Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
«___» __________2020 г.
Данное календарно-тематическое планирование предназначено для учащихся 9А, 9Б классов, конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Срок реализации один учебный год. В учебном плане школы на 2018-2019 учебный год для изучения учебного предмета «Биология» в 9 классе отводится 2 часа в неделю (68 часа в год).
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт | |
Раздел 1. Введение в науки о человеке (3 ч.) |
1 | Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). | 1 | | 3.09 3.09 | |
2 | Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. | 1 | | 5.09 7.09 | |
3 | Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. | 1 | | 10.09 10.09 | |
Раздел 2. Общие свойства организма человека (3 ч.) |
4 | Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. | 1 | | 12.09 14.09 | |
5 | Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Лабораторная работа № 1: «Выявление особенностей строения клеток разных тканей». | 1 | | 17.09 17.09 | |
6 | Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). | 1 | | 19.09 21.09 | |
Раздел 3. Нейрогуморальная регуляция функций организма (6 ч.) |
7 | Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. | 1 | | 24.09 24.09 | |
8 | Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. | 1 | | 26.09 | |
9 | Спинной мозг. | 1 | | 1.10 | |
10 | Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Лабораторная работа № 2: «Изучение строения головного мозга». | 1 | | 3.10 5.10 | |
11 | Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. | 1 | | 8.10 | |
12 | Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. | 1 | | 10.10 | |
13 | Контрольная работа № 1 «Введение в науки о человеке», «Общие свойства организма человека», «Нейрогуморальная регуляция функций организма». | 1 | | 15.10 15.10 | |
Раздел 4. Опора и движение (5 ч.) |
14 | Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. | 1 | | 17.10 19.10 | |
15 | Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Лабораторная работа № 3: «Выявление особенностей строения позвонков». | 1 | | 22.10 22.10 | |
16 | Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. | 1 | | 24.10 26.10 | |
17 | Лабораторная работа № 4: «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия». Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 1 | | 29.10 | |
Раздел 5. Кровь и кровообращение (6ч.) |
18 | Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. | 1 | | | |
19 | Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Лабораторная работа № 5: «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки». | 1 | | | |
20 | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. | 1 | | | |
21 | Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. | 1 | | | |
22 | Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Лабораторная работа № 6: «Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления». | 1 | | | |
23 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 1 | | | |
Раздел 6. Дыхание (6 ч.) |
24 | Дыхательная система: строение и функции. | 1 | | | |
25 | Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа № 7: «Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения». | 1 | | | |
26 | Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. | 1 | | | |
27 | Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. | 1 | | | |
28 | Контрольная работа № 2 «Опора и движение», «Кровь и кровообращение», «Дыхание». | 1 | | | |
Раздел 7. Пищеварение (6 ч.) |
29 | Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. | 1 | | | |
30 | Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. | 1 | | | |
31 | Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. | 1 | | | |
32 | Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. | 1 | | | |
33 | Особенности пищеварения в толстом кишечнике. | 1 | | | |
34 | Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | | | |
Раздел 8. Обмен веществ и энергии (6 ч.) |
35 | Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. | 1 | | | |
36 | Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. | 1 | | | |
37 | Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. | 1 | | | |
38 | Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. | 1 | | | |
39 | Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. | 1 | | | |
40 | Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 1 | | | |
Раздел 9. Выделение (3 ч.) |
41 | Мочевыделительная система: строение и функции. | 1 | | | |
42 | Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. | 1 | | | |
43 | Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. | 1 | | | |
Раздел 10. Размножение и развитие (5 ч.) |
44 | Половая система: строение и функции. | 1 | | | |
45 | Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. | 1 | | | |
46 | Рост и развитие ребенка. Половое созревание. | 1 | | | |
47 | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. | 1 | | | |
48 | Контрольная работа № 3.. | 1 | | | |
Раздел 11. Сенсорные системы (анализаторы) (7 ч.) |
49 | Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. | 1 | | | |
50 | Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Лабораторная работа № 8: «Изучение строения и работы органа зрения». | 1 | | | |
51 | Нарушения зрения и их предупреждение. | 1 | | | |
52 | Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. | 1 | | | |
53 | Гигиена слуха. | 1 | | | |
54 | Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. | 1 | | | |
55 | Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. | 1 | | | |
Раздел 12. Высшая нервная деятельность (7 ч.) |
56 | Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова,А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. | 1 | | | |
57 | Безусловные и условные рефлексы, их значение. | 1 | | | |
58 | Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. | 1 | | | |
59 | Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. | 1 | | | |
60 | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. | 1 | | | |
61 | Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. | 1 | | | |
62 | Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | 1 | | | |
Раздел 13. Здоровье человека и его охрана (6 ч.) |
63 | Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. | 1 | | | |
64 | Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | 1 | | | |
65 | Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | 1 | | | |
66 | Повторение «Биология. Человек.9 класс». | 1 | | | |
67 | Итоговая контрольная работа «Биология. Человек.9 класс». | 1 | | | |
68 | Обобщение «Человек. 9 класс». | 1 | | | |