№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
план | факт |
| НОВАЯ ИСТОРИЯ | 26 | | | | |
1. | Новое время: понятие и хронологические рамки. | 1 | | | | Объяснять смысл понятия Новое время. Использовать знание хронологии и этапов Нового времени в анализе событий. |
| Европа в конце XV – начале XVII в. | 11 | | | | |
2. | Великие географические открытия. | 1 | | | Дидактический материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать предпосылки Великих географических открытий. Выявлять противоречивость эпохи Великих географических открытий. Показывать по карте маршруты мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Подготавливать сообщения о знаменитых мореплавателях, используя дополнительные источники информации. Составлять тематическую таблицу. Извлекать информацию из фрагмента документа исторического характера. |
3. | Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. | 1 | | | Дидактический материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать значение Великих географических открытий. Указывать и анализировать политические, экономические и культурные последствия географических открытий. |
4. | Экономическое развитие европейских стран в XV – начале XVII в. | 1 | | | Дидактический материал | Рассказывать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактур. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры. |
5. | Социальное развитие европейских стран в XV – начале XVII в | 1 | | | Дидактический материал иллюстрации из учебника, карта | Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. |
6. | Абсолютные монархии. | 1 | | | Дидактический материал иллюстрации из учебника, карта | Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. |
7. | Образование национальных государств в Европе. | 1 | | | Дидактический иллюстрации из учебника, карта | Объяснять причины появления республик в Европе. |
8. | Начало Реформации. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать смысл, формулировать содержание понятия «Реформация». Называть причины и сущность Реформации. Раскрывать особенности протестантизма. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации. |
9. | Борьба католической церкви против реформационного движения. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Объяснять значение понятий Реформация, Контрреформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм. Объяснять предпосылки и цели реформации. Характеризовать основные положения протестантских учений, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей. Сравнивать учения М. Лютера и Ж. Кальвина. Составлять характеристику одного из деятелей Реформации. Высказывать аргументированное суждение о значении Реформации для развития капитализма. |
10. | Религиозные войны. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Объяснять значение понятий Контрреформация, религиозные войны, гугеноты. Объяснять причины Контрреформации. Приводить примеры религиозных войн, называть их основные события и итоги. Давать оценку сущности и последствиям религиозных конфликтов, высказывать и аргументировать своё отношение к ним. |
11. | Нидерландская революция. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Рассказывать о Реформации и освободительной войне в Нидерландах, используя информацию источников. Показывать на карте основные события. Характеризовать значение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории. |
12. | Международные отношения в раннее Новое время. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Объяснять причины военных конфликтов между европейскими державами в раннее Новое время. Показывать на карте основные сражения и итоги Тридцатилетней войны. Характеризовать масштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны. Высказывать аргументированное суждение о значении Вестфальского мира европейской истории. |
| Страны Европы и Северной Америки в середине XVII - XVIII в. | 10 | | | | |
13. | Английская революция XVIIв.: причины, участники, этапы. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать значение понятий революция, протекторат, пуритане, левеллеры, диггеры. Объяснять причины революции. Систематизировать материал по истории Английской революции XVII в. в форме хронологической таблицы. Показывать на карте основные события. Сравнивать цели участников революции. Отбирать материал из источников и составлять характеристики участников событий. Высказывать суждение о значении Английской революции XVII в. для британской и европейской истории. |
14. | О. Кромвель. Итоги и значение революции. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Составлять сообщение об О.Кромвеле и его роли в изменении Англии. |
15. | Экономическое развитие Европы в XVII в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать значение понятий огораживания, трёхполье, предпринимательство, новые дворяне. Обобщать и систематизировать знания об экономике «старого порядка», об общественной структуре и положении разных слоев общества. Высказывать аргументированные суждения о причинах изменений экономики «старого порядка» Раскрывать значение понятий промышленный переворот, фабрика, буржуазия, наёмные рабочие, акционерная компания, фермер. Объяснять предпосылки промышленного переворота. Рассказывать о появлении первых «рабочих машин» и об изменениях в экономике и обществе. Высказывать аргументированное суждение о значении промышленной революции в истории. |
16. | Социальное развитие Европы в XVII в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Характеризовать основные классы капиталистического общества. Выделять основные понятия по теме и раскрывать их смысл. |
17. | Война североамериканских колоний за независимость. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать значение понятий война за независи- мость, Бостонское чаепитие, Декларация независимости, конституция. Показывать на карте основные события Войны за независимость североамериканских колоний. |
18. | Образование США. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал | Объяснять историческое значение образования США. Составлять характеристики активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США. |
19. | Европейская культура XVI- XVII в. Развитие науки. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Обобщать и систематизировать знания о предпосылках возникновения культуры Возрождения, представлять информацию в форме таблицы. Раскрывать на примерах взаимосвязь Раннего и Высокого Возрождения Характеризовать особенности развития естественнонаучных знаний. Называть важ- нейшие научные открытия и технические изобретения XVI—XVIIIвв., объяснять, в чём заключалось их значение для того времени и для последующего развития. |
20. | Высокое Возрождение: художники и их произведения. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать особенности гуманизма как направления общественной мысли эпохи Возрождения. Называть крупнейших представителей гуманизма, приводить примеры их деятельности. Характеризовать личности и творчество представителей Высокого Возрождения. Составлять характеристику произведения искусства Высокого Возрождения по плану, предложенному учителем. Высказывать суждения о значении творчества деятелей эпохи Возрождения в Новое время и в современную Эпоху. |
21. | Стили художественной культуры XVII в. | 1 | | | Дидактический материал иллюстрации из учебника | Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе в литературе. Характеризовать стили художественной культуры XVII в. (барокко, классицизм). |
22. | Международные отношения середины XVII в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Характеризовать международные отношения середины XVII в. |
| Страны Востока в XVI - XVIII в. | 4 | | | | |
23. | Османская империя. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Характеризовать действия турецких султанов по созданию мощной империи, выделять и анализировать факторы, способствовавшие её упадку. Группировать (классифицировать) факты об истории османских завоеваний, составлять хронологическую таблицу. Анализировать исто- рическую карту с опорой на легенду. Характеризовать основные черты, особенности устройства общества. Составлять описание знаменитых архитектурных сооружений XVI в. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов. |
24. | Индия. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Характеризовать действия правителей государства Великих Моголов по созданию мощной империи, анализировать факторы, способствовавшие её упадку. Группировать факты об истории проникновения европейцев в Индию, составлять хронологическую таблицу. Анализировать историческую карту. Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение деятельности Акбара, оценивать его политику веротерпимости, высказывать суждения о важности подобной политики. |
25. | Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства в Японии. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Характеризовать особенности географического положения и природных условий Китая и Японии, определивших своеобразие их истории и культуры. Анализировать историческую карту с опорой на легенду. Составлять описание на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов. Выделять характерные черты государственного устройства Японии, положение императорской власти и системы сёгуната. Выска- зывать суждения о политике «закрытия» Японии и Китая, обосновывать оценку целесообразности изоляции государства от торговых и культурных контактов, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками. |
26. | Контрольная работа по теме «Европа и Азия в конце XV – начале XVIII в.» | 1 | | | Раздаточный материал для выполнения контрольной работы. | Систематизировать знания об эпохе Нового времени. Высказывать аргументированные суждения о значении наследия Нового времени для современного мира. Выполнять контрольную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Нового времени. |
| История России | 42 | | | | |
| Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке. | 15 | | | | |
27 | Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной системы. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Характеризовать период княжения Василия III. Объяснять характерные черты завершения объединения русских земель вокруг Москвы. Определять причины отмирание удельной системы. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III. Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы. Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века. |
28 | Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в. Раскрывать смысл понятий: сейм, острог. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом»; Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
29 | Органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Местничество. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Характеризовать органы государственной власти, приказную систему. Объяснять причины формирования и особенности деятельности Боярской думы. Объяснять понятие «местничество». Высказывать суждения. Готовить тематические сообщения по дополнительным источникам Формулировать понятия по теме; Выделять существенные признаки явлений; Устанавливать хронологическую последовательность событий. Работать в группе, учитывая мнения одноклассников |
30 | Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV. Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его. Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют «собором примирения». Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV. Осуществлять самооценку. Раскрывать смысл понятий: Земский собор, Избранная Рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы. Называть реформы Избранной рады, их даты (на основе работы с текстом учебника). Выделять характерные черты сословно-представительной монархии. Составлять фишбоун «Россия – централизованное государство». Давать оценку значению реформ Избранной рады. Формулировать и аргументировать суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV называть сословно-представительной монархией. |
31 | Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Судебник 1550 г. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
32 | Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на карте территорию России к концу XVI — началу XVII в. Составлять кластер «Внешняя политика России в конце XVI — начале XVII в.». Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы. Сравнивать политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делать выводы. Характеризовать причины и характер Ливонской войны, причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Высказывать и аргументировать оценочное мнение о роли казаков в обороне южных границ России. Осуществлять самооценку и взаимооценку. Характеризовать ход действий отряда Ермака Тимофеевича, объяснять последствия походы на Сибирское ханство. |
33 | Войны с Крымским ханством. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
34 | Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
35 | Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
36 | Социальная структура российского общества. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников). Характеризовать период начала закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». |
37 | Многонациональный состав населения Русского государства. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Объяснять какие народы населяли Русское государство, определять многонациональный состав населения. |
38 | Россия в конце XVI в. Опричнина. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Знать причины и основные события России в конце XVI в. Уметь характеризовать участников Смутного времени. Знать понятия: «опричнина», «земщина». Характеризовать основные события и даты опричного террора. Уметь характеризовать Опричнины. Определять результаты и последствия опричнины, цену реформ. Характеризовать личность царя Федора Ивановича. Выделять особенности борьбы за власть в боярском окружении. Характеризовать период правления Бориса Годунова; учреждения патриаршества. Раскрывать смысл понятия патриаршество. |
39 | Результаты и последствия опричнины. Цена реформ. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
40 | Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
41 | Контрольная работа по теме «Россия В XVI – XVII веках». | 1 | | | раздаточный материал | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица). |
| Культурное пространство | 2 | | | | |
42 | Изменения в картине мира человека в XVI в. и повседневная жизнь. Архитектура. Изобразительное искусство. Летописание и начало книгопечатания. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XVI вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XIV—XVI вв., используя Интернет и другие источники информации. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV—XVI вв. |
43 | Религия и суеверия. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
| Смута в России | 5 | | | | |
44 | Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Высказывать и аргументировать мнение о том, каковы причины династического кризиса. Характеризовать Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - решать проблемные задачи. Работая в парах, давать оценку личности Бориса Годунова, аргументировать собственное мнение. Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
45 | Смутное время начала XVII в. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Выделять основные понятия темы: Смута, самозванство. Показывать на карте путь продвижения Лжедмитрия I, район, охваченный восстанием под предводительством И. Болотникова. Называть причины и предпосылки Смутного времени. Высказывать аргументированное суждение о роли боярства в Смуте. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе информации учебника, используя карту, строить рассказ о восстании И. Болотникова. Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
46 | Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
47 | Подъем национально-освободительного движения. Первое и второе ополчения. Итоги и последствия Смутного времени. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
48 | Контрольная работа по теме «Смута в России». | 1 | | | раздаточный материал | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица). |
| Россия в XVII веке | 13 | | | | |
49 | Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Начать составление схемы «Династия Романовых». Составлять кластер «Государственное устройство России при первых Романовых в 17 веке». Раскрывать смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение. Сравнивать роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; высказывать мнение о причинах изменений. Изучать отрывки из текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
50 | Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Развитие приказного строя. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
51 | Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Раскрывать смысл понятий: ереси, иосифляне, нестяжатели. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - заполнять таблицу «Иосифляне и нестяжатели». Актуализировать знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивать их с христианскими храмами. Высказывать и аргументировать мнение о важности для светской власти церковной поддержки. |
52 | Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Характеризовать период правления царя Федора Алексеевича. Объяснять причину отмены местничества. Характеризовать налоговую (податную) реформу. |
53 | Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Раскрывать смысл понятий: Всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник. Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении. Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке. Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы; - делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке. Высказывать и аргументировать мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года. |
54 | Социальная структура российского общества. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Составлять схему «Социальная структура российского общества в 17 веке». Характеризовать положение первого сословия в социальной структуре российского общества. Высказывать мнение о причинах изменения положения дворянства. Выделять в тексте учебника главное. Объяснять происхождение слова «крепостной», используя словарь. Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян. |
55 | Соляной бунт в Москве. Медный бунт. Восстание Степана Разина. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степенна Разина, сопоставлять их с районами восстания Болотникова, делать выводы. Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника). Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника). Выделять основные этапы восстания С. Разина, характеризовать их. Объяснять, почему 17 век называют «бунташным». |
56 | Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Выделять и объяснять цели внешней политики России на западном направлении в 17 веке. Характеризовать причины Смоленской войны, ход действий и последствия. Использовать контурную карту с целью определения направлений внешней политики. Уметь наносить на карту основные границы. Объяснять причины вхождение Украины в состав России; причины Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Актуализировать знания о взаимоотношениях России, а затем – с Речью Посполитой. Используя карту, показывать территории, присоединенные к России в результате Андрусовского перемирия. Характеризовать причины конфликтов с Османской империей. Объяснять суть «Азовского осадного сидения», «Чигиринской войны» и Бахчисарайского мирного договора. Начать составлять кластер «Россия в системе международных отношений». Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
57 | Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
58 | Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
59 | Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
60 | Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
61 | Контрольная работа по теме «Россия в XVII веке». | 1 | | | раздаточный материал | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица). |
| Культурное пространство | 4 | | | | |
62 | Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на карте маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова, Хабарова, сравнивать их. Составлять таблицу «Освоение Сибири и Дальнего Востока». Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами. Создавать мини-проект (на основе заданий из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», темы – на выбор). Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
63 | Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризовать открытия и их значения. Рассказать о значении Великих географических открытиях. Находить в учебнике характерные черты русской культуры в XVI веке. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - составлять схему «Литературный жанры XVI в»; Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира. Устанавливать причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи. Выделять общее и особенное в фольклоре различных народов России. Сравнивать повседневную жизнь различных народов России. Рассказывать о том, как складывалась единая культура России. Уметь характеризовать систему образования в XVII в., раскрывать особенности развития научных знаний, определять своеобразие, противоречивость культуры этого периода, характеризовать стили: барокко, классицизм. Называть авторов архитектурных и живописных произведений. |
64 | Изменения в картине мира человека в XVII в. и повседневная жизнь. Архитектура. Изобразительное искусство. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
65 | Развитие образования и научных знаний. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта |
| Региональный компонент | 1 | | | | |
66 | Наш регион в XVI – XVII вв. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Характеризовать развитие нашего региона в 16-17 вв. осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры нашего региона в 16-17 вв. характеризовать нравы и быт народов, проживающих на территории Кубани в 16-17 вв. используя информацию из различных источников. Составлять описание памятников культуры 16-17 вв., находящихся на территории края, характеризовать их назначение, художественные достоинства. |
| Итоговые уроки | 2 | | | | |
67 | Контрольная работа по теме «Россия в 16-17 вв». | 1 | | | раздаточный материал | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица). |
68 | Защита проекта по истории за курс 7 класса. | 1 | | | Мультимедийное оборудование | Представлять и защищать проект по истории за курс 6 класса. Защищать проекты (самостоятельно подготовленные доклады, рефераты), представлять сообщения по выбранным темам. |