Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
«___» __________2020 г.
Данное календарно-тематическое планирование предназначено для учащихся 8А, 8Б классов, конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Срок реализации один учебный год. В учебном плане школы на 2018-2019 учебный год для изучения учебного предмета «Биология» в 8 классе отводится 2 часа в неделю (70 часов в год).
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт | |
РАЗДЕЛ 1. Царство Животные (2ч.) |
1 | Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. | 1 | | | |
2 | Общая характеристика царства Животные. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. | 1 | | | |
РАЗДЕЛ 2. Одноклеточные животные, или Простейшие (3 ч.) |
3 | Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Классификация. Лабораторная работа № 1: «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных». | 1 | | | |
4 | Значение простейших в природе и жизни человека. | 1 | | | |
5 | Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. | 1 | | | |
РАЗДЕЛ 3. Тип Губки (1 ч.) |
6 | Многоклеточные животные. Особенности организации. Классификация. Тип Губки. | 1 | | | |
РАЗДЕЛ 4. Тип Кишечнополостные (2 ч.) |
7 | Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. | 1 | | | |
8 | Многообразие кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. | 1 | | | |
РАЗДЕЛ 5. Типы червей (8 ч.) |
9 | Тип Плоские черви, общая характеристика. | 1 | | | |
10 | Многообразие и значение плоских червей в природе и жизни человека. | 1 | | | |
11 | Тип Круглые черви, общая характеристика. | 1 | | | |
12 | Многообразие и значение круглых червей в природе и жизни человека. | 1 | | | |
13 | Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. | 1 | | | |
14 | Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Лабораторная работа № 2: «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения». | 1 | | | |
15 | Многообразие и значение кольчатых червей в природе и жизни человека. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей. | 1 | | | |
16 | Контрольная работа № 1 «Царство Животные», «Одноклеточные животные, или Простейшие», «Тип Кишечнополостные», «Типы червей». | 1 | | | |
РАЗДЕЛ 6. Тип Моллюски (2 ч.) |
17 | Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Лабораторная работа № 3: «Изучение строения раковин моллюсков». | 1 | | | |
18 | Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. | 1 | | | |
РАЗДЕЛ 7. Тип Членистоногие (13 ч.) |
19 | Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. | 1 | | | |
20 | Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. | 1 | | | |
21 | Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека. | 1 | | | |
22 | Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. | 1 | | | |
23 | Многообразие паукообразных, их значение в природе и жизни человека. | 1 | | | |
24 | Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. | 1 | | | |
25 | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Лабораторная работа № 4: " Изучение внешнего строения насекомого ". | 1 | | | |
26 | Размножение и развитие насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Лабораторная работа № 5: «Изучение типов развития насекомых». | 1 | | | |
27 | Многообразие насекомых. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края. | 1 | | | |
28 | Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. | 1 | | | |
29 | Контрольная работа № 2 «Тип Моллюски», «Тип Членистоногие». | 1 | | | |
30 | Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. | 1 | | | |
31 | Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. | 1 | | | |
РАЗДЕЛ 8. Тип Иглокожие (1 ч.) |
32 | Тип Иглокожие. | 1 | | | |
РАЗДЕЛ 9. Тип Хордовые (32 ч.) |
33 | Общая характеристика типа Хордовых. | 1 | | | |
34 | Подтип Бесчерепные. Ланцетник. | 1 | | | |
35 | Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. | 1 | | | |
36 | Места обитания и внешнее строение рыб. Лабораторная работа № 6: «Изучение внешнего строения и передвижения рыб». | 1 | | | |
37 | Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. | 1 | | | |
38 | Размножение и развитие и миграция рыб в природе. | 1 | | | |
39 | Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. | 1 | | | |
40 | Рыбоводство и охрана рыбных запасов. | 1 | | | |
41 | Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. | 1 | | | |
42 | Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. | 1 | | | |
43 | Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. | 1 | | | |
44 | Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. | 1 | | | |
45 | Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания пресмыкающихся. | 1 | | | |
46 | Особенности внешнего строения пресмыкающихся. | 1 | | | |
47 | Особенности внутреннего строения пресмыкающихся. | 1 | | | |
48 | Размножение пресмыкающихся. | 1 | | | |
49 | Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. | 1 | | | |
50 | Контрольная работа № 3 «Тип Иглокожие», «Тип Хордовые: подтип Бесчерепные и подтип Черепные (надкласс Рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся)». | 1 | | | |
51 | Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. | 1 | | | |
52 | Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Лабораторная работа № 7: «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц». | 1 | | | |
53 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. | 1 | | | |
54 | Размножение и развитие птиц. | 1 | | | |
55 | Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. | 1 | | | |
56 | Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. | 1 | | | |
57 | Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Многообразие птиц родного края. | 1 | | | |
58 | Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. | 1 | | | |
59 | Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Лабораторная работа № 8: «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих». | 1 | | | |
60 | Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. | 1 | | | |
61 | Размножение и развитие млекопитающих. | 1 | | | |
62 | Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Многообразие млекопитающих родного края. | 1 | | | |
63 | Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. | 1 | | | |
64 | Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. | 1 | | | |
РАЗДЕЛ 10. Экосистемы (6 ч.) |
65 | Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. | 1 | | | |
66 | Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. | 1 | | | |
67 | Биосфера–глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 | | | |
68 | Повторение «Биология. Многообразие организмов. 8 класс». | 1 | | | |
69 | Итоговая контрольная работа «Биология. Многообразие организмов. 8 класс». | 1 | | | |
70 | Обобщение «Биология. Многообразие организмов. 8 класс». Экскурсия. 1. Многообразие животных. 2. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края. 3. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей). | 1 | | | |