемниках Рамсеса II и распад Египетского государства. | § 10 |
| | | Религия древних египтян. Религия древних египтян как отражение природных и социокультурных особенностей Древнего Египта. Древнеегипетские храмы и культ богов. Пирамиды Египта и скальные гробницы и связь их строительства с заупокойным культом. | § 11 |
| | | Культура Древнего Египта. Понятие «культура». Каноны изобразительного искусства, особенности скульптуры и живописи Древнего Египта, памятники мирового значения. Научные знания в Древнем Египте. Древнеегипетская письменность. Научные знания в Древнем Египте. | § 12 |
| | | Глава 4. Западная Азия в древности (7 часов) | Древнее Междуречье. Географическое положение Месопотамии (Междуречья), её природно-климатические особенности. Шумерские города-государства. Глиняные таблички и клинопись. | §13 |
| | | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Причины возвышения Вавилона в XVIII в. до н.э. Законы Хаммурапи как исторический источник. | § 14 |
| | | Финикийские мореплаватели. Географическое положение и природные особенности городов-государств на восточном берегу Средиземного моря. Занятия финикийцев. Финикийские колонии. | § 15 |
| | | Древняя Палестина. Географическое положение и природные особенности Палестины. Первые цари Израиля. | § 16 |
| | | Ассирийская держава. Географическое положение и природные условия Ассирии, обеспечившие её военное превосходство над соседними государс- твами с началом железного века. Ассирийская армия — армия нового типа (железное оружие, конница, тараны и др.). Образование Ассирийской державы и политика ассирийских царей в завоёванных странах. | § 17 |
| | | Нововавилонское царство. Борьба за раздел ассирийских владений и возвышение Нововавилонского царства. Научные познания вавилонян. | § 18 |
| | | Персидская держава. Объединение персов под властью Кира и образование Персидской державы в борьбе с Мидией, Лидией, Вавилоном и Египтом. Борьба за власть в Персидской державе после смерти Кира. | § 19 |
| | | Глава 5. Индия и Китай в древности (5 часов) | Государства Древней Индии. Географическое положение Индии, особенности рек Инд и Ганг. Хозяйственное освоение долины Ганга в начале железного века. Образование государств и особенности цивилизации в долине Ганга. | § 20 |
| | | Общество и культура Древней Индии. Варны и касты, отношения в обществе. Верования индийцев. Культурные достижения и научные от- крытия древних индийцев. | § 21 |
| | | Государства Древнего Китая. Географическое положение Китая, особенности рек Хуанхэ и Янцзы. Начало железного века в Китае и освоение долины Янцзы. Образование новых государств и междоусобные войны между правителями этих стран в VI — III вв. до н.э. Объединение Китая под властью Цинь Шихуанди. | § 22 |
| | | Культура Древнего Китая. Конфуций и его учение. Лао Цзы и учение даосизма. Памятники искусства. Изобретения китайцев. Развитие наук в Древнем Китае. | § 23 |
| | | Повторение и проверка знаний. Где и почему возникли первые цивилизации. Понятие «Древний Восток». | § 8-23 |
Раздел III. Древняя Греция (21 час) |
| | | Глава 6. Древнейшая Греция (4 часа) | Зарождение греческой цивилизации. Географические и природные условия Греции. Цивилизация Крита: организация управления, занятия жителей. | § 24 |
| | | Ахейская Греция. Вторжение ахейских племён в начале II тыс. до н.э. Ахейская Греция в XV — XII вв. до н.э. Троянская война. | § 25 |
| | | Поэмы Гомера. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как памятник культуры и исторический источник. «Гомеровская Греция». | § 26 |
| | | Боги и герои Древней Греции. Верования древних греков. Сказания о богах Олимпа. Древнегреческие храмы и культ богов. Герои Эллады. | § 27 |
| | | Глава 7. Греческие полисы и их борьба с персидским нашествием (7 часов) | Возникновение полисов. Характерные черты древнегреческого полиса. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. | § 28 |
| | | Великая греческая колонизация. Великая греческая колонизация. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Значение греческой колонизации. | § 29 |
| | | Возникновение демократии в Афинах. Географическое положение Аттики и занятия её жителей. Положение различных слоёв населения Афинского полиса. | § 30 |
| | | Древняя Спарта. Спарта: географическое положение, основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. | § 31 |
| | | Греко-персидские войны. Греческие колонии в Малой Азии под властью персов. Причины вторжения персов в Грецию. Поход персов против Афин 490 г. до н.э. | § 32 стр. 167-170 |
| | | Греко-персидские войны. Поход персов под командованием Ксеркса на Грецию (480 г. до н.э.). Ведущая роль Афин и Спарты в организации освободительной борьбы. Итоги войн с Персией. | § 33 стр. 170-175 |
| | | Повторение и проверка знаний. Древнейшая и Древняя Греция в первой половине V века до н.э. | |
| | | Глава 8. Могущество и упадок Афин (3 часа) | Расцвет Афинского государства. Главенствующее положение Афин среди греческих полисов во второй половине V в. до н.э. Деятельность Перикла. Ограниченность афинской демократии. | § 34 |
| | | Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. Особенности рабовладения в Греции. Источники рабства в античном мире. Положение рабов и отношение к ним свободных греков. Быт и досуг древних греков. | § 35 |
| | | Упадок Эллады. Причины и начало Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н.э.). Поражение Афин в Пелопоннесской войне и её последствия для Греции в целом. | § 36 |
| | | Глава 9. Древнегреческая культура (3 часа) | Образование и наука в Древней Греции. Школа и образование в греческих полисах. Развитие наук в Древней Греции. Вклад древних греков в науки о человеке, природе, обществе и государстве. | § 37 |
| | | Древнегреческое искусство. Устройство древнегреческих храмов, особенности античной архитектуры. Афинский акрополь в «век Перикла». Выдающиеся скульпторы Древней Греции и их творения. Древнегреческий театр. | § 38 |
| | | Олимпийские игры. Спортивные состязания. Олимпийские игры. | § 39 |
| | | Глава 10. Македонские завоевания (4 часа) | Возвышение Македонии. Геополитическое положение Македонского царства. Возвышение Македонии при царе Филиппе II. | § 40 |
| | | Завоевания Александра Македонского. Причины побед Александра над персами в Малой Азии (битвы при Гранике и Иссе). Осада Тира и «освобождение» Египта. Решающее сражение при Гавгамелах (331 г. до н.э.) и падение Персидской державы. Образование Македонской державы. | § 41 |
| | | Греческие государства на Востоке. Эллинистический мир. Распад Македонской державы после смерти Александра и образование новых государств: царство Птолемеев, государство Селевкидов, Македонское царство, Пергам и др. | § 42 |
| | | Повторение и проверка знаний. Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока. | § 24-42 Составить кроссворд «Древняя Греция» |
Раздел IV. Древний Рим (21 час) |
| | | Глава 11. Образование Римской республики (3 часа) | Начало римской истории. Местоположение и природные условия Италии. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. | § 43 |
| | | Республика римских граждан. Государственное устройство. Римские консулы. Римское гражданство. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Римские жрецы: понтифики, авгуры, фециалы. Пантеон римских богов. | § 44 |
| | | Завоевание Римом Италии. Подчинение Италии Римом. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Войны римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царём Пирром. Римская по- литика «разделяй и властвуй». | § 45 |
| | | Глава 12. Римские завоевания в Средиземноморье (4 часа) | Первая война с Карфагеном. Карфаген и его владения. Первая Пуническая война. Окончание войны. Подготовка сторон к новой войне. | § 46 |
| | | Война с Ганнибалом. Вторая Пуническая война. Битва при Каннах. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Итоги войны. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. | § 47 |
| | | Рим — завоеватель Средиземноморья. Римские завоевания во II веке до н.э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Третья Пуническая война. Образование провинций и управление ими. Триумфы римских полководцев. | § 48 |
| | | Повторение и проверка знаний. Рост Римского государства. Причины возвышения Рима. Последствия римских завоеваний. | § 43-48 |
| | | Глава 13. Гражданские войны в Римской республики (5 часов) | Народные трибуны — братья Гракхи. Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Обогащение знати. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха, борьба за передел «общественной земли». | § 49 |
| | | Сулла — первый военный диктатор Рима. Война с нумидийским царём Югуртой. Военная реформа Гая Мария и превращение римской армии в профессиональную. Гражданская война и захват Рима армией Луция Корнелия Суллы. | § 50 |
| | | Восстание Спартака. Источники рабства в Древнем Риме и причины увеличения количества рабов в III — I вв. до н.э. Особенности применения рабского труда в Риме. Гладиаторы. Восстание под предводительством Спартака. | § 51 |
| | | Цезарь — повелитель Рима. Триумвират (Марк Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь) и борьба его участников за власть. Войны Цезаря в Галлии и пе- реход Рубикона (49 г. до н.э.). Гражданская война 49–45 гг. до н.э. и установление единоличной власти Цезаря. | § 52 |
| | | Падение республики. Положение в Риме и судьба республики после убийства Цезаря. Борьба сторонников республики и «наследников Цезаря». | § 53 |
| | | Глава 14. Расцвет и могущество Римской империи (4 часа) | Император Октавиан Август. Властные полномочия Октавиана Августа и укрепление его единоличной власти (принципат). Новые завоевания и расширение границ Римской империи. | § 54 |
| | | Цезари Рима. Предпосылки отказа от восстановления республики при пре- емниках Октавиана Августа. Положение цезарей (императоров). «Наихудшие» (Нерон) и «наилучшие» (Траян) императоры. | § 55 |
| | | Жизнь в Римской империи. Облик Рима в период наивысшего могущества империи. Осо- бенности римской архитектуры. Памятники культуры и истории Рима времён империи. Отдых и досуг римлян. | § 56 стр. 279-285 |
| | | Жизнь в Римской империи. Состояние дорог и их значение для управления провинциями. Облик провинциальных городов империи: общее и особенное. Проблемы использования рабского труда в сельском хозяйстве в связи с сокращением завоевательных походов. Колоны. | § 57 стр. 185-287 |
| | | Глава 15. Закат античной цивилизации (5 часов) | Кризис Римской империи в III веке. Кризисные явления во всех сферах жизни римского общества и государства. Деятельность императора Аврелиана (270–275 гг.). | § 58 |
| | | Христианство. Условия возникновения нового религиозного учения в Палес- тине. Этапы распространения христианства в контексте социально-политической истории Римской империи. | § 59 |
| | | Императоры Диоклетиан и Константин. Личности римских императоров III — IV вв., способы борьбы за верховную власть в Риме и провинциях, роль армии в политической жизни империи. Диоклетиан (284–305 гг.) и его реформы управления Римом. Константин (306–337 гг.) и его реформы в религиозной, социально-экономической и культурной сферах жизни Римской империи. | § 60 |
| | | Падение Западной Римской империи. Натиск варварских племён на границы Римской империи в период Великого переселения народов. Политика Феодосия I по преодолению кризисных явлений. Нашествия варваров на Рим в V в. Причины падения Западной Римской империи. Закат античной цивилизации. Конец истории Древнего мира. | § 61 |
| | | Повторение и проверка знаний. Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и римлян в мировую культуру. | Подготовить рассказ о событие или человеке в истории Древнего Рима |
| | | Итоговое повторение (1 час) | Повторительно-обобщающий урок по курсу «Древний мир». | |