СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование по географии 8 класс»

Пояснительная записка.


Рабочая программа по географии России за 8 класс линии « Полярная звезда» соответствует Федеральному государственному образовательному Стандарту общего образовании, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа курса «География. Россия» составлена на основе рабочей программы по географии России авторов А. И. Алексеева, Е.К.Липкиной, В.В.Николиной для 8 класса к УМК линии «Полярная звезда». Существенных изменений в структуре авторской программы нет Внесенные изменения, незначительно поменяли количество часов внутри разделов программы. Содержание разных разделов курса насыщено аспектами, которые помогут учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом образовательное, развивающее и воспитательное значение данного курса.

Общая характеристика учебного предмета

География России учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о закономерностях развития природы России, размещения населения и хозяйства, об особенностях природных зон, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально- экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, о географических подходах к устойчивому развитию России. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географи­ческой среды для жизни и деятельности человека с учетом природных условий России. Изучение Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом. Изучение курса «География. Россия. 8 класс», позволяет ориентировать будущую деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, при этом формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре России.


        Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

         Основные задачи курса:

  1. сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  2. сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  3.  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;

  4. вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  5. развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  6. создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

     

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:

 1) знать / понимать:

- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;

- положение России на карте часовых поясов;

- административно-территориальное деление России;

- историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

- численность, плотность и воспроизводство населения России; особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;

- связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

- факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

- особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

- основные типы почв, их размещение по территории страны; особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

- состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области;

- природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

- что такое территориальная организация общества;

- что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.

2) Уметь: 
      - характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);

- определять поясное время;

- определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых, по физической и тектонической картам;

- пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;

- анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

- устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;

- анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России;

- устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

 3) оценивать: 

 географическое положение России, своей области (республики, края); природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.



Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта: учебно-методический комплект линии «Полярная звезда»

  • А.И. Алексеев и др., «География. Россия. 8 класс» - учебник для общеобразовательных школ, Москва. Просвещение, 2014-15 гг.

      1. В.В Николина. Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 8 класс , Москва, Просвещение, 2014-15 гг. В.В Николина. Пособие для учителей общеобразовательных школ, Москва Просвещение, 2014г.

  • Атлас с комплектом контурных карт География России 8-9 класс Федеральная служба геодезии и картографии России, Москва, 2012- 2015 гг.

  • УМК по новому образовательному стандарту (второго поколения):

  • И.И. Баринова Р.М.Елисеева Тесты по географии России издательство «Экзамен» Москва 2014г.

  • В.И. Евдокимов. Тесты по географии России. «Экзамен» , Москва, 2014 г.


Место предмета в учебном плане.


Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для уровня основного общего образовании. География России в основной школе изучается в 8 и в 9 классах. В 8 классе программой предусмотрено углубление знаний о природе и хозяйстве регионов России. Общее число учебных часов за 8ой класс составляет 69 часов – 2 часа в неделю.

Содержание курса « География. Россия. 8 класс»

Тема 1. Россия в мире ( 8 часов)

Россия на карте мира. Географическое положение России.

Место России среди других стран мира. Место России в Европе и Азии. Государственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Карты часовых поясов. Разница во времени по карте часовых поясов. Основные природные объекты России. Географические районы России.

Административно-территориальное деление России.

Формирование и заселение территорий России. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России.

Природа – часть нашего наследия. Главная ценность – человек.

Всемирное природное и культурное наследие. ЮНЕСКО. Семь чудес России. Объекты Всемирного культурного наследия России.


Тема 2. Россияне ( 10 часов)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение. Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов. «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.


Тема 3. Природа России ( 17 часов)

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствии. Минеральные ресурсы России. Полезные ископаемые. Месторождения полезных ископаемых. Стихийные явления в России. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Атмосферный фронт. Антициклон. Зима и лето в нашей стране. Карта климатических поясов. Климатические особенности России. Наши моря. Наши реки. Где спрятана вода. Водные дороги и перекрёстки. Почва – особое природное тело и основа сельского хозяйства.


Тема 4. Природно-хозяйственные зоны ( 7 часов)

Зональность в природе и жизни людей. Природная зона. Северные безлесные зоны. Тундра и лесотундра. Лесные зоны. Зона тайги. Население таёжной зоны Смешанный и широколиственный лес. Степи и лесостепи. АПК степной зоны. Чернозёмы – самые плодородные почвы в мире. Южные безлесные зоны. Полупустыни пустыни. Жители полупустынь. Оазис. Субтропики. Черноморское побережье Кавказа и южный берег Крыма. Высотная поясность в горах. Жизнь и хозяйство людей в горах.


Тема 4. Хозяйство ( 23 часа)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Развитие хозяйства. Секторы хозяйства. Особенности экономики России. Циклы Кондратьева. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Угольные бассейны. Проблемы Печорского бассейна. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Размещение электростанций. Металлургия: чёрная и цветная. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Растениеводство. Животноводство. Практикум. Изучение АПК своего района; выявление экологических проблем, связанных с АПК; составление и дополнение схемы «структура АПК»; нанесение на к/к районов отраслей хозяйства.

Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.


Примерные темы практических работ

1. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.

2. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.

3. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.

4. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.

5. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

6. Построение профиля своей местности.

7. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России .

8. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.

9. Описание характеристики климата своего региона.

10. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.

11. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

12. Чтение и анализ половозрастных пирамид.

13. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.

14. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.

















Нормы оценок по географии:

Отметка «5» 

 ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; 
 правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; 
 правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.


Отметка «4» 
 ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3» 
 ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко не определяет понятия и закономерности; 
 затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании  карт при ответе.
Отметка «2» 
 ответ неправильный; 
 нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся
Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5»
 - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.






КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ

(2ЧАСА В НЕДЕЛЮ)


Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата


Примечание

По плану

По факту


I четверть


Россия в мире

1

Введение

1


Стр.5

03.09



2

Мы и наша страна на карте мира

1

§1, работа с к/картой; вопросы на стр.7

08.09



3

Учимся с «Полярной звездой»


1

§2, работа с картой России

10.09



4

Наша страна на карте часовых поясов.

1

§3, вопросы на стр.13


15.09



5

Как ориентироваться по карте России

1

§4, работа с к/картой


17.09



6

Формирование территории России

1

§5, выучить даты и основные события в освоении России

22.09



7

Наше национальное богатство и наследие.

1

§6,рис.11 на стр.23


24.09



8

Обобщение и контроль знаний по теме «Россия в мире»

1

Вопросы и задания по всей теме

29.09



9

Численность населения

1

§7, вопросы 1-5 стр.31, работа с картой

01.10




10

Воспроизводство населения


1

§8

06.10



11

Наш «демографический портрет»


1

§9, рис.15 стр.36

08.10



12

Учимся с «Полярной звездой»

1

§10, таблица


13.10



13

Мозаика народов

1

§11, карта языковых семей.

Вопросы на стр.45

15.10



14

Размещение населения


1

§12, работа с картой

20.10



15

Города и сельские поселения. Урбанизация

1

§13, вопросы на стр.53

22.10



16

Миграции населения

1

14,рис.23 на стр.55


27.10



17

Обобщение по теме


1

Вопросы и задания по всей теме

29.10




II четверть


Природа

18

Россияне на рынке труда

1

§15, вопросы на стр.61


10.11



19

История развития земной коры

1

§16,изучить геохронологическую таблицу

12.11



20

Рельеф: тектоническая основа

1

§17, работа с к/картой, вопросы на стр.71

17.11



21

Рельеф: скульптура поверхности

1

§18, вопросы на стр.75


19.11



22

Ресурсы земной коры

1

§19, работа с картой. Таблица


24.11



23

Учимся с «Полярной звездой»

1

§20, таблица


26.11



24

Солнечная радиация.


1

§21, вопросы на стр. 85

01.12



25

Солнечная радиация.


1

§21, продолжение

03.12



26

Атмосферная циркуляция

1

§22, рис.42


08.12



27

Зима и лето в нашей северной стране.


1

§23, работа с климатич. картами

10.12



28

Учимся с «Полярной звездой»

1

§24, таблица на стр.99


15.12



29

Как мы живём и работаем в нашем климате

1


§25, карта, вопросы на стр.103

17.12



30

Наши моря

1

§26, работа с картой.


22.12



31

Наши реки

1

§27,

работа с картой, к/карта

24.12



32

Обобщение и коррекция знаний

1

вопросы и задания по всей теме.


29.12




III Четверть

33

Где спрятана вода

1

§28, работа с картой,

вопросы на стр.115

12.01



34

Водные дороги и перекрёстки

1

§29, вопросы на стр.119


14.01



35

Учимся с «Полярной звездой»

1

§30


19.01



36

Почва – особое тело

1

§31, карта,

Вопросы на стр.125

21.01



37

Обобщение и коррекция знаний по теме «Природа России»

1

Вопросы и задания по все теме

26.01




Природно- хозяйственные зоны




27.01

38

Северные безлесные зоны

1

§32, карта


28.01



39

Лесные зоны

1

§33,карта


02.02



40

Степи и лесостепи

1

§34,карта, вопросы на стр.139


04.02



41

Южные безлесные зоны

1

§35, работа в к/карте


09.02



42

Субтропики Высотная поясность в горах

1

§36,карта


11.02



43

Учимся с «Полярной звездой»

1

§37


16.02



44

Контроль и обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственные зоны России»

1

Вопросы и задания по всей теме

18.02




Хозяйство




02.03

45

Развитие хозяйства

1

§38, таблица на стр.157


02.03



46

Особенности экономики России

1

§39, вопросы на стр.161


04.03



47

Учимся с «Полярной звездой»

1

§40


09.03



48

Топливно-энергетический комплекс.


1

§41, карта, вопросы на стр.167

11.03



49

Угольная промышленность


1

§41, карта

16.03



50

Обобщающий урок


1

Вопросы и задания по всей теме

18.03




IV Четверть

51

Нефтяная и промышленность

1

§42, карта, вопросы на стр. 171


30.03



52

Газовая промышленность

1

§43, карта, вопросы на стр175


01.04



53

Электроэнергетика

1

§44, карта,

вопросы на стр179

06.04



54

Чёрная металлургия

1

§45, Вопросы на стр.183

рис.90-91

08.04



55

Цветная металлургия

1

§46 рис.90-91


13.04



56

Машиностроение

1

§47 карта,

вопросы на стр191

15.04



57

Химическая промышленность

1

§48.карта,

вопросы на стр.195

20.04



58

Лесопромышленный комплекс

1

§49.

Рис.102

22.04



59

Растениеводство

1

§50, рис.104,

карта, вопросы на стр203

27.04



60

Животноводство

1

§51,карта,

вопросы на стр207

29.04




61

Учимся с «Полярной звездой»

1

§52, таблица


04.05



62

Транспортная инфраструктура

1

§53, карта, вопросы на стр215


06.05



63

Транспортная инфраструктура

1

§54, карта

11.05



64

Социальная инфраструктура

1

§55, таблица


13.05



65

Учимся с «Полярной звездой»

1

§56


18.05



66

Обобщение и коррекция знаний по теме «Хозяйство России»

1

Вопросы и задания по всей теме.

20.05



67

Информационная структура

1

§57,

Вопросы на стр.230

25.05



68

Итоговое обобщение и повторение

1

Повторение


27.05



69

Резерв








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!