№ | Тема урока | кол-во часов | Основное содержание по темам | Планируемая деятельность учащихся (на уровне учебных действий) | Дата план | Дата факт | Домашнее задание (инвариантная часть) |
1. | Введение (1 ч) | 1 | Хронология и сущность нового этапа российской истории и истории Смоленщины. Проблема достоверности и фальсификации исторических фактов. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории России с древнейших времен до нач. XVI в.; Планировать свою деятельность по изучению истории России XVI- XVII вв.; Используя историческую карту, актуализировать знания об особенностях геополитического положения России; Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России; Знакомиться с особенностями учебника; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | | С. 3-5 |
Россия в XVI веке (13 ч) |
2. | Княжение Василия III. | 1 | Завершение объединения земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Укрепление княжеской власти. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания по истории России XIV-XV вв. об объединении земель вокруг Москвы; Раскрывать смысл понятия челобитная; Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI века; Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | §1-2 с. 6-14, зад. с. 14 |
3 | Княжение Василия III. | 1 | Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским. Смоленщина в составе Московского государства. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте события внешней политики периода правления Василия III; Актуализировать знания о соседях России в данных период, о взаимоотношениях с ними в конце XV века; Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о взаимоотношениях с «осколками» Орды и направлениями внешней политики России); Высказывать мнение о причинах отмирания удельной системы; Составлять характеристику Василия III; Анализировать фрагменты документов в учебнике; Обоснованно отвечать на главный вопрос урока; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | Ист. См. §13 стр.69-70, §15 стр.74-76 |
4 | Регентство Елены Глинской. | 1 | Унификация денежной системы. Период боярского правления. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: регент; Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI в. Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой (на основе работы с учебником); Анализировать отрывок из документа в учебнике о воспитании Ивана Грозного, высказывать мнение о том, как это скажется на ходе его правления; Обоснованно отвечать на главный вопрос урока; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | | § 3 с.16-23, зад.2 с.23 |
5 | Принятие Иваном IV царского титула. | 1 | «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Отмена кормлений. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Избранная рада, Земский собор; Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула; Рассказывать о восстании в Москве, высказывать мнение о его влиянии на дальнейшее правление Ивана IV; Сравнивать Избранную Раду и Боярскую думу, выдвигать гипотезы о причинах появления Избранной рады; Начать составление характеристики Ивана IV (на основе работы с документом, учебником); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | §4 стр. 25-29 |
6 | Органы государственной власти. | 1 | Приказная система. Боярская дума. «Малая дума». Местничество. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий посад, регент; Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI века; Объяснять значение выражения «Москва – Третий Рим», высказывать мнение о причинах появления данной идеи; Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Российского государства в середине XVI века (используя текст учебника); Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой (на основе работы с учебником); Анализировать отрывок из документа в учебнике о воспитании Ивана Грозного, высказывать мнение о том, как оно скажется на ходе его правления; Обоснованно отвечать на главный вопрос урока; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | | Конспект урока |
7 | Реформы середины XVI века. | 1 | Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Реформа центрального управления. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Военная реформа. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: централизованное государство, служилые люди, стрельцы, приказы, Стоглав; Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов; Начать составление схемы «Реформы Ивана IV»; Сравнивать систему центрального управления в XV и XVI вв.; Рассказывать об устройстве и деятельности приказов (на основе работы с текстом учебника и иллюстрациями в учебнике); Высказывать мнение о том, почему стрелецкое войско называют первым регулярным войском в отечественной истории; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | § 5-6 с.32-39, зад. с.39-40 |
8 | Урок-практикум: «Реформы середины XVI века» | 1 | Работа с документами по следующему содержанию: Реформы середины XVI в. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Военная реформа. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Систематизировать материал о реформах Ивана IV на основании учебника и отрывков из документов (закончить составление схемы «Реформы Ивана IV»); Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, записок иностранцев о России, отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским ) и использовать их для характеристики итогов реформ, для рассказа о положении различных слоев населения России, о политике власти; Составлять фишбоун; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | | рабочий лист |
9 | Внешняя политика России в XVI в. | 1 | Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Битва при Молодях. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятия многонациональное государство; Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства; Выделять основные направления внешней политики России данного периода; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | §7, с.41-44, зад. с.49-50, схема |
10 | Ливонская война. | | Ливонская война. Причины и результаты поражения России в войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. | Выделять основные направления внешней политики России данного периода; Называть причины Ливонской войны (на основе работы с учебником); Анализировать итоги Ливонской войны; Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси; Составлять схему «Внешняя политика России при Иване IV»; Характеризовать причины успехов внешней политики России в Поволжье и Сибири; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | §7 стр.44-49, 57-59 |
11 | Россия в конце XVI в. Опричнина. | 1 | Дискуссия о причинах и характере опричнины. Опричный террор. Результаты и последствия опричнины. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина, террор; Объяснять причины, сущность и последствия опричнины; Показывать на карте территорию опричнины и земщины; Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков; Высказывать мнение о связи событий внешней политики с отменой опричнины; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | § 8-9 с. 51-57, 60-61 зад. с.61-62 |
12 | Урок-дискуссия «Итоги правления Ивана IV». | 1 | Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Поражение России в Ливонской войне. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: «заповедные лета», крепостное право; Работать с документом (с. 74), отвечать на вопросы; Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них; Завершить составление характеристики Ивана IV; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Работать в парах и (или) группах; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | Конспект урока |
13 | Царь Фёдор Иоаннович. | | Строительство российских крепостей и засечных черт. «Ожерелье земли русской». | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: «урочные лета»; Высказывать мнение об учреждении патриаршества в Московском государстве; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Работать в парах и (или) группах; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | Стр.77-80 с. 74-75, повтор. §§4-10 |
14 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVI веке» | 1 | Повторение, обобщение и контроль по теме. | Систематизировать информацию по теме «Россия в XVI веке»»; Называть общие черты и особенности Российского государства в XVI веке; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Высказывать суждение о значении наследия XVI века для современного общества; Осуществлять самооценку и взаимооценку; Подводить итоги проектной деятельности; Вариант 2. Данный урок также может проходить в форме игры-викторины и др. | | | |
Смута в России (6 ч) |
15 | Династический кризис. | 1 | Избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять в тексте учебника проявления и причины кризиса государства и общества в конце XVI в.; Объяснять причины кризиса власти; Характеризовать личности Федора Ивановича и Бориса Годунова; Выполнять задания к тексту параграфа (задания 1 на с. 82); Работать с отрывками из сочинений историков (стр. 83), отвечать на вопросы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | | §11с.76-82, зад. с.82 |
16 | Смутное время начала XVII века, дискуссия о его причинах. | 1 | Обострение социально-экономического кризиса. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Смутное время (Смута), самозванец, крестоцеловальная запись; Называть и объяснять причины Смуты; Называть хронологические рамки Смуты; Высказывать мнение о том, что заставило участвовать в событиях Смуты и землевладельцев, и крестьян; Показывать на карте путь Лжедмитрия I; Характеризовать Лжедмитрия I, Василия Шуйского; Начать составление таблицы «Основные события Смутного времени»; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | | §12 с.84-90, зад. с.90-91 |
17 | Царь Василий Шуйский. | 1 | Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Смоленщина в начале XVII века. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: интервенция, «тушинский вор», «семибоярщина»; Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения; Характеризовать положение людей разных сословий в годы Смуты; Рассказывать о восстании И. Болотникова, высказывать мнение о причинах его неудачи; Продолжить составление таблицы «Основные события Смутного времени»; Выделять причины начала освободительного движения, неудачи Первого ополчения; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | §13 с.92-99, зад. с.100 |
18 | Подъем национально-освободительного движения. | 1 | Первое и второе ополчения. Освобождение Москвы в 1612 году. Земский собор 1613 года. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: ополчение; Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения; Завершить составление таблицы «Основные события Смутного времени»; Аргументировать мнение о том, что к 1611 г. Смута переросла в национально-освободительную борьбу; Рассказывать об освобождении Москвы; Высказывать и аргументировать мнение о том, почему на престол был избран Михаил Романов; Называть задачи, стоявшие перед Михаилом Романовым в начале его правления (на основе работы с учебником); Называть условия Столбовского мира и Деулинского перемирия (на основе работы с учебником); Раскрывать итоги Смуты; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | §14 с.101-108,зад. с.109 |
19 | Смоленское воеводство Речи Посполитой. | 1 | Экономическое и политическое развитие Смоленщины в первой половине XVII века. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: волоки, войты, магдебургское право, магистрат, ратуша; Рассказывать о религии и культуре Смоленского воеводства; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | Ист. См. §18стр.89-93 с. 110-111, повторить §§11-14 |
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Смута в России» | 1 | Повторение, обобщение и контроль знаний по теме | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Смута в России»; Высказывать суждения о деятелях Смутного времени; Обсуждать влияние итогов Смуты на развитие государства и общества; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | |
Россия в XVII веке (14 ч) |
21 | Россия при первых Романовых. | 1 | Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Борьба за Смоленск. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Использовать историческую карту для характеристики экономического развития России в XVII веке; Высказывать и аргументировать мнение, почему на престол был избран Михаил Романов; Характеризовать личность и деятельность царя; Называть условия Столбовского мира и Деуленского перемирия (на основе работы с учебником); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | | §15 с.113-119, зад. с.119-120 |
22 | Урок – практикум «Государственное устройство России в XVII веке». | 1 | Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное управление. Военная реформа | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: городовой воевода; Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством; Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного; Изучать документы о Боярской думе и приказах (с. 143-144), отвечать на вопросы к документам; Объяснять, какие изменения произошли в составе и деятельности Боярской думы в XVII веке; Характеризовать значение сильные и слабые стороны приказной системы; Выявлять причины реорганизации вооруженных сил; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | | §18 стр.136-142 |
23 | Царь Алексей Михайлович. | 1 | Укрепление самодержавия. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: городские восстания; Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича, начать составление его портрета; Объяснять, как изменились функции отдельных органов власти на протяжении XVII века; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | §19 стр.146-148, §20 стр.158-160 |
24 | Патриарх Никон. Раскол в Церкви. | 1 | Протопоп Аввакум, формирование старообрядства | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы; Называть причины церковной реформы; Раскрывать сущность и причины конфликта «священства» и «царства»; Выполнять задания к параграфу (с. 171-172); Характеризовать личность Никона; Выполнять проблемные задания; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | §21-22 стр. 162-171 |
25 | Урок-практикум по теме «Церковный раскол». | 1 | Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме: «Церковный раскол» | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Работать с текстом исторических документов и иллюстрациями (с. 166-173), отвечать на вопросы по их содержанию; Давать оценку решениям Большого церковного собора 1666-1667 гг.; Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, опираясь на исторические документы; Составлять план п. «Гонения на старообрядцев»; Выполнять проблемные задания; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | | |
26 | Царь Федор Алексеевич. | 1 | Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. | Раскрывать смысл понятий: полки нового (иноземного) строя, местничество; Высказывать мнение о причинах и последствиях реформ системы управления, отмены местничества; Обсуждать в парах значение отмены местничества; Характеризовать личность и деятельность царя Федора Алексеевича; Раскрывать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича. | | | §27 стр. 206-211 |
27 | Экономическое развитие России в XVII веке. | 1 | Первые мануфактуры. Ярмарки. Смоленский край во второй половине XVII века. | Использовать историческую карту для характеристики экономического развития России в XVII веке; Раскрывать смысл понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, засечная черта; Объяснять причины появления новых явлений в экономике, их последствия; Составлять план по теме «Изменения в сельском хозяйстве»; Сравнивать процесс появления мануфактур в России и Европе, мануфактуру ремесленную мастерскую. | | | §15, стр.115-119, §17 с.133-134 |
28 | Социальная структура российского общества. | 1 | Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население. Стрельцы, служилые иноземцы, казаки. | Раскрывать смысл понятий: сословие, дворянство, Государев двор, духовенство; Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства; Начать составление таблицы «Основные сословия в XVII веке»; Применять историческую информацию для анализа произведений живописи (с. 123-124 в учебнике); Характеризовать особенности положения духовного сословия. | | | §16 с.121-126, зад.с.126 |
29 | Социальная структура российского общества. | 1 | Крестьяне, холопы. Русская деревня в 17 веке. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. | Раскрывать смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне, владельческие крестьяне; Продолжить составление таблицы «Основные сословия в XVII веке»; Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян; Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян; Выявлять особенности экономической политики первых Романовых; Высказывать мнение о причинах появления Торгового и Новоторгового уставов, об их значении. | | | §17с.128-134, зад.с.135 |
30 | Городские восстания середины XVII века. | 2 | Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Медный бунт. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: казаки, крестьянская война; Показывать на карте территории, охваченные народными восстаниями; Выделять и называть причины и последствия народных движений в России XVII века; Сравнивать Соляной и Медный бунты; Высказывать и аргументировать оценочное мнение о том, можно ли назвать Степана Разина «благородным разбойником»; Отвечать на вопросы по картинам (с. 178-180) (о Степане Разине); Называть дату, высказывать мнение о причинах поражения выступления под предводительством Степана Разина; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | §19 стр.149-152, §23 с.173-176, зад. с.180-181 |
31 | Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина. | 1 | Значение выступления Разина. | Высказывать и аргументировать оценочное мнение о том, можно ли назвать Степана Разина «благородным разбойником»; Отвечать на вопросы по картинам (с. 178-180) (о Степане Разине); Называть дату, высказывать мнение о причинах поражения выступления под предводительством Степана Разина; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе. | | | §23 стр.176-180 |
32 | Внешняя политика России в XVII веке. | 1 | Присоединение смоленских земель к России. Вхождение Украины в состав России. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: гетман, Рада; Показывать на карте территориальный рост России в XVII веке; Выделять и называть задачи внешней политики России в XVII веке (на основе работы с учебником); Объяснять, в чём заключалась сложность решения данных задач; Высказывать и аргументировать мнение о необходимости перестройки дипломатической службы страны для укрепления международного положения России; Начать составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | §24-25 с.184-192, зад. с.192-194 |
33 | Урок-практикум по теме «Внешняя политика России в XVII веке». | 1 | Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Внешняя политика России в XVII веке» | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территориальный рост России в XVII веке, направления военных походов; Продолжить составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»; Объяснять причины и последствия присоединения Левобережной Украины к России, давать оценку данному событию; Работать с отрывками документов, видеофрагментами, отвечать на вопросы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | | рабочий лист |
34 | Повторение и обобщение по теме «Россия в XVII веке». | | Систематизация и контроль знаний. | Показывать на карте территориальный рост России в XVII веке, направления военных походов; Продолжить составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»; Объяснять причины и последствия присоединения Левобережной Украины к России, давать оценку данному событию; Работать с отрывками документов, видеофрагментами, отвечать на вопросы. | | | |
Культурное пространство (6 часов) |
35 | Российские географические открытия. | 1 | Выход к Тихому океану. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: землепроходцы, ясак; Показывать на исторической карте территории, открытые русскими землепроходцами в XVII веке, направления экспедиций; Называть причины и последствия продвижения землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток в XVII веке; Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным населением Сибири и Дальнего Востока; Обсуждать причины заключения Нерчинского договора и уступок России; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | | §26 с.195-198, зад. с.203 |
36 | Освоение Поволжья, Урала, Сибири. | 1 | Ясачное налогообложение. Межэтнические отношения. | Раскрывать смысл понятий: землепроходцы, ясак; Показывать на исторической карте территории, открытые русскими землепроходцами в XVII веке, направления экспедиций; Называть причины и последствия продвижения землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток в XVII веке; Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным населением Сибири и Дальнего Востока; Обсуждать причины заключения Нерчинского договора и уступок России. | | | §26 с.199-203, зад. с.205 |
37 | Изменения в картине мира в XVI - XVII вв. и повседневная жизнь человека. | 1 | | Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации XVI в. Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в. Составлять характеристику (исторический портрет) А.Л.Ордин-Нащокина. | | | §28 с.213-218, зад. с.219 |
38 | Изменения в картине мира в XVI - XVII вв. и повседневная жизнь человека. | 1 | | Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций о жизни (быте) и картине мира отдельных сословий, используя материалы учебника, дополнительную информацию, в т.ч. Интернет-ресурсы | | | §30 с.228-233, зад. с.233 |
39 | Архитектура. | 1 | Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли. Крепости. Федор Конь. Деревянное зодчество. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций о жизни (быте) и картине мира отдельных сословий, используя материалы учебника, дополнительную информацию, в т.ч. Интернет-ресурсы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | §29 с.222-224, конспект урока зад.с.233-234 |
40 | Изобразительное искусство. | 1 | Симон Ушаков. Иконопись. Парсунная живопись. | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «В канун великих реформ»; Называть общие черты и особенности данного периода в истории России и Западной Европы; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | с. 224-225 |
41 | Летописание и начало книгопечатания. | 1 | «Домострой». Развитие образования и научных знаний. | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «История России в XVI-XVII вв.»; Выполнять итоговую контрольную работу по теме «в XVI-XVII вв.»; Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; | | | с. 236-238, проекты |
42 | Итоговый урок | 1 | Смоленский край в основных событиях XVI-XVII вв. | Вариант 1. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций об основных событиях истории Смоленского края в XVI-XVII вв., используя материалы учебника, дополнительную информацию, в т.ч. Интернет-ресурсы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Вариант 2. Экскурсия в музей, посещение мест исторических событий. - Составлять творческие отчеты (презентации) по результатам экскурсии. | | | творческие отчеты или сообщения (презентации) |