СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по истории России 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по истории России 6 класс»

Календарно-тематическое планирование курса ИСТОРИИ РОССИИ.

История России с древнейших времен до начала 16 века.

6 КЛАСС

ПРОГРАММА: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6—9 классов общеобразовательных организаций. Автор-составитель Л.А. Пашкина. - М.: «Русское слово», 2015 г.

УЧЕБНИК:Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: М.: «Русское слово», 2016 г.



№ п./п.

Дата

Кол-во часов



Тема урока



Домашнее задание

планируемая

проведения

1



1

Введение

Стр. 4

Раздел I. Древние жители нашей Родины (5 ч.)

2/1



1

Первобытная эпоха

§ 1, зад. 1-9 р./т.

3/2



1

Народы и государства нашей страны в древности

§ 2, зад. 10 -15 р./т.

4/3



1

Восточная Европа в середине I тысячелетия

§ 3, зад. 16-19 р./т.

5/4



1

Восточные славяне в древности

§ 4, зад. 20-28 р./т.

6/5



1

Обобщение по теме «Древние жители нашей Родины»


Раздел II. Русь в IX — XII вв. ( 12 ч.)

7/1



2


Образование государства Русь

§ 5 - 6, зад. 1-7 р./т. стр.21.

8/2



9/3



1

Первые русские князья

§ 7, зад. 8-14 р./т.

10/4



1

Князь Владимир и Крещение Руси

§ 8, зад. 15-20 р./т.

11/5



1

Русь при Ярославе Мудром

§ 9, зад. 21-24 р./т.

12/6



1

Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол

§10, зад. 25-29 р./т.

13/7



1

Древняя Русь: общество и государство

§11, зад. 30-31 р./т.

14/8



1

Развитие городов и быт жителей Руси

§12, зад. 32-36 р./т.

15/9



1

Православная церковь в Древней Руси

§ 13, зад. 37-40 р./т.

16/10



1

Литература Древней Руси

§ 14, зад. 41-42 р./т.

17/11



1

Искусство Древней Руси

§ 15, зад. 43-46 р./т.

18/12



1

Обобщение по теме «Русь в IX —XII вв.»

Зад. 47-49 р./т.

Раздел III. Русские земли в середине XII — начале XIII в. (6 ч.)

19/1



1

Образование самостоятельных русских земель

§ 16, зад. 1-4 стр. 54 р./т.

20/2



1

Земли Южной Руси

§17, зад.5-6 р./т.

21/3



1

Юго-Западная Русь

§ 18, зад. 7-11 р./т.

22/4



1

Новгородская земля

§ 19, зад. 12-14 р./т.

23/5



1

Северо-Восточная Русь

§ 20, зад. 15-18 р./т.

24/6



1

Обобщение по теме «Русские земли в середине XII — начале XIII в.»

Зад. 19-22 р./т.

Раздел IV. Русь между Востоком и Западом (6 ч.)

25/1



1

Монгольское нашествие на Русь

§ 21, зад. 1-5 р./т. Стр. 69.

26/2



1

Натиск с Запада

§ 22, зад. 6-11 р./т.

27/3



1

Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и

Сибири в XIII—XV вв.

§ 23, зад. 12 р./т.

28/4



1

Русские земли под властью Золотой Орды

§ 24, зад. 13-14 р./т.

29/5



1

Великое княжество Литовское и русские земли

§ 25, зад. 15-20 р./т.

30/6



1

Обобщение по теме «Русь между Востоком и Западом»

р./т. 21-24

Раздел V. Русские земли в середине XIII — XV в. (8 ч.)

31/1



1

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия

§ 26, зад. 1-7 р./т. Стр 89.

32/2



1

Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой

§ 27, зад. 8-14 р./т.

33/3



1

Русские земли в конце XIV — первой половине XV в.

§ 28, зад. 15-17 р./т.

34/4



1

Конец эпохи раздробленности

§ 29, зад. 18-23 р./т.

35/5



1

Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в.

§ 30, зад. 24-29 р./т.

36/6



1

Русская литература во второй половине XIII — XV в.

§ 31, зад. 30 р./т.

37/7



1

Искусство во второй половине XIII — XV в.

§ 32, зад. 31-33 р./т.

38/8



1

Обобщение по теме «Русские земли в середине XIII — XV в.»

р./т. 34-38

39



1

Обобщающее повторение по курсу «История России с древнейших времён до начала XVI в.»

§ 1-32

Тематическое планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI века(6 класс)

к учебнику: Пчелова Е.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: М.: «Русское слово », 2016

,

п/п

Тема урока. Тип урока

дата

Цели урока

Основные виды деятельности

обучающихся

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Д. З.

предметные

метапредметные

личностные

1

Вводный

урок.

Урок осво-

ения новых

знаний и

учебных

действий


Формирование общих представлений о курсе «История России»,

периодизации российской исто-

рии, факторах её самобытности.

Знакомство с видами исторических источников по истории

России с древнейших времён до

начала XVI в.

Восприятие и анализ информации,

сообщаемой учителем, и текста учебника. Формулирование и объяснение

факторов самобытности истории

России. Оценка роли России в миро-

вой истории. Характеристика источников по отечественной истории

Умения: определять хронологические рамки нового курса, выделять основные периоды российской истории, умение давать

оценку роли России в мировой

истории. Способность формулировать и объяснять факторы

самобытности истории России.

Знание основных видов исторических источников по отечественной истории с древнейших

времён до начала XVI в.

Познавательные УУД: умение выделять

в тексте главное, делать выводы, строить речевые высказывания в устной

форме.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение

организовывать выполнение задач

согласно инструкциям учителя, представлять и анализировать результаты

своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы,

аргументировать свою точку зрения

Принятие правил поведения и работы на уроках истории.

Познавательный интерес

к истории России.

Осознание самобытности российской истории

Стр.4

2

Первобыт-ная эпоха


Урок освоения новых

знаний и

учебных

действий


Формирование представлений об

особенностях первобытной эпохи

и складывании основных языковых групп на территории современной России

Актуализация знаний о первобытной

эпохе. Выявление общего и особенного в жизни людей первобытной

эпохи на территории России и в регионах, изученных в курсе «История

Древнего мира». Работа с исторической картой. Описание образа жизни

скотоводческих и земледельческих

племён, проживавших на территории

России. Систематизация информации об языковых семьях в форме

таблицы

Овладение основными понятиями темы. Умение выделять общее и особенное в жизни людей

первобытной эпохи на территории России и в других регионах.

Умение характеризовать образ

жизни скотоводческих и земледельческих племён. Знание

языковых семей и относящихся

к ним народов, сформировавшихся в древности на территории России

Познавательные УУД: умение работать

с различными источниками информации, давать определение понятий, выделять общее и особенное в объектах

изучения, искать и структурировать

информацию по заданным параметрам, преобразовывать текст в таблицу.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя. Владение

основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание

своей работы в устной форме

Умение соблюдать дисциплину на уроке. Ответственное отношение

к учению. Уважительное

отношение к учителю и

одноклассникам. Познавательный интерес к

истории России. Ценностное отношение к

материальным останкам

древнейших археологических культур


§1, задания 1-9 в рабочей тетради

3

Народы и

государс-тва

нашей страны в древности


Комбинированный урок






Формирование представлений о процессе греческой колонизации,

народах, населявших Северное

Причерноморье, и существовав-ших здесь, а также на Северном

Кавказе городах и государствах

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке.

Объяснение значения основных

понятий темы урока. Актуализация

знаний о греческой колонизации.

Работа и исторической картой. Составление схемы торгового оборота

между метрополией и колониями.

Характеристика образа жизни, культуры народов Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам

Овладение основными понятиями темы. Умение показывать на карте основные греческие колонии в Северном Причерноморье.

Знание основных дат, связанных

с созданием античных колоний,

образованием государств и передвижением кочевых племён на

территории Северного Причерноморья. Умение составлять схему торгового оборота между

метрополией и колониями. Умение характеризовать образ жизни, культуру народов Северного Причерноморья и Северного

Кавказа. Умение анализировать

текст исторического источника

(«История» Геродота)

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

выделять в тексте главное, анализировать информацию, преобразовывать

информацию из одной системы в другую, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение планировать свою учебную деятельность в

соответствии с поставленными целью

и задачами, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение полно

и точно отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, слушать

учителя и одноклассников

Усвоение норм и правил поведения в классе.

Стремление к установлению взаимопонимания с

учителем и сверстника-

ми. Познавательный интерес к истории России.

Понимание важности

сохранения культурного

наследия греческой цивилизации, скифов и

сарматов на территории

Северного Причерноморья

§ 2, задания в рабочей тетради 10-20

4

Восточная

Европа в середине

I тысячеле-

тия


Комбини-рованный урок


Формирование представлений о

Великом переселении народов на

территории Восточной Европы.

Изучение особенностей развития

Волжской Булгарии и Хазарского

каганата в VII — X вв.

Воспроизведение информации, по-

лученной на предыдущем уроке, по

памяти. Систематизация информации о кочевых племенах, участвовавших в Великом переселении народов

на территории Восточной Европы,

в форме таблицы. Описание образа

жизни кочевых народов. Составление исторической справки о Волжской Булгарии и Хазарском каганате

по предложенному плану. Анализ

текста исторического источника по

поставленным вопросам

Овладение основными понятиями темы.

Умение систематизировать ин-

формацию об определённых кочевых племенах. Умение характеризовать образ жизни

кочевых народов. Умение составлять историческую справку

об отдельных государствах по

предложенному плану. Умение

анализировать текст исторического источника (Записки посла

багдадского халифа Ахмеда ибн

Фадлана)

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

работать с текстом, анализировать

информацию, заполнять таблицы, составлять описание объекта.

Регулятивные УУД: владение навыками

целеполагания, умение планировать

свою учебную деятельность и адекватно оценивать её результаты.

Коммуникативные УУД: владение монологической контекстной речью;

умение слушать учителя и одноклассников, вступать в диалог, обмениваться информацией


Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Способность выбирать целевые

и смысловые установки

своей деятельности.

Познавательный интерес к истории России.

Ценностное отношение

к культурному наследию

Волжской Булгарии и

Хазарского каганата


§3

5

Восточные

славяне в

древности

Урок освоения новых

знаний и

учебных

действий


Формирование общих представлений о расселении славян, занятиях и верованиях восточных

славян


Объяснение смысла понятий темы

урока. Характеристика на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природных

условий, в которых они жили. Составление рассказа о хозяйственной

деятельности восточных славян. Характеристика верований восточных

славян. Анализ текста исторического

источника по поставленным вопросам

Овладение понятийным аппаратом по теме урока. Умение

характеризовать славянские

общности Восточной Европы.

Умение показывать на карте районы расселения крупных

Восточнославянских «племён» и

их соседей. Умение рассказывать

о хозяйственной деятельности восточных славян. Умение

характеризовать верования

восточных славян. Умение анализировать тексты исторических

источников («История войн»

Прокопия Кесарийского, «Стратегикон» императора Маврикия)

Познавательные УУД: умение работать

с различными источниками информации, осуществлять подбор критериев

для характеристики объектов, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение

организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя.

Владение основами самоконтроля и

самооценки.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание

своей работы в устной форме

Познавательный интерес к истории России.

Стремление к установлению взаимопонима-ния

с учителем и сверстниками. Ответственное

отношение к учению.

Понимание важности

знания ранней истории

развития восточных славян

§ 4

6

Обобщение

по теме

«Древние жители

нашей

Родины». Урок обобщения,

системати-зации и закрепле-ния

знаний и

умений выполнять учебные

действия


Обобщение, систематизация и

осуществление контроля знаний

обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия

Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее,

по памяти. Объяснение значения

основных понятий темы. Работа с

исторической картой, текстами исторических источников и дополни-

тельных материалов. Выполнение разноуровневых

тестовых заданий.

Умения: формулировать определения основных понятий и

терминов; определять хронологическую последовательность

событий; показывать на карте районы расселения древнего человека и славянских племён, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья; описывать условия

жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён,

народов древних государств,

восточных славян; характеризовать социальную структуру

племенных и государственных

объединений; выявлять тенденции и оценивать итоги развития

древних государств и народов на территории России с древнейших времён до конца VIII в.

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной

и письменной форме, устанавливать

причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки

и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией

Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом

оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание необходимости повторения для

закрепления и систематизации знаний. Познавательный интерес к истории России. Ценностное

отношение к культурному

наследию народов и государств, существовавших

на территории России с древнейших времён до конца VIII в.

§ 5

Р а з д е л II. Русь в IX — XII вв.

7-8

Образова-

ние госу-

дарства Русь.

Урок осво-

ения новых

знаний и

учебных

действий


Формирова-ние представле-ний о складывании государства Русь

Объяснение значения основных

понятий темы. Восприятие и анализ информации, данной учителем, и

текста учебника. Выявление причин

и особенностей складывания государства Русь. Определение с помощью исторической карты природных

и исторических условий возникновения русских городов — центров княжеств, а также торгового пути «из варяг в греки». Оценка значения торговых путей для развития государства.

Составление рассказа об основных

исторических событиях начального

этапа складывания русской государственности. Высказывать суждения

о теориях образования государства

Русь. Анализ текста исторического

источника по поставленным вопросам

Овладение основными понятиями темы. Умение характеризовать политическую организацию

восточнославянских общностей

и исторические условия складывания русской государственности. Умение показывать на карте города, ставшие центрами

первых русских княжеств, путь

«из варяг в греки». Умение оценивать значение торговых путей для развития средневекового

государства.

Умение рассказывать о первых русских князьях, призвании варяжских князей, объединении

Новгорода и Киева. Знакомство

с различными теориями образования государства Русь, умение

давать им собственную оценку.

Умение анализировать текст

исторического источника («По-

весть временных лет»)

Познавательные УУД: умение работать

с различными источниками информации, осуществлять подбор критериев

для характеристики объектов, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение

организовывать выполнение учебных

задач согласно инструкциям учителя.

Владение основами самоконтроля и

самооценки.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя,

отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме,

аргументировать свою точку зрения и

уважительно относиться к чужой

Усвоение норм и правил поведения в классе.

Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и сверстниками. Познавательный интерес к истории России.

Эмпатическое восприятие событий, связанных

с образованием Древнерусского государства.

Формирование гражданского самосознания

§ 5-6

9

Первые русские князья.

Комбинированный урок


Формирова-ние представле-ний о

внутренней и внешней политике

первых русских князей

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке.

Постановка целей и задач урока с

помощью учителя. Распределение

функций между членами групп. Составление развёрнутой характеристики внутренней и внешней политики

первых русских князей на основе текста учебника, исторической кар-

ты, исторических источников и дополнительных материалов

Овладение понятийным аппаратом темы урока. Знание основных дат темы: времени княжения, походов первых русских

князей. Умение характеризовать

внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей,

оценивать итоги их правления.

Умение показывать по карте направления походов Олега,

Игоря, Святослава и места важнейших сражений. Умение

характеризовать условия русско-византийских договоров,

используя текст учебника и исторических источников

ПознавательныеУУД: умение работать

с различными источниками информации, давать определение понятий, анализировать текст, искать и структурировать информацию, делать выводы,

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: умение определять

цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять и анализировать результаты

своей работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, проявлять инициативу,

согласовывать свои действия с одноклассниками, полно и точно выражать

свои мысли

Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Готовность и способность вести диалог с одноклассниками, достигать взаимопонимания. Познавательный интерес к истории России. Эмпатическое восприятие событий

древнерусской истории.

Выработка собственного

мнения о деятельности

первых русских князей,

о качествах личности,

необходимых правителю

государства


§ 7

10

Князь Владимир и

Крещение

Руси.

Комбиниро-

ванный урок


Формирование представлений о

внутренней и внешней политике

князя Владимира Святославича,

о причинах и значении принятия

христианства на Руси

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке. Актуализация знания из курса

«Всеобщая история» о возникновении христианства и основных его

постулатах. Объяснение причин

выбора русским князем восточной

ветви христианства. Составление и

презентация рассказа о Крещении

Руси. Оценка значения принятия

христианства на Руси.Характеристика деятельности князя Владимира

Святославича

Умение формулировать основные понятия темы. Знание

основных дат темы. Умение объяснять причины выбора

князем Владимиром православного христианства в качестве

государственной религии. Умение рассказывать о событиях, связанных с Крещением Руси,

и оценивать значение принятия

новой веры. Умение характеризовать внутреннюю политику

Владимира Святославича


Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

анализировать текст, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою

точку зрения, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД: владение основами

целеполагания, самоконтроля и само-

оценки, умение представлять результаты своей работы.

Коммуникативные УУД: владение монологической контекстной речью,

умение слушать и отвечать на вопросы

учителя, вступать в диалог, высказывать своё мнение

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемым ими мнениям.

Познавательный интерес

к истории России. Понимание значения христианизации Руси, нравственности, веры и религии в жизни человека,

семьи и общества. Понимание роли личности

в истории. Принятие

общечеловеческих ценностей, постулируемых

христианской религией


§ 8

11

Русь при

Ярославе

Мудром.

Комбинированный урок


Формирование представлений о

причинах княжеской междоусобицы начала XI в., внутренней и

внешней политике Ярослава Муд-

рого. Изучение основных положений Правды Русской

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке.

Определение цели и задач урока.

Восприятие и анализ информации,

сообщаемой учителем, и текста учебника. Объяснение значения основных понятий темы урока. Выявление

причин и последствий межкняжеского конфликта после смерти князя

Владимира. Составление исторического портрета Ярослава Мудрого. Высказывание своего мнения о

результатах правления князя. Анализ

норм Правды Русской на основе

текста учебника и исторического источника

Овладение понятийным аппаратом темы урока. Знание основных дат. Умение раскрывать

причины и последствия усобицы между сыновьями князя

Владимира. Умение составлять исторический портрет Ярослава Мудрого. Умение оценивать

результаты правления Ярослава

Мудрого. Умение называть и характеризовать основные нормы

Правды Русской. Умение характеризовать вклад Ярослава Мудрого в развитие древнерусской

культуры

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение, обобщать,

анализировать текст, осуществлять

подбор критериев для характеристики

объектов.

Регулятивные УУД: умение определять

цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение

планировать свою деятельность, представлять и анализировать результаты

своей работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на его вопросы, проявлять инициативу, вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения

Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину

на уроке. Уважительное

отношение к чужому мнению. Познавательный интерес к истории

России. Негативное

отношение к силовому

разрешению конфликтных ситуаций. Пони-

мание роли личности в

истории. Ценностное от-

ношение к культурному

наследию эпохи правления Ярослава Мудрого


§ 9

12

Преемники

Ярослава

Мудрого и

борьба за

киевский

престол.

Комбинированный урок


Формирова-ние представле-ний о

лествичной системе престолонаследия, значении Любечского

съезда 1097 г. Знакомство с деятельностью Владимира Мономаха

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке.

Раскрытие сущности системы престолонаследия, существовавшей на

Руси в древности; объяснение её

несовершенства. Объяснение при-

чин и последствий межкняжеских

усобиц, поиск аналогий в истории

европейских стран. Характеристика

княжеского съезда 1097 г., оценка его

значения. Составление характеристики Владимира Мономаха на основе текста учебника, исторического

источника и дополнительных материалов. Обобщение итогов развития

государства Русь к началу XII в.

Овладение основными понятиями темы. Знание основных дат

и хронологии. Умение объяснять

сущность лествичной системы

престолонаследия и её несовершенство. Умение объяснять

причины и выявлять последствия княжеских усобиц. Умение

характеризовать решения Любечского съезда и оценивать его

значение. Умение давать характеристику Владимира Мономаха

как правителя. Умение анализировать текст исторического источника («Поучение Владимира

Мономаха») по поставленным

вопросам. Умение обобщать

итоги развития Древнерусского

государства к началу XII в.


Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

давать определение понятий, анализировать текст, подбирать факты для

характеристики объекта, описывать и сравнивать объекты и события, устанавливать причинно-следственные

связи.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение

организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя. Владение основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД: умение пол-

но и точно выражать свои мысли,

представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной

форме, высказывать своё мнение


Ответственное отношение к учению. Стремление к установлению

взаимопонимания с учителем и сверстниками.

Познавательный интерес

к истории России. Эмпатическое восприятие

событий древнерусской

истории, идей, содержащихся в «Поучении»

Владимира Мономаха.

Понимание роли личности в истории

§ 10

13

Древняя

Русь: общество и

Государ-ство.

Урок освоения новых

знаний и

учебных

действий


Формирова-ние представле-ний о

территории, населении и обществен-ном строе Руси

Восприятие и анализ информации,

сообщаемой учителем, и текста учебника. Подбор критериев и составление характеристики отдельных социальных групп Древнерусского государства и отношений между ними.

Составление схемы «Древнерусское

общество». Объяснение различий

между основными формами земле-

владения, существовавшими на Руси

Овладение понятийным аппаратом по теме урока. Сформированность общих представлений

об особенностях территориально-политического устройства государства Русь. Знание основных социальных слоёв и

групп населения Древнерусского

государства. Умение характеризовать положение в обществе

различных социальных групп и отношения между ними. Умение

различать основные формы землевладения, существовавшие в

Древней Руси

Познавательные УУД: умение давать

определение понятий, выделять главное в тексте, сравнивать объекты, осуществлять подбор критериев и источников для характеристики объектов,

представлять информацию в наглядно-символической форме.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение

организовывать выполнение учебных

задач согласно инструкциям учителя.

Владение основами самоконтроля и

самооценки.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя.

Владение монологической контекстной речью в письменной и устной

форме

Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Ответственное от-

ношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие

правил работы в группе.

Уважительное отношение к чужому мнению.

Познавательный интерес к истории России

§ 11

14

Развитие

городов и

быт жителей

Руси

Комбинированный урок


Формирова-ние представле-ний

об устройстве древнерус-ских городов, занятиях и быте жителей

Древней Руси

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке.

Определение цели и задач урока.

Анализ текста учебника. Составление тезисного плана для развёрнутой

характеристики древнерусских городов, развития ремёсел и торговли на Руси. Творческая работа: написание

рассказа о жизни в древнерусском

городе на основе текста учебника,

иллюстраций, дополнительной литературы

Умение рассказывать об устройстве древнерусских городов,

развитии ремёсел и торговли в Древнерусском государстве.

Умение составлять рассказ о жизни в древнерусском городе,

используя текст учебника, ил-

люстрации и дополнительные

источники

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

давать определение понятий, структурировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: умение формулировать учебные задачи, планировать свою

деятельность, представлять и анализировать результаты своей работы.

Коммуникативные УУД: умение полно

и точно выражать свои мысли, представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме

Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Умение

соблюдать дисциплину

на уроке. Стремление к

развитию собственных

творческих способностей.

Познавательный интерес к истории России,

жизни и быту в Древней

Руси

§ 12

15

Православ-ная церковь

в Древней

Руси

Урок освоения новых

знаний и

учебных

действий


Формирова-ние целостного представле-ния об организации и значении Православной церкви в

Древней Руси

Восприятие и анализ информации,

сообщаемой учителем, и текста

учебника. Объяснение значения основных понятий темы. Составление

схемы «Организация Православной

церкви на Руси». Оценка значения

Церкви в жизни древнерусских людей и истории нашего государства.

Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам

Овладение основными понятиями темы. Умение характеризовать проблемы и способы

христианизации Руси. Умение составлять схему устройства

Православной церкви в Древней Руси. Сформированность

представлений о монашестве в

Древней Руси. Умение оценивать значение церкви в жизни

древнерусских людей и истории

государства Русь. Умение анализировать текст исторического

источника (отрывок из Киево-

Печерского патерика)

Познавательные УУД: умение анализировать информацию, давать определение понятий, преобразовывать ин-

формацию из одной формы в другую, строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность в соответствии

с целью и задачами урока. Владение основами самоанализа и самооценки.

Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя,

грамотно и адекватно учебной задаче

представлять конкретное содержание в

устной и письменной форме

Умение соблюдать

дисциплину на уроке.

Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и сверстниками. Познавательный интерес к истории России.

Знание основных норм морали, нравственности,

духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

Понимание значения

нравственности, религии в жизни человека, семьи и общества

§ 13

16

Литература

Древней

Руси

Урок освоения новых

знаний и

учебных

действий


Формирование целостного представления о развитии письменности и литературы

Восприятие и анализ информации,

сообщаемой учителем, и текста

учебника. Объяснение значения основных понятий темы. Составление

таблицы «Древнерусская литература»

на основе текста учебника. Анализ

текста исторического источника по

поставленным вопросам. Подбор

источников для сообщений и презентаций о развитии письменности,

литературы Руси в X — начале XII в.;

составление плана выступления


Овладение понятийным аппаратом по теме урока. Умение

рассказывать о возникновении

и развитии письменности, распространении грамотности на

Руси. Умение оценивать значение письменности для развития

древнерусского общества. Умение характеризовать основные

жанры и произведения древне-

русской литературы и система-

тизировать информацию в виде

таблицы. Умение анализировать

текст исторического источника

(«Слово о законе и благодати»)

Познавательные УУД: умение анализировать текст, структурировать информацию, осуществлять подбор критериев и источников для характеристики

объектов, делать обобщения, готовить

сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение

организовывать выполнение учебных

задач согласно инструкциям учителя.

Владение основами самоконтроля и

самооценки.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя. Владение монологической контекстной

речью в письменной и устной форме

Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Умение

соблюдать дисциплину

на уроке. Эстетическое

восприятие памятников

древнерусской литературы. Знание основных норм морали, нравственности, духовных идеалов, лежащих в основе произведений древнерусской литературы.

Понимание важности

сохранения культурного

наследия Древней Руси

§ 14

17

Искусство

Древней

Руси

Урок освоения новых знаний

и учебных

действий.

(защита проектов и презента-ций по

теме урока)


Формирова-ние представле-ния

о развитии искусства в Древней

Руси в Х — начале XII в.

1. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста

учебника. Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций и ролей

между членами группы. Составление

плана деятельности. Определение

структуры презентации / проекта.

Подбор критериев и источников для характеристики памятников древне-

русского искусства.

2. Представление результатов ра-

боты: выступление перед классом

с подготовленной презентацией.

Определение критериев оценки

представленных работ. Выявление

затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их

преодоления в будущем

Умение описывать памятники

древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве),

живописи (иконы, фрески, мозаики), декоративно-прикладного искусства. Умение создавать

и представлять презентации о

памятниках зодчества, живописи и декоративно-прикладном

искусстве Руси X—XII вв.-

Познавательные УУД: умение работать

с различными источниками информации, искать, анализировать и структурировать информацию, осуществлять

подбор критериев и источников для

характеристики объектов, устанавливать соответствие между объектами и

их характеристиками, строить речевые

высказывания в устной и письменной форме, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение определять

цель и ставить задачи учебной деятельности, умение планировать свою

деятельность и прогнозировать её результаты, корректировать свои планы

и действия, представлять и оценивать

результаты своей работы.

Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать содержание в

устной и письменной форме, вступать

в диалог, работать в группе, распределять функции между членами группы,

планировать общие способы работы и

формы представления её результатов

Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на

уроке. Принятие правил

работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Уважительное

отношение к чужому мнению. Способность

творчески переосмысливать учебную информацию. Эстетическое

восприятие памятников

древнерусской литературы, архитектуры,

живописи, декоративно-

прикладного искусства.

Понимание важности

сохранения культурного

наследия Древней Руси

§ 15

18

Обобщение

по теме

«Русь в IX —

XII вв.»

Урок обобщения, систематизации

и закрепле-ния знаний

и умений

выполнять

учебные

действия


Обобщение, систематизация и

осуществление контроля знаний

обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия

Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее,

по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами

исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение

контрольных работ, разноуровневых

тестовых заданий. Выступления с до-

кладами, презентациями по тематике

раздела, защита проектов

Умения: формулировать определения основных понятий и

терминов; определять хронологическую последовательность

событий; показывать на карте территорию Руси в IX — XII вв.,

торговые пути, направления

походов русских князей; характеризовать государственный и

общественный строй государства Русь; описывать условия

жизни, занятия древнерусских

людей, памятники древнерусской культуры; выделять тенденции и оценивать итоги развития

государства Русь в IX — XII вв.;

высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для

современного общества

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной

и письменной форме, устанавливать

причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

согласно установленным им правилам

работы. Развитие навыков самооценки

и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение рабо тать в группах, обсуждать вопросы со

сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед

аудиторией

Ответственное отношение к учению. Умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Понимание

необходимости повторения для закрепления и

систематизации знаний.

Познавательный интерес

к истории. Ценностное

отношение к историко-

культурному наследию

Древней Руси




§ 16

Р а з д е л III. Русские земли в середине XII — начале XIII в.

19

Образова-ние самостоя-тельных

русских

земель

Урок освоения новых

знаний и

учебных

действий


Формирова-ние общих представле-ний о причинах, особенностях

и последствиях раздроблен-ности

русских земель

Выявление и объяснение причин

наступления нового этапа в развитии Руси, поиск аналогий в истории

Западной Европы. Характеристика

особенностей удельной системы.

Выявление факторов единства русских земель. Объяснение значения

основных понятий темы. Составление схемы/таблицы «Последствия

раздробленности Руси». Работа с генеалогической таблицей. Анализ

текста исторического источника по

поставленным вопросам

Овладение понятийным аппаратом темы урока. Знание хронологических рамок периода

раздробленности Руси. Умение объяснять причины распада

Руси, сравнивать их с причинами раздробленности государств

Западной Европы. Умение характеризовать особенности удельной

системы и факторы единства русских земель. Умение выделять

положительные и отрицательные

последствия раздробленности.

Умение читать генеалогическую

таблицу династии Рюриковичей

(XII — середина XIII в.). Умение анализировать текст исторического источника («Слово о погибели Русской земли»)

Познавательные УУД: умение работать

с различными источниками информации, анализировать текст, сравнивать объекты и их характеристики, определять логические связи между явлениями и процессами, структурировать

информацию по заданным критериям, делать выводы.

Регулятивные УУД: владение навыка-

ми самоконтроля и самоанализа, умение организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями

учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, полно и точно выражать

свои мысли, высказывать и аргументировать свою точку зрения


Умение соблюдать дисциплину на уроке. Ответственное отношение

к учению. Уважительное

отношение к чужому мнению. Познавательный

интерес к истории Рос-

сии. Личностное осмысление причин и последствий раздробленности

§ 17

20

Земли Южной Руси

Комбиниро-

ванный урок


Формирова-ние представле-ний об

особенностях развития и культуре Киевской земли в середине

XII — начале XIII в. Знакомство

со «Словом о полку Игореве» и

историческими событиями, положенными в его основу


Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке.

Составление характеристики географического положения данной земли

на основе текста учебника и исторической карты. Выявление причин

ослабления центрального княжества.

Составление рассказа о деятельности избранных князей Южной Руси.

Характеристика отношений Руси с

половцами. Анализ исторической

карты, текстов исторического источника и учебника, составление на

их основе рассказа о походе 1185 г.

Оценка культуры Южной Руси

Овладение основными понятиями темы. Умение характеризовать географическое положение

Киевской земли, используя

историческую карту. Умение объяснять причины ослабления

Киевской земли. Умение рассказывать о деятельности наиболее

известных князей Южной Руси.

Умение характеризовать отношения Руси с половцами. Умение

рассказывать о походе Игоря Святославича против половцев, используя текст учебника и «Слова о полку Игореве», историческую карту. Умение характеризовать культуру Южной Руси

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

составлять характеристику объекта по заданным параметрам, выделять общее и особенное, устанавливать причинно-

следственные связи.

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность в соответствии

с целью и задачами урока, прогнозировать и представлять результаты своей работы. Владение основами самоанализа и самооценки.

Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя,

грамотно и адекватно учебной задаче

представлять конкретное содержание в

устной и письменной форме

Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Познавательный интерес к истории России.

Ценностное отношение

к культурному наследию

Южной Руси


21

Юго-Западная Русь


Комбиниро-

ванный урок


Формирова-ние представле-ний об

особенностях развития и культуре

Галицкой и Волынской земель в

середине XII — начале XIII в.

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке.

Определение цели и задач учебной

деятельности. Составление характеристики географического положения, экономического и политического развития Юго-Западной Руси

на основе текста учебника и исторической карты по примерному плану.

Объяснение причин политической

нестабильности в данном регионе.

Составление рассказа о деятельности избранных князей Галицкой и

Волынской земель. Характеристика

культуры Юго-Западной Руси


Овладение основными понятиями темы. Умение характеризовать географическое положение

Галицкой и Волынской земель, используя историческую карту.

Умение объяснять причины политической нестабильности

в землях Юго-Западной Руси.

Умение выделять особенности

экономического и политического развития Юго-Западной Руси.

Умение рассказывать о деятельности наиболее известных князей Юго-Западной Руси. Умение

характеризовать культуру Галицко-Волынской земли

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

составлять характеристику объекта по

заданным параметрам, выделять общее

и особенное, устанавливать причинно-

следственные связи, описывать объекты и события.

Регулятивные УУД: умение формулировать учебные задачи, составлять

план их решения, прогнозировать и

представлять результаты своей работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя,

грамотно и адекватно учебной задаче

представлять конкретное содержание в

устной и письменной форме

Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на

уроке. Познавательный

интерес к истории России. Понимание роли

личности в истории.

Ценностное отношение

к культурному наследию

Юго-Западной Руси


§ 18

22

Новгород-ская земля


Комбиниро-

ванный урок


Формирова-ние представле-ний об

особенностях развития и культуре

Новгородской земли в середине

XII — начале XIII в.

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке.

Характеристика особенностей географического положения, социально-экономического, политического

и культурного развития Новгород-ской земли на основе текста учебника и исторической карты по пример-

ному плану. Объяснение значения основ-

ных понятий темы урока. Составление описания памятников

архитектуры и живописи Новгородской земли.

Овладение понятийным аппаратом темы урока. Умение характеризовать особенности географического положения, социально-

экономического, политического и культурного развития Новгородской земли по примерному плану. Умение составлять схему управления Новгородской земли. Умение описывать памятники новгородского зодчества

(Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на

Нередице) и живописи. Умение работать с исторической картой.

Умение анализировать текст исторических источников (новгородские берестяные грамоты)

Познавательные УУД: умение давать

определение понятий, работать с различными источниками информации,

анализировать текст, составлять характеристику объекта по заданным параметрам, описывать объекты, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: умение определять

задачи в соответствии с поставленной

учителем целью урока, планировать

свою деятельность, представлять результаты своей работы, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников,

сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, вступать

в диалог

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Способность выбирать целевые

и смысловые установки своей деятельности.

Способность творчески переосмысливать

учебную информацию.

Познавательный интерес к истории России.

Ценностное отношение

к культурному наследию

Новгородской земли

§ 19

23

Северо-Восточная Русь

Комбиниро-

ванный урок


Формирова-ние представле-ний об

особенностях развития и культуре

земель Северо-Восточной Руси в

середине XII — начале XIII в.

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке.

Характеристика географического положения земель Северо-Восточной

Руси на основе текста учебника и исторической карты. Составление плана рассказа о населении, хозяйстве

Северо-Восточной Руси, основании

Владимиро-Суздальского княжества.

Подбор материалов для составления

исторического портрета выбранного

князя. Составление описания па-

мятников архитектуры и живописи

северо-востока Руси. Анализ текста

исторических источников по поставленным вопросам

Умение характеризовать географическое положение земель Северо-Восточной Руси, используя

историческую карту. Умение

рассказывать о населении и

хозяйстве Северо-Восточной

Руси, основании Владимиро-

Суздальского княжества. Умение составлять исторические

портреты Юрия Долгорукого,

Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, используя

текст учебника и исторических

источников, характеризовать

их внутреннюю и внешнюю

политику. Умение выделять особенности культурного развития

Северо-Восточной Руси. Умение

описывать памятники зодчества

Северо-Восточной Руси (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли,

Дмитриевский собор во Владимире). Умение анализировать

текст исторического источника

(«Лаврентьевская летопись»)

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

работать с различными источниками

информации, анализировать текст, выделять общее и особенное, составлять

характеристику объекта по заданным

параметрам, описывать объекты и

события, сопоставлять объекты и их

характеристики.

Регулятивные УУД: владение навыками

самоконтроля и самооценки, умение

планировать свою деятельность в соответствии с целью и задачами урока,

представлять и оценивать результаты

своей работы.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли,

представлять и сообщать конкретное

содержание в устной и письменной

форме, высказывать своё мнение

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемому ими мнению.

Познавательный интерес

к истории России. Умение оценивать деятельность владимиро-суздальских князей с морально-этической точки

зрения. Ценностное

отношение к культур-

ному наследию Северо-

Восточной Руси


§ 20

24

Обобщение

по теме

«Русские

земли в

середине

XII — нача-

ле XIII в.»

обобщения, систематизации закрепления знаний

и умений

выполнять учебные

действия


Обобщение, систематиза-ция и

Осуществле-ние контроля знаний

обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия



Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее,

по памяти. Объяснение значения

основных понятий темы. Работа с

исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов.

Выступления с до-

кладами, презентациями по тематике

раздела, защита проектов

Умения: формулировать определения основных понятий и

терминов; определять хронологическую последовательность

событий; показывать на карте

отдельные русские земли, их

развитие и рост; характеризовать особенности политического,

экономического и культурного

развития отдельных земель; давать характеристику наиболее ярким князьям данного периода; выделять тенденции и оценивать

итоги развития русских земель в середине XII — начале XIII в.;

высказывать суждения о значении культурного наследия русских земель для современного

общества

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые

высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

согласно установленным им правилам

работы. Развитие навыков самооценки

и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со

сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед

аудиторией

Ответственное отношение к учению. Умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание

необходимости повторе-

ния для закрепления и

систематизации знаний.

Познавательный интерес

к истории. Ценностное

отношение к историко-

культурному наследию

Древней Руси



Р а з д е л IV. Русь между Востоком и Западом

25

Монголь-ское нашествие на Русь


Урок осво-

ения новых

знаний и

учебных

действий


Формирова-ние представле-ний о возникнове-нии Монгольской

империи, нашествии монголов на

Русь и его последствиях

Восприятие и анализ информации,

сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление хронологии монгольских завоеваний на основе текста учебника и исторической карты.

Объяснение причин побед монголов

в Азии и на Руси. Оценка действий

русских князей во время нашествия.

Характеристика последствий нашествия

Овладение понятийным аппаратом темы урока. Знание основных дат и хронологии событий.

Умение рассказывать об образовании Монгольской империи.

Умение показывать на исторической карте походы монголов

на Русь, места основных сражений. Умение структурировать

информацию о монгольском нашествии в виде таблицы. Умение

объяснять причины успешности

завоевательных походов монголов в Азии и на Руси. Умение

оценивать действия русских князей в условиях монгольского

нашествия. Умение характеризовать последствия монгольского

нашествия

Познавательные УУД: умение анализировать текст, структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД: умение определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей, представлять результаты своей работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя,

вступать в диалог, представлять конкретное содержание в устной и письменной форме

Умение соблюдать дисциплину на уроке. Ответственное отношение

к учению. Стремление к

установлению взаимопонимания с учителем

и сверстниками. Познавательный интерес к истории России. Уважительное отношение к

чужой культуре. Оценочное мнение о значении и

последствиях монгольского нашествия для

нашей страны

§ 21

26

Натиск с Запада


Комбиниро-

ванный урок


Формирова-ние представле-ний

о причинах и характере походов

немецких рыцарей и шведов на

Русь, значении Невской битвы и

Ледового побоища

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке.

Восприятие и анализ информации,

сообщаемой учителем, и текста учебника. Выявление причин и целей походов крестоносцев на Русь и земли Восточной Прибалтики. Составление рассказа о Невской битве и

Ледовом побоище на основе текстов

учебника, исторических источников, картосхем и дополнительных

материалов. Оценка значения отпора

европейским завоевателям.

Овладение основными понятиями темы. Знание основных дат

и хронологии событий. Умение

объяснять причины и цели походов немецких и датских рыцарей, шведов на Русь и земли Восточной Прибалтики. Умение рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище, используя текст учебника и исторических источников, историческую карту и картосхемы битв. Умение оценивать

значение побед над шведами и немецкими крестоносцами, политику Александра Невского.

Умение составлять исторический

портрет Александра Невского

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, анализировать информацию, составлять

характеристику объекта по самостоятельно выбранным критериям, описывать и соотносить события, делать

выводы.

Регулятивные УУД: владение навыками

самоконтроля и самоанализа, планировать и корректировать по ходу свою деятельность в соответствии с постав-

ленными задачами.

Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя,полно и точно выражать свои мысли, высказывать собственное мнение

Уважительное отношение к учителю и одно-

классникам, высказываемому ими мнению.

Познавательный интерес

к истории России. Понимание исторического

значения Невской битвы

и Ледового побоища.

Понимание роли личности в истории. Умение

оценивать личность

Александра Невского и

его деятельность с морально-этической точки

зрения

§ 22

27

Золотая

Орда.

На-роды и государ-ства

евразий-ской

степи и

Сибири в

XIII—XV вв.

Комбиниро-

ванный урок


Формирова-ние представле-ний

о государствен-ном устройстве,

населении, экономике и культуре

Золотой Орды и судьбах народов

евразийских степей и Сибири под

её властью

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке.

Восприятие и анализ информации,

сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика географического положения и государственного

устройства Золотой Орды на основе

текста учебника и исторической кар-

ты. Объяснение значения основных

понятий темы урока. Выявление особенностей развития народов евразийской степи и Сибири под властью

Золотой Орды.


Овладение понятийным аппаратом темы урока. Умение характеризовать территорию и государственное устройство Золотой

Орды, используя текст учебника и историческую карту. Умение рассказывать о развитии народов евразийской степи и Сибири в XIII—XV вв., оценивать историческое значение власти Золотой Орды на этих территориях.

Умение объяснять причины

привлекательности Крымского

полуострова для иностранных

держав. Умение готовить краткое сообщение о судьбе Крыма после монгольского нашествия

и характеризовать культурное наследие существовавших здесь

государств и народов

Познавательные УУД: умение анализировать текст, структурировать ин-

формацию, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое

рассуждение, подбирать критерии и информацию для характеристики объекта.

Регулятивные УУД: владение навыками

самоконтроля и самоанализа, планировать и корректировать по ходу свою деятельность в соответствии с постав-

ленными задачами.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со

сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией

Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Умение соблюдать

дисциплину на уроке.

Принятие правил работы

в группе. Умение согласовывать свои действия

с членами группы. Уважительное отношение к

чужому мнению. Способность творчески переосмысливать учебную

информацию. Познавательный интерес к истории России. Ценностное

отношение к наследию

Золотой Орды и народов Поволжья, Крыма, Сибири и Северного Кавказа XIII — XV вв.

§ 23

28

Русские земли под властью Золотой

Орды


Комбиниро-

ванный урок


Формирова-ние представле-ний о

формах и видах зависимости Руси

от Орды, позиции русских князей

по отношению к Золотой Орде

Презентация сообщений о народах

и государствах Крымского полуострова после монгольского нашествия.

Определение цели, задач, алгоритма

дальнейшей деятельности.


Овладение понятийным аппаратом темы урока. Умение называть и объяснять виды

зависимости Руси от Орды. Умение сравнивать и оценивать

позиции Даниила Галицкого,

Андрея Ярославича и Александра Невского в отношении Орды;

высказывать свою точку зрения

по этому вопросу. Умение анализировать текст исторических

источников («Ипатьевская лето-

пись»)

Познавательные УУД: умение давать

определение понятий, выделять главное в тексте, сравнивать объекты,

строить логическое умозаключение,

преобразовывать информацию из од-

ной формы в другую.

Регулятивные УУД: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать и оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные УУД: умение планировать общие способы работы,

распределять функции между членами

группы, обмениваться информацией,

аргументированно высказывать свою

точку зрения и критически относиться

к ней

Ответственное отношение к учению. Способ-

ность выбирать целевые

и смысловые установки

своей деятельности.

Умение соблюдать дис-

циплину на уроке. Принятие правил работы в

группе. Умение согласовывать свои действия

с членами группы.

Уважительное отноше-

ние к чужому мнению.

Личностное осмысление

исторического значения

периода зависимости

Руси от Золотой Орды

§ 24

29

Великое

княжество

Литовское и

русские земли


Урок освоения новых

знаний и

учебных

действий


Формирова-ние представле-ний

о процессе складывания Литовского государства, положении в

нём русских земель; о процессе

сближения Великого княжества

Литовского с Польшей

Определение цели и задач урока.

Восприятие и анализ информации,

сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление и презентация

рассказа об образовании и росте Великого княжества Литовского на основе текста учебника и исторической

карты. Обсуждение особенностей

положения русских земель в составе

Литовского государства.


Овладение основными понятиями темы. Знание хронологии

событий. Умение рассказывать

об образовании Литовского государства и его росте, используя

текст учебника и историческую карту. Умение выделять особенности положения русских земель в составе Великого княжества

Литовского. Умение составлять схему управления Великого

княжества Литовского. Умение

объяснять причины сближения

Литвы с Польшей, раскрывать

сущность и значение Кревской

и Люблинской уний. Умение рассказывать о Грюнвальдской

битве по картосхеме, оценивать

её итоги и значение

Познавательные УУД: умение анализировать текст, выделять общее и особенное, составлять характеристику объекта

по заданным параметрам, описывать события, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: владение основами

целеполагания, умение представлять

результаты своей работы.

Коммуникативные УУД: умение сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности

Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Стремление к

установлению взаимопонимания с учителем и одноклассниками.

Познавательный интерес

к истории России. Представление о значении

Великого княжества Литовского в развитии южных и западных русских

земель. Уважительное и

доброжелательное отношение к культуре, языку других людей, народов

§ 25

30

Обобще-ние

по теме

«Русь между

Востоком и

Западом»

Урок обобщения, системати-зации и закрепле-ния знаний

и умений

выполнять

учебные

действия


Обобщение, систематиза-ция и

Осуществле-ние контроля знаний

обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия

Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее,

по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами

исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение

контрольных работ, разноуровневых

тестовых заданий.


Умения: формулировать определения основных понятий и

терминов; определять хронологическую последовательность

событий; показывать на карте направления походов иноземных завоевателей на Русь;

объяснять, в чём выражалась

зависимость русских земель от Золотой Орды; характеризовать

отношение древнерусских людей к монгольскому нашествию;

оценивать политику русских

князей в отношении Золотой Орды и Запада; систематизировать исторический материал

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной

и письменной форме, устанавливать

причинно-следственные связи, работать с разноуровневымитестовыми заданиями.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со

сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией

Ответственное отношение к учению. Умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников.

Осознание исторического опыта борьбы

с иноземными захватчиками в XIII — начале

XV в.


Р а з д е л V. Русские земли в середине XIII — XV в.

31

Судьбы

Северо-

Западной

и Северо-

Восточной

земель после

монголь-ского нашест-

вия

Урок освоения новых

знаний и

учебных

действий


Формирова-ние представле-ний о

развитии северо-запада и северо-

востока Руси после монгольского

нашествия, борьбе Москвы и

Твери за лидерство в объединении

Северо-Восточной Руси

Восприятие и анализ информации,

сообщаемой учителем, и текста учебника. Выявление особенностей и

сравнение политического и социально-экономического развития северо-

западных и северо-восточных земель

Руси после монгольского нашествия.

Объяснение значения основных

понятий темы урока. Определение

причин быстрого восстановления

Северо-Восточной Руси после на-

шествия, предпосылок политического роста Московского и Тверского

княжеств. Составление развёрнутого

плана рассказа о борьбе московских

и тверских князей за великокня-жеский ярлык. Характеристика деятельности Ивана Калиты. Анализ текста

исторического источника по предложенным вопросам

Овладение понятийным аппаратом темы урока. Знание основных дат и хронологии событий.

Умение определять особенности

политического и социально-

экономического развития Новгородской и Псковской земель

в указанное время. Умение характеризовать последствия

монгольского нашествия для Северо-Восточной Руси, выявлять факторы, способствовавшие её быстрому восстановлению. Умение объяснять преимущества

трёхпольной системы земледелия. Умение определять предпосылки экономического и политического подъёма Московского

и Тверского княжеств в начале XIV в. Умение рассказывать о

борьбе московских и тверских князей за великокняжеский

ярлык. Умение характеризовать

политику Ивана Калиты, оценивать её итоги. Умение сравнивать политический строй земель северо-запада и северо-востока

Руси.


Познавательные УУД: умение давать

определение понятий, работать с различными источниками информации,

составлять характеристику по самостоятельно выбранным критериям, анализировать, сравнивать и структурировать информацию, описывать объекты и события, устанавливать причинно-

следственные связи.

Регулятивные УУД: владение навыками

самоконтроля и самоанализа, принятие

и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание

своей работы в устной форме, высказывать своё мнение по актуальным

вопросам

Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и

сверстниками. Ответственное отношение к

учению. Познавательный интерес к истории

России. Эстетическое

восприятие Московского Кремля времён Ива-

на Калиты. Личностная

оценка деятельности первых московских

князей

§ 26

32

Дмитрий

Донской и

борьба русских земель

с Ордой

Комбиниро-

ванный урок


Формирова-ние представле-ний

о состоянии Московского княжества и Золотой Орды во второй

половине XIV в., о значении и

последствиях Куликовской битвы

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний,

полученных на предыдущем уроке.

Восприятие и анализ информации,

сообщаемой учителем, и текста

учебника. Оценка деятельности

действующих лиц событий борьбы

за великокняжеский ярлык в 1360—

1370-е гг. Характеристика положения и взаимоотношений Руси и Золотой

Орды накануне Куликовской битвы.

Составление развёрнутого плана

рассказа о битве на р. Воже и Куликовского сражения на основе текста учебника, картосхемы, дополнительных материалов. Оценка значения

Куликовской битвы и роли Дмитрия

Донского и Сергия Радонежского в

победе над ордынцами. Характеристика нашествия Тохтамышапо при-

мерному плану.

Овладение основными понятиями темы. Знание основных дат и хронологии событий.

Умение рассказывать о борьбе

за великокняжеский ярлык в 1360—1370-е гг., оценивать роль

в ней митрополита Алексия и позицию, занимаемую Дмитрием Ивановичем. Умение характеризовать положение Золотой

Орды и её отношения с Москвой

накануне Куликовской битвы. Умение показывать на карте места битвы на р. Воже и Куликовского сражения. Умение рас-

сказывать о ходе Куликовской

битвы, используя текст учебника и картосхему. Умение раскрывать значение Куликовской

битвы, оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в победе над ордынцами. Умение характеризовать нашествие

Тохтамыша. Умение искать ин-

формацию и описывать историко-культурные памятники, связанные с Куликовской битвой

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

осуществлять подбор критериев для характеристики объектов, искать и анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое умозаключение,

преобразовывать информацию из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение определять необходимые действия в соответствии

с учебными задачами, составлять алгоритм их выполнения, представлять

результаты своей работы, оценивать

правильность выполнения учебной

задачи.

Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя,

полно и точно выражать свои мысли,

высказывать собственное мнение,

строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности

Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Умение

соблюдать дисциплину

на уроке. Познавательный интерес к истории

России. Понимание

исторического значения

Куликовской битвы.

Ценностное отношение

к историко-культурным

памятникам, связанным

с Куликовской битвой.

Понимание роли личности в истории. Умение

оценивать личность

Дмитрия Донского и его деятельность с морально -этической точки

зрения. Умение переосмысливать учебную информацию в творческой

форме

§ 27

33

Русские земли в конце XIV-

первой половине XV в.

Комбиниро-

ванный урок


Формирова-ние представле-ний о

причинах, развитии событий и последствиях династичес-кой войны 1425—1453 гг. Изучение процесса распада Золотой Орды

Выполнение заданий, направленных

на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке.

Постановка цели и определение задач учебной деятельности. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника.

Объяснение значения основных

понятий темы урока. Анализ данных

исторической карты и генеалогической таблицы. Выявление причин и последствий междоусобной войны второй четверти XV в.


Овладение основными понятия-

ми темы. Знание основных дат и хронологии событий. Умение

характеризовать внутреннюю и

внешнюю политику Василия I.

Умение показывать на карте рост территории Московского княжества при Василии I. Умение

Читать генеалогическую таблицу династии московских князей

конца XIV — первой половины XV в. Умение объяснять причины и последствия междоусобной войны. Умение раскрывать

причины распада Золотой Орды,

показывать на карте государства,

образовавшиеся в его результате.

Умение прогнозировать последствия распада Золотой Орды

для русских земель

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками

информации, анализировать текст,

описывать объекты и события, устанавливать причинно-следственные

связи, владение навыками смыслового чтения.

Регулятивные УУД: умение определять

цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, планировать

свою деятельность, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, проявлять инициативу, вступать в диалог, аргументированно высказывать своё

мнение

Способность выбирать

целевые и смысловые установки своей деятельности. Стремление к

установлению взаимопонимания с учителем

и одноклассниками.

Познавательный интерес к истории России.

Эмпатическое восприятие событий периода

династической войны.

Негативное отношение

к силовому разрешению

конфликтных ситуаций

§ 28

34

Конец эпохи раздроб-ленности


Урок осво-

ения новых

знаний и

учебных

действий


Формирова-ние представле-ний о

завершающем этапе объединения

русских земель, освобождении

Руси от ордынской зависимости,

об изменении статуса московского князя и складывании новой

системы управления единым государством

Восприятие и анализ информации,

сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение и оценка методов

присоединения к Москве независимых земель. Анализ данных исторической карты. Определение изменений в политическом строе и системе

управления Руси. Составление схемы

«Система управления в Московском

государстве в XV — первой половине

XVI в.». Объяснение значения основных понятий темы урока. Оценка

значения принятия Судебника 1497 г.

Умение составлять таблицу

«Объединение русских земель во второй половине XV — начале

XVI в.». Умение характеризовать

методы подчинения независимых земель московскими князьями. Умение показывать на

карте рост территории Московского княжества при Иване III,

направления походов Ивана III на Новгород и ордынцев, хана

Ахмата на Русь, место стояния на реке Угре. Умение выявлять

изменения в политическом строе

Руси и системе управления страной. Умение оценивать значение

принятия Судебника 1497 г.

Познавательные УУД: умение работать

с различными источниками информации, анализировать текст, отделять главное от второстепенного, преобразовывать информацию из одной

формы в другую, подбирать критерии для характеристики объекта, делать выводы.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение

организовывать выполнение задач

согласно инструкциям учителя, представлять и анализировать результаты

своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя,

полно и точно выражать свои мысли

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Познавательный интерес к истории России. Понимание

значения освобождения

Руси от ордынской зависимости. Понимание

роли личности в исто-

рии. Оценочное мнение

о деятельности Ивана III.

Понимание значения

государственной идеологии как объединяющего

начала. Эстетическое

восприятие Московского

Кремля времён Ивана III

§ 29

35

Русская

Православ-ная церковь

во второй

половине

XIII -XV в.


Урок осво-

ения новых

знаний и

учебных

действий



Формирова-ние целостного представле-ния о значении Православной церкви в удельный период, о

процессе обретения Русской церковью независимости, развитии

церковной мысли в конце XV в.

Знакомство с жизнью и деятельностью Сергия Радонежского

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Выявление причин переноса митрополии в Москву. Составление

исторического портрета Сергия Радонежского, оценка его роли в российской истории. Характеристика

событий, связанных с получением

Русской церковью статуса автокефалии. Анализ и сравнение идей иосифлян и нестяжателей, высказывание о них собственного мнения.

Овладение понятийным аппаратом темы урока. Умение объяснять причины переноса

митрополии в Москву. Умение составлять исторический портрет

Сергия Радонежского, оценивать его роль в российской истории.

Умение рассказывать о событиях, связанных с обретением Русской

Церковью независимости. Умение сравнивать идеи иосифлян и

нестяжателей, высказывать своё отношение к ним. Умение формулировать вывод о значении и роли Русской православной церкви в решении ключевых

задач развития русских земель во второй половине XIII —XV в.


Познавательные УУД: умение давать

определение понятий, выделять в тексте главное, устанавливать причинно-

следственные связи, характеризовать

объекты и события, делать выводы.

Регулятивные УУД: владение навыками

самоконтроля и самоанализа, умение

планировать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя,

представлять результаты своей работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя,полно и точно выражать свои мысли,

высказывать собственное мнение

Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и сверстниками. Познавательный интерес к истории России.

Осознание значения

Русской православной

церкви в истории России. Знание основных

норм морали, нравственности, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России. Понимание значения нравственности,

религии в жизни человека, семьи и общества

§ 30

36

Русская

литература

во второй

половине

XIII -XV в.


Комбиниро-

ванный урок


Формирование целостного представления о развитии русской

письменности и литературы во

второй половине ХIII — начале

XV в.

Восприятие и анализ информации,

сообщаемойучителем, и текста

учебника. Объяснение значения основных понятий темы. Характеристика развития письменности

и распространения грамотности в

данный период. Составление таблицы «Русская литература во второй

половине XIII — XV в.» на основе

текста учебника.

Высказывание мнения о культурной

и исторической ценности произведений русской литературы второй

половины XIII — XV в.

Овладение понятийным аппаратом темы урока. Знание основных представителей культуры изучаемого времени. Умение рассказывать о письменности

указанного времени и определять тенденции её развития. Умение характеризовать основные литературные жанры второй

половины XIII — XV в. и выдающиеся памятники Куликовского

цикла. Умение анализировать

отрывки из литературныхпроиз-

ведений данной эпохи («Житие Михаила Черниговского», «Житие Михаила Тверского»)

Познавательные УУД: умение анализировать текст, строить логические

рассуждения, давать характеристику

объекта, выявлять причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение

организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя. Владение основами самоконтроля и

самооценки.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя. Владение монологической контекстной

речью в письменной и устной форме

Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Ответственное

отношение к учению.

Умение соблюдать дисциплину на уроке. Эстетическое восприятие

памятников древнерусской литературы. Знание

основных норм морали,

нравственности, духовных идеалов, лежащих

в основе произведений

древнерусской литературы. Понимание важности сохранения культурного наследия Руси

указанного периода

§ 31

37

Искусство

во второй

половине

XIII - XV в.


Комбиниро-

ванный урок


Формирова-ние целостного представле-ния о развитии архитектуры, иконописи во второй полови-

не ХIII — начале XV в.

Определение цели, задач, алгоритма

дальнейшей деятельности. Распределение функций и ролей между членами группы. Составление плана

деятельности. Определение структуры презентации / сообщения.

Подбор критериев и источников для

характеристики памятников русского искусства второй половины

ХIII — начала XV в. Выступление

перед классом с презентацией / со-

общением. Определение критериев оценки представленных работ. Выявление затруднений и ошибок в своей

деятельности, обсуждение способов

их преодоления в будущем

Овладение понятийным аппаратом темы урока. Знание основных представителей культуры

изучаемого времени. Умение описывать памятники архитектуры, живописи, декоративно-

прикладного искусства второй половины XIII — середины XV в.

Умение описывать Кремлёвский

ансамбль времён Ивана III. Умение создавать презентации

о памятниках архитектуры,

живописи и литературы второй

половины XIII — середины XV в.

Умение готовить сообщения о

творчестве выдающихся иконописцев указанного времени

Познавательные УУД: умение работать

с различными источниками информации, искать, анализировать и структурировать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение определять

цель и ставить задачи учебной деятельности, умение планировать свою

деятельность и прогнозировать её результаты, корректировать свои планы и действия, представлять и оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать содержание в

устной и письменной форме, вступать в диалог, работать в группе, распределять функции между членами группы,

планировать общие способы работы и

формы представления её результатов


Способность выбирать

целевые и смысловые

установки своей деятельности. Умение

соблюдать дисциплину

на уроке. Принятие

правил работы в группе. Умение согласовывать

свои действия с членами

группы. Уважительное

отношение к чужому мнению. Способность

творчески переосмысливать учебную информацию. Эстетическое

восприятие памятников,

архитектуры, живописи,

декоративно-прикладного искусства. Понимание

важности сохранения

культурного наследия

Руси указанного периода

§ 32

38

Обобще-

ние по теме

«Русские

земли в сере-

дине XIII —

XV в.»

Урок обобщения, системати-зации

и закрепле-ния знаний

и умений

выполнять

учебные

действия


Обобщение, систематиза-ция и осуществле-ние контроля знаний

обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия

Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее,

по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа

с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов.

Выступления с докладами, презентациями по тематике

раздела, защита проектов

Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий; систематизировать исторический материал; показывать на исторической карте основные центры собирания русских

земель, территориальный рост Московского княжества; обобщать итоги развития Московского княжества к началу XVI в.;

характеризовать отношения Золотой Орды и Руси данного периода; составлять исторические портреты выдающихся деятелей

середины XIII —XV в.

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти,

давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать

причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией

Ответственное отношение к учению. Умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Понимание

необходимости повторения для закрепления и

систематизации знаний.

Познавательный интерес к изучению истории

России. Ценностное

отношение к историко-

культурному наследию

Руси середины XIII —

XV в.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!