СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс»


Утверждено:

Приказ №………. от……………………..


Директор школы………….. /Т.И.Павлович/












Календарно-тематическое по биологии на 2020-2021 г

9 класс УМК ВЕРТИКАЛЬ







Биология 9 класс. Введение в общую биологию (68 ч, 2ч в неделю)


Сроки

урока

Тема урока

параграфа

часы


Деятельность учащихся на уроке

Практические и лабораторные работы

Проектная деятельность

Форма контроля

Введение (3 часа)

Формируемые УУД

Предметные

Ученик научится

—определять свойства живого; описывать уровни организации живой природы; обосновывать значение биологических знаний в жизни;

Ученик получит возможность научиться

ориентироваться в методах исследования в биологии;

определять профессии, связанные с биологией;

Личностные

- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

- формирование собственного целостного мировоззрения.

Метапредметные

Познавательные

— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

— анализировать, сравнивать, классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

— обобщать факты, формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

Регулятивные

  • ставить цель деятельности и определять алгоритм выполнения; анализировать собственную учебную деятельность;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, сотрудничество в группе с учителем, сверстниками (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Сроки

урока

Тема урока

параграфа

часы

Деятельность учащихся на уроке

Практические и лабораторные работы

Проектная деятельность

Форма контроля

1 неделя

1 (1)

Биология как наука. №1

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Приводят примеры профессий, связанных с биологией. Готовят презентации о профессиях, связанных с биологией, используя компьютерные технологии



Ответы на вопросы

1 неделя

2 (2)

Методы исследования. №1,2


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория». Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования. Самостоятельно формулируют проблемы исследования. Составляют поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования






Ответы на вопросы Беседа

2 неделя

3 (3)

Свойства живого №3

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». Приводят примеры биологических систем разного уровня организации. Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы


Проект в форме презентации «Применение биологических знаний в современном строительстве и промышленном производстве»

Защита проекта

Глава 1. Молекулярный уровень (10 часов)

Формируемые УУД

Предметные

Ученик научится

—определять состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;

—описывать молекулярный уровень организации живого;

—выделять особенности вирусов как неклеточных форм жизни.

Ученик получит возможность научиться:

проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.

Личностные результаты

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

  • формирование умения реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

  • формирование уважительного и доброжелательного отношения, готовности и способности вести диалог и достигать взаимопонимания;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;

Метапредметные

Познавательные

Формирование умений:

— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

— анализировать, сравнивать, классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

— обобщать факты, формулировать выводы;

— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;

— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

Регулятивные

  • формулировать учебные задачи, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • выбирать средства достижения цели; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Коммуникативные

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом;

  • соблюдать нормы публичной речи, принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ.

Сроки

урока

Тема урока

параграфа

часы

Деятельность учащихся на уроке

Практические и лабораторные работы

Проектная деятельность

Форма контроля

2 неделя

4 (1)

Молекулярный уровень

№ 4

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «органические вещества», «белки», «нуклеиновые кислоты», «углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры». Характеризуют молекулярный уровень организации живого. Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров. Объясняют причины изучения свойств органических веществ именно в составе клетки; разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов. Анализируют текст учебника с целью самостоятельного выявления биологических закономерностей



Ответы на вопросы рассказ

3 неделя

5 (2)

Углеводы № 5

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы, или сахариды», «моносахариды», «дисахариды», «полисахариды», «рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза», «фруктоза», «галактоза», «сахароза», «мальтоза», «лактоза», «крахмал», «гликоген», «хитин». Характеризуют состав и строение молекул углеводов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры углеводов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль



Ответы на вопросы рассказ

3 неделя

6 (3)

Липиды № 6

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов». Дают характеристику состава и строения молекул липидов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры липидов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль.



Ответы на вопросы рассказ

4 неделя

7 (4)

Состав и строение белков № 7

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или протеины», «простые и сложные белки», «аминокислоты», «полипептид», «первичная структура белков», «вторичная структура белков», «третичная структура белков», «четвертичная структура белков». Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков.



Ответы на вопросы рассказ

4 неделя

8 (5)

Функции белков № 8

1

Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли



Ответы на вопросы рассказ

5 неделя

9 (6)

Нуклеиновые кислоты

№ 9

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементарность», «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомная РНК (рРНК)», «информационная РНК (иРНК)», «нуклеотид», «двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи (на применение принципа комплементарности)



Ответы на вопросы рассказ

5 неделя

10 (7)

АТФ и другие органические соединения клетки №10

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифосфат (АТФ)», «аденозиндифосфат (АДФ)», «аденозинмонофосфат (АМФ)», «макроэргическая связь», «жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли.



Ответы на вопросы рассказ, сообщения

6 неделя

11 (8)

Биологические катализаторы №11

Лабораторная работа №1

1

Определяют понятия формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеризуют роль биологических катализаторов в клетке. Описывают механизм работы ферментов. Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли. Устанавливают причинно-следственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования. Отрабатывают умения проводить эксперименты, оценивать полученные результаты

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой


Лабораторная работа

6 неделя

12 (9)

Вирусы №12

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими.



Ответы на вопросы рассказ презентации

7 неделя

13 (10)

Обобщающий урок

1

Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Дают оценку возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянному процессу эволюции научного знания. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, проводить эксперименты, оценивать результаты


Проект - словесно-логическая схема «Молекулярный уровень»

Защита проекта

Глава 2. Клеточный уровень (14 часов)

Формируемые УУД

Предметные

Ученик научится

—ориентироваться в основных методах изучения клетки; описывать основные положения клеточной теории;

—выделять особенности строения клетки эукариот и прокариот; определять функции органоидов клетки; определять химический состав клетки;

—описывать клеточный уровень организации живого; определять строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;

—описывать обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;

—характеризовать процессы роста, развития и жизненный цикл клеток; выделять особенности митотического деления клетки.

Ученик получит возможность научиться:

использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов.

Личностные результаты

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

  • формирование умения реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

  • формирование уважительного и доброжелательного отношения, готовности и способности вести диалог и достигать взаимопонимания;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;

Метапредметные

Познавательные

— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;  анализировать, сравнивать, классифицировать;

— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований;

— обобщать факты, формулировать выводы; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;

— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

Регулятивные

  • формулировать учебные задачи, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • выбирать средства достижения цели; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

Коммуникативные

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом;

  • соблюдать нормы публичной речи, принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ


Сроки

урока

Тема урока

параграфа

часы


Деятельность учащихся на уроке

Практические и лабораторные работы

Проектная деятельность

Форма контроля

7 неделя

14 (1)

Клеточный уровень: общая характеристика №13 Лабораторная работа №2

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «световая микроскопия», «электронная микроскопия», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории.

Рассматривание клеток растений животных в микроскоп


Лабораторная работа

8 неделя

15 (2)

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. №14

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями клеточной мембраны



Ответы на вопросы рассказ

8 неделя

16 (3)

Ядро. №15

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко». Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе



Ответы на вопросы рассказ

8 неделя

17 (4)

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. №16

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи», «лизосомы». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)



Ответы на вопросы рассказ

9 неделя

18 (5)

Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр.
Органоиды движения. Клеточные включения. №17


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митохондрии», «кристы», «пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны», «клеточный центр», «цитоскелет», «микротрубочки», «центриоли», «веретено деления», «реснички», «жгутики», «клеточные включения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов



Ответы на вопросы рассказ

Проблемные ситуации

10 неделя

19 (6)

Различия в строении клеток эукариот и прокариот. №18

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различия



Ответы на вопросы рассказ

Проблемные ситуации

10 неделя

20 (7)

Обобщающий урок



1

Выполняют лабораторное исследование, анализируют, делают выводы, составляют сравнительную таблицу, делают рисунки, отражающие строение клеток растений, животных, бактерий


Проект «Сравнение строения клеток растений, животных, бактерий в рисунках и таблицах»

Защита проекта

11 неделя

21 (8)

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. №19



1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах



Ответы на вопросы рассказ

11 неделя

22 (9)

Энергетический обмен в клетке №20

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания



Ответы на вопросы рассказ

12 неделя

23 (10)

Фотосинтез и хемосинтез №21


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии». Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза.



Ответы на вопросы рассказ

12 неделя

24 (11)

Автотрофы и гетеротрофы №22

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «автотрофы», «гетеротрофы», «фототрофы», «хемотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «голозойное питание». Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение)



Ответы на вопросы рассказ

схема

13 неделя

25 (12)

Синтез белков в клетке №23


1



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», «транскрипция», «антикодон», «трансляция», «полисома». Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции применяя принцип комплементарности и генетического кода



Ответы на вопросы рассказ

Логические задачи

13 неделя

26 (13)

Деление клетки. Митоз. №24

1


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно-следственные связи между делением клетки и продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки



Ответы на вопросы рассказ

Логические задачи

14 неделя

27 (14)

Урок-обобщение

1

Выполняют тестовую работу


Проект опорный конспект «Процессы живой клетки»

Тест

Защита проекта

Глава 3. Организменный уровень (16 часов)

Формируемые УУД

Предметные

Ученик научится

—определять сущность биогенетического закона; определять особенности индивидуального развития организма;

—выделять особенности мейоза; выделять особенности развития половых клеток;

—выделять основные закономерности передачи наследственной информации;

—определять закономерности изменчивости;

—описывать организменный уровень организации живого;

—раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;

—характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.

Ученик получит возможность научиться:

характеризовать основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;

-- решать задачи на генетику

Личностные результаты

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию;

  • развитие морального сознания, ответственного отношения к своим поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

  • формирование умения реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

  • формирование уважительного и доброжелательного отношения, готовности и способности вести диалог и достигать взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; умения отстаивать свою точку зрения;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях

Метапредметные

Познавательные

— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;  анализировать, сравнивать, классифицировать;

— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований;

— обобщать факты, формулировать выводы; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;

— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

Регулятивные

  • выбирать средства достижения цели; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Коммуникативные

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом;

  • соблюдать нормы публичной речи, принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ.

Сроки

урока

Тема урока

параграфа

часы


Деятельность учащихся на уроке

Практические и лабораторные работы

Проектная деятельность

Форма контроля

14 неделя

28 (1)

Размножение организмов. №25

1


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры.



Ответы на вопросы рассказ

15 неделя

29 (2)

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. №26

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гаметогенез», «период размножения», «период роста», «период созревания», «мейоз I», «мейоз II», «конъюгация», «кроссинговер», «направительные тельца», «оплодотворение», «зигота», «наружное оплодотворение», «внутреннее оплодотворение», «двойное оплодотворение у покрытосеменных», «эндосперм». Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность митоза, мейоза и оплодотворения



Ответы на вопросы рассказ

15 неделя

30 (3)

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон №27

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «онтогенез», «эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез)», «постэмбриональный период онтогенеза», «прямое развитие», «непрямое развитие», «закон зародышевого сходства», «биогенетический закон», «филогенез». Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. Объясняют биологическую сущность биогенетического закона.



Ответы на вопросы рассказ

16 неделя

31 (4)

Обобщающий урок

1

Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Защищают проект.


Проект Словесно-логическая схема «Митоз и мейоз»

Защита проекта

16 неделя

32 (5)

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание №28


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гибридологический метод», «чистые линии», «моногибридные скрещивания», «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «расщепление», «закон чистоты гамет». Характеризуют сущность гибридологического метода. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования и решают задачи



Ответы на вопросы решение задач

17 неделя

33 (6)

Решение задач на моногибридное скрещивание

1

Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание



Ответы на вопросы решение задач

17 неделя

34 (7)

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. №29

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «генотип», «фенотип», «анализирующее скрещивание». Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании



Ответы на вопросы решение задач

18 неделя

35 (8)

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. №30

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решетка Пеннета». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на дигибридное скрещивание



Ответы на вопросы решение задач

18 неделя

36 (9)

Решение задач на дигибридное скрещивание

1

Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на дигибридное скрещивание



решение задач

19 неделя

37 (10)

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Закон Моргана, «сцепление генов, находящихся в одной хромосоме». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных одной хромосоме. Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно-следственные связи развития признаков при сцеплении генов, находящихся в одной хромосоме. Решают задачи на сцепленное с полом наследование



Ответы на вопросы решение задач

19 неделя

38 (11)

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. №31

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно-следственные связи на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора. Решают задачи на сцепленное с полом наследование



Ответы на вопросы решение задач

20 неделя

39 (12)

Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование

1

Решают задач на сцепленное с полом наследование



решение задач

20 неделя

40 (13)

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции №32

Лабораторная работа №3

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов. Приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции. Устанавливают причинно-следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов

Выявление изменчивости организмов


Лабораторная работа

21 неделя

41 (14)

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. №33


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия», «синдром Дауна», «полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов



Ответы на вопросы

21 неделя

42 (15)

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов №34


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «селекция», «гибридизация», «массовый отбор», «индивидуальный отбор», «чистые линии», «близкородственное скрещивание», «гетерозис», «межвидовая гибридизация», «искусственный мутагенез», «биотехнология», «антибиотики». Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор. Готовят сообщения к уроку-семинару «Селекция на службе человека»



Ответы на вопросы

22 неделя

43 (16)

Обобщающий урок-семинар

1

Выступают с сообщениями, обсуждают сообщения с одноклассниками и учителями


Проекты презентации «Генетика и «ГМО»

Защита проектов

Глава 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)

Формируемые УУД

Предметные

Ученик научится

—определять критерии вида и его популяционную структуру; характеризовать экологические факторы и условия среды;

— описывать основные положения теории эволюции Ч. Дарвина; характеризовать движущие силы эволюции;

—определять пути достижения биологического прогресса; описывать популяционно-видовой уровень организации живого;

Ученик получит возможность научиться:

описывать развитие эволюционных представлений; описывать синтетическую теорию эволюции.

использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия вида.

Личностные результаты

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию;

  • развитие морального сознания, ответственного отношения к своим поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

  • формирование умения реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; умения отстаивать свою точку зрения;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры

  • Метапредметные

Познавательные

— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;  анализировать, сравнивать, классифицировать;

— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований;

— обобщать факты, формулировать выводы; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;

Регулятивные

  • формулировать учебные задачи, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • выбирать средства достижения цели; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

Коммуникативные

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом;

  • соблюдать нормы публичной речи, принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ.

Сроки

урока

Тема урока

параграфа

часы


Деятельность учащихся на уроке

Практические и лабораторные работы

Проектная деятельность

Форма контроля

22 неделя

44 (1)

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика №35

Лабораторная работа №4

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вид», «морфологический критерий вида», «физиологический критерий вида», «генетический критерий вида», «экологический критерий вида», «географический критерий вида», «исторический критерий вида», «ареал», «популяция», «свойства популяций», «биотические сообщества». Дают характеристику критериев вида, популяционной структуры вида. Объясняют роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида. Выполняют лабораторную работу

Изучение морфологического критерия вида


Лабораторная работа

23 неделя

45 (2)

Экологические факторы и условия среды №36


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинно-следственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. Смысловое чтение



Работа с текстом

23 неделя

46 (3)

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений №37


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор», «синтетическая теория эволюции». Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж.Б.Ламарка и основные положения учения Ч.Дарвина.



Ответы на вопросы

презентации

24 неделя

47 (4)

Популяция как элементарная единица эволюции №38


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяционная генетика», «генофонд». Называют причины изменчивости генофонда. Приводят примеры, доказывающие приспособительный (адаптивный) характер изменений генофонда. Обсуждают проблемы движущих сил эволюции с позиций современной биологии. Смысловое чтение



Смысловое чтение

ответы на вопросы

презентации

24 неделя

48 (5)

Борьба за существование и естественный отбор №39


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба за существование с неблагоприятными условиями среды», «стабилизирующий естественный отбор», «движущий естественный отбор». Характеризуют формы борьбы за существование и естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. Смысловое чтение



Ответы на вопросы рассказ сообщения

25 неделя

49 (6)

Видообразование №40


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволюция», «изоляция», «репродуктивная изоляция», «видообразование», «географическое видообразование». Характеризуют механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника. Смысловое чтение с последующим выдвижение гипотез о других возможных механизмах видообразования



Ответы на вопросы рассказ сообщения

25 неделя

50 (7)

Макроэволюция №41


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «макроэволюция», «направления эволюции», «биологический прогресс», «биологический регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация». Характеризуют главные направления эволюции. Сравнивают микро- и макроэволюцию. Обсуждают проблемы макроэволюции с одноклассниками и учителем. Работают с дополнительными информационными источниками с целью подготовки сообщения или мультимедиа презентации о фактах, доказывающих эволюцию



Ответы на вопросы рассказ сообщения

26 неделя

51 (8)

Обобщающий урок-семинар

1


Выступают с сообщениями, обсуждают сообщения с одноклассниками и учителями


Проект групповой презентация «Виртуальный музей палеонтологии»

Защита проекта

Глава 5. Экосистемный уровень (6 часов)

Формируемые УУД

Предметные

Ученик научится

—определять понятия: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;

—описывать структуру разных сообществ;

—характеризовать роли продуцентов, консументов, детритофагов, редуцентов.

Ученик получит возможность научиться:

характеризовать процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой.

выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов

Личностные результаты

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • формирование умения реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; умения отстаивать свою точку зрения;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде, осознания, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.

Метапредметные

Познавательные

— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

— анализировать, сравнивать, классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

— обобщать факты, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

Регулятивные

  • формулировать учебные задачи, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • выбирать средства достижения цели; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

Коммуникативные

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом;

  • соблюдать нормы публичной речи, принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ.

Сроки

урока

Тема урока

параграфа

часы


Деятельность учащихся на уроке

Практические и лабораторные работы

Проектная деятельность

Форма контроля

26 неделя

52 (1)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз №42


1



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как искусственную экосистему



Ответы на вопросы рассказ сообщения

27 неделя

53 (2)

Состав и структура сообщества №43



1


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разнообразие», «видовой состав», «автотрофы», «гетеротрофы», «продуценты», «консументы», «редуценты», «ярусность», «виды‑средообразователи». Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ.



Ответы на вопросы рассказ сообщения

27 неделя

54 (3)

Межвидовые отношения организмов в экосистеме №44


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нейтрализм», «аменсализм», «комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм». Решают экологические задачи. Приводят примеры взаимоотношений организмов



Ответы на вопросы рассказ сообщения

28 неделя

55 (4)

Потоки вещества и энергии в экосистеме №45


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «пирамида численности и биомассы». Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решают экологические задачи



Ответы на вопросы рассказ сообщения

28 неделя

56 (5)

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия №46

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «равновесие», «первичная сукцессия», «вторичная сукцессия». Характеризуют процессы саморазвития экосистемы. Сравнивают первичную и вторичную сукцессии.


Проект «Экосистемы»

Защита проекта

29 неделя

57 (6)

Обобщающий урок –экскурсия

1


Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Проводят и фиксируют наблюдения.

Экскурсия в биогеоценоз


Отчёт по экскурсии

Глава 6. Биосферный уровень (11 часов)

Формируемые УУД

Предметные

Ученик научится

—описывать основные гипотезы возникновения жизни на Земле; определять этапы развития жизни на Земле; приводить доказательства эволюции;

—устанавливать взаимосвязи живого и неживого в биосфере; описывать круговороты веществ в биосфере; описывать этапы эволюции биосферы;

—характеризовать экологические кризисы; характеризовать биосферный уровень организации живого;

—рассказывать о средообразующей деятельности организмов;

Ученик получит возможность научиться:

выделять особенности антропогенного воздействия на биосферу;

описывать основы рационального природопользования;

описывать развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;

Личностные результаты

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • формирование умения реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; умения отстаивать свою точку зрения;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде, осознания, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.

Метапредметные

Познавательные

— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

— анализировать, сравнивать, классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

— обобщать факты, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

Регулятивные

  • формулировать учебные задачи, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • выбирать средства достижения цели; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Коммуникативные

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ.

Сроки

урока

Тема урока

параграфа

часы


Деятельность учащихся на уроке

Практические и лабораторные работы

Проектная деятельность

Форма контроля

29 неделя

58 (1)

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов №47

1

Определяют понятия «биосфера», «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва», «организмы как среда обитания», «механическое воздействие», «физико‑химическое воздействие», «перемещение вещества», «гумус», «фильтрация». Характеризуют биосферу как глобальную экосистему, воздействия живых организмов на различные среды жизни



Ответы на вопросы рассказ сообщения

30 неделя

59 (2)

Круговорот веществ в биосфере №48


1

Определяют понятия «биогеохимический цикл», «биогенные(питательные) вещества», «микротрофные вещества», «макротрофные вещества», «микроэлементы». Характеризуют основные биогеохимические циклы на Земле, используя иллюстрации учебника.



Ответы на вопросы рассказ сообщения

30 неделя

60 (3)

Эволюция биосферы №49

1

Определяют понятия «живое вещество», «биогенное вещество», «биокосное вещество», «косное вещество», «экологический кризис. Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами



Ответы на вопросы рассказ сообщения

31 неделя

61 (4)

Гипотезы возникновения жизни №50


1

Определяют понятия «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле.



Ответы на вопросы рассказ сообщения

31 неделя

62 (5)

Развитие представлений

о происхождении жизни. Современное состояние проблемы №51



1




Определяют понятия «коацерваты», «пробионты», «гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток», «гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путем впячивания клеточной мембраны», «прогенот», «эубактерии», «архебактерии». Характеризуют основные этапы возникновения и развития жизни на Земле. Описывают положения основных гипотез возникновения жизни. Сравнивют гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна.



Ответы на вопросы рассказ сообщения

32 неделя

63 (6)

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни №52

1

Определяют понятия «эра», «период», «эпоха», «архей», «протерозой», «палеозой», «мезозой», «кайнозой», «палеонтология», «кембрий», «ордовик», «силур», «девон», «карбон», «пермь», «трилобиты», «риниофиты», «кистеперые рыбы», «стегоцефалы», «ихтиостеги», «терапсиды». Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с заполнением таблицы



Ответы на вопросы рассказ сообщения

32 неделя

64 (7)

Развитие жизни в мезозое и кайнозое №53

1

Определяют понятия «триас», «юра», «мел», «динозавры», «сумчатые млекопитающие», «плацентарные млекопитающие», «палеоген», «неоген», «антропоген». Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое. Приводят примеры организмов, населявших Землю в кайнозое и мезозое. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы.



Ответы на вопросы рассказ сообщения

33 неделя

65 (8)

Обобщающий урок-экскурсия

1

Готовят отчет об экскурсии

Экскурсия в краеведческий музей


Отчёт по экскурсии

33 неделя

66 (9)

Антропогенное воздействие на биосферу №54


1

Определяют понятия «антропогенное воздействие на биосферу», «ноосфера», «природные ресурсы». Характеризуют человека как биосоциальное существо. Описывают экологическую ситуацию в своей местности. Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами



Ответы на вопросы рассказ сообщения

34 неделя

67 (10)

Основы рационального природопользования


1

Определяют понятия «рациональное природопользование», «общество одноразового потребления». Характеризуют современное человечество как «общество одноразового потребления». Обсуждают основные принципы рационального использования природных ресурсов



Ответы на вопросы рассказ сообщения

34 неделя

68 (11)

Обобщающий урок-конференция


1

Выступают с сообщениями по теме. Представляют результаты учебно-исследовательской проектной деятельности


Проект «Методы экологически грамотного ведения хозяйства»

Защита проекта



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!