СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по искусству (11 кл.)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематический план по искусству (11 кл.)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по искусству (11 кл.)»

Календарно-тематическое планирование по искусству

11 класс

№ урока

Дата

Название темы урока (раздела)

Содержание учебной темы (раздела)

Вид деятельности

часы

контроль

Д/задание

план

факт

ОТ XVII ВЕКА ДО СОВРЕМЕННОСТИ (34 ч)

I. Искусство Нового времени (21 ч)

1



Искусство барокко

Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Человек и новая картина мира. Роль научных открытий. Революционный переворот в сознании человека. Перемены в духовной жизни общества.

Эстетика барокко. Художественный стиль, отразивший новое мировосприятие жизни. Эстетические принципы барокко. Человек в контексте нового стиля. Главные темы

искусства барокко и его характерные черты

 Определять существенные признаки стиля барокко и соотносить его с определенной исторической эпохой;

 исследовать причинно-следственные связи, закономерности смены художественных моделей мира;

 оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи;

 выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства;

 характеризовать основные черты, образы и темы искусства барокко;

1


Вопросы 1,2 стр.13

Сообщение, реферат на выбор, стр.14

2



Архитектура барокко

Характерные черты барочной

архитектуры. Основные черты

архитектуры барокко. Своеобразие и национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко.

Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Италия — родина архитектурного барокко. Создание целостных ансамблей. Черты барокко в архитектуре Рима. «Гений барокко» Л. Бернини, многогранность его творческого дарования. Оформление площади перед со-

бором Святого Петра в Риме.

Архитектура Петербурга и его

окрестностей. Ф. Б. Растрелли. Формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи «елизаветинского» барокко. Характерные черты стиля Ф. Б. Растрелли и созданные им архитектурные шедевры

 Систематизировать и обобщать полученные знания о путях развития

и художественных принципах барочной архитектуры;

 проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений барокко с произведениями предшествующих эпох;

 описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания;

 исследовать причины выдвижения архитектуры на роль ведущего вида искусства в XVII в.;

 рассказывать о выдающихся зарубежных и отечественных архитекторах эпохи барокко;

 готовить и проводить заочную экскурсию по памятным местам, связанным с творчеством Ф. Б. Растрелли;

1


Вопросы 1-3, стр.21

Твор.мастер. зад.5, стр.22

3



Изобразительное

искусство барокко

Живопись барокко. Творчество Рубенса. Главные темы и художественные принципы живописи барокко. Основные этапы творческой биографии Рубенса. Характерные особенности его живописной манеры (на примере известных произведений).

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини*. Особенности обработки мрамора и бронзы, световые эффекты, искусство имитации, тонкий психологизм и изящество композиции (на примере скульптурных шедевров мастера)

 Исследовать причины тяготения изобразительного искусства барокко к декоративно-монументальной живописи и выявлять его характерные черты;

 сопоставлять художественно образное содержание произведений

Рубенса;

 определять эстетическую, духовную и художественную ценность творений Рубенса; проводить сравнительный анализ произведений Позднего Возрождения с творениями мастеров барокко; осуществлять поиск, отбор и обработку информации о фламандских живописцах барокко в Интернете;

1


Вопросы 1-3, стр.31

Презентация по темам на стр.32

4



Реалистические

тенденции в живописи Голландии

Творчество Рембрандта. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики (на примере известных произведений). Стремление передать духовную эволюцию

человека, его трагический путь

познания жизни.

Великие мастера голландской живописи*. Тематическое и жанровое многообразие голландской живописи. Специфика портретной живописи (на примере творчества Ф. Халса). Поэтизация естественного течения повседневной жизни в бытовой живописи (П. де Хох). Характерные особенности натюрморта (П. Клас,В. Хеда). Пейзажные произведения

Я. Рейсдала и Я. Гойена. Вермер Делфтский как основоположник пленэрной живописи

 Оценивать своеобразие творческой манеры голландских художников в сравнении с современниками и деятелями предшествующих эпох;

 находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения или презентации необходимую информацию о голландской живописи; оценивать значение творчества мастеров голландской живописи XVII в.; различать характерные особенности авторского стиля, оценивать творческую манеру художника; оценивать творческое мастерство Рембрандта;

 совершенствовать коммуникативную компетенцию в процессе выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения

1


Вопросы 1-3, стр.44

Творч. мастер. 2,6, стр.45

5



Музыкальное

искусство барокко

«Взволнованный стиль» барокков итальянской опере. Отражение в музыкальной культуре трагического мироощущения эпохи, внимание к миру чувств и эмоций человека. Мелодичное одноголосие как основной принцип музыки барокко. Опера как ведущий жанр музыки барокко. Создание оперных школ в Италии. «Взволнованный стиль» опер К. Монтеверди (на примере известных произведений). Барочный концерт А. Вивальди.

Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия Баха. Судьба композитора, основные вехи его творческой биографии (на примере шедевров музыкального творчества).

Русская музыка барокко*. Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций. Партесные концерты и их художественное своеобразие. Отличительные черты русской музыки барокко. Начало развития русской композиторской школы (на примере творчества отдельных авторов)

 Различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки эпохи барокко (в рамках изученного на уроке материала);

 узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку эпохи и отдельных ее композиторов;

 проводить самостоятельный поиск, отбор и обработку информации о творчестве одного из композиторов;

 слушать музыку барокко и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;

 высказывать собственное мнение о художественных достоинствах музыкальных произведений и аргументировать его в рамках свободной дискуссии;

 проводить конкурс знатоков русской духовной музыки;

1


Вопросы 1-4 , стр.55 (по выбору)

Сообщение по выбору, стр.56

6



Искусство

классицизма

и рококо

Эстетика классицизма. Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы классицизма. Главное содержание искусства классицизма и его творческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Понятие о стиле ампир.

Рококо и сентиментализм*. Происхождение термина «рококо». Истоки художественного стиля и его характерные особенности. Задачи рококо (на примере шедевров декоративно-прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных течений в рамках классицизма. Эстетика сентиментализма и его основоположник Ж. Ж. Руссо. Специфика русского сентиментализма в литературе и

живописи (В. Л. Боровиковский)

 Определять существенные признаки стилей классицизма и рококо, соотносить их с определенной исторической эпохой;

 оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи;

 выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства классицизма, рококо и сентиментализма;

 находить ассоциативные связи и различия между художественными образами классицизма, барокко и рококо, представленными в различных видах искусства;

 характеризовать основные черты, образы и темы искусства классицизма, рококо и сентиментализма;

 систематизировать и обобщать полученные знания об основных стилях и течениях искусства XVII—XVIII вв. (работа с таблицей)

1


Творческ.мастерская 1, стр.63 (заполнить таблицу)

7



Классицизм в

архитектуре Западной Европы

«Сказочный сон» Версаля. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа дворцового ансамбля. Версаль как зримое воплощение парадно-официальной архитектуры классицизма.

Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Начало работ по перепланировке Парижа. Неоклассицизм — новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы. Характерные черты стиля ампир (на примере известных памятников архитектуры)

 Обобщать и систематизировать знания о путях развития и художественных принципах архитектуры классицизма;

 описывать и анализировать памятники архитектуры классицизма в единстве формы и содержания;

 оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории западноевропейского искусства;

 рассказывать о выдающихся западноевропейских деятелях архитектуры эпохи классицизма;

 высказывать собственные аргументированные суждения о художественных достоинствах конкретных

произведений архитектуры эпохи классицизма;

1


Вопросы 1-4, стр. 72-73

8



Изобразительное

искусство классицизма и рококо. Композиторы венской классической школы.

Никола Пуссен — художник классицизма. Прославление героического человека. Характерные черты живописных произведений (на примере известных картин).

Мастера «галантного жанра»:

живопись рококо*. Главные темы

живописи рококо и их художественное воплощение (на примере известных произведений А. Ватто и Ф. Буше)

Классический симфонизм Гайдна*.Музыка Венской классической школы. Заслуги Гайдна в создании инструментальной музыки. Музыкальный мир Моцарта. Судьба композитора и основные вехи его творческой биографии. Моцарт как блистательный сочинитель симфонической музыки и создатель жанра классического концерта. Оперные шедевры Моцарта. «Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. Ван Бетховен. Судьба композитора и основные этапы его творчества.


 Определять эстетическое, духовное содержание и выражение общественных идей в произведениях изобразительного искусства классицизма;

 находить с помощью различных средств, выделять, структурировать

и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о живописи классицизма и рококо;

 проводить сравнительный анализ произведений мастеров «галантного жанра» (А. Ватто и Ф. Буше);

 Различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки эпохи классицизма (в рамках изученного на уроке материала); узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам)музыку эпохи и отдельных ее композиторов; слушать музыку композиторов Венской классической школы;  исследовать причины особой популярности творчества Моцарта и Бетховена в музыкальной культуре XVII—XVIII вв.;

1


Вопросы 1-2,

Творч.мастер. зад.1, стр.83



Вопросы 2-3, стр.94

Презентация по выбору стр.95

9



Обобщающий урок по теме «Художественная культура Западной Европы нового времени»

По теме «Художественная культура Западной Европы нового времени»

Защита рефератов, презентаций

1



10



Шедевры

классицизма в архитектуре России


«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Оригинальность

замысла и архитектурного решения. Мастерство декоративного убранства (на примере сооружений выдающихся зодчих).

«Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков*.Пашков дом и дворцовый ансамбль в Царицыно В. И. Баженова: общая композиция и художественные особенности. Классические образцы Московской усадьбы в творчестве М. Ф. Казакова (на примере лучших творений архитектора)


 Характеризовать особенности развития русской архитектуры классицизма;

 соотносить произведение архитектуры с определенной исторической эпохой, стилем, национальной школой;

 оценивать значение и вклад отдельных архитекторов в историю развития мирового искусства;

 описывать и анализировать памятники русской архитектуры

классицизма в единстве формыи содержания;

 снимать видеорепортаж о памятниках архитектуры классицизма своего города

1


Вопросы 1-3, стр.106

Сообщение на выбор, стр.108

11



Искусство русского портрета

Мастера живописного портрета.

Интерес к личности, ее ценность

и общественная значимость в творчестве русских портретистов. Поэтичность и одухотворенность образов в творчестве Ф. С. Рокотова. Мастерство в создании камерного портрета (на примере шедевров живописи). Портретная галерея Д. Г. Левицкого и мастерство автора в создании психологических портретов персонажей (на примере шедевров живописи). Портретное творчество В. Л. Боровиковского:

богатейшая палитра чувств человека, их связь с окружающей природой (на примере шедевров живописи).

Мастера скульптурного портрета. Черты барочного парадного портрета, простота искусства классицизма в произведениях русской пластики. Декоративно-монументальная скульптура Б. К. Растрелли.

История создания памятника Петру I («Медный всадник»)Э. М. Фальконе. Ф. И. Шубин—

«первый статуйных дел мастер» и его творения. Произведения М. И. Козловского и И. П. Мартоса

 Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений и доказательств по проблеме становления жанра портрета в русской живописи и скульптуре;

 выявлять особенности художественной манеры и оценивать творчество отдельных художников;

 описывать и анализировать произведения русской портретной живо-

писи в единстве формы и содержания;

 осуществлять поиск, отбор и обработку информации о коллекциях русского портретного искусства в музеях России;

 совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе выступления перед одноклассниками, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения, проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов.

1


Вопросы 1, 3,4, стр.119

12



Неоклассицизм

и академизм

в живописи.

Ж. Л. Давид— основоположник

неоклассицизма. Античные традиции и революционные настроения в творчестве художника.

Творчество К. П. Брюллова.

Художественный язык картины

«Последний день Помпеи». Многогранность дарования художника.

Художественные открытия

А. А. Иванова. Картина «Явление

Христа народу»— итог творческой биографии художника. Сюжетный и композиционный замысел и его

художественное воплощение. Роль пейзажа

 Анализировать эстетическое, духовное содержание и выражение общественных идей в произведениях изобразительного искусства

Ж. Л. Давида;

 высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных произведений искусства;

 использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений по изучаемой теме;

 совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения, проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов

1


Подготовить сообщение о жизни и творчестве К.Брюллова и А.Иванова

13



Живопись романтизма

Эстетика романтизма. Неоднородность художественного направления, его отличительные особенности. Хронологические рамки европейского романтизма. Происхождение и развитие термина. Сложность и противоречивость искусства романтизма, его главные эстетические принципы. Неоготическая архитектура романтизма.

Живопись романтизма. Крупнейшие представители эпохи. Выразительные средства романтической живописи. История и современность глазами романтиков (на примере творчества Э. Делакруа, Ф. Гойи). Творчество прерафаэлитов и их отношение к историческому наследию (на примере произведений основных представителей).Герой романтической эпохи в портретном творчестве О. А. Кипренского. Тип романтического пейзажа(на примере творчества К. Д. Фридриха и И. К. Айвазовского)

 Определять существенные признаки романтизма и соотносить его с конкретной исторической эпохой;

 исследовать причинно-следственные связи, закономерности смены художественных моделей мира; оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи; характеризовать основные черты, образы и темы искусства романтизма; анализировать и обобщать многообразие связей литературы романтизма и произведений изобразительного искусства (на примере творчества Дж. Байрона); выявлять особенности русского портрета XVIII в. в творчестве О. Кипренского; самостоятельно анализировать лирическое стихотворение(на примере творчества английского поэта Д. Китса);

1


Вопрос 7 стр.155

Творч.мастер. зад.5

14



Романтический

идеал и его отражение в музыке

Романтизм в западноевропейской

музыке. Общность и различие музыки романтизма и классицизма. Выбор тематики, использование специфических средств ее выражения. Романтический герой и его внутренний мир. Идея синтеза искусств и универсальная роль музыки. Создание программной музыки (на примере творчества отдельны композиторов — по выбору). Изменения в системе музыкальных жанров. Веризм в итальянском оперном искусстве.

Р. Вагнер— реформатор оперного

жанра. Мир мистификаций и фантастики в музыке Р. Вагнера. Монументальный оперный цикл «Кольцо Нибелунга». Обращение к средневековому немецкому эпосу, его созвучие современной жизни. Поиск новых музыкальных форм и их творческое воплощение.

Русская музыка романтизма*. Романсово-песенное творчество А. А. Алябьева, А. Е. Варламова,

А. Л. Гурилева и А. Н. Верстовского. Романтическая направленность оперного искусства А. С. Даргомыжского (на примере оперы «Русалка»)

 Слушать музыку романтизма, определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;

 различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки романтизма;

 узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам)

музыку романтизма и отдельных ее композиторов;

 осуществлять самостоятельный поиск, отбор и обработку информации о творчестве одного из композиторов романтизма; исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений; писать сочинение-эссе на одну из предложенных тем; работать со справочной литературой и ресурсами Интернета; высказывать собственное мнение о художественных достоинствах музыкальных произведений;


1


Вопросы 1-2, стр. 168

Сообщение по темам стр.169 (по выбору)

15



Зарождение

русской классической музыкальной школы.

М. И. Глинка

Глинка— основоположник русской музыкальной классики. Судьба композитора, основные этапы его творческой биографии. Романсово-песенное творчество М. И. Глинки — шедевры камерной вокальной классики. Фольклорные традиции в симфонической музыке (на примере известных сочинений).

Рождение русской национальной

оперы. Героико-патриотический

дух русского народа в оперном творчестве М. И. Глинки. Опера «Жизнь за царя», ее историческая основа. Опера-сказка «Руслан и Людмила» как обобщенное отражение национальных представлений о сущности жизни, добре и зле

 Оценивать вклад М. И. Глинки в историю мирового и отечественного искусства с позиций современности;

 различать характерные особенности индивидуального авторского стиля композитора;

 проводить самостоятельный поиск, отбор и обработку информации о творчестве М. И. Глинки;

 слушать музыку композитора и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;

 совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения, проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов

1


Вопрос 1, стр.175

Творч.мастер. зад.2, стр.176

16



Реализм— на-

правление в искусстве второй половины XIX века

Социальная

тематика в западноевропей-ской

живописи реализма

Реализм: эволюция понятия. Особенности толкования понятия «реализм». Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности.

Основы эстетики реализма. Роль

Г. Курбе в формировании и развитии реалистического направления

в искусстве.

Эстетика реализма и натурализм. Критическая направленность и демократичность реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм (на примере творчества Э. Золя)

Картины жизни в творчестве Г. Курбе. Интерес к жизни человека из народа. Задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия. Бытовые картины жизни (на примере произведений художника).История и реальность в творчестве О. Домье. Изображение исторических событий через психологическую драму народа или отдельной личности. О. Домье—выдающийся мастер литографии(на примере лучших произведений художника)

 Определять существенные признаки реализма и соотносить его с конкретной исторической эпохой;

 исследовать причинно-следственные связи, закономерности смены

художественных моделей мира;

 оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи;

 характеризовать основные черты, образы и темы искусства реализма;

 определять роль искусства реализма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи

 Различать характерные особенности индивидуального авторского стиля, оценивать творческую манеру художника; находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о западноевропейской живописи реализма; осуществлять поиск, отбор и обработку информации о графическом творчестве О. Домье, выявлять актуальность его политической и бытовой сатиры

1


Вопрос 1, стр.183

Реферат по темам на стр.184 (по выбору)

17




Обобщающий урок по теме «Художественная культура России»

Защита рефератов, презентаций по теме

1



18

19



Русские художники передвижники

Общество передвижных выставок. «Бунт 14-ти» (организация, цели, программы и форма деятельности). Обращение к социальной тематике. Крестьянские и народные типы в произведениях И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко. Бытовой жанр в творчестве В. Г. Перова. Развитие жанра реалистического пейзажа (на примере творчества И. И. Шишкина и И. И. Левитана).

Мастера исторической живописи:

Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов.

Реалистическая живопись

И. Е. Репина. Многогранность творческого дарования художника. Жанровое и тематическое разнообразие произведений. Галерея народных типов и особенности их изображения (на примере известных картин художника).

И. Е. Репин — скульптор и иллюстратор

Реалистическая живопись

В. И. Сурикова. Многогранность

творческого дарования художника. Вклад в развитие исторического жанра (на примере творчества автора). Реалистическая направленность и своеобразие творческого метода. Соотношение реализма и

художественного вымысла. Общая характеристика позднего творчества

 Выявлять своеобразие творческой манеры русских художников-передвижников по сравнению с современниками и деятелями предшествующих эпох;

 находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о русской живописи передвижников; классифицировать, систематизировать и характеризовать специфические особенности творчества передвижников в рамках свободной дискуссии; сравнивать, сопоставлять произведения И. Е. Репина, посвященные определенной тематике, но созданные в разные периоды творчества; Выявлять своеобразие творческой манеры В. И. Сурикова по сравнению с современниками и деятелями предшествующих эпох; находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию об исторической живописи В. И. Сурикова;

2


Подготовить сообщение с презентацией о творчестве любого художника - передвижника

20



Развитие русской музыки во второй половине XIX века

Композиторы «Могучей кучки».

М. А. Балакирев— организатор

и идейный вдохновитель творческого союза композиторов. Богатырский размах, эпическое величие музыкальных произведений А. П. Бородина (на примере оперы «Князь Игорь»). Творческое наследие М. П. Мусоргского, его достижения в области симфонической и оперной музыки. Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова. Обращение к героическим страницам прошлого России в оперном творчестве. Мир русских народных сказок в опере. Романсово-песенное творчество композитора.

«Музыкальная исповедь души»:

творчество П.И. Чайковского.

Судьба композитора и основные

этапы его творческой биографии.

Достижения в области симфонической музыки (на примере выдающихся произведений). Оперы Чайковского как образцы лирико-психологической музыкальной драмы. Балетная музыка композитора и ее новаторский характер. Романсы П. И. Чайковского

 Различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки композиторов «Могучей кучки»;

 осуществлять самостоятельный поиск, отбор и обработку информации о творчестве одного из композиторов;

 слушать музыку композиторов «Могучей кучки» и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;

 исследовать причины особой популярности оперного жанра в музыкальной культуре второй половины XIX в.;

 высказывать собственное мнение о художественных достоинствах музыкальных произведений и аргументировать его в рамках свободной дискуссии;

 проводить конкурс знатоков русской музыки второй половины XIX в.;


1


Вопросы 1-2, творч.мастер. зад. 1, стр.218

21




Обобщающий урок по теме «Искусство России XIXвека»



1

Контрольный срез


II. Искусство конца XIX—XX века (13 ч)

22



Импрессионизм

и постимпрес-сионизм

в живописи

Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных»— решительный вызов официально признанному искусству. Поиски новых путей в живописи. Подвижность и изменчивость мира как главный объект изображения. Мастерство в передаче света, цвета и тени (на примере известных картин художников-импрессионистов). Творческие поиски в области композиции (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар).

Пейзажи впечатления. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К. Писсарро).

Повседневная жизнь человека.

Внимание художников к жизни и интересам простого человека(на примере творчества О. Ренуара).

Последователи импрессионистов.

Индивидуальный характер творчества П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена и А. Тулуз-Лотрека. Поиски нового художественного решения. Последователи импрессионизма в русской живописи (К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь)

 Перечислять существенные признаки импрессионизма и соотносить его с определенной исторической эпохой;

 характеризовать основные черты, образы и темы искусства импрессионизма;

 прослеживать эволюцию творческого метода в произведениях известных представителей направления;

 определять эстетическую, духовную и художественную ценность искусства художников импрессионистов;

 определять роль искусства импрессионизма в разрешении жизненных противоречий и трагических

конфликтов эпохи проводить самостоятельный анализ лирического стихотворения

«Импрессионизм» О. Э.Мандельштама;

 знакомиться с лучшими зарубежными и отечественными коллекциями произведений художников-импрессионистов

2


Вопросы 1, 3-5, стр.237

Творч.мастер. зад.1

23



Формирование

стиля модерн

в европейском

искусстве

Характерные особенности стиля.

Создание новых художественных

форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Синтез искусств как основная идея эстетики модерна и ее практическое воплощение в творчестве отдельных представителей стиля.

Модерн в архитектуре. В. Орта.

Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в зодчестве. Интернациональный характер

функциональной архитектуры. Использование новых материалов

и технологий. Роль декоративного

оформления фасадов и интерьеров

(на примере творчества В. Орта).

Архитектурные шедевры

А. Гауди. Роль символов и аллегорий в творчестве А. Гауди (на примере известных шедевров).

Модерн Ф. О.Шехтеля. Русские варианты модерна. Характерные

черты архитектуры русского

модерна (на примере сооружений

Ф. О.Шехтеля)

 Обобщать и систематизировать полученные знания о путях развития и художественных принципах архитектуры модерна;

 проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений модерна с произведениями предшествующих эпох;

 комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры;

 описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания;

 оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории мирового и отечественного искусства;

 различать характерные особенности индивидуального авторского стиля;

 рассказывать о выдающихся зарубежных и отечественных деятелях архитектуры эпохи модерн;

 высказывать собственные аргументированные суждения о художественных достоинствах конкретных

произведений архитектуры модерна;

1


Вопрос 2, 4 стр. 254-255


24



Символ и миф

в живописи

и музыке

Художественные принципы символизма. Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. Идея двойственности мира как основа искусства символизма. Обращение к художественным

метафорам и аллегориям, общность и различие между символом и аллегорией.

«Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве

М. А. Врубеля. Особенности художественной манеры живописца. Органическое единство реального и фантастического, символа и мифа в творчестве художника (на примере известных произведений). Черты символизма в портретном творчестве М. А. Врубеля. Эволюция темы Демона в творчестве художника. Тема природы и ее символическое звучание. Портретное творчество

художника. Творчество В. Э. Борисова-Мусатова.

Музыкальный мир А. Н. Скрябина.

Вера в силу искусства как основная идея творчества композитора. Философские идеи символизма и их художественное воплощение. Новаторский характер музыки А. Н. Скрябина. Создание музыкальных образов-символов как результат творческих поисков духовного начала в искусстве и жизни (на примере известных произведений)

 Анализировать существенные признаки символизма и соотносить его с определенной исторической эпохой;

 характеризовать основные черты, образы и темы искусства символизма;

 прослеживать эволюцию творческого метода в произведениях известных представителей направления;

 определять эстетическую, духовную и художественную ценность искусства символизма;

 исследование проблемы «музыкальности» живописи М. А. Врубеля и «живописности» музыки А. Н. Скрябина;

 слушать музыку А. Н. Скрябина и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;

 высказывать и аргументировать собственное мнение о художественных достоинствах живописных произведений М. А. Врубеля и музыки А. Н. Скрябина в рамках свободной дискуссии;

1


Вопрос 1, стр.268

Реферат, сообщение по выбору, стр.270

25



Художественные

течения модернизма в живописи

Фовизм А.Матисса*. «Чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры, задачи творчества. Противопоставление сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека(на примере известных произведений А. Матисса).

Кубизм П. Пикассо. У истоков кубизма. Излюбленные жанры художников-кубистов. Программные произведения кубизма П. Пикассо. Разностильность и многогранность творческого дарования художника.

Сюрреализм С. Дали. Основные

художественные принципы сюрреализма. Дадаизм в искусстве начала ХХ в. Реальность и сверхреальность С. Дали

 Различать характерные особенности индивидуального авторского

стиля художников модернизма, оценивать творческую манеру художников;

 находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о крупнейших представителях живописи модерна;

 исследовать причины неослабевающего интереса к творчеству мастеров изобразительного искусства

модерна;

 совершенствовать коммуникативную компетенцию в процессе

выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения;

 сопоставлять и анализировать произведения С. Дали с творчеством И. Босха и Эль Греко (А. Матисса и П. Пикассо).

1


Подготовить сообщение с презентацией по темам на стр.286 (по выбору)

26



Русское изобра-

зительное искус-

ство XX века

Художественные объединения на-

чала века*. Творческое кредо художников «Голубой розы», основная тематика их произведений. Творческое объединение «Бубновый валет» и его роль в художественной жизни России (на примере произведений отдельных мастеров).

Мастера русского авангарда. Абстракционизм В. В. Кандинского (на примере известных произведений).Супрематизм К. С. Малевича.

«Черный квадрат»— ключевой образ супрематической живописи.

«Аналитическое искусство» П. Н. Филонова (на примере известных произведений)

 Различать характерные особенности индивидуального стиля художников русского авангарда;

 оценивать творческую манеру (художественный почерк, символику)их произведений;

 находить с помощью различных средств, выделять, структурировать

и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о крупнейших представителях живописи русского авангарда;

 совершенствовать коммуникативную компетенцию в процессе

выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения;

 находить ассоциативные связи между музыкой и живописными произведениями В. В. Кандинского;

 исследовать влияние древнерусской иконописи на творчество П. Н. Филонова

1


Вопросы 2,3, стр.306

27



Русское изобра-

зительное искус-

ство XX века

Искусство советского периода.

План монументальной пропаганды и создание живописных композиций о героических и трудовых буднях Страны Советов (на примере лучших произведений изобрази-

тельного искусства). Утверждение

принципов социалистического реализма в изобразительном искусстве (на примере скульптурной композиции В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница»). Советское изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

Современное изобразительное искусство. Основные тенденции развития современного изобразительного искусства, поиски новых теми образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения реальной действительности (на примере произведений известных художников)

 Сопоставлять художественно-образное содержание произведений

изобразительного искусства советского периода и последних десятилетий;

 высказывать аргументированное мнение о художественной ценности

произведений изобразительного искусства;

 анализировать различные аспекты воплощения актуальных жизненных проблем в произведениях

искусства;

 давать оценку роли отечественного изобразительного искусства в мировом культурно-историческом процессе;

 приводить примеры преобразующего влияния искусства на человека;

 развивать навыки проектной деятельности с привлечением различных источников;

 учиться слушать других и вступать в диалог при коллективном обсуждении проблем развития современного изобразительного искусства;

 проявлять зрительскую эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства

Современности

1


Вопрос 5, стр.306

Творч.мастер. зад.6 стр.307

28



Архитектура

XX века

Конструктивизм Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина. Новые идеи и принципы архитектуры XX в.Ш. Э. Ле Корбюзье как создатель «всемирного стиля» в архитектуре XX в. Поиск простых форм и системы пропорций. Художественные принципы Ш. Э. Ле Корбюзье (на примере известных сооружений).Развитие конструктивизма в СССР.В. Е. Татлин как основоположник советского конструктивизма и дизайна. Художественные идеи

В. Е. Татлина и их реальное воплощение. Модель памятника «Башня III Интернационала»— главное творение архитектора.

«Органическая архитектура»

Ф. Л. Райта. Всемирное признание творческого метода Ф. Л. Райта (на примере виллы Кауфмана «Над водопадом»). Оригинальность и новизна архитектурных решений произведений.

О. Нимейер: архитектор, привыкший удивлять. Уникальность стиля и «поэзия формы». Мечта об идеальном городе и ее реальное воплощение (на примере города Бразилиа). Поиски национального своеобразия современной архитектуры

 Характеризовать особенности развития мировой архитектуры XX в.

(на примере шедевров зодчества);

 соотносить произведение архитектуры с определенной конкретной исторической эпохой, стилем, национальной школой;

 оценивать значение и вклад отдельных архитекторов в историю развития мирового искусства;

 описывать и анализировать памятники мировой и отечественной

архитектуры в единстве формы и содержания;

 проводить сравнительный анализ лучших образцов архитектурного конструктивизма в творчестве Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина;

 исследовать влияние творческого метода А. Гауди на архитектуру Ф. Л. Райта .


1


Творч.мастер зад.1, стр. 320

Сообщение о творчестве любого архитектора

29



Театральное ис-

кусство XX века

Режиссерский театр К. С. Станиславского и В.И. Немировича-

Данченко. Жизненный и творческий путь великих реформаторов русской сцены. Понятие о «системе Станиславского». Новые принципы сценичности. Законы сотрудничества драматурга, режиссера и актера в процессе создания драматического спектакля. Лучшие театральные

постановки МХТ.

«Эпический театр» Б. Брехта.

«Эффект отчуждения» в театральной системе Б. Брехта. Основные принципы эпического театра, его характерные отличия от театра драматического. Особенности игры актера. Зонги и их художественная роль. Композиционное решение драматургии Б. Брехта

 Исследовать причины реформирования русского театра на рубежеXIX—XX вв.;

 исследовать художественные принципы «системы Станиславского» в современном театре(в рамках индивидуального творческого проекта);

 определять роль и мировое значение эпического театра Б. Брехта в развитии театральной культуры XX в. и современности;

 комментировать основные принципы развития отечественного театра, определенные К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко;

 читать и самостоятельно анализировать одну из пьес Б. Брехта;

 осуществлять самостоятельный

поиск, отбор и обработку информации о театральных постановках или экранизациях современных пьес

1


Вопрос 3, творч. мастер. Зад. 1 стр.329

30



Шедевры мирового кинематографа

Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин.

Рождение и первые шаги кинематографа. Картина С.М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» как открытие отечественного кинематографа.

Ч. С. Чаплин —великий комик мирового экрана. Актерская маска Ч. С. Чаплина. Единство комического и трагического в произведениях Ч. С. Чаплина (на примере известных кинолент)

 Исследовать основные художественные открытия С.М. Эйзен Фштейна;

 прослеживать эволюцию и особенности творческого метода Ч. С. Чаплина;

 исследовать традиции Ч. С. Чаплина в современном кинематографе;

 смотреть кинофильмы с участием Ч. С. Чаплина и писать рецензии;

 принимать участие в коллективном обсуждении просмотренного

кинофильма в рамках свободной дискуссии;

 собирать собственную коллекцию фильмов С. М. Эйзенштейна и Ч. С. Чаплина

1


Вопросы 1,2

Творч.мастер. зад.1 стр.341


31



Шедевры мирового кинематографа

«Реальность фантастики»

Ф. Феллини. Неореализм итальянского кино. Мир Ф. Феллини— мир открытых возможностей. Автобиографичность картин, характерные особенности творческого метода. «Карнавализация жизни» как художественная метафора режиссера.

Современный кинематограф. Основные тенденции развития современного кинематографа, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения действительности (на примере фильмов известных кинорежиссеров)

 Воспринимать и оценивать режиссерские работы Ф. Феллини в единстве формы и содержания;

 сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблем, связанных с развитием современного кинематографа;

 осуществлять самостоятельный поиск, отбор и обработку информации о литературных экранизациях в современном кинематографе;

 составлять собственный словарь популярных жанров мирового кинематографа;

 заполнять предложенную таблицу «Лучшие произведения современного кинематографа»

1


Зад.7 стр.342

Вопрос 3, стр.341

32



Музыкальное

искусство России XX века

Музыкальный мир С. С. Прокофьева. Дух новаторства и художественное своеобразие творческого наследия композитора. Оперная и балетная музыка С. С. Прокофьева(на примере известных сочинений).

Музыка к кинофильмам.

Творческие искания Д. Д.Шостаковича. Симфонические произведения композитора— вершина творческого наследия. Многообразие музыкальных тем, их внутренняя энергия и тонкий лиризм. Оперное и балетное творчество. Музыка к кинофильмам и театральным спектаклям.

Музыкальный авангард А. Г. Шнитке. Сочетание классических и современных традиций в

творчестве композитора. Радикальное обновление музыкального языка (на примере известных сочинений)

 Оценивать значение творчества отдельного композитора в истории

мирового и отечественного музыкального искусства;

 различать характерные особенности индивидуального авторского стиля композитора;

 сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей, устанавливать их авторство;

 осуществлять самостоятельный

поиск, отбор и обработку информации о творчестве одного из композиторов;

 слушать русскую музыку композиторов XX в. и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;

 высказывать собственное мнение о художественных достоинствах музыкальных произведений и аргументировать его в рамках свободной дискуссии;

1


Вопросы 1-3,

Творч.мастер. зад 1, стр.351

Сообщение о любом исполнителе авторской песни

33



Стилистическое

многообразие за-

падноевропей-

ской музыки

Искусство джаза и его истоки*.

Спиричуэлс, блюзы и регтайм— основа джазовых композиций. Многообразие стилей и направлений джазового творчества. Выдающиеся исполнители.

Рок- и поп-музыка. Рок- и поп-музыка как уникальное явление музыкальной культуры XX в. Танцевальная музыка рок-н-ролла и ее исполнитель Э. Пресли. Рок-музыка известных исполнителей. Творчество Ж.М. Жарра — основоположника электронной музыки, автора и постановщика грандиозных лазерных шоу

 Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности;

 исследовать жанровое разнообразие современной популярной музыки;

 сравнивать образцы легкой и серьезной музыки;

 слушать электронную музыку и высказывать о ней собственное мнение;

 эмоционально откликаться и оценивать с эстетических позиций звучание электронных музыкальных

инструментов;

1


Вопросы 1-3

Творч.мастер зад.1 стр.362

34



Заключительный

урок

Фестиваль творческих проектов

и презентаций. Подведение

итогов

 Представлять и защищать индивидуальные (групповые) творческие проекты;

 участвовать в обсуждении творческих проектов и оценивать их научную и практическую ценность;

 применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций и публичного выступления;

 совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения, уважать мнение оппонента;

 подводить итоги, обобщать, предлагать конструктивные решения проблем

1




21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!