2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности (2– 3мин.) | Слайд №1 Ребята, попробуйте догадаться по интересным фактам, какой орган мы будем изучать. В нашем организме это самый тяжелый орган, он весит 2кг 700гр; В нем содержится 250 тысяч «холодовых» и 30 тысяч «тепловых» рецепторов; На этом органе находится около 250 тысяч волос. Конечно же, вы правильно догадались это наша кожа. А, почему, ребята кожу называют зеркалом нашего организма? (ребята высказывают свои предположения) Для того чтобы ответить на этот вопрос правильно, что вы должны узнать сегодня на уроке? (предполагаемые ответы учащихся) Сегодня на уроке, вы должны понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Слайд № 2 Сегодня тема нашего урока «Кожа - наружный покровный орган». Запишем тему урока в тетрадь. Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? (лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске) | Фронтальная Учащиеся отвечают на вопросы: (Кожа) (Состояние кожи отражает здоровье человека) (Строение и функции кожи, уход за кожей, кожные заболевания) Индивидуальная. Запись темы урока в тетрадь. Фронтальная. Учащиеся отвечают на вопросы: (строение и функции кожи) |
3.Изучение нового материала (25 мин.) | Давайте подумаем, может ли человек прожить без кожи? Конечно же, нет, человек просто погибнет. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Площадь кожного покрова взрослого человека достигает 1,5 – 2 кв.м. Ребята, посмотрите на рисунок (рис. 83, с. 201), скажите, сколько слоев можно выделить в нашей коже? Назовите их и запишите в таблицу. Слайд № 3 «Строение и значение кожи» Слои кожи человека | Функции каждого слоя | Эпидермис | Защитная | Дерма | Чувствительная Выделительная Терморегуляционная | Гиподерма | Терморегуляционная Энергетическая Амортизационная | Слайд № 4 Практическая работа: «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти» Давайте теперь уделим внимание первому слою, который называется эпидермис. Возьмите лупу и рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, что вы видите? Как вы думаете, зачем они нужны? Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина которого 0,03-1,5 мм и зависит от области тела. Клетки внутреннего слоя эпидермиса размножаются и содержат пигмент меланин, который придает цвет коже и задерживает ультрафиолетовые лучи солнца. Знаете ли вы, что снаружи клетки кожи мертвые и постоянно слущиваются. Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. Полная смена клеток в эпидермисе подошвы человека происходит в течение 10-30 дней. Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса? Внесите информацию в таблицу. Рассмотрите следующий слой - собственно кожу (дерму). Толщина этого слоя достигает 2,5 мм и образована соединительной тканью. Что входит в её состав? Сальные железы – мешочки с кожным салом и выводящим протоком в волосяном мешочке. Где больше всего сальных желез? За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий. Потовые железы – представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи. Как вы думаете, где больше всего открывается протоков потовых желез? Возьмите лупу рассмотрите свою ладонь. Что вы видите? Знаете ли вы, что у человека приблизительно имеется до 3 млн. потовых желез. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а жаркую до 10-15 л. Иногда до 4 л в час. Для чего наш организм выделяет пот – жидкость, состоящая из воды и минеральных солей, мочевины? Каким образом вода может попасть к потовым железам? Как восполнить потери воды? Сделайте вывод, какие функции выполняют потовые железы? Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражения. Какие виды рецепторов изображены на рисунке? (с.203, рис. 85) У человека на 1 кв. см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания. Давайте проверим работу ваших рецепторов. Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете? Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? Кто смелый, пойти на эксперимент? Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся рецепторы осязания. Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите? Правильно, там узоры – они индивидуальны для каждого человека и используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь. Сделайте вывод, какова же функция рецепторов? Ребята, внесите полученную вами информацию в таблицу. А, сейчас поработайте с учебником и найдите материал о гиподерме и заполните таблицу. Ребята, обратите внимание, о каких образованиях кожи мы с вами еще не узнали? Что же происходит с нашей кожей с возрастом? Посмотрим, от чего это происходит? Слайд № 5 | Фронтальная Учащиеся отвечают на вопрос: Нет, человек погибнет. На коже можно выделить 3 слоя кожи: Эпидермис Дерма Гиподерма Учащиеся заполняют таблицу (индивидуальная работа) Анализ, сравнение, вывод. Проблемно – поисковая деятельность учащихся. Учащиеся отвечают на вопрос: - Поверхность нашей кожи имеет клетки неправильной формы и образует складки. - Если бы не они, мы бы не смогли работать пальцами. Фронтальная Учащиеся отвечают на вопрос: - Защитная Учащиеся заполняют таблицу (индивидуальная работа) Фронтальная Учащиеся называют потовые железы, сальные железы, рецепторы, волосяные луковицы. - На голове, лбу, подбородке. - Чаще всего у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины. Проблемно – поисковая деятельность учащихся. - Блестящие капельки. Фронтальная - Для охлаждения. - Из крови - Нужно попить. - Выделительная, терморегуляционная. Анализ, сравнение, вывод. Фронтальная. Работа с учебником. Проблемно – поисковая деятельность учащихся. - Прикосновения, осязания, давления, боли, тепла, холода. - Прикосновение. - Боль. Эксперимент: ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают. При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала сделан. - Узоры. Фронтальная. Учащиеся отвечают на вопрос: - Чувствительная. Учащиеся заполняют таблицу (индивидуальная работа) Работа с учебником. - Волосы и ногти. Выступают ребята с сообщениями. 1.Жизнь волоса. 2.Ногти. - Она стареет. Ребята смотрят видеофрагмент. |