СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии для 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Календарно-тематическое планирование по биологии для 8 класса

                                                Календарно-тематическое планирование

по биологии для 8 класса разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.

Учебный план МКОУ «Плосковская СОШ».

Устав МКОУ «Плосковская СОШ».

Основная образовательная программа МКОУ «Плосковская СОШ» основного общего образования.

Сборник  программ  по биологии для  общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника.

Авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек и его здоровье» 8 класс. М. – Дрофа, 2013г.

Количество часов по плану-70

Контрольных работ – 4;  лабораторных работ –18

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии для 8 класса»

Календарно-тематическое планирование

по биологии для 8 класса разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.

Учебный план МКОУ «Плосковская СОШ».

Устав МКОУ «Плосковская СОШ».

Основная образовательная программа МКОУ «Плосковская СОШ» основного общего образования.

Сборник программ по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника.

Авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек и его здоровье» 8 класс. М. – Дрофа, 2013г.

Количество часов по плану-70

Контрольных работ – 4; лабораторных работ –18











Задание 1. Тематическое и поурочное планирование по теме школьного раздела «Человек и его здоровье»

«Покровные органы. Терморегуляция. Выделение».

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе

практическая работа

обобщение по теме


Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.




1

Кожа – наружный покровный орган.

1

1


2

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1



3


Терморегуляция организма. Закаливание.

1



4

Выделение.

1



5

Обобщающий урок по теме «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция»

1


1


Итого

5

1

1





п/п

Раздел.

Тема.

Тип урока

Основные виды учебной деятельности.

Виды контроля.

Требования к результату обучения

Использ-ие оборуд-я, ТСО, компьютерной техники и программного обеспечения

Дата


Покровные органы. Терморегуляция. Выделение


1

Кожа - наружный покровный орган.


Практическая работа «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти»



КУ




Фронтальная работа

Самонаблюдения. Практическая работа «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти»





Знать/ понимать - функции и строение кожи,

– устанавливать взаимосвязь строения и функции производных кожи;

-работать с лупой.

Таблица «Строение кожи».

Ручные лупы

Видеофильм



2

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

КУ

Аналитическое чтение.

Составление сложного и тезисного плана.


Знать/ понимать - значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви;

- применять меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма, первой помощи при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции.

Таблицы, изображающие строение кожи и ее придатки, чесоточного зудня, поражение кожи стригущим лишаем, меры доврачебной помощи при ожогах и обморожениях. Для самостоятельной работы: бумажные салфетки, лезвия безопасной бритвы, шампунь, чашки Петри с водой.

Презентация.


3

Терморегуляция организма. Закаливание.

КУ

Диалектический анализ учебного материала. Устный опрос.

Знать/ понимать - относительное постоянство температуры тела человека

–разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания.

Таблицы, показывающие строение кожи.



4

Выделение.

КУ

Работа с книгой.


Устный опрос

Знать/ понимать – раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма; особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов выделения;
– рассказывать о микроскопическом строении почки, двойной фильтрации крови в почечных канальцах, образовании в них мочи.

Презентация.


Таблицы «Кожа», «Органы выделения».




5

Обобщающий урок по теме «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция»

УПЗУ

Групповая работа.

Знать/ понимать - применять на практике знания о строении и функциях системы органов выделения и кожи.

Направлять познавательный интерес на изучение организма человека для сохранения своего здоровья.

Развивать биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций . Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий. Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Повышать культуру общения, речь.

Таблицы «Кожа», «Органы выделения».



Использованы следующие условные обозначения:

КУ - комбинированный урок; УПЗУ – урок применения знаний и умений.

Задание 2.

Тема урока: «Кожа - наружный покровный орган»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-лекция; практический урок.

Цели урока:

1. Создать условия для формирования у учащихся анатомо-физиологические понятия о строении и функциях кожи;

2. Создать условия для развития учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций;

3. Помочь учащимся осознать личную и практическую значимость учебного материала.

Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, таблица «Кожа», лупа, зубочистка, муляжи фруктов, видеокассета «Загадки человеческого тела», издательство «Ридерз Дайджест», видеофрагмент о коже.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

(1 мин.)

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Вот звенит для нас звонок.

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели, настраиваемся на урок.


Фронтальная

2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

(2– 3мин.)

Слайд №1

Ребята, попробуйте догадаться по интересным фактам, какой орган мы будем изучать.

  • В нашем организме это самый тяжелый орган, он весит 2кг 700гр;

  • В нем содержится 250 тысяч «холодовых» и 30 тысяч «тепловых» рецепторов;

  • На этом органе находится около 250 тысяч волос.

Конечно же, вы правильно догадались это наша кожа. А, почему, ребята кожу называют зеркалом нашего организма? (ребята высказывают свои предположения)

Для того чтобы ответить на этот вопрос правильно, что вы должны узнать сегодня на уроке? (предполагаемые ответы учащихся)

Сегодня на уроке, вы должны понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи.

Слайд № 2

Сегодня тема нашего урока

«Кожа - наружный покровный орган».

Запишем тему урока в тетрадь.

Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? (лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске)



Фронтальная




Учащиеся отвечают на вопросы:

(Кожа)



(Состояние кожи отражает здоровье человека)



(Строение и функции кожи, уход за кожей, кожные заболевания)





Индивидуальная.

Запись темы урока в тетрадь.

Фронтальная.

Учащиеся отвечают на вопросы:

(строение и функции кожи)

3.Изучение нового материала

(25 мин.)


Давайте подумаем, может ли человек прожить без кожи?

Конечно же, нет, человек просто погибнет.

Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Площадь кожного покрова взрослого человека достигает 1,5 – 2 кв.м.

Ребята, посмотрите на рисунок (рис. 83, с. 201), скажите, сколько слоев можно выделить в нашей коже?

Назовите их и запишите в таблицу.

Слайд № 3

«Строение и значение кожи»

Слои кожи человека

Функции каждого слоя

Эпидермис

Защитная

Дерма

Чувствительная

Выделительная

Терморегуляционная

Гиподерма

Терморегуляционная

Энергетическая

Амортизационная


Слайд № 4

Практическая работа: «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти»

Давайте теперь уделим внимание первому слою, который называется эпидермис.

Возьмите лупу и рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, что вы видите?


Как вы думаете, зачем они нужны?


Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина которого 0,03-1,5 мм и зависит от области тела. Клетки внутреннего слоя эпидермиса размножаются и содержат пигмент меланин, который придает цвет коже и задерживает ультрафиолетовые лучи солнца.

Знаете ли вы, что снаружи клетки кожи мертвые и постоянно слущиваются. Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. Полная смена клеток в эпидермисе подошвы человека происходит в течение 10-30 дней.

Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса?

Внесите информацию в таблицу.


Рассмотрите следующий слой - собственно кожу (дерму). Толщина этого слоя достигает 2,5 мм и образована соединительной тканью. Что входит в её состав?

Сальные железы – мешочки с кожным салом и выводящим протоком в волосяном мешочке.

Где больше всего сальных желез?

За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий.

Потовые железы – представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи. Как вы думаете, где больше всего открывается протоков потовых желез?

Возьмите лупу рассмотрите свою ладонь.

Что вы видите?

Знаете ли вы, что у человека приблизительно имеется до 3 млн. потовых желез. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а жаркую до 10-15 л. Иногда до 4 л в час.

Для чего наш организм выделяет пот – жидкость, состоящая из воды и минеральных солей, мочевины?

Каким образом вода может попасть к потовым железам?

Как восполнить потери воды?

Сделайте вывод, какие функции выполняют потовые железы?

Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражения.

Какие виды рецепторов изображены на рисунке? (с.203, рис. 85)

У человека на 1 кв. см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.

Давайте проверим работу ваших рецепторов.

Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете?

Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете?

Кто смелый, пойти на эксперимент?


Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся рецепторы осязания.



Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите? Правильно, там узоры – они индивидуальны для каждого человека и используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь.

Сделайте вывод, какова же функция рецепторов?

Ребята, внесите полученную вами информацию в таблицу.


А, сейчас поработайте с учебником и найдите материал о гиподерме и заполните таблицу.

Ребята, обратите внимание, о каких образованиях кожи мы с вами еще не узнали?


Что же происходит с нашей кожей с возрастом? Посмотрим, от чего это происходит?

Слайд № 5



Фронтальная

Учащиеся отвечают на вопрос:

Нет, человек погибнет.







На коже можно выделить 3 слоя кожи:

Эпидермис

Дерма

Гиподерма



Учащиеся заполняют таблицу (индивидуальная работа)










Анализ, сравнение, вывод.

Проблемно – поисковая деятельность учащихся.

Учащиеся отвечают на вопрос:

- Поверхность нашей кожи имеет клетки неправильной формы и образует складки.

- Если бы не они, мы бы не смогли работать пальцами.






Фронтальная




Учащиеся отвечают на вопрос:

- Защитная

Учащиеся заполняют таблицу (индивидуальная работа)


Фронтальная

Учащиеся называют потовые железы, сальные железы, рецепторы, волосяные луковицы.

- На голове, лбу, подбородке.


- Чаще всего у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины.

Проблемно – поисковая деятельность учащихся.

- Блестящие капельки.


Фронтальная




- Для охлаждения.

- Из крови

- Нужно попить.


- Выделительная, терморегуляционная.

Анализ, сравнение, вывод.

Фронтальная. Работа с учебником.

Проблемно – поисковая деятельность учащихся.

- Прикосновения, осязания, давления, боли, тепла, холода.




- Прикосновение.

- Боль.


Эксперимент: ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают.

При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала сделан.

- Узоры.



Фронтальная.


Учащиеся отвечают на вопрос:

- Чувствительная.

Учащиеся заполняют таблицу (индивидуальная работа)

Работа с учебником.


- Волосы и ногти.

Выступают ребята с сообщениями.

1.Жизнь волоса.

2.Ногти.

- Она стареет.

Ребята смотрят видеофрагмент.

4.Закрепление

  1. мин.)

Решение познавательных задач

1.Если дохнуть себе на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады. Почему?

2.В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?

3. Почему иной раз укус комара человек просто не замечает, но иногда укус комара бывает чувствительным, даже на том же участке кожи?

4. Всегда ли кожа служит надежным барьером для возбудителей заболеваний и ядовитых веществ?

5. Почему нельзя грызть ногти и заусенцы?

Слайд № 6.


Самостоятельная практическая деятельность учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков.







5.Рефлексия

(2мин.)


Подведение итогов урока:

Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?

Ребята, мы выполнили задачу урока?

Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

1. Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости от вашей активности на уроке.

  1. Выберите понравившееся предложение и допишите его:

  1. На уроке я узнал….

  2. На уроке мне понравилось……

  3. Мне было трудно………….

  4. Теперь бы я хотел (а) еще узнать………

Фронтальная.






Индивидуальная.

Анализ и оценка деятельности на уроке.





6. Домашнее задание

(1 мин.)


Домашнее задание:

1.Прочитать параграф 39, ответить на вопросы 1-4

2.По желанию: приготовить сообщение исходя из жизненного опыта

а) уход за кожей

б) уход за волосами и ногтями


Индивидуальная.




Список используемой литературы.

  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.

  2. Демьянков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах». М,1996г

  3. Демьянков Е.Н. «Биология. Мир человека».:М, 2004г

  4. Зверев И.Д. «Человек. Организм и здоровье». М,2000г

  5. Колесов Д.В. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2014.

  6. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2010г.

  7. Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009. - 96с: ил.

  8. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 – 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) – СПб.: Паритет, 2006г.

  9. Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.

  10. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. «Анатомия и физиология человека». - М,2002г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!