СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по истории 5 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено к учебнику  Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А.,  Годер Г.И. , Свенцицкая И.С.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по истории 5 класс ФГОС»

7. Календарно-тематическое планирование. 5 класс. История



урока

Тема

урока

Дата

Контроль

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС (УУД)

Подготовка к ОГЭ

Предметные

Личностные

Метапредметные

Введение в историю- 8час.

1

НРЭО

Введение:

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Исторические источники


Текущий

Раскрывать значение терминов история, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Научатся раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник

Будет сформировано осознанное отношение к науке «История»

Смогут участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю


2

Историческая хронология. Счет лет в истории


Текущий

Осмысление различия понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Определение исторического времени по ленте времени.

Решение исторических задач и проблемных ситуации на счет времени.

Научатся рассматривать события в исторической хронологии, выстраивать события по годам, характеризовать особенности измерения времени у разных народов, показывать особенности летоисчисления н.э. и до н.э.

Смогут оценить значение хронологии в изучении истории

Смогут высказать предположения по вопросу «Почему представления о временах года (сезонах) и их продолжительности сложилось только у первобытных земледельцев, а не раньше?» (Р).

Научатся сравнивать счет лет в древности у древних египтян и у римлян, объясняя различия и преимущества (П).


3

НРЭО

Историческая карта. Южный Урал на карте России


Текущий


Научатся понимать, что историческая карта - важный источник информации.

Научатся приводить примеры использования карт и планов при изучении истории родного края.

Смогут объяснить какую полезную информацию можно получить из исторической карты

Научатся на основе заданного алгоритма производить сравнительный анализ при заполнении опорного конспекта(Р)


4

НРЭО Географические названия - свидетели прошлого


Текущий




Научатся понимать, что географические названия заключают в себе информацию, необходимую для изучения прошлого.

Смогут осмыслить тот факт, что необходимо бережное относиться к родному языку и историческим названиям.

Научатся систематизировать, классифицировать изученный материал, заполняя таблицу(П)


5

НРЭО Археология - помощница историков.

Древние соору­жения - источник знаний о прошлом


Текущий


Сформируют общее представление о работе археолога.

Смогут объяснить необходимость и важность археологических раскопок

Научатся сравнивать профессиональные археологические раскопки и раскопки, проводимые случайными людьми, объясняя различия, преимущества и недостатки (П).



6

НРЭО.

Россия – многонациональное государство. Этнография – наука о народах


Текущий


Научатся выявлять особенности, свойственные народам разных стран

Смогут объяснять причины разнообразия национальных культур. Научатся извлекать исторические сведения по истории Южного Урала из этнографических источников

Смогут объяснить, как этнография помогает углубляться в прошлое

Смогут указать, какими достижениями культуры других стран и народов пользуются в повседневной жизни. Смогут информацию представить в любой знаковой системе (К)


7

НРЭО Родословная. Знать своих предков – знать историю


Текущий




Смогут объяснять почему родословная человека является важнейшей частью исторической памяти человечества

Смогут понимать, что «история вокруг нас»

Научатся выполнять проекты на заданную тему, работая с различными дополнительными источниками исторической информации (Р, П, К)


8

НРЭО

О чём могут поведать герб, флаг, гимн


Текущий


Научатся описывать гербфлаг (РФ, Челябинской области), исполнять гимн.

Смогут определить место и значение государственной символики в жизни государства, общества, человека.


Смогут подготовить проекты по заданной тематике и их презентацию (Р, П, К)


Жизнь первобытных людей- 7 ч.

9

Древнейшие люди


Текущий



Определение понятий: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Заполнение сравнительной таблицы «Первобытный и современный человек»

Научатся комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудия труда, собирательство, археолог. Реконструкция. Смогут сравнить первобытного человека с современным, определить отличия человека от животного

Смогут охарактеризовать достижения первобытного человека и их значение для развития человечества в древности

Научатся описывать рисунок «Нападение саблезубого тигра» по предложенному плану (учебник стр. 13) (Р, П.).

Научатся работать с исторической картой, определяя места обитания древнейших людей (П).

Смогут в рисунке отобразить собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни (К)


10

Родовые общины охотников и собирателей.



Текущий

Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Называть новые способы охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

Научатся показывать на карте места расселения первобытных людей, называть и характеризовать новые изобретения человека, выделять признаки родовой общины

Смогут доказать свое мнение, что изобретение лука, стрелы, копья и гарпуна изменило жизнь людей в глубокой древности

На основе технологии продуктивного чтения, работая с текстом учебника (стр. 15), научатся выделять признаки родовой общины и смогут самостоятельно дать определение «родовой общине» (П).


11

Возникновение искусства и религиозных верований





Текущий



Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.

Рассмотреть разные версии о загадках древних художников.

Научатся рассказывать о наскальной живописи, характеризовать верования первобытных людей

Научатся оценивать мифы, как памятники духовной культуры древних народов и исторические источники

Научатся выдвигать версии о происхождении наскальной живописи (Р).

Научатся работать с иллюстрациями в учебнике, объясняя, почему первобытные художники часто изображали зверей, какую роль они играли в жизни древнего человека (П).


12

Возникновение земледелия и скотоводства



Текущий

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Схематически изобразить управление родовой общиной и племенем.

Научатся обобщать информацию и делать выводы об изменениях в жизни людей, связанных с появлением земледелия

Научаться давать собственную оценку изменениям, произошедшим в результате перехода к земледелию и скотоводству

Смогут описывать жизнь и занятия людей в родовой общине и племени (Р).

Научатся находить достоверную и

Научатся излагать свое мнение по вопросу «Почему возникло земледелие и скотоводство?» (К)


13-14

Появление неравенства и знати



Текущий

Исследовать причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. Сравнение родовой и соседской общины: составление сравнительной таблицы.

Научатся обобщать информацию и делать выводы об изменениях, связанных с развитием ремесел

Научаться давать собственную оценку изменениям, произошедшим в жизни людей в результате выделения знати



Научатся извлекать информацию из текста учебника о появлении ремесел, используя технологию продуктивного чтения (П).

Научатся работать в парах, вести диалог, объясняя причины возникновения государства (К)


15

Повторение и тематический контроль по теме «Жизнь первобытных людей»



Тематический

Использование электронных ресурсов для виртуального исторического путешествия. Решение проблемных и развивающих задач с использованием мультимедиаресурсов. Уметь доказать свою позицию (отличие мировоззрения первобытного человека от современного).

Смогут проанализировать достижения древних людей земледелии, в скотоводстве, в ремесле, искусстве.

Смогут выразить свое отношение к достижениям древних людей

Смогут составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания индивидуально и коллективно (П, К).



Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 ч)

Древний Египет- 7 ч.

16

Государство на берегах Нила


Текущий

Изучение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение влияния природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека.

Научатся показывать на карте территорию и реку Нил государства Египет

Научатся высказывать свое оценочное мнение об объединении Египта

Научатся выдвигать версии, формулируя ответ на вопрос «Что стало главной причиной объединения Египта?» (Р)

Научатся объяснять, как река Нил повлияла на становление Египетской цивилизации (П).

Научатся излагать свое мнение по вопросу «Объединения Египта» (К)


17

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте


Текущий

Работа с текстом учебника и дополнительной литературы: поиск и группировка по признакам необходимой информации. Составление схемы: «Основные категории населения Древнего Египта».

Научатся находить и группировать информацию по данной теме из текста учебника, видеоряда, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий

Смогут оценить достижения культуры древних египтян

Научатся составлять описание рисунка, приведенного в учебнике по заданному алгоритму (П, Р).

Смогут составить рассказ от имени земледельца, как прошел его день, включая в рассказ описание одежды, земледельца, его дома, обеда, работы на поле (К)


18

Жизнь египетского вельможи


Текущий



Выделить основные категории населения, их положение. Определить понятия: фараон, жрец, пирамида, папирус.

Смогут описать жизнь египетского вельможи по приведенным рисункам, документам и материалам параграфа

Смогут выразить свое мнение о строительстве гробниц для вельмож и о значении для мировой истории и культуры данного явления

На основе работы с отрывком из древнеегипетской повести о «Приключениях Синухета», смогут высказать предположение, почему египетскому вельможе необходимо было обязательно вернуться на родину? (Р).



19

Военные походы фараонов


Текущий

Определить причины, цели, направления военных походов, даты самых крупных военных походов, итоги военных походов, указать их по легенде карты.


Смогут определить причины военных походов фараонов и определить их значение для жизни египтян. Смогут объяснить новые понятия: бронза, пехотинец, боевая колесница, дышло, возница, колесничий, дротик, наемное

войско

Смогут высказать отношение к военным походам египетских фараонов, аргументируя свое мнение

Смогут высказать предположение, были ли результаты военных побед одинаковыми для фараонов, командиров и простых воинов (Р).

Научатся описывать египетское войско, используя иллюстративный ряд в учебнике (П).



20

Религия древних египтян


Текущий

Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.

Разработка сюжетов для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Обучающиеся смогут объяснить значение понятий: религиозные представления египтян о загробном мире, роль жрецов в формировании картины мира древних египтян

Смогут выразить свое отношение к нравственности и гуманистическим ценностям древнеегипетской цивилизации

Обучающиеся смогут прогнозировать, каких богов и почему египтяне почитали больше всего, а так- же выяснить, зачем египтяне – язычники строили храмы (Р).

Смогут изложить свое мнение, объясняя причины обожествления фараонов (К)


21

Искусство Древнего Египта


Текущий

Работать с информацией из разных исторических источников о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды по иллюстрации.

Обучающиеся смогут: объяснить значение и особенности архитектуры и изобразительного искусства, связанные с религиозным представлением древних египтян

Смогут объяснить, почему достижения искусства Древнего Египта стали образцами для многих современных цивилизаций

Обучающиеся смогут высказать свои версии, объясняя причины строительства пирамид в Древнем Египте (Р).

Обучающиеся смогут подготовить монологический рассказ о путешествии по египетским храмам в настоящем времени (К)


22

Письменность и знания древних египтян


Текущий

Определение понятий иероглиф. Описание процесса изготовления папируса.

Смогут охарактеризовать основные составляющие разнообразия египетского общества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину

Смогут высказать свое мнение о знаниях древних египтян и значении этих знаний для мира в целом

Смогут высказать свои версии по вопросу «Почему очень трудно было стать писцом в древнем Египте?» (Р).

Обучающиеся смогут сравнить роль в обществе и образ жизни вельмож, писцов, земледельцев, зависимых и рабов, выявлять различия данных слоёв населения (П).


Западная Азия в древности -7 ч.

23



Древнее Двуречье.


Текущий

Анализ достижений древних египтян в земледелии.

Сравнение образа жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Научатся характеризовать природно-климатические условия древнего Двуречья и объяснять, какое они оказывали влияние на занятия жителей древнего Двуречья

Смогут оценить культурный вклад древнего Двуречья в мировую цивилизацию

Научатся выдвигать версии ответа на вопрос «Почему миф о потопе возник именно в Двуречье?» (Р).

Научатся сравнивать по заданным признакам природные условия Египта и Двуречья, указав, в чем их различия. Смогут прокомментировать письменность древнего Двуречья и выделить её особые признаки (П).



24

Вавилонский царь Хаммурапи, его

законы


Текущий

Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды.

Описание образа жизни, основных занятий населения.

Научатся характеризовать законы Хаммурапи, как письменный исторический источник, повествующий о Вавилонском царстве

Смогут высказывать суждения о вкладе вавилонян в мировую культуру

Научатся сравнивать положение рабов в Древнем Египте и Вавилоне и объяснять, как отражались в древних легендах представления древних вавилонян о мире (П).

Смогут высказать и аргументировать свое мнение по вопросу «Почему законы Хаммурапи были объявлены, как законы бога?» (К)


25

Финикийские мореплаватели


Текущий

Рассказать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей.

Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.


Научатся давать определения понятиям: пурпур, колонии, алфавит; научатся находить на карте основные финикийские города

Научатся оценивать культурный опыт древних финикийцев

Научатся прогнозировать, объясняя причины возникновения финикийского алфавита (Р)/

Научатся определять понятия.

Научатся вступать в речевое общение, излагать свое мнение о вкладе древних финикийцев в мировую культуру (К)


26

Библейские сказания


Текущий

Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснить, почему Библия - наиболее читаемая книга

с древности и

до наших дней. Установить, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Изучат по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Научатся объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами

Научатся оценивать Библейские мифы и сказания, как исторический и нравственный опыт еврейского народа

Смогут объяснить, почему Библия – наиболее читаемая книга с древности и до наших дней (Р, П).

Смогут найти главные отличия религии древних евреев от египетской и вавилонской (П).



27

Древнееврейское царство


Текущий

Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Знакомство с библейскими сказаниями о героях.

Смогут изучить и проанализировать

Библейские сказания о войнах в Палестине и понять многовековую историю конфликта на Ближнем Востоке

Смогут дать нравственную оценку ближневосточному конфликту

Смогут выразить предположения, почему археологи не находят в древних странах изображений бога Яхве? (Р).

Научатся работать с картой, определяя местоположение древнееврейского царства. Смогут определить, с какими странами торговали израильтяне при царе Соломоне? (П).


28

Ассирийская держава


Текущий

Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Выявление причин непобедимости ассирийского войска.


Научатся характеризовать значение открытия железа для развития хозяйства и военного дела, показывать на карте основные направления завоевательных походов ассирийцев

Научатся давать оценку наиболее значительным событиям истории

Ассирийской державы

Научатся работать по плану, сравнивая армию ассирийцев с другими армиями Древнего Востока (Р).

Научатся, используя технологию продуктивного чтения, анализировать текст учебника, выделяя концептуальную информацию по вопросу «Основные причины падения Ассирийской державы» (П).

Смогут составить письменный рассказ о гибели Ниневии и высказать свою точку зрения о данном историческом событии (К)


29

Персидская держава «царя царей»



Текущий

Определение основных дат истории создания Персидской державы.

Составление сравнительной таблицы «Три царства Западной Азии».


Смогут объяснить процесс государственного объединения Древнего Востока (Египта и Западной Азии) в рамках Персидской державы. Получат возможность научиться показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу

Научатся оценить действия персов с позиций перса, ассирийца, финикийца, вавилонянина, еврея, египтянина

Научатся высказывать предположения, почему многие завоеванные народы принимали персидского царя, как освободителя (Р).

Научатся работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы, систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию) (П).

Научатся самостоятельно создавать устные тексты о легендах персидских царей, используя различные источники исторической информации


Индия и Китай в древности - 5 ч.

30





Природа и люди Древней Индии


Текущий

Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Индии, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия – Буддизм. Обсуждение в группах ключевых понятий, характеризующих индийскую историю и культуру.

Обучающиеся смогут характеризовать природу и климатические условия Древней Индии, занятия населения; показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг

Будет сформирован устойчивый познавательный интерес к индийской истории и культуре

Научатся высказывать предположения по вопросу: «Какую пользу, и какие опасности представляли джунгли для человека» (Р).

На основании работы с текстом учебника, используя технологию продуктивного чтения, смогут определить, в чем заключалась вера о переселении душ (П).


31

Индийские касты


Текущий

Рассказать о жизни и обучении брахмана.

Сравнить основные положения брахманизма и буддизма.

Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника».

Обучающиеся смогут объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны

Обучающиеся смогут определять и объяснять свои оценки учения Будды с позиции человека XXI века

Обучающиеся смогут спрогнозировать причины широкого распространения буддизма среди жителей Древней Индии (Р).

Обучающиеся смогут сравнить положение различных слоев населения индийского общества (П).

Обучающиеся смогут подготовить сообщение о достижениях древних индийцев, используя различные источники информации (К)


32

Чему учил китайский мудрец Конфуций


Текущий

Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Китая, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия – Конфуцианство. Обсуждение в группах ключевых понятий, характеризующих китайскую историю и культуру.

Научиться раскрывать значение новых терминов: Сын Неба, бамбук, Драконы,

Хуанхэ, Янцзы. Научатся определять и формулировать особенности китайской религии, характеризовать государственное устройство Китая

Будет сформирован познавательный интерес к освоению китайской культуры

Научатся высказывать предположения, по вопросу: «Кого, по мнению китайского мудреца, можно считать благородным человеком» и сравнивать свою версию с высказыванием Конфуция (Р).

Научатся работать с разными источниками исторической информации, определяя по карте местоположение Китая, его главных рек (П).



33

Первый властелин единого Китая


Текущий

Описание отношений Китая с соседями. Выявление причин возведения Великой Китайской стены. Определение своеобразия древней китайской цивилизации.


Научатся рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены

Научатся оценивать культурный вклад древних китайцев в мировую цивилизацию

Смогут высказать предположения, для чего китайцы строили Великую Китайскую стену (Р).

Смогут аргументировано доказать своеобразие китайской цивилизации, и проявившееся в её достижениях (П).

Научатся работать в группе, составляя кроссворд по тематике урока (К)


34

Повторение и тематический контроль по теме

«Древний Восток»


Тематический






Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (18 ч)

Древнейшая Греция- 4 ч.

35

Греки и критяне


Текущий

Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение местоположения Критского царства, Эгейского моря. Выделение отличительных признаки критской культуры. Выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа о Дедале и Икаре.

Научатся определять и комментировать местонахождение Критского царства, Эгейского моря, выявлять и характеризовать отличительные признаки критской цивилизации

Смогут выявить нравственный контекст в мифе о Дедале и Икаре

Научатся высказывать версии, что помогло царям Крита властвовать на всем Эгейском море (Р).

Научатся анализировать текст, определяя в мифе о Тесее и Минотавре, что сказочного, а что соответствует исторической действительности. Свое мнение аргументировать (П, К)


36


Микены и Троя

Поэма Гомера «Илиада»


Текущий

Выявить отличия между микенской и критской культурами.

Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Сравнение достижений критской и микенской цивилизаци

Научатся сопоставлять действительную причину Троянской войны с мифом о её начале.

Смогут работать с исторической картой и историческим источником

Научатся давать определения понятиям, оценку персонажам поэмы

Будет сформирован историко-географический образ Микен и Трои

По итогам знакомства с поэмами Гомера«Илиада» и «Одиссея», будет сформировано освоение общемирового наследия

Научатся выявлять основные причины исторических событий; смогут привести примеры (П)

Научатся участвовать в диалоге по вопросу определения географического положения Микен и Трои (К)

Научатся оценивать свою работу на уроке (Р)



37

Поэма Гомера «Одиссея»


Текущий

Проследить по карте путь Одиссея домой, в Итаку. Выделить основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.


Научатся рассказывать об основных героях и событиях поэмы «Одиссея»

Будет сформировано освоение общемирового культурного наследия, знакомясь с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Научатся анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по заданным критериям (Р, П).

Научатся работать с историческим источником, знакомясь с событиями Троянской войны, взятием греками Трои (П).



38

Религия древних греков


Текущий

Рассмотреть пантеон богов Древней Греции, по тексту учебника и его иллюстрациями описать связь богов с явлениями природы.

Познакомиться с мифами о Геракле

Научатся характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в древнегреческом обществе, рассказывать о том, кто такие герои и почему их почитали древние греки

Будет сформировано освоение общемирового наследия, знакомясь с религией древних греков

Научатся выдвигать версии, определяя, кто такие герои и почему их почитали греки (Р).

Научатся сравнивать пантеон богов древних греков и египтян (П).



Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием- 7 ч.

39

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу


Текущий

Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения. Определение признаков греческого полиса. Описание греческого демоса.


Научатся находить на карте и комментировать положение Аттики, занятия её населения, выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом

Смогут дать нравственную оценку законам Драконта

Смогут высказать предположения о том, каким занятиям населения благоприятствовала природа Аттики (Р).

Научатся сравнивать греческий алфавит с финикийским, и выявлять преимущества греческого. На основании работы с текстом учебника, выяснят, из кого состоял афинский демос, чем был недоволен и что требовал? (П).


40

Зарождение демократии в Афинах


Текущий

Сформулировать определение понятий «реформа», «демократия», установить хронологию проведения реформ Солона, их значение.

Составление схемы «правление в полисе»

Смогут проанализировать причины недовольства демоса и прихода к власти Солона

Смогут дать оценку реформам Салона с позиции нравственности

Научатся доказывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия» и её роль в улучшении жизни основной массы народа (П).

Смогут дать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам


41

Древняя Спарта


Текущий

Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни спартанцев.

Научатся показывать на карте территорию древней Спарты, характеризовать государственное устройство древней Спарты, объяснять значение понятий: илоты, периэки, гоплит, фаланга

Анализируя порядки в Спарте, научатся выявлять гуманистические нравственные ценности спартанского общества

Научатся выдвигать версии, определяя цели, которые преследовал Ликург, вводя свои законы (Р).

Смогут изложить свое мнение по вопросу воспитания в Спарте, определяя цель, которую преследовало такое воспитание (К)


42

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей


Текущий

Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов.

Описание внешнего вида грека.


Научатся объяснять причины «Великой греческой колонизации», показывать на карте основные территории греческой колонизации, рассказывать о том, как основывались греческие колонии и как жили переселенцы

Будет сформирован историко-географический образ, представление о территории греческой колонизации

Научатся выдвигать версии, прогнозируя причины греческой колонизации (Р).

Смогут создать портрет греческого колониста, его образ жизни и занятия (в любой знаковой системе) (П).



43

Олимпийские игры в древности


Текущий

Описание организации и проведения олимпийских игр в древности. Сравнение древних олимпийских игр с современными. Перечисление и и описание видов олимпийских соревнований.

Научатся характеризовать значение общегреческих праздников в жизни древних греков, рассказывать об организации и проведении олимпийских игр, используя иллюстративный материал различных источников дополнительной информации

Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении

Научатся выстраивать версии по вопросу «Значение Олимпийских игр для греков и для сегодняшнего дня» (Р).

Научатся владеть смысловым чтением, вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию с помощью текстовых источников и иллюстраций, которые описывают олимпийские игры (П).


44

Победа греков над персами в Марафонской битве


Текущий

Определение причин греко-персидских войн, хронологии, итогов Марафонской битвы и ее значение.


Научатся объяснять причины греко-персидских войн, рассказывать о подвиге юноши, сообщившим грекам о победе в Марафоне, сражении при Марафоне

Будет сформировано освоение общекультурного наследия (подвиг греков при Марафоне)

Научатся сравнивать персидское войско с греческим (П).

Используя различные источники исторической информации, смогут самостоятельно составить рассказ от первого лица об участии в Марафонской битве (К)


45

Нашествие персидских войск


Текущий

Определить причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.

Инсценировать события одного из сражений.

Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ – о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве.

Смогут называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне, характеризовать военные и морские сражения, анализировать причины победы греков

Анализируя военные события, научатся выявлять гуманистические и нравственные ценности подвига 300 спартанцев и царя Леонида

Научатся определять причины победы греков в войне (Р).

Используя различные источники исторической информации, смогут составить собственный рассказ о создании военного флота (К)


Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии- 5 ч.

46

В гаванях афинского порта

Пирей


Текущий



Сравнива причины событий, делать выводы.х соревнований.вности. 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000ть военную и торговые гавани. Оценить, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.

Научатся анализировать изученный материал, сравнивать военный и торговый флот, характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах

Будет сформирован историко-географический образ афинского порта Пирей

Научатся рассчитывать, насколько была возможной покупка раба для каждого грека (Р).

Анализируя изученный материал в технологии продуктивного чтения, научатся сравнивать положение афинских граждан, переселенцев, рабов (П).


47

В городе богини Афины


Текущий

Описание наиболее значимых частей Афин по плану города.

Описание архитектурных сооружений Афин.

Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.

Научатся рассказывать о наиболее значимых частях Афин

Научатся формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин

Смогут составить план виртуальной экскурсии по Акрополю (П).

Научатся составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока) (Р)


48

В афинских школах и гимнасиях


Текущий

Выявить и кратко описать особенности образования в Древней Греции.

Научатся выделять особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы

Научатся выявлять гуманистические нравственные ценности идей древнегреческих философов

Научатся сравнить обучение греков в афинских и спартанских школах. Смогут ответить на вопрос «Что из греческого образования сохранилось в образовании наших дней?». (П)


49

В афинском театре


Текущий

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Смогут объяснить историю создания и развития театра в Древней Греции, объяснять понятия трагедии, комедии; называть выдающихся авторов трагедий и комедий; приводить примеры их творчества, раскрывать значение театра в жизни Древней Греции и в современном мире

Смогут объяснить вклад Греции в историю развития мировой культуры


Научатся изготавливать театральные маски для трагических и комических ролей (П).

Смогут оценивать роль современного театра для общества (К)


50

Афинская демократия при Перикле


Текущий

Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.

Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах.

Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.

Научатся характеризовать деятельность Перикла, называя его заслуги в восстановлении и процветании Афин

Научатся формулировать оценочные выводы о роли Перикла в истории Афин и Древней Греции

Научатся выдвигать версии, оценивая роль и значение народного собрания в жизни Афин в V веке до н.э. (Р).

Научатся составлять развернутый план параграфа (П).



Македонские завоевания в IV в. до н. э. - 2 ч.

51

Города Эллады подчиняются Македонии


Текущий

Определение причин поражения греков в борьбе с Македонией, дат основных сражений.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра.


Научатся объяснять причины ослабления Греции, раскрывать роль Филиппа в возвышении Македонии, рассказывать о борьбе эллинов за независимость, используя текст учебника и историческую карту

Будет сформирован познавательный интерес к истории на примере личности Демосфена

Научатся выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского (Р).

Смогут проанализировать действия Александра, получившего власть, и изложить свое мнение (К)


52

Поход Александра Македонского на Восток

В Александрии Египетской


Текущий

Определение хронологии основных событий, причин военных успехов Александра Македонского. Определение направления походов А. Македонского по карте.

Определение причин и хронологии распада державы Александра Македонского. Рассказать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.

Научатся показывать на карте направление походов и территорию державы Александра Македонского, рассказывать о покорении Александром Восточного Средиземноморья

Научатся называть причины распада державы Александра Македонского. Смогут показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы Александра Македонского, рассказать об Александрии – центре эллинистического мира

Смогут выразить свое отношение к державе Александра Македонского

Смогут объяснить вклад Александрии Египетской в историю мировой цивилизации

Научатся прогнозировать на основе ранее изученного материала «Будет ли прочной держава Александра Македонского?» (Р).

Научатся составлять исторический портрет Александра Македонского. Научатся сравнивать политический курс Филиппа и Александра, объяснять причины потери независимости Греции (П).



Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (14 ч)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией - 2 ч.

53

Древнейший Рим

Завоевание Римом Италии


Текущий

Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни населения. Изучение легенды об основании Рима.

Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.

Знакомство с новыми крылатыми выражениями.

Научатся показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии; рассказывать о природных условиях и древних жителях Италии, используя текст учебника и историческую карту

Научатся характеризовать Римскую республику и причины её возникновения, выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром

Будет сформировано уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего Рима

Смогут объяснить крылатое выражение, дошедшее до наших дней, «Пиррова и победа» и объяснить, в каком случае оно может быть применено в сегодняшней жизни

Рассматривая природные условия Древнего Рима, смогут высказать предположения о занятиях населения (Р).

Научатся анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставляя легендарные сведения с данными археологических раскопок.

Научатся соотносить время возникновения Рима и события, происходившие в Греции (П).

Смогут подготовить и представить сообщение о Древнем Риме, используя различные источники исторической информации (К)


54

Устройство Римской республики


Текущий

Определить основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика.


Научатся характеризовать устройство Римской республики, роль сената в Риме

Смогут объяснить вклад Римской

республики в развитие демократических традиций

Смогут по предложенному алгоритму и опорным словам сравнить устройство Римской республики и Афинского полиса при Перикле (Р, П).

Используя материал учебника и ресурс Интернета, смогут подготовить сообщение об одежде римлян, о гаданиях в Древнем Риме (К)


Рим – сильнейшая держава Средиземноморья- 3 ч.

55

Вторая война Рима с Карфагеном


Текущий

Определение причин, хронологии основных событий, итогов войны, составление опорной схемы, Описание личности Ганнибала как правителя и полководца.

Научатся характеризовать причины конфликта между Карфагеном и Римом, использовать карту при характеристике военных событий Пунических войн, объяснять причины победы Рима в Пунических войнах

Научатся аргументировано оценивать римские завоевания с нравственных позиций

Научатся работать по плану и систематизировать материал, заполняя таблицу «Пунические войны (Р, П).

Смогут выразить свое мнение о Ганнибале, используя различные источники исторической

информации (К)


56

Установление господства Рима во всем Средиземноморье


Текущий

Определение причин, хронологии основных событий, итогов войны, составление опорной схемы, Л.: Описание по рисунку триумф (нравственно – эмоциональная оценка «Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Древнем Риме?»).

Научатся работать с картой в процессе изучения событий по теме «Установление господства Рима в Средиземноморье»

Научатся оценивать римские завоевания с нравственных позиций

Научатся работать по плану, продолжая заполнять таблицу «Пунические войны» (Р).

Смогут высказывать суждения о последствиях римских завоеваний (К)


57

Рабство в Древнем Риме


Текущий

Определение понятия рабство, положение рабов.

Описание гладиаторских боев.

Составление рассказа «путешественника».

Смогут определить источники рабовладения в Древнем Риме и объяснить причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян

Смогут дать нравственную оценку гладиаторским боям

Смогут высказать предположения, почему рабы работали плохо (Р).



Гражданские войны в Риме- 4 ч.

58

Земельный закон братьев Гракхов


Текущий

Определение причин проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.


Научатся выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Римского государства к концу II века до н.э.

Смогут дать нравственную оценку гражданским войнам в Риме

Научатся высказывать предположения о причинах гражданских войн в Риме (Р).

Научатся, работая с текстом учебника, устанавливать причины поражения в гражданской войне в Риме братьев Гракхов (П).



59

Восстание Спартака



Текущий

Определение причин, основных событий, их хронологию, итоги восстания, лидера восстания.

Составление рассказа от имени Спартака, сенатора, Красса.

Научатся рассказывать о восстании Спартака, опираясь на историческую карту

Смогут дать нравственную оценку восстанию Спартака

Научатся работать с исторической картой, прослеживая движение войска Спартака по карте, комментируя события. Научатся разрабатывать краткосрочные проекты на заданную тему «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» (П).


60

Единовластие Цезаря


Текущий

Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели.

Анализ поступков и действий Ю.Цезаря.

Работа с крылатыми выражениями

Научатся находить и показывать на карте историко-географи-ческие объекты, связанные с гражданской войной 49-45 гг. до н.э.

Смогут дать нравственную оценку личности Цезаря как полководца, правителя, высказывать суждения о его роли в истории

Научатся высказывать версии: «Почему возник заговор против Цезаря?» (Р).

Научатся выделять в сложившейся ситуации признаки гражданской войны, объяснять, чьи интересы защищал Цезарь (П).



61

Установление империи


Текущий

Определение понятия империя, дату установление империи в Риме.

Составление кроссворд по одному из пунктов параграфа.

Сопоставление действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.


Научатся объяснять причины поражения сторонников республики, объяснять причины завершения гражданских войн в Риме, характеризовать правление Октавиана Августа

Научатся давать свои оценки, действиям римских императоров II века

Научатся выдвигать версии о причинах падения Римской республики (Р).

Смогут по карте назвать основные события в хронологическом порядке, которые привели к падению Римской республики.


Римская империя в первые века нашей эры - 4 ч.

62

Соседи Римской империи


Текущий

Определение территории расселения народов, попавших под власть империи в соответствии с легендой карты.

Составление заданий, вопросов по теме, обмен ими.

Описание образа жизни племен- соседей Римской империи и их взаимоотношениях.

Научатся показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи, рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях

Будет сформирован историко-географический образ Римской империи во II веке н.э.

Смогут высказать предположения по вопросу «Почему именно германцы стали самыми опасными врагами Римской империи?» (Р).

Научатся составлять рассказ по рисунку «Захват Римской империи» по заданным вопросам (П).



63

В Риме при императоре Нероне


Текущий

Описание жизни Рима в 1 в. н. э. по тексту учебника и дополнительной литературе. Анализ версий о пожаре в Риме.

Описание личности Нерона как человека и правителя.

Научатся характеризовать правление императора Нерона, его отношение к родным, учителям, христианам

Смогут дать нравственную оценку правлению Нерона, его личным качествам



Смогут подготовить сообщение о Нероне и его воспитателе Сенеке, используя различные источники исторической информации (К)


64

Первые христиане и их учение


Текущий

Определение понятия христианство, условия появления христианского учения.

Знакомство с комплексом моральных норм христиан. Выявление причин их актуальности .

Научатся раскрывать значение терминов и понятий: христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостолы.

Смогут определить, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи.

Смогут составить портреты исторических личностей

Научатся комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан

Смогут высказать версии, почему римские власти враждебно относились к христианам? (Р).



65

Расцвет империи во II веке н.э.

Вечный город и его жители


Текущий

Сравнение положение свободного земледельца, колона и раба. Изучение периода правления императора Траяна.

Анализ достижении империи во 2 в.


Научатся раскрывать значение терминов и понятий.

Получат возможность научиться характеризовать политику Траяна, давать сравнительную характеристику положения раба и колона

Будут сформированы собственные мировоззренческие позиции при оценке деятельности императора Траяна.

Научатся выдвигать версии по вопросу «Почему римские власти враждебно относились к христианам?» (Р).

Работая с текстом учебника в режиме продуктивного чтения, смогут объяснить, откуда появились крылатые выражения «Иуда-предатель» и «тридцать серебреников» (П).


Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи - 1 ч.

66

Римская

империя при Константине.

Взятие Рима варварами


Текущий

Инсценировка виртуальной экскурсии (презентации) и составление рассказа от лица разных персонажей об одном дне в Риме.

Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи.

Обозначить причины раздела империи на две части. Высказать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую Империю.

Смогут ознакомиться с архитектурным ансамблем Древнего Рима;

смогут проанализировать смысл выражения «все дороги ведут в Рим».

Смогут оценить назначение общественных учреждений в большом городе Древнего мира Риме.

Обучающиеся смогут определять по датам такие события , как правление императора Константина, легализацию христианства, перенесение столицы Древнеримского государства и место этих событий.


Будет сформировано освоение общекультурного мирового наследия на примере древнеримской архитектуры.

Смогут оценить вклад римлян в мировую цивилизацию

Смогут оценить мировое значение

становления христианской религии

Научатся работать по плану, сверяясь с целью, доказывая, что

II век был действительно «золотым веком» Римской империи (Р).



Смогут высказать версии, за что христиане во всем мире почитают Константина и его мать Елену (Р).

Смогут проанализировать причины, позволившие Константину прийти к власти и стать императором. (П).


67

Повторение тематический и контроль по теме:

«Древняя Греция и Древний Рим»


Тематический

Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни. Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории











68

Повторение и за курс 5 класса


Итоговый контроль в форме контрольной работы




Смогут подготовить презентации, характеризующие достижения культуры древних цивилизаций

Научатся характеризовать вклад древних государств в мировую цивилизацию

Научатся составлять кроссворды, тесты, давать письменные ответы от первого лица на заданную

тему (Р, П)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!