| Личностные: | Предметные: | Метапредметные: | По плану | По факту |
1 | Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 часов). Наука о живой природе. | 1 | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формируется любовь и бережное отношение к родной природе; | Предметные: получение представления о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоение понятий «биология», «биосфера»; знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии. | Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять понятия; | | |
2. | Свойства живого. | 1 | Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, эстетического отношения к живым объектам; | Предметные: использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. | | |
3. | Методы изучения природы. | 1 | Личностные: развитие эстетического сознания через освоение природного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера; | Предметные: ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. | Метапредметные: владение монологической контекстной речью; умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям; | | |
4. | Увеличительные приборы. | 1 | Личностные: умение соотносить свой действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в связи с изменяющейся ситуацией; | Предметные: применять на практике умение работать с увеличительными приборами. | Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; Владение монологической контекстной речью; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | | |
5. | Строение клетки. Ткани | 1 | Личностные: формирование ответственного отношения к учению; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; | Предметные: комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации. | Метапредметные: владение монологической контекстной речью; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей; | | |
6 | Химический состав клетки. | 1 | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; | Предметные: распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; называть клеточные структуры и их значение; уметь проводить опыты. | | |
7. | Процессы жизнедеятельности клетки. | 1 | Личностные: развитие эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера; | Предметные: характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов. | Метапредметные: владение монологической контекстной речью; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей; | | |
8 | Обобщение и систематизация знаний по теме: « Биология – наука о живом мире» | 1 | Предметные: выявить связь науки с работой ученых-биологов, систематизация знаний о свойствах живого, о строении клетки. | | |
9 | Тема 2. Многообразие живых организмов (12 часов) Царства живой природы. | 1 | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Предметные: определять роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение. | Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение организовывать учебное сотрудничество; | | |
10. | Бактерии: строение и жизнедеятельность | 1 | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; | Предметные: описывать строение бактерий, уметь сравнивать клетки. | | |
11. | Значение бактерий в природе и для человека. | 1 | Личностные: формирование ответственного отношения к учению; принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения; | Предметные: характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз. | Метапредметные: умение соотносить свой действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в связи с изменяющейся ситуацией; | | |
12. | Растения. | 1 | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; | Предметные: комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации. | | |
13. | Внешнее строение побега. | 1 | Предметные: систематизация знаний о строении растений, знакомство со строением побегов цветкового и голосеменного растений. | Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | | |
14. | Животные. | 1 | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; | Предметные: проводить наблюдение за объектами живой природы. | Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Владение умением применять и преобразовывать знаки и символы, для решения учебных и познавательных задач; | | |
15. | Движение животных. | 1 | Предметные: проводить наблюдение за объектами живой природы, систематизировать знания о многообразии животных. | Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; | | |
16. | Грибы. | 1 | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; | Предметные: характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники. | Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение определять понятия; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение монологической контекстной речью; | | |
117. | Многообразие и значение грибов. | 1 | Предметные: различать съедобные и ядовитые грибы и своей местности; освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | | |
18. | Лишайники. | 1 | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности; | Предметные: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников. | Метапредметные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; | | |
19. | Значение живых организмов в природе и в жизни человека | 1 | Личностные: осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности; | Предметные: использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. | | |
20. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов». | 1 | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Предметные: использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. | Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | | |
21 | Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов). Среды жизни планеты Земля. | 1 | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности; | Предметные: объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу. | Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной речью; работать индивидуально и в группе; | | |
22. | Экологические факторы среды. | 1 | Личностные: умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся; | Предметные: выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. | | |
23. | Приспособления организмов к жизни в природе. | 1 | Личностные: осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе; | Предметные: приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение. | Метапредметные: умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; | | |
24 | Природные сообщества. | 1 | Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы Земли; принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения; | Предметные: выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории. | | |
25 | Природные зоны России. | 1 | Личностные: самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе; | Предметные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Метапредметные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | | |
26 | Жизнь организмов на разных материках. | 1 | Личностные: чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, | Предметные: создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; владение устной речью; | | |
27. | Жизнь организмов в морях и океанах. | 1 | Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы Земли; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; | Предметные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | Метапредметные: компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владение устной речью; | | |
28. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля». | 1 | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Предметные: использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов; приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. | Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | | |
29. | Тема 4. Человек на планете Земля (6 часов). Как появился человек на Земле. | 1 | Личностные: осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю. | Предметные: осознание своего влияния на природу, формулировать проблему и предлагать пути её решения. | Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; выдвижение гипотез и их обоснование.; построение логической цепи рассуждений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | | |
30. | Как человек изменял природу. | 1 | Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы Земли; основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; | Предметные: осознание своего влияния на природу. формулировать проблему и предлагать пути её решения. | Метапредметные: умения определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; владение умением создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | | |
31. | Важность охраны живого мира планеты. | 1 | Личностные: принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; | Предметные: использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни. | | |
32. | Сохраним богатство живого мира. | 1 | Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; | Предметные: работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. | Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; | | |
33. | Итоговая контрольная работа. | 1 | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Предметные: систематизировать знания о происхождении человека, о необходимости сохранения биоразнообразия на планете. | Метапредметные: использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов; приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе; проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля; | | |
34. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля». | 1 | Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | Предметные: основополагающие знания о биологии, земле как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы. | Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | | |