СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс 1 час в неделю 34 ч в год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс 1 час в неделю 34 ч в год»

Календарно- тематическое планирование уроков биологии 7 класс

1 час в неделю

урока

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

Дата

план

факт

Тема 1. Общие сведения о мире животных (3 часа)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Зоология — наука о животных

Выявлять признаки сходства и различий животных и растений.

Приводить примеры различных представителей царства Животные.

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека.



2

Животные и окружающая среда

Приводить примеры распространения животных в различных средах жизни.

Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам.

Различать понятия «среда жизни», «среда обитания», «место обитания». Описывать влияние экологических факторов на животных.

Доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе. Определять роль вида в биоценозе.

Характеризовать влияние человека на животных.

Оценивать результаты влияния человека с этической точки зрения. Устанавливать взаимосвязь численности отдельных видов животных и их взаимоотношений в природе.

Характеризовать пути развития зоологии.

Описывать характерные признаки животных и особенности их поведения.

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений: о животных и окружающей среде; о сокращении численности отдельных видов животных

Соблюдать правила поведения в природе. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.



3

Классификация животных

Входная диагностическая работа.

Называть основные принципы классификации организмов.

Характеризовать критерии основной единицы классификации.

Устанавливать систематическое положение (соподчинение) различных таксонов на конкретных примерах. Определять роль отечественных ученых в развитии зоологии. Анализировать достижения К. Линнея и Ч. Дарвина в области биологической науки.



Тема 2. Строение тела животных (2 часа)

4

Клетка

Сравнивать и делать выводы о причинах сходства и различия животной и растительной клеток.

Называть клеточные структуры животной клетки.

Устанавливать взаимосвязь строения животной

клетки с типом питания.



5

Ткани, органы и системы органов

Называть типы тканей животных.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Характеризовать органы и системы органов животных.

Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма.

Описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела



Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (2 часа)

6

Тип Амебовые, Тип Эвгленовые

Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, или

Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы.

Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма на примере амебы-протея. Обосновывать роль простейших в экосистемах.

Характеризовать среду обитания жгутиконосцев.

Устанавливать взаимосвязь характера питания и условий среды.

Делать вывод о промежуточном положении эвглены зеленой.

Приводить доказательства более сложной организации колониальных форм жгутиковых.

Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах.



7

Тип Инфузории

Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»


Выявлять характерные признаки типа Инфузории.

Приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосцами.

Объяснять происхождение простейших.

Распознавать представителей простейших-паразитов на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.

Приводить доказательства необходимости выполнения

санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими.

Выявлять характерные особенности животных по сравнению с растениями. Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды.

Формулировать вывод о роли простейших в природе.

Наблюдать простейших под микроскопом.

Фиксировать результаты наблюдений.

Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



Тема 4. Подцарство Многоклеточные (1 час)

8

Строение и жизнедеятельность кишечнополостных

Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные.

Называть представителей типа кишечнополостных и выделять общие

черты их строения.

Объяснять на примере наличие лучевой симметрии у кишечнополостных животных.

Характеризовать признаки более сложной организации в сравнении с простейшими.

Определять представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах.

Характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника.

Выявлять черты сходства и различий жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз.

Устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных.

Называть признаки, свидетельствующие о древнем происхождении кишечнополостных.

Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах



Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3 часа)

9

Тип Плоские черви

Описывать основные признаки типа Плоские черви.

Называть основных представителей класса Ресничные черви. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей.

Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными.

Называть характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, используя рисунки учебника.

Устанавливать взаимосвязь строения червей-паразитов и среды их обитания.

Распознавать представителей классов плоских червей на рисунках, фотографиях.

Соблюдать санитарно-гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями



10

Тип Круглые черви

Описывать характерные черты строения круглых червей.

Распознавать представителей класса на рисунках и фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма и образа его

жизни.

Находить признаки отличия первичной полости от кишечной.

Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями.



11

Тип Кольчатые черви.

Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

Называть черты более высокой организации кольчатых червей по

сравнению с круглыми червями.

Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях. Характеризовать черты усложнения строения систем внутренних органов. Формулировать вывод об уровне строения органов чувств.

Устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его обитанием в почве.

Обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.



Тема 6. Тип Моллюски (1 час)

12

Общая характеристика моллюсков.

Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

Характеризовать особенности строения представителей различных

классов моллюсков.

Называть основные черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей.

Устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их

организации.

Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов.

Характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков.

Различать и определять двустворчатых моллюсков на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Объяснять взаимосвязь образа жизни и особенностей строения двустворчатых моллюсков.

Характеризовать черты приспособленности моллюсков к среде обитания. Формулировать вывод о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека.

Устанавливать сходство и различия в строении раковин моллюсков.

Выделять характерные признаки класса головоногих моллюсков.

Определять и классифицировать представителей различных классов моллюсков, используя рисунки, фотографии, натуральные объекты. Аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта, реферата: о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах; о роли моллюсков в природе и в жизни человека



Тема 7. Тип Членистоногие (3 часа)

13

Класс Ракообразные

Выявлять общие признаки классов типа Членистоногие.

Определять и классифицировать представителей класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака



14

Класс Паукообразные.

Выявлять характерные признаки класса Паукообразные.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных и их образа жизни (хищничество, паразитизм).

Аргументировать необходимость соблюдения мер защиты от заражения клещевым энцефалитом



15

Класс Насекомые.

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого»

Выявлять характерные признаки класса Насекомые.

Определять и классифицировать представителей класса по рисункам, фотографиям, коллекциям.

Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых.

Характеризовать типы развития насекомых.

Объяснять принципы классификации насекомых.

Устанавливать систематическую принадлежность насекомых.

Выявлять различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением.

Называть состав семьи общественных насекомых на примере пчел, муравьев.

Характеризовать функции членов семьи, способы координации их действий.

Объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов насекомых.

Называть насекомых, приносящих вред сельскохозяйственным культурам. Характеризовать последствия воздействия вредных для человека насекомых на организм человека и животных.

Описывать методы борьбы с насекомыми — вредителями и переносчиками заболеваний.

Устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенностей жизнедеятельности насекомых.

Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы.

Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.



Тема 8. Общая характеристика типа Хордовые. Бесчерепные Рыбы (4 часа)

16

Бесчерепные

Выделять основные признаки хордовых.

Характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы.

Объяснять особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника.

Обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых.

Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными



17

Позвоночные, или черепные. Внешнее строение рыб

Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде.

Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе выполнение я лабораторной работы.



18

Внутреннее строение рыб

Устанавливать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций.

Выявлять характерные черты строения систем внутренних органов.

Сравнивать особенности строения и функций внутренних органов рыб и ланцетника.

Характеризовать черты усложнения организации рыб



19

Особенности жизни рыб.

Различать основные группы промысловых рыб на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Характеризовать осетровых рыб как важный объект промысла.

Называть наиболее распространенные виды рыб и объяснять их значение в жизни человека.

Проектировать меры по охране ценных групп рыб.

Называть отличительные признаки бесчерепных животных. Характеризовать черты приспособленности рыб к жизни в водной среде. Обосновывать роль рыб в экосистемах.

Объяснять причины разнообразия рыб, усложнения их организации с точки зрения эволюции животного мира.

Оценивать роль миграций в жизни рыб.



Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (3 часа)

20

Среда обитания и строение тела земноводных

Описывать характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условиями среды обитания.

Устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий.

Выявлять прогрессивные черты строения скелета головы и туловища, опорно-двигательной системы в целом по сравнению с рыбами.

Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде.

Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с

их функциями и средой обитания.

Сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб.

Определять черты более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.



21

Строение и функции внутренних органов земноводных

Выявлять прогрессивные черты строения скелета головы и туловища, опорно-двигательной системы в целом по сравнению с рыбами.

Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде.

Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с

их функциями и средой обитания.

Сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб.

Определять черты более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.



22

Размножение и происхождение земноводных

Характеризовать влияние сезонных изменений на жизненный цикл

земноводных.

Сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб.

Наблюдать и описывать развитие амфибий.

Обосновывать выводы о происхождении земноводных.

Определять и классифицировать земноводных по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций земноводных со средой обитания.

Обобщать материал о сходстве и различиях рыб и земноводных в форме таблицы или схемы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии земноводных, их охране



Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа)

23

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся

Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания.

Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных.

Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий. Характеризовать процессы жизнедеятельности рептилий в связи с жизнью на суше.



24

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

Устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания.

Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Характеризовать процессы размножения и развития детенышей у пресмыкающихся

Определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Находить отличительные признаки представителей разных групп рептилий.

Характеризовать черты более высокой организации представителей отряда крокодилов.

Соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей.

Характеризовать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека.

Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий.

Аргументировать вывод об отличии происхождения пресмыкающихся от земноводных.

Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов: о разнообразии и значении пресмыкающихся, об их происхождении и месте в эволюционном процессе; о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве



Тема 11. Класс Птицы (5 часов)

25

Внешнее строение птиц

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту.

Объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц.

Устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



26

Опорно-двигательная система птиц

Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы».

Устанавливать взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полёту.

Характеризовать строение и функции мышечной системы птиц.

Изучать и описывать строение скелета птицы в процессе выполнения лабораторной работы.

Изучать и описывать строение скелета птиц в ходе выполнения лабораторной работы

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



27

Внутреннее строение птиц.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц.

Характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц.

Выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств птиц по сравнению с рептилиями



28

Размножение и развитие птиц

Характеризовать особенности строения органов размножения и причины их возникновения.

Объяснять строение яйца и назначение его частей.

Описывать этапы формирования яйца и развития в нём зародыша.

Распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах



29

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц

Экскурсия №2 «Птицы леса (парка)»

Объяснять принципы классификации птиц.

Устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки параграфа.

Называть признаки выделения экологических групп птиц.

Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания

Наблюдать и описывать поведение птиц в природе.

Обобщать и фиксировать результаты экскурсии.

Участвовать в обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе



Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (4 часа)

30

Внешнее строение млекопитающих

Выделять характерные признаки представителей класса Млекопитающие.

Обосновывать выводы о более высокой организации млекопитающих по сравнению с представителями других классов.

Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий

Характеризовать функции и роль желез млекопитающих



31

Внутреннее строение млекопитающих

Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих».

Описывать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы, используя примеры животных разных сред обитания.

Проводить наблюдения и фиксировать их результаты в ходе выполнения лабораторной работы.

Характеризовать особенности строения систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями.



32

Размножение и развитие, происхождение и разнообразие млекопитающих

Экскурсия№3 «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)»

Характеризовать особенности размножения млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми.

Устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений.

Объяснять причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности у млекопитающих.

Объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий.

Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах млекопитающих и о мерах по их охране

Называть экологические группы животных.

Характеризовать признаки животных одной экологической группы на примерах.



33

Значение млекопитающих для человека.

Называть характерные особенности строения и образа жизни предков домашних животных.

Обосновывать необходимость применения мер по охране диких животных.

Характеризовать основные направления животноводства.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов по охране диких животных.



Тема 13. Развитие животного мира на Земле (1 час)

34

Развитие животного мира на Земле.

Стандартизированная работа

Приводить примеры разнообразия животных в природе.

Объяснять принципы классификации животных.

Характеризовать стадии зародышевого развития животных.

Доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт усложнения их организации.

Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле.

Раскрывать основные положения учения Ч. Дарвина, его роль в объяснении эволюции организмов

Характеризовать основные этапы эволюции животных.

Описывать процесс усложнения многоклеточных, используя примеры.

Проверка знаний по курсу биологии 5 класса.

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!